Что делать, если на работе конфликт с начальством? Когда послушание – пункт должностной инструкции Вопрос священнику проблемы на работе с начальством.
Количество записей: 113
Конечно, если есть такая возможность, откажитесь от того, что смущает и Вас, и других людей. Надеюсь, Ваши работодатели Вас поймут.
диакон Илия Кокин
Добрый день. Скажите, как мне правильно поступить? Почти 4 года живем в гражданском браке (без росписи). Муж говорит, что работает, но денег нет. За три года была только небольшая сумма. Хотим пожениться, все оплачиваю я. Хотим детей, а не знаю, кто потом будет содержать нас. Все вопросы о деньгах и работе натыкаются на обиду и на то, что он и сам все понимает, но у него не выходит. Работает дома программистом, но я не понимаю, почему денег нет. Хотя до меня у него был стабильный заработок. Не знаю, как мне быть. На все вопросы ответ один: деньги будут, но когда, не знает. Может, Вы дадите мне совет, как дальше быть? Простите за сумбур.
Ольга
Ольга, начнем с того, что Вы находитесь в греховном и незаконном сожительстве с мужчиной. В этом грехе надо каяться. Кроме того, в Евангелии сказано: "ищите прежде Царство Небесное, а все остальное приложится". Поэтому, прежде всего, нужно заботиться о своей душе, нужно исполнять Заповеди Божии, а Господь все нам даст для нашей жизни. Нужно как можно скорее узаконить ваши отношения, покаяться в своих грехах в церкви на исповеди у священника. Нужно молиться Богу о своих нуждах. Бог печется и о наших мелочах: "просите, и получите", сказано в Священном Писании. Так что просто нужно жить церковной жизнью.
иеромонах Викторин (Асеев)
Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, какому святому молиться, чтобы найти хороших работников? Заранее благодарю. Спаси Господи!
Ксения
Ксения, лично я не встречал специальной молитвы на этот случай, но предлагаю Вам общую молитву на всякое прошение. Старайтесь вести церковную жизнь. Ищите прежде Царства Небесного, а все остальное приложится. Живите по-христиански и молитесь о работниках так, как Вам подскажет сердце. Молитва Господу Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Его же милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина: ко Твоему Величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку, и Благодетеля славим, хвалим, поем и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любви. и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих.получити, церковь Твою святую, и град сей, (или весь сию), от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир и безмятежие тем даруя, Тебе со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и благим, и Единосущным Твоим Духом, во едином существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспевати сподобиши. Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков. Аминь.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте, игумен Никон (Головко). Я отказалась от телевизора во время Поста, но на работе в перерыв мы обедаем все вместе, и по привычке один из коллег включает юмористические передачи на своем айпаде, и волею-неволею я смотрю, потом стараюсь отключиться от того, о чем говорят, но все равно, то прислушаюсь, то посмотрю... Другой возможности где-либо обедать у меня нет! А просить выключить - меня не поймут и даже не согласятся, да и я не имею права кого-то принуждать... В другое время я не смотрю телевизор. Является ли это грехом, нужно ли это исповедовать? Перед началом исповеди надо ли целовать Библию и Крест, или это делается после того, когда священник отпустит грех? Или это надо делать до и после? Я раньше делала это после отпущения грехов, а в Благовещение заметила, что все еще и до исповеди целуют Библию и Крест, научите, как правильно приступать к Исповеди! И можно ли чтение канонов и правила ко Причащению распределить на трехдневный пост перед исповедью, или обязательно все вычитывать вечером перед днем Причастия? Спасибо за ответы, я Вам очень благодарна! Ответьте мне на мой эмайл пожалуйсто! Храни Вас Бог! Светлана
Светлана
Светлана, я вижу, что Ваша совесть этим вопросом смущается, а это знак к тому, что в данной ситуации надо поисповедаться. Что же касается других вопросов, то Крест и Евангелие принято целовать после чтения разрешительной молитвы исповеди, а Правило ко Причащению можно прочитывать и не за один день, если это очень трудно сделать накануне.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! В прошлом году пришлось уволиться с работы по болезни. С тех пор не могу найти работу, хотя опыт 25 лет в хлебопечении. Возраст 49 лет, не подходящий для работодателей. Я хочу начать свое новое дело: открыть магазин по продаже сувенирных пряников. Как получить благословение на новое дело? Что необходимо сделать? Я крещеная.
Ксения
Здравствуйте, Ксения. Взять благословение можно у священника в храме. Расскажите батюшке о своем желании и попросите благословение. Помоги Бог.
иерей Сергий Осипов
Добрый день, отче, у меня сложилась ситуация на работе: я хожу на обед, и меня просят женщины носить им обед, иногда я им приношу, но начал отказывать, так как они могут сходить сами, а я в обед хожу в церковь, а если им носить обед, то я не смогу попадать в церковь, а за обедами они могут ходить сами.
Богдан
Здравствуйте, Богдан. Так и поступайте впредь, - иногда носите. Помощь ближним дело хорошее, но если она не во вред себе. Нет добродетели без рассуждения.
иерей Александр Белослюдов
Добрый день! Меня зовут Ангелина и у меня вот уже год тяжелый период в жизни - как только я нахожу работу, то почти сразу ее теряю. Я преподаватель иностранных языков. То ученики внезапно отменяют занятия, то группа внезапно распадается, а жить-то мне на что-то нужно, содержать меня некому. Я уже и разбиралась в себе с точки зрения психологии, как советовали, но все впустую, работа просто бежит от меня, хотя работаю я много. У меня уже все нарушилось, и сон, и аппетита нет, я не понимаю, что происходит, никто из близких не может понять. Говорят, что нужно видеть какие-то знаки, но я их не вижу. Что же мне делать? Ведь без денег жить невозможно! Так недолго и распрощаться с этой жизнью, все только в худшую сторону. В сглаз я не верю. Пожалуйста, помогите советом. Спасибо.
Ангелина
Ну, знак здесь простой и достаточно очевидный: если что-то на данный момент Господь не благословляет, оно само по себе разрушается, а что благословляет – то как-то само налаживается. Возможно, Господь подталкивает Вас к тому, чтобы Вы попробовали себя в чем-то еще: если упираешься в стену, надо двигаться дальше вдоль стены, через какое-то расстояние должна быть дверь. Еще советую Вам усердно помолиться святому мученику Трифону, к его молитвенной помощи обычно прибегают при поиске работы. Не унывайте, Бог в помощь!
диакон Илия Кокин
Здравствуйте, батюшка! Можно ли читать утреннее или вечернее правило по аудиозаписи, сидя в машине (получается синхронно), например, если нет времени, или куда-то опаздываешь, и нет возможности прочитать дома или, бывает, что в машине удобней, и никто не отвлекает. Бывают такие ситуации несколько раз в неделю, когда еду на работу и с работы.
Геннадий
Здравствуйте, Геннадий! Можно, но это не должно носить постоянный характер. Живая молитва перед иконой предпочтительней.
иерей Владимир Шлыков
Здравствуйте, батюшка! Мне 40 лет. По образованию я физик, работаю не по специальности - инженером-электронщиком. Работа моя мне давно не нравится - просто зарабатываю на жизнь. После школы выбрал не свой путь. Я очень хочу быть артистом цирка в жанре клоунады (примерно как Вячеслав Полунин). Придумывать и ставить номера не с целью просто выжать из зрителя смех, но вызвать в нем высокие благородные чувства и переживания. Никакой пошлости и плоских шуток. Как мне понять, согласуется ли это мое желание с волей Божьей? Не будет ли грехом стремление к этой профессии? Очень хочу узнать мнение/совет священника! Большое спасибо!
Дмитрий
Здравствуйте, Димитрий. Очень сомневаюсь, что клоун, целью которого будет "вызвать в зрителе высокие, благородные чувства", окажется востребованным в современном цирке и на современной эстраде. Но я не специалист в этой области искусства, и мое мнение наверняка ошибочное. Чтобы узнать волю Божию, надо просто с искренней молитвой, с благословения духовника, если есть, или любого священника, начать осуществлять задуманное, стараясь не погрешать против заповедей Евангельских. Если будет воля Божия на это, то у Вас все получится.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте, батюшка! Хочу спросить о наболевшем. Как работать беременной женщине на очень нервной, напряженной работе, да еще с начальницей - женщиной пожилой, которая обладает напористостью, бескомпромиссностью, большими амбициями и т. п.? У меня есть один ребенок, очень хотим с мужем второго, но я просто боюсь за его и свое здоровье в период вынашивания. КАК разговаривать с человеком или как молиться, и что вообще делать, чтобы зарождающаяся во чреве жизнь не воспринимала весь негатив, которым приходится "дышать"? Спасибо за то, что прочитали мой вопрос. Очень верю, что получу правильный ответ на него!
Анна
Здравствуйте, Анна. Понимаю Ваши опасения. Положитесь на волю Божию. Если нет возможности заранее сменить работу, то будете по необходимости чаще брать больничный лист для вынашивания ребенка, чаще ходить на службы в храм, причащаться Святых Христовых Таин. Во время беременности носите пояс "живый в помощи Вышняго". За месяц до выхода в декрет возьмите оплачиваемый отпуск, как положено беременным, - так неделю за неделей и выносите дитя. Помоги Бог.
иерей Сергий Осипов
Батюшки, такой вопрос. Я работаю в женском коллективе, очень много сплетен, осуждений, обсуждений прямо за столом во время обеда, так не хочется это слушать, просто плач внутри, я разговор не поддерживаю, иногда стараюсь и заступится за объект обсуждения, но в коллективе нет никого, кто бы поддержал меня. И вот, я хотела бы спросить, как находиться в таком коллективе, что думать об этих людях, как вести себя? Молиться о них и о себе? И вообще, что отвечать человеку, когда он начинает плохое рассказывать о другом человеке, как ответить, чтобы не обидеть? Спаси вас Господи!
Юлия
Юлия, мы должны избегать всякого осуждения, пересудов. Не участвуйте в разговоре, в котором кого-то осуждают. Храните уста свои от ненужных слов. Не осуждайте и не оправдывайте, и, если есть возможность, лучше сидеть отдельно, а если нет такой возможности, то во время еды молитесь. Когда Вас втягивают в такой разговор, так и говорите: я не хочу на эту тему говорить, мне это не интересно.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте, меня зовут Анна, мне 17 лет. Сейчас заканчиваю 11 класс, само собой, впереди предстоит выбор рода занятий и так далее. Живу с родителями и старшей сестрой. Отношения и атмосфера в семье всегда были и есть замечательные - я никогда не испытывала недостатка в любви и внимании. Очень благодарна родителям, и маме в частности, чувствую огромную благодарность к ней. Некоторое время занимаюсь модельным бизнесом, и вот, сейчас компания из Америки предлагает мне перспективный контракт, следовательно, нужно будет ехать в Америку работать. Поступление в университет я решила отложить до следующего года, а возможность построить карьеру, которая мне более интересна и к которой я чувствую склонность, упускать не хочется. Но мама против. Из наших разговоров причиной маминого несогласия является то, что она боится отпускать меня одну так далеко, да и я еще маленькая, и мама будет очень сильно переживать за меня. Я понимаю маму на все 100 %, и могу определенно сказать, что на ее месте поступила бы так же. Мне очень жаль ее, и я тоже очень переживаю из-за того, что она переживает - для мамы это действительно тяжело и страшно. Но несмотря на вышеизложенные факты, я очень упорно стою на своем, опираясь на то, что у меня своя жизнь, и только мне ее строить. Но при этом я чувствую себя эгоисткой, так как мамина позиция основывается на заботе и боязни за своего ребенка, она всегда жила для нас (детей), и вкладывала в нас все самое лучшее, а мое упрямство мне кажется просто плевком во все это. Что делать в данной ситуации, я не очень понимаю, посоветуйте, пожалуйста что-нибудь. Спасибо.
Анна
Здравствуйте, Анна. Думаю, Вам надо еще раз продумать все варианты с поступлением в университет. Не уменьшит ли год работы Ваши шансы на поступление? Понимаю опасения Вашей мамы: по традиции благополучная девушка из родительского дома выходит замуж, а не уезжает на заработки без образования. Но решение остается за Вами, чтобы нельзя было потом никого упрекнуть в случае неудач. Ведь Вы уже взрослая. Помоги Бог.
иерей Сергий Осипов
Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться - я первый раз в жизни собирался держать Великий пост, но не смог. Если пощусь, то не могу работать (работа связана с интеллектуальной деятельностью), т. е. сижу как сомнамбула и торможу страшно, а на работе требуется соображать и решения принимать быстро. Вот, сижу и унываю теперь - как быть? Оправданий не ищу - знаю, что их можно напридумывать множество, только все сводится к моей духовной слабости. Я стараюсь держать пост духовный, всю жизнь думал, что нет у меня зависимости от еды такой, а, оказалось, вон оно как - есть! Не знаю, как исповедовать этот грех, я ведь и после исповеди буду есть скоромную пищу в пост. Получается, еще больше усугублю свои грехи?
Алексей
Алексей, Вы, пожалуйста, не унывайте и не опускайте рук: Вас враг немножко искусил, а Вы уж, как я понимаю, и пост готовы забросить. Ничего, не сразу, а постепенно все получится. Приучайте себя понемногу – питайтесь так, чтобы на работе быть в форме, а дома можно и поголодать, и все у Вас получится!
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, грех ли быть военным в мирное время (не соблюдать посты, не соблюдать воскресных и праздничных дней, многочисленные переживания, уныния и т. д.) и расскажите, как в таком случае праведно жить? Заранее спасибо.
Вадим
Вадим, сейчас, в наши дни, жить праведно вообще трудно, а уж тем более, если Ваша жизнь подчинена каким-то правилам, которые, по сути, унаследованы от безбожного советского времени. В армии времен Российской империи было не так, солдаты постились, правда, не весь пост, а первую, третью и последнюю недели. Постарайтесь делать так и Вы, и да благословит Вас Бог за Ваше усердие!
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! Меня зовут Константин, мне 26 лет. Как мне быть? Однажды я поругался с другом, получилось это так. У меня были проблемы с работой, от этого плохое состояние общее, на улице (мы тогда общались в одной компании) он старался всячески подшучивать, стараясь зацепить, посмеяться. Мало того, это подхватывала вся наша компания, им еще не нравилось, что я раньше курил, а в то время старался бросить и пиво пить каждую пятницу и субботу мне не очень хотелось. Но в 20 лет мне казалось, что я буду выглядеть взрослее, я из-за этого просто не общался с ними. Думал, все-таки друзья поймут, а они вели себя как дети (только взрослые). Спустя 2 с лишним года я опять стал общаться с этим человеком, потом он мне рассказал о соцсети Вконтакте и мне помог там зарегистрироваться. Зная мой пароль и логин (в то время я еще не зал компьютер хорошо), стал пользоваться моими данными, унижая меня, оскорбляя всячески (закачивая видео гомосексуального характера и многое другое в этом духе). Я хотел найти его и просто "размазать" по стенке, но моя мама остановила меня, не дала это сделать. Учились в одной школе и классе, я помогал ему как мог, а он... Пользовался моими данными, оскорблял и унижал общих знакомых, друзей, одноклассников. Я из-за этого долго не мог выйти (я встречал этих людей, и они думали, что я им пишу, а на самом деле меня в этой странице и не было, и до сих пор смех в мою сторону бывает, но меня же в той странице не было) на улицу, даже институт на 4 года бросил, мне было очень больно и обидно даже уныние было и ни чего ни хотелось делать, а сами они отдыхали, радовались жизни. Спасибо заранее.
Константин
Если друг оказался вдруг… Значит, он не был настоящим другом. Каждому человеку рано или поздно приходится пережить предательство со стороны человека, которому доверяешь. Знаете, нужно быть немного проще. Как-то раз кто-то взломал мою страничку в соцсети и от моего имени разослал моим друзьям ссылку на порносайт, а как Вы понимаете, среди "друзей" в соцсети могут быть и малознакомые люди. Ну, что тут поделаешь? Я сменил пароль и разослал всем извинения, объяснив случившееся. Думаю, что все поняли. В течение жизни какие-то из друзей пропадают, появляются новые, и это вполне нормально. Так что желаю Вам новых хороших друзей, которые не станут самоутверждаться за Ваш счет, а будут поддерживать Вас.
диакон Илия Кокин
Здравствуйте, уважаемый батюшка! Мы с мужем планируем открыть небольшой продуктовый магазин, и, по моим убеждениям, торговать спиртными напитками - это грех. знакомые утверждают, что, по словам батюшки на церковном канале, продажа спиртных напитков грехом не является, грех их потреблять. Разрешите пожалуйста наши сомнения. Заранее большое спасибо!
Помогите, пожалуйста, советом. Не могу разобраться, что со мной происходит.
С Нового года меня как будто подменили. У меня очень тяжёлая работа в эмоциональном плане. Я работаю руководителем отдела по управлению проектами. А это как всегда нереальные сроки, на которые "подписывает" руководство. Деньги в организации всегда зажимают и наш "хозяин" не очень честен в этом отношении.
У меня достойная зарплата, благодаря моему вышестоящему начальнику, который был моим другом и тащил меня. Я всегда радел за своих сотрудников, пытался выбить у руководства для них какую-то финансовую мотивацию. В итоге так получилось, что я поругался со своим другом-начальником, он меня "демонизировал", что-то надумал себе и сказал, что работа - работой,
но больше у нас не будет никаких личных отношений. Так ещё он начал параллельно заниматься своим делом, не имеющим отношение к основной работе. И всех моих сотрудников позвал с собой, без меня. Я раза 4 предпринимал попытки поговорить, объяснял всё.
Он меня не слышит. В итоге я один против всего коллектива, сотрудники со мной не считаются и основная работа им не очень интересна. Так что приходится выбирать или "тащить" всё одному или относиться ко всему "халатно". А относится "халатно" я не люблю.
В итоге мой рабочий день превратился в "пересидеть" до вечера, радостно приехать домой, побыть час с семьёй и снова и снова и снова.
Уже полгода я нахожусь в состоянии какой-то депрессии, с утра трясучка. Всё плохо, ничего не получится и пр. Такое ощущение, что нервная система себя истощила и уже не может сопротивляться этим постоянным проблемам.
Т.к. 4 года я только и делаю, что решаю какие-то постоянно внезапно возникающие проблемы.
А может всё моё нутро говорит, что я не на том месте, на котором мне нужно быть.
Мне не хочется ничего, не хочется ездить на эту работу.
Но дома у меня жена, которая не работает и работать не собирается. У нас ребёнок и скоро родится ещё один.Я всё понимаю, уныние это плохо, грех жаловаться на свою жизнь, надо принимать всё как есть, радоваться тому, что у тебя есть, я и радуюсь, но хочется всё бросить и бежать без оглядки. Почему-то сил сопротивляться этому всему уже не осталось.
Наверное стоит выбрать или душевное спокойствие или высокооплачиваемую работу. Вместе не бывает.
У меня даже есть предложение, но я боюсь, что потеряю больше, чем приобрету, не очень доверяю человеку, который мне эту работу предложил.Может быть я по жизни сделал что-то не так, неправильно веду себя в Церкви и по отношению к окружающим.Я решил для себя ходить Причащаться раз в месяц, читаю все утренние и вечерние молитвы, молюсь Спиридону Тримифунтскому, Сергию Радонежскому, Матроне, использую свои
средства для помощи окружающим.
Вы правильно поступили, что стали свою проблему решать путем духовного совершенствования. Частым посещением храма и участием в таинствах Церкви Вы подготовите душу для принятия решения по поводу не только работы, но и всего уклада жизни.
Рабо́та - 1) ; 2) вид трудовой деятельности; 3) деятельность как источник доходов; 4) продукт труда.
Любовь к Богу достигается через любовь к ближнему. Это касается не только родственников, а всех, с кем мы соприкасаемся, в т. ч. на работе. Как известно, христиане не работают, христиане служат. Работа — это одна из форм служения Богу.
Что значит совершать любое дело ради Христа?
- Воспринимать любое дело, как порученное Самим Богом.
- Избегать греховных дел и занятий вне зависимости от их мирской выгоды.
- Молиться перед началом дела, в процессе его выполнения и после.
Может ли «светская» работа быть формой служения Богу?
Не исключает такого рода работу из области тех направлений трудовой деятельности, которые могут быть богоугодными и полезными для нравственного преуспеяния , на том только основании, что его работа, формально, носит светский характер.
Известно, что свёл основные Божьи заповеди к двум: о к и любви к (как к самому себе) (). Проявлять же любовь к Богу и ближнему можно не только служа в или при храме, но и работая, исполняя, казалось бы, сугубо светские обязанности. Разве, к примеру, верующий врач, писатель, поэт, историк, художник, защитник отечества, эколог не может прославлять Бога, проявлять любовь к ближнему, работая на своём месте, работая так, чтобы это бы угодно Богу? Очевидно, что может. Это можно назвать формой служения Богу. Вообще же говоря, таких видов «светской» работы - много.
Работа в Церкви
Многие люди, обратившиеся к Православию, начинают тяготиться «светской» работой. Это неудивительно, ведь устремления нецерковного общества все дальше от того, что приемлемо и ценно для христиан. К поиску работы «при храме» подталкивает и желание послужить Церкви. как работодатель - тема разговора, который мы начинаем в этом номере. Тут есть много вопросов. Например, распространено мнение, что в православных организациях эффективность работы ниже, чем в светских. Так ли это, а если так, то почему? Нужны ли и возможны ли «параллельные» светским православные структуры - больницы, школы, мастерские и пр.? Чем вообще работа в Церкви отличается от «светской»?
Мнения об этом настоятелей нескольких московских храмов узнал корреспондент «НС» Владимир Тоцкий. «Я бы на месте директоров давал объявления: ищу верующих сотрудников» Протоиерей - магистр богословия, доцент Московской духовной академии и профессор Свято-Тихоновского Богословского института, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Храм занимается издательской деятельностью. Выпускается приходской журнал «Киприановский источник», книги и брошюры богослужебного, житейского, научного содержания. При храме работает библиотека. Действует воскресная школа, где кроме Закона Божия преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам - иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская приходская газета. Каждое воскресенье собирается родительский клуб.
Особенностью приходской жизни стали крестные ходы к местным святыням, установление памятных крестов и молебны у них. - Отец Сергий, какие трудности у православного в светском обществе? - То, что неверующая среда нас окружает - это наша действительность. И не надо этого бояться. В раннем христианстве в Римской империи христиан окружали язычники. Верующие собирались ночью в катакомбах для богослужения, а днем работали. Надо уметь преодолевать эти трудности спокойно. Если над тобой смеются, ругают, плюют в спину - и такое было, - надо потерпеть. Трудности эти вполне переносимые. Это ведь не арестовывают, не сажают, как раньше. - Есть ли среди церковных организаций крупные работодатели? - Церковных организаций-работодателей у нас, видимо, очень мало. У нас нет и политических движений, связанных с Православием. Если есть патриоты, то они не всегда православные. Никто из правительства и Думы не сказал: «Я православный, верующий человек».
Может, только один Подберезкин. А между тем, будь я работодатель, то сделал бы то же самое, что сделал один немецкий юноша много лет назад. Он в одной газете дал объявление: «Ищу девушку христианского мировоззрения для создания семьи». И я бы на месте директора давал подобные объявления, мол, ищу верующих сотрудников… Я бы знал, что верующий человек меня не обманет, не украдет - он Бога боится. Мне известно от моего отца, что владыка занимал в Соловецком лагере должность казначея, т.е. выдавал зарплату офицерам НКВД, т.к. они сами себе не доверяли. Но они знали, что русский архиерей не украдет. Какие проблемы на церковной работе? Мало денег? Да. Искушения? Да, так как у нас бушуют страсти, здесь передовая, фронт, где постоянно нападают бесовские силы, и нам не всегда удается от них отбиваться. И в тоже время происходит какое-то чудо: денег нет, а храм восстанавливается. Жертвуют доски, кирпич, бетон. В храме свой особый курс валюты. Если мастер говорит, я в миру сделаю эту работу за столько-то, то для вас в три раза дешевле.
Потому что для Бога. Ведь даже стройматериал, простой кирпич ведет себя по-особенному в храме, в жилом доме, торговом заведении или, еще хуже, в увеселительном. Музейные работники, например, удивляются: старинные облачения, шитые золотом, хуже сохраняются, если висят на стенде, чем те, которые находятся в употреблении, в которых служат. - Ваше мнение о совмещении светской работы и работы в храме? - Таких прихожан мало. Сейчас человек, имеющий работу, так загружен, что сил идти еще куда-то просто нет. Сейчас в коммерческих структурах от работника требуют в десять раз больше, чем в советское время. Люди нам нужны, но мы еле сводим концы с концами. - Кто конкретно? - Делопроизводитель, человек по связям с общественными организациями, сторож, уборщицы… - А какие трудности испытывает настоятель храма, духовник, просто священник? - Я преподаю в Духовной академии и Свято-Тихоновском институте. Работаю в комиссии по канонизации Рязанской епархии, в Православной энциклопедии. О том, чтобы пойти в гости или просто погулять по улице, нет и речи. Современный батюшка похож на солдата, который сидит в разветвленном окопе и бегает от одного орудия к другому, заменяя собой целый взвод. А надо причащать, исповедовать больных, встретиться со школьниками, реставраторами, строителями, художниками… Раньше в таком режиме работал святой праведный Иоанн Кронштадский - теперь все наши батюшки. Но если вспомнить диалектику преподобного , мы живем в самое благоприятное время. Дивеевские монахини в жуткой нищете жили и однажды пожаловались батюшке Серафиму. Что он им ответил? Я, говорит, могу всю эту глину в золото превратить, но вам это будет не полезно. Вот вам и полезно концы с концами сводить. И буду молиться Богу, чтобы так оно и было. И у нас то же самое. Мы два года служили без отопления. Вода текла по стенам. А когда у человека много чего-то, он невольно развращается духовно. «В православной среде труд воспринимается как благословение Божие» Иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Храм занимается издательской деятельностью. При храме работает большой книжный магазин и иконная лавка. Неимущим выдаются книги для чтения. В магазине существует небольшой отдел постных продовольственных товаров. При храме создана иконописная мастерская. Действует воскресная школа для детей с библиотекой.
Недавно Святейший Патриарх Алексий II благословил иером. Сергия на строительство нового храма в Бибиреве. - С какими проблемами сталкивается пришедший работать в храм? - Мало денег - раз. Есть храмы и не бедные, но и в них, бывает, платят мало. В этом уже вина настоятеля. Нельзя держать работника в черном теле, у него тоже семья, дети есть. Вообще, люди должны жить достойно. Я не считаю, что Богу угодно, когда люди, строящие или восстанавливающие , живут в нищете. А кто платит достойно, я знаю, у того и работники есть, и средства Господь посылает. «Всякий трудящийся достоин пропитания» - говорит Священное Писание. Если платить достаточно, твой сотрудник не будет искать работы на стороне, а весь свой профессионализм и силы посвятит храму. Бывают случаи, когда человек не хочет брать зарплату. Я его просто заставляю, потому что бесплатно он будет работать до поры до времени. А деньги, которые ты человеку платишь, он же тебе их и заработает. И никогда не будет проблемы, где взять работника. - Какие профессии востребованы в храме? - Многие. Издательские работники, программисты, бухгалтера, экономисты. Экономика храма должна быть современной. Я считаю, что мы сами должны зарабатывать деньги. Это более правильно, чем ходить с протянутой рукой к людям нецерковным. Кто хочет помочь, сам принесет, чего у него просить. - Преимущества работы в церковной общине? - Круг единомышленников. Человек работает для Бога, для ближнего, для спасения своей души. Это все дает большое утешение. Потом возможность постоянно бывать на богослужении. Нужно выбирать для работы такой храм, где настоятель не посылает сотрудника во время богослужения бегать туда-сюда. У нас, к примеру, трапеза готовится с вечера. Потом, постоянное окормление и общение с духовником, возможность в праздник причаститься, что на светской работе бывает не всегда. - Батюшка, мне один считающий себя православным руководитель заявил, что в коммерческой организации верующий сотрудник - большая роскошь. То у него Пасха, то преполовение… Да и сослуживцев он «развращает» своим нежеланием заработать денег себе, а значит, и фирме. - Человек, работающий в храме, менее зависим от мира и его соблазнов. В общине всегда можно найти помощь, сочувствие. В храме ты служишь Богу, и это главное, так как человек для этого и рожден. Говорят, что в храме больше искушений? Просто в миру что-то за искушение не считается, а считается за обычную жизнь. А приходит человек из мира в храм и думает, что там ангелы…
Бывают, конечно, проблемы и со старостой, и с настоятелем. Надо потерпеть. Ведь не без промысла Божьего эти люди в храме оказались. - Нужны ли, как вам кажется, параллельные светским православные структуры и организации? - Думаю, нужны. Особенно школы и детские сады. В православных гимназиях тоже есть свои проблемы, но там хоть голову не оторвут и матом не ругаются открыто. В современной школе нормальный человек ни учить, ни учиться не может. Мне кажется, воскресные школы должны перерастать в православные гимназии. В больницах другое. Попадает верующий человек в светскую среду, на нем начинают «ездить»: поручают самое тяжелое, а платят меньше, пользуясь его безответностью. А он и за больным по-другому ухаживает, не просто как медик. Потому что спасение его души, а это для него главное, зависит от его отношения к больному. Преподобный сказал, что болящий и ухаживающий за ним получают одну награду. В православной среде труд воспринимается как благословение Божие, как радость, а не как необходимость зарабатывать деньги. Люди, которые понимают хотя бы немножко, что такое Православие, ценят верующих людей, стараются взять к себе на работу, назначить начальниками: на них положиться можно, они не станут обманывать, воровать, тянуть на себя одеяло. А когда целая фирма таких работников, то совсем замечательно - одна большая семья, некий монастырь в миру получается. Я знаю таких предпринимателей, которые берут к себе на работу только верующих людей. И я приветствую создание православных структур в любой области. Еще в 1989 году мне рассказал один офицер об эксперименте в армии. Собрали православных военнослужащих в один взвод. Тут же он стал самым первым по всем показателям.
Не было дедовщины - этого проклятия современной армии. Первые и в учебе, и в стрельбе, и в работе. Более сильные слабых подтягивали, учили, заботились. Любой православный человек, наверно, хочет или в монастырь уйти, или при храме работать. Но не всегда есть такая возможность. Надо развивать производство. Раньше монастыри России давали 20 процентов валового продукта сельского хозяйства. Думаю, и сейчас это возможно. «В большом приходе нужны люди и технических, и гуманитарных профессий» Протоиерей , настоятель храма Благовещения в Петровском парке, и.о. председателя отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. При храме Благовещения уже более десяти лет действует сестричество во имя св. прпмц. Елисаветы, три года - православный детский дом «Павлин». Есть своя гимназия, книжное издательство, выпускающее духовную и церковно-историческую литературу. Ежемесячно выходит приходская газета «Календарь». - Нужны ли и возможны ли, на ваш взгляд, параллельные светским православные структуры? - Безусловно. А что в этом плохого? Прихожанину легче и удобнее пойти к православному врачу, практикующему на территории храма. Я знаю, что уже есть при храмах даже зубоврачебные кабинеты. Я и сам не раз пользовался. Когда я плачу врачу, я знаю, что деньги пойдут его семье, его детям, но небольшая часть достанется храму, на ремонт крыши, ограды, а не будет переведена в какую-нибудь офшорную зону. Православные детские дома уже существуют. Роддом необходим, так как нельзя под одной крышей рожать и одновременно убивать неродившихся детей, как это бывает в госучреждении. - А в чем разница работы в миру и в храме? - Я буду говорить только о своем приходе. На мой взгляд, работа в миру отличается меньшей социальной защищенностью. Работник там зависит от каприза работодателя. Хозяин может разориться, предприятие закрыться. Но все эти негативные аспекты работы в миру компенсируются возможностью заработать больше. В храме работают в основном единомышленники, душевная атмосфера более благоприятная. Да и режим работы щадящий.
Плюс питание, фактически домашнее. Зарплата выплачивается без задержек. - Но при храме не все могут найти работу по специальности… - Мало кто из родителей готовит и воспитывает своих детей для работы в храме. Но в большом приходе, каким является наш, нужны люди и технических, и гуманитарных профессий, и даже военные. В воскресной школе нужны опытные педагоги. Издательские работники, журналисты, продавцы всегда найдут работу, т.к. сейчас почти каждый храм что-нибудь да издает. У нас ежемесячно выходит газета в 50 полос. Издаем книги: жития, молитвословы, просто редкие книги… Хорошие художники, иконописцы, реставраторы всегда желанны. Нужны в храме строители, маляры, штукатуры, сантехники, повара, водители (у нас есть свой гараж). Нужны музыканты, певчие. - Бытует мнение, что у работающих в храме много искушений. - Везде искушений достаточно. Разве в армии меньше искушений? А в милиции, а у водителя? Может быть, в храме каждая спичка видится бревном. По контрасту, так сказать. - Обычно в церковной структуре не просто проявлять инициативу, т.к. многие вопросы упираются в благословение настоятеля либо в отсутствие средств в казне храма. - В миру точно так же. И президенты зависят от принятого бюджета.
А возможности проявить инициативу предостаточно: вопросы катехизации, воскресная школа, восстановление храма… У нас создана в интернете крупнейшая в мире русская православная библиотека. Открывай, читай кто хочет. Правда, многие инициативы нуждаются в энтузиастах и не всегда могут вознаграждаться материально. - Но самая большая ценность, наверное, - это хороший работник, добросовестный, способный принимать решения, обязательный. Деньги на ремонт найти можно, а вот специалиста… - Дефицит кадров существует везде. Даже в правительстве. Но специалисту и платить нужно много. Команда у меня хорошая, но, будь у прихода средств побольше, я бы собрал более сильную команду. Не все прихожане способны пожертвовать своим благополучием и перейти на работу в храм.
Источник: Журнал «Нескучный сад»
В церковь - на работу?
Чтобы иметь возможность бывать в церкви не раз в неделю, а каждый день, постно питаться, беседовать с единоверцами «о духовном», некоторые новообращенные православные готовы даже оставить высокооплачиваемую работу и стать церковным певчим, чтецом, сторожем, уборщицей… Но принесет ли работа при храме пользу душе? Ведь в церкви - свои «искушения».
В одной из своих книг рассказывал о крестьянине, который любил приходить в храм и проводить в нем долгие часы. На расспросы, чем же он занимается все это время, крестьянин отвечал: я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. Для людей, с детства воспитанных в вере, пребывание в храме - на церковной службе или просто для молитвы - органичная часть жизни, но, пожалуй, только новоначальные испытывают от этого восторг, граничащий с евангельским «хорошо нам зде быти». С момента моего воцерковления прошло больше десяти лет, но я до сих пор помню, как не хотелось уходить из храма после службы, как тянуло зайти туда всякий раз, когда оказывалась рядом. Помню зависть - в хорошем смысле, если, конечно, зависть может быть в хорошем смысле, - ко всем «труждающимся»: певчим, свечницам, просфорницам, даже к церковному сторожу. Им-то уходить не надо, они «свои» в этом дивном мире, пахнущем воском и ладаном, в самой его сердцевине.
Наверняка у каждого неофита, пусть даже только в теории, возникала эта мысль: и я тоже хочу. Хочу работать для Бога - и для вот этого конкретного храма в том числе. Кстати, служащие в церкви стараются не называть свою работу работой. «Мы трудимся для Господа» - словно подчеркивая, что светская работа - это исключительно на благо своего кармана. Понятное дело, церковная зарплата (если она, конечно, есть) - это всего лишь скромное материальное приложение к духовной радости, но подход все равно странный. Практически любая работа делается для других людей, а все, что мы делаем для других добросовестно и с любовью, мы делаем для Господа. Так что я все-таки рискну назвать церковный труд работой. «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом» - эти слова псалма не только о духовном труде, но и о самом простом физическом. Как говорится, будьте осторожны в своих желаниях - они могут исполниться. Два года я преподавала в воскресной школе и семь лет пою на клиросе, так что приходскую жизнь знаю изнутри. И смело могу сказать: труд в храме, за исключением некоторых нюансов, практически ничем не отличается от любой другой работы. Более того, если брать в расчет духовную специфику этого труда, есть в нем нечто такое, что делает его не слишком полезным для незрелых и слабых душ.
И это не только мое мнение. Хорошо известен тот факт, что архимандрит не слишком охотно благословлял своих мирских духовных чад на приходское служение. Как представляет себе «внутренность» церковного мира человек, который только-только к нему прикоснулся? Примерно как некий филиал Царства Божия на земле. И это не совсем иллюзия, скорее, дело в так называемой призывающей благодати, знакомой каждому новоначальному. В это удивительное время мы без какого-либо усилия замечаем все хорошее и в упор не видим негатива - душа просто отталкивает его от себя. И нет бы продлить этот период - но так хочется углубиться в церковную среду, и мы даже не даем себе труда задуматься, что ближе к храму не обязательно означает быть ближе к Богу. Когда действительность не соответствует ожидаемому, это всегда неприятно и обидно. От обычной мирской работы никто не ждет неземных радостей. Она дает средства к существованию, позволяет общаться с людьми, а если к тому же доставляет удовольствие - чего еще желать. И даже если с работой что-то не так, ее всегда можно сменить, мир от этого не рухнет. Иное дело - церковь. Используя известное в православном рунете анонимное высказывание, «главная задача человека, увидевшего церковную жизнь изнутри, - сделать так, чтобы о ее содержании не узнали люди с деликатной душевной организацией». Неужели все так ужасно? Разумеется, нет.
Просто каждый желающий трудиться в храме должен отдавать себе отчет, насколько он способен бороться с тем, что церковные тетеньки, поджав губы, называют «искушением». Как это ни грустно, та часть Тела Христова, которую представляют собой живые люди, больна - потому что больны все мы, физически, душевно и духовно. Даже прославленные в лике святых при жизни были обычными людьми со своими недостатками, грехами, пороками, с которыми они более или менее успешно боролись. Вот и в церковь мы приносим свои мирские нестроения. Сможет ли новичок, окунувшийся в приходскую глубину, понять это, отбросить наносное, несвойственное настоящей духовной жизни - как мы принимаем любимого человека со всеми его недостатками? Или скажет, став в позу: «Нет, такая церковь мне не нужна, лучше уж «Бог-в-душе»? Первое, с чем сталкиваешься, придя трудиться в храм, - это то, что приход напоминает гигантскую коммунальную квартиру (особенно если это небольшой приход). В нем все обо всех всё знают. А что не знают - домыслят. Поначалу это даже радует, поскольку процесс превращения в «своего» невозможен без накопления внутренней информации. Знакомства, установление отношений, разговоры, все более откровенные… И в какой-то момент понимаешь, что лучше бы тебе всего этого не знать.
Даже если трапезной в храме нет, от разговоров этих все равно никуда не денешься - догонят и в притворе, и на лавочке. Многие верующие, часто посещающие храм, со временем замечают, что благоговение куда-то потихоньку уходит. Не то чтобы совсем равнодушие или какие-то кощунственно-циничные мысли (хотя бывает и такое), но нет уже того душевного жара и трепета, которые когда-то охватывали при первом же возгласе: «Благословенно Царство…». Рутинная молитвенная работа, которую лишь изредка взрывают настоящие живые чувства. А что тогда говорить о тех, кто в храме каждый или почти каждый день и во время службы действительно работает - чтобы служба могла совершаться? Ну, священника не будем трогать, а остальные? Певчие поют, чтецы читают, свечницы за подсвечниками следят, работницы свечной лавки записки принимают. Когда им молиться? Особенно певчие часто жалуются: какая молитва, попасть бы в ноты, вот пойду в другой храм, там и помолюсь. Хорошо, если батюшка объяснит, что молитва бывает не только словесная, но и делом. Помогаешь другим молиться, - значит, и сам молишься. А бывает и обратный вариант. Я тут пою (читаю, подсвечник чищу), мне законы не писаны. И уже можно во время службы посидеть, поболтать, журнальчик полистать, выйти покурить на Шестопсалмии. В певческих группах и сообществах очень популярен список из множества пунктов «Как развлечь себя во время службы» - эдакие вредные советы в духе Остера. Это, говорят, наш здоровый профессиональный цинизм, забывая, что профессиональный цинизм в принципе не бывает здоровым - это просто психологическая защита от перегрузок.
Интересно, от чего надо защищаться на клиросе? Из «мне законы не писаны» логично вытекает пренебрежительное отношение храмовых служащих к «простым» прихожанам. Или, как их зачастую называют, к «народу». На вас никогда не орали церковные уборщицы за плохо вытертые ноги? Вас не выгоняли из храма за нарушенный дресс-код? Это еще что, вы бы послушали, как отзываются о вашем пении «мимо кассы» на клиросе, когда вы старательно выводите: «…И жизни будущаго века, аминь». А еще - хихикают над вашими вербочками и березками, над обмотанными поверх брюк платками, над любым вашим промахом. «Ох, тут одна меня сегодня спросила… просто умора!» И когда певчие цепочкой выбегают на помазание, далеко не все из них сознают, что без очереди их пропускают вовсе не потому, что они высшая каста, а лишь потому, что им сейчас надо петь следующий ирмос. Нельзя не сказать и о еще одном моменте, мистическом. Особенно это касается все того же клироса, который не зря называют церковным передним краем борьбы. Случается такое, что умный, милый, спокойный человек вдруг ни с того ни с сего ведет себя так, словно его муха укусила, а потом и сам не может понять, что на него нашло, почему сорвался, нагрубил, обиделся на невинное замечание. Да-да, именно оно - то самое пресловутое «искушение», с которым зачастую не удается справиться. И сам грешишь, и других вводишь в соблазн осуждения: так вот ты какой, цветочек аленький! Рано или поздно проблемы отношений возникают на любом, даже очень дружном клиросе, да и не только на клиросе.
Ну и под конец на «неприличную» тему - денежную. В плане разрушения иллюзий она, пожалуй, самая действенная. Воистину, блажен тот, кто не получает в храме зарплату и вообще никак не сталкивается с этой стороной церковного бытия. Но это практически невозможно. Даже в самом бедном или, напротив, благополучном с точки зрения перераспределения денежных потоков храме всегда найдутся недовольные и завистливые, да еще и с длинными языками. «То ли он украл, то ли у него украли…» Одни жалуются, что зарплата маленькая, другие с подозрением смотрят на батюшкину новую машину или матушкино новое пальто. «Я на ремонт жертвовал, ремонта как не было, так и нет, а обновки - вот они». Ну, а где же плюсы работы в храме, почему о них ни слова? Да потому что это очевидно и можно описать кратко. Еще раз вернусь к истории, рассказанной владыкой Антонием. Храм - дом Божий. Я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. А решать, трудиться в храме или нет, - вам и вашему духовнику. Бог в помощь. Комментирует протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы при Московском университете: - Сразу по двум соображениям я не рекомендовал бы этого делать новообращенному христианину (устраиваться на работу в храм - прим. ред.) Во-первых, потому что немногие из нас приходят в Церковь с такой мерой покаяния, изменения своей личной жизни, какая, например, была у преподобной Марии Египетской и других великих святых. Мы от каких-то грубых грехов пытаемся отстать, но еще почти ничего в Церкви не умеем.
А главное в Церкви - это молитва и Богообщение. Человеку же, в этом пока не укорененному, опыта молитвы и Богообщения не имеющему, очень легко подменить главное чем-то земным, что у него неплохо может получаться. Он может быть неплохим профессионалом по компьютерам, это пригодится в храме. Он может быть хорошим организатором по характеру и стать помощником при походах и паломнических поездках. Он может быть хорошим хозяйственником, его привлекут в помощники старосты. И это второстепенное человек может начать воспринимать свою деятельность как церковную жизнь, как-то, чем прежде всего нужно заниматься. И произойдет такая аберрация, искажение духовного зрения. Это первая причина, по которой нужно посоветовать полгода, год, полтора года просто ходить в храм, молиться, привыкать к ритму богослужения, поста, личного молитвенного правила. Покаянию учиться.
А потом уже потихонечку, шаг за шагом, начинать прилепляться к каким-то внешним видам церковной активности. Второе. Церковь в некотором смысле сообщество святых, но в некотором, как говорил преподобный , толпа кающихся грешников. И если новоначальный церковный человек слишком рано, не будучи в главном в церковной жизни укоренен, увидит немощи воцерковленных людей, о которых он часто со стороны думает как о том самом сообществе святых, включая и священнослужителей, которые могут оказаться вовсе не идеальными, то для него это может оказаться непросто переносимым соблазном. Когда-то, несколько лет спустя, когда все по-другому уже будет восприниматься, это и проблемой-то может не стать. А тут чуть ли не до ухода из Церкви можно дойти. Поэтому я бы не советовал слишком рано включаться в церковную работу и внешнюю церковную активность. Пусть человек сначала почувствует себя в Церкви дома, а потом уже займется внешними трудами.
Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Выберите ответ:
Все ответы священников
Иосиф (Королев), иеромонах
Лазарь (Антипенко), иеромонах
Роман (Кропотов), иеромонах
Фотий (Мочалов), иеромонах
Вопрос (Елена) 20 февраля 2016г. Батюшка,добрый день! как пережить нападки от завистливых людей на работе,в своем коллективе,постоянно кости перемывают за спиной,я за них молюсь,но сдержаться сложно,подставить пытаются по работе. Спаси Господи!
Делай, что должен и пусть будет, что будет. Молитесь.
Вопрос (АЛЕКСЕЙ) 20 февраля 2016г. Здравствуйте, отец Роман! Недавно мой сотрудник-смежник сделал ошибку в работе и передал её мне, для того, чтобы я выполнил свою часть работы. Тонкостей его специальности я не знаю, и потому, ошибки не увидел. Однако, начальница наорала на меня, оскорбив при этом. Я начал оправдываться, она ещё больше возмутилась, из-за того, что я не признаю её обвинений (несправедливых в данной ситуации) в свой адрес. Прав ли был я, когда оправдывался, или нужно было стерпеть? Она вообще при любом случае отыгрывается на мне из-за своего предвзятого отношения ко мне, это я заметил с первых дней своего появления в этой организации, к другим сотрудникам она относится куда лучше. Её нападки я считаю несправедливыми, потому что я один, не имея помощника, веду 5-6 направлений в своей работе. Она при всём при этом ставит неоправданно жёсткие сроки выполнения, лишая меня выходных и отпусков. Сменить работу не имею возможности, да и работу свою люблю, стаж у меня большой. Однако я не железный, устаю, срываюсь на домашних.Недавно к нам устроился её заместитель, которого она настрополяет против меня. Он стал покрикивать на меня, задевая при этом. Он говорит её фразами, копирует её манеру общения, хотя раньше относился ко мне иначе. Посоветуйте, как мне быть в данной ситуации, как правильно вести себя? Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Оправдываться можно, но разумно, то есть не переходя на ругань и ор. Если не услышали, значит молиться и оставить ситуацию Богу. Как говорил старец Паисий, Божия правда рано или поздно восторжествует. Может немного замедлит, но не бывает, чтобы не восторжествовала.
Вопрос (Людмила) 16 февраля 2016г. Отец Роман, здравствуйте. К вопросу о несправедливости: работаю в МАУ, учредитель администрация района. Администрация договорилась с банком о продвижении услуг, и теперь обязывает не только своих сотрудников, но и все муниципальные учреждения перейти на получение зарплаты в этот банк. Мой банк меня вполне устраивает и переходить не хочу, тем более трудовой и гражданский кодексы это позволяют, но глава собирает списки тех, кто не подал заявления на переход, со словами, что эти люди могут искать новое место работы. Сопротивление чревато. А переходить на таких условиях противно. Да и в деньгах потеряю на комиссиях банка. Что делать в таком случае - сопротивляться до последнего или перейти и терпеть связанные с этим неудобства?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Не могу ничего сказать. Решайте.
Вопрос (Наталия) 6 февраля 2016г. Здравствуйте, отец Роман! Благословите! У нас на работе есть одна сотрудница, небольшой начальник, которая несправедливо всех "достала" рабочими моментами её не касающимися, очень многих доводила до слез. Многие сослуживцы согласны пожаловаться начальству. Последнее приедет на днях с главного корпуса для разговора с каждым сотрудником инкогнито, и каждый сможет высказать свои жалобы, пожелания. Стоит ли не молчать и " заложить" сотрудницу, или это, с православной точки зрения,не хорошо. И как поступить в такой ситуации? Спаси Вас Господи. Спасибо Вам за ваши ответы и советы.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) По-вашему это называется "заложить"? А согласно ТК РФ это называется - жалоба, которую подчиненный может подать даже на своего работодателя. С Православием это не нужно смешивать. Православному запрещается действовать противозаконно, но если все по закону, то все нормально.
Вопрос (Елена) 29 января 2016г. Здравствуйте Батюшка. Храни Вас Бог. Подскажите такой вопрос. У меня есть основная специальность по которой я работаю. Это хорошая стабильная работа, но я не раскрываюсь в ней так, как бы мне хотелось. наверное не совсем талант у меня к этому есть. С недавнего времени я начала прислушиваться к себе и задумываться, что мне еще интересно и, что получается у меня наиболее хорошо. Я заметила, что у меня получается одевать других людей (подбирать одежду), удается дизайн одежды, и т.д. Я думаю я могла бы преуспеть в этом, но с недавнего времени мне кажется, что такая профессия развивает в человеке сребролюбие, а я и так этим грешна сверх меры. Человек в сфере моды наверное сильно зациклен на внешней оболочке. Подскажите может ли быть такая профессия угодной Богу? И еще подскажите пожалуйста такой вопрос, может ли молодая незамужняя девушка красиво одеваться? Или это желание выделиться, а значит гордыня?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
С выбором профессии нужно определяться заранее, а не после того, как уже всё окончено, макулатура получена и теперь мы думаем, а угодно ли это Богу? Я думаю, любую профессию можно обратить на служение Богу. Но если у человека это не получается, если оболочка действительно берет верх над содержанием, а увлечение внешностью формирует эго и прочие страсти, то стоит задуматься - а оно мне надо?
Все хорошо в меру. Опрятность в одежде обязательно должна быть. Поэтому не только незамужним девушкам, но и всем христианам можно одеваться прилично. Вы говорите "красиво", но что значит "красиво"? У каждого свое представление о красоте, которое, в том числе, опирается на его достаток. Для жены генерального директора какого-ниб. предприятия понятие "одеться красиво" уместится в несколько десятков тысяч долларов. Для жены заводского рабочего "одеться красиво" обойдется значительно дешевле. Все познаётся в сравнении и в необходимости. Есть ли необходимость одеваться дорого? Как правило нет. Люди практичные находят компромисс между красотой и долговечностью одежды. Я тоже ценю в одежде не столько красоту, сколько ее долговечность и практичность. Не одежда определяет наши желания, а наши желания и самоцен одежду. Вполне можно носить красивую одежду и не думать об этом. Но тому, кто только об этом и думает, лучше одеваться попроще.
Вопрос (Роман) 25 января 2016г. Здравствуйте, мне предложили людям рекомендовать ночной клуб для отдыха. За каждого кто придет через мою рекомендацию готовы платить наличными. Мне кажеться я буду способствовать разложению людей хотя если человек захочет он все равно пойдет? Аморален ли такой заработок?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) А вы-то сами как думаете? Уже тот факт, что вы решили спросить об этом у священника должен навести вас на мысль о сомнительности данного предприятия. Пойти-то они пойдут, но ваша душа не должна участвовать в чужих грехах. Отвечайте за себя, а остальные будут отвечать за себя.
Вопрос (Вера) 13 января 2016г. Добрый день,Батюшка. Подскажите, грешно ли работать торговым представителем в табачной компании? Хочу устроиться в крупную фирму... Условия хорошие,зарплата..Все как я хотела. Хороший шанс пройти по "карьерной лестнице". По идее я же не производитель данной продукции? Все равно продавать то кто то будет... Или все же это - грех?..
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если ваша совесть и ваш духовник вам разрешают, то можно.
Вопрос (Сергей) 11 января 2016г. Здравствуйте, Отец Роман. Помогите пожалуйста понять. Я одолжил денег одному человеку, но он не вернул их в срок, возможно, и не вернёт вовсе. В молитве "Отче наш" есть слова "прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим". Как быть в данной ситуации - если я прощу ему долг, с одной стороны я сделаю добро по отношению к должнику, но, с другой стороны лишусь денег, в которых нуждается моя семья...не сделаю ли я им (моим близким) данным поступком вреда? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Как удобно получается, да? Можно постоянно тыкать христианам молитвой "Отче наш" и использовать их послушных и наивных. Но долг платежом красен, и требовать возврата долга не запрещается. Другое дело, что устраивать 90-е своим должникам мы не можем. А потому напомнив какое-то количество раз и не увидев понимания, остается предоставить должников суду Божию.
Вопрос (Ирина) 4 января 2016г. Благословите, отец Роман.Получается так что 6 и 7 января я работаю с 8 до 21 часа на работе.Я воцерковилась год назад, стараюсь жить духовной жизнью, меняюсь, работаю над собой.Соблюдаю посты и очень расстроена тем что не могу пойти на ночную службу и утреннюю.Подскажите как мне быть в этой ситуации.Спаси Вас Господи
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Как можете, так и будьте. Можете подмениться, подменитесь, не сможете, значит служите Богу на том месте, куда призваны.
Вопрос (Георгий) 7 декабря 2015г. Р. Роман. На работе, в коммерческой организации, приходится общаться в основном с невоцерковленными и не православными людьми. Для них главное в жизни - это деньги, их накапливание. Как быть и жить православному христианину среди неверующих? В чем смысл общения с ними? (кроме необходимости ходить на работу для выживания)..если бы не необходимость зарабатывать, то мы с этими людьми не общались бы, у нас нет общих интересов и т.д. мы объективно духовно чуждые друг ко другу...выполнять какую-то миссионерскую миссию кажется совсем невозможным а возможно и не нужным. Возникает ощущение, что теряем время вместе, по крайней мере, я теряю время с ними. Зачем это нужно?.. у меня возникает раздражение. Как с этим бороться? Спаси Бог
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Православному среди неверующих нужно оставаться самим собой, постоянно имея в памяти слова апостола - худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33). Скрыть свое благочестие (веру) у такого вряд ли получится, а потому не нужно пугаться вопросов, но быть "всегда готовому всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3:15). Никто не заставляет вас лезть к ним в души со своей верой. Более того, этого и не нужно делать. Но если спросят, ответить с простотой. Также быть готовому к провокациям и троллингу, уметь отличать искренно интересующихся от тех, кому с вас "поржать охота". Бисер перед такими сыпать нечего. Не забывайте - это школа для вас, где вам предстоит научиться блюсти свою совесть, побеждать гнев, терпеть невежество, быть духовным адамантом, который не могут поколебать никакие греховные волны. Если же эти волны вас колеблют, тогда решайте что для вас важнее - ваша душа или работа.
Вопрос читателя:
Добрый день! Работаю в коллективе и не могу найти общий язык с людьми. Уже приходит мысль, что, наверное, я что-то сама делаю неправильно. Новый руководитель обвинила меня в том, что я специально ухожу на больничный с ребёнком и отлыниваю от работы. Я стараюсь работать так, как считаю правильным и справедливым. Конечно, маленький ребенок болеет и мне необходимо ухаживать за ним. Попыталась объяснить ситуацию, но получила в ответ ещё кучу обвинений. Теперь не здоровается со мной.
Если мне что-то не нравится и возникают вопросы, стараюсь об этом сказать и все решить. Конечно же, не ругаясь, но почему-то мою точку зрения не всегда принимают позитивно, и это приносит отчуждение, хотя я стараюсь никого не обижать. А самое страшное, что мне абсолютно не хочется налаживать отношения с коллективом, где я работаю. Мне кажется, что эти люди мне чужды. Как же мне быть? Хотя я стараюсь себя успокаивать, но в душе переживаю, что люди обо мне плохого мнения.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая читательница, Ваша ситуация - одна из тех, которую невозможно решить по интернету, тут Вам нужно приходить и лично разговаривать со священником и с психологом, потому что одного только письма недостаточно, требуется серьезный разговор и серьезная работа над собой. Не в смысле, что Вы хуже кого-то, а в том плане, что, поскольку Вам плохо и неуютно, значит, нужно что-то менять в себе или в отношении к происходящему. А это лучше делать под руководством священника и психолога. Я бы сейчас обратил внимание на то, что Вас чересчур заботит мнение окружающих. Не надо. Разберитесь, почему оно для Вас так важно, чего Вы ждете от коллектива, помимо эффективного профессионального взаимодействия и почему Вы ждете этого в коллективе, хотя, в принципе, этого следовало бы искать в семье, у родственников, друзей и так далее.
Так что приходите в храм и обращайтесь к специалисту, это должно очень помочь.
В качестве рекомендации могу вам посоветовать обратиться за помощью в Центр кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва), он находится рядом с метро «Семеновская». Здесь служат высокопрофессиональные православные психологи, которые помогли уже тысячам людей.
Помощь оказывается взрослым и детям, членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам.
Если у Вас тяжелое материальное положение, то это ни в коем случае не должно Вас останавливать в получении психологической помощи в Центре. Пожертвования центру определяются только вашими возможностями и благодарностью. Оказание помощи в Центре никак не связано с суммой пожертвования (или его полного отсутствия) .