Олег даль личная жизнь жены. Олег Даль – между прошлым и будущим
Елизавета Даль в первую очередь известна как супруга и верная спутница народного артиста Украины. Она была с ним рядом на протяжении довольно длительного времени, особенно сильно поддерживая актера в последние годы его жизни, когда тому приходилось бороться с творческим кризисом и алкогольной зависимостью. Многие из тех, кто лично был знаком с Елизаветой, отмечают, что это была добрая, сдержанная и чуткая женщина. Именно такая и была нужна неутомимой и кипучей натуре Даля, но даже она не смогла его уберечь от саморазрушения и последовавшей затем смерти.
Детство
Елизавета Даль родилась 27 августа 1937 года. Она появилась на свет в Ленинграде. Ее имя при рождении было Елизавета Эйхенбаум. Детство героини нашей статьи прошло вместе с родителями в небольшой надстройке к дому на набережной канала Грибоедова в Северной столице.
Ее дедушка был известным в Советском Союзе литературоведом. Борис Михайлович Эйхенбаум имел степень доктора филологических наук, специализировался на изучении теории поэтического языка, считался одним из лучших представителей данного направления в стране. Девочка с детства росла в творческой и гостеприимной среде. В доме постоянно бывали гости, причем часто литературный бомонд. С Эйхенбаумом была дружна Анна Ахматова.
Блокада Ленинграда
Биография Елизаветы Даль очень непростая. Когда ей исполнилось всего четыре года, началась Великая Отечественная война. Вместе с родителями она оказалась фактически запертой в блокадном Ленинграде и стойко перенесла все лишения, голод и холод, хоть ее мать Ольга Борисовна потом неоднократно вспоминала, что девочка росла плаксивой. По всей видимости, свой отпечаток наложило нервное и беспокойное детство: Лиза плакала буквально по любому поводу.
Когда она подросла, тяжелое блокадное время в семье вспоминали редко. В блокаду умерла сестра героини нашей статьи Татьяна и ее отец Алексей Алексеевич Апраксин. Живыми после войны остались только сама Лиза, ее дедушка и мама.
Образование
После войны девушка тщательно выбирала профессию, старалась прилежно учиться в школе, чтобы у нее было больше шансов поступить в престижное учебное заведение.
К тому же на семейном совете было решено, что она возьмет фамилию отца, так как с еврейскими корнями строить карьеру в Советском Союзе было очень сложно. Так она стала Елизаветой Апраксиной.
Получив среднее образование, Лиза поняла, что больше всего ее тянет к точным наукам, она даже загорелась идеей окончить мехмат. Но конкуренция во всех вузах на этом направлении была слишком высокой, к тому же преимущество отдавали парням. Многие преподаватели просто не могли поверить, что девушка сможет успешно учиться на мехмате.
Потерпев неудачу, Лиза поступает в педагогический институт. Но диплома так и не получает. Эта профессия ей показалась слишком скучной, и она бросила учебу.
Трудовая карьера
После неудачи в педагогическом институте Лиза находит подработку в Зоологическом музее, затем какое-то время учится в Лесотехнической академии, но и в этом вузе понимает, что это не ее призвание. Академию она бросает через год.
После работы в Зоологическом музее ее берут монтажером на «Ленфильм». Эта работа оказывается знаковой в биографии Елизаветы Даль, потому что именно на киностудии ей посчастливилось встретить человека, который стал ее судьбой и главной любовью жизни. Но до этого у героини нашей статьи был другой избранник.
Первый муж
Первым мужем героини нашей статьи стал Леонид Квинихидзе. Личная жизнь у Лизы с ним откровенно не сложилась. Это был очень несчастливый брак, супруги постоянно ссорились и ругались. Причины для недовольства друг другом они находили практически каждый день.
Единственное, за что Лиза может быть благодарна Квинихидзе, так это за то, что именно он устроил ее на «Ленфильм». Без него девушку без образования навряд ли бы приняли на одну из крупнейших отечественных киностудий.
Сам Леонид был известным сценаристом и режиссером, тоже родом из Ленинграда. Он работал в театре музыкальной комедии в Одессе, Новосибирском и Хабаровском музыкальных театрах. Среди его киноработ все зрители знают политический детектив «Миссия в Кабуле», научно-фантастическую драму «Крах инженера Гарина», музыкальную комедию «Соломенная шляпка», комедийный телефильм «Небесные ласточки», сказку для семейного просмотра «Мэри Поппинс, до свидания!».
После развода с Леонидом Лиза, которая всегда была впечатлительной натурой, даже пообещала себе, что больше никогда не выйдет замуж. Но слово это не сдержала, наверное, ни разу об этом не пожалев. А вот ее экс-супруг женился во второй раз довольно скоро, его избранницей стала известная в то время советская балерина Наталья Макарова.
Знакомство с Далем
Жизнь героини нашей статьи буквально перевернуло знакомство с Олегом Далем. Познакомились они на съемках трагедии Григория Козинцева «Король Лир». Даль играл в этой картине Шута, а Лиза работала монтажером. На дворе стоял 1969 год.
Сам Даль позже вспоминал, что когда только увидел ее первый раз в Нарве, именно там проходили съемки картины, сразу подумал: «Это будет моя баба». Хотя даже не знал, кто она и что они окажутся в одной съемочной группе.
Интересно, что в самой Нарве отношений между ними тогда так и не завязалось, зато когда они вернулись в Ленинград, начался самый настоящий роман. Лиза вспоминала, что вместе с Далем у нее в гостях был Сергей Довлатов, все выпивали, а мужчины хотели пересидеть друг друга. Тогда она незаметно сказала Олегу, чтобы уходили вместе, а он потом вернулся. Ему это тогда сильно не понравилось. Как потом выяснила девушка, актер был жутко принципиальным, не умел и не любил хитрить, но все же сделал так, как она просила. А наутро, проснувшись в ее кровати, сразу отправился к будущей теще просить руки дочери.
Сама Елизавета Даль удивлялась такой решительности и поспешности, считая, что можно обойтись без штампа в паспорте, по крайней мере, первое время. Но Даль был категоричен. Он заявил, что в этой стране жить вместе без регистрации унизительно, поэтому им стоит отправиться в ЗАГС. Она согласилась, несмотря на то что еще недавно после разрыва с Квинихидзе давала себе слово, что больше никогда не захочет жить с мужем.
Третий брак Даля
Для самого Даля этот брак был уже третьим. Его первой избранницей была актриса Нина Дорошина из театра «Современник». Она прославилась ролью жены Васи, Надежды, в лирической комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби». С Далем они поженились в 1963 году, но брак вскоре распался. Дорошина вышла замуж второй раз за мастера по свету из театра «Современник» Владимира Тышкова.
Второй брак Даль заключил с актрисой Татьяной Лавровой, которая до этого несколько лет жила гражданским браком с трагически погибшим Евгением Урбанским. Среди ее известных работ драма Михаила Ромма «Девять дней одного года», в которой она снялась с Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым. А играла она главную героиню - жену Гусева, Лели.
Этот союз также оказался недолговечным. Супруги развелись примерно через полгода. Лаврова вышла замуж в третий раз, теперь уже за футболиста Владимира Михайлова.
Обе женщины неоднократно признавались, что их союз распался из-за очень тяжелого характера мужа, с которым было сложно ужиться рядом.
Вместе с мужем
Годы, прожитые вместе с Олегом Далем, стали одними из самых важных и значимых в судьбе героини нашей статьи. Хоть жизнь отмерила им совсем немного. Одновременно было тяжело, но Лиза чувствовала, что человек, который находится рядом с ней, стоит этого.
Она жила рядом с гениальным артистом своего времени, который был известен среди друзей и знакомых как своенравный и импульсивный человек, который не приемлет компромиссов. Окружающие считали, что он представляет собой классический образ настоящего творческого человека. Он мог внезапно уйти со съемочной площадки, если ему что-то не нравилось, отменить собственное участие в спектакле или съемках по совершенно необъяснимой причине. То есть вел себя как настоящая звезда, которая знает себе цену.
Особенности семейной жизни
И дома жена Олега Даля Елизавета Эйхенбаум часто сталкивалась с тем, что ее супруг был чересчур раздражителен, просто не умел справляться с распиравшими его эмоциями. Она старалась мудро погасить все вспышки гнева, помня всегда, что муж ее в действительности любит.
Как это ни удивительно, съемки в кино не были основным источником заработка для Даля. Это был мир, в котором он ежедневно стремился проживать десятки жизней. Он запросто мог отказаться от какой-либо роли, если она его не устраивала, не обращая внимания на то, какой гонорар за нее обещают и как обстоят дела в семейном бюджете.
Когда Елизавета познакомилась со своим будущим мужем, ей было 32 года. С тех пор как они начали жить вместе, они практически не расставались.
Первое время после свадьбы жили в квартире в Ленинграде, но потом все-таки переехали в Москву, сменив несколько мест жительства в советской столице. Их последним пристанищем стала квартира на Смоленском бульваре, где жена Олега Даля жила с супругом и мамами с обеих сторон.
Женщина не должна работать
Этого принципа Даль придерживался в своей жизни. Когда они все вместе жили на Смоленском бульваре, в доме работал только он один. Обе мамы были уже в пенсионном возрасте, а супруге отправляться зарабатывать деньги он просто запрещал, искренне считая, что главным занятием жены актера должно быть ожидание его со съемок, обеспечение комфорта и уюта. И она ждала, делая все так, как он хотел.
Квартира на Смоленском бульваре Далю очень нравилась. У него там был собственный кабинет с прекрасным видом из окна, в нем он любил находиться наедине с собой.
Домашняя жена
В то время героиня нашей статьи искренне считала, что нашла счастье в личной жизни. Елизавета Даль ждала мужа со съемок, посвящая всю себя семье и обеспечению в доме уюта. Единственным, что ее печалило, было отсутствие детей, которых у пары так и не появилось.
Когда Олег умер, Лиза поняла, что ее семейное счастье окончательно рухнуло. Вместе с Далем она провела около десяти лет. Всю оставшуюся жизнь вдова хранила память о муже, который ушел из жизни, когда ему было всего 39 лет, в самом расцвете сил.
Смерть Даля
Даль умер 3 марта 1981 года. Уже за несколько лет до этого его дела сильно ухудшились. Цензура запретила фильм «Отпуск в сентябре», который он считал одной из своих лучших работ за последнее время. К тому же он часто отказывал именитым режиссерам, считая, что ему предлагают недостойные его роли, со многими конфликтовал, в результате из-за этого у него сложилась репутация опального актера.
В 1980 году Даля с большим трудом смогли утвердить на главную роль в драме Леонида Марягина «Незваный друг». Тогда еще никто не мог предположить, что это будет его последняя роль в кино. Сложности возникли из-за конфликта с руководством «Мосфильма», который произошел у актера как раз накануне финальных проб. Даль его тяжело переживал. Его коллеги и друзья отмечали, что даже внешне он выглядел очень плохо, был физически и нервно сильно истощен.
В последние годы жизни Даль начал злоупотреблять спиртным. Причем он понимал, что это серьезная проблема, принимал меры, лечился. С детства у него было слабое сердце, все это только ухудшало его общее состояние.
Гостиница «Студийная»
Смерть актера наступила в номере гостиницы «Студийная». Она находится в Киеве. В этот город Даль приехал в творческую командировку. Он готовился к пробам в картине «Яблоко на ладони» режиссера Николая Рашеева.
По распространенной версии, которая активно обсуждалась в СМИ, актер умер в результате сердечного приступа, который был спровоцирован большой дозой спиртного. Она оказалась смертельной для Даля, так как он в то время лечился от алкогольной зависимости: был «зашит».
Последние дни Елизаветы
Оставшиеся годы Елизаветы прошли в одиночестве, у нее больше никогда не было серьезных отношений с мужчинами. После десяти лет, которые она провела дома, будучи замужем за Далем, ей снова пришлось искать работу. Сбережений, которые остались после смерти супруга, категорически не хватало.
Причина смерти Елизаветы Даль - многочисленные болезни. В конце жизни она страдала от астмы, ишемии, имела проблемы с сердцем. Женщина ушла из жизни в 2003 году, в возрасте 65 лет.
Олег родился в городе Люблино в Подмосковье. Род его отца восходит к знаменитому лингвисту, составителю словаря Владимиру Далю, а сам родитель будущего актера служил на железной дороге и занимал почетную должность. Мама Олега была учительницей, а помимо талантливого сына, супруги воспитывали его старшую сестру Ираиду.
Даль рос обычным подвижным мальчишкой. После войны (а он родился за месяц до вторжения фашистов в СССР), стал увлекаться спортом — играл в баскетбол. На одном из занятий ребенку стало плохо, после чего выяснилось, что у Олега врожденные проблемы с сердцем. Врачи тут же запретили ему спортивные нагрузки.
Подростком он заинтересовался искусствами. Особенно увлекала Олега литература, но и изобразительное искусство пылкий юноша тоже не обделял своим вниманием. На школьных занятиях мальчик впервые прочел «Героя нашего времени». Печорин так поразил его, что Далю захотелось и самому стать этим знаменитым героем. Знал ли он тогда, что через 15 лет исполнит свою мечту?!
Спустя некоторое время он понял, что его фантазию, пожалуй, можно воплотить. Для этого надо стать артистом! Своими догадками юноша поделился с родителями, но те восприняли планы сына в штыки, сказав, что заработки людей этой профессии слишком непостоянные, да к тому же Олег картавит!
Поэтому поступать после школы он поехал, поссорившись с семейством. Читал на вступительных в «Щепку» Гоголя и своего обожаемого Лермонтова, и с первого раза поступил. Природную картавость, которая преследовала парня с детства, упорными занятиями речи Олег исправил уже на младших курсах.
Интеллигент
Он был одним из самых талантливых студентов, потому его и выделили артисты «Современника», пришедшие посмотреть выпускной спектакль. Олегу предложили показаться главному режиссеру (им тогда был Олег Ефремов), и тот взял молодого актера в труппу.
Даль быстро влился, ведь «Современник» всегда пропагандировал свою обособленность и на расстоянии чувствовал природное благородство артистов. Врожденная интеллигентность, тонки черты, синие глаза и изящные руки — вот что, помимо таланта, помогло артисту попасть именно в это театр.
Однако целых пять лет актеру доверяли лишь роли второго плана. Его драматическую харизму показала всей театральной Москве Галина Волчек, когда поставила «На дне» и пригласила Даля на роль вора Васьки Пепла.
Он по-особенному готовился к ней. Долгими вечерами бродил со своей партнершей Аллой Покровской по Москве, обсуждая тонкости, все грани характеров их персонажей и однажды сказал, что она должна сыграть пугливую козу.
Алла оторопела: из уст такого интеллигента услышать сленг было по меньшей мере странным. Когда Олег стал объясняться, выяснилось, что он и не собирался использовать сленг. Даль действительно героиню Аллы ассоциирует с этим животным, вот и просит наделить ее дикими, животными замашками.
Вся жизнь — театр
Он всегда считался больше театральным, чем киноактером. Вот и перемены в личной жизни стали случаться с ним в театральной среде.
Первой значительной любовью Даля была Нина Дорошина. Актриса, известная зрителю по одной из главных ролей в кинофильме «Любовь и голуби», она сыграла там Надежду, мать семейства, которое находится в центре повествования.
Даль срочно решил жениться. Актриса была представлена семье жениха, свадьба назначена. Но, по воспоминаниям сестры актера, прямо на торжестве Нина куда-то исчезла, а вместе с ней скрылся и Олег Ефремов.
Не было сомнений: они пропали вместе и не появлялись долгое время. Половину вечера на собственной свадьбе актер пробыл один, пока невеста так же внезапно не появилась снова. Вслед за ней в толпе гостей вдруг обнаружился и Ефремов.
Олег не сомневался в предательстве любимой и в отместку сам исчез куда-то после свадьбы на целых три дня. После взаимных исчезновений молодые прожили вместе еще неделю. Видимо, прояснить отношения у них так и не получилось, потому, что через неделю они просто разъехались.
Не ходок
Это происшествие было одним из тех, которые будут ломать артиста и постепенно делать его характер таким, каким Даля вспоминают близкие: тяжелым, негибким, бескомпромиссным.
Он уже снялся в нескольких кинофильмах и стал известным, он уже формировался, как человек с неуемным темпераментом и бесконечной тоской в глазах, который будто съедает себя изнутри, будто и сам не знает чего ему хочется от жизни, когда встретил свою вторую жену — актрису Татьяну Лаврову.
С ней совместное счастье тоже не задалось. Он уже начал показывать свои негативные качества и мало-помалу прикладываться к бутылке. Она, тоже творческая и темпераментная актриса, не смогла этого терпеть, к тому же и сама требовала повышенного внимания. Они быстро разошлись.
В жизни Олега Даля не было много женщин. Его друзья вспоминают: ходоком Даль не был. А взрослея, действительно, скорее стремился домой, в семью. А может, дело было в его третьей жене, Елизавете Апраскиной, с которой он познакомился, работая на съемках «Короля Лир».
Счастье в личной жизни
Лиза работала на кинофильме монтажером. Он сразу положил на нее глаз, а отказаться от стремительного красавца, в котором, по воспоминаниям близких актера, всегда чувствовалось мужское начало, было совершенно невозможно.
После свадьбы молодые устроились у Лизы — жили с ее мамой в совсем небольшой квартире и только значительно позже семья получила свое, более просторное жилье. С этим тоже связана целая история.
По словам вдовы актера, приходя домой, он никогда не начинал беседы, пока не вычистит свои ботинки, был у него такой пунктик. Вот и в этот день он натирал их с особой тщательностью, а потом заявил: «Едем смотреть новую квартиру. Вот ордер».
Дом, куда Даль привез жену и тещу строился для старших военных чинов. Квартиры огромные, окна — на кремль, район — залюбуешься. Когда семья впервые вошла в последнее жилье Олега, комнаты были залиты полуденным солнцем.
Супруга Даля отмечала: в новой квартире он стал лучшим семьянином. Тогда он уже по‑настоящему беспробудно пил, но даже пьяным, обобранным до нитки уличными хулиганами или собутыльниками (приходил порой без обуви, без верхней одежды), глубокой ночью и рано утром, всегда шел домой.
Был ли он счастлив? В любом случае со своей Лизой — намного больше счастлив, чем в другие периоды своей жизни.
Пошел умирать
Нервный и взрывной, талантливый Даль всегда был как будто надломлен где-то глубоко внутри, но сильнее всего его печоринская отчужденность, ощущение бессмысленности бытия стала проявляться после смерти Владимира Высоцкого.
Именно на похоронах он предсказал себе смерть: «Я следующий», — говорил актер, истерически хохоча.
У них были непростые отношения, но после похорон великого актера и музыканта Даль как будто понял, как близко рядом с жизнью ходит смерть. Эта мысль меняла его на глазах. Вечное театральное определение: «он болен манией совершенства» теперь стало походить на настоящий диагноз.
Олег Иванович стал более требовательным к другим, но самого высочайшего результата он всегда пытался добиться от себя самого.
После очередного запоя Даль согласился «вшить торпеду» — закодироваться от алкоголизма принятым тогда способом. Он был на гастролях в Киеве, когда, выходя из-за столика в ресторане пояснил: «Пойду к себе умирать». Актеры, с которым гастролировал Даль решили, что это очередная порция черного юмора от маэстро.
Утром Олега Ивановича нашли мертвым на полу в своем номере. Официальным диагнозом была «остановка сердца», а коллеги по цеху констатировали: вернувшись из ресторана, он выпил бутылку водки. В момент смерти на его лице отпечатались спокойствие и улыбка.
В четверг и больше никогда (1977)
Про Лизу Апраксину можно сказать – хранительница домашнего очага. Женщина с большим сердцем и невероятным терпением. Сдержанная, добрая, чуткая – такой ее знали родные и близкие люди.
Детство и юность
Елизавета Эйхенбаум (Апраксина) родилась 27 августа 1937 года в Ленинграде. Квартира семьи Эйхенбаум находилась в писательской надстройке, на Набережной канала .
Литературовед, представитель общества изучения теории поэтического языка, доктор филологических наук Борис Михайлович Эйхенбаум любил внучку Лизу. Девочка воспитывалась в семье творческой и гостеприимной. В гостях у них бывала , часто собирался петербургский бомонд.
Биография Елизаветы богата на события. В детстве прошла через Ленинградскую блокаду. Мать Лизы, Ольга Борисовна, вспоминает, что старшая дочь росла плаксивой. Слезы маленькая Эйхенбаум лила по любому поводу.
Тяжелые дни из блокадного периода Лиза вспоминала редко. В то время не стало Алексея Алексеевича Апраксина (отца) и сестры Татьяны. В живых остались мама, дедушка и Елизавета.
Будущую профессию пришлось выбирать тщательно. Лиза загорелась идеей окончить мехмат. Старательно училась, но из-за сложившейся конкуренции не поступила. Никто не верил, что девочка сумеет учиться на мехмате.
Карьера
После неудачной попытки в одном университете Елизавета поступила в педагогический институт. Но диплом так и не получила – эта профессия показалась девушке крайне скучной.
После педагогического Лиза нашла подработку в Зоологическом музее. Через время стала студенткой Лесотехнической академии. Но спустя год снова оставила учебу.
После работы в Зоологическом музее Лиза устроилась на «Ленфильм» монтажером. Там и проработала, пока не вышла замуж второй и последний раз.
Личная жизнь
Впервые Елизавета познала супружескую жизнь с Леонидом Квинихидзе, но брак продлился не больше полугода. Молодожены ежедневно ругались. Однако нахождением на «Ленфильме» Елизавета обязана именно Леониду – он устроил ее туда на работу.
Квинихидзе и Эйхенбаум разошлись, и впечатлительная Лиза пообещала себе не выходить больше замуж. Бывший супруг (в будущем - режиссер и автор картины «Соломенная шляпка») женился во второй раз, его супругой стала балерина .
Значимой частью жизни Елизавета считает годы, прожитые с , гениальным артистом советского времени. Даль известен как человек импульсивный и своенравный. Говорили, что Олег воплощает образ творческого человека. Не удивлялись, если артист покидал съемочную площадку неожиданно, отменял свое участие в съемках или спектакле.
Часто Даль был раздражителен, ругался не справлялся с эмоциями. Елизавета мудро справлялась со вспышками гнева, зная, что муж любит ее.
Кино было не источником заработка для Олега, а миром, в котором он проживал сотни разных жизней. Далеко не все роли интересовали Даля. Самые известные картины, навсегда сохранившие в себе образ актера, – это «Король Лир», «Женя, Женечка и «Катюша», «Первый троллейбус».
Эйхенбаум познакомилась с актером в 32 года во время празднования дня рождения. Больше Олег и Лиза не расставались. Судьба свела их на съемочной площадке «Короля Лира». Под руководством Козинцева Елизавета трудилась монтажером, а Даль входил в образ Шута. Встреча произошла в Нарве в 1969 году.
На съемках этика запрещала заводить романы. Оба упорно трудились, но, как вспоминал потом Олег Даль, он с первого взгляда понял, что встретил будущую жену. Елизавета Даль была в недоумении, как быстро актер попросил ее руки. Эту историю скромная женщина пару раз рассказывала журналистам. Олег разбудил Ольгу Борисовну рано утром, чтобы сообщить о намерении жениться. Лиза без колебаний ответила – да.
Первое время Даль с женой проживали в Ленинградской квартире. Затем переехали в Москву, сменив там два жилья. Последнее находилось на Смоленском бульваре, где и жила семья: Олег, Елизавета Даль и мамы с обеих сторон.
Владислав Дворжецкий, Елизавета Даль, Олег Даль
Известно, что актер был в восторге от новых апартаментов. Радовали Даля вид из окна и личный кабинет, который давал возможность побыть наедине с собой. В одном из интервью опубликованы фото укромного уголка.
Женщины в этой семье не работали. Свекровь и теща давно уже были на пенсии. А жене Елизавете Даль муж работать не разрешал. Считалось, что самая главная работа женщины – верно ждать мужа со съемок, обеспечивать уют. И она ждала.
Карьеру в «Ленфильме» пришлось оставить. Десять лет жизни жена Олега Даля посвятила семье, о чем не жалеет. Детей в счастливом браке не родилось.
Самым тяжелым днем Елизавета Даль считает смерть Олега. Осознание, что семейному счастью пришел конец уже через десять лет, пугало. Лиза хранила память о муже всю жизнь. Актер Олег Даль скончался в 39 лет. Жена утверждает, что причиной смерти стала остановка сердца.
Смерть
Оставшуюся жизнь вдова провела одна, так и не заводив новые отношения. Спустя десять лет пришлось снова искать работу, потому что сбережений на жизнь не хватало. Лиза заново постигала азы ремесла.
Они познакомились 19 августа 1969 года, когда она праздновала в ресторане свой тридцать второй день рождения. Это было в Нарве, на съемках «Короля Лира». Поженились почти что сразу.
В 1973 году, опять же в день ее рождения, на съемках в Таллине «Варианта «Омега» он подарил ей ведро роз. Ровно тридцать шесть штук. И там же, в Таллине, представляя ее Ролану Быкову, сказал гордо и значительно: «Лиза Эйхенбаум, она же - графиня Апраксина, она же теперь - Даль».
Она не собиралась менять свою девичью фамилию, но он в загсе так строго на нее посмотрел и так засиял, как ребенок, когда она согласилась взять его фамилию...
«Новая газета» уже рассказывала об Олеге Дале, и последний раз - совсем недавно (№ 20(Д) от 25-28 мая 2000 г.). Среди читательских откликов на эту публикацию был и такой: «Единственно, чего не хватило, - фотографий жены Олега Даля и чуть-чуть побольше информации о ней». Я побывала еще раз у Елизаветы Алексеевны Даль, взяла фотографии, и мы поговорили о ней самой.
Мне кажется, жизнь Лизы и без Олега Даля интересна. Хотя, конечно, это счастье, что Олег Даль в ее жизни был.
Напомню любезному читателю, что Елизавета Алексеевна - внучка, а ее мама - Ольга Борисовна - дочь Бориса Михайловича Эйхенбаума, знаменитого литературоведа, историка литературы, ученого с мировым именем.
8 августа с.г. исполнится год, как не стало Ольги Борисовны Эйхенбаум.
А весной следующего года будет уже двадцать лет, как ушел из жизни Олег Иванович Даль.
Джульетту Мазину как-то спросили: «Трудно ли быть женой гения?» Жена Федерико Феллини ответила: «Это лучше, чем быть женой дурака».
Елизавета Алексеевна Даль была женой гения
Когда Даль и Лиза поженились, стали менять ленинградскую квартиру на Москву. Меняли долго - два года. Нашли вариант на улице Новаторов («Олечка говорила: на выселках»), хрущевку, двухкомнатную. До театра Далю надо было добираться полтора часа. Такси стоило 5 рэ. А получал Олег в театре 160 рэ. От кино денег в особо крупных размерах тоже не было. Даль в кино снимался не для того, чтобы зарабатывать деньги. И больше отказывался, чем соглашался. Так вот: деньги на такси не всегда были, а автобусом Даль терпеть не мог ездить, его узнавали, приставали с расспросами, алкаши предлагали выпить.
Квартира была крохотная, слышимость жуткая, внизу бабка возмущалась: ваши котята топают и мешают мне спать... Однако Даль не унывал. «Мы жили там вчетвером, - вспоминает Лиза. - Олег, я, мама и чувство юмора».
Как-то Лиза вышла на минутку в магазин, а вернувшись, застала такую картину: Олег и мама лежат на полу и разной краской красят батарею. Батарея горячая, краска испаряется и пахнет, а маляры хохочут до слез и заставляют Лизу восхищаться их мастерством: батарея - всех цветов радуги, это ж - красиво, это ж - авангард! А на розовой двери их спальни Даль нарисовал голую бабу в райском саду. Лиза стыдливо зарисовала ей подробности. Потом, когда переезжали на Смоленский бульвар, люди, которые вселялись в их квартиру на улице Новаторов, разглядывая батарею и дверь, удивлялись: кто тут жил? детсад какой-то...
С белым домом на Смоленском бульваре тоже всё было странно. Когда-то Даль с актером Игорем Васильевым проезжал мимо этого дома - он еще строился - и сказал: я буду здесь жить, это будет мой дом.
Сказал - и забыл. Вспомнил лишь через десять лет, когда пришел сюда со смотровым ордером.
Даль был счастлив в этой квартире. Три комнаты, огромный холл, а к окну подойдешь - много неба и видны крыши. «Это не квартира, - говорил Даль, - Это - сон». Еще на Новаторов он признался как-то Лизе: «Я мечтаю о такой квартире, чтобы, когда мне позвонят по телефону, ты могла бы, не кривя душой, сказать: «Я сейчас посмотрю, дома он или нет».
Потом они сделали из холла ему кабинет. И счастье стало запредельным. Он мог, когда хотел, оставаться наедине с собой. Читал, писал, рисовал, слушал музыку.
Теперь он говорил Елизавете Алексеевне серьезно и церемонно: «Сударыня! Вы на сегодня свободны. Я ночью буду писать. А засну потом на диванчике, в кабинете». Ольга Борисовна восклицала: «Олежечка! Но диванчик-то узенький». «Я тоже узенький», - успокаивал Даль тещу.
На Смоленский бульвар Олег привез и свою маму. Обе мамы, и мама Олега, и мама Лизы, не работали, обе были пенсионерками. И Лиза не работала. Так хотел Олег. Он говорил: «Когда ты служишь мне, ты приносишь больше пользы кинематографии, чем сидя за монтажным столом. Там тебя могут заменить».
И Лиза стала Олегу служить. И никогда не жалела об этом.
Жена одного актера как-то запальчиво сказала Лизе: «Конечно, он тебя любит! А чего ж не любить... Ты ему каждый день с утра до вечера говоришь, что он - гений». Лиза рассмеялась. Она если и говорила Далю, что он - гений, то лишь в шутку, всерьез он ей этого не позволил бы...
Майя Кристалинская, с которой Даль ее однажды в Доме кинематографистов познакомил, посмотрев внимательно на Лизу, сказала: «Вы, наверное, очень счастливая». Лиза задумалась и после паузы сказала: «Да». Но с тех пор на этот вопрос отвечала, не задумываясь.
Елизавета Алексеевна говорит мне: очень важно знать, что ты счастлива именно в тот момент, когда ты действительно счастлива; не после, не потом, когда все пройдет и ты вдруг спохватишься и начнешь убиваться: ах, я, оказывается, была счастлива тогда и не знала, не догадывалась об этом; нет, надо знать о своем счастье в момент его рождения, в момент существования.
Вначале она эгоистично обижалась, когда он, даже будучи трезвым, приходил домой в бешенстве и срывал зло на ней. Потом поняла, что это к ней не относится, что ему просто надо разрядиться. Она училась терпеть. И - научилась. А промолчав, не взбрыкнув, тут же, через пять минут, получала от него такую немую благодарность за то, что на себя все приняла, проглотила и улыбнулась, нисколько не обидевшись...
Она почувствовала главное: ему это очень помогает - знать, что он может прийти домой такой, какой он есть, и его поймут. Ему не надо было тратить дополнительные силы на то, чтобы притворяться, играть, актерствовать еще и дома.
Лиза познакомила Даля со Шкловским, с Андронниковым, Кавериным. Даль был одинок в актерской среде. А этих великих стариков обожал. И они его нежно любили.
Шкловский называл Даля «человеком совершенного движения».
Андронников, послушав стихи Лермонтова в исполнении Даля, сказал: «Он владеет секретом Яхонтова - секретом медленного чтения».
А Каверин признался: «Я был глубоко потрясен, узнав о его безвременной кончине. Я надеялся, что со временем мы станем друзьями».
Первая телеграмма, которую она получила от него (еще не были женаты): «Разрешите вас поцеловать».
Потом были чудо-письма. Он любил писать ей с гастролей. Мог написать вдруг: «Ты мне снишься веселая и в сарафане».
Или вот - от 27.9.70 г. Из Москвы - в Ленинград:
«Утром сего дня, бредя по желтым листьям, покрывающим похолодевшую землю, подумал о тебе с прекрасной тоской.
С прекрасной потому, что она была светлой.
На душе у меня хорошо и покойно, потому что в мыслях моих ты.
Настроение мое тихое и благостное. Делюсь им с тобой щедро, как осень.
Тихонько и нежно обнимаю тебя и еле-еле касаюсь твоего лица, целую и дышу твоими глазами.
Не знаю, что такое любовь. Не знаю, как понимать сие обозначение некоего чувства или смысла его.
Но, кажется мне, чувствую я что-то необычайное, как ребенок, который ждет пробуждения после новогодней ночи. В воздухе пахнет мандаринами, елкой, плюшевыми зайцами, и хочется как можно дольше не открывать глаза...»
В феврале 80-го Даль сказал: «Сначала уйдет Высоцкий, а потом я».
Высоцкого не стало в июле 80-го. Даль умер 3 марта 1981 года.
А за месяц до этого Лиза проснулась и обнаружила его сидящим перед телевизором. Он смотрел с утра пораньше мультики. Так серьезно, сосредоточенно смотрел, что она испугалась. Подошла, обняла его. Он поднял голову и тихо-тихо сказал: «Мне так жаль вас троих». Имея в виду ее и двух мам. «Почему, Олежка? - спросила Лиза. - Мы счастливы с тобой». - «Со мной... А без меня?»
«После всего» приятельница сказала Лизе: «Теперь он тебе все время будет чудиться. Ты выйдешь из дома, и вдруг чья-то походка, чей-то поворот головы, чьи-то черты лица напомнят его».
Но никто, никогда, нигде и ничем не напомнил ей его.
«Еще до знакомства с Олегом, когда я только смотрела его в кино, он поражал меня какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался».
Он действительно так ни на кого не похож, что до сих пор невольно задумываешься: а земного ли он происхождения?
Хочется верить, что земного. Иначе - обидно за человечество.
P.S.
Боюсь, у меня опять получилось не только о Лизе, а больше - об Олеге и Лизе, или даже Олега слишком много... Хотя, нет, Олега Даля не может быть много. Для нее.