Миротворческая деятельность вооруженных сил рф. Международная миротворческая деятельность Миротворческая деятельность вооруженных сил рф кратко
Как стать офицером Российской армии?
Профессиональная подготовка российских офицеров в учебных заведениях была организована при создании регулярной армии. В 1698 г. по инициативе Петра I были открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве и Мореходная школа в Азове, а в 1701 г. Инженерная школа,
Школа математических и навигацких наук. Затем были созданы и другие военно-учебные заведения.
Военные школы, созданные при Петре I, давали юношам хорошее по тому времени общее и специальное образование.
Позднее, в Петербурге, были учреждены Сухопутный (1732) и Морской (1743) шляхетские кадетские корпуса. В них готовили не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений.
В последней четверти XVIII в. были открыты Балтийское и Черноморское штурманские училища, Петербургское училище корабельной архитектуры и др.
В 1798 г. была создана Медико-хирургическая академия, готовившая военных медиков для армии и флота.
В начале XIX в. были открыты Главное инженерное (1819) и Михайловское артиллерийское (1820) училища с академическими классами для подготовки офицеров с высшим военно-специ- альным образованием, преобразованные затем в академии. Поэтому 1819 г. считают официальным годом создания существующей и поныне Военно-инженерной академии, а 1820 г. - Военной академии РВСН им. Петра Великого (до 1997 г. - Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского).
Во второй половине XIX в. появились новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юридическая (1867) и Морская (1877) академии. В то же время часть кадетских корпусов была преобразована в военные гимназии.
К началу Первой мировой войны (1914-1918) Россия имела четыре группы военных учебных заведений:
1) низшие (для подготовки младшего командного состава);
2) средние общеобразовательные (кадетские корпуса, подготовительные школы и др.);
3) средние специальные (готовили командные и инженерно-технические кадры для армии и флота);
4) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной службы (военные академии, морские высшие школы, стрелковые, кавалерийские, электротехнические, воздухоплавательные, артиллерийские и другие школы).
После 1917 г. была создана новая сеть военно-учебных заведений, включавшая в себя:
1) курсы и полковые школы (для подготовки младшего командного состава);
2) командные курсы (для подготовки командиров взводов);
3) курсы усовершенствования командного состава;
4) школы подготовки специалистов среднего звена;
5) военные академии (для подготовки старшего командного состава всех специальностей).
В результате военной реформы 1924- 1925 гг. сложилась система высших и средних военно-учебных заведений, включавшая в себя военные академии, военные школы Сухопутных войск и Военно-Воздушных Сил, военно-морские училища. В дальнейшем военные школы были преобразованы в средние военные училища. К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Советском Союзе насчитывалось 19 военных академий, 203 средних военных училища, 7 высших военно-морских училищ и 10 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях.
Крупные изменения в системе подготовки офицерских кадров произошли в 50-60-е гг. XX в. в связи с появлением ракетно-ядерного оружия и нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища были преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.
Система военного образования Российской Федерации
К военным образовательным учреждениям профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации относятся военные академии, военные университеты, военные институты и высшие военные училища (схема 32). Они предназначены для подготовки и повышения квалификации командных, инженерно-технических и специальных кадров для Вооруженных Сил.
Указанные в схеме 32 военные образовательные учреждения профессионального образования готовят высококвалифицированные офицерские кадры с высшим военным и высшим военно-специальным образованием. Многие из этих учреждений являются научными центрами по разработке проблем в различных отраслях военной науки и техники.
В системе подготовки кадров для Вооруженных Сил функционируют несколько десятков военных образовательных учреждений (схема 32, приложение 3). Сроки обучения в большинстве из них составляют 5 лет.
В 2008 году при некоторых федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования созданы учебные военные центры. Эти центры являются новой формой подготовки граждан для прохождения военной службы по контракту на офицерских должностях. В них готовятся специалисты инженерного, гуманитарного и юридического профилей. Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования
В военные образовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» принимают граждан Российской Федерации, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование: не проходивших военную службу в возрасте от 16 до 22 лет; прошедших военную службу или проходящих военную службу по призыву - до достижения возраста 24 лет.
Прием в военное образовательное учреждение проводят по личному заявлению желающего поступить в него, которое необходимо подать до 1 мая года поступления в районный (городской) военный комиссариат по месту жительства.
В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и отчество, год и месяц рождения, адрес места жительства, наименование военно-учебного заведения (факультета), в которое желает поступить заявитель. К заявлению нужно приложить документы, указанные в схеме 33.
Районные (городские) призывные комиссии до 15 мая года поступления проводят предварительный профессиональный отбор . О времени и месте прибытия кандидатов для поступления начальники военно-учебных заведений сообщают кандидату до 30 июня года поступления на учебу через военные комиссариаты. К вступительным экзаменам поступающие готовятся самостоятельно или на подготовительных курсах, которые организованы при большинстве военно-учебных заведений. Прибывшие в военно-учебные заведения кандидаты проходят профессиональный отбор, который проводят приемные комиссии с 5 до 25 июля года поступления на учебу.
В ходе профессионального отбора у кандидатов проверяют:
Состояние здоровья;
военно-профессиональную направленность и физическую подготовленность;
индивидуальные психологические качества;
общеобразовательную подготовку.
Состояние здоровья проверяют врачи-специалисты: терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а при необходимости - врачи других специальностей.
Военно-профессиональную направленность и индивидуальные психологические качества проверяют при собеседовании кандидата со специалистами профессионального отбора и при тестировании.
Физическую подготовленность оценивают по результатам выполнения упражнений (бег на 3 км, подтягивание на перекладине, бег на 100 м, плавание на 100 м).
Общеобразовательную подготовку кандидатов проверяют на вступительных экзаменах по утвержденному перечню предметов с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы.
Без проверки общеобразовательной подготовки при условии соответствия всем другим требованиям профессионального отбора зачисляют:
Военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;
выпускников суворовских военных училищ, награжденных золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» (при поступлении во все вузы);
остальных выпускников суворовских военных училищ (при поступлении в вузы, не включенные в перечень военно-учебных заведений, при поступлении в которые они должны сдавать экзамены по общеобразовательным предметам при условии, что они направлены в эти вузы в соответствии с планом распределения кандидатов для поступления на учебу в военные образовательные учреждения);
выпускников Московского военно-музыкального училища при их поступлении на учебу в Московскую военную консерваторию (военный институт);
граждан, окончивших с золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также граждан, окончивших с отличием имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования (за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены вузом);
выпускников 11 классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, подготовка которых оценена по результатам проведения единого государственного экзамена, при положительных результатах собеседования;
победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады;
других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в вузы.
Вне конкурса зачисляют успешно прошедших профессиональный отбор кандидатов из числа:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида первой группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;
участников (ветеранов) боевых действий;
других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения высшего профессионального образования.
Преимущественным правом при зачислении в вузы курсантами пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа:
Детей Героев Российской Федерации;
граждан, уволенных с военной службы;
детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право при поступлении в вузы.
По конкурсу зачисляют кандидатов на места, оставшиеся после зачисления лиц, имеющих право на поступление без проверки общеобразовательной подготовки и вне конкурса.
Более подробную информацию по вопросам поступления в военные образовательные учреждения можно получить в районном (городском) военном комиссариате по месту жительства.
Обучение в военном образовательном учреждении, присвоение офицерского звания
Гражданам, зачисленным на учебу в военное образовательное учреждение, присваивают воинское звание курсант . До заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Контракт о прохождении военной службы заключают с курсантом по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения на время учебы в учебном заведении и пять лет военной службы после его окончания. Курсант пользуется установленными для граждан Российской Федерации правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями учебы, и с учетом действующего законодательства. Ежегодно курсантам предоставляют отпуск продолжительностью 30 суток, а также двухнедельный зимний каникулярный отпуск. Продолжительность бесплатного обучения в военных образовательных учреждениях составляет от 3 до 6 лет.
Учебный год в военном образовательном учреждении профессионального образования поделен на два семестра, которые завершаются экзаменационной сессией. Время занятий в соответствии с расписанием обычно не превышают 6 академических часов (по 45-50 мин) в день.
Кроме того, ежедневно 3-4 ч выделяют для самостоятельной подготовки. Основные виды учебных занятий - лекции, семинары, практические занятия и тренировки, учения, стажировки, курсовые, дипломные и контрольные работы, консультации и выполнение самостоятельных заданий. Изучение каждой дисциплины обычно заканчивается экзаменом или зачетом.
Военнослужащих мужского пола, отчисленных из образовательных учреждений военного образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, если они достигли к моменту отчисления возраста 18 лет, а также отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы, не выслуживших установленного срока военной службы по призыву и не имеющих права на увольнение, освобождение или отсрочку от призыва, направляют для прохождения военной службы по призыву. Остальных направляют в военные комиссариаты по месту жительства.
Чтобы исключить негативную практику, когда молодые люди, не желая проходить военную службу по призыву, поступают в военные образовательные учреждения профессионального образования, не планируя в будущем связать свою жизнь с военной службой, законодательно предусмотрено удержание с них денежных средств, затраченных на их обучение.
Граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, в связи с лишением их воинского знания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы или лишении его права занимать воинские должности на определенный срок, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Эти граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Окончившие военные образовательные учреждения
профессионального образования получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий. Им выдают диплом об образовании общероссийского образца и присваивают воинское звание лейтенант.
Вопросы
1. Какие военные образовательные учреждения профессионального образования имеются в Вооруженных Силах Российской Федерации?
2. Какой возраст определен для гражданской молодежи, желающей поступить в военно-учебные заведения?
3. Какие документы должны оформить желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования и куда их надо представить?
4. По каким направлениям проводят профессиональный отбор кандидатов для поступления в военно- учебное заведение?
6. Кто из кандидатов при наличии положительных оценок на экзаменах может быть зачислен на учебу вне конкурса?
7. Когда заключают контракт о прохождении военной службы с курсантом военно-учебного заведения?
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Масштабы современных военных конфликтов часто таковы, что страны, на территории которых они происходят, испытывают большие трудности по их ликвидации. В связи с этим становится необходимым объединение сил разных государств для разрешения таких конфликтов. Миротворческую деятельность государства осуществляют в соответствии с пунктом 6 Устава Организации Объединенных Наций «Миссии наблюдения» с целью согласования усилий мирового сообщества в деле поддержания и укрепления мира.
Международное сотрудничество в области поддержания стабильности и мира - одно из важнейших направлений во внешней политике Российской Федерации. Россия активно участвует в международных мероприятиях по прекращению военных конфликтов в различных регионах: на Балканском полуострове, на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, в Африке и в странах Содружества Независимых Государств. Эту деятельность она осуществляет на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации, а также с правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обороны.
Федеральным законом «Об обороне» установлено, что международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны - один из аспектов обороны государства. Этим же законом определены полномочия должностных лиц, законодательных и исполнительных органов государства в этой области.
Президент Российской Федерации уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры об участии российских Вооруженных Сил в операциях по поддержанию мира и международной безопасности. Федеральное Собрание решает вопросы о возможности использования армии за пределами территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения. Министерство обороны Российской Федерации сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств.
В соответствии с международными договорами воинские формирования российских Вооруженных Сил в зонах вооруженных конфликтов могут входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием. Военнослужащие срочной службы по призыву могут быть направлены для выполнения задач при военных конфликтах исключительно на добровольной основе (по контракту).
За службу в «горячих» точках военнослужащим установлены дополнительные социальные гарантии и компенсации. Они заключаются в установлении повышенных окладов по воинскому званию и должности, предоставлении дополнительных отпусков, зачете выслуги лет в соотношении один к двум или трем, выплате в повышенном размере суточных или полевых денег, выдаче дополнительных продовольственных пайков, возмещении членам семей расходов по проезду к месту излечения военнослужащего и обратно.
Международная деятельность по предупреждению и ликвидации всех видов вооруженных конфликтов - это новая составляющая внешней политики России, в которой нет больше места идеологической закомплексованности и так называемой классовой солидарности.
Вопросы и задания
1. В каких регионах земного шара Россия участвует в международных мероприятиях по прекращению военных конфликтов?
2. На основании каких документов Российская Федерация осуществляет миротворческую деятельность?
3. При соблюдении какого условия в зону военного конфликта могут быть направлены военнослужащие срочной службы по призыву?
4. Какие социальные гарантии и компенсации установлены для военнослужащих, проходящих службу в «горячих» точках?
Задание 47
Руководящим принципом в системе боевой подготовки войск Вооруженных Сил Российской Федерации является положение:
а) «Что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение»;
б) «Учить войска тому, что необходимо на войне»;
в) «Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека».
Укажите правильный ответ.
Задание 48
Физическую подготовленность поступающих в военно-учебные заведения оценивают по результатам выполнения следующих упражнений:
а) бег на 1 км;
б) бег на 3 км;
в) подтягивание на перекладине;
г) сгибание и разгибание рук в положении лежа;
д) бег на 60 м;
е) бег на 100 м;
ж) плавание на 100 м;
з) плавание на 50 м.
Укажите правильные ответы.
Задание 49
Ваш знакомый Ю. год назад окончил среднюю школу с золотой медалью и работает в лаборатории. Он решил поступать в военно-учебное заведение и учится на подготовительных курсах при этом заведении. Учась в 11 классе, он участвовал в городской олимпиаде по физике и занял второе место. Какие льготы он будет иметь при поступлении на учебу?
Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил.
Как известно, отправной точкой начала реформирования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г.
Военная реформа опирается на прочную теоретическуюбазу, результаты проведенных расчетов, учет изменений, прошедших в начале 90-х гг. в геополитической ситуации в мире, характер международных отношений и изменений, которые произошли в самой России. Основная цель военной реформы - обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.
В настоящее время для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. В то же время учитывается, что, пока еще неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для ее обороны военной мощи.
В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны.
Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление Российской федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.
Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения.
Таким образом, в настоящее время Вооруженные Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира.
Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельностипо
поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).
Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов.
Всего до апреля 2002 г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в двух регионах - Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.
Воинский контингент в зону конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова был введен 23 июня 1992 г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Общая численность миротворческого контингента составляла около 500 человек.
20 марта 1998 г. в Одессе прошли переговорыпо урегулированию приднестровского конфликта при участии российской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.
Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии (Грузия) был введен 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более500 человек.
В зону конфликта в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Общая численность данного контингента составляла около 1600 человек.
В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Российской федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек (вклейка, фото 36).
С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).
Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подго-
товка и оснащение миротворческих сил производятсяза счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.
В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.
Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ.
Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область).
Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.
Международная деятельность Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимание.
7-11 августа 2000 г. было проведено совместное российско-молдавское учение миротворческих сил «Голубой щит».
Вопросы и задания
1. Значение и роль международной деятельности Вооруженных Сил России в проведении военной реформы.
2. Правовая база проведения миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.
3. Статус военнослужащего контингента миротворческих сил России.
Литература
Большой энциклопедический словарь.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; Спб.: Норинт, 1997.
Васнев В. А., Чинённый С. А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Вестник военной информации.- Агентство «Военинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости».- 1998- 2000.-№ 1-12.
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 5.
Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ.ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова.- М.: Совершенство, 1998.
Военное законодательство Российской империи (кодексрусского Военного права).- М.: Военный университет, 1996.
Военный энциклопедический словарь.-М.: Военное издательство, 1983.
Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.-М.: Крон-Пресс, 1994.
Конституция Российской Федерации.-Любое издание.
Концепция национальной безопасности Российской федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский.- М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия», Крон-Пресс, 1994.
На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко.-3-е изд.-М.: Русь-РКБ, 1999.
ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.- М.:
Издательство «Русский журнал».- 1998-2000.-№ 1-12,
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.-М.:
Военное издательство, 1994.
Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях:
Практическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭИАС, 2000.
Семейный кодекс Российской Федерации.- Любое издание.
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Ижевский П. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
Тупикин Е. И., Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
Тестовый контроль качества знаний старшеклассников. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2002.
Уголовный кодекс Российской Федерации.- Последнее издание.
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание.- М., 1998.
Физическая культура: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2001.
Цвилюк Г. Е. Азы личной безопасности.- М.: Просвещение, 1997.
Учебное издание
Смирнов Анатолий Тихонович Мишин Борис Иванович Васнев Виктор Алексеевич
Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил РФ.
Миротворчество – несвойственная
задача для военных, но только военные могут с ней справляться.
Бывший Ген. секретарь ООН
Даг Хаммершельд.
Цели и задачи урока:- Обучающая – раскрыть сущность и знание миротворческой деятельности Вооруженных сил РФ.
Развивающая – побудить интерес к жизни и деятельности ВС РФ, формировать чувство дружбы и товарищества.
Воспитывающая – воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за ВС РФ и за свою страну.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение новой темы.
Во-первых – это поддержание мира и порядка. Согласны?
Во-вторых – это сдерживание конфликтующих сторон от
бессмысленного кровопролития и разрушений.
Но чтобы глубже понять, что же все же означает «миротворческая деятельность» , давайте обратимся к истории. Как нам уже известно, человечество за свою многовековую историю постоянно вело различные войны. Цели этих войн были самые различные. Это и захват чужих территорий, удовлетворение личных амбиций, освободительные войны и т. д. Примеров можно приводить массу. Нам известно, что за всю свою многовековую историю, Россия не разу не вела захватнических войн. Но вынуждена была постоянно отражать нашествия других стран. И зачатки миротворчества следует искать здесь. Какие примеры мы можем привести из истории, касающиеся нашей темы. Суворов – Балканы, Кутузов – 1812г. Иоанн IV Грозный (Астрахань, Казань). Екатерина II (Крым, Грузия, Персия (Иран)). Русская армия всегда была известна своими гуманными традициями, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории. Великий русский полководец М. И. Кутузов сказал следующие слова:«Заслужить благодарность иноземных народов и заставить Европу с чувством удивления воскликнуть: «Непобедимо русское воинство в боях и неподражаемо в великодушии и добродетели мирных! Вот благодарная цель, достойная героев!»
Особый статус, да и само понятие миротворчества сложилось под впечатлением тяжелых последствий и ужасов Второй мировой воины. Мировое сообщество приходит к выводу о необходимости избавить грядущее поколение от бедствий войны. С этой целью в 1945 году была создана ООН, которая получила полномочия принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угроз миру и подавлению актов агрессии. Тремя годами позже, в 1948г. Сов-Без. ООН впервые принял решение учредить миссию ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке и привлечь в ее состав военный персонал из нескольких стран мира. Так возникла новая форма международного военно-политического сотрудничества, получившая обобщенное название «миротворчество».
В настоящее время Россия состоит в дружеских договорных отношениях со многими государствами мира, участвует в различных международных организациях. Для предотвращения неизбежных конфликтов Россия в первую очередь старается использовать политические, экономические и другие мирные средства. Однако, иногда применение военной силы часто более эффективно, чем уговоры и переговоры.
Кроме этого, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных регионах мира отвечает интересам обеспечения национальной безопасность России.
26 мая 1996 года бал подписан Указ Президента РФ «О формировании специального войскового контингента ВС РФ для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
На основании этих документов был сформирован специальный контингент состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов общей численностью в 22 тысячи человек.
География участия миротворческих сил России такова:
До 2000 года – Приднестровье и Абхазия
С 1993 года – Таджикистан
С 1999 года – автономный край Косово (Югославия)
Комплектование МС происходит на добровольной основе по конкурсному отбору из числа лиц, проходящих военную службу по контракту.
В период прохождения службы военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира.
Личный состав МС оснащается легким стрелковым оружием.
4. Домашнее задание 5. Итог урока.Введение
Характер международных отношений зависит от множества различных факторов, одним из которых является международная деятельность Вооруженных Сил. Основной целью данной деятельности являются обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.
Защита национальных интересов страны предполагает, как и надежную безопасность граждан, так и самостоятельную миротворческую деятельность во избежание конфликтов, по надобности присутствуя в стратегически важных точках мира.
На данный момент Вооруженные Силы являются крайним средством, применяемым в тех случаях, когда мирным путем не удалось избежать военной угрозы, так как в мире имеет место быть постоянная напряженность отношений между ведущими державами
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
вооруженные силы российская федерация
Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил.
Как известно, отправной точкой начала реформирования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г.
Военная реформа опирается на прочную теоретическую базу, результаты проведенных расчетов, учет изменений, прошедших в начале 90-х гг. в геополитической ситуации в мире, характер международных отношений и изменений, которые произошли в самой России. Основная цель военной реформы - обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.
В настоящее время для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. В то же время учитывается, что, пока еще неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для ее обороны военной мощи.
В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны.
Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление Российской федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.
Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения.
Таким образом, в настоящее время Вооруженные Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны..
Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).
Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации Презентация преподавателя-организатора ОБЖ МОУ лицей № 9 г. Волгограда Алёшина Ю.Г.
2
слайд
Описание слайда:
Миротворческие задачи ВС РФ Одними из главных задач ВС РФ является: участие по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании Решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать решения в соответствии с международным правом Борьба с терроризмом; Борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
3
слайд
Описание слайда:
Способы осуществления миротворческой деятельности ВС РФ Самостоятельно; Во взаимодействии с международными организациями. Для выполнения международных миротворческих операций по мандату ООН или мандату СНГ РФ предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами РФ
4
слайд
Описание слайда:
Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил. Отправной точкой начала реформирования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г. Основная цель военной реформы - обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.
5
слайд
Описание слайда:
Пока еще неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для ее обороны военной мощи. В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны. Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.
6
слайд
Описание слайда:
Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.). Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
7
слайд
Описание слайда:
В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов. Всего до мая 1997 г. более 10 тыс. военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в ряде регионов - в бывшей Югославии, Таджикистане, Приднестровском регионе Республики Молдова, Южной Осетии, Абхазии, Грузии.
8
слайд
Описание слайда:
Регионы миротворческих миссий ВС РФ Воинский контингент 500 человек в зоне конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова (введен 23 июня 1992 г.); Воинский контингент 500 человек в зоне конфликта в Южной Осетии (Грузия) (введен 9 июля 1992 г.) В зоне конфликта в Абхазии воинский контингент 1600 человек (введен 23 июня 1994 г); В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находится 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Российской федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек
9
слайд
Описание слайда:
С 11 июня 1999 г. российские миротворцы 3 600 человек находились на территории автономного края Косово (Югославия); В настоящее время миротворческий контингент выполняет задачи по борьбе с международным терроризмом и проведению гуманитарных операций в Сирии. Неоднократно выполнялись задачи международной миссии по мандату ООН в африканских странах (Ангола, Сомали, Сьера-Леоне и др.)
10
слайд
Описание слайда:
Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.
11
слайд
Описание слайда:
В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.
12
слайд
Описание слайда:
Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Центрального и Западного военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область). Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.