Что же такое Веды? Что такое Веды? Ригведа – древнейший из текстов
На десять самых распространенных вопросов о Ведах отвечает Вадим Тунеев.
Веды - это богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово «веда» буквально означает «знание», иначе говоря, Веды представляют собой науку, а не просто набор каких-то мифов или верований. Веды на санскрите называются апаурушея. Что значит «не созданный человеком». Веды вечны, и каждый раз творец вселенной, Брахма, после очередного цикла разрушения «вспоминает» нетленные Веды, чтобы творить этот мир вновь. В этом смысле Веды относятся к таким вечным категориям, как Бог и духовная энергия.
Это две характеристики. Движение сознания Кришны полностью санкционировано ведическими принципами. У моего тела есть начало, но у Его тела нет начала. Мое тело сидит здесь, а не в моей квартире. Вы также сидите здесь, а не в своей квартире. Но Кришна может быть везде в одно и то же время. Он может оставаться в Голоке Вриндаване, и в то же время Он живет везде. Он - Оригинал Старшего, но если вы посмотрите на картину Кришны, вы всегда увидите мальчика лет пятнадцати или двадцати. Вы никогда не найдете старика.
Возможно, вы видели изображения из Бхагавадгиты, изображающие Кришну как колесничего. В то время ему было не менее ста лет. У него уже были правнуки, но Он выглядел как юность. И если вы хотите признать Кришну, изучая ведическую литературу, вы, вероятно, потерпите неудачу. Это возможно, но это очень сложно. Однако вы можете легко узнать о Нем от Его преданного. Преданный может дать вам Кришну: «Вот Он, возьмите Его».
Вед насчитывается четыре; это Риг-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и Яджур-веда.
Три из них являются основными и во многом перекликаются друг с другом по содержанию: Риг-, Яджур- и Сама-веда. Атхарва-веда стоит особняком, потому что имеет дело с вопросами, которые не вошли в другие Веды. Три первых Веды состоят из молитв, или мантр, обращенных к Верховному Господу в его многочисленных личностных и вселенских аспектах, тогда как в Атхарва-веде излагаются знания об архитектуре, медицине и прочих прикладных дисциплинах.
Это во власти преданных Кришны. Первоначально была только одна Веда, и нет необходимости читать ее. Люди были настолько умны и имели такую острую память, что им нужно было только однажды услышать из уст духовного учителя, чтобы поглощать и понимать устное слово. Весь смысл им сразу был понятен.
Он знал, что у людей была только короткая продолжительность жизни, что их память была очень слабой, а их интеллект был не очень острым. Затем он подумал о менее умных людях, а именно о стри, шудре и двиабандху. Например, человек, родившийся в семье Брахмана, но не обладающий способностями Брахмана, называется двиджабандху. Для этих людей он написал Махабхарату, также называемую «история Индии», и Пураны. Поэтому ведические писания относятся Пурана Махабхарат, образуя четыре Веды и Упанишад. Упанишады часть веды.
Звуки Вед несут в себе особую энергию, поэтому очень важно было сохранить эти звуки в изначальном виде. В ведической культуре разработан способ передачи Вед в неискаженном состоянии. Несмотря на то, что 95% Вед на данный момент утеряны, оставшиеся пять процентов дошли до нас в целости и сохранности.
«В целом мире нет учения настолько благотворного и возвышающего, как учение Упанишад.
Оно было утешением моей жизни, и оно станет утешением моей смерти».
Эта работа считается последним слово Вед. Кришна говорит по Ведам, что вы должны понимать Его. В «Бхагавад-гите» он заявляет: «Ведаи са сарвайр ахам эва ведйо ведантакд ведавид эва кахам». Это объясняется во всех комментариях вайшнавов к философии Веданты. Он сияет на Себе. Мы развиваем наше сознание и знание, получая знания от других; но сказано о Нем, что Он сияет от Себя. Бхактиведанта Свами прабхупада.
Прочтите общее введение раньше. До этого он передавался в устной форме. Будучи первым живым существом, Брахма, также известный как Праджапати, получил знание непосредственно от Кришны, Верховного Господа. Брахма был больше его сыновей, которые опосредованных своих сыновей и студентов и т.д. на первом была только одна Веда, которая была разделена в четыре раза позже, чтобы облегчить исследования в Риг, Яджур, Сама и Атхарва. В Ведах содержится все необходимое знание, благодаря которому люди, индивидуально или как общество, могут достичь как материального счастья, так и освобождения.
Артур Шопенгауэр, немецкий философ и писатель
2. Каким образом Веды смогли сохраниться?
Секрет кроется в языке Вед - санскрите. Веды по другому называются шрути, «услышанное». В течение многих веков и эпох Веды передавались из уст в уста, существовала хорошо разработанная система мнемонических правил запоминания Вед; до сих пор в Индии есть люди, которые могут наизусть прочесть одну или даже несколько Вед. Это несколько сот тысяч стихов на санскрите. Слово санскрит означает «совершенный, имеющий идеальную структуру». Санскрит - это язык с уникальной грамматикой и фонетикой, и многие языки этого мира произошли от него; в частности, все западноевропейские языки, дравидские, латынь, древнегреческий и, конечно же, русский. Фонетика санскрита по своей научной организованности не имеет аналогов. В санскрите двадцать пять согласных, они разделены на пять рядов по способу звукоизвлечения, по пять букв в каждый ряд. Эти пять рядов имеют непосредственное отношение к пяти изначальным стихиям, из которых построен мир. Первый ряд относится к эфиру, второй - к воздуху, третий - к огню, четвертый - к воде, пятый - к земле. В самих Ведах говорится, что каждый звук санскритского алфавита несет в себе определенную тонкую энергию и именно на этой энергии основана вся ведическая культура. Мантры, состоящие из этих звуков, правильно произнесенных, способны пробуждать скрытые, тонкие механизмы природы, и мудрецы древности, риши («способные видеть сквозь грубую реальность»), с помощью правильного произношения порождали определенную волновую структуру, которая позволяла им творить чудеса.
Чандогья и Кена Упанисад. В дополнение к четырем Ведам, с течением времени другие писания ведического знания были написаны великими мудрецами, занимающимися конкретными темами. Ведические книги истории, содержащие исторические записи в не обязательно хронологическом порядке, называются Итихасас и Пураны. Самые известные Итихасы - Ведавасас Махабхарата и Валмикис Рамаяна. Они рассказывают о делах великих правителей, полубогов и других важных и экстраординарных личностей в мировой истории, которые с так называемой научной точки зрения кажутся продуктами ожесточенного воображения.
«Когда я читаю «Бхагавад-Гиту», я спрашиваю себя, как же Бог создал Вселенную?
Все остальные вопросы кажутся излишними».
Альберт Энштейн
3. Из чего состоят Веды?
Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами. Самхиты представляют собой сборники мантр. Их, собственно, и называют Ведами. Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире. Араньяка - раздел более метафизического характера; здесь объяснены сокровенный смысл и высшая цель ритуалов. И, наконец, Упанишады дают философское обоснование законов этого мира; в них рассказывается о природе Бога, индивидуальной души, взаимоотношениях, которые связывают мир, Бога и душу. Помимо этого есть шесть веданг, вспомогательных ведических дисциплин. Это Шикша, правила произношения звуков санкритского алфавита; Чандас, правила ритма и расстановки ударений в стихах, из которых состоят Веды; Вьякарана, где объясняется грамматика и метафизика санскрита - каким образом в санскрите нашли свое отражение сокровенная природа человеческой жизни и структуры вселенной. Затем следует Нирукта, этимология слов санскритского алфавита на основе глагольных корней, к которым восходит каждая часть речи санскрита. Затем идет Калпа, правила проведения обрядов и ритуалов, и, наконец, Джйотиш, или астрология, которая объясняет, в какое время нужно проводить эти обряды, чтобы любое начинание увенчалось успехом.
Философские дискуссии, дхарма, йога и другие темы также занимают важное место в этих работах. Это всего лишь несколько примеров из сокровищницы ведической литературы. То, что было открыто с течением времени через великих святых и путей, но все же открыто и не противоречит основным утверждениям оригинальных Вед, также признается Ведой, т.е. он считается подлинным источником ведических знаний. Ведическая литература настолько обширна, что современные ученые, изучающие исключительно ведические писания, могут с трудом изучить их все в ходе жизни в санскритском оригинале.
«Особенно привлекли меня философские идеи «Бхагавад-Гиты».
Они практически совпадают с тем пониманием реальности,
к которому меня привело изучение квантовой механики».
Юджин Вингер, лауреат нобелевской премии по физике
4. Когда и кем были записаны Веды?
Пять тысяч лет назад в Гималаях они были записаны прославленным мудрецом Шрилой Вьясадевой. Само его имя указывает на того, кто «разделил и записал» (в переводе на русский язык «вьяса» означает «редактор»). История жизни Вьясадевы приводится в «Махабхарате», его отцом был Парашара Муни, матерью - Сатьявати. Вьясадева записал всеУпанишады, Брахманы, Араньяки, расклассифицировал Самхиты. Здесь нужно заметить, что изначально Веда - это единое целое, один огромный «том», но Вьясадева разделил этот «том» на четыре и к каждому приложил соответствующие отрасли знания, вышеупомянутые веданги. Помимо шести веданг есть смрити, литература «для запоминания», передающая то же самое послание Вед более простым языком, на примере либо реальных исторических событий, либо аллегорических повестей.
Изучение Священных Писаний - это одно, а правильное понимание их - другое. Только академическая стипендия малопригодна. В Шримад-Бхагаватам Верховный Господь учит своего преданного Уддхаву в следующих терминах. Те, кто изучают Веды среди несанкционированных, материалистических учителей, не могут понять их выводы и тратить свое время. В светском университете едва ли можно получить четкое представление о Ведах. Доказательством этого являются многие предположения о Ведах и комментарии к Ведам. Цель Вед - не изучать их, а затем размышлять, манипулировать номерами истории и писать диссертации о том, как часто используются определенные слова, в каких частях, в каких контекстах и т.д. веды были написаны на благо всех, но этот тип убоя никому не нужен.
К смрити относят восемнадцать главных и восемнадцать дополнительных Пуран, а также «Рамаяну» и «Махабхарату», исторические хроники. Помимо этого есть Кавии, поэтические сборники. Их также иногда относят к разряду ведической литературы, поскольку они основаны на Пуранах, только с более подробной разработкой сюжета и историй, содержащихся изначально в Ведах, а потом записанных в Пуранах. Для изучения Вед требовалась очень высокая квалификация, и, неправильно поняв смысл тех или иных мантр, можно было навредить и себе, и другим. Поэтому в ведической культуре существовали определенные ограничения на изучение Вед. Но для Смрити, исторических повествований, таких запретов нет. Пураны, «Махабхарату», «Рамаяну» могутчитать все без исключения.
Веды обычно признаны самыми старыми писаниями, и никакая культура, даже позже, никогда не производила сопоставимую литературу. Когда были сделаны первые заметки, те, кто не был достаточно умен, чтобы помнить их, могли копировать тексты. Серьезные и решительные люди должны были путешествовать далеко, трудные путешествия, которые, конечно же, не были бы предприняты ученым для изучения Вед сегодня.
Впоследствии Вьясадева написал свои сочинения. Он составлял Пураны до Махабхараты и Махабхараты до Шримад-Бхагаватам. Затем Бхагаватам произнес сын Вьясадевы Лудадева Госвами Махарадже Парикшит на собрании великих мудрецов. Махараджа Парикшит был преемником мирового правителя Махараджа Юдхистира, который последовали за Господом вскоре после возвращения Господа Клы в свое вечное царство. В наше время вряд ли смертный может обладать интеллектом и памятью без обучения или изучения письменных записей Веды.
Эти книги несут в себе изначальные идеи Вед, вечный звук, который в свое время породил мироздание. Язык Пуран не такой сложный, поэтому ученые различают ведический санскрит и санскрит смрити. Вьясадеву называют автором Вед, но Вьясадева просто записал то, что существовало многие тысячелетия до него. Само слово Пурана означает «древнее». Эти книги были всегда, в том числе и единая Пурана, и Вьясадева изложил ее на языке, понятном людям века Кали, века деградации, в котором мы сейчас живем. Поэтому и Веды, и Пураны одинаково авторитетны. Они доносят до нас одно и то же послание, они записаны одним и тем же мудрецом и представляют собой гармоничный, согласованный корпус ведических писаний, в которых одна часть дополняет другую.
Происхождение Вед в Индии
Представьте, что вы пишете письмо Махабхараты письмом в чернилах и ручке! То, что это значит, действительно известно только тем, кто сделал это раньше. Веды считаются самыми старыми писаниями нашего мира. Веды говорят, что существо, создавшее Вселенную, передало Веды человечеству. Риши и провидцы получили эти сообщения. В результате провидец вел Веды в мир. Были распространены четыре Веды.
Риг Веда Яджур Веда Сома Веда Атхарва Веда. . В то время книг не было. Поэтому содержание Вед было изучено наизусть, слово в слово. Итак, Веды передавались в стихах и песнях из поколения в поколение. Только гораздо позже Веды были написаны учеными. Риг Веда - самая большая и старейшая из Вед.
5. Какие области знания охватывают ведические писания?
Первая, самая главная тема ведических писаний, - это духовное знание, знание о природе души. Помимо этого в Ведах есть огромное количество другой информации, касающейся всего того, что необходимо человеку для долгой и счастливой жизни. Это знание об организации пространства, васту: как строить дом, как его располагать, чтобы чувствовать себя хорошо, не болеть, жить в мире и достатке. Это медицина, аюр-веда, «наука о продлении жизни». Это ведическая астрология, которая объясняет, как земля и микрокосмос человека связаны с макрокосмосом, со вселенной, и как человек должен планировать свой день, поездки, важные начинания в жизни.
В Ригведе есть много текстов об Аюрведе. Три бога из Ригведы. Обратитесь к трем типам. В Ригведе есть много гимнов для Сомы. Сома не только известна как божество. Сома также является пьянящим напитком из трав. Это используется для физического и умственного исцеления. Но в Ригведе описаны не только лекарственные травы для производства лекарств. Эта Веда также содержит инструкции по пересадке органов и операциям.
Развитие аюрведы из Вед
Во всех Ведах есть что-то в Аюрведе. Но в Атхарве Веде нужно больше всего узнать об Аюрведе. Тексты по анатомии и физиологии. Он также описывает точный ход заболевания и лечение заболеваний. В двух школах есть имена их основателей Чарака и Сушрута. Восемь специализаций Аштанги Аюрведы. и две школы: Атрея или Чарака Аюрведа, Школа Докторов и Дханвантари или Сушрута Аюрведа, Школа Хирургии.
Чарака и Сушрута Самхита
Тогда очень религиозный аспект Аюрведы был дополнен научными исследованиями. Было собрано рассеянное знание из Вед.В Ведах также есть раздел о музыке, где говорится о семи основных нотах, которые соотносятся с семью чакрами, энергетическими узлами в теле человека, позволяя по особенному выстроенным мелодиям (рагам) успокаивать и излечивать человека, создавать психологический комфорт. В Ведах подробно описана йога, или набор различных техник и упражнений, позволяющих достичь огромной степени умственной концентрации, успокоить сознание, обрести мистические силы и в конце концов осознать свою духовную природу. Есть также книги по воинскому искусству. Есть разделы Вед, в которых приведены заклинания и мистические ритуалы. Есть пособия по экономическому процветанию, прикладной психологии управлению государством, дипломатии. Есть Кама-шастра, наука интимных отношений, позволяющая человеку постепенно переходить от грубых материальных наслаждений к все более тонким и как понять, что подобные удовольствия не являются целью человеческого существования.
Эффективность проверяется и систематизируется. Коллекции называются «Самхитас». Многие из этих писаний больше не существуют сегодня. Только три подлинных произведения пережили долгое время и все еще можно купить сегодня. Чарака Самхита, Сушрута Самхита Аштанга Самхита. . Появление Чараки и Сушруты Самхиты показывает, что перед тем, как результаты были классифицированы, должно было пройти много исследований. За это время были такие крупные университеты. Бенарес и Наланда в Индии.
Упанишады - последняя часть Вед
Упанишады - это сборник текстов, содержащих мистику и философию Вед. Уже самая старая из многих Упанишад указывает на эту тему, потому что в Брихадараньяке из Хр. Стенды, которые известны следующим переводом. «Ведите нас от нереального к истине. от тьмы к свету, от смертности до вечной жизни».
6. Насколько ведические знания применимы в наше время и в тех странах, которые не относятся к Индии климатически и исторически?
Ведические знания научны, веда означает «знание», а любое научное знание универсально. Когда речь идет о научных знаниях, никто не спрашивает ученых, в какой стране они открыли этот закон. Если закон есть, он действует везде, в том числе и за пределами страны, в которой он был открыт. Законы, изложенные в ведических писаниях, действуют во все времена и при всех обстоятельствах, просто нужно знать, каким образом.
Итак, это в Упанишадах для знания и, или о том, как вы можете достичь свободы в духовном смысле. В основном они касаются и Брахмана, а также метафизики, и они в основном написаны в форме диалога. Они составляют ядро индуизма и основы индийской философии.
Упанишады - источник и мистика индуизма
Веды состоят из 4 частей, каждая из которых разделена на 4 секции, последний раздел называется «Упанищаден». Слово состоит из нескольких частей. Итак, «сидя у ваших ног», что указывает на прямое учение об учении ученика, это слово также интерпретируется как «эзотерическое обучение» и «тайная доктрина».
Так, например, закон притяжения, открытый Ньютоном, действует повсюду на земле. На других планетах он тоже будет действовать, но с определенными модификациями, и даже на северном и южном полюсах Земли коэффициенты и константы могут несколько отличаться от стандартных. Точно так же и ведические знания. Например, «Аюр-веда» формулирует общие универсальные законы здоровой жизни, но там также объясняется, каким образом эти законы применять в конкретных условиях, в другой климатической зоне, где солнце встает позже и растут другие травы и фрукты. Принципы остаются вечными и неизменными, а способы применения этих принципов могут меняться, в зависимости от времени и обстоятельств.
Ноги также являются символом и наивысшей мудростью в индийской мифологии, поэтому, сидя в Упанишадах у ног Бога, один сидит, чтобы получить высшее учение об индуизме, ибо только если мы сможем получить мудрость непосредственно из подходящей мы их правильно понимаем.
Великий индолог Пол Деуссен формулирует. Даже слово «Упанишада»указывает на особую традицию традиции или посвящения. Он состоит из слогов «Упа», «Ни» и «Шад» и описывает ситуацию учителя и ученика, в которой ученик сидит рядом с его почитаемым мастером и слушает его учение.
7. Подтверждаются ли Веды современными научными исследованиями?
Да. Один из ярких примеров - это данные, приведенные в ведических Сиддхантах, астрономических расчетах, в которых за тысячи лет до Коперника была описана структура вселенной и даны расстояния от Земли до планет солнечной системы, с их радиусами и т.п. Также ведическим математикам было известно число «пи», причем с различной аппроксимацией. Но самое любопытное и яркое подтверждение авторитетности ведических писаний - это открытие швейцарского ученого Ханса Дженни, доктора медицины, антрополога, последователя Рудольфа Стайнера. Дженни попытался найти связь между формой и звуком.
Вскоре о значении Упанишад
Упанишады также называются Веданта, потому что они являются последней частью Вед.
Четыре Веды содержат Упанишады
Существует четыре разных ведических сборника текстов, которые первоначально принадлежали к разным традициям, а затем были обобщены. «Это самое полезное и возвышенное чтение в мире: это было утешение моей жизни, и это будет мое умирание». Шопенгауэр.Одно божество скрывается в каждом живом существе, но он пронизывает все и является самым сокровенным существом во всем. Он выполняет каждую работу и живет во всем. Он является свидетельствующим сознанием, бесформенным и бессмертным. Светашватара 11. Это действительно реальность жизни и просветления. Когда человек узнает Брахмана, он становится просветленным. Нет мудрее, чем тот, кто признал внутреннюю божественность.
Мы уже говорили о том, что ведические звуки, или звуки санскрита, создают определенную вибрацию в эфире, которая в конце концов приобретает зримые ощутимые формы. В попытке понять, какую форму имеют различные звуки, Дженни с помощью специального прибора, превращающего звуковые вибрации в видимые линии на песке или порошке, обнаружил, что звук ом, с которого начинаются многие ведические мантры и символическим образом которого является Лакшми-янтра (особое графическое изображение из пропорционально расположенных квадратов, треугольников и окружностей) при правильном произнесении порождает на песке именно эту янтру! Более того, правильно произносимые звуки санскритского алфавита также порождали формы, напоминавшие буквы этого алфавита.
8. Что общего между ведическими писаниями и священными писаниями других народов?
Безусловно, можно найти параллельные места, потому что ведические писания настолько обширны, что там, в принципе, можно найти все. В этой связи любопытен случай с митрополитом Антонием Сурожским(1914-2003), как он сам пишет: «Мне вспоминается разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: «Нет, в них истины нет!» Я пришел домой, взял древнеиндийскую книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю: «Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы «по звуку» их узнать?» Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса».
Другой пример параллелей - это начало Библии, где описывается, каким образом Бог творил мир. Бог говорил: «Да будет свет», - и свет появлялся. Это напоминает строчки из Веданта-сутры, где Брахма, «главный архитектор» вселенной, перед тем как творить, припоминает слова Вед, произносит их вслух и так вызывает к жизни различные объекты этого мира. И в Евангелии от Иоанна мы читаем: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. В Ведах тоже говорится, что первым элементом этого мира был звук, духовный звук, неотличный от самого Бога. Это имя Бога, и в Ведах оно называется Ом.
«В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания.
Утром я погружаю свой разум в величественную философию «Бхагавад-Гиты», в сравнении с которой наш современный мир и его литература кажутся незначительными».
Генри Дэвид Торо, американский философ и писатель
9. Какие из ведических книг считаются главными?
Среди огромного корпуса ведической литературы главными книгами считаются «Веданта-сутра», одиннадцать первых Упанишад, «Бхагавад-Гита» и «Бхагавата-пурана» или «Шримад-Бхагаватам». «Бхагавад-Гита» представляет собой краткое, доступное и последовательное изложение всех философских аксиом, содержащихся в Упанишадах, а «Шримад-Бхагаватам» - это квинтэссенция как философии Упанишад, так и всех Пуран. Те же Пураны упоминают, что «Шримад-Бхагаватам» служит естественным комментарием к «Веданта-сутре», о чем свидетельствует одинаковое начало обоих произведений: джанмади асйа, что значит «Тот, от кого начинается творение, кто поддерживает творение и кто является причиной его уничтожения». Санскритское слово веданта означает «венец всего знания», сутра-«афоризм».
Веданта-Сутра объясняет смысл Упанишад, устраняет кажущиеся противоречия, возникающие в уме того, кто изучает Упанишады. Например, если читать Большую Советскую Энциклопедию, ее разные тома, то может показаться, что это совершенно не связанные друг с другом знания. Но если понять связующий момент, идею, которая лежит в основе этих знаний, то разрозненная, на первый взгляд, информация предстанет собранной в единое целое. Точно так же огромный корпус ведических писаний может показаться разрозненным, но только для человека, который не знает сквозную идею, на которую нанизано все остальное.
10. В последнее время много говорят о «Русских ведах». Что это такое?
Один из исследователей этого вопроса, О.В. Творогов, писал, что в 1919 году полковник белой армии А.Ф. Изенбек обнаружил в разоренной помещичьей усадьбе на западе Харьковской области деревянные дощечки с письменами на них. Он приказал денщику собрать дощечки в мешок и увез их с собой. В 1925 году А.Ф. Изенбек, проживавший в Брюсселе, познакомился с Ю.П. Миролюбовым. Инженер- химик по образованию, Ю.П. Миролюбов не был чужд литературных занятий: он писал стихи и прозу, но большую часть его сочинений (посмертно опубликованных в Мюнхене) составляют разыскания об истории и религии древних славян. Миролюбов поделился с Изенбеком своим замыслом написать поэму на исторический сюжет, но посетовал на отсутствие материала. В ответ Изенбек указал на лежащий на полу мешок с дощечками: «Вон там, в углу, видишь мешок? Морской мешок. Там что-то есть…». В мешке я нашел, - вспоминает Миролюбов, - дощечки, связанные ремнем, пропущенным в отверстия». В течение последующих пятнадцати лет Миролюбов переписывал дощечки (Изенбек не разрешал выносить их из дома). Впервые мировое сообщество познакомилось с «Велесовой книгой» из сообщения эмигрантского журнала «Жар-птица», издававшегося в Сан-Франциско в 1953 году. А в 1976 году эта тема заинтересовала и советских ученых.
Газета «Неделя» опубликовала заметку двух ученых, В. Скурлатова и Н. Николаева, в которой, в частности сообщалось: «Велесова книга изображает совершенно неожиданную картину далекого прошлого славян, она повествует о руссах как «внуках Даждьбога», о праотцах Богумире и Оре, рассказывает о передвижении славянских племен из глубин Центральной Азии в Подунавье, о битвах с готами и затем с гуннами и аварами, о том, что трижды Русь погибнувшая восстала. Она говорит о скотоводстве как основном хозяйственном занятии древних славяно-руссов, о стройной и своеобразной системе мифологии, миропредставлении, во многом неведомом ранее».
С точки зрения классических санскритских Вед мы можем лишь сказать, что изначальная Веда со временем разделилась на множество частей, которые стали называться по имени мудреца, хранящего это знание, или главного персонажа в историях, связанных с этой конкретной Ведой. Веды - понятие наднациональное. То, что сейчас называют «Русскими ведами», является сборником древних сказаний. В них действительно содержатся, как и в классических Ведах, сведения о сотворении мира, о различных полубогах, управителей стихий, пространства, а также истории о древних героях, основателях различных родов и племен. Существуют многочисленные археологические и лингвистические доказательства того, что у Руси и Индии общие исторические корни.
Древний город Аркаим на территории Урала, санскритские названия рек в Центральной России и Сибири, тесная связь между санскритом и русским - все это дает основание полагать, что в далекие времена на огромном пространстве от Северного Ледовитого океана до южной оконечности Индии процветала единая культура, которую сейчас называют ведической.
Вам понравился материал "Что такое Веды?" ? Если да, то поделитесь с друзьями и близкими.
В настоящее время существуют немало сект, которые спекулируют на авторитете Вед. Появились даже так называемые «Русские Веды». Поэтому имеет смысл кратко рассказать о том, что такое Веды в реальности.
Веды (букв. Знание) - это самые древние священные индийские писания, которые формировались на территории Северо-Западной Индии в период конца II - начала I тыс. до Р.Х. Все Веды написаны на санскрите, на русский язык переведено очень мало. Вед, изначально написанных на русском языке, нет и никогда не было. По крайней мере, науке такие тексты неизвестны.
Веды делятся на четыре части, это - «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа».
Ригведа – «книга гимнов» - состоит из 1028 гимнов, сложилась в эпоху переселения арийских племён в северо-Западную Индию приблизительно в XV-X вв. до Р.Х.. Данная Веда состоит из гимнов, в которых восхваляются и описываются подвиги и величие божеств древних ариев.
Самаведа – «книга песнопений», 1810 стихов. Текст данной Веды почти полностью позаимствован из Ригведы. Тексты располагаются в соответствии с последовательностью исполнения его певцами на богослужении.
Яджурведа – «книга жертвенных изречений». Данная Веда состоит из изречений и молитв, которым приписывается магическое значение, ими сопровождаются жертвоприношения, совершаемые жрецами.
Атхарваведа – «книга заклинаний». Состоит из заклинаний, которые используются в основном не в общеплеменных ритуалах, а в домашних религиозных обрядах. Данная Веда состоит из двадцати книг, в зависимости от редакции Артхарваведы численность стихов колеблется в промежутке от 6000 до 6500 стихов.
Ведам приписывается божественное происхождение. Считается, что Веды были переданы людям богами через мудрецов (риши), которые их обрели посредством внутреннего прозрения. Веды в абстрактной поэтической форме рассказывают о сотворении мира, о взаимоотношении с богами и т.д. Все последующие философские труды ортодоксальных индуистских школ в той или иной степени представляют собой комментарии к Ведам. Считается, что Веды непогрешимы и рассказывают обо всем мироздании. Они чрезвычайно аллегоричны и потому без комментариев практически непонятны, и я хочу обратить на это внимание своих читателей. По сути, даже в Индии никогда не было людей, которые жили бы по Ведам, но были люди, которые положили в основу своей духовной жизни те или иные интерпретации Вед. Чтобы мои читатели получили лучшее представление о форме подачи материала в Ведах, приведу маленький фрагмент из Ригведы, первая мандала, самое начало.
1. Агни призываю я – во главе поставленного
Бога жертвы (и) жреца,
Хотара обильнейшесокровищного.
2. Агни достоин призываний риши –
Как прежних, так и нынешних:
Да привезет он сюда богов!
3. Агни, посредством (него) пусть достигает он богатства
И процветания – изо дня в день –
Сияющего, мужеобильнейшего!
4. О Агни, жертва (и) обряд,
Которые ты охватываешь со всех сторон,
Именно они идут к богам. …
А теперь представьте многие десятки тысяч высокоалегорических стихов - какое открывается поле для различных философских спекуляций на тему смысла Вед.
Веды в ортодоксальном индуизме являются высшим авторитетом и заключают в себе непреложную для индуиста истину. По сути Веды - это то, что все в Индии уважают, но мало кто читает.
Нужно отметить, что в современной Индии Ведам не следует никто. Как пишет известный индолог Дандекар Р.Н. в своей статье «От вед к индуизму»: «идеалы, провозглашенные в ведах, давно перестали быть исключительной движущей силой индийского образа жизни и мыслей». Одна из причин этого заключается в том, продолжает Дандекар, что «веды, как известно, представляют собой собрания по сути разнородных и порой внутренне противоречивых текстов,… веды допускают множество интерпретаций, ни про одну из которых нельзя сказать, что она является абсолютно авторитетной».
В индуизме существует два больших класса литературы – т.н. «шрути» и «смрити». Шрути, в буквальном переводе с санскрита значит «услышанное», это - откровения, которые считаются индуистами вечными и не сотворенными, а лишь «увиденными» мудрецами. Веды, в частности, относятся к шрути. Веды – это не одна книга, это, скорее, целая библиотека. Что же касается смрити, то в переводе с санскрита это слово переводится как «память». Основой смрити считалась традиция, мнение других мудрецов, дававших свое истолкование буквы и духа священного Знания Веды. Соответственно смрити обладало меньшим авторитетом, чем сама Веда. В частности, Махабхарата относится к смрити. Можно сказать что шрути или Веды - это Вечное Откровение для индуиста, а смрити - набор интерпретаций, раскрывающих смысл этого Вечного Откровения.
Итак, если вы встретитесь с группой людей, которые утверждают, что они следуют Ведам, спросите их, знают ли ваши собеседники санскрит, если нет, то почему они считают, что смысл Вед их гуру передаёт правильно? Если во встреченной вами религиозной группе лишь гуру знает санскрит, а среди его последователей культивируется отказ от приобретения данного знания, не является ли это поводом задуматься, а с чего бы это так? Если и гуру санскрита не знает, далее можно не тратить своё время на общение с этим «экспертами» по Ведам. Не зная санскрита, Вед знать нельзя, точнее, нельзя быть экспертом по ним, а настоящий гуру в индуизме не может не быть экспертом, иначе какой же он гуру.
Далее, не забывайте, что даже в Индии нет людей, которые следовали бы именно Ведам, но есть те, кто следуют комментариям (толкованиям) на Веды. Задайте своим собеседникам вопрос - вы следуете Ведам или определённым смысловым интерпретациям на Веды? Если вам скажут, что Ведам, поинтересуйтесь, почему вам предлагают познакомиться с Ведами не по первоисточнику, а по книгам, комментирующим (пересказывающим) их. Неужели ваши собеседники не видят разницы между первоисточником и его интерпретацией? А ведь даже любой перевод текста на другой язык - это уже его интерпретация, о различных толкованиях даже говорить смысла нет. Вам вполне могут сказать, что первоисточник сложен, его язык вам недоступен и для вашего же блага вам дают его пересказ в упрощённой форме, но даже если это и так, значит, всё равно вас знакомят с мнением о содержании Вед того или иного гуру. Любой самый хороший пересказ – это всё равно лишь трактовка текста, выражение его смысла, как его понял данный конкретный гуру. Любой пересказ не может не вносить искажений в смысл первоначального текста, и какова степень этого искажения - это ещё большой вопрос. Отметьте это как для себя, так и для своих собеседников. Заодно отметьте для себя, видят ли ваши собеседники разницу между оригинальным текстом и его интерпретацией. Если они эту разницу не осознают - это лишний повод задуматься вам, стоит ли продолжать с ними общение. В любом случае помните, Веды как они есть - это лишь санскритский текст; даже русский перевод Вед, сделанный профессиональными учёными, это уже его интерпретация, и полностью избежать искажения текста невозможно. Такова природа любых переводов.
Поинтересуйтесь у своих собеседников, почему в Индии существует множество школ толкования Вед? Часто эти школы учат взаимоисключающим вещам. В этом несложно убедиться, например, ознакомившись с книгой Сарвепалли Радхакришнана «Индийская философия». Неужели они все истинны, а если нет, то почему надо верить трактовке Вед именно гуру ваших собеседников?
Поинтересуйтесь у своих собеседников, существуют ли люди, которые считают, что следуют Ведам, но при этом не признают их религиозную группу истинной? Если да, то почему? Например, ученик Рамакришны свами Вивеканада утверждал: «К настоящему времени Веды остаются вершинным достижением всего человеческого опыта, умозрений, анализа, воплощенным в книгах, отобранных и отшлифованных столетиями». При этом он отрицал, что Бог является Личностью и считал, что Бог есть Брахман, т.е. Он Безличен, и лишь тот, кто познал Брахмана, по-настоящему познал Бога! Последователи свами Прабхупады тоже признают для себя авторитет Вед, однако считают, что Бог является Личностью, при этом считают всех несогласных с этим утверждением имперсоналистами, которые не доросли до понимания Бога как Личности. Прабхупада писал об имперсоналистах, комментируя первую главу «Бхагавад-Гиты как она есть»: «…познав безличный Брахман, они не обретали высшего трансцендентного счастья и потому вынуждены были опускаться до материального уровня и снова заниматься мирской деятельностью». Как мы можем видеть, опираясь на Веды можно придерживаться диаметрально различных точек зрения на Бога! Что неудивительно, Веды настолько аллегоричны, что вполне позволяют это сделать. Каких-либо объективных критериев, по которым можно было бы заявить, что одна школа толкования Вед в индуизме более истинна чем другая, нет.
Писать что-либо о так называемых «Русских Ведах» нет особого смысла, в виду того, что их нет. Любому, кто будет оспаривать данное утверждение, можно посоветовать привести оригинальные тексты «Русских Вед», которые можно было бы соотнести по датировке с сохранившимися рукописями на санскрите настоящих Вед. Если древние санскритские рукописи Вед сохранились, почему нет никаких древних рукописей «Русских Вед»?
Пару слов о том, почему Веды, точнее, аппеляция к авторитету Вед, популярны у современных самопровозглашённых гуру. У Вед имидж чего-то страшно духовного, таинственного. Что такое Веды, мало кто знает, потому можно нести всякую чушь, объявляя её ведическим знанием, не боясь, что тебя разоблачат. Тем более, что людей, знающих и способных рассказать, что такое настоящие Веды, в стране не так много, а легковерных, религиозно-невежественных людей - более чем достаточно.
Эта книга к Ведам не относится
Ещё хороший признак того, что встретившаяся на вашем пути религиозная группа не имеет никакого отношения к Ведам - это если они начнут утверждать, что Веды - это то же самое, что и Библия, только на санскрите, что Веды ничем не противоречат Библии, а наоборот, они друг друга дополняют. Такие утверждения не соответствуют действительности. Сравните христианский взгляд на мир с индийской философией, что нетрудно сделать, познакомившись с книгой Сарвепалли Радхакришнана «Индийская философия», или любой другой книгой, объективно раскрывающей индийскую философию, и вы увидите, как они далеки друг от друга. Индуизм – пантеистичен, христианство – монотеистично; индуизм провозглашает идею реинкарнации, христианство утверждает, что мы живём лишь один раз; индуизм утверждает идею кармы, христианство учит о Промысле Божьем и т.д. К тому же, если нет разницы между Ведами и Библией, не будет ли проще следовать Библии, а не Ведам? Ведь даже чисто технически с Библией ознакомиться проще, чем с текстами Вед. Библия полностью переведена на русский язык, а Ведам ещё очень далеко до этого. И если вы не планируете изучать санскрит, то боюсь, вам никогда их полностью не прочитать.
Если вас интересуют Веды, почему бы вам не начать знакомство с ними с академических переводов, сделанных учёными? Конечно, переведена на русский язык лишь их малая часть, но и эта часть даст вам общее представление о Ведах. Чем лучше вы знаете интересующий вас предмет, тем меньше будет шансов у всяких религиозных демагогов вас обмануть, выдав за ведическое знание собственные фантазии.
Это издание части одной из реальных Вед
В завершение хочется лишь посоветовать своим читателям не быть легковерными и не забывать старую поговорку «не всё то золото что блестит». Желающих прикрыться авторитетом Вед сейчас немало, но стоит научиться различать человека, действительно имеющего полное право говорить: я знаю Веды (в России такое право есть в основном у востоковедов, специализирующихся на данной теме), от шарлатанов, которые лишь прикрываются древнеиндийскими Ведами для поднятия своего авторитета при вербовке людей в свою секту.
Ведам, как и всем языческим текстам, свойственен магизм. Предлагаем вашему вниманию пару текстов из Атхарваведы
Атхарваведа (Перевод Т.Я.Елизаренковой).
Проклятие, чтобы лишить мужской силы
1 О трава, ты прослыла Лучшей из растений. Сделай мне сегодня этого Мужчину скопцом, носящим головное украшение!
Скопцом сделай, носящим головное украшение! А также сделай носящим ленту для волос! Затем Индра двумя давильными камнями Пусть раздавит оба его яичка!
О скопец, скопцом я сделал тебя! О евнух, евнухом я сделал тебя!
О лишенный сока, лишенным сока я сделал тебя! Ленту для волос и украшение Мы надеваем ему на голову.
4 Те твои две трубки, созданные богом,
В которых находится мужская сила, -
Их я разбиваю тебе клином
5 Как тростник для подушки
Женщины разбивают камнем,
Так я разбиваю твой уд
На срамном месте той (женщины)!
На приобретение любви женщины
1 Ты выросло, растянувшись, (о растение),
Создателем счастья моего.
Сотня у тебя побегов, Тридцать три отростка вниз. Этим тысячелистым Я присушиваю сердце твое.
2 Пусть присохнет ко мне сердце твое,
И пусть рот пересохнет!
И засохни ты от любви ко мне, И броди с пересохшим ртом!
3 Примиряющее, вызывающее любовь,
Бурое, прекрасное... Столкни вместе нас!
Ту и меня столкни вместе!
Сделай сердце общим!
4 Как пересыхает рот
У того, кто не напился воды, Так засохни ты от любви ко мне И броди с пересохшим ртом!
5 Как мангуста, разорвав змею,
(Ее) снова вместе складывает,
Так сложи вместе, о могучее,
То, что у любви разорвано!
Проклятие, чтобы девица не вышла замуж
1 Я взял себе ее счастливую долю, блеск,
Как венок с дерева.
Словно гора с большим основанием, Пусть она долго сидит у предков!
2 Эту девицу, о царь,
Пусть столкнут к тебе невестой, о Яма!
Пусть привяжут ее в доме у матери, И у брата, и у отца!
3 Она твоя хозяйка в доме, о царь,
Ее мы тебе и вручаем.
Долго будет сидеть она у предков, Пока не осыплются (волосы) с головы.
4 Заклинанием Аситы,
Кашьяпы и Гайи
Я запираю твою счастливую долю, Как сестры - то, что внутри ларя.
Виталий Питанов