Когнитивные способности – что это такое, как их развить? Когнитивные способности человека. Отличия между умом, интеллектом и мышлением
Для того, чтобы голова работала хорошо, а умственная работа была эффективной, нужно соблюдать несколько важных условий. Одно из главных - полезная еда.
Активизация мозгового кровообращения, поддержание в чистоте кровеносных сосудов, питание клеток коры головного мозга, - все это зависит от того, какие вещества будут поступать в кровь при переваривании пищи.
В этой статье мы рассмотрим 5 основных направлений усиления когнитивных способностей с помощью рекомендаций по питанию и конкретных продуктов.
1. Улучшение памяти
Для хорошей работы памяти в рационе должно быть достаточное количество белковой пищи, так как протеин расщепляется на аминокислоты, необходимые для нормальной памяти.
Жиры служат строительным материалом для клеток мозга, но среди них обязательно должны быть ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, Омега-6 и Омега-9.
Углеводы - это источник глюкозы, необходимой для умственной работы, причем преимущество должно отдаваться медленным углеводам, которые расщепляются небыстро, но обеспечивают энергией надолго. И без минералов, витаминов, органических кислот и других веществ полноценное долговременное запоминание просто невозможно.
- Фрукты, ягоды и овощи. Давно известно о положительном . Среди них особенно ценны помидоры, так как содержат ликопен, защищающий нейроны от разрушения, лук, чеснок и все зеленые овощи, потому что в их составе - витамины группы В, фолиевая кислота и цинк. Из фруктов стоит выделить бананы, поставляющие в кровь глюкозу и витамины В, лимоны, так как в них большое количество витамина С, и красные яблоки, богатые веществами антоцианами. Из ягод для улучшения памяти стоит выбрать голубику, чернику, виноград и черную смородину.
- Жирная рыба и морепродукты. При необходимости много и надолго запоминать, морскую жирную рыбу нужно есть не менее 2 раз в неделю, а лучше чаще. Самая полезная рыба - сельдь, форель, тунец, семга, скумбрия и лосось, а из морепродуктов - мидии, креветки и устрицы.
- Кофе. Основное действующее вещество - кофеин. Многочисленные исследования показали, что , причем не кратковременную, а долговременную. То есть чтобы хорошо запомнить информацию, недостаточно выпить кофе непосредственно перед учебой или работой: это не поможет. Нужно, чтобы кофе был в рационе занимающегося умственным трудом в небольшом количестве, но постоянно.
- Чай. В чае, особенно зеленом, тоже содержится кофеин, который улучшает свойства памяти. Но в чае обнаружен также фермент галлат эпигаллокатехина, которого нет в других продуктах и который так полезен для улучшения запоминания. Подробнее смотрите в отдельной статье.
- Орехи. Крайне . Витамин Е, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, растительный белок, лецитин, - все это крайне необходимо, если приходится много запоминать. Аминкислота триптофан, которой тоже в избытке в орехах, помогает выработке серотонина, который тоже способствует качественному запоминанию.
- Горький шоколад. Кофеин, теобромин, фенетиламин, содержащиеся в шоколаде, способствуют хорошему усвоению информации. И хотя молочный шоколад не так полезен, но даже он улучшает зрительную и вербальную память. - обладает также способностью увеличивать скорость запоминания информации любой сложности.
- Розмарин. Эфирное масло розмарина, употребляемое внутрь или используемое для ароматерапии, . К тому же, химические соединения этого растения защищают клетки мозга от свободных радикалов.
2. Концентрация внимания
Улучшить концентрацию внимания возможно не только волевым усилием. Употребление следующих продуктов заметно помогает повысить эту умственную способность.
- Жирная морская рыба. Положительное известно давно. У людей, жалующихся на неумение концентрироваться, в рационе обычно не хватает жирных морепродуктов. Ситуацию может исправить употребление лосося, скумбрии, форели, сельди для начала 3 раза, а после нормализации работы мозга, - 2 раза в неделю.
- Зеленый чай. Содержащиеся в нем кофеин и L-теанин помогают усилить , бдительность и способность надолго сосредотачиваться. Существует гипотеза, что если употреблять этот напиток с молоком высокого процента жирности, то эффект концентрации повысится.
- Черника. Эта ягоды полезна во многих случаях. Но в плане стимулятора внимания она бесценна: антиоксиданты, проантоцианидины, ресвератрол и дубильные вещества позволяют в течение 5 часов работать сосредоточенно и внимательно.
- Орехи. Практически любые орехи должны быть добавками к блюдам или самостоятельными перекусами в рационе тех людей, которым требуется способность удерживать внимание.
3. Энергия и бодрость
Позитивное влияние многих полезных веществ на головной мозг позволяет сохранять энергию и бодрость. Это в первую очередь натуральные растительные продукты.
- Фрукты и овощи. Бананы, инжир, авокадо, шпинат и морковь - это те растительные продукты, которые обязательно должны быть в меню человека, которому требуется большое количество энергии. В них - оптимальное соотношение витаминов, минералов, клетчатки и углеводов, . А такой фрукт, как апельсин, диетологи даже не советуют употреблять вечером, так велика его сила, которая может даже нарушить сон.
- Кофе. Это известный энергетик. Но его секрет в том, что через 25 минут после его употребления обязательно нужно выпить обычной воды: это не даст появиться упадку сил, нормализует работу почек и восстановит водный баланс в организме, не допустив обезвоживания и последующей сонливости и усталости. можно эффективно использовать и другие , в том числе и энергетические .
- Чай. Большое количество витаминов, минералов, кофеина, эфирных масел и других специфических веществ делает напитки из зеленого и черного чая незаменимыми для восстановления и поддержания сил. смотрите в отдельном материале.
- Имбирь. Улучшая кровообращение мозга, активизируя обменные процессы, снабжая организм большим количеством стимулирующих веществ, имбирь по праву считается растением людей умственного труда.
- Эфирные масла. Аромат бергамота, апельсина, лайма, лимона и грейпфрута и улучшают деятельность головного мозга.
4. Повышение работоспособности
Физическую и умственную работоспособность повысит специальная , в которой хорошо сбалансированы углеводы и протеины. В таком меню должны быть разные по составу продукты.
- Бананы. Эти фрукты необходимы и спортсменам, которые тратят много мышечной энергии, и всем, кто занимается умственным трудом, поскольку и триптофан для поддержания тонуса и бодрости. Обязательны бананы детям и подросткам, для развития которых нужно много сил.
- Овес. Оптимальное соотношение минералов и медленных углеводов делает блюда из этой крупы незаменимыми в первой половине дня, чтобы энергии хватило надолго.
- Свекла. Корнеплод содержит много витаминов, углеводов и минералов, которые помогают насыщать организм и поддерживать его выносливость. Спортсмены даже специально пьют перед тренировками и соревнованиями свекольный сок с этой целью.
- Гранат. Калий, магний, особенно железо органические кислоты и сахара очень полезны для восстановления сил после больших нагрузок. Также .
5. Борьба с хронической усталостью
При синдроме хронической усталости ни в коем случае нельзя прибегать к таким энергетикам, как кофе, чай, сладости, шоколад и пр. Это даст временный прилив энергии, который потом только усугубит плохое самочувствие.
При хронической усталости необходимо увеличить в меню количество энергетически ценных продуктов, которые медленно усваиваются, но зато дают энергию надолго, а также содержат все необходимые вещества для поддержания центральной нервной системы.
- Куриное мясо. Это один из самых полезных при хронической усталости животных продуктов, так как, помимо ценного белка, содержит селен и витамины группы В.
- Злаки. Каши и хлеб должны быть из цельных злаков: в этом случае, благодаря им, организм получит большое количество минеральных веществ, в крови будет поддерживаться нужный уровень сахара, и будет хватать энергии надолго.
- Фрукты. Гранаты и апельсины содержат минерал, без которого невозможно преодолеть такое заболевание, как синдром хронической усталости: железо участвует в кроветворных процессах и поддерживает самочувствие на должном уровне.
- Семена и орехи. Семена льна, подсолнечника, тыквы, все виды орехов снабжают организм полезными ненасыщенными жирными кислотами, без которых вообще не может быть нормального тонуса организма. Это кладезь витаминов и минеральных веществ, которые находятся в этом продукте в концентрированном виде. К тому же в них содержится довольно большое количество растительного белка, что тоже важно для поддержания сил и вывода из состояния хронической усталости.
Таким образом, на эффективность работы головного мозга влияет множество факторов. И правильно подобранное питание - это основа нормализации его работы и поддержания работоспособности.
Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.
Когнитивные исследования
Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:
- познание человеком мира;
- влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
- что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
- какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
- что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).
Когнитивная психотерапия
Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.
Когнитивное мышление
Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:
- наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
- наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
- отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.
Развитие когнитивных способностей
Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач родителей.
Развитие когнитивных способностей у взрослых
Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:
- чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
- следуя на работу выбрать новый маршрут;
- выбрать свой вариант физической нагрузки;
- начать изучать иностранный язык;
- разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
- несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
- развивать интуицию;
- отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.
Развитие когнитивных способностей у детей
Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:
- игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
- разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
- игры с водой (разливание по емкостям).
Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:
- рисование и раскрашивание;
- составление пазлов, мозаики;
- вырезание изображения по контуру;
- конструирование;
- заучивание стихов;
- чтение и пересказ;
- нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
- сочинение историй.
Упражнения для развития когнитивных способностей
Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:
- Синхронное рисование. Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
- Слова наоборот. Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
- Вычисление. Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
- Автобиография. Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.
Утрата когнитивных способностей
Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:
- нарушение гомеостаза и метаболизма;
- ожирение;
- диабет I и II типов;
- гипотиреоз;
- артериальная гипертензия (гипертония);
- нарушение мозгового кровообращения;
- инфаркт миокарда;
- черепно-мозговые травмы;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- болезнь Альцгеймера;
- болезнь Паркинсона.
Классификация когнитивных нарушений:
- Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
- Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
- Тяжелое когнитивное расстройство. Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.
Когнитивные способности
Что касается когнитивных способностей, существует хорошо обоснованная схема, которой можно воспользоваться для характеристики человека. I la самом общем уровне в згой схеме располагается общий интеллект, или фактору, называемый иногда общими умственными способностями. Необходимость введения такого понятия, как общий интеллект, была выявлена много дет назад, когда исследователям потребовалось описать умственные способности человека. В начале нашего века, когда были сопоставлены результаты выполнения широкого спектра интеллектуальных задач, стало ясно, что люди, успешно выполнявшие один тип задании (например, задания со словами), как правило, хорошо выполняли и другие задания, даже явно отличающиеся от первых (например, с числами или фигурами). Другими с./ювам и, оказадось, что существуют некоторые общие способности обрабатывать информацию, не являющиеся полностью специфическими для данного типа обрабатываемой информации. Все же было также ясно, что в некоторой степени люди неодинаково проявляли сильные и слабые стороны, обрабатывая разные виды информации; так, некоторым хорошо давались задания с числами, а другие лучше справлялись с вербальным материалом.
Теория для объяснения таких результатов была первоначально предложена Бертом (Bint, 1940) н разработана Верноном (Vernon, 1961). В этой теории имеют значение и общие умственные способности, и специфические факторы (рис. 2.1). Подобные результаты исследований позволили Сгшрмсну предложить теорию двух факторов
28 ■ Глава 2. Различия между людьми
структуры интеллекта (Spearman, 1927). По существу, в теории предполагалось, что существует фактор общего интеллекта - фактор g, а также целый спектр специфических факторов, которые в совокупности объясняют общую способность людей обрабатывать информацию, а также дифференциацию их способностей в различных специфических сферах. Общий интеллект (g) определяет корреляцию, существующую между результатами выполнения различных типов заданий, тогда как более специфические способности объясняют тот факт, что никто не может выполнять все задания одинаково хорошо или одинаково плохо. Общий интеллект занимает высшую ступень иерархии, включающей также несколько уровней специфических факторов. Выполнение умственных (когнитивных) задач определяется сочетанием g и факторов, расположенных на схеме ниже него. Такая структура когнитивных способностей человека оказалась весьма жизнеспособной и все еще используется в качестве базовой в прикладной психологии, особенно психологами, работающими в кадровой сфере.
Существуют другие подходы к интеллектуальным функциям человека. Один из наиболее признанных альтернативных подходов подчеркивает, что для того, чтобы разумно справляться с повседневной жизнью, человеку требуется успешно решать проблемы, сильно отличающиеся от относительно четко очерченных и чисто интеллектуальных задач, которые составляют типичный тест уровня интеллекта. Стенберг и Вагнер (Sternberg and Wagner, 1986) и другие исследователи используют термин «практический интеллект», обозначающий тип мышления, необходимый для функционирования в повседневной жизни. Организовать неформальное или профессиональное мероприятие, выбрать и купить лучший из многих товаров, запланировать путешествие - все это примеры деятельности, требующей интеллектуального поведения. Требующееся поведение широко разнообразно и связано с социальными и эмоциональными факторами. Одной из важнейших характеристик практического мышления является то, что оно неразрывно связано с повседневным опытом и играет важную роль при решении задач повседневной жизни (Scribner, 1986). Ему прямо противоположны по характеру абстрактные и изолированные задачи, входящие в типичные тесты интеллекта (рис. 2.2).
Сторонники теории практического интеллекта утверждают, что типу мышления, необходимому в реальной жизни, присущи некоторые принципиально важные характеристики, которые не поддаются определению с помощью письменных тестов. Вероятно, эта точка зре-
Индивидуальные различия ■ 29
Практический интеллект 1 Тесты интеллекта
Дать клиенту сдачу Арифметические операции
Сбор составных частей Предвосхищение следующего элемента
Проведение инвентаризации в последовательности
Рис. 2.2. Практический интеллект в сравнении с тестами интеллекта
ния и оправданна в какой-то степени, но важно отметить, что существует тесная связь между результатами психометрического тестирования когнитивных способностей и различными аспектами повседневного поведения. Например, в профессиональной сфере, что подтверждается многочисленными и весьма убедительными эмпирическими данными, результаты тестов умственных способностей хорошо коррелируют с показателем общего профессионального мастерства во многих сферах деятельности. Эти исследования более подробно будут рассмотрены в главе 8.
Существование стандартизованных психометрических тестов, определяющих фактору и его субфакторы, такие как пространственное мышление, вычислительные или вербальные способности, является одним из основных преимуществ традиционного подхода к структуре когнитивных способностей человека. Эти сландартизированные тесты создают основу для оценки когнитивных способностей человека, и существует, как уже было отмечено, тесная связь между результатами этих тестов и показателями профессионального поведения. Разработаны тесты для определения как общего интеллекта (g), так и большинства субфакторов. В Великобритании функционируют несколько специализированных компаний, публикующих психологические тесты, причем в каждой из них спектр тестов весьма широк. Другими словами, для определения каждого аспекта когнитивных способностей существует далеко не один тест. Разработка, публикация и маркетинг психологических тестов слали весьма значительным направлением коммерческой деятельности. Большинство компаний, производящих психологические тесты, предлагают также другие услуги, включая тренинги и консультации, проводимые высококвалифицированными лицензированными специалистами в области психологии
1 Известный трехкомпонентный тест способностей Стернберга (STAT) измеряет три основные составляющие интеллектуальной обработки информации - аналитические, творческие и практические. - Примеч. науч. ред.
30 ■ Глава 2. Различия между людьми
труда. В Великобритании предоставление их услуг контролируется Британским психологическим обществом (BPS), и они обязаны следовать кодексу профессионального поведения. Основная часть компаний, публикующих тесты, также обучает пользованию тестами в соответствии с требованиями BPS, и, таким образом, не только профессиональные психологи могут получить возможность использовать и интерпретировать некоторые психологические тесты.
Что такое когнитивные способности
Наверное, вы часто задумывались или вступали в дискуссию о том, что такое интеллект и как определить, какой человек умнее. Мы уже ясно понимаем, что большое количество знаний не позволяет судить о сильном интеллекте. Это говорит о начитанности, большой базе усвоенной информации. Такие люди могут достичь невероятных успехов, а могут и не добиться ничего. Поэтому если о человеке и можно сказать, что он умен, то подразумевая, прежде всего, его развитые когнитивные способности.
Следует сразу оговориться, что у ученых нет четкой точки зрения на то, что же такое когнитивные способности. Например, умение управлять своими эмоциями к ним не относится, поэтому этот навык следует развивать отдельно. Это - эмоциональный интеллект, который, тем не менее, связан с когнитивными способностями в виду особенностей нашего организма.
Итак, что можно отнести к когнитивным способностям?
А теперь представим себе человека, который овладел всеми этими способностями. Можно ли его назвать умным и очень талантливым? Безусловно. Такой человек способен запоминать массу информации, либо же решать, что запоминать, а что нет. Он умеет концентрироваться и не тратит время на то, чтобы снова вернуться в это состояние и вспомнить, на чем остановился. Он умеет воспринимать и считывать информацию из мира или поведения людей и делать правильные выводы. Может мыслить логично и творчески одновременно. Он принимает твердые решения, которые заканчиваются правильными действиями.
Именно поэтому когнитивные способности важнее любых других. Они являются той самой базой, на которой можно полноценно реализоваться в жизни. Улучшить свою память, внимание и концентрацию вы можете, пройдя этот курс.
Эти способности может развить в себе практически каждый человек. Существуют упражнения, которые могут улучшить любой из этих навыков. А что еще лучше - овладение одним навыком оказывает позитивное влияние на другие. Например, концентрация связана с улучшением памяти. А улучшение памяти тесно переплетается с развитием творческого мышления, потому что формирует десятки и сотни ассоциаций в голове относительно любого слова, образа или даже звука.
Если все эти навыки достаточно развиты, тогда человек может войти в состояние, называемое потоком. В нем он остается мысленно в настоящем моменте, у него невероятно повышаются все когнитивные способности, а особенно концентрация. У него все получается, он знает или чувствует, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Существуют люди, которые научились пребывать в таком состоянии 24 часа в сутки. Например, Ричард Брэнсон, британский миллиардер. Уровень его восприятия просто поражает: он смотрит на мир и видит одни возможности.
Говоря об информации, нужно сказать, что, безусловно, знания необходимы. Даже с ее вседоступностью в эпоху Интернета, любознательность и начитанность являются показателями человека интересного и неординарного. Ведь если вы ничего не знаете и не обладаете никакой информацией, то и решения ваши будут достаточно примитивными. Поэтому помимо развития когнитивных навыков вам нужно стремиться к получению новых знаний, чтобы использовать их, смешивая, меняя и получая нечто новое и необычное. Пройдя курс по развитию творческого мышления, вы научитесь этому.
Ниже мы представляем вашему вниманию список книг, направленных на развитие ваших когнитивных способностей.
- Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
- Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
- Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
- Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
- Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
- Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
- Питер Брегман «18 минут»
В этих книгах представлены самые разные способы развития когнитивных способностей. Поэтому просто читать для развлечения их не стоит. Выполняйте упражнения, вооружившись листом бумаги и ручкой.
В сети есть масса приложений, которые призваны улучшить работу вашего мозга. Вот наиболее интересные из них.
Их главный плюс в том, что если у вас есть смартфон, вы можете выполнять упражнения, где бы вы ни находились. Также все эти приложения ведут подробную статистику. Вы сможете следить за своими результатами и наглядно видеть прогресс. Помните, что вам потребуется в идеале заниматься этим каждый день. Даже если времени мало, выделяйте хотя быминут ежедневно.
Если выделить всего одну способность, которая принесет наибольшую пользу для вашего мозга, то это концентрация. Именно она «подтягивает» все остальные когнитивные навыки. Есть две простые игры, которые очень хорошо помогают в этом. Это «Числа» и «Таблицы Шульте».
Интересуетесь развитием когнитивных способностей на практике? Тогда курс «Когнитивистика: развитие мышления»» для вас. Присоединяйтесь!
Когнитивные способности, или Немного о практическом интеллекте
Сколько копий сломано в связи с разными определениями интеллекта! А все дело в том, что классический IQ говорит только о том, насколько сложные академические задачи в идеальных условиях может решать человек. А жизненный успех связан, в основном, с так называемым практическим интеллектом. Этими нюансами занимаются ученые, исследующие когнитивные способности.
Примерно половина всех людей
Что же такое практический интеллект и почему он так важен? Абсолютно каждый здоровый умственно человек имеет огромные способности к адаптации. Правда, проявляются они по-разному. К классической адаптации за счет академического интеллекта способны только 8 психотипов из 16, да и то с разной степенью успеха, зависящей от индивидуальных, а не типовых особенностей.
Что же делают восемь остальных психотипов? Осваивают область как иностранный язык, то есть сложно и медленно. Но основные механизмы адаптации – использование догадки, волевых качеств, социальных связей, манипуляции эмоциональными состояниями. Конечно, не каждая профессия позволяет такое поведение, но люди «неакадемичных» типов обычно и не выбирают очень сложные интеллектуальные специальности.
Описывая когнитивные способности, нужно остановиться на самом актуальном определении интеллекта. Это - вовсе не способность найти нужную картинку для головоломки, подобрать число после 10 операций в уме или умение найти емкое и уместное слово. Познавательные способности – это умение адаптироваться в новой ситуации и решать объективно и субъективно новые для психики задачи.
Порог умственных способностей
Также такое определение интеллекта делает его величиной изменяющейся. Что весьма и весьма оптимистично. Хотя. практика показывает, что даже решению задач на классический, якобы неизменяемый IQ, можно научиться. Так что никакой это не постоянный фактор, а уже тем более – не предиктор жизненного успеха. Когнитивные способности человека просто должны перейти определенный порог, после которого, при условии мотивации и концентрации, у человека появляются шансы на успех. Было подсчитано, что для защиты докторской диссертации вполне достаточно коэффициента 120. Что не является чем-то заоблачным, обычно пара человек такого уровня есть в каждом классе средней школы.
Когнитивные способности – это очень неопределенный термин. И возник он из-за желания найти алгоритм, благодаря которому можно определить, насколько перспективен тот или иной ученик. Но оказалось, что выпускники одного и того же американского ВУЗа, как правило, одинаково успешны. Независимо от своей успеваемости, которая действительно связана с академической одаренностью.
Развитие познавательных способностей рекомендуется планировать с учетом конкретных навыков, нужных вам. То есть психика человека очень специфична. Вопреки распространенным убеждениям, успех в шахматах не дает автоматических преимуществ в других видах алгоритмической работы. Навыки из одной сферы в другую переносятся крайне плохо. Поэтому имеет смысл сразу учиться тому, что вам нужно. А не делать ставку на общее развитие.
Когнитивные способности человека. Что это?
Слово «когнитивный» принято считать научным термином, данный термин редко встречается в повседневном общении людей. Но обозначает он прекрасно знакомые всем способности человека. Эти способности связывают людей с окружающим миром и способствуют составлению представления о нем.
К когнитивным функциям принято относить:
Внимание - поддержание обязательного для познания уровня психической активности.
Восприятие - построение образов и представления о чем-либо на основе полученной информации.
Гнозис - способность опознания сформированных образов, которые человек относит к категориям разума.
Память - способность сохранения и впоследствии воспроизведения полученной информации.
Интеллект - произведение действий с полученной информацией, благодаря памяти (анализ, оценка, обобщение, решение тех или иных задач).
Речь - способность общения, используя символическую знаковую систему, такую как язык.
Праксис - способность формирования и включения в деятельность двигательных навыков, а так же построение, заучивание и автоматизация последовательности движений.
Все способности напрямую связываются с деятельностью, которую оказывает головной мозг человека, они зависимы от целостного состояния организма. Когда нарушается развитие мозга, проходят определенные его повреждения или сбои в работе, вызванные заболеваниями или эмоциональными потрясениями. При нарушении развития мозга, качество когнитивных функций значительно снижается. Значимое снижение качества когнитивных функций принято называть когнитивным расстройством.
Когнитивные нарушения отрицательным образом отражаются на жизненных достижениях человека в бытовой, профессиональной, учебной или социальной деятельности.
Спасибо большое! Долго не мог понять что это. Часто по Дискавеери слышал про когнитивные способности и не мог уяснить. Развил в себе тоже немного когнитивности:)))
10 способов повысить когнитивные способности
Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно. Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.
Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он способен помочь сосредоточиться на сложных заданиях, повышает эффективность умственной деятельности, улучшает реакцию. Кофе не сделает человека умнее, этот напиток лишь временно улучшает работу мозга.
Норвежские ученые выяснили, что люди, которые регулярно пьют вино, лучше справляются с когнитивными задачами, чем те, кто отказался от алкоголя. Подобная связь особенно ярко выражена среди женщин. Конечно, вино может помочь только в том случае, когда его количество строго ограничено. Предполагается, что особенности данного напитка основаны на антиоксидантных свойствах вина.
Исследование показало, что люди, у которых в организме уровень витамина D был высоким, лучше справились с контрольными тестами, чем те, у кого была нехватка данного элемента. Витамин D образуется под действием солнечного света.
Танцы и активный отдых снижают риск развития деменции. Кроме того, такие виды занятий улучшают когнитивные способности человека и учат быстро принимать решения.
Недостаточно просто есть какой-то продукт, получивший статус «лучшего». В долгосрочной перспективе нужно обеспечить мозг необходимыми витаминами, разными элементами. Самое главное – следить за сахаром, наличием аминокислот, антиоксидантов и омега-3.
С помощью МРТ было установлено, что игра в тетрис повышает активность серого вещества в церебральном кортексе. Более того, подобное занятие помогает сознанию быстрее забывать о недавно случившихся трагедиях и проблемах.
Исследования показали, что спортсмены справляются с когнитивными задачами намного лучше, чем люди, далёкие от спорта. Достаточно обычных прогулок на улице, чтобы повысить работоспособность мозга на 10%.
В определённых ситуациях действительно необходимо полностью концентрироваться на задании и не останавливаться на отдых. Исследователи выяснили, что люди, которые позволяют себе во время работы делать перерывы, обладают намного более хорошей памятью, чем те, кто трудится без отдыха. Достаточно просто оторваться от занятий и подумать о чем-то другом.
Временно откажитесь от еды
Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе необходимо правильное и сбалансированное питание, кратковременный отказ от еды может помочь быстро улучшить работоспособность мозга. Исследователи считают, что это появилось в процессе эволюции - мы работаем лучше, если мозг считает, что ему не хватает питания.
Ученые пришли к выводу, что во время поиска какой-либо вещи нужно произносить вслух её название, так как это позволяет намного быстрее отыскать нужный предмет.
на NS в Facebook
Многие часто испытывают кратковременный «поток». Однако мало кто знает, что он бывает и долговременным. Проверено, состояние долговременного «потока» - реальность. Считаю, что лучше направить силы людей на изучение этого явления, и способов входа в него. Это есть способ кардинального повышения «эффективности человечества». М.Чиксентмихайи описывает только кратковременный поток, и его рекомендации не ориентированы на сильный и долговременный вариант потокового состояния, которое может длиться годами.
Быстрый вход
В Telegram теперь по паспорту? Разбираемся, чего ожидать от нового проекта Павла Дурова
Графен и мировая техническая революция
Космические проекты: смерть до рождения
Смерть цивилизации: возможные сценарии
- 1 из 152
Naked Science, Интернет-издание. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС. Редакция не несет ответственности за достоверность информации в рекламных объявлениях. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Когнитивные возможности - это важнейшие функции человеческого мозга
Когнитивные функции мозга - что это такое? Говоря о когнитивистике, следует отметить, что это относительно молодое направление в науке и датой его рождения условно считается 1956 г.
Когнитивная психология отражает взгляд на человека, как на компьютер, который в тот период появился и стал получать распространение.
Кратко говоря человек, представляет собой целую информационную систему, которая обрабатывает информацию посредством множества различных способов (когницией).
Сознательное мышление, являясь одним из способов, не считается главной когницией. Помимо него есть такие важные как образы, эмоции, внимание, память, воображение и множество других.
Что такое когнитивная сфера? Узнайте об этом из нашей статьи.
Расшифровка термина
Когнитивные функции мозга – функции позволяющие осуществлять человеком познание информации.
Благодаря им человек получает образы, представления, оценку об окружающем мире, людях, самом себе и многом другом.
К таким функциям относятся внимание, зрительно-пространственное восприятие, память, понимание, мышление, исполнительные функции (планирование действий в соответствии с целью, изменение реакции и др.).
Проще говоря, это способности мозга, благодаря которым человеком добываются знания, умения и навыки.
Психические процессы - что к ним относится?
Все психические процессы, которые психологам удалось смоделировать, назвали когнитивными. То есть это процессы, которые поддаются логике и осмыслению, имеющие алгоритм по переработке информации.
Процессы, которые не получилось смоделировать, назвали аффективными. К ним относится эмоционально-чувственное отношение ко всему.
Определение понятий
Деятельность
Деятельность в когнитивной психологии это способность мозга выполнять следующие функции: внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции.
В результате этой деятельности человек приходит к пониманию чего-либо.
Он начинает иметь представление об объектах, что входит в мировоззренческую систему человека.
Примеры: поиск общих элементов в разных языках; доказательство математической закономерности, теорема; написание эссе.
Общая психология. Когнитивные процессы: речь - в этом видео:
Мышление
Мышление является одним из инструментов обработки информации для решения многих задач. Оно является личностным явлением, поэтому есть множество типов мышления: критичное, гибкое, мужское, бодрое, произвольное и, например, наоборот некритичное, женское, ленивое, непроизвольное, негибкое.
Мышление занимается в основном всего лишь переработкой потока информации (мысли, образы, картинки, звуки).
Если человек анализирует информацию, решает умственные задачи, сопоставляет данные и определяет частное, общее, причину и следствие, процесс и результат, то его мышление считается вполне осмысленным.
Примеры: чтение этого текста; любая работа; любая деятельность и восприятие информации.
Общая психология. Когнитивные функции: мышление - в этом видео:
Общение
Общение – это кратко говоря в первую очередь контакты между людьми.
Представляет собой целый процесс, в который входит установление контакта, затем его развитие. Общение – это порождение потребности людей друг в друге, совместной деятельности.
В рамках когнитивной психологии нам важно общение, потому что в ходе него происходит обмен информацией, ее познанием. Мы узнаем информацию о собеседнике, получаем ответы на вопросы.
Примеры: учебное занятие; научная конференция; пресс-конференция.
Память
Память – способность мозга фиксировать, хранить и воспроизводить необходимую информацию. Если рассматривать память как более широкое понятие, то процесс забывания тоже относится к нему и является важной его частью.
Особенность памяти заключается в том, что её источник развития не внутри, а снаружи, извне.
Как и остальные психические процессы память формируется постепенно. Ребенок в первые дни жизни отличает маму от других, в дальнейшем его память становится все больше и он запоминает остальных людей и вещи окружающие его.
Другой особенностью памяти является её изменчивость. Несмотря на то, что прошлое неизменяемо, воспоминания могут искажаться с годами всё больше и больше.
Существует множество видов памяти.
Память глаз – зрительная; память мышц – моторная; долговременная и кратковременная память; позитивная и негативная память; память прошлого и память будущего; внутренняя и внешняя память и многие другие виды. Одним из важнейших видов памяти является собственный личный опыт.
Примеры: экзамен; навыки вождения; пение песен.
Гибкость
Гибкость в когнитивном понимании означает способность мозга переключаться с мысли на мысль, обдумывать несколько мыслей одновременно. Благодаря этому человек адаптируется к переменам, что играет большую роль в обучении и решении сложных задач.
Примеры: неожиданное изменение графика дел; изменение вкуса и стиля; тесты на космонавта.
Контроль
Когнитивный контроль – это совокупность психических процессов регулирования поведения. Считается одним из совершенных механизмов в человеческой психике. Благодаря контролю человек строит отношения с другими людьми и окружающей средой с учетом потребностей личности.
Потенциал
Потенциалом называется совокупность всех доступных средств и возможностей.
Потенциал личности характеризуется внутренними и внешними показателями.
К внутренним показателям относится психическое здоровье, интересы, интеллект, эмоциональные способности.
Внешние показатели исходят из внутренних, развитие которых определяет весь потенциал. К внешним показателям относятся ответственность, культура, личностная свобода, независимость.
Примеры: наличие этикета; выдающиеся результаты в музыкальной школе; написание диссертации.
Советы по улучшению когнитивных функций мозга в этом ролике:
Возможности, навыки и умения человека - что включают?
Познавательные (когнитивные) способности (возможности, навыки, умения) человека (помимо вышеперечисленных) включают:
- Кратковременная память - сохранение в течение короткого времени всей поступающей информации.
- Фокусированное внимание - способность мозга концентрировать внимание на чем-либо.
- Пространственное восприятие - способность оценивать положение вещей в пространстве и связывать их относительно друг друга.
Помимо этих способностей есть множество других (зрительно-моторная координация, ингибиция, оценка, вербальные способности и др.).
Когнитивные навыки, получаемые в детстве, определяют способность к чтению, счету, письму, абстрактному и логическому мышлению.
К ним относятся подражание, исследование предметов, понимание причины и следствия, соотношение предметов, подбор по сходству, называние, а затем и умение читать, писать и считать.
Какие факторы способствуют их снижению и повышению?
Снижению когнитивных способностей способствуют негативный образ жизни, постоянный стресс, физическое перенапряжение, нездоровое питание, сниженное кровообращение и поступление кислорода, по причинам старения, ряда нервных заболеваний.
Повышению когнитивных способностей способствуют физические тренировки (аэробные упражнения, силовые упражнения, танцы), питание (вода, витамины, шоколад, молоко и др.), распорядок дня (сон, рабочее место), обучение (творчество, иностранные языки, устная речь, позитивное мышление), отдых (игры, медитация), отношения (секс, смех, общение).
О том, что влияет на снижение когнитивных функций вы можете узнать из видео:
Для чего нужно тестирование?
Когнитивные способности можно измерить рядом тестов.
Нужны они для определения уровня развития аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих результативность в конкретных сферах деятельности. Для каждого из них существует отдельный тест.
Например, для определения уровня логических способностей дают математические задачи, задачи на аналогии, на определение последовательности, на решение проблем.
IQ-тесты позволяют измерить способность анализировать, решать задачи, рассуждать, справляться со сложной ситуацией, воспринимать взаимосвязь вещей.
Но тесты данного рода, по мнению психологов, измеряют общий интеллектуальный потенциал.
Например, тест на распределение внимания и многозадачность дает представление как об общей эффективности работы с несколькими заданиями одновременно, так и о результативности по каждому отдельному заданию. Тест полезен для людей, чья деятельность требует постоянного распределения внимания между простыми заданиями (секретарь).
Когнитивная психология рассматривает человеческую психику, как систему познавательных операций. Она позволяет удобное рассмотрение человека в качестве компьютера и находится на пути объединения множества исследований в рамках единой концепции.
Размышляли ли вы над тем, что собой представляет интеллект, и как определяется уровень развития ума человека? Согласитесь, что большое количество знаний не дает права говорить о высоком интеллекте.
Это скорее начитанность и владение большим объемом информации. Как тут не вспомнить известную фразу Бейярда Тейлора: «Начитанный болван – самая докучливая разновидность дурака».
Следовательно, утверждая, что тот или иной человек действительно умен, под этим правильно подразумевать его развитые когнитивные способности .
Что такое когнитивные способности
Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.
Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») – это раздел , изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.
Следует заметить, что до сих пор у ученых нет однозначного мнения о том, что же такое когнитивные способности.
Ведь, например, способность управлять своими эмоциями не относится к когнитивным способностям. Это умение можно назвать эмоциональным интеллектом, и развивать его необходимо отдельно.
К когнитивным способностям относятся:
- Память
- Внимание
- Чувства
- Воображение
- Логическое мышление
- Способность к принятию решений
Можно ли назвать человека умным, если у него хорошо развиты все когнитивные способности? Безусловно. Ведь такой человек способен принимать правильные решения.
При размышлении ему удается одновременно использовать и творческий подход к вещам. Он легко запоминает большие объемы информации и сопоставляет имеющиеся данные по степени значимости.
Он может с легкостью концентрироваться на вещах, а также мастерски воспринимать и считывать информацию из внешней среды или просто глядя на поведение человека.
Именно по этой причине когнитивные способности очень важны для людей. Они представляют собой базу, благодаря которой возможно в целом.
Все перечисленные когнитивные способности может развить в себе практически любой человек. На данный момент времени существует множество техник и упражнений, помогающих улучшить любой из этих навыков.
Овладение хотя бы одним из них, оказывает положительное влияние на другие. Например, концентрация тесно взаимосвязана с улучшением памяти.
Улучшение памяти в свою очередь позитивно влияет на развитие , так как позволяет формировать в множество ассоциаций относительно любой поступающей информации.
Если человек в полной мере разовьет когнитивные способности, он сможет с легкостью входить в так называемый поток .
Потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), – это психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Надо сказать, что это состояние хорошо знакомо большинству ученых, исследователей и изобретателей.
Существуют люди, которым удается пребывать в состоянии потока на протяжении 24 часов в сутки. Так, например, британский миллиардер Ричард Брэнсон имеет невероятно высокий уровень восприятия.
Конечно, знания и начитанность также имеют большое значение, когда мы определяем степень «умности» человека. Ведь они делают людей интересными собеседниками и часто неординарными мыслителями.
Поэтому важно понимать, что кроме развития когнитивных способностей и навыков, умному человеку необходимо постоянно получать новые знания. Благодаря этому, вы сможете использовать свои познания в самых разных областях, добиваясь чего-то нового и оригинального.
Книги для развития когнитивных способностей
Если вы хотите развить свои когнитивные способности, то вам будет полезно ознакомиться со следующей литературой.
- Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
- Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
- Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
- Питер Брегман «18 минут»
- Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
- Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
- Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
Надеемся, что теперь вы не только понимаете, что такое когнитивные способности, но и осознаете важность их развития. Кстати, а у вас имеются какие-то привычки или методы, с помощью которых вы тренируете свой мозг? Напишите об этом в комментариях.
Если же вам вообще нравятся на тему развития личности – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!
Обыкновенно понятия ум, интеллект и мышление разделяются очень условно и для многих людей являются некими неясными оттенками одного и того же. Однако слова эти не являются синонимами, и разные люди могут либо одновременно обладать всеми этими видами когнитивных способностей, либо обладать всего лишь одним из них. И хотя смысловые определения этим понятиям в толковых словарях были даны очень давно, совершенно иную степень ясности, определяющую их различия, можно внести лишь с появлением четких критериев, разграничивающих разные врожденные психические желания и свойства человека (восемь векторов). Следствием этих желаний и свойств и является существование трех вышеупомянутых категорий когнитивных способностей. Есть разные типы ума, разные типы интеллектов и разные типы мышления. Удивительным образом один человек способен вмещать в себе, например, логическое мышление, аналитическое мышление, а также образный и абстрактный интеллект. И точно так же один человек может обладать только логическим мышлением и ничем больше. Простая мысль, часто приходящая людям на ум, это то, что человек по ходу жизни и ввиду разных обстоятельств просто не развил в себе остальные свойства и способности, которые в потенциале природой даны каждому человеку. Однако это не так, и это утверждение подтверждается в том числе и разительными отличиями в когнитивных способностях между совсем маленькими детьми, еще более выраженными они становятся в более позднем, школьном возрасте. Обыкновенно даже не умудренным деталями подобного рода вопросов родителям иногда ясно, что не стоит ребенка чрезмерно насиловать таким сложным предметом, как, например, математика, в попытке вырастить из него математика, поскольку он явно математику не потянет. Это не его, и он только мучается от принуждения.
В подобного рода сравнениях и предположениях со стороны родителей бывает множество ошибочных суждений, однако этого примера достаточно, чтобы обозначить саму суть явления. С возникновением системно-векторной психологии, в первую очередь являющейся системой математически точных отличий между разными формами психического людей, появляется возможность наблюдать психические и психологические различия между людьми в любом возрасте и по множеству факторов, например такому, как речь. То есть то, как люди говорят, что они говорят, их поведение и реакции при взаимодействии с другими людьми, зачастую даже их внешние признаки лица и тела (хотя последнее может иногда приводить к неверным заключениям), свидетельствуют о том или ином наборе их векторальных свойств. И действительно, ведь человек - это в первую очередь психика и только во вторую очередь тело. Поэтому, чем развитее навык человека наблюдать психические отличия людей на базе описаний системно-векторной психологии, тем в меньшей степени он прибегает к перепроверке своего восприятия по внешним, телесным признакам.
Индивидуальное психическое человека выражено как минимум одним вектором (одним из четырех нижних): кожным , анальным , мышечным или уретральным ; и в редких случаях человек может обладать всеми восемью векторами сразу. Каждый вектор - это отдельный и ни в чем не пересекающийся с другими векторами пласт психических желаний и свойств, в каждом из которых есть 40 свойств-желаний, 36 из которых относятся к психическим проявлениям (то есть свойства, не выраженные материально - метафизические), и четыре из них относятся к свойствам-желаниям тела - есть, пить, дышать, спать. Свойства тела одинаковы во всех векторах, поэтому человек, физически рождающийся в одном теле, может иметь несколько векторов, ведь свойства тела каждого вектора - есть, пить, дышать, спать - сливаются в одно. Это подобно отдельным порциям воды, соединяющимся в единую целостность, когда их наливают в стакан: они перемешиваются там полностью, так что невозможно выделить из них первично влитые туда порции воды. Поэтому не рождается на свет человек о четырех головах, даже если несет в себе четыре вектора. Таким образом, каждый человек способен к одному из типов мышления, поскольку обладает хотя бы одним из нижних векторов. Всего типов мышления четыре: наглядно-действенное, логическое, системное (аналитическое) или тактическое.
Мышление
Мышление - это способность к непроизвольному порождению мыслеформ в сознании, извлечению определенного знания об окружающей физической реальности, сохранению этого знания в памяти, это способность оперировать этим знанием согласно возникающим мыслеформам. Мышление возникает как инструмент выживания человека, это особая способность к интерпретации действительности, позволяющая наполнять свои врожденные психические желания и сохранять свою жизнь. Способность к мышлению меняет восприятие реальности человека, поскольку окружающее пространство вдруг начинают наполнять совершенно иные смыслы: воспринимаемые физические объекты, помимо своего некоего естественного невербального смысла, вдруг облекаются в иные, доселе не существовавшие смыслы. Из дерева можно сделать каноэ, поваленное дерево может послужить мостом, источником огня, материалом для дуги лука и т. д.
Подобные мысли возникают именно в сознании. Сознанием обладает только человек, и у сознания есть одна непривычная особенность, оно по сути своей является пустОтой - ненаполненным и в полной мере никогда не наполняющимся добавочным желанием человека к сохранению себя. Это его ранняя форма, которая с эволюцией восприятия трансформируется и усложняется, но суть сознания остается неизменной. Это не то, что есть, это то, чего нет. Внутри, в свойствах этой пустОты, этого сокращенного желания (сокращение - внутреннее ограничение, запрет на наполнение), выведенного изнутри себя вовне, мы воспринимаем и осознаем внешний мир, включая других людей. Первыми формами добавочного желания сохранить себя было желание съесть больше пищи и усиленное влечение к размножению. Раннее восприятие другого человека внутри этой пустОты было желанием его съесть и одновременно с этим ощущением запрета на убийство и каннибализм внутри стаи. Желание и запрет на него вызывают неприязнь к ближнему, к другим людям - и это первичное сознательное восприятие человеком других людей. Запрет на каннибализм, являющийся элементом системы этого нового восприятия, появился вместе в добавочным желанием кожного вектора - меры запрета и ограничения, меры, создающей эту новую форму восприятия, новую форму жизни - сознательную, социальную.
Вообще, желания и потребности человеческого уровня направлены на других людей и удовлетворяются только за счет того или иного взаимодействия с ними. Формы сознательного восприятия окружающего мира разные и обусловлены именно определенной формой психического желания получить наслаждение - например, форма добавочного желания в кожном векторе отличается от формы добавочного желания в анальном векторе. А все иные формы существующего вовне не попадают в поле сознательного восприятия.
Первые типы мышления, появляющиеся в человеческой природе, - это рациональное логическое в кожном векторе и наглядно-действенное в мышечном. Добавочное желание к пище и репродукции появляется в самом базовом из человеческих психических проявлений - в мышечном векторе. Мышечный вектор - это и есть желания есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру своего тела, корень животной жизни. Мышечные люди совокупно - это основной коллективный “костяк” репродукции человеческого вида, потому что рожать каждый год для мышечной женщины - это образ жизни, тяга, норма. Рожать по 10 детей для них не проблема - главное, чтобы выжили.
Любое животное управляется системой внутривидовых согласованных инстинктов, коих великое множество и которые проистекают из более общих законов, таких как сохранение формы, сила притяжения, сила желания получить, наполниться необходимым - чтобы сохранить себя, свою форму жизни. В случае с неким видом живых существ - это сила, желание сохранить вид. Появление добавочного желания внутри этой системы сохранения вида нашего дальнего животного предка по сути своей означало начало эволюционного перехода к новой форме жизни. В качестве примера этого драматического изменения можно привести иллюстративную аллегорию с зерном злаковых культур. Прежде чем посаженное в землю зерно прорастет колосом, оно проходит этап полного распада и разложения, то есть утраты своей предыдущей формы. Точно так же появление добавочного желания означает распад существовавшей целостности вида предлюдей. Наш животный предок ощущал единство вида, жил как единый вид, где каждая особь в восприятии своем имела ощущение единства вида, а в пространстве бессознательно управлялась внутривидовым согласованным инстинктом. Добавочное желание в кожном векторе прерывает внутривидовое целостное восприятие, начинают рождаться особи, отличные от других (с кожным вектором), ощущающие внутри себя меру сокращения добавочного желания, желание к запрету, ограничению и экономии, направленное на пищевые ресурсы и сексуальное влечение . В восприятии этой категории сокращения появляется также первичное, зачаточное ощущение времени (завтрашнего дня) и новая форма добавочного желания к пище: желание к добыче все большего ее количества и сохранению ее от бесконтрольного потребления, в том числе и всей остальной стаей, ради завтрашнего дня (на будущее). Подробней про механизм формирования восприятия времени читайте .
Новая форма жизни стремится сохранить себя. Но и новый вид живых существ, формирующийся на базе предыдущего, подчиняется основному закону природы - самосохранению (сжатию), в данном случае - самосохранению вида. Родившись с добавочным желанием к запрету и ограничению в кожном векторе, человек устремляется в восприятии своего сокращенного желания в сознании к другим членам стаи . Ведь именно на них направлено добавочное желание к пище и репродукции, а также его ограничение и запрет на каннибализм и на убийство внутри стаи, запрет на бесконтрольную реализацию сексуального влечения и запрет на не ведущие к репродукции формы сексуальных сношений. Природа рациональна в своих запретах, рациональна в ограничениях на потребляемые ресурсы - пищу, время, энергию. Мысли в кожном добавочном желании оживляют и облекают в смысл рациональные формы причинно-следственных связей, вынуждающих кожного человека ограничивать себя и других членов стаи. Кожный человек, ограничивая остальных членов стаи в первичных позывах к сексу и убийству (это жесткий закон и наказание за неповиновение), вызывает в них неприязнь, фрустрацию от невозможности съесть ближнего, поскольку это грозит смертью. Таким образом каждый начинает испытывать неприязнь, ввиду ограничения его добавочного желания в пище и репродукции. Каждый обретает свою пустОту, свое “пространство” сознания. Это полностью выводит будущих людей из бессознательного равновесия единого вида. Начинается этап формирования жизни по иному принципу. Возникает стая (вместо стада), возникает социальная форма жизни, появляется коллективная охота как сублимант сокращенного добавочного влечения мужчины к женщине. Возникает распределение пищи согласно рангу в стае. Возникает ранняя коллективная система защищенности и безопасности для всех.
В дальнейшем возникают иные добавочные желания - оральный, анальный, зрительный вектора, - до тех пор, пока не возникает восемь добавочных желаний, векторов, и сокращения на них. Это приводит к полной утрате восприятия единства вида. Стая устремляется к новой форме единства ради сохранения социальной формы жизни - появляется восьмимерная матрица человеческого психического. Появляется человек в полном смысле этого слова, и каждый человек обладает тем или иным типом мышления, в зависимости от его векторального набора.
Кожные люди - самые логичные из всех людей, а по факту - это единственные люди, обладающие логическим мышлением. Логическое мышление - это способность наблюдать причинно-следственные связи везде и во всем, это стремление к экономии в четырех основных категориях окружающего нас мира - пространства, времени, энергии, информации, это устремление к достижению пользы и выгоды.
Мышечное мышление - наглядно-действенное. Это самый простой тип мышления, самый ранний. Человек делает, как научат, научается, повторяя действия за другими. Простота этого мышления и в том, что ему неподвластна способность оперировать понятиями и обобщениями, а в его основе в большой степени именно непосредственное и конкретное отражение действительности. Мышечные люди принимают ту форму, которую им придают люди других векторов - анальные, кожные, уретральные. Как их научают, так они себя и проявляют.
Аналитическое мышление - это способность к детальному анализу имеющейся информации и знаний с целью овладеть ими, понять и превратить во внутреннее знание. Аналитическое мышление - это также способность сортировать и структурировать информацию, сохраняя ее в анналах памяти в адаптированном к уже имеющейся информации и знаниям виде. Таким мышлением обладают люди с анальным вектором. Любители накапливать информацию, обучать и передавать свой опыт молодому поколению.
Есть особая форма мышления - нестандартная и непредсказуемая, ввиду того, что является инструментом обслуживания психики (желаний) уретрального вектора. Встречается это мышление гораздо реже вышеописанных, поскольку уретральных особей в целом намного меньше, нежели мышечных, анальных и кожных. Уретральник - вождь, и его врожденная видовая роль - это ответственность за свою стаю во времени, за ее будущее. Его абсолютное стремление - в будущее, он и есть будущее, он стремится к экспансии, например территориальной, для своей стаи. Уретральный вектор - это мощнейшее в человеческой природе либидо , животный альтруизм, единственное не ограниченное ничем желание, поскольку животный альтруизм - это получение наслаждения от отдачи другим людям (своей стае) по потребностям. Природа ограничивает только человеческое желание с намерением получить для себя, поскольку оно разрушительно, губительно для других людей, тогда как желание уретрального вектора не ограничено и не сублимируется.
Мышление в уретре нестандартное, потому что стандарт - это некое ограничение в проявлении. Неограниченность же в данном случае равна задаче сохранить всю стаю во что бы то ни стало, в любых ситуациях, при любых скоростях развития событий. Это мышление во многом именно тактического толка, и удивительная особенность его - в безошибочности (чаще всего). Одного уретральника хватает на то, чтобы спасти стаю и себя вместе с ней, хотя собственное спасение и жизнь, по большому счету, его не заботят, его заботит его стая (таково проявление отдающей, альтруистической природы). Во многом это своего рода звериное чутье, иррациональное и близкое к бессознательному. Это колоссальная скорость мышления, самая быстрая реакция на развитие событий, при необходимости. Сделал что-то - а потом уже понимает, что произошло: такое мышление в большинстве случаев точное, максимально верное. Уретра - это очень мощная психика, и уретральник следует своей природе, движется вперед на этой мощи, для него сознание вторично. Уретральник вообще не способен воспринимать ограничения. Поэтому он не воспринимает кожных людей (суть которых - запрет и ограничение), его психика не ограничена запретами и рамками. Именно поэтому для его мышления нет точно описывающего его слова - такого, как для типов мышления, присущих остальным трем векторам, - у него нет формы, его трудно охарактеризовать словом.
Интеллект
Интеллект - это высшая степень познавательной и заключительной способности человека. Это высшая способность к восприятию чувственной и сознательной природы жизни. Не станем начинать описание интеллектуальной способности людей с принятой трактовки понятия интеллекта, а начнем с того - что есть люди, которых относят к интеллектуалам? Интеллектуалы - это люди, формирующие и/или развивающие идеи, влияющие на культурные ценности и нормы общества, идеи о социальных преобразованиях; это люди творческие, люди, занимающиеся умственным трудом, люди - стремящиеся ощутить и понять других людей изнутри. Интеллект - это способности и свойства зрительного и звукового векторов, векторов квартели информации.
Зрительники - обладатели образного или эмоционального интеллекта.
Звуковики - обладатели абстрактного интеллекта. Итак, интеллектов всего два типа.
Зрительники и звуковики - это с точностью наоборот от мышления. Зрительники вообще не способны себя сохранить вне культуры и цивилизации - ни жить, ни умереть не способны, скованы врожденным страхом смерти и неспособностью к убийству живого. Слабые физически, способные на большие эмоции и чувства, эмпатию - люди, создающие искусство, но не способные к убийству.
Звуковики вообще особенные люди - не заинтересованы в фактической реальности и в других людях вокруг себя, сконцентрированы на своих мыслях и состояниях настолько, что часто не замечают, что происходит вокруг них, для них мир вокруг - это в некоторой степени больше абстракция, нежели абсолютная реальность.
Мышление - это о сохранении себя на ландшафте, а образный интеллект зрительников - это о воображении, фантазиях, любви и эмоциях, о ценности человеческой жизни, культуре и красоте. Они сохраняют себя благодаря тому, что являются в чистом виде антиживотным, то есть являются ярчайшим символом отдаления человека от животной природы и всегда находятся под покровительством власть имущих - в особенности это касается кожно-зрительных женщин (обобщенный образ - певица и эмоционально яркая красавица), во вторую очередь - анально-зрительных мужчин (обобщенный образ - живописец). Абстрактный интеллект - это также крайне далеко от способности сохранить себя. Звуковики - это вообще те, для кого самое важное - это нахождение и раскрытие для себя смысла жизни, это пренебрежение жизнью тела и отсутствие реальных желаний, направленных на удовольствия материального мира. Эти люди чаще находят смысл своей жизни в реализации идей, направленных на социальные преобразования, изменение мира, раскрытие законов природы, космоса и т. д. Это люди от рождения эгоцентричные, сосредоточенные на себе, они даже поесть забывают, им иногда нужно сказать, хотят они есть или нет, чтобы они поняли. Нередко это ничего не желающие от жизни люди, в крайней степени непрактичные, то есть недаром о них часто снисходительно говорят - “не от мира сего”.
Ум
Ум в общепринятом понимании - это способность к мышлению, однако способность эта призвана обслуживать психическое желание, в основе которого желание сохранить свою форму, себя - через принцип удовольствия. То есть ум - это способность наполнить психические желания, являющиеся сутью человеческого существа. Ум позволяет адаптировать, осваивать мир вокруг себя через определенные действия. Под умом также обыкновенно подразумевается сознательная, мыслительная деятельность, сопровождаемая возникновением в сознании мыслеформ. Однако есть два вектора, и соответственно, два вида ума, не попадающих под эту классификацию, поскольку они напрямую связаны с бессознательным. Их основная особенность не в формировании мыслеформ, а в способности служить проводниками, воспринимающими обратную связь между скрытым от всех остальных людей невербальным коллективным бессознательным и сознательным восприятием. Проявления этих элементов человеческой природы в полной мере скрыты от обыденного восприятия других людей, поэтому являются самыми сложными для понимания, а также наименее изученными.
Человеческая психика едина и восьмимерна. Каждый человек психически родом из этого единства. Сознание же (продукт сокращенного, ненаполненного добавочного желания в том или ином векторе) индивидуально.
В обонятельном и оральном векторах - особые умы. Вышеописанные виды мышления в нижних векторах тоже можно отнести к категории ума. Однако обонятельный и оральный ум - это высший ум, это в прямом смысле слова особо умные люди, а не просто способные к мышлению. Умных людей важно противопоставить интеллектуалам, потому что умные люди чуют всю “правду жизни” касаемо других людей, их природы и истинных помыслов. Это не то, что они осознают, и не то, о чем они думают. Они способны “зреть в самый корень” - в обход эмоционально-чувственных волнений, свойственных восприятию зрительника, поиска абстрактных “вибраций души” и общей системы управления всем и вся, свойственного восприятию звуковика, и бесконечного желания отдать всем и каждому вокруг себя без способности разбираться в людях вообще, свойственного уретральному восприятию (хотя последний к интеллектуалам не относится, хоть и имеет крайне неординарный ум).
Человек - социальная форма жизни. Психическая жизнь человека, человеческие удовольствия и удовлетворение человеческих потребностей происходит именно в пределах социальной среды через ту или иную форму взаимодействия с другими людьми. Ум - это та особенность, которая позволяет воспринимать и чуять истинные, бессознательные мотивы и желания других людей, вне зависимости от того, что те говорят и демонстрируют. Это - не способность решать сложные математические задачи, рассуждать на темы будущего человечества или красоты живописи величайших художников. Это ум, базирующийся на бессознательном ощущении, на восприятии психического единства человеческого вида - вместо знакомого каждому сознательного восприятия единственности собственного “Я”.
В обонятельном векторе - сверхум, поскольку обоняние - это сверхжелание получить наслаждение, это сверхжелание сохранить себя, выжить во что бы это ни стало. По этой причине ум в обонянии не ограничен сознанием в той мере, в какой он ограничен в других семи векторах, воспринимающих исключительно себя, а других лишь как внешние объекты. Ведь имея такой ум, человек стремится сохранить только себя самого.
Обоняние имеет связь с коллективным бессознательным (через свою эрогенную зону - вомероназальный орган), ощущает единство человеческого вида в себе (в той или иной мере, что зависит от степени развития вектора в человеке), чует свою зависимость от стаи (социума) и жесткую необходимость сохранить не только себя, но и всех остальных, поскольку если не станет стаи, погибнет и он сам. Это невербальный ум, его продуктом является не мыслеформа, а точное, безошибочное намерение к действию, идущее из бессознательного. Это то, что спасает его самого, это то, что спасает всю стаю. Это гарант (высший, природный гарант) сохранения социальной формы жизни, группы, стаи, племени. Это так даже на уровне государства. Сознание в обонятельном векторе тоже есть, мысли, возникающие в обонятельном уме, - особые, напоминают по сути своей алиби его намерению, то есть то, что рационально оправдывает его действие, будет гарантировать его действие, гарантировать контроль, то, что обезопасит его полностью. Это сверхосторожность.
Бессознательно он способен учитывать все, что касается отношений между людьми (отношения “пахнут”, а значит, находятся в пределах бессознательного восприятия для обонятельника), и на базе этого точного, целостного восприятия жизни возникает безошибочное намерение . Намерения эти обычно устремляют обонятельника в финансы, потому что сохранение целостности (в том числе и на уровне государства) во многом регулируется именно финансами.
Обоняние стремится к полному “растворению” себя в бессознательном вида, к полному вхождению в ощущение вида, что в целом возможно только на самой высокой ступени развития обонятельного вектора.
Вербальный ум - не менее уникален, это способность воспринимать то, что чует обонятельник, то есть единство вида. Обонятельный человек - это проводник силы сохранения нашего мира, силы сохранения всех материальных форм, живущих и в определенный момент прекращающих жизнь. Обоняние и оральность - оба относятся к квартели энергии , квартели влечений, сил, и оральность - это ее внешняя часть. То есть обоняние и оральность связаны между собой. Вербальный ум - это способность трансформировать невербальный смысл, учуянный обонятельником в бессознательном и спровоцированный восприятием (через свою эрогенную зону) потока материальных частиц бесчисленных запахов и феромонов, идущих от проявлений физической жизни, в его волновой эквивалент - в слово. Это никогда не происходит сознательно, оральник единственный, кто сначала говорит, а потом понимает, что он сказал, оценивает и обдумывает это.
Именно через добавочное желание в оральном векторе коллективный человек становится говорящим.
Осмысление того, что чуешь, начинается у раннего человека (коллективного еще человека, не обладающего полноценным индивидуальным сознанием), когда он взаимодействует с другими людьми, что является его естественным устремлением реализовать сокращенное добавочное желание за счет других. Чуяние в бессознательном своей нехватки, идущей от добавочного желания съесть своего ближнего, рождает новое добавочное желание к осмыслению этой нехватки, к способности ее выразить, чтобы ее удовлетворить и наполнить. Ранний человек научается понимать человеческие смыслы, только если слышит слова. С помощью слова один человек может манипулировать другим. Когда люди слышат оральника, они вдруг понимают, начинают осмысливать то, что они чуют. Сила нехватки от сокращения добавочного желания в оральном векторе разряжается, порождая точную конверсию бессознательного ощущения в серию звуков, в слова.
У любого оральника особенный речевой аппарат. Говорение (нередко постоянное) - это его сила, его потребность, его страсть. Однако слова оральника имеют особую тональность, как бы обладают особой проникающей способностью. Вибрации его голоса доходят сразу до бессознательного человека - в обход сознательного осмысления услышанного, создавая в человеке нечто вроде ощущения согласия, “принудительного” понимания. Эти вибрации обладают особой силой и воздействием, они создают связь между сознанием и бессознательным (психикой).
Наверное, вы часто задумывались или вступали в дискуссию о том, что такое интеллект и как определить, какой человек умнее. Мы уже ясно понимаем, что большое количество знаний не позволяет судить о сильном интеллекте. Это говорит о начитанности, большой базе усвоенной информации. Такие люди могут достичь невероятных успехов, а могут и не добиться ничего. Поэтому если о человеке и можно сказать, что он умен, то подразумевая, прежде всего, его развитые когнитивные способности.
Следует сразу оговориться, что у ученых нет четкой точки зрения на то, что же такое когнитивные способности. Например, умение управлять своими эмоциями к ним не относится, поэтому этот навык следует развивать отдельно. Это - эмоциональный интеллект, который, тем не менее, связан с когнитивными способностями в виду особенностей нашего организма.
Итак, что можно отнести к когнитивным способностям?
- Память.
- Внимание и концентрация.
- Восприятие.
- Действие.
- Принятие решений.
- Воображение.
- Логическое мышление.
А теперь представим себе человека, который овладел всеми этими способностями. Можно ли его назвать умным и очень талантливым? Безусловно. Такой человек способен запоминать массу информации, либо же решать, что запоминать, а что нет. Он умеет концентрироваться и не тратит время на то, чтобы снова вернуться в это состояние и вспомнить, на чем остановился. Он умеет воспринимать и считывать информацию из мира или поведения людей и делать правильные выводы. Может мыслить логично и творчески одновременно. Он принимает твердые решения, которые заканчиваются правильными действиями.
Именно поэтому когнитивные способности важнее любых других. Они являются той самой базой, на которой можно полноценно реализоваться в жизни. Улучшить свою память, внимание и концентрацию вы можете, пройдя .
Эти способности может развить в себе практически каждый человек. Существуют упражнения, которые могут улучшить любой из этих навыков. А что еще лучше - овладение одним навыком оказывает позитивное влияние на другие. Например, концентрация связана с улучшением памяти. А улучшение памяти тесно переплетается с развитием творческого мышления, потому что формирует десятки и сотни ассоциаций в голове относительно любого слова, образа или даже звука.
Если все эти навыки достаточно развиты, тогда человек может войти в состояние, называемое . В нем он остается мысленно в настоящем моменте, у него невероятно повышаются все когнитивные способности, а особенно концентрация. У него все получается, он знает или чувствует, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Существуют люди, которые научились пребывать в таком состоянии 24 часа в сутки. Например, Ричард Брэнсон, британский миллиардер. Уровень его восприятия просто поражает: он смотрит на мир и видит одни возможности.
Говоря об информации, нужно сказать, что, безусловно, знания необходимы. Даже с ее вседоступностью в эпоху Интернета, любознательность и начитанность являются показателями человека интересного и неординарного. Ведь если вы ничего не знаете и не обладаете никакой информацией, то и решения ваши будут достаточно примитивными. Поэтому помимо развития когнитивных навыков вам нужно стремиться к получению новых знаний, чтобы использовать их, смешивая, меняя и получая нечто новое и необычное. Пройдя курс по развитию , вы научитесь этому.
Ниже мы представляем вашему вниманию список книг, направленных на развитие ваших когнитивных способностей.
- Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
- Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
- Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
- Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
- Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
- Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
- Питер Брегман «18 минут»
В этих книгах представлены самые разные способы развития когнитивных способностей. Поэтому просто читать для развлечения их не стоит. Выполняйте упражнения, вооружившись листом бумаги и ручкой.
В сети есть масса приложений, которые призваны улучшить работу вашего мозга. Вот наиболее интересные из них.
- Lumosity
- Elevate
- Brain Wars
- Neuronation
Их главный плюс в том, что если у вас есть смартфон, вы можете выполнять упражнения, где бы вы ни находились. Также все эти приложения ведут подробную статистику. Вы сможете следить за своими результатами и наглядно видеть прогресс. Помните, что вам потребуется в идеале заниматься этим каждый день. Даже если времени мало, выделяйте хотя бы 20-30 минут ежедневно.
Если выделить всего одну способность, которая принесет наибольшую пользу для вашего мозга, то это концентрация. Именно она «подтягивает» все остальные когнитивные навыки. Есть две простые игры, которые очень хорошо помогают в этом. Это и .
Интересуетесь развитием когнитивных способностей на практике? Тогда курс для вас. Присоединяйтесь!
Желаем вам удачи!