Как начать выступление на научной конференции приветствие. С чего начать публичное выступление
Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей
Как начинать выступление?
Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.
Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.
Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.
Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.
Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.
Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.
Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:
– вызвать любопытство слушателей;
– поведать интересную историю;
– начать с конкретной иллюстрации;
– задать вопрос;
– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;
– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.
Как сделать ясным смысл вашего выступления?
1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.
2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.
3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.
4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).
5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.
6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.
7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.
8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.
9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.
10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.
Как заканчивать выступление?
Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.
Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.
Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.
– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;
– призвать к действию;
– сделать слушателям подходящий комплимент;
– вызвать смех;
– процитировать подходящие поэтические строки;
– использовать яркую цитату;
– создать эмоциональный подъем.
Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.
Примеры публичных выступлений.
В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.
1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).
Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).
Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».
2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).
К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).
Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).
Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».
3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?
В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).
Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).
Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).
И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).
Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».
Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:
Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;
Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;
Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;
Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;
Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;
Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;
Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;
Ø доброжелательность, непринужденность общения;
Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;
Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).
Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.
Вступление является необходимым элементом любого публичного выступления. Вступление различается в зависимости от подготовленности аудитории: в хорошо подготовленной аудитории оно может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.
Зачин нужен для того, чтобы завладеть вниманием ауди-
тории, захватить ее внимание. Ф. Снелл писал: «Первое предложение можно сравнить со стуком торгового агента в вашу дверь».
П. Сопер, уделявший очень большое внимание проблеме захвата внимания аудитории, отмечал: «Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших воззрений... Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слушатель также бывает в состоянии инерции покоя и движение. Поэтому введение – наиболее важная часть информационной речи».
Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не выполнил их.
– Твой мул глух, – сказал покупатель.
Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью.
Покупатель был изумлен.
Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил:
Сперва надо привлечь его внимание... Внимание действительно надо сначала привлечь. Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте... Внимание бывает непроизвольное – такое внимание возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное – поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать, в первую очередь, произвольное внимание. Исследования показывают, что для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.
Приемы захвата внимания
Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.
– Апелляция к событию, времени, месту.
«Начните с того места, где вы находитесь», – советует П. Сопер. Скажите: Мы собрались сегодня в аудитории, в
которой... Вот висит портрет Ленина... Сегодня годовщина... Два месяца назад я выступал в этой же аудитории, и тогда... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают... Сегодня утром в последних известиях сообщили и т. д. и т. п.
Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.
– Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересовались бы беседой «Как составлять наши собственные завещания» (с. 65).
П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе внимание аудитории.
Он выделил «основные интересы» людей:
вопросы жизни и смерти;
здоровье;
профессия;
социальный престиж;
опасность;
безотлагательные мероприятия.
Кроме них, он включил в число вызывающих общий интерес такие проблемы, как: патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам.
«Групповые интересы», по П. Соперу – это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства.
«Злободневные интересы» – эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире.
«Конкретные интересы» – автомобиль, дом, пища, вещи обихода, то есть то, с чем мы ежедневно соприкасаемся.
Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П. Сопером, в основном американские, но важно понять принципы выделения таких интересов.
– Возбуждение любопытства.
Затроньте необычный факт, который показывает слуша-
телям, что они еще не все знают. Например: «Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира?» – «Как? В каких?»
Пообещайте рассказать «о чужих землях и народах, таинственных происшествиях, чудесах прошлого и настоящего» (П. Сопер).
Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: а как же оратор разрешит этот парадокс? Ср.: «Эйнштейн сказал, что образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Правильно ли это?» Или: «Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим?» Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?».
Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой: механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения – аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но ей захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.
Л. П. Гроссман в книге «Об искусстве лектора» (М., 1970, с. 17) приводит пример постановки дилеммы в начале публичного выступления А. В. Луначарским, который выступал на тему «Пушкин и Некрасов». А. В. Луначарский начал свое выступление так:
«Плеханов вспоминал, что на похоронах Некрасова Достоевский сказал над могилой: «Он был не ниже Пушкина». Но целый хор молодых голосов из толпы закричал: «Выше, выше!». Достоевский сделал усилие, поморщился и сказал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». И опять хор молодых голосов: «Выше, выше!» И за этим хором голосов стояло много сознательных элементов тогдашней России.
Так кто выше?»
– Обращение к борьбе, конфликту.
Дейлу Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».
П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что
задевает приключенческую жилку; «ищите конфликт: столкновение в борьба вызывают невольный интерес». Вспомните: люди охотно наблюдают за бытовыми конфликтами на улице, остановятся поглазеть на драку, пожар, аварию и т. д. Объявив в самом начале выступления о том конфликте или драматической ситуации, о которой вы намерены рассказывать, вы завоюете внимание аудитории. Стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью... – и аудитория сразу встрепенется» (П. Сопер, с. 137). Или еще вариант начала: «Ссоры между мужем и женой – обычное дело в семьях. Почему это происходит?» Или: «На днях я был свидетелем бурного конфликта в очереди. Из-за чего все началось?..»
– Демонстрация какого-либо предмета.
Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем, в ней нет ни слова правды...»
Или: «Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот – «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране?»
– Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из Вашей жизни, о прочитанном вами.
Можно рассказать о своих переживаниях, ощущениях: «Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что...». Другие возможные варианты «рассказа о себе»: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора... Недавно я прочитал, что... Однажды со мной произошел такой случай... Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мною в купе оказался очень интересный попутчик... и т. д.
– Цитирование знакомого.
Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.
– Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал...»; «Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам...»; «Эйнштейну принадлежит очень любопытная фраза...» и т. д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко
заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.
– Исторический эпизод.
Начать можно так: «В XVIII веке при французском дворе был обычай...»; «Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века...»; «Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем, мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних пародов. «Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято...» и т.д.
Например: «Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...», «Сегодня утром в программе «Время деловых
людей» я услышал любопытное сообщение...»; «Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...» и т. д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей обязательно будут люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать. Еще неплохо привести некоторые подробности: «Часов в одиннадцать по «Маяку»...», «Утром, я как раз уже собирался уходить, стоял в коридоре и услышал...» и т. д. Дополнительные подробности – когда, где, в каких условиях вы получили информацию, которой делитесь со слушателями, оказывает дополнительное притягивающее» действие.
– Постановка проблемного вопроса и ответ на него. Данный прием захвата внимания рекомендован Д. Карнеги; его ограниченность в том, что разная аудитория по-разному реагирует на такое начало – малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.
– Риторический вопрос.
Если риторический вопрос задается эмоционально, после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована – другими, бо-
лее конкретными риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, «красиво».
– Изложение цели и задачи выступления.
Данный прием действенен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме.
Есть и некоторые чисто «технические» способы захвата взимания:
произнесение намеренно громкой фразы;
совершение необычного действия (например, слушатели долго не успокаиваются, и оратор начинает долго что-то искать в своем портфеле: все утихнут, с любопытством наблюдая – что же такое важное он там ищет?
Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления:
Не говорите, что вы не оратор.
Не начинайте выступление с извинений.
Не начинайте выступление с шутки.
Последняя рекомендация особенно важна для нашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория подобное начало не считает приемлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало скорее как неудачное, как свидетельство несерьезности оратора или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуникативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора.
Однажды оратор, который должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на темы экологии (а лекцию об экологии аудиторию вынудили слушать), чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, начал свою лекцию так: «Все мы любим выпить (?!)... Но чтобы выпить, надо ведь иметь, чем закусить (?!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло... А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка... Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни человеческого общества!» Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, и оратор был воспринят как несерьезный. «Фигляр»,
сказала о нем одна из слушательниц. Слушать его аудитория не захотела. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.
"Искусство ведения войны- это наука,
в которой удается лишь то,
что было рассчитано и продумано"
Наполеон
Это изречение столь же актуально для ораторов, как для полководцев.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ОБУСЛОВЛЕНА ХОРОШЕЙ ПОДГОТОВКОЙ
Хорошо подготовленная речь - на девять десятых речь произнесенная.
Не пытайтесь подготовиться к выступлению за полчаса. Речь должна вызреть. Записывайте на бумажках все мысли и примеры, которые приходят к вам в голову и постоянно изыскивайте новые.
Собирайте значительно больше материала, чем будете использовать.
Иметь запас знаний - значит располагать большим объемом информации, чем вы можете задействовать.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
В начале изучения какого-либо вопроса будет торможение. Не стоит отступать. Однажды произойдет рывок.
В начале выступления возможно волнение. Необходимо проявить выдержку. Волнение должно пройти по мере выступления.
Все, кто преуспел на ораторском поприще, как правило не отличались выдающими способностями. Но они обладали упорством и твердостью, проявляли настойчивость и добивались цели.
Думайте об успехе. Тогда вы будете делать то, что необходимо для его достижения.
Если вы пали духом, посмотрите на портрет известной личности, и подумайте, как бы он повел себя на вашем месте.
Если вы плывете по жизни, как айсберг, и не можете выплыть из каких-то непредвиденных обстоятельств, а тут еще сессия, диплом и вам на все не хватает времени, то самый момент осуществить заказ диплома . На сайте http://diplom177.ru/ это выполнят в срок и качественно. Вам же предстоит все продумать, понять, уточнить и подготовить доклад к защите. Удивите комиссию своими углубленными знаниями! Ведь теперь это ваши знания, они помогут вам в дальнейшей работе.
СЕКРЕТ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Правило первое : выделяйте важные слова и подчиняйте им неважные.
Правило второе: Говорите с модуляциями (тональность голоса должна то понижаться, то повышаться, голос должен быть естественным).
Правило третье: Меняйте темп речи.
Правило четвертое : Делайте паузу до и после важных мыслей.
ПОВЕДЕНИЕ НА ТРИБУНЕ
Не выступайте, если вы устали. Отдохните, восстановите силы и свой энергетический запас.
Перед выступлением не ешьте плотно.
Если вам приходится часто выступать - берегите свой энергетический потенциал. Оратор должен обладать магнетической силой.
Одевайтесь аккуратно и красиво.
Улыбайтесь. Выходя к публике, вы должны дать понять, что вы рады встрече.
Не стойте на возвышении. Оставайтесь на одном уровне со слушателями.
Проветривайте помещение перед выступлением.
В помещении должно быть светло. Встаньте так, чтобы свет падал вам на лицо и публика смогла вас хорошо видеть.
Не прячьтесь за мебелью, снимите, уберите все, что отвлекает внимание: таблички, плакаты и т.д.
Лучше не приглашать гостей на сцену. Они будут отвлекать от вас внимание.
КАК НАЧАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Как только вы появитесь перед публикой, ее внимание естественно и неизбежно будет привлечено к вам. В первые 5 секунд его не трудно вызвать, труднее удержать в течение последующих пяти минут. И если вы его потеряете, то завоевать снова будет трудно вдвойне. Поэтому сделайте интересной уже самую первую фразу. Не вторую. Не третью. Первую! П-Е-Р-В-У-Ю. Первую!
Но как это сделать?" - спросите вы. Задача не из легких. Пытаясь собрать материал для ее решения, придется пройти окольными скользкими тропами, ибо тут многое зависит от вас, от вашей аудитории, от темы, собранного материала, обстоятельств и т.д.
Начало выступления нужно тщательно готовить заранее.
Вступление должно быть коротким.
Вот несколько вариантов начала:
Возбудите любопытсво
Можно начать с рассказа
Начните с конкретного примера
Используйте наглядный материал
Задайте вопрос и начните отвечать
Притягательность потрясающих фактов
Начало не должно быть официальным. Можно связать его с какими-то фактами, событиями и т.д.
КАК ЗАКОНЧИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Сказанное под занавес будет помниться больше всего.
Недопустимо говорить "Пожалуй, это все, что я хотел сказать. Здесь можно поставить точку". Лучше просто кончить и точка.
Продумайте заключение заранее. Прорепетируйте его и знайте дословно, как вы закончите выступление. Концовка должна быть плавной. Не обрывайте речь на полуслове.
Вот семь вариантов заключений на выбор:
Обобщить и вкратце изложить основные рассмотренные вопросы
Призвать к действию
Сказать какой-то комплимент в адрес кого-то
Рассмешить публику
Привести поэтическую или какую-либо цитату
Использовать цитату из Библии
Кульминация как финал
Придумайте сильное начало и финал, а затем сведите к минимуму промежуток между ними.
УДАЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ!
Posted On 06.03.2018
10 советов для публичных выступлений от Дейла Карнеги, которые актуальны сегодня
Выступление перед небольшой группой у большинства людей может вызывать чувство страха. Следующие 10 советов от Дейла Карнеги из книги "Искусство публичных выступлений" помогут вам преодолеть это чувство и сделать вашу презентацию хорошей практикой, как для вас, так и для вашей аудитории.
1. Будьте уверенны перед аудиторией
Выступление перед людьми может пугать вас. А некоторые люди могут еще и возразить, что если выступать перед небольшой аудиторией, то это даже более страшно. Чтобы преодолеть страх перед публичными выступлениями, Карнеги рекомендует:
- Прорепетируйте несколько раз
- Погрузитесь в вашу тему
- У вас есть нечто особенное, что сказать
- Рассчитывайте на успех
- Возьмите на себя контроль над вашей аудиторией
2. Тема и Подготовка к публичному выступлению
Понимайте, что вы говорите, и держите ваши мысли организованными. Если есть исследования и факты, то дополните ими вашу речь. Создайте план публичного выступления, и после того, как вы подготовили презентацию, не бойтесь пересмотреть его.
3. Эффективность благодаря изменению высоты тона голоса
Карнеги советует, что для каждого изменения в ваших рассуждениях, ваш голос должен изменить высоту тона. При выступлении следите, как ваш голос меняется, когда вы говорите. И помните, что при большем количестве интонаций ваш голос будет звучать более приятно для вашей аудитории.
4. Пауза и ее Сила
Знание, как использовать паузы, может значительно помочь вашему ораторскому мастерству. Паузы могут быть использованы по ряду различных причин. Например, дать вашей аудитории мысленно подготовиться к следующей мысли, или создать интригу, или позволить вашему сообщению поглотиться аудиторией.
5. Чувства и Восторг
Вложите чувства в свою речь и выразите их. Не бойтесь поначалу, даже если почувствуете, что перестарались. Будьте в восторге от вашей темы, это поможет вашей аудитории быть в восторге от нее тоже. Большая взволнованность и вовлечение вашей аудитории в вашу презентацию, и скорее всего, ваше сообщение будет резонировать с ней.
6. Голос
Разговорный голос имеет большое значение для публичных выступлений, но как научить себя владеть им? Для начала, вы должны расслабиться. Не позволяйте себе нервничать, потому что нет причин, чтобы нервничать. Следите за дыханием и попробуйте попроизносить гласные звуки, чтобы расслабиться и подготовиться к своей речи.
7. Соответствие жестов вашей Речи
Жесты должны быть отражением того, что вы чувствуете, помогая вам передать то, что вы хотите донести до вашей аудитории. Они должны быть естественными и должны быть одной единственной незапланированной частью речи. Убедитесь, что ваши движения постоянно меняются и совпадают с тем, что вы говорите в этот самый момент.
Влияние на толпу
Каждая толпа нуждается в лидере. Будьте лидером для вашей аудитории! Руководите своей аудиторией через свои мысли и держите ее занятой. Утвердите себя в качестве лидера и получите уважение вашей аудитории. Это поможет вам руководить ими и добиться от них действий, которые вам необходимы.
9. Пополняйте свой словарный запас
Каждое слово в вашем лексиконе означает три вещи: вы знаете его значение; вы знаете, как оно сочетается с другими словами; и вы знаете, как правильно его использовать. Когда вы услышите новое слово, то сделайте все необходимое, чтобы узнать о нем эти три вещи. Если вы услышите слово, которое вы уже знаете, но оно используется по-другому, то это также отличный способ увеличить свой словарный запас. Если вам непонятен смысл его использования, то посмотрите в словарь и запомните его значение.
10. Тренировка памяти
Вы, вероятно, не захотите или не сможете запомнить всю вашу речь слово в слово, но на основные идеи, имеющие большое значение для гладкого прохождения вашей презентации, следует обратить внимание. Это также просто, как запоминание вашего плана. Запомните ключевые моменты вашего выступления и некоторые слова, связанные с ними, и работайте в этом направлении.
Дейл Карнеги, возможно, и предложил эти советы уже много лет назад, но они не подвластны времени. Использование всего нескольких из них поможет вам в преодолении страха публичных выступлений, значительно увеличит вашу уверенность в себе и сделает вас лучшим оратором.
Еще статьи
Не секрет, что большинство людей боится публичных выступлений. Но если вы бизнесмен или руководитель коллектива, рано или поздно вам придется выйти на сцену и произнести речь. И чтобы ваш выход не разочаровал ни вас ни вашу аудиторию, следуйте предложенным ниже восьми советам, которые помогут вам хорошо выступить перед публикой.
1.
Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям
Наблюдайте за опытными ораторами
Смотрите за выступлениями профессиональных ораторов, например, ведущих на курсах ораторского мастерства. Обратите внимание на спикеров из вашей сферы деятельности и за ее пределами. Посмотрите, как они произносят свои речи, какие мысли хотят передать аудитории, как часто делают паузы, как быстро они говорят, как часто вступают в зрительный контакт с аудиторией.
2. Десятое выступление лучше первого
Независимо от того, сколько раз вам уже довелось выступить перед публикой, всегда можно что-то улучшить. Замечательно, если вы имеете опыт публичных выступлений, но не следует слишком обольщаться и думать, что теперь вы можете выступать без предварительной подготовки. Это может сработать пару раз, но рано или поздно вы дадите осечку.
3. Начните мощно
Чтобы хорошо выступить перед публикой, старайтесь зацепить аудиторию с самого начала речи. Например, можно остроумно пошутить, если вы обладаете отменным чувством юмора. Другие варианты – привести шокирующую статистику, задать слушателям провокационный вопрос или показать забавный видеоролик.
4.
Четкие сегменты выступления
Разделите материал выступления на отдельные части, чтобы лучше донести свои мысли и идеи аудитории. Помните, покидая зал, слушатели, согласно Правилу трех пунктов, должны запомнить по крайней мере три ключевых мысли из вашего выступления.
5. Порепетируйте речь
За день до выступления встретьтесь с близким другом и попросите его послушать вашу речь, с которой вы собираетесь выступить перед публикой. Полезно будет узнать, как мастера ораторского искусства готовятся к выступлениям. Так, накануне следует хорошо выспаться и избегать употребления алкоголя, чтобы наутро не страдать от похмелья. Во время выступления позаботьтесь чтобы рядом был стакан с водой комнатной температуры, так как холодная вода сжимает горло.
6. Не опаздывайте
В день речи не поленитесь прибыть заранее, с некоторым запасом времени. Хотя бы за час до публичного выступления загляните в зал, в котором будете выступать, и посмотрите его обстановку. Проверьте, исправно ли работает аудио- и видеоаппаратура, микрофон.
7. Не говорите быстро
Одной из самых распространенных ошибок, которую допускают новички в ораторском искусстве, является слишком быстрый темп речи. В этом случае слушатели не успевают осмыслить слова оратора. Чтобы определить скорость вашей речи, запишите ее на компьютере и прослушайте. Если вы говорите быстрее, чем ведущий выпуска новостей, значит, вы говорите слишком быстро.
8. Опирайтесь на конспект речи
Даже опытные ораторы, прежде чем выступить перед публикой, составляют краткий конспект речи. Он может содержать основные вопросы, которые спикер желает затронуть на выступлении, выраженные тремя-четырьмя словами. Если вы напишете себе нечто подобное, это будет вам хорошим подспорьем, но помните, не следует писать весь текст речи. Наметьте основные части, определите, как будут представлены, например, 8 элементов темпа речи.
Напоследок, будьте искренними – люди почувствуют это в вашем голосе и будут внимательнее вас слушать. Выступление на публике требует достаточной смелости и, как все в жизни, опыта и практики. Итак, чего же вы ждете?
Эксперты выяснили, что на 80 % быстрое продвижение по карьерной лестнице зависит от умения правильно и красиво излагать свои мысли. Большинство успешных людей прекрасно владеют ораторским искусством и умеют выступать перед аудиторией. Существуют специальные тренинги и семинары по ораторскому искусству. Приведем несколько советов, которые помогут научиться правильно выступать перед аудиторией.
1. Старайтесь бороться с волнением. Если вы волнуетесь, то красивая речь не получится. Справиться с волнением поможет опыт, а на первоначальном этапе помогут упражнения по дыханию и самовнушение.
2. Важно хорошо знать, что вы будете говорить. Вы должны подготовиться к выступлению, хорошо знать тему. Вы должны также быть готовы отвечать на вопросы.
3. Старайтесь соблюдать временные рамки.
Четкие сегменты выступления
Выступление перед слушателями у людей вызывает неприятные эмоции. Не всем дано это изначально. Но научиться выступать на публике возможно. 29 рекомендаций помогут сделать из вас оратора.
1. Разберитесь в теме, которую будете освещать. Скверная подготовка лишает человека уверенности и вселяет страх.
2. Учитесь владеть телом:
- не теребите руками пуговицы;
- не переминайтесь с ноги на ногу;
- не трогайте волосы.
Но и стоять по стойке «смирно» тоже не стоит, используйте жесты, но будьте осторожны, чтобы не переусердствовать. Прорепетируйте движения заранее.
3. Говорите диафрагмой. Это позволит произносить слова громко и внятно. Чтобы этому научиться, встаньте прямо и уложите правую руку на живот, сделайте выдох, задержите дыхание насколько сможете. Со временем увеличивайте интервал. В таком положении мышцы живота расслабляются. Поговорите в этом расслабленном состоянии.
5. Практикуйтесь. В жизни говорите внятно и не так быстро, паузами выделяйте важные места.
6. Поработайте над артикуляцией.
7. Убедитесь, что вы правильно произносите сложные слова, которые присутствуют в вашем докладе.
8. Если возникли проблемы с произношением, начните медленно повторять слово до того момента, пока не запомните как правильно произносить.
10. Чтобы здорово выступить, составьте развёрнутый план речи. Правильно определите цель выступления, чтобы грамотно донести информацию до слушателей.
11. Чтобы ваша речь лучше отложилась в памяти, напишите её на бумаге несколько раз.
12. Целиком запомнить речь бывает сложно. Поэтому разбейте её на маленькие куски и учите каждый кусок отдельно.
13. Знайте аудиторию, для которой вы будете выступать. На разных людей одна и та же речь может производить разное впечатление.
14. Используйте юмор, чтобы привлечь внимание аудитории и разрядить обстановку.
15. Снимите на видео выступление. Учтите ошибки и внесите нужные изменения. Не концентрируйте внимание на недостатках, даже имея дефекты речи, человек может стать прекрасным оратором.
1. Определитесь с типом выступления. Речь бывает:
- информативной (передача фактической информации);
- убедительной (убеждение аудитории путём использования эмоций, логики, личного опыта и переживаний, фактов);
- развлекательной (удовлетворение потребностей собравшихся).
В некоторых выступлениях совмещаются несколько типов.
2. Начало речи должно быть интересным. Начать можно с сообщения главной мысли и нескольких пунктов, которые вы осветите позже. Лучше всего запоминается вступительная часть и заключение, поэтому уделите им должное внимание.
3. Избегайте длинных предложений, сложных слов, запутанных формулировок.
4. Чтобы аудитория вас понимала лучше, используйте сравнения.
5. Повторение – хороший способ напомнить слушателям о важной мысли.
Выступление
1. Есть дюжина секретов, которые помогут успокоиться.
- Перед выходом к аудитории несколько раз сожмите и разожмите ладони;
- Медленно и глубоко подышите;
- Встаньте перед зеркалом и повторите себе, что у вас всё получится, вы спокойны и в себе уверены.
2. Выходя к слушателям, улыбайтесь. Так вы сделаете атмосферу теплее и расположите к себе аудиторию.
3. Попробуйте выступить так, словно вы делитесь историей. Истории нравятся всем, поэтому слушать вас будут заинтересованно.
4. Старайтесь вести себя непринуждённо. Не читайте по бумажке. Не бойтесь импровизировать.
5. Не говорите монотонно. Меняйте интонации, это поможет удержать внимание зала.
6. Вовлекайте присутствующих в дискуссию. Задавайте вопросы аудитории.
7. Захватите с собой воду. Если вы начнёте нервничать, выпейте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы снова продолжить выступление с новыми силами.
8. Закончите выступление призывом. Если ваши слова побудили слушателей к чему-то, значит, цель достигнута.
9. Перед выступлением не ешьте молочные продукты. Они провоцируют образование в горле слизи. Из-за этого говорить становится сложно. Также лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, обладающих сильным запахом.