Общее недоразвитие речи у детей 2 лет. Характеристика уровней общего недоразвития речи у детей: симпотмы и коррекция ОНР
Здравствуйте, дети! Я смотрю, все ли готовы к занятию. Прошу тихо садиться на свои места. Закройте глазки, расслабьтесь, и слушая музыку, пусть каждый из вас представит себе, что он находится в летнем лесу. Целый час мы с вами будем находиться в загадочном мире нежной летней природы. Летний лес. Стоят красавцы дубы, стройные белые березки, щебечут птицы в густой зелени деревьев. На опушке леса зреет земляника. Бегут по своим делам лесные звери. В сосновом лесу сухо, воздух наполнен запахом хвои. Хорошо в лиственном лесу, особенно на опушке: там и деревья, и цветущие растения, и мягкая трава. Возле лип вьется много пчел. Из сока липовых цветов пчелы делают душистый мед. Подойдем поближе к лесному водоему. Посмотрите на белый цветок на воде, он очень красивый.
«Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам.
Да вот беда: привязан плот –
Он ни куда не поплывет».
Сегодня к нам в гости на занятие из такого удивительного летнего леса пришел зайчишка-трусишка со своими друзьями: мишкой-шалунишкой, лягушкой-квакушкой-попрыгушкой, мышкой-норушкой.
Давайте изобразим мимикой и жестами движения друзей зайчишки-трусишки.
Давайте изобразим какие они.
Какой мишка-шалунишка?
Какая лягушка-квакушка?
Какая мышка-норушка?
Какой зайчишка-трусишка?
Какой одинаковый звук вы услышали в названиях наших гостей?
Сегодня мы еще раз вместе поработаем над этим звуком.
Какой это звук? «Ш» - согласный, глухой, твердый.
Произнесем все вместе звук «Ш» (и каждый индивидуально).
Что делали наши губы, когда мы произносили звук «Ш»?
(Губы выдвигались вперед.)
Они были похожи на бублик или на трубочку? (Они были круглые как бублик.)
Что делал язык, когда мы произносили звук «Ш»? (Язык поднимался к небу за верхние зубы.)
А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим «шшш»? Поднесем ладонь ко рту и скажем все «шшш». (Воздух теплый.)
А что делает голос, когда мы произносим «Ш»: спит или песенки поет? Приложим руку к шее, скажем «ШШШ». В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали? (В домике было тихо, голос спал, стенки домика не дрожали.)
Чтобы лучше закрепить звук «Ш», приготовимся к артикуляционной гимнастике. Постараемся все упражнения выполнять правильно.
Улыбнемся себе, глядя в зеркало.
1. «Наказать» непослушный язык (пя-пя-пя).
2. Улыбнитесь, сделайте язык широким и держите его под счет от 1 до 5.
3. «Грибок» - улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, и прижав широкий язык всей полостью к небу, широко откройте рот.
4. «Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу сверху вниз.
5. «Гармошка» - улыбнитесь, приоткройте рот, приклейте язык к небу и, не опуская языка, закрывайте и открывайте рот.
Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши!» Зайчишка насторожился: «Шта-што-шту-шты!» Трусишка испугался. Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И зайчишка-трусишка успокоился.
Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? («Ш», «У»)
Дополните их звуком «М». Какое слово получилось?
Сколько в сове ШУМ букв?
Сколько звуков?
Какой звук «Ш» в этом слове по счету?
(на доске размещено: Аш-ош-уш-ши!
Шта-што-шту-шты!
Шу-шу-шу!
Шум –ученик дописывает М.)
Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал.
Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.
(Выставляются картинки и предметы: ромашки, ракушки, шишки, ландыши, камыши. Дети называют.)
На опушке росли (ромашки, ландыши). На речушке зайчишка увидел (ракушки, камыши). Угадайте по звукам «Ш», «М», «Э», «Л», кто сидел на ромашке. (шмель). На сосне зайчишка увидел (шишки). Какую птицу заучишка-трусишка увидел на дереве? (кукушку). А у леса он увидел (шалаш). Под кустом росли (волнушки).
Пожалуйста, отметьте местоположение звука «Ш» фишками на домике в следующих словах: ландыш, шмель, ракушки, шишки. Где же спрятался звук?
- С другом мы играли в чашки (шашки).
Пили чай из белой шашки (чашки).
- Вылезла из норки шишка (мышка).
На нее упала мышка (шишка).
- Под кустом сидели шишки (мышки).
На сосне висели мышки (шишки).
- В воздухе летала кошка (мошка).
Молоко лакала мошка (кошка).
- На столе стояла кошка (плошка).
На полу сидела плошка (кошка).
Послушайте рассказ мишки-шалунишки о том, как он к нам шел, а вы помогайте ему вести рассказ.
Я по лесу шел и волнушку (нашел). Дальше в лес (пошел), в чащу леса (зашел) и к избушке (подошел), потом в избушку (зашел), ничего там не (нашел), дальше пошел). К дереву я (подошел), там я сладкий мед (нашел). По дорожке (пошел) и к вам на занятие (пришел).
А сейчас немножко отдохнем, поиграем.
Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли, Дети дальше побежали и лягушку повстречали. Лягушка-попрыгушка глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.
Лягушка-попрыгушка любит слушать стихи, для этого она и пришла к нам на занятие. Давайте расскажем лягушке-попрыгушке и ее друзьям по стихотворению.
1. Я согнусь в дугу,
Тише, тише, ни гу-гу
Побегу, на лугу
Петушка подстерегу.
Подкрадусь исподтишка,
Изловлю я петушка.
Петушок, петушок,
Залезай ко мне в мешок.
- Язык кверху – ша-ша-ша.
Наша Маша хороша.
Язык книзу – са-са-са,
Укусила в нос оса.
Язык кверху – ши-ши-ши,
Наши уши хороши.
Язык книзу – сы-сы-сы,
У осы усы, усы.
- Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в мишку угодила,
Застонал, заохал мишка:
На носу вскочила шишка!
На кого уронила белка шишку? (На мишку). Сколько в слове мишка слогов, букв, звуков?
А теперь попробуем составить новые слова, заменяя буквы в слове «МИШКА» (мышка, мушка, мошка, кошка). Заменяем вторую букву, а затем первую и вторую (шишка).
Мышка-норушка хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком «Ш».
(Логопед читает сказку Г. Юдина «как Мыша шалил».)
«Как Мыша шалил»
Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь по мышиным делам. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.
Мыша! Где мои вещи?! – грозно спрашивает папа.
Я их съел… Нечаянно…
Как съел? Ах ты шалопай!
Ну что ты шумишь? – заступается мама. Он же пошутил.
А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!
Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: «Шур-шур-шур».
Кошка!!! – визжит мама, и они вместе с папой – шмыг под шкаф.
Или привяжет к шлангу шпагат и тянет его через всю комнату.
Змея… - шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в свое время так не шалили.
Кто запомнил слова со звуком «Ш». Назовите их.
Перед вами лежат буквы, попробуйте составить из них слова. Кто составит, должен прочитать составленное слово вслух.
Ребята! А понравилось ли вам наше занятие?
Кто приходил к нам?
Над каким звуком мы сегодня работали? (говорит каждый)
Какой это звук?
Сегодня все хорошо поработали на уроке, молодцы! И за это вам от зайчишки-трусишки и его друзей угощение, в котором тоже спрятался звук «Ш» (шоколад).
ВВЕДЕНИЕ
Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:
Автоматизация звука С в игровых упражнениях
Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях
Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях
Автоматизация звука Л в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях
В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.
Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.
Автоматизация звуков 4, Щ проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.
Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.
Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемые звуки*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:
Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.
Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %
Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, - через одну.
Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.
Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции.
В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах.
Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.
* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.
Артикуляционная гимнастика
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.
2. Чашечка
1. Лопаточка
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
3. Лошадка
4. Грибок
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ
Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.
5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!
Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)
Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
Лабиринт 1
Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!
Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем - неживые предметы.
Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?
Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).
Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.
Лабиринт 2
Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.
Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)
Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.
Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .
Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.
Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насекомых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...
Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.
Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?
Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).
МЕЛ - ... ВРАГ...
ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...
Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?
ХУДО - ... БАС - ...
ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...
Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.
Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.
Почта принесла почтальона.
Задача решила ученика.
Овечки пасут чабана.
Черника собирала внучку в лесу.
Мы взяли на чемодан дачу с вещами.
Бабочка ловит девочку сачком.
Рыбка поймала Вовочку на удочку.
Миша
живёт в деревне у бабушки и дедушки.
Утром он пасёт овечку. У овечки на шее
звонкий колокольчик. Мише помогает
собачка Жучка. Днем
Миша берёт удочку и идет с Жучкой на
речку. Там друзья рыбачат и играют в
мяч. Вечером
Миша с бабушкой и дедушкой садятся
около печки и пьют чай.
Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.
Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.
Л. Ульяницкая
Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?
Из горячего колодца Через край водица льётся.
А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.
Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.
Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча - чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.
Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.
Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.
Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их названия из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.
Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.
красной звёздочкой.
Второй ход - три клетки вправо.
Третий ход - три клетка вниз.
Четвёртый ход - одна клетка вправо.
Пятый ход - три клетки вверх.
Шестой ход - три клетки влево.
Первый ход - буква, отмеченная
зелёной звёздочкой.
Второй ход - одна клетка вниз.
Третий ход - одна клетка вправо.
Четвёртый ход - две клетки вниз.
Пятый ход - одна клетка влево.
Шестой ход - четыре клетки вверх.
Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.
Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».
Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)
Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай внимательно и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.
Отличительные признаки ОНР:
- Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
- Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
- Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.
Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.
Общее недоразвитие речи 1 уровня
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».
В чем проявляется:
- Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка - это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
- Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
- Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
- При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
- Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
- Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
- Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
- Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля - это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
- Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
- Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет - идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
- Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
- Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
- Связный рассказ - по картинке или с помощью вопросов взрослого - уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
- Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Общее недоразвитие речи 3 уровня
Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
Проблемные точки:
- Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
- Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
- Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
- Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
- Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
- Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
- Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом - употребить неправильную форму.
- Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
- Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.
Характерные признаки:
- Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
- Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов - например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
- Еще характерная ошибка - неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
- Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
- Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).
Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.
Другим будет обследование, когда наряду с выявлением характера речевого нарушения стоит задача отдифференцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах. В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В зависимости от цели и конкретных практических задач применяется тот или иной вид обследования.
Глава III. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.