Дислалия и дизартрия отличия. Отличие стертой дизартрии от сложной дислалии
Алалия
Алалия это одна из наиболее тяжёлых форм нарушений речи. Речь ребёнка с алалией не формируется без посторонней квалифицированной помощи. Но одной такой помощи будет недостаточно. Родители также должны принимать активное участие в логопедической работе, а для этого нужно как можно больше узнать о данном нарушении.
Что в первую очередь нужно знать родителям ребёнка об алалии?
Алалией обычно называют отсутствие речи (частичное или полное) при сохранном общем слухе, вызванное поражением речевых зон головного мозга или их недоразвития, как во внутриутробном, так и в раннем периоде развития.
Самый характерный симптом алалии, который могут заметить взрослые, это задержка развития речи. Алалия у детей проявляется в младенческом возрасте: позже появляется лепет, гуление, произнесение слов, формирование фраз. Может создаваться ощущение, что ребёнок «застревает» на прошлых этапах развития речи и дальше не двигается.
Очень медленно идёт пополнение словарного запаса. Ребёнок при алалии строит фразу с трудом и неправильно, например: «Котёнок шкаф страха» (Котёнок от страха забрался под шкаф). Также ребёнок может переставлять буквы в словах, сокращать их, заменять один звук другим. Иногда встречаются дети, у которых есть собственная речь, не понятная окружающим людям.
Различают 2 вида данного нарушения: моторная алалия и сенсорная алалия.
При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь полностью или практически полностью. Но затрудняется в выражении собственных мыслей и эмоций. Причиной являются затруднения в овладении грамматической структурой языка и маленький словарный запас.
Абсолютно противоположная ситуация возникает у детей с сенсорной алалией. Ребёнок затрудняется в понимании чужой речи. Плохо соотносит слова с их смыслом. Однако процессы формирования речи у детей с сенсорной алалией абсолютно сохранны.
При наличии серьёзных проблем с восприятием устной речи, у ребёнка сильно снижается способность к обучению, что может вызвать задержку в умственном развитии. Лечение алалии должно начинаться с полного обследования ребёнка. Это нужно для более точного выявления степени поражения головного мозга. Лечение данного заболевания проводится при совместном участии педиатра, логопеда и невролога.
Комплексное лечение включает витаминотерапию, средства, которые влияют на обмен веществ в головном мозге, а также систему логопедических упражнений.
Широкие возможности при лечении алалии имеют наглядные материалы, применяющиеся также и в домашних занятиях с ребёнком.
Афазия
Афазией называют речевое расстройство, при котором у ребёнка распадается уже хорошо сформированная речь.
Афазия возникает из-за поражения корковых речевых областей левого полушария головного мозга, вследствие кровоизлияния в коре головного мозга, черепно-мозговых травм, сбоев в работе сосудов головного мозга. Афазию могут спровоцировать и те виды заболевания крови, при которых ухудшается её свёртываемость. В некоторых случаях афазия является осложнением после воспалительных заболеваний мозга, при этом к речевому расстройству прибавляется снижение интеллекта и нарушения в поведении. Заметим, что иногда афазия сопровождает такую болезнь как эпилепсия и является её дополнительным симптомом. Это явление получило название синдром Ландау – Клефнера.
Подозрения на афазию может вызвать распад речи у ребёнка, который до трёх лет имел хорошо сформированную речь. В том случае, если ребёнок ещё не начал говорить, а распад речи имеет место, можно говорить о смешении афазии и алалии.
Выделяются два типа афазии: моторная и сенсорная афазия.
Моторная афазия характеризуется тем, что ребёнок частично или полностью утрачивает навык произношения, т.е. происходит разрушение собственной речи. В большинстве случаев некоторые слова всё же сохраняются, и ребёнок пытается строить из них простые предложения, не отличающиеся разнообразием. У больных афазией преобладает речь, получившая название «телеграфная». Такая речь характеризуется преобладанием неопределённых глаголов и имён существительных. Ребёнок искажает и переставляет звуки в словах, заменяет их похожими, либо пропускает.
Ребёнок с сенсорной афазией при абсолютно сохранном слухе не понимает обращённую к нему речь. Сходные звуки, слоги и слова ребёнок либо не различает, либо принимает за шумы.
Моторные и сенсорные центры речи, находящиеся в коре головного мозга анатомически связаны друг с другом, поэтому у детей афазия часто бывает смешанной – сенсорно-моторной.
У дошкольников, в отличие от взрослых, могут быть только эти два вида афазии, который были нами рассмотрены. Это можно объяснить тем, что речь ребёнка имеет более низкий уровень, чем речь взрослого. Чем младше ребёнок, тем меньше у него продуктивных симптомов афазии. Незрелая речевая функциональная система и другие высшие психические функции, связанные с речью у детей дошкольного возраста не дают большого многообразия проявления данного заболевания.
Афазия включает в себя несколько составляющих, это, прежде всего расстройство речи и речевого общения, сбои в работе других психических процессов, трансформация личности, личностная реакция на болезнь.
Дети, страдающие афазией должны наблюдаться у невролога. Чем раньше ребёнок начнёт систематически заниматься с логопедом, тем большее шансов будет на выздоровление. Такая систематическая работа над всеми сторонами речи, учитывающая специфику нарушения, необходима для успешного лечения афазии. Также логопед поможет мамам профессиональным советом по работе со своим ребёнком. Так как при лечении речевых расстройств, именно родители имеют максимум возможностей для коррекции речи детей в домашних, естественных условиях.
При афазии всегда есть проблемы с письменной речью и чтением, что значительно затрудняет процесс обучения. Занятия общеразвивающего характера с детьми, страдающими афазией, проводятся по специально разработанной программе индивидуально.
Брадилалия
Речь патологически замедленная, но в то же время координированная, получила название брадилалии.
Брадилалию можно определить как нарушение речевого темпа.
Данная форма нарушения не имеет возрастных границ. Общая психическая заторможенность, деменция, психо-органический синдром могут вызвать брадилалию.
Слабая и средняя степень брадилалии практически не заметна как для ребёнка, так и для окружающих. Если при тяжёлой степени наблюдается нарушение процесса коммуникации, расстройство можно определить как патологическое.
Брадилалия может проявляться либо в виде самостоятельного нарушения речевого темпа, либо являться частью отдельных форм заболеваний психических, таких как: олигофрения, заболевания центральной нервной системы, опухоли головного мозга.
В виде самостоятельного нарушения брадилалию можно встретить у тех лиц, которые обладают флегматичным и меланхоличным складом темперамента. У жителей северных стран наблюдаются некоторые речевые особенности, похожие на симптомы брадилалии, но для них это обычная форма речи.
Брадилалию сопровождают следующие симптомы:
Замедленная внешняя и внутренняя речь;
Замедленные процессы чтения и письма;
Наличие удлинённых пауз между словами;
Растянутость в произношении звуков.
Существуют также симптомы неречевого характера:
Нарушена общая моторика;
Тонкая моторика пальцев рук, лицевых мышц, отвечающих за мимику;
Амимичность лица;
Медленные, вялые движения.
Часты случаи, когда не резкие формы брадилалии отмечаются у детей после разного рода заболеваний, таких как: менингиты, энцефалиты, травмы головы, заболевания лёгких, желудочно-кишечного тракта в хронической форме, при которых происходит истощение организма и его нервной системы. К перечисленным заболеваниям можно добавить астенические состояния замедляющие процессы возбуждения, значительно снижающие двигательные реакции, вследствие чего речевой аппарат начинает работать медленнее.
Для профилактики брадилалии нужно лечить и предупреждать наследственные заболевания, нервно-психические нарушения, опухоли мозга, травмы головы и головного мозга. Необходимо заботиться о том, чтобы речь ребёнка развивалась правильно.
Дизартрия
Нарушения в произносительной стороне речи, вызванные органическим поражением центральной нервной системы, носят название дизартрия.
Признак дизартрии, который отличает её от других нарушений в произношении, выражается в том, что расстроена вся произносительная сторона речи, а не только отдельно взятые звуки.
Речь ребёнка страдающего данным недугом не разборчива, произношение всех звуков смазано; обычно голос у детей с данным нарушением слабый и тихий, но бывает и резкий; отмечается нарушенный ритм дыхания; речь перестаёт быть плавной, темп становится ускоренным или замедленным.
Формы дизартрии разные, и каждая обладает своими особенностями.
Бульбарная дизартрия. Для неё характерен паралич либо парез мышц глотки, языка, гортани и мягкого нёба. Ребёнок плохо глотает пищу, как твёрдую, так и жидкую, затрудняется в её пережёвывании. Голосовые складки и мягкое нёбо не обладают достаточной подвижностью, что приводит к слабости голоса. Выдыхаемый звук свободно проходит через нос, отсюда носовое произношение. Парез мышц языка вызывает множественные нарушения в произношении звуков. Ребёнок говорит невнятно, медленно.
Подкорковая дизартрия. У ребёнка нарушается мышечный тонус и появляется гиперкинез, т.е. насильственные, бессознательные движения, которые ребёнок не может контролировать. Такие движения можно наблюдать в спокойном состоянии, усиление их происходит в процессе речи. Правильная речь ребёнка может сменяться внезапной пропажей голоса. Дети могут говорить очень быстро или, медленно, монотонно, с паузами. Данная форма дизартрии отличается тем, что у ребёнка нарушена сторона речи, которая отвечает за темп, ритм и интонацию.
Псевдобульбарная дизартрия. Является следствием органического поражения мозга в разные периоды развития. Псевдобульбарная дизартрия имеет лёгкую, среднюю и тяжёлую степени сложности.
У всех детей с этим видом дизартрии искажённое произнесение звуков, притом, что количество слогов и их ударность они сохраняют. Особую трудность для детей представляют слова, со стечением согласных. При произнесении один согласный выпадает, например, белка – бека. Иногда дети используют уподобление слогов: ножницы – носисы.
Отдельно мы рассмотрим стёртую дизатрию. Так называется лёгкая форма дизартрии. Часто её трудно выявить, отличить от других речевых нарушений.
Эта форма дизартрии может совсем не сопровождаться явными двигательными расстройствами. Она может быть у тех детей, которые подверглись воздействию неблагоприятных факторов в разные периоды развития (пренатальный, натальный, ранний). Например, родовые травмы, перенесённые инфекционные заболевания в младенчестве, токсикоз во время беременности и т.д.
Дети со стёртой формой дизартрии не выделяются среди других детей, но всё равно имеют некоторые особенности. Они неясно говорят и не отличаются хорошим аппетитом, им сложно жевать. У таких детей трудно воспитать культурно-гигиенические навыки, в которых задействованы точные движения разных групп мышц. Также у них плохо развита общая моторика, в частности мелкая моторика рук, поэтому они не любят шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы.
Для устранения дизартрии необходимо разрабатывать органы артикуляции: исправлять звукопроизношение, делать артикуляционную гимнастику, массаж органов артикуляции, работать над выразительностью речи, исправлять речевое дыхание и голос и т.д.
Массаж при дизартрии имеет большие возможности в работе по устранению данного нарушения. Воздействие механического характера может изменить состояние мышц и нормализовать звукопроизношение.
Логопедическая работа при всех формах дизартрии сложная, систематичная и многоплановая. Для достижения положительных результатов, с ребёнком должны работать не только родители, но и специалисты.
Дислалия
Дислалия характеризуется нарушенным звукопроизношением, при сохранном слухе и иннервации артикуляционного аппарата.
Ребёнок, страдающий этим недугом, не произносит некоторые звуки вообще, сильно их искажает, либо заменяет их другими звуками.
Дислалия
Дислалия может быть:
Органическая – появляется при органических дефектах периферического речевого аппарата. Это, например, укороченная уздечка (подъязычная связка), аномальное строение нёба, модифицированное строение челюстей.
Функциональная – неправильное звукопроизношение, при котором дефекты в строении артикуляционного аппарата отсутствуют.
Причинами функциональной дислалии у детей могут стать:
Неправильное общение с ребёнком в семье.
На первый взгляд безобидное общение с ребёнком в его же манере (сюсюканье), кажется довольно милым. Но в тоже время таит в себе множество скрытых изъянов в области формирования и становления речи маленького ребёнка.
Общение с детьми, имеющими дефекты в произношении и последующее подражание им.
Маленькие дети, у которых ещё не сформировалось правильное произношение, могут оказаться объектом для подражания. Следовательно, ребёнок перенимает речевые ошибки, которые становятся основой для появления дислалии.
Воспитание в семье, для которой характерно двуязычие.
Общение на двух языках с самого раннего возраста, может привести к тому, что ребёнок будет заимствовать из одного языка и переносить в другой различные особенности произношения.
Неразвитый фонематический слух.
Очевидно, что если ребёнок плохо дифференцирует звуки, которые отличаются тончайшими признаками акустического характера, развитие его звукопроизношения будет задерживаться.
Педагогическая запущенность.
Взрослый должен внимательно относиться к речи ребёнка: исправлять ошибки в его звукопроизношении; правильно и чётко произносить все звуки, чтобы ребёнок видел перед собой правильный образец; заострять внимание малыша на правильном произношении всех звуков.
Органы речевого аппарата обладают малой подвижностью.
Неумение ребёнка ставить язык в необходимое положение и моментально менять одно движение на другое, будет нарушать процесс развития правильного звукопроизношения.
Отклонение умственного развития ребёнка от нормы.
Любые нарушения в психическом развитии ребёнка, могут повлечь за собой появление дислалии.
Речь ребёнка дошкольника развивается очень интенсивно. Именно в этом возрасте она обладает наибольшей пластичностью и податливостью. Благодаря этому справиться с дислалией можно легче и быстрее.
Заикание
Заикание характеризуется тем, что вследствие возникновения судорожного состояния мышц речевого аппарата нарушается темп, ритм, плавность устной речи.
Являясь распространённым явлением, оно чаще всего возникает во время усиленного становления речевой функции. То есть заиканию в основном подвержены дети дошкольного возраста.
Заикание не является болезнью, это всего лишь её симптом, т.е. форма проявления расстройства. Однако взрослые люди, родители не имеют достаточно знаний о сущности, предупреждении и процедуре лечения заикания. Они не связывают нарушения устной речи с процессами психического характера. Именно это является причиной формального отношения в обучении и воспитании детей с данным недугом.
По поводу причин заикания учёные спорят до сих пор, но, тем не менее, в данное время выявлены две группы причин. Так называемые предрасполагающие причины и причины производящие.
Начнём с предрасполагающих факторов:
Невропатическая отягчённость родителей: заболевания, негативно влияющие на центральную нервную систему, заболевания инфекционного и соматического характера, нервные.
Индивидуальные особенности заикающегося, связанные с нервной системой: повышенная раздражительность, ночные кошмары, эмоциональная напряженность.
Травмы головного мозга, в разные периоды развития, начиная с внутриутробных и родовых травм и заканчивая травматическими и обменно-трофическими нарушениями вызванными детскими заболеваниями.
Наследственная отягчённость: заикание, переданное по наследству (рецессивный признак), причиной которого является врождённая слабость речевого аппарата. В таком случае, необходимо также учитывать влияние окружающей среды, так как именно ей усугубляется изначальная предрасположенность человека к заиканию.
Общая физическая слабость детей.
Возрастные особенности мозговой деятельности детей; считается, что речевая функция одна из наиболее поздносозревающих и дифференцированных. Соответственно, она более хрупкая и ранимая. Стоит учесть, что созревание речевой функции у мальчиков, происходит гораздо медленнее, чем у девочек, тем самым обуславливая неустойчивый характер нервной системы.
Стремительное речевое развитие с трёх до четырёх лет, развивающееся благодаря общению с взрослыми, влечёт за собой одновременное становление коммуникативной, регулирующей, познавательной функции.
Неэмоциональные, отрицательные контакты в общении ребёнка и взрослого.
Проблемы в общении с окружающими людьми, вызывающие скрытый психический дискомфорт и повышенную реактивность.
Недостаточно хорошо развита моторика, чувство ритма, мимико-артикуляторные движения.
Заикание проявляется по-разному: это может быть назойливое повторение отдельных звуков и слогов, не осознанные остановки и задержки во время речи при сопутствующих судорогах речевого аппарата. Судороги являются характерным признаком заикания, по которому его можно без труда распознать.
Они могут отличаться частотой, местом поражения и длительностью. Тяжесть данного заболевания определяется именно характером судорог, сопровождающих его. Ребёнок не может точно и ясно разговаривать, вследствие сильного напряжения органов, участвующих в произношении. Изменению подвержен также голос говорящего ребёнка, он отличается неуверенностью, слабостью и хриплостью.
Всё это в совокупности рождает страх перед речью. Ребёнок начинает волноваться, предвосхищая своё заикание. У него появляется неуверенность в себе, отсутствие желания говорить.
В детском коллективе ребёнок болезненно и живо ощущает разницу между собой и другими детьми. А смех сверстников, ругань и замечания взрослых по поводу не правильной речи заставляет детей закрываться, уходить в себя, строить свой собственный мир. Появляется пугливость, раздражительность, развивается чувство неполноценности, всё это ещё больше усугубляет недуг ребёнка.
В некоторых случаях нарушения в психологической сфере имеют такую яркую выраженность, что прежде чем исправлять заикание, нужно серьёзно работать над исправлением и регулированием поведения.
Заикание у детей провоцирует нарушения в координации движений. Это может выражаться, как в неумении расслабиться, т.е. в двигательном беспокойстве и общей расторможенности, так и в угловатости и скованности. Именно это качество заставляет заикающихся детей избегать ручного труда, в котором требуются тонкие движения пальцев.
Так как заиканию подвергаются дети со слабым иммунитетом, они в большей степени подвержены заболеваниям простудного характера, нарушениям сна и аппетита.
В разные сезоны, в течение года заикание ведёт себя по-разному. Осенью и зимой оно усугубляется, а летом и весной его проявления наоборот сглаживаются. Также на данное заболевание влияет и смена обстановки. В не знакомой среде волнение ребёнка усиливает заикание. Ну и конечно вид деятельности также важен для заикающихся детей. Например, в детском саду, на занятиях по труду ребёнок будет чувствовать себя гораздо уверенней, чем на занятиях по развитию речи.
Продолжая тему занятий можно отметить, что в утреннее время заикание проявляется менее грубо, чем в вечернее, поэтому занятия желательно проводить утром, пока дети ещё не утомлены.
Дети, страдающие этим недугом, заикаются не всегда. Заикание проявляется минимально, когда ребёнок находится один, во время пения и чтения стихов, пересказа заученного рассказа.
Существуют различные методы лечения заикания, различающиеся лишь средствами, которыми воздействуют на заикающегося ребёнка.
Лечебные;
Педагогические;
Сочетание лечебного и педагогического метода.
Одним из эффективных педагогических методов являются занятия ребёнка с логопедом. Но даже занятия с логопедом не являются самостоятельным и самодостаточным методом лечения заикания. Для преодоления данного дефекта необходимо комплексное лечебно-педагогическое воздействие на заикающегося ребёнка.
Обобщая изложенные факты, мы можем сделать вывод о том, что лечение заикания должно проходить в комплексе, т.е. воздействовать нужно на личность ребёнка в целом, а не только на его речь.
Ринолалия
Ринолалия это такое нарушение произношения звуков, которое характеризуется трансформацией голосового тембра, т.е. появлением гнусавости (звуки произносятся в нос).
Главным симптомом ринолалии у детей считается появление гнусавости в произношении ребёнка. Нарушено произношение как гласных, так и согласных звуков.
Ринолалия у детей бывает органическая и функциональная.
Если у ребёнка изначально присутствуют дефекты сращения верхней губы или нёба, имеются полипы, опухоли носоглотки, искривлена перегородка носа или увеличены аденоиды, говорят об органической ринолалии.
Функциональная ринолалия отличается тем, что у ребёнка нет врождённых дефектов, но мышцы мягкого нёба очень слабы. Причиной этому могут стать частые воспалительные заболевания, последствия удаления аденоидов, нарушение функций нервной системы.
Также ринолалия может быть открытой, закрытой и смешанной.
Ринолалия считается открытой в том случае, если в разговоре воздух проходит одновременно через нос и рот. У детей нарушена артикуляция и появляется носовое произношение всех звуков. Такая форма ринолалии появляется в основном вследствие врождённых дефектов нёба, т.е. расщелин. Расщелина частично соединяет полость рта и носа, не позволяя правильно образовываться звукам.
В том случае если воздух проходит только через рот, ринолалия уже считается закрытой. При такой форме ринолалии у детей нарушена артикуляция и акустическая характеристика звуков носового произношения: м, н, м’, н’, а также страдает голосовой тембр.
При смешанной ринолалии носовой резонанс понижается, а тембр голоса становится назальным.
Как только дефекты подобного рода становятся заметны у ребёнка, его необходимо тщательно обследовать для выяснения причины изменения тембра.
При наличии изъянов в строении верхней челюсти и носоглотки, лечение ринолалии проводится совместно с хирургами, которые корректируют и устраняют данное нарушение. Только после преодоления этого этапа можно начинать исправлять дефекты речи.
Очень важно, чтобы неправильное строение органов, учавствующих в образовании речи, было устранено как можно быстрее. В зависимости от формы нарушения выделяют самые подходящие периоды для их устранения. Например, расщелина верхней губы оперируется начиная со второй недели жизни и до года, а «волчья пасть» (расщелина твёрдого нёба) лечится до 5 лет.
Раннее устранение нарушений органов речи позволит ребёнку прощё и лучше усвоить правильное произношение звуков.
Тахилалия
Тахилалией называют патологически ускоренную речь, не имеющую значительных нарушений в фонетическом оформлении, лексике и грамматическом строе. В то время как речь ребёнка в норме содержит 10-12 звуков в секунду, у ребёнка с тахилалией их насчитывается 20-30.
Такую чересчур быструю речь иногда очень трудно понять, даже в том случае если ребёнок правильно произносит все звуки. Часто быстрота высказывания провоцирует повторение слогов, их пропуск, неправильное произношение звуков или целых слов. Но для самого ребёнка это часто остаётся не замеченным.
Для таких детей характерно то, что они всегда торопятся высказаться, порой, не дослушивая собеседника до конца. Активный поток из звуков и слов ребёнок произносит без передышки, не успевая набрать достаточно воздуха в лёгкие.
Такую быструю и активную речь, дополняют такие же стремительные и порой беспорядочные движения всего тела, эти проявления можно наблюдать даже во сне.
Внимание этих детей неустойчиво, снижен объём памяти. Мысль опережает своё вербальное выражение. Для таких детей характерна раздражительность и вспыльчивость.
Причинами тахилалии могут быть наследственная предрасположенность, подражание. Отклонения обычно возникают в детстве, в большинстве случаев на фоне невроза.
Тахилалия может вызвать заикание, поэтому очень важно своевременно помочь ребёнку в борьбе с этим недугом.
Для лечения тахилалии необходимо провести комплексное медико-педагогическое воздействие. Лечение осуществляется с помощью медикаментозных препаратов, которые помогают затормозить двигательные реакции, тем самым оказывая успокаивающее действие на нервную систему ребёнка. Психолог упорядочивает поведение ребёнка, учит доводить начатое дело до конца и при этом не спешить.
Работа с ребёнком должна проводиться комплексно всеми специалистами, такими как психолог, логопед, воспитатель. Только тогда можно достигнуть положительного эффекта. Большую роль в этой работе играют родители, которые могут обращать внимание ребёнка на его речь в повседневной жизнедеятельности. Это важно потому, что когда ребёнку указывают на темп его речи, он может исправить его. Атмосфера в семье также влияет на процесс лечения. Ссоры могут вызвать ускорение темпа речи. Родители должны следить за соблюдением режима и за тем, чтобы ребёнок не перевозбуждался.
Курс лечения может длиться несколько месяцев. В конце работы логопед рекомендует самостоятельно закреплять полученные навыки.
Нарушения речи Алалия Дислалия Дизартрия Заикание афазия дислексия
фото Karus Tatiana 2014
Краткое описание речевых нарушений.
В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая . Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
Клинико-педагогическая классификация
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:
Функциональную;
Механическую.
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические - в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
Причины функциональной дислалии:
Общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;
Недостаточная степень развития фонематического слуха
Неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
Двуязычие в семье.
Причины механической дислалии:
Недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка)
Патологические изменения величины и формы языка.
Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
Атипичное строение губ.
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:
Отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);
Звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с - межзубный с;
Звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).
Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.
Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.
Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.
Физиологические симптомы:
Судороги, которые классифицируются по форме и локализации
Нарушение мелодико-интонационной стороны речи;
Наличие непроизвольных движений тела, лица;
Нарушение речевой и общей моторики.
Психологические симптомы:
Наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);
Наличием защитных приёмов (уловок) - речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;
Различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).
Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна.
Ринолалия закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора.
Ринолалия открытая - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.
Ринолалия смешанная.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя.Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с наруше¬ниями интеллектуального развития.
Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга - нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.
фото Karus Tatiana 2014
Психолого-педагогическая классификация
Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. Первая группа - нарушение средств общения.
В ней выделяют:
Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН )- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Основные проявления, характеризующие это состояние.
Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т" произносится вместо звуков с", ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф - вместо звука ш.
Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:
Значительно позднее появление речи
Ограниченный словарный запас;
Грубые нарушения грамматического строя;
Выраженные недостатки звукопроизношения;
Речь детей с ОНР малопонятна.
Выделяют три уровня ОНР
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.
Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.
Вторая группа - нарушения в применении средств общения .
К этой группе относится заикание , которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).
Как отличить дислалию от дизартрии? Этот материал поможет и начинающим логопедам, и родителям!
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия — нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата.
Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Функциональная дислалия
Причины:
- Может быть неблагоприятное речевое окружение.
- Может быть неправильное речевое воспитание.
- Может быть соматическое ослабленность здоровья.
- Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.
Психический статус:
- У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.
- Опрятны и аккуратны.
- Как правило, более здоровы.
- Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены, т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
- Нет нарушений просодики.
- Звукопроизношение не ухудшается.
- Произвольность речевых движений сохранна.
- По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
- Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.
Стертая дизартрия
Причины:
- Органическое поражение ЦНС.
Неврологический статус детей:
- Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.
Проявление неврологической симптоматики:
- страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений.
- дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку,
- испытывают затруднения в играх с мячом,
- движения носят скованный напряженный характер,
- отмечаются напряжения в руках,
- тремор пальцев рук,
- покачивание тела,
- отклонение языка в сторону,
- гиперкинезы языка,
- саливация.
Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:
- Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).
Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:
- Отмечается легкая амимия лица,
- снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.
В органах артикуляционного аппарата:
- Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;
- со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено.
- Амплмитуда движений ограничена.
- Могут наблюдаться замены движений.
- Саливация.
- Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.
Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз).
Психический статус:
- Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов,
- отмечаются снижение памяти и внимания.
- Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки.
- Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения.
Состояние бытовых навыков самообслуживания:
- Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке.
- Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы.
- Саливация.
Общее соматическое состояние:
- Соматически ослаблены.
- Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями.
- Имеют хронические заболевания внутренних органов.
Особенности речевых нарушений:
- Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты .
- Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
- Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
- По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
- Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и не резко выраженные.
Упражнения для диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии
Упражнения для бровей:
- «Дружные ребята» : Движение бровей вверх, вниз. Хмурить брови.
Упражнения для глаз:
- «Моргалочки» : Спокойно закрывать и открывать глаза.
- «Мигалочки» : Умение попеременно открывать и закрывать глаза.
Упражнение для мимической моторики:
- «Повторяшки» : Одновременно улыбнуться и поднять брови. Моргать глазами и качать головой.
Упражнение для щек:
- «Надуваем шарик» : Надуть, сдуть щеки. Надуть попеременно то одну, то другую щеку.
Упражнения для губ:
- «Заборчик» : Губы сомкнуты,губы в улыбке.
- «Дудочка» : Губы вытянуть вперед.
- «Заборчик-дудочка» : Переключение позиций губ.
Упражнения для языка:
- «Лопатка» : Умение удерживать язык в расслабленном положении на нижней губе.
- «Часики» : Подвижность языка в стороны, не касаясь губ.
- «Качели» : Умение быстро менять положение языка – вверх, вниз.
При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи актуальной проблемой является вопрос дифференциации речевых нарушений.
Дислалия-нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, их пропусках.
Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последнее время в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем:
Возросла ее распространенность;
Дислалия все реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей;
Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения;
Дислалия часто проявляется в сочетании со стертой дизартрией, для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторного аппарата;
Патологические формы нарушения звукопроизношения часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т.е. до 5 лет;
Усложнение симптоматики дислалии приводит в дальнейшем к развитию дисграфии.
Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых-наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).
Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП.
Особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии:
В отличии от дислалии отмечается нарушение не только согласных, но и гласных звуков;
Отмечается «усредненное»(неотчетливое) произношение гласных звуков;
Преобладание межзубного и бокового произношение щелевых согласных;
Смягчение (палатализация) твердых согласных;
Общая смазанность звукопроизношения в спонтанной речи, нарастание общей смазанности речи при увеличении речевой нагрузки;
Трудности автоматизации в связанной речи;
Нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении
неправильных речевых навыков.
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на антропофонические (искажение звуков) и фонологические (отсутствие звуков, замены, смешения). Фонологические нарушения, как правило, отражаются на письменной речи.
На основе системного подхода к анализу речевых нарушений дизартрия бывает как фонетико-фонематическое недоразвитие или как общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
По симптоматике и механизмам ринолалия отличается от других нарушений произносительной стороны речи.
Дислалия проявляется только в нарушениях звукопроизношения. При ринолалии имеются не только дефекты звукопроизношения, но но и нарушения тембра голоса. При дислалии сохранна иннервация речевого аппарата. При ринолалии в большинстве случаев иннервация речевого аппарата сохранна, нарушается строение или функционирование периферического отдела речевого аппарата. Однако в ряде случаев ринолалия возникает вследствии недостаточности иннервации речевого аппарата.
При дизартрии, в отличии от дислалии и ринолалии, страдают все компоненты произносительной стороны речи (звукопроизношение, звуковая структура слов, просодические компоненты речи). Дизартрия во всех ее проявлениях обусловлена нарушением иннервации речевого аппарата.
И дизартрия и ринолалия характеризуются слабой выраженностью гуления и лепета, поздним появлением речи.
Особенности звукопроизношения при ринолалии:
Опускание начального согласного(ак-так),
Нейтрализация зубных звуков по способу образования;
Замена взрывных звуков фрикативными;
Свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот;
Отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;
Наложение дополнительного шума на назализованные звуки;
Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных;
В целом речь при ринолалии мало разборчива;
Особенности устной речи отражаются и на формировании других речевых процессов.
Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разбираться в особенностях каждого речевого нарушения.
Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.
Сравнивая симптоматику речевых и неречевых признаков у детей с дислалией и дизартрией, можно определить диагностически значимые отличия.
Так, у детей со стертой дизартрией, кроме нарушения звукопроизношения, отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.
Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук.
Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции.
Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.
Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.
Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.
Сопоставление дислалии и стертой дизартрии
При сложной функциональной дислалии:
Страдает артикуляция только согласных звуков;
Четкое нарушение артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации;
Закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений;
Не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи;
Изменения дыхания не типичны;
Фонационные расстройства не отмечаются;
При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:
- Возможно смазанное неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком.
- Изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно.
- Процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи.
- Характерен ускоренный или замедленный темп речи.
- Дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох.
- Страдает координация указанных процессов.