История пионеров. История пионерской организации: год образования, атрибутика, гимн, награды
В самом начале своего существования советская власть предприняла усилия, чтобы привлечь к своей идеологии молодёжь. Уже в 1917 большевики начали привлекать к себе скаутские организации. Однако со временем стало очевидно, что дореволюционные организации, даже симпатизирующие социалистической идеологии, не могут стать основой массовой детской организации. Началась работа над детско-юношеской организацией нового типа - Пионерией.
Истоки пионерского движения
В 1917 - 1919 годах в Советской России существовало несколько разрозненных скаутских отрядов и организаций, демонстрировавших лояльность к новой власти. Некоторые из них действовали под патронатом комсомола. Соратница Вера Бонч-Бруевич, предлагала объединить все скаутские организации в союз юкистов (юных коммуниство). Какое-то время под её патронатом действительно действовали отряды юкистов, но в 1919 Комсомол предписал распустить все скаутские организации. Решение о ликвидации скаутского движения не означало отказа большевиков от идеи всеобщей детской организации. Однако новое сообщество должно было сформироваться не по инициативе снизу, как скауты, а по схеме, заранее утверждённой правительством.
Подготовка к созданию Пионерии
В 1921 году началась работа над проектом всеобщей детской организации. Этот процесс координировала Надежда Крупская. Именно ей принадлежит идея создания организации, «скаутской по форме и коммунистической по содержанию». Вместо названия скауты было подобрано новое - пионеры. Этот слово было также заимствовано из скаутской терминологии. Пионерингом у скаутов назывался особый вид тренировок, во время которых они учились выживать вдалеке от цивилизации с минимумом снаряжения.
В течение 1921 - 1922 годов были разработаны форма и приветствие пионеров. Пионерский девиз - «Будь готов!» - «Всегда Готов!» - был без изменений заимствован у скаутов. Форма одежды пионеров и её расцветка были незначительно изменены. Вместо доминирующего зелёного цвета были выбраны белый и синий цвета для одежды и красный цвет для пионерского галстука.
Создание Пионерии и первые пионерские отряды
2 февраля 1922 года ЦК Комсомола РСФСР разослал в свои местные организации письмо с инструкцией о создании пионерских ячеек. 13 февраля того же года комсомолец Михаил Стремяков организовал в Москве первую пионерскую дружину. В марте 1922 года Комсомол разработал устав новой организации, а 18 мая V съезд комсомола провозгласил создание всероссийской организации «Юные пионеры имени Спартака». Через полгода после образования Пионерии было провозглашено . Так пионерское движение стало всесоюзным. В 1924 году пионерии было присвоено имя Ленина.
Деятельность пионеров
Формально пионерские организации были добровольными объединениями детей при комсомольских ячейках. На самом деле к середине 20-х гг. членство в пионерии стало всеобщим, а пионерские структуры слились с системой средних школ. Пионерские отряды совпали с классами, а дружины - со школой. Пионервожатые стали штатными работниками средних школ. В то же время Пионерская организация имела собственное имущество: Дворцы пионеров и лагеря отдыха.
Пионерия организовывала сбор вторсырья (металлолома и макулатуры), шефство над пожилыми, спортивные состязания и военно-спортивные игры. Аналоги пионерской организации существовали во всех странах соцлагеря. И все они исчезли с крушением социалистической системы. В СССР Пионерия существовала до 28 сентября 1991 года. В этот день чрезвычайный съезд ВЛКСМ постановил ликвидировать комсомол и пионерскую организацию. Их имущество национализировалось.
Пионер
- значит первый.
Пионерская организация основана 19 мая 1922 года решением Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет. На V съезде комсомола принимаются Законы и обычаи юных пионеров, Торжественное обещание, Положение о пионерской организации. Пионерскую организацию можно назвать школой политической активности. Пионеры помогали взрослым строить новую, справедливую и счастливую жизнь.
Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества советские люди впитали в себя с пионерской организации.
«Страна пионерия» - какая она была в нашей республике, каким делам отдавали свои горячие сердца, ум и все свои силы пионеры разных лет и поколений.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер – товарищ и вожак октябрят.
Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской
организации имени Владимира Ильича Ленина,
перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:
горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться,
как завещал великий Ленин,
как учит коммунистическая партия,
всегда выполнять Законы пионеров Советского союза.
Декретом советской власти от 29 октября 1917 года был запрещен наемный труд детей. Для подростков с 14-летнего возраста установлен 6-часовой рабочий день. Запрещены ночная и сверхурочная работы. Перед ними открылись двери всех учебных заведений.
Летом 1918 года враги молодой Советской республики начали гражданскую войну.
В Ижевске и Воткинске родились детские коммунистические организации – «Дом юного пролетария» (ДЮП).
Когда старшие товарищи объединились Коммунистический Союз Молодежи, то тяга к нему любознательных, энергичных, безрассудно смелых ребят оказалась беспредельной. Но преградой к вступлению в РКСМ для 10-12-летних юнцов был его Устав. На помощь пришел его старший брат – комсомол. Ижевцы выделили для детей одну из комнат, а главное - направили к ребятам душевного, инициативного и веселого вожака – комсомольца Кирьякова. Скоро прозвучали слова клятвы юных пролетариев: «Бороться за советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, быть надежными и верными помощниками комсомольцев и большевиков, быть всегда храбрыми и правдивыми».
Чем занимались юные пионеры? – помогали взрослым строить новую жизнь.
Дети жадно слушали рассказы о Ленине, Красной Арми, комсомоле, ходили в походы, участвовали в субботниках, военных играх, проводимых комсомолом.
4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР было провозглашено образование Удмуртской автономной области. Гражданская война закончилась, но трудности послевоенной разрухи умножило неурожайное лето, наступил 1921-й голодный год.
Партия призывала народ к борьбе с разрухой и голодом, к отеческой заботе о детях. Вятский губком комсомола обратился с воззванием: «Молодежь, ты слышишь? В твоей помощи, в твоей поддержке нуждаются маленькие дети-сироты, отцы и матери которых пали жертвой на фронтах гражданской войны или закопаны в землю живыми, сожжены баржах, расстреляны или повешены белогвардейцами на телеграфных столбах. Сейчас это дети Республики. Им нужен хлеб, им нужен кров. Им нужны свет и тепло. Им нужны ласка, привет. Эти дети – будущие строители новой жизни, творцы будущей Коммуны. Но их нужно воспитать, вспоить, вскормить». (Пионерская летопись. Киров, 1972, с. 20.)
Тысячи малолеток заполнили биржи труда. Для сирот открыли 137 детдомов. На заводы Ижевска приняли 1181 подростка. Для них была открыта специальная столовая. Благодаря усилиям ижевских комсомольцев, 150 ребят стали первыми учениками школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
17 мая 1923 года, дата принятия решения президиума облисполкома о признании организации отрядов юных пионеров необходимой и заслуживающей всякого поощрения.
Дата принятия решения, стала днем рождения Удмуртской областной пионерской организации.
Памятное событие свершилось в живописном уголке у Важнина ключа, под Ижевском. Здесь все было первым – и пионерский лагерь в шалашах, где уже 45 пионеров жили весь июль, и линейка, выстроенная вокруг пионерского костра, и впервые прозвучавшие слова торжественного обещания перед лицом старших товарищей – коммунистов, комсомольцев, рабочих завода.
Пионер! Борись с беспризорностью! Призывы, концерты, демонстрации, массовые праздники, вечера, походы на привалах играли в разведчиков, любили состязаться на лучшего бегуна, повара, доктора.
Паролем тех лет было учение! Учились сами и учили других. Уставал один, ему на смену за букварь с бабушкой садился другой. Чем только не награждали наши ученики – пирогами, яблоками, вареньем, слезами.
К середине 20-х годов экономика страны была восстановлена. Итоги медицинского обследования детей показали: 60% детей малокровны, 70% перенесли корь, скарлатину и другие заразные болезни. Участники областного совещания пионер-работников 1926 года решили: укреплению здоровья, физвоспитанию , проблемам быта и просвещения – первое место в работе.
В 20-х годах началось увлечение спортом. Комсомол выдвинул лозунг «Даешь физкультуру!». Но вожатому пока нечего было дать пионерам. Он не имел ни материальной базы, ни тренерских навыков.
С 1926 года началось увлечение пирамидами и вольными упражнениями. На всех праздниках и слетах можно было слышать призыв вроде этого:
Дурево – брось! Курево – брось!
Физ-культуру строй!
В 1932 году ЦБ ДКО предложило начать подготовку к массовым физкультурным праздникам на основе комплекса ГТО. Началась систематическая всеохватывающая работа по овладению секретами спортивного мастерства.
Пионерская история 20-х запечатлела многочисленные шалашные городки в живописных местечках Удмуртии. Но романтика лагерной жизни имела трудности. Пихтовые лапники служили постелью и крышей. Домашние продукты доставляли на лодках. Обеды готовили в самодельной печи, вырытой на склоне обрыва. Картошку пекли на костре. Продуктов не хватало. Собирали ягоды, грибы, щавель, шиповник.
С 1926 кода любимая «картошка» становится песней пионерской истории.
Самый восторженный отзыв на заботу Родины о здоровье детей дали первые артековцы. Всесоюзный лагерь открылся в 1925 году, а на следующее лето он принимает 70 пионеров Урала.
Борьба на фронте здоровья явилась составной частью начавшейся в стране культурной революции. Ее масштабы расширил фронт просвещения масс.
Поход против неграмотности являлся центральной проблемой культурной революции. В избах-читальнях крупными буквами написали:
Пора, товарищ дедушка,
Пора, товарищ бабушка,
Садиться за букварь.
Старшие пионеры учили грамоте в кружках по ликвидации безграмотности (ликбезах), а младшие - на дому. У них была еще одна обязанность – следить, чтобы неграмотные не пропускали занятия, к началу их готовить мел, тряпку, стулья. Часто самим приходилось мастерить скамейки. Пионер получил задачу: и если в его семье есть неграмотный – научи его писать и читать, помоги соседу.
1-й Всесоюзный слет пионеров «Вперед, отряды сжатые!», слет дал оценку работе пионеров в годы первой пятилетки.
Пионеры 30-х постигали грамоту по словам «пятилетка», «ударник», «колхоз», «индустрия». На всю жизнь запомнилась делегатам областного слета пионеров-ударников (1932 года) экскурсия на Ижевский оружейный завод. В памяти запечатлелась мощь индустрии: огромные цехи, фонтаны пылающих металлических искр, русло огненной реки и дышащего проката. Ребята по настоящему осознали, что экономическим трудностям государства близок конец. Будут, скоро будут и сахар, и чай, и белый хлеб, и уйдут в историю самодельные холщовые тапочки с подошвой из пеньковой веревки.
Это годы новостроек-гигантов, партии большевиков нужны были финансовые средства и ударный темп работы. Соц соревнования, стахановское движение. Агитация за приобретение облигаций государственного займа.
ЦК ВКП(б) в своем постановлении 1932 года «О работе пионерской организации» предлагал отрядам решительно перестроить работу. Деятельность пионеров сосредоточить в школе, чтобы возглавить детский коллектив в борьбе за знания, за сознательную дисциплину, помочь в перестройке школы на политехнической основе, развивать интерес детей к науке, технике, производству и широкому творчеству.
Высоко поднял слет проблему глубоких и прочных знаний. В идейно-зрелых, образованных, культурных выпускниках школ нуждались первенцы индустрии и колхозного строя, их ждали вузы и техникумы. Чтобы возглавить детский коллектив на выполнение одной из важнейших задач социалистического строительства, пионерская организация полностью перешла в школу.
Мы – пролетариата дети,
Нам приказ страною дан:
В план великих пятилетий
Входит наш учебный план…
Все отряды собирая,
Дуй, горнист, в свою трубу!
Хулигану и лентяю
Объявляем мы борьбу.
Главный наказ слета звучал лаконично: за знания!
Активно вошла пионерская организация в школьную жизнь, были организованы группы подготовки вожатых при педтехникуме Глазова, Як-Бодье, Мултане.
Пионерские наставники учатся, а в 1940 году сдают экзамен на аттестат «Старший вожатый юных пионеров». Так старший вожатый пришел в школу.
Формы пионерской работы углубляются, совершенствуются. Непременными спутниками учебы стали кружки, исследования, опыты, сценарии, литературные вечера в библиотеках.
Николай Николаевич Осипов с его именем связана история создания первых детских технических станций. Начало в 1932 году положила Ижевская ДТС. Руководители воспитатели-мастера Н.Н.Юминов, В.Л.Фетцер воспитанники не раз становились участниками ВСХВ, а в авиамодельном кружке определили свое призвание будущие Герои Советского Союза А.Заровняев, Л.Рыков и дважды Герой Советского Союза Е.Кунгурцев. повезло мальчишкам и с шефами – ими стали заводы. Юные техники Ижевска задались целью ускорить создание ДТС в городах и районах республики. Помощниками ребят стали модели планеров. Их полет на парадах и демонстрациях или в залах партийных и комсомольских конференций был прекрасной агитацией, призывом содействовать развитию детского технического творчества. В день авиации небо Ижевска заполняли коробчатые змеи, воздушные почтальоны, парили модели самолетов с бензиновым моторчиком. Агитация имела успех. В 1935 году на соревнования по моделизму прибыли юные техники Ижевска,Глазова, Кеза, Шаркана, Алнашей.
Юность спешила жить и мечтать, знать и уметь.
Художественным творчеством детей в начале 30-х годов руководили только вожатые и некоторые учителя. Но вот, в 1933 году зазвучали позывные детской радиостудии. Ребят знакомили с произведениями классической и советской музыки, литературы, помогали разучивать пионерские песни. Первые радиоточки были только в клубах районных центров. .свои впечатления, новые песни, стихи рассказы пионеры несли в отряды и родные селения. Ребята не только слушали еженедельную радиопередачу, но и готовили ее, сопровождая выступлением хора, оркестра, драмкружка; присылали письма-запросы.
Большим шагом в развитии юных дарований было открытие в Ижевске Дома художественного воспитания детей (ДХВД), пришедшего на смену детскому клубу. В нем работали 16 кружков художественного творчества. Дом стал центром методической подготовки вожатых и пионерского актива республики. Год своего рождения (1935) ДХВД ознаменовал первой олимпиадой детского творчества и слетом юных затейников.
1937 год явился подлинным праздником юных дарований. Три дня сверкал россыпью самородков первый республиканский фестиваль. Звучные народные мелодии, задорные танцы, виртуозная игра на балалайке, художественный свист, звонкие песни свободно и красиво наполняли зал театра.
Грозные тучи наступали с запада и востока еще в начале 30-х годов. Эти годы породили девиз подготовки не только к труду, но и к обороне. Он стал составной частью новой системы обучения и воспитания школ, отрядов.
«Пусть у каждого пионера будет по три оборонных значка!»
это значит,
Что я умею стрелять по-ворошиловски,
Готов к санитарной обороне
и сдал все нормы на юного физкультурника.
Своими значками я горжусь и, когда нужно будет, применю эти знания на деле».
Началось увлечение военной игрой. Бойцы учились оборонному делу, изучали противогаз и мелкокалиберную винтовку. Все хотели быть героями.
28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК автономная область была преобразована в республику.
Право детей на образование, на отдых, право участия в работе общественных организаций было утверждено пламенем строк Конституции 1936 года о победе социализма в стране свободных и равноправных. В 1936 году Испания стала бастионом первой международной битвы против фашизма.
Война…
В стране введено военное положение. Объявлена мобилизация. Пробил час мужества.
«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
Отовсюду встревоженные ребята бежали в родную школу. На митингах они заявляли: «Судьба родины – наша судьба! – и определяли свое место в ряду защитников.
Сейчас каждый от мала до велика должен считать себя мобилизованным. Мы, пионеры, комсомольцы, все учащиеся школы №27, решили дружно выйти на работу, где наш труд может быть полезен…». Помощь взрослым на производстве, в домашнем хозяйстве, уход за маленькими детьми, чьи отцы ушли на фронт, помощь колхозам на полях.
Начали прибывать эшелоны с ранеными. Госпитали разместились в школьных зданиях. Появилось слово - эвакуированный. Их ходили встречать всем отрядом размещали по квартирам.
Активно вошел гайдаровский Тимур в семью удмуртских ребят. Его команды родились вместе с выходом книги. Тимуровец – очень нужное и очень почетное звание. Они научились орудовать топором и пилой, собирали шишки и хворост, ласкали детей, ухаживали за раненными, носили воду, рубили дрова, очищали крышу от снега. За годы войны пионеры и школьники Удмуртии дали в госпиталях 5000 концертов, склеили и сшили десятки тысяч конвертов и пакетов для лекарств. Любовно, с большим желанием собирали ребята посылки для фронтовиков. Сами вязали шерстяные носки, варежки, вышивали кисеты, на заработанные деньги покупали гостинцы. Всего за время войны пионеры и школьники Удмуртии отправили 4000 посылок.
К 1 ноября 1941 года ребята собрали на танк «Пионер Удмуртии» 150000 рублей.
В годы войны ЦК ВЛКСМ перестроил структуру пионерской организации. Пионерские отряды объединились в школьную дружину со штабом во главе. По Удмуртии их было 919. пионерский актив не избирался, а назначался. Значком юного ленинца стала звездочка, как у бойца. Ее изготовляли сами. В новом тексте торжественного обещания пионера звучало: «…Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем бойцов, отдавших жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем красном знамени».
Подростки сел оказывали большую помощь старшим в лесозаготовительных работах.
Лес везли в Ижевск гужевым транспортом, в основном на лошадях. Нужды фронта требовали соединения Волги и Северного Урала.
В ходе войны началось народное строительство железной дороги протяженностью в 146 километров от Ижевска до Балезино . Строили ее в основном женщины и подростки 13 – 16 лет.
За годы Великой отечественной войны пионеры и школьники внесли на строительство танковой колонны «Советский школьник» 924 000 рублей. Учителя и школьники Удмуртии внесли в фонд обороны страны 1 миллион 47 тысяч 767 рублей. Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего они удостоились дважды.
Война подходила к концу, оставляя разрушенные обожженные войной территории. Судьба детей освобожденных районов волновала ребят далекой Удмуртии.«Мы, пионеры, знаем, что немецко-фашистские звери, вынужденные отступать под мощными ударами Советской Армии, уничтожают все на своем пути: клубы школы, учебные пособия. Нам… очень хочется помочь своим товарищам – ребятам освобожденных районов. Мы организовали сбор школьных принадлежностей и уже собрали 400 ручек, 5000 карандашей, 6 коробок перьев, художественную литературу, бумагу, посуду, ящик учебных пособий. Присоединяйтесь к нам ребята!» (газета «Ленинский путь» Глазов, 1942, 18 марта)
Со всех концов страны шли эшелоны Дружбы . В Белоруссию шли 130 вагонов с зерном, скотом, сельскохозяйственными орудиями, подарками от трудящихся и детей Удмуртии. Отстраивались города, запахивались пустыри, восстанавливались школы, крепла страна. И настал долгожданный день, когда вместо взрывов войны раздались взрывы салюта Победы. Вместе с народом страны ликовала его смена. В ногу с отцами прошла его смена. В ногу с отцами прошла она все невзгоды войны, поравнялась с ними геройством, доблестью, выдержав испытание на зрелость.
Победа! Бойцы вернулись в родные края. Страна восстанавливала хозяйство. Школам вернули здания, временно занятые под госпитали, но занятия шли пока в 2 – 3 смены. Не хватало учебников, наглядных пособий. Комсомол призвал пионеров направить усилия на борьбу за глубокие и прочные знания, к осуществлению всеобщего семилетнего обучения, вовлечению учащихся в общественно полезный труд. Дела юных пионеров возглавил совет пионеров. ЦК ВЛКСМ вновь ввел выборность пионерского актива. В организациях учредил пионерские знамена, а в отрядах – красные флажки.
Принимая знамя, пионеры давали клятву свято хранить его и умножать традиции комсомольской смены по служению Отчизне.
Пионерский призыв «Украсим Родину садами!» дал начало месячникам леса и сада. Каждый пионер посадит по 3 дерева, и будет республика-сад.
На областном 4-м слете (1956 год) прошли первые соревнования юношеских добровольных пожарных дружин Удмуртии (ЮДПД).
Центральным советом пионерской организации имени В.И.Ленина (ЦС ВПО) были разработаны новые «Законы юных пионеров», «Примерный перечень умений и навыков» (ступеньки юного пионера).
«Спутник семилетки» - звание стало пионерским символом лучших отрядов и организаций, посвященных 90-летию со дня рождения В.И.Ленина.
комсомольско–пионерская стройка - дело очень ответственное.
Всесоюзное соревнование пионерских отрядов 1963 –1964 годов , посвященное 40-летию присвоения пионерии и комсомолу имени В.И.Ленина.
Старт его был удачным. По приказу Тимура, опубликованному в «Пионерской правде», отряды стали в этой игре экипажами, председатели советов – командирами, звеньевые – рулевыми и пустились в плавание по «Океану полезных дел».
У пионеров 1-й фронт действия – школа. С 1959 года в Удмуртии вместо семилетнего вводится всеобщее восьмилетнее политехническое обучение. Страна держит курс на постепенный переход ко всеобщему среднему с кабинетной системой обучения.
С 1961 года стали традиционными республиканские олимпиады по математике, физике.
Год от года ширится творчество детей. с первого республиканского слета юных техников1962 года до второго в 1965 году число участников выставок технического творчества возросло на 6 тысяч. В первую очередь их модели пополняли кабинеты школ. Отправной точкой детского творчества и знакомства с основами современного производства стали учебные мастерские.
Велика роль в развитии детского творчества мастерских 28-й школы. От них стартовали и к ним финишировали многие пионерские экипажи Ижевска. Начало стартам положили в 1960 году преподаватель слесарного дела Анатолий Васильевич Новиков. Вскоре родился самодеятельный ПАМК (пионерский автомотоклуб ). Мотовождению учились на машине А.В.Новикова, а правилам уличного движения – по самодельным электрофицированным стендам. Появился совет содействия. В него вошли работники ОК ВЛКСМ, ДОСААФ, ветераны мотостроения, стахановки, совершившие женский пробег по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск на первых мотоциклах «Иж-7», спортсмены-мотогонщики.
В 1965 году открылся клуб юных моряков с настоящим плаванием и несением службы. Увлечение отрядов всех родов войск скоро возглавит Всесоюзная пионерская «Зарница», а любители спорта станут членами клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».
Пионеры-опытники Байтеряковской семилетней школы Алнашского района. Под руководством неутомимого энтузиаста, заслуженного учителя школы РСФСР, обладателя бронзовой и серебрянной медалей ВДНХ Л.Д.Белоусова, они превратили пришкольный участок в «зеленую лабораторию» колхоза «Искра». Возле школы заложили плодовый сад, разбили делянки для опытов.
1962 год – первое в Российской Федерации школьное лесничество создано в Удмуртии.
Юные лесоводы Шарканской школы, получили массив в 500 гектаров, избрали совет и лесничего, составили карту и разбили на пять лесных обходов. И зимнюю стужу, и в летний зной их проверяют лесотехники и инспекторы со своими звеньями. Ведут наблюдения и лечат зараженные вредителями участки, развешивают кормушки, искусственные гнездовья птиц, берут на учет и размножают муравейники, смело борются с браконьерами. В пути читают «лесную книгу» - живой организм леса со следами и повадками его обитателей. А весной в питомнике идут новые посевы семян древесных пород.
Новые всесоюзные операции умножили романтику пионерских дел .
Участники операции «Зеленая стрела» к концу 1973 года посадили лес на площади 8248 гектаров.
Итогом операции «Птичий городок» стало 52 428 искусственных гнездовий.
В операции «Муравей» взят на учет и размножен 1121 муравейник.
А участники операции «Родничок» за пятилетку благоустроили 712 и взяли на учет 1176 родников.
22 апреля 1967 года внимание областной пионерской организации было приковано к мартеновской печи №2. лучший сталевар Удмуртии, кавалер ордена Ленина, Евгений Черных и его подручные имели 19 юных помощников из школ №18 сарапула, №9 и 12 Глазова, №9, 30, 32, 54, 56 Ижевска; Кезской и Сюрекской. Здесь шла пионерская плавка . Сталь от 6852 тонн металлолома пошла на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Десятки тракторов, сотни автомашин, БАМу – пионерские рельсы
Операция «Миллион Родине!» - не легко перечесть пионерский вклад в достояние народа.
Важной вехой в развитии туризма стали решения ХII Съезда ВЛКСМ (1954 г.). туристско-краеведческая работа превратилась в один из действенных методов укрепления связи школы с жизнью. Ребята разных школ пошли в походы, первыми их возглавили учителя географии, истории, биологии, физкультуры. Деятельность их направляла Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция (РДЭТС). Ее возглавил ветеран туризма и спорта Алексей Владимирович Емельянов. Огромное стремление детей к походам подтвердил слет путешественников. Решение о его проведении принимало бюро обкома ВЛКСМ в 1955 году . Руководителем утвердили секретаря обкома Ю.К.Шибанова, а начальником штаба – А.В.Емельянова. первый слет… Где его провести? И выбор пал на берег Камы, где создавался еще один гигант энергетики. Пройдет несколько лет, и затопит новое море живописный полуостров Носок. Так пусть первый слет путешественников увековечит его красоту. Впервые прибывшие команды познали азарт туристической эстафеты, крепость дружбы, романтику жизни в природе. Боевой дух пронизывал всю работу: он был в эстафете, в конкурсе самодеятельности, на костре встречи со строителями Воткинского гиганта.
«Родине Советской, в Октябре рожденной, все наши открытия, всю нашу любовь!» - призвала «Пионерская правда» в год 40 летия Октября . Девиз знаменовал новый этап туризма. Объявлена 1-я Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников 1956 – 1957 годов.
Возросшее увлечение туризмом и азарт на слетовских эстафетах породили новый, самый молодой вид состязаний – спортивное ориентирование на местности. Первые Всероссийские соревнования школьников прошли в 1970 году. « Судьи работают оперативно, вывешивая контрольные карты участников. Слышаться странные слова: «привязка», «запоролся на 5-м», «прицепился к №44 и проскочил первое КП». Есть сникшие лица. Но чем сложнее программа и упорнее борьба, тем крепче товарищество дружба.
И с первого слета, проведенного у будущей ГЭС, началась летопись большого туризма удмуртских ребят.
Туризм – это мужество, воля к победе и дружба. Он соединил в одно целое гордость за землю, за свой народ, детскую пытливость, широту познаний и спортивное мастерство.
Благородные дела последователей Генки-ординарца и Тимура подчинены выполнению принципов:
Гуманные отношения и взаимное уважение между людми;
Человек человеку – друг, товарищ и брат;
Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни…
Интересная работа юных интернационалистов Ижевска. Возглавляет их городской клуб «Глобус». В совете «Глобуса» президенты 34 школьных КИДов. Он организовал 6 городских фестивалей Мира и Дружбы, явился инициатором проведения смотра работы школьных клубов.1976 году они провели первый республиканский слет.
«пионеры» - первопроходцы, осваиваившие новые земли в ходе колонизации Дикого Запада .
Истоки пионерского движения
Истоки пионерского движения лежат в скаутинге . В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся Советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений. Так, если Московский отряд В. А. Попова старался оставаться на традиционных принципах Баден-Пауэлла , то в ряде городов (Петрограде , Казани и др.) возникли объединения так называемых «Лесных братьев» - следопытов леса; наконец, в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков (бывший секретарь общества «Русский скаут»), призывавший создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру , призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом . Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты - скауты» ) прямо пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания «ЮК-скаутов» принадлежит большевистскому функционеру Вере Бонч-Бруевич. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего «буржуазного» скаутизма.
Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в нём своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов .
Создание пионерской организации
Одновременно, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н. К. Крупской , которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых , сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Самый первый из них был организован комсомольцем Марго С. В. Четыре первых отряда были созданы из Российского отряда юных разведчиков. Произошло это событие в клубе старой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14) .
В октябре, 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года , в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).
Структура пионерской организации
Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в г. (под названием «форпостов» и «баз»); они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу» (фактически - в установлении коммунистического контроля над школой, в одинаковой степени в отношении учащихся и преподавателей) . В 1929 году началась перестройка организации по школьному принципу (класс - отряд, школа - дружина). Она приняла такие размеры, что ЦК ВКП(б) особым постановлением от 21 апреля 1932 осудило «попытки ликвидировать пионерское движение путём слияния его со школой, а также извращения, пропагандирующие передачу воспитательных функций школы пионерскому движению» . Однако заметных практических результатов это постановление не имело.
Значок старшего пионера
За активную работу с пионерами
В своем классическом виде, Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья . Фактически, же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины - учеников одной школы.
Старшие пионеры
Пионерское самоуправление
Высший орган дружины, отряда, звена - пионерский сбор. Сбор отряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал совету дружины рекомендовать достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда - совет отряда, сбор звена - звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали председателя совета дружины и отряда. Во Всесоюзной, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных пионерских организациях формой самоуправления пионеров являлись пионерские слёты, которые проводились раз в 5 лет (всесоюзные и республиканские) или один раз в 2-3 года (краевые, областные, окружные, городские и районные). Городские (районные) советы пионерской организации создавали пионерские штабы из представителей всех пионерских дружин города. В городских штабах собиралась наиболее активная часть пионерской организации, её самая деятельная элита.
Порядок приёма в пионерскую организацию
Советская открытка приём в пионеры
В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально прием осуществлялся на добровольной основе. Приём производился индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины (если она не делилась на отряды), действовавших в общеобразовательной школе и школе-интернате. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину . Отличников и хорошистов принимали на ноябрьские праздники, а всех остальных на 22 апреля.
Торжественное обещание пионера
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».
Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
Предыдущие редакции
Обещание 1922 года
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться
Обещание 1923 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что
1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.
Обещание 1924 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.
Обещание 1928 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира.2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича - Законы ЮП
Законы пионеров
Последняя редакция (1986 год)
Предпоследняя редакция (1967 год)
- Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
- Пионер готовится стать комсомольцем.
- Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
- Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
- Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
- Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит- за правду.
- Пионер - товарищ и вожак октябрят.
- Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Тексты предыдущих редакций
1922 год
Пионерские лагеря
Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях . В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек », имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок » (Краснодарский край , РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край , РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область , УССР) и «Зубренок » (Минская область , БССР).
Девиз пионеров
Объявленная цель пионерской организации: воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Она выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - следует ответ: «Всегда готов!»
Гимн пионерии
Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров » - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым :
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры - дети рабочих!
Близится эра светлых годов,
Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за Комсомолом,
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - всегда будь готов!
Мы поднимаем красное знамя,
Дети рабочих - смело за нами!
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - всегда будь готов!
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры - дети рабочих!
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - всегда будь готов!
Пионерская символика
Парадная пионерская форма
Пионерская атрибутика
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты .
Пионерская форма
Форма советских пионеров
Пионерская организация в послевоенные годы
После окончания Великой отечественной войны пионеры занимались: в городе - сбором макулатуры и металлолома, посадкой зелёных насаждений, в сельских районах - выращиванием мелких домашних животных (кроликов, птиц). Лучшие из юных тружеников были отмечены наградами Родины. 4 декабря 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР орденом Ленина была на¬граждена пионерка Мамлакат Нахангова. Одиннадцатилетняя таджичка перевыполнила норму взрослого человека по сбору хлопка в семь раз. Орденом «Знак Почета» были награждены Ишан Кадыров и Хавахан Атакулова, юные животноводы Алеша Фадеев из Ленинградской области, Барасби Хамгоков из Кабардинской автономной области, Коля Кузьмин из Калининской области, Ваня Чулков из Московской области, Мамед Гасанов из Дагестана, Вася Вознюк с Украины, Буза Шамжанов из Казахстана, Этери Гвинцеладзе - тбилисская пионерка, отличница учебы . В республиках Средней Азии пионеры выращивали хлопок. Пионеры Турсунали Матказинов и Натали Челебадзе в 1949 году были удостоены звания Героя социалистического труда и награждены медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.
С 1955 года имена лучших пионеров стали заноситься в книгу почёта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. В 1958 году в детской организации были введены три ступени роста, на каждой из которых ребятам вручался особый значок. Чтобы перейти на новую ступень, пионер работал по заранее составленному индивидуальному плану. Вся пионерская работа объединялась в двухлетний пионерский план, который был ориентирован на конкретную помощь взрослым в выполнении семилетнего плана.
С 1962 года на пионерском значке изображён профиль Ленина, что символизирует признание государством заслуг пионерской организации. Это связано с тем, что в 1962 году Всесоюзная пионерская организация имени Ленина за успехи в социалистическом воспитании подростков была награждена орденом Ленина. В 1972 году пионерская организация была повторно награждена орденом Ленина.
К 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона пионеров в более чем 118 тысяч пионерских дружин.
Роспуск
В 1990 году на Х всесоюзном слёте в Артеке Всесоюзная пионерская организация имени Ленина была преобразована в международный Союз пионерских организаций - Федерацию детских организаций. На практике это союз детских независимых организаций, без структуры и символики Пионерского движения. Запрет в 1991 году КПСС и роспуск ВЛКСМ с распадом СССР подорвали мощь пионерской организации и привели к фактической ликвидации большинства пионерских дружин. В то же время небольшая часть пионерских организаций по-прежнему существуют в России, во всех странах Содружества независимых государств и не вошедших в него бывших советских республиках, нося символический характер.
В современной России
Критика пионерских методов
Почтовая марка СССР, «Пионерская дружина» - Знаменосец, почётный караул, барабанщики
Главными пунктами критиков пионерской организации являются: её идеологизированность и формализм. Лидер современных петербургских скаутов Кирилл Алексеев считает пионерскую организацию «монстром формализма, равнодушия и бюрократии» . По мнению президента Русского союза скаутов Игоря Богданова, «в пионерской организации главное, чтобы вовремя провести пионерский сбор, главное - это формализм, то, что хотят взрослые. А дети этого не хотят, они хотят играть». Ещё одной ошибкой пионеров Богданов считает привязку к школе. По его мнению, для ребёнка школа - это тюрьма .
19 мая 1922 года 90 лет назад создана первая пионерская организация, с 1926 года названная Всесоюзной пионерской организацией имени В.И.Ленина
После Октябрьской революции во многих городах Советского Союза стали возникать детские организации, группы и объединения. Компартия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию.
19 мая 1922 года Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. И в октябре того же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах СССР, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».
В 1924 году пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина. А после VII-го съезда комсомола в 1926 году, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться «Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина».
Целью пионерской организации является:
Подготовка детей школьного возраста к вступлению в ВЛКСМ, а затем в ряды Коммунистической партии.
В начале 1930-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина.
Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.
В годы Великой Отечественной войны организовано массовое тимуровское движение, включавшее также обязанности его членов:
оказание помощи семьям фронтовиков;
собор лекарственных растений и трав;
сбор металлолома;
организация сбора средств на военную технику для фронта;
дежурство в госпиталях и домах инвалидов;
участие в уборке урожая;
организация художественной самодеятельности для военнослужащих и гражданского населения.
Организатором этого направления пионерской деятельности был известный писатель Аркадий Петрович Гайдар. Его произведения: «Чук и Гек», «РВС», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» воспитали не одно поколение детей и подростков в духе патриотизма и самоотверженного служения Родине.
Пионеры-Герои Советского Союза
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья.
Пришел час испытаний и маленькие проказники и шалуны показали всему миру насколько, в маленьком детском сердце, сконцентрирована священная пламенная любовь к Родине. На первый взгляд мальчишки, девчонки. На их хрупкие плечи война положила всю тяжесть невзгод, недетских испытаний, беду и горе военного лихолетья. Но пионеры-орлята не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, которые вряд ли смог придумать даже самый талантливый писатель. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких советских ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Он отслеживал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Марат Казей . Его мама была схвачена за связь с партизанами и впоследствии повешена фашистами. Ушел к партизанам. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
Зина Портнова участвовала в операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г. юная пионерка была зверски замучена фашистами, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.
Леня Голиков. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках. Почти километр преследовал Леня врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы.
Все четверо были удостоены высокого звания Героев Советского Союза посмертно…
Важнейшими пионерскими атрибутами являются дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.
Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т.п.) надевалась парадная форма. С гордостью носили на груди красный галстук – частичку боевого красного знамени. У пионерского галстука три конца – это символ единения партии, комсомола и пионерии.
В пионерскую организацию принимали детей в возрасте от 9 до 14 лет. Прием осуществлялся индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины.
Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. В пионеры принимали в торжественной обстановке. Как правило, во время советских праздников, чаще всего 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.
«Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза».
Цель пионерской организации - воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии. Она выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.
На призыв:
«Пионер, к борьбе за дело Компартии будь готов!»
Следует ответ:
«Всегда готов!»
Законы юных пионеров:
Пионер предан Родине, партии, идеям социальной справедливости;
Пионер готовится стать комсомольцем;
Пионер ровняется на героев борьбы и труда;
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества;
Пионер лучший в учебе, труде и спорте;
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду;
Пионер - товарищ и вожатый октябрят;
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран;
Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым
Пионерия в Украине
21 июля 2004 года Всеукраинская пионерская организация им. В.И.Ленина была зарегистрирована Министерством юстиции Украины.
Как и в былые времена, старшим наставником, помощником и организатором возрождающегося пионерского движения, является Ленинский комсомол.
С 1993 года проделана большая организационная работа по возрождению пионерской организации.
Сегодня в Украине действует 22 всеукраинские детские общественные организации. Главным отличием пионерской, является идейное, организационное и символическое сходство с советской пионерией, что дает возможность заявить о том, что ВПО им. В.И.Ленина является идейным приемником и продолжателем пионерского движения Украины.
Пионерия проходит трудный путь становления и возрождения.
Бесспорно знаковым событием, стало проведение в 2010 году в Херсоне I-го Всеукраинского сбора областных пионерских организаций, в работе которого принимали представители 15 регионов страны.
Во время работы, ребята самостоятельно доработали и приняли Законы пионера, клятву, познакомились с основными пионерскими традициями и организационными деталями при проведении мероприятий.
Сегодня зарегистрированы и действуют региональные пионерские организации в Киевской, Житомирской, Волынской, Винницкой, Ивано-Франковской, Донецкой, Запорожской, Кировоградской областях.
Имеют огромные наработки организации Николаевской, Херсонской, Черниговской, Луганской, Харьковской, Полтавской, Черкасской областей, Севастополя.
Традиционно, в большинстве областных центров и городов 19 мая проходят торжественные пионерские линейки, новое пополнение принимают в ряды.
Глаза детей загораются, а звонкие голоса отчеканивают «Будь готов! - Всегда готов!».
То, что сегодня в пионерскую организацию идет новое пополнение, готовое к борьбе, труду, говорит про актуальность и необходимость восстановления пионерской организации, придает ей неподкупную простоту и силу.
Пресс-служба Запорожского ОК ЛКСМУ
«Кому принадлежит молодежь – тому принадлежит будущее». Эта фраза, сказанная главным идеологом нацистского режима, вполне могла бы стать и девизом для коммунистических лидеров, строивших молодежные организации Советского Союза.
«Не нужно бросать наших младших товарищей. Вне союза они могут попасть под чуждое пролетариату влияние, и вина за это будет лежать на нас», – было написано в резолюции первого съезда комсомола. К моменту распада СССР Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была самой огромной массовой коммунистической организацией детей и подростков в стране, она играла одну из главных ролей в идейном воспитании советской молодёжи наряду с комсомолом (ВЛКСМ ), школой, творческими, спортивными и прочими общественными организациями.
Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально распущена в 1991 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.
Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».
Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ , сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.
К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».
На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата… Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»… Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.
Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В целом в стране шла глухая борьба с советскими организациями, в том числе и с пионерской, многие родители старались уберечь своих детей от идеологической обработки в интересах новой власти. Именно поэтому важно было оторвать детей от семьи, вырастить из них полноценных «новых людей». В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом: организация превращалась в стройную систему, полностью подчинённую партийным интересам.
После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» – пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей… В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры и обрабатывать детей было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы… В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).
Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.
Пионерское обещание, принятое после развенчания культа личности Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.
«К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!»
На призыв «Будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Пионеры приветствовали друг друга салютом и, независимо от формы одежды, носили на шее красный галстук.
Приведём последнюю редакцию законов юных пионеров.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер – товарищ и вожак октябрят. Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководством комсомольцев пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения в ВЛКСМ .
Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий… Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и пр.
Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства – на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир… В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.
В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».
В конце тридцатых годов юные ленинцы активно готовились к военно-оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулеметчиков, санитаров и пр. Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты… Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку… Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».
После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.
Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.
К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, однако при детальных беседах выясняется, что скучают последние просто по времени своего детства, вспоминают с теплом интересные события вроде походов, посадок деревьев и пр. В то же время идеологическая составляющая, пропитавшая всю жизнь советской страны, казалась им в детстве скучной, набившие оскомину лозунги и призывы они просто пропускали мимо ушей.