Идеология и международный терроризм эссе написать. Международный терроризм, которого не существует
В настоящее время уже не вызывает сомнения тезис, что одними силовыми методами победить терроризм невозможно. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации общегосударственная система противодействия терроризму ориентирована, в первую очередь, на приоритет мер предупреждения террористических проявлений, что нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии терроризму» и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. На взгляд автора, проблема противодействия идеологии терроризма в последнее десятилетие приобретает первостепенное значение.
Несомненно, что для успешного решения этой задачи необходимо ответить на два вопроса: «Почему идеология терроризма находит благодатную почву?» и «Что можно ей противопоставить?».
Понимая, что ни одна страна мира не способна защитить себя исключительно военными средствами, лидеры международного терроризма все большее значение придают идеологической подоплеке своих действий, выражающейся, прежде всего, в религиозной риторике. Фактически они пытаются скрыть под красивой оберткой неприглядную сущность терроризма. Кроме романтизации образа террориста, конечно, преследуются и вполне практичные цели: пополнение своих рядов за счет рекрутинга новых членов, привлечение на свою сторону колеблющихся и сочувствующих, увеличение объемов финансирования террористической деятельности.
Успехи стран антитеррористической коалиции в последнее время нанесли ощутимый урон международному терроризму. Восполняя кадровые и финансовые потери, международные террористические организации стараются привлечь новых сторонников. Их лидеры понимают, что сделать это можно только при наличии действенной идеологии, учитывающей особенности потенциальной аудитории, постоянно адаптируемой к требованиям современности, т. е. работающей в условиях активного противодействия специальных служб и правоохранительных органов государств антитеррористической коалиции.
Меняющийся мир обусловливает трансформацию террористической идеологии, которая прошла длинный эволюционный путь:
Объявление:
Малый джихад, заключающийся в оборонительной борьбе с захватчиками («неверными»);
. идеология Салафи — создание исламского государства согласно предписаниям спутников пророка;
. Дава (призыв в ислам): мирный прозелитизм в 1920-е годы;
. салафийский джихад, т. е. насильственное свержение вероотступнического «мусульманского» правителя («ближнего врага») в 1960-е-1970-е годы;
. мировой салафийский джихад, преследующий цель нанесения удара по Западу («дальнему врагу»), поддерживающему «ближнего врага» в середине 1990-х годов.
Сегодня, стремясь расширить свою «аудиторию», охватить как можно большее число потенциальных сторонников, террористами используется идеология «глобального джихада». Она объясняет ход мировых событий якобы существованием заговора против исламской цивилизации и преподносит терроризм как средство защиты мусульманских ценностей. К пропаганде этих идей привлекаются различные неправительственные организации и благотворительные фонды, авторитетные теологические центры, локальные религиозные кружки.
В последнее десятилетие претерпели значительные изменения тактика террористов и методы ведения пропагандистской работы. В эпоху информационной глобализации все больше внимания уделяется использованию сети Интернет для популяризации террористической идеологии. Сейчас террористы проводят громкие акции не только для того, чтобы достичь максимального количества жертв, а скорее — для демонстрации неэффективности контртеррористической деятельности мирового сообщества.
Лидеры «Аль-Каиды» регулярно выступают с аудио и видеообращениями, используя для этого средства массовой информации, в первую очередь, Интернет. Анализ аудиообращений У. Бен-Ладена от 19 и 20 марта и А. Аль-Завахири от 24 марта 2008 года показывает, что они пытались извлечь выгоду из эскалации напряженности в Ираке, израильско-палестинского конфликта, а также из противоречий вокруг публикаций в Дании карикатур на пророка Мухаммеда и планов показа в Нидерландах антиисламского фильма голландского политика Г. Вильдерса.
Например, публикация в феврале 2006 года в небольшой датской газете «Jyllands-Posten» (Юландс Постен), тираж которой всего 150 тыс. экземпляров, карикатур на пророка Мухаммеда спровоцировала глобальные экстремистские последствия во всем мире: массовые выступления в десятках государств, погромы дипломатических миссий ряда европейских стран и США, бойкот западных товаров, напряжение в международных отношениях.
В феврале 2008 года датская полиция арестовала двух тунисцев и одного гражданина Дании, выходца из Марокко, по подозрению в заговоре в целях убийства одного из авторов карикатур. 17 датских газет в знак солидарности с художником вновь поместили эти карикатуры на своих страницах, что вызвало очередную волну протестов со стороны мусульманских общин в различных странах мира.
20 марта 2008 года У. Бен Ладен в своем радиообращении к правительствам западных государств заявил, что, «если у вас нет ограничений на свободу слова, то вы должны быть готовы к свободе наших действий». Кроме того, он подчеркнул, что, если власти Дании не извинятся за «оскорбление пророка», они должны быть готовы к «возмездию».
Позже на нескольких исламских web-сайтах появилось высказывание, приписываемое М. Абу аль-Язиду, одному из руководителей организации «Аль-Каиды» в Афганистане, в котором он объявил о своей ответственности за организацию теракта у посольства Дании в Исламабаде 2 июня 2008 года, когда в результате взрыва погибли 6 человек4. По его словам, данное террористическое нападение является ответом на публикацию датскими газетами карикатур на пророка Мухаммеда и предупреждением другим странам.
Усиливается тенденция использования террористами средств массовой информации в информационно-пропагандистской работе. Так, в последнее время экспертами отмечается некоторое «соперничество» между афганскими и иракскими экстремистами. Если в прошлом лидеры талибов отличались неприязнью к СМИ, то сегодня они стремятся максимально «осветить» в них действия подконтрольных им отрядов, конкурируя в этой сфере с иракскими боевиками. Используя события типа «случаи истязания заключенных в Ираке» террористические организации спекулируют на религиозных чувствах мусульман, настраивая их против Запада и получая поддержку среди местного населения.
С конца 2006 года представители международного терроризма активизировали использование электронных средств массовой информации, в особенности Интернет-сайтов, ориентированных на аудиторию стран мусульманского мира, США и Западной Европы. В сети Интернет, не затрачивая больших финансовых средств, террористические группировки имеют возможность не только для обмена оперативной информацией, теоретической подготовки своих сторонников, рекрутинга новых членов, но и для пропаганды своих идей.
Таким образом, используя электронные средства массовой информации лидеры международного терроризма, по сути, развязали информационную войну, навязывая свои идеи и оценки ситуации, активно втягивая в террористическую деятельность молодежь, увеличивая количество своих сторонников.
Отмечается значительное усиление экстремистской пропаганды среди заключенных, а также в среде эмигрантов из мусульманских стран. Это объясняется тем, что лица с криминальным прошлым, с одной стороны, чувствуют себя «обиженными» на государство, а с другой — сравнительно легко готовы пойти на нарушение закона. Социальное и правовое неравенство и худшее материальное положение мусульманских иммигрантов, по сравнению с коренными гражданами европейских стран является благодатной почвой для экстремистских идей.
Другим направлением деятельности по распространению идей исламского фундаментализма и «глобального джихада» является организация сети нелегальных медресе, лицеев-интернатов по типу религиозных сект, которые используются для распространения исламизма в мире посредством системы образования. К финансированию сети нередко привлекаются зарубежные источники, преподавание ведется с привлечением международных специалистов, учащиеся подвергаются психологической обработке. В результате обучение и подготовка молодежи формирует ресурсную базу организаций экстремистской и террористической направленности, а в конечном счете направлена на изменение светского государственного строя.
Известный идеолог всемирного радикального ислама Абу Мусаб ас-Сури в январе 2005 года опубликовал трактат под названием «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», в котором приводит собственное стратегическое видение вселенской борьбы5. В трактате ас-Сури призывает к дальнейшей децентрализации движения джихада и настаивает на упразднении организационного аспекта, провозглашая принцип «система, но не организация» (Низам! Ля танзим!). Он вводит метод «индивидуализации джихада», который обеспечит гибкость при проведении террористических акций. Ас-Сури также говорит, что применение ядерного, химического или биологического оружия остается сложной, но выполнимой задачей. По его мнению, «муджахеды должны получить это оружие любым путем, сотрудничая с кем угодно, у кого оно уже есть».
Усилия идеологов международного терроризма не остаются напрасными, напротив, они находят живой отклик среди определенной части мусульман. По мнению исследователей и политиков причин этому много — от всеобщей глобализации в мире до социального и правового неравенства мусульманских иммигрантов в Европе. Озлобление и протест мусульманского населения усиливается из-за участия ряда европейских государств в совместных с США военных операциях в Ираке, Афганистане и отдельных странах Африки. Так, лидер иракской группировки, тесно связанной с «Аль-Каидой», Абу Омар аль-Багдади в апреле 2007 года заявил, что если Афганистан был «школой террора», то Ирак стал «университетом, где проходит обучение наибольшее число воинов джихада за всю историю».
По мнению автора, для эффективного противодействия идеологии международных террористических организаций следует усилить контрпропагандистскую работу, вплоть до организации информационной войны с террористами и создания специализированных подразделений в антитеррористических структурах государств. Необходимо активизировать международное антитеррористическое сотрудничество, направленное на введение законодательных запретов на распространение информации экстремистского и террористического характера.
В ходе информационной войны следует использовать термин «терроризм» без привязки к религиозным, национальным либо культурным аспектам. Нельзя давать экстремистам возможность использовать религиозные идеи для оправдания своих насильственных действий. Следует шире привлекать к проводимым мероприятиям специалистов, хорошо разбирающихся в идеологии религиозного экстремизма, авторитетных представителей умеренного ислама с целью нейтрализации аргументов апологетов радикальной идеологии.
Необходимо уделять больше внимания противодействию идеологии терроризма, привлекая для этого потенциал творческих и научных кругов, национальных диаспор, официально действующих религиозных объединений всех конфессий, в полной мере использовать ресурс средств массовой информации в антитеррористической пропаганде. В то же время, нужно выработать четкие правила поведения представителей СМИ в случае совершения террористических актов, так как телерепортажи с откровенными сценами последствий терактов могут быть на руку террористам. В связи с этим особое значение приобретает согласование единой политики в отношении электронных средств массовой информации, в частности в сфере лицензирования и контроля за их деятельностью.
Терроризм - это то слово, которое вызывает ужас, страх и одновременно сочувствие. Вспоминая кадры террористических актов, передаваемых по телевидению смесь чувств переполняет. К совершившему это преступления, а, точнее, ужасный поступок возникает два противоречивых отношения. Это: жалость и ненависть. Первое чувство возникает вследствие осознания того, что этот человек всего лишь пешка и за террористическими актами стоит множество людей. Второе - потому, что он все-таки это совершил и не с намеченной для него траектории. Но как говорят, со стороны хорошо судить, а вот если бы вся горесть коснулась, то мнение было совершенно другое.
Проблемы терроризма - как фактора, оказывающего давление на общество
Терроризм - это прежде всего проблема не одной страны, а всего мирового сообщества. Так как террористические акты гремят по всему миру. Вследствие них гибнет множество людей, страдают многие семьи, а также инфраструктура городов. Но искоренение терроризма это очень сложная задача и пока что в мире есть преступность - она становится практически не решаемой. Так как основное доход террористов - это на подпольном рынке оружия и наркотических средств.
Еще одной значимой проблемой терроризма является привлечения к этой деятельности детей. Их с самого рождения готовят к их миссии. Ни для кого не секрет, что под меньшее подозрение попадает ребенок, поэтому ему легче проникнуть, ведь досмотр на вокзалах в основном ведется за взрослыми.
Борьба с глобальной проблемой - терроризмом
В современном мире ведется ожесточенная борьба с террористическими организациями, чтобы добиться успехов в которой, применяется множество методов. Борьба только при помощи боевых действий не даст желаемого результата, ведь если уничтожить одну экстремистскую группировку, на ее месте образуется другая. Поэтому против террористов используются как политические, так экономические и информационные методы. Создание определенных подразделений, деятельность которых объединяет в себе борьбу с террористами и преступниками. Одной из таких известных организаций является Интерпол (Интернациональная ). С политической точки зрения можно отметить внедрение законопроектов ограничивающих или запрещающих носить оружие. Информационные методы - это прежде всего антитеррористическая пропаганда, ведь не зря по телевизору, в интернете и газетах терроризм представлен во всех красках.
Терроризм - это страшнейшее проявление экстремизма, которое не оставляет большинство равнодушными.
Терроризм, во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, только подтверждает актуальность работы.
Уже к концу ХХ в. международная преступность приобрела глобальный характер. Международные криминальные организации усилили свои позиции как вследствие усилившихся миграционных потоков, большей открытости государственных границ, развития информационных технологий, облегчающих координацию криминальных организаций и усложняющих контроль со стороны властей, так и вследствие нерешенной проблемы бедности, нескоординированности законодательств различных стран, слабости и коррумпированности отдельных правительств.
В резолюции Всемирной конференции по организованной транснациональной преступности, проходившей в Неаполе в 1994 г., указывается десять основных угроз, исходящих от международной преступности: суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, национальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения .
В ХXI в. особенную актуальность приобретает такая разновидность международной преступности, как мировой терроризм. Во всеуслышание об этой проблеме заговорили после террористических актов 11 сентября 2001 г. в США.
Среди многочисленных причин, порождающих мировой терроризм, следует упомянуть формирование «однополярного» мира в последнее десятилетие ХХ в., где в качестве господствующей державы стали воспринимать США и соответственно возлагать на них ответственность за неравномерное экономическое развитие других стран. Глобализация, несущая с собой западные ценности, также способствует росту националистических настроений, вызывая отторжение у сторонников традиционных взглядов. Явление мирового терроризма сегодня также связывают с явлением «асимметричных войн», где, с одной стороны, имеет место продолжение политики глобализации военными средствами, с другой - сопротивление в виде террористических актов, приводящих к гибели мирных жителей. Современный мир перенасыщен различными видами оружия массового поражения (ядерным, химическим, биологическим), поэтому возможность попадания такого оружия в руки террористов представляет собой угрозу глобального масштаба.
Глава 1. Глобальные проблемы современности
1.1. Сущность глобальных проблем Происхождение понятия
Понятие «глобальные проблемы современности» получило широкое распространение с конца 60-х - начала 70-х годов, заняв с тех пор видное место в научном и политическом лексиконе и прочно закрепившись в массовом сознании. Зачастую оно используется и как модный термин, применяемый к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Такое случается, если отождествляют «свое» и «общемировое» (например, имея в виду социальные проблемы какой-либо отдельной страны, именуют их глобальными).
В философии эта задача решается путем выделения соответствующих критериев, по которым та или иная проблема определяется как глобальная и тем самым отделяется от множества других, которые таковыми не являются.
Этимологически термин «глобальный» происходит от лат. globus - земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, т.е. те, которые носят общечеловеческий характер, принято называть глобальными. Они оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, являясь мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Их решение предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества .
Проблемы различных уровней
Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но проявляются и на уровне его регионов, и даже от дельных стран, в научной литературе наряду с признанием их общечеловеческой значимости проводится также и их отличие от проблем частных, локальных, региональных, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже. Рассматривая проблемы различного уровня как конкретное выражение философских категорий «общее», «особенное» и «единичное», их обычно интерпретируют таким образом, что частные проблемы выступают как единичные, локальные и региональные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход задает и основной критерий, который лежит в основе выделения названных проблем. Он именуется географическим, так как выражает пространственный масштаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют место те или иные проблемы.
Отсюда частными проблемами именуются те, которые относятся к какой-то конкретной сфере деятельности государства, отдельным населенным пунктам или небольшим природным объектам.
Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные социальные конфликты и т.п.
Понятие «локальный» относится к проблемам более высокого порядка, когда дело касается отдельных стран, либо значительных территорий наиболее крупных из них. Речь идет, как правило, о сильных землетрясениях, крупнейших наводнениях или, например, гражданской войне в небольшом государстве.
Региональные проблемы затрагивают уже тот круг актуальных вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира, либо в достаточно крупных государствах. Примерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия со всеми ее последствиями или климатические изменения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств. «Катастрофой века» явилась, например, засуха 1968 г. в зоне Сахеля, охватившая 18 государств африканского континента, когда от голода погибло более 250 тыс. человек, около 18 млн. голов скота, возникли эпидемии опасных заболеваний, а территория этого огромного региона практически вся превратилась в пустыню.
В общественно-политической и научной терминологии нередко употребляется понятие «национальные проблемы», которое отражает определенные трудности, заботы того или иного государства или национального сообщества. В зависимости от масштаба они могут интерпретироваться как проблемы регионального или локального уровня.
И наконец, глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только ту его часть, где непосредственно проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.
Таким образом, когда речь идет о глобальных проблемах, имеется в виду планета в целом, а за самую крупную единицу ее деления принимается регион. Причем количество регионов и их масштабы определяются характером рассматриваемых проблем. Например, при исследовании проблемы экономической отсталости в мировом масштабе обычно ограничиваются делением всей планеты на два региона - развитые и развивающиеся страны. При рассмотрении же демографических, энергетических или сырьевых проблем количество регионов, как правило, возрастает и каждый раз определяется конкретными целями исследования.
Важно при этом отметить, что любая проблема только тогда может считаться глобальной, когда она актуальна относительно любого региона планеты, т.е. проявляется в каждом из них. В противном же случае речь будет идти о проблемах одного или нескольких регионов (или еще более мелкого масштаба).
Из этого следует, что все глобальные проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все проблемы, обнаруживаемые на региональном уровне, являются глобальными. Очевидно, количество последних будет несколько меньше. Что же касается других уровней, то глобальные проблемы могут и не иметь непосредственного локального или частного проявления или могут сказываться там в незначительной степени. Например, в Антарктиде или других уголках планеты, удаленных на достаточно большое расстояние от основных центров и источников загрязнения окружающей среды, состояние воздушного или водного бассейнов может быть удовлетворительным, а антропогенное воздействие на природную среду практически не ощущаться. Тем не менее, это не ставит под сомнение планетарный характер экологической проблемы, степень остроты которой зависит от неравномерности антропогенного влияния на природную среду. В свою очередь, далеко не все локальные, а тем более частные проблемы имеют отношение к глобальным, ибо их число несоизмеримо больше.
Приведенное рассуждение позволяет не только в научном, но и в практическом плане осуществлять разграничение между глобальными и региональными проблемами, так как все глобальные проблемы относятся к единой, не изменяющейся в своих масштабах системе - к планете в целом. Отсюда их количество для данной системы на определенном историческом этапе является вполне определенным. В то же время количество проблем других уровней не поддается строгому учету, ибо границы как регионов, так и различных районов принимаются условно в зависимости от целей и задач исследования.
Критерии глобальности
Для более строгого определения собственно глобальных проблем в науке и философии, помимо уже названного «географического» критерия, вводятся дополнительные критерии, характеризующие их с другой стороны - со стороны их качества, существенных особенностей, которыми обладают они и только они. Среди этих особенностей выделяется в первую очередь то, что глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества.
Во-вторых, для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий по крайней мере большинства населения планеты.
В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.
В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.
Помимо отмеченных критериев нередко указывается еще на ряд особенностей глобальных проблем. В отличие от региональных, а тем более локальных и частных, они более инертны, обладают меньшей мобильностью. Они исподволь и долго формируются, прежде чем начинают соответствовать всем перечисленным выше критериям глобальности, а по мере решения могут (теоретически) терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на более низкую ступень. Но дело это столь трудное, что недолгая история их существования пока таких примеров не знает.
Еще одна принципиальная особенность глобальных проблем заключается в том, что все они находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.
1.2. Роль философии в решении глобальных проблем
Взаимосвязь науки и философии
В решении трудных и сложных задач на помощь человеку всегда приходила наука. Многое из того, что когда-то казалось непреодолимым, выходящим за пределы человеческих возможностей, было со временем преодолено именно с ее помощью. Естественно поэтому, что уже первые упоминания и предостережения об опасности со стороны глобальных проблем заставили людей обратить взоры на науку, а ученых задуматься над способами решения этих проблем.
Необычность и новизна сложившейся ситуации заключается в том, что если любые конкретные проблемы могут быть исследованы как отдельной наукой, так и несколькими, действующими в комплексе, то глобальные проблемы в целом, представляющие собой сложнейшую систему, охватывающую человека, общество и природу в их многочисленных взаимосвязях и взаимозависимостях, отдельным наукам не под силу. Рамки конкретных дисциплин слишком узки, чтобы увидеть ту или иную частную проблему - объект их исследования в контексте других глобальных проблем. Поэтому независимо от того, какие конкретные задачи решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, т.е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные, в конечном счете, результаты.
Любые частные науки на определенном этапе, так или иначе, нуждаются в философском осмыслении предмета своего исследования. Без такого широкого, выходящего за рамки конкретной дисциплины целостного взгляда на ее предмет и стоящие перед человечеством проблемы, в котором отразились бы также и все последние достижения в других областях знания, невозможны ни фундаментальные открытия, ни развитие самой науки вообще.
Речь, таким образом, идет, с одной стороны, о философском решении вопросов, а с другой - о том, что философия стимулирует взаимодействие широкого круга наук, в процессе которого важное место занимает их междисциплинарное объединение.
Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем, хотя и существует мнение, что она (философия) изучает слишком общие вопросы, достаточно отвлеченные от повседневной жизни и практики людей. Однако это не совсем правильное, а точнее, поверхностное суждение о философии, ибо хорошо известно, что обобщающие теории, если рассматривать их в более широкой перспективе, нередко оказываются гораздо практичнее многих конкретных областей знания. Конечно, нельзя сказать, что философия непременно и непосредственно влияет на принятие политических и других решений, хотя и этот момент вовсе исключать не следует. Но все-таки главная ее функция состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественно-научные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук.
Опираясь на достижения конкретных дисциплин в данной области, философское исследование отвлекается от частностей и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в какой они обусловливают друг друга. Иными словами, философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности. Такое исследование предполагает, прежде всего, выявление сущности глобальных проблем, так как установление их подлинной природы и генезиса во многом предопределяет пути их дальнейшего научного и практического решения.
Особенности философского подхода
Выделяя специфику философского осмысления глобальных проблем, отметим наиболее важные, присущие только этой форме познания особенности, вытекающие из основных функций философии.
Во-первых, философия, формируя мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют направленность человеческой деятельности. Таким образом реализуются ее мировоззренческая и аксиологическая функции.
Во-вторых, отсутствие целостного представления о сложных системах, исследуемых различными науками, является серьезным препятствием на пути взаимодействия различных дисциплин. В этом отношении методологическая функция философии, обобщающие теории, которые возникают в ее недрах, оказываются принципиально необходимыми, ибо способствуют интеграции научного знания.
В-третьих, философия дает возможность в историческом контексте объяснить общественные явления и процессы, она формулирует наиболее общие законы развития общества и природы и потому в исследовании глобальных проблем нацеливает на понимание их как закономерного явления, органически связанного с общественным прогрессом. Появление глобальных проблем, таким образом, рассматривается не как случайность или проявление слепого фатума, заранее обрекающего человечество на гибель, а как результат объективного процесса противоречивого развития человеческой истории.
В-четвертых, с философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность, в которой они находятся.
В-пятых, философия выполняет культурологическую функцию тем, что она дает возможность развить культуру теоретического мышления. Изучение истории философии различных народов позволяет также знакомиться с их культурой, в отрыве от которой ни одна из проблем, стоящих перед этим народом, не может быть решена.
В-шестых, результатом целостного видения естественно-исторического процесса и диалектического подхода к его толкованию является возможность более четкой ориентации в стремительно растущем потоке научной информации по глобальным проблемам.
В-седьмых, философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия, что перед лицом угрозы со стороны глобальных проблем приобретает особое значение и актуальность.
И, наконец, еще одной важной методологической функцией философии является разработка ею целого ряда категорий: «природа», «общество», «цивилизация», «общественный прогресс», «научно-техническая революция» и др., имеющих непосредственную связь с современными актуальными проблемами человечества и играющих большую роль в осмыслении и понимании объективных тенденций мирового развития.
Уточнив собственно философский подход к исследованию глобальных проблем современности, рассмотрим теперь с этих позиций сами проблемы.
Вывод: Ныне, вXXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.
Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем и философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности. Такое исследование имеет целью, прежде всего, выявление сущности глобальных проблем, так как установление их подлинной природы и генезиса во многом предопределяет пути их дальнейшего научного и практического решения.
Глава 2. Терроризм и борьба с ним.
2.1. Терроризм – глобальная проблема современности
Эта трансформация обусловлена, следующими причинами :
Во-первых, терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).
Во-вторых, терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;
В-третьих, для борьбы с терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.
В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.
Рассмотрим более подробно наиболее важные из них .
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.
Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.
Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов.
Другой отличительной чертой глобальной проблемы терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы.
В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.
Терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире» .
Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.
Таким образом, проблема терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.
В данных условиях глобальная проблема терроризма не может рассматриваться только как самостоятельный феномен. Она начала превращаться в важную составную часть более общей военно-политической глобальной проблемы, связанной с фундаментальными вопросами войны и мира, от решения которой зависит дальнейшее существование человеческой цивилизации.
2.2. Возможные методы преодоления главной проблемы современности
Гуманизм как ценностная основа решения проблемы терроризма
Решение глобальной проблемы современности – терроризма – это общее
В философской литературе существуют различные
интерпретации понятия «гуманизма». Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по своему значению с понятием «человечности», «человеколюбия».
Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведенная до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель
человечества заключается, очевидно, в достижении полного
осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано
со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством, и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи .
Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного количества которых зависит существование человечества. Или, наоборот,
избыток таких объектов, отсутствие должного контроля над
ними составляет угрозу человечеству. Таким образом, глобальные проблемы современности - осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность
человека в органической связи с другими людьми, которая
стала ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к временам, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности.
Трансцендентные ценности
понимаются как предельные, исторически не локализуемые. Они в той или иной степени принадлежат всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом. Это выражение зависит от степени метафизичности менталитета народа, его устремленности к чему-то абсолютному, трансцендентному, включающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом цивилизации. Так, например, подспудно присутствующая в сознании россиян метафизичность нашла свое выражение
во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной соединить распавшиеся ветви общечеловеческого прогресса. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, всколыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела, перевернувших всю общественную жизнь России.
Трансцендентные ценности имеют глубокий внутренний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как правило, не улавливается, ибо его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняющей свое духовное содержание. Тогда ценности
предстают не просто в качестве внешних моральных правил,
а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе
оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение добра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог-это масштаб, посредством которого оцениваются дела человеческие.
Устремленность человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс к активности, развития творчества, без которой невозможны никакие великие свершения. «Величайшая красота, которая достигается в этом мире, - писал
Н. А. Бердяев, - связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно
ставило себе цели за пределами этого мира.
Тот порыв, который вел человечество в мир иной, в этом мире воплощался в
единственно возможной, высшей для него красоте, которая
всегда имеет природу символическую, а не реалистическую» .
Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими
явлениями по разнородности в системе этих ценностей.
Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоят представления о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и то же - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, далее самые высокие побуждения во имя добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего
общества, когда они равным образом, одинаковой мерой
распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и всему обществу.
И все же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во
многом этого не произошло потому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности - осмысливаются как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в
определенной мере акцентировало внимание на существовании противоречия между ними и земной реальностью.
Консолидация международных сил
Мировоззрение людей проявляется не только в том, что они знают о мире, но и в том, как они эту информацию интерпретируют, какие выводы делают, как поступают. Поэтому, говоря о настоятельной необходимости всем миром и безотлагательно решать глобальные проблемы, нельзя не обратить внимания на тот факт, что имея определенные успехи в теории и некоторые практические результаты, человечество пока не остановило негативные тенденции мирового развития. Нет еще и должной консолидации международных сил, их скоординированных, целенаправленных и, что самое главное, результативных действий, которые были бы адекватны обозначившейся опасности. Почему и что этому мешает? Возможна ли согласованность действий в столь разнородном и противоречивом мире, каким он стал на исходе второго тысячелетия? А если возможна, то на какой основе? Это главные вопросы, которые сегодня решает общественная мысль и, не в последнюю очередь, философия.
Исторический опыт показывает, что сближение различных народов наилучшим образом происходит там, где совпадают их интересы, причем чем лучше они осознанны, тем ощутимее результат интеграции. На такой основе уверенно преодолеваются различные трудности, успешно развивается торговля, крепнут экономические, политические, культурные связи, немыслимые без взаимопонимания и согласованности в действиях.
Обычно самые большие трудности, которые приходится преодолевать на этом пути, связаны с мировоззренческим консерватизмом, устоявшимся образом мышления, традициями. Они имеют свойство изменяться, но происходит это очень долго, с большим трудом и, как правило, под давлением внешних или внутренних обстоятельств. Внешними, например, являются: обострение экологического кризиса, последствия «демографического взрыва», опасность войны и другие глобальные проблемы, которые, как мы уже отмечали, существенно изменили не только условия жизни людей, но уже повлияли и на их сознание. Внутренние связаны с интересом, субъективным, личностным началом человека, что нашло отражение в хорошо известном выражении «если бы геометрические аксиомы затрагивали интересы людей, они бы опровергались». Данное обстоятельство непременно должно учитываться, если пытаться понять, почему не снижается острота экологических проблем хотя бы в тех случаях, когда для этого есть необходимые условия и достаточные основания.
Вывод: В последнее время проблема терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности.
Проблеме терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты.
дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Заключение
В результате выполненной работы можно сделать следующие выводы.
Ныне, в XXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.
Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем и философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности.
В последнее время проблема терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности.
Проблеме терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты.
Решение глобальной проблемы терроризма - это общее
дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Список литературы
1. Held D., McGrew A., Goldblatt D., Perraton J. Global Transformations. Politics, Economics and Culture. Oxford, 2009. P. 58.
2. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Мысль,1990. - С. 157-158.
3. Ватин, И.В. Философия: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 .- 576с.
4. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2003. – 66 с.
5. Кикель П.В. Философия. – М.: Асар, 2008. – 429 c.
6. Костин, А. И. Экополитология и глобалистика. - М.: Аспект-Пресс, 2009. – 170 с.
7. Никитаев В.В. Тело террора. К проблеме теории терроризма // «Полигнозис». – 2010, №3. – С.63.
8. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм. Социально-психологический анализ. – М.: Институт психологии РАН, 2008. –240 с.
9. Социальные болезни современности // «Вестник Российского общества» - 2009, № 4. – С. 66.
10. Тураев В.А. Глобальные проблемы современности: Учебное пособие для вузов. – М.: Европа, 2005. – 269 с.
Льготы и компенсации за вредные условия труда
Реферат по безопасности жизнедеятельности
Характеристика природных чрезвычайных ситуаций
Реферат по безопасности жизнедеятельности
Анализ опасных и вредных производственных факторов раздел дипломной работы
Эссе: «Терроризм в современном мире»
В нашей повседневной жизни, просматривая телевизионные передачи, мы сталкиваемся с такими словами, как «терроризм» или «экстремизм». Рискну предположить, что мало кто думает об этих двух бедах как об угрозе национальной безопасности всего мира.
Среди политических причин возникновения экстремизма является политическая нестабильность.
Если рассматривать социально-экономические причины, то основной из них можно считать низкий уровень жизни в стране.
Касаемо экономических причин, нельзя не отметить то, что экстремизм сегодня – это бизнес, который способен приносить своим организаторам немаленький доход. Явными проблемами является: торговля оружием, наркотрафик.
Теперь мы начинаем хотя бы немного понимать, что экстремизм – это огромная угроза.
Борьба с террором - общегосударственная задача, и не только. Это уже глобальная проблема человечества. У терроризма многонациональное лицо. И нужны новые меры борьбы. Мы должны знать, как поступить в случае беды.
Сенчуков Дмитрий, учащийся 10 касса
Эссе "Терроризм – глобальная проблема мира"
Терроризм сегодня – это мощнейшее оружие, используемое не только в борьбе против власти.
Терроризм – это зло, которое порабощает мир ужасом, насилием и страхом. Человечество всю свою жизнь борется с этим. Суть и природа зла неизменны. В какие-то времена более прикрыто, в какие-то более явно, но оно всегда обращено против человека.
Работая с интернет источниками мы узнали много нового о терроризме.Понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века. Но террор, как открытое проявление ненависти к человеку, существовал всегда. Если верить одному французскому словарю, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком.
Однако уже в ходе Великой французской революции слово "террорист" стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм", употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия.
Отличительная черта терроризма – это применения насилия в отношении не противника, а мирных людей, которые часто и не подозревают о политическом противостоянии. Цель терроризма в том, чтобы пострадало как можно больше людей. Террор в наше время стал одной из самых болезненных проблем, как локального, так и глобального масштаба. Для успешной борьбы с терроризмом нужно уничтожить не только организации, но и преступность, то есть вести войну против всего мирового зла в целом.
Работая над проектом, мы узнали о терактах, которые происходили в нашей стране в 1999 году. В этот период произошло 15 терактов. А один из них, совсем рядом с нами, в нашей Ростовской области в городе Волгодонске.
В этих террористических актах погибли совершенно невинные люди, которые, также как и мы, хотели жить, радоваться каждому вновь наступившему дню, встрече с друзьями, родными. И это все в одночасье у них отняли. Отняли настоящее и будущее, как для этих несчастных людей, среди которых были и дети, так и для их родных.
Когда совершаются теракты где-то далеко, нам кажется, что мы в безопасности и это не коснется каждого из нас. Но это страшное слово «Террор» сейчас совершается почти в каждой стране, и все больше и больше людей становятся жертвами преступных фанатиков.
Терроризм объявил войну миру. И люди всех национальностей, разных вероисповеданий, как всегда в минуты страшной опасности, должны сплотиться и вместе бороться с этим злом!
Гуськова Елена, учащаяся 10 класса
Эссе "Терроризму "Нет!"
Терроризм - тактика борьбы с противниками включающая преступления против третьих лиц (то есть тех, кто не может считаться стороной конфликта.) Террорист – тот, кто в ходе борьбы либо принципиально игнорирует права не ответственных в конфликте людей, либо использует покушение на их права как орудия давления на противника (создает сторону заложника.)
Сегодня самые эффективные методы террора - насилие не в отношении власти, а против мирных, беззащитных людей. Терроризм по своей сущности относится к таким способам лишения человеческих жизней, жертвами которого чаще всего становятся невинные люди, которые не имеют никакого отношения к какому-либо конфликту.
Жертвами террористов становятся ни в чем неповинные люди!
Изучая историю 90-х, мы увидели, что террористические акции происходили уже тогда. Уже в те годы гибли невинные люди, очень многие получали разной степени травмы. Гибли дети.
Особенно страшно это было наблюдать пожилым людям. Людям прошедшим Великую Отечественную войну. Они ведь прошли боль и ад той страшной войны и верили в то, что на нашей земле уже никогда не будут слышны раскаты взрывов. Верили в то, что их дети и внуки будут жить в мирное и спокойное время, что они не зря боролись за чистое небо над нашей Россией.
А кто эти люди, которые планируют теракты? И вообще, можно ли их назвать людьми? Это или зомбированные фанатики, или безумцы, ненавидящие людей, жизнь? Или они, таким образом, хотят прославиться? Сомнительная слава…
Жестокость затмила их разум! Бандиты хотят убить как можно больше невинных людей. Я думаю, что террорист - это тот человек, который не имеет ценности жизни, у которого не свойственная человеку жестокость.
Кто дал им право распоряжаться человеческими жизнями, решать, кому жить, а кому умереть?
В страшное время мы живем, мир находится как на пороховой бочке.
Проблема терроризма является одной из глобальных проблем современности. Она остается одной из самых тревожных и для нашего общества. Это заставляет всех людей и на всех уровнях задуматься, как искоренить это зло, найти пути решения этой проблемы.
Терроризм – это глобальная проблема всего человечества. Очень надеюсь на то, что в моей жизни не будет терроризма. Я, как и миллионы людей на всей планете, говорю терроризму: «Нет!»
Красноштанова Анастасия, учащаяся 10 класса
Тема данного реферата терроризм, его причины и влияние на общество. В
последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах
массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват
заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве.
Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом
направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что
единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные
антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких
средств, после которых гибнут мирные жители. Ведь гибель множества
заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а
спецслужб.
Нечнём с определений. Терроризм – разновидность политического экстремизма в
его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской
политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в
политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на
стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия
направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем
непосредственные жертвы».
Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей
мира лежит бедность, нищета масс населения. Это – лишь, питательная среда, а
также удобный предлог. Было бы наивно представлять террориста как доведенного
до полного отчаяния и безысходности человека, который, будучи более не в
силах терпеть лишения и страдания своих собратьев, в приступе ярости
спонтанно хватается за оружие.
Переломные периоды закладывают предпосылки для экстремизма тем, что
значительно повышают интерес людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к
историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического
конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого
радикального идеологического течения, как фундаментализм. Например, в
постсоветский период позитивной самоутверждение русских осуществлялось
главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей и
символов, а также мифологизации и героизации прошлого своего народа. Рост
традиционализма усиливает стремление людей к культурной изоляции,
обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в
развитии, препятствую процессам модернизации и глобализации.
Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические
формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества,
особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.
Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и
связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он
не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый
дом. Сегодня телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и
творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и
показывает результаты их деятельности.
Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один
из феноменов СМИ – у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или
«минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как
и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда –
эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же
после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.
Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом
(а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли
уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и
юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится
коллективным заложником в руках террористов.
Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные
акции потеряли бы всякий смысл.
Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ
вызывает и другие социально-психологические эффекты. Например, Бен Ладен
сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.
Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:
· Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в
зависимости от того какое место отводилось им в публикациях)
· Опасность вызвать к активной деятельности подражателей
· Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией
переговоры
· Взятие интервью у детей – жертв террористов
· Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения
полиции, пытающейся разрешить инцидент
· Ненужное травмирование родных и близких жертв
· Потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса
Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления
телевидения и вообще средств массовой информации – тогда количество людей,
читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали
демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на
население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги,
которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм
носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер:
достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой
войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.
Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить
«время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там
десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью
убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая
Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.
Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание
«образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения
объединения Запада в противовес Юго-Восточной «Террористической угрозе». С
его помощью одновременно раскалывают и исламский мир, деля его государства на
«террористические» и «нетеррористические».
Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение
общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и
финансирования.
На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная
сторона возрастающих гражданских свобод, которые желательно ограничить.
Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах
общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.
Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:
· Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая
психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и
средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее
чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное
достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.
· Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание
(«соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного
возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных
политических целей, программ.
· Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные
установки и практические шаги должны быть морально санкционированы
господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции
этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми
беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно
оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.
Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня,
пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии.
И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности
преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским
терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть
колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что
государства-колонизаторы были христианскими.
Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к
этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире
распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности
ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с
«неверными», то есть с иноверцами.
Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой
религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые,
«глобальномасштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя
мусульманами, и оправдываются учением ислама.
В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к
усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было
обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).
Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также
ряд объективных факторов:
1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом
после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в
качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода
катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного
развития.
2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской,
проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший
невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву.
Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время
сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность
заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей
развития, неприемлемость их механического копирования.
3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока
характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие
большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук;
слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень;
невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы;
сильное имущественное расслоение в обществе.
Говоря о современном «исламском» терроризме и его угрозе, необходимо
подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в
Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей
социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак,
Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в
мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний
предстает прежде всего в его самой воинствующей форме - в форме радикального
ваххабизма, требующим с помощью «священной войны» вернуть мусульманский мир к
халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России,
эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к
либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию,
стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.
Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии
в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают
господствующую идеологию, политическую практику существующего светского
режима и государственное устройство как не соответствующее нормам
мусульманской религии.
Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление
в обществе основ исламского теократического государства, введение в
общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в
качестве единого государственного образования всех мусульман.
Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не
остановится в фиксированных границах географического проживания определенной
общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении
всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного
образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс
«растекания» исламской радикальной идеологии и практики на другие
«мусульманские» территории, как в рамках России, так СНГ и других государств
В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать
рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и
низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных
групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной
Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях
экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический
экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в
обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных
слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых
черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления
экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических
Сейчас появляется особая, новая функция террористических актов. Классический
терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто
(и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить выкуп,
освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в
последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с
неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных
рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство
(или группа государств), проводя подобные акции, играет по сценарию,
навязанными ему (или им) экстремистами.
По мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это не
исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который
убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо
ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой
убеждены в универсальном характере своей культуры и полагают, что их
превосходящая, пусть и уменьшающаяся мощь налагает на них обязанность
распространять эту культуру по всему миру».
материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» М., 2001)
2. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы//Мировая экономика и международные
отношения. – 2002. – №3.
3. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные
науки и современность. – 2002. - №4.
4. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и
международные отношения. – 2002. – №3.
5. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в
обществе//Власть. – 1999. - №10.
6. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали//
Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.