Изменить систему оплаты труда в государственных учреждениях и органах власти рф.
Ирина КАНТОРОВИЧ
Учитель, кандидат исторических наук
ЕЩЕ РАЗ О ЗАРПЛАТАХ УЧИТЕЛЕЙ
Школьная реформа столкнула педагогов
и администрацию
Проблема с формированием зарплат учителей возникла после реформы 2008 года, когда в стране была введена Новая система оплаты труда в бюджетных учреждениях (НСОТ). По этой системе все выделенные школе деньги тратятся внутри нее самой, а все сэкономленные (не потраченные на предназначенные цели) средства выплачиваются сотрудникам в виде стимулирующих надбавок и премий.
На практике львиной долей все эти суммы переходят в зарплатные выплаты администрации и близким к ней лицам. НСОТ априорно поставила учителей и администраторов в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше директор заплатит учителям, тем больше сможет заплатить себе и своим сотрудникам. Учительский корпус устал от войны в условиях, когда администрация издает локальные акты, все более и более ухудшающие условия работы учителей. СМИ пестрят сообщениями о запредельно низких зарплатах учителей в Тульской области, Дагестане и т.п. А на другом полюсе мы имеем, судя по декларациям, сверхдоходы директоров школ. При этом доходы заместителей директоров даже не декларируются. Сейчас в каждой московской школе около десятка заместителей директоров.
Но обнищание учительства — лишь одно из последствий НСОТ. Другое последствие касается уже всех граждан: это всемерное сокращение объема бесплатных услуг, предоставляемых школами. Из «экономии» директора делают все, чтобы уменьшить объем работ, выполняемых школами, и чтобы сократить число рабочих мест, принудив работников к увольнению. Именно этим обусловлено, например, увольнение за последний год более 1600 педагогов дополнительного образования. Директора с редким изобретательством делают так, чтоб «не набрать» учащихся в бесплатные кружки. (Зачем набирать, если можно по закону выделенные на дополнительное образование деньги перевести в зарплатные выплаты?)
В школах Москвы практикуется и такое: директора стремятся уволить опытных знающих учителей (им надо платить надбавки за квалификацию, за научную степень и т.п.) и набрать учителей из соседних областей — желательно только что окончивших вузы (чтобы не платить надбавки). При этом любому учителю, посмевшему поднять голос в защиту работников, создают такие условия, что он вынужден уволиться.
Администрации вводят положения об оплате труда «под себя». Например, директор ЦО «Технологии обучения» (Москва) ввел не соответствующее законодательству положение, позволяющее платить за ставку работы базовую зарплату с разницей в 3-4 раза. Вот только маленький фрагмент беседы председателя профкома с директором: «Я спросила директора: «Вы понимаете, что по этому положению за один урок учитель может получать в качестве базовой части оплаты урока 300, 450, 600, 1200 руб., что такой разницы нет ни в одной школе? И что выпускник может получать за ту же нагрузку в 4 раза больше доктора наук с высшей категорией?» Ездов А. А., директор бюджетной школы, ответил: «Конечно, я могу платить выпускнику, если он работает с группой в 5 человек, больше, чем замшелому доктору наук». И данное положение было директором введено без изменений. На жалобу профкома прокуратура ответила отпиской прокуратуры. Инспекции по труду сейчас завалены жалобами: из-за НСОТ объем нарушений чудовищен.
Вношу предложения.
Лишить администрацию школ права самим формулировать школьные положения об оплате труда и издавать локальные акты. Вернуться к единой тарифной сетке.
Создать систему финансирования школ, по которой администрация не будет заинтересована в том, чтобы «сэкономить» (не потратить по назначению) как можно больше денег.
Разработать новый приказ о рабочем времени педработников, потому что запутанность действующих двух приказов Минобра РФ приводит к грубейшим нарушениям трудовых прав учителей (об этом см. аналитику профсоюза «Учитель»).
От НСОТ страдают не только образовательные учреждения, но и другие бюджетные организации. Более подробно я изложила это в петиции «Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии», доступной в интернете. Давайте признаем, что введение НСОТ было системной ошибкой.
В настоящее время в РФ значительная часть бюджетных денег используется не по назначению, что породила введенная в 2008 году новая система оплаты труда в бюджетной сфере (НСОТ). Необходимо срочно ликвидировать НСОТ, иначе страну ждет дестабилизация.
По этой системе все выделенные бюджетному учреждению деньги тратятся внутри него самого, при этом все сэкономленные (не потраченные на предназначенные цели) средства бюджетного учреждения руководитель выплачивает сотрудникам в виде стимулирующих надбавок и премий. НСОТ вводилась с целью поощрения лучших работников, на практике же во многих организациях стимулирующие и премии львиной долей переходят в зарплатные выплаты администрации и близких к ней лиц. При этом механизм наказания за эти выплаты отсутствует, так как они осуществляются по закону. Примеры из СМИ: полумиллионная зарплата главбуха одной из центральных больниц в Симферополе, зарплата директора музыкальной школы в Cочи – 217 тысяч рублей, премия главы почты России в 95,4 млн. рублей и т.д. В московской школе для детей-инвалидов декларированная зарплата школьного директора (не академика, не космонавта и не Президента) в среднем составила более 350 тысяч рублей в месяц.
На практике НСОТ позволяет работникам одной должности за ставку платить зарплату с разницей в десятки раз, что противоречит 22 статье Трудового кодекса РФ: «Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности». Например, Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить просто должностной оклад, а кому 38 таких окладов, согласно НСОТ, решает руководитель.
НСОТ априорно ставит работника и работодателя в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше работодатель заплатит работникам, тем больше сможет выплатить себе и «своим» сотрудникам. В подавляющем большинстве бюджетных организаций наблюдается одна и та же картина: часть работников вынуждают уволиться, на оставшихся возлагают их обязанности, при этом зарплаты либо остаются прежними, либо немного повышаются совершенно несоразмерно с возросшими обязанностями. Руководитель может и уменьшить зарплату таких сотрудников, так как на практике произволу администрации противостоять невозможно. Положения об оплате труда самоуправно принимаются директорами и оспорить их невозможно, так как установочные документы о них носят рекомендательный характер. Оставшиеся работники работают на износ, а уволенные становятся безработными. При этом в учреждениях появляется целый штат заместителей, руководителей подразделений и т.п., состоящий из родственников и знакомых директора. Им назначаются большие оклады, выплачиваются премии и стимулирующие выплаты, но чем именно занимаются эти люди и занимаются ли вообще, никому не известно.
На одном полюсе мы имеем запредельные зарплаты директоров школ, главных врачей, ректоров и т.п., а на другом – все уменьшающиеся зарплаты работников (см., например, данные Росстата в газете «Известия» от 7 июля 2016 г.: именно из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки только в 2015 году в РФ уволились 50 тысяч санитарок и нянечек, 16 тысяч медсестер и фельдшеров, 10 тысяч социальных работников, 1,6 тысяч педагогов дополнительного образования). «Средняя» зарплата не отражает действительность. Например, по официальным данным средняя зарплата учителя в Москве более 80 тысяч рублей. Это достигается такой уловкой: члены администрации называются «иными педработниками» и их зарплаты учитываются в статистике. На самом деле в Москве учитель за ставку работы получает в среднем 30-35 тысяч рублей, а в провинции – 6-20 (успешный Учитель Года-2016 из Армавира получает 16,5 тысяч рублей за ставку работы). Бедность российских граждан, во многом порожденная НСОТ, сегодня официально признана одной из ключевых проблем российской экономики.
Но НСОТ породила и еще одну системную проблему: недобросовестные администраторы бюджетных учреждений, руководители региональных Департаментов и Комитетов здравоохранения, соцобеспечения, образования и т.п. издают приказы, распоряжения, локальные акты, имеющие целью «сэкономить» - ведь «сэкономленное» по НСОТ тоже можно выплатить себе и «своим» сотрудникам. До введения НСОТ не закрывались массово больницы, роддома, школы, клубы, Дома культуры и т.п., не было такого роста безработицы и смертности, московское метро никогда не ремонтировалось днем и не закрывалось по выходным (сегодня это еженедельная практика), горячую воду не планировали охлаждать, не вводили новые критерии инвалидности, в результате которых в стране за год стало на полтора миллиона инвалидов меньше, не исключали инвалидов ДЦП из списка тех, кто имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение, детям и взрослым предоставляли разностороннее дополнительное образование на бюджетной основе, не отказывали онкобольным в обезболивающих лекарствах, не приходилось ждать приема врача или обследования от недели до года, не вводили плату за продленку в школе и за развивающие занятия в детском саду и т.д. «Экономия», обусловленная НСОТ, приводит к тотальному сокращению функций государства. Каждый администратор на своем месте придумывает все новые возможности «экономии»; каждый гражданин получает все уменьшающийся объем бюджетных услуг.
«Экономия» породила «оптимизацию», которую правильнее было бы назвать «пессимизацией»: огромное число госучреждений закрыто, а оставшиеся действуют на все уменьшающемся минимуме своих возможностей. Выступление перед депутатами (2016 г.) главы Следственного комитета Иркутской области описывает страшные последствия НСОТ для работников и пациентов в интернате для детей-инвалидов. Вот фрагмент этого выступления: "При увеличении количества находящихся детей в 3 с лишним раза штат был увеличен на 24%. Нагрузка на работника выросла почти в 3 раза. Зарплата же при этом уменьшилась также в 2-3 раза. При этом, заметьте, количество врачей вообще не увеличилось – на 102 ребенка 1 педиатр. Работники других интернатов говорят, что в основном то же самое. На снижение реальной зарплаты жалуются почти все... на полное отсутствие денег на текущий ремонт жалуются все... Но ставки такие, что по этим окладам никто и никогда работать не будет. Врач, работающий в системе Минздрава, получает в среднем 40 тысяч рублей в месяц. Такой же врач в системе Минобразования – 10 тыс. рублей в месяц. Плюс по существующей нормативной базе у него почему-то не идет медицинский стаж. Понятно, все ставки пустые. Понятно, детям медицинское сопровождение не оказывается. Зато «экономия»...».
Практический результат
Прекращение негативных процессов в бюджетной сфере: закрытия больниц, школ, ВУЗов, фельдшерских пунктов, клубов, центров реабилитации, недельных и месячных очередей на оказание медицинских услуг и т.п.
Полноценное функционирование государственных учреждений.
Реальный рост зарплат работников бюджетной сферы.
Стабилизация общественных процессов.
Решение
Необходимо отменить НСОТ и установить модернизированную Единую тарифную сетку. Причем по ЕТС реальная зарплата (со всеми премиями и денежными поощрениями) руководителей и других администраторов должна быть не более чем в полтора раза больше зарплаты квалифицированного работника данной отрасли.
Назначить выборы директоров во всех бюджетных организациях и отраслях, поскольку сейчас многие руководители бюджетных организаций проявили себя как коррупционеры.
Открытое письмо министру образования № 2
«Произвол администраций на местах чудовищен»
Многоуважаемая Ольга Юрьевна! В апреле 2017 г. я отправила Вам Открытое письмо «Бюджеты, отданные в «кормление», ведут страну в пропасть», о котором рассказали «Новые Известия» в статье «Вопрос дня: Почему ректор получает 2 миллиона, а преподаватель 20 тысяч». В ответе вверенного Вам Министерства по существу поднятых в Открытом письме вопросов не сказано практически ничего. Прошу ответить по существу на мое первое письмо, согласно законодательству. В ответе по существу прошу по возможности учесть мои комментарии и вопросы в связи с ответом Министерства, изложенные в публикации «Новых Известий» «Минобр ответил, почему ректор получает 2 миллиона, а преподаватель 20 тысяч». Также обращаю Ваше внимание на то, что изначально в расчете соотношения зарплаты руководителя к «средней» зарплате работника имеется лукавый изъян: зарплата за ставку руководителя формируется не на основании средней зарплаты за ставку, а за всю работу работника (то, что сейчас многие педагоги работают, чтобы выжить, как волы, на 1,5-2 ставки, известно). Кроме того, «средняя» зарплата работника расчитывается с учетом его премий и вообще всех зарплатных выплат. А зарплата руководителя утверждается без этих доплат, насколько я поняла из ответа администрации МИФИ.
В Открытом письме № 2 я хочу показать практику сегодняшнего состояния дел в бюджетных образовательных организациях на двух примерах.
Первый пример - о ситуации с зарплатами учителей в Дагестане, описанной в публикации издания «Кавполит» от 23 мая 2017 года «Дагестанская учительница просит Абдулатипова обратить внимание на коррупцию в школе, иначе она выйдет на одиночный пикет».
Согласно Постановлению главы администрации г. Махачкалы от 3 июня 2010 г. №1667 учителям города устанавливалась зарплата в 8912 рублей. Однако в реальности в текущем учебном году, семь (!) лет спустя после данного Постановления (не забудем про инфляцию), даже этой мизерной суммы учителям не выплачивали, а платили по 8102 рубля. Заметим: сначала сами назначили этот минимум, так как по сегодняшнему закону ее размер в ведении местных органов власти, а затем произвольно не выполнили своих обязательств по бюджетным (!) выплатам. И никто это не контролировал и не думал менять, пока учительница Патимат Магомедшапиева из махачкалинской средней школы №31 не подняла вопрос о зарплате. Администрация начала что-то предпринимать только после того, как учительница литературы узнала о существовании Постановления №1667 (а ей просто в жизни нечем заняться, как изучать законы по зарплате). Администрация поняла, что с точки зрения закона пахнет жареным. Мораль уже давно никого не интересует.
Как в таких случаях поступает администрация, в нашем случае - городского округа "город Махачкала"? Издает новое Постановление - №270 от 01.03.2017 г. "О внесении изменений в постановление главы г. Махачкалы от 3.06.2010г. №1667», в котором говорится об установлении размера оклада в 8912 рублей для учителей при наличии высшей квалификационной категории. И в это постановление вписано: «Данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2016 года».
Вот и все. Очень просто: издаем еще одно Постановление, где суживаем круг учителей, могущих получать зарплату аж в 8912 рублей. Что произошло в школе далее? «Несмотря на то, что в марте школа все-таки перешла на выплату «новой» зарплаты, на руки учителя стали получать еще меньше». Вот и все. Все законодательно оформлено. Полное законное самоуправство: что хочу, то и ворочу. И совершенно безнаказанно.
Далее - пример второй. Рассказываю про школу, где работаю сама - очно-дистанционного обучения детей-инвалидов ГБОУ ЦО «Технологии обучения» (Москва). Сначала история, один к одному повторяющая дагестанскую: о том, как принимаются законы, распространяемые на правоотношения, возникшие ранее. Одним из способов директорской «экономии» в ГБОУ ЦО «Технологии обучения» с сентября 2014 года стало лишение детей-инвалидов, достигших 18-летнего возраста, возможности получать дополнительное образование. Как только ученику исполнялось 18 лет, прямо посреди учебного года его исключали из числа обучающихся, переставали оплачивать домашний интернет и забирали оборудование (компьютер и др.). 26 января 2017 г. я написала администратору школы письмо: «...У меня удаляют учеников из нагрузки по достижении ими 18 лет. Но, насколько мне известно, нашим ученикам выделяется не только обычное финансирование допобразования, но и финансирование по специальному московскому проекту, на основании которого им предоставляется оборудование, обслуживается это оборудование и финансируется из бюджета их обучение (выделяются деньги на работу учителя). В договоре с учениками нигде не написано, что по достижении ими 18 лет он расторгается. Почему же тогда их удаляют?» Результат этого письма превзошел все ожидания. Уже 31 января 2017 года Департаментом образования города Москвы издан Приказ № 30, согласно которому обучение инвалидов по дополнительным общеразвивающим программам, на которые они были зачислены до достижения возраста 18 лет, осуществляется до окончания срока реализации данных программ и распространяется на правоотношения с сентября 2016 года. Всем ученикам, которых лишили возможности обучаться (заметьте, получив деньги из бюджета на их обучение в течение всего учебного года!), возвратили оборудование и составили расписание.
При этом Департамент не считает нужным продлить возможности бюджетного получения дополнительного образования инвалидам даже до окончания средней школы (у нас немало детей, которым 18 исполняется в 9 классе, например). Он не считает нужным издать подобный приказ и для не-инвалидов (сейчас встречаются одиннадцатиклассники, которым 18 исполняется еще в школе): к чему такое расточительство в распоряжении городскими деньгами, выделенными на дополнительное образование? Не лучше ли их «сэкономить»? Тем более что это совершенно безнаказанно и неконтролируемо сверху можно сделать.
Объединение детей-инвалидов, имеющих справку о рекомендации надомного обучения и, соответственно, влекущую финансирование из бюджета индивидуального обучения, в группы (когда школа начинала работать, в 2006 году, все дети учились индивидуально - ведь тогда законы не позволяли переводить «экономию» в зарплатные выплаты). Это позволяет, на вскидку, «экономить» несколько миллионов в месяц из денег, выделенных на зарплаты учителей.
Признание нормальных детей умственно отсталыми, поскольку это экономически выгоднее. Когда я узнала от мамы Георгия Г., что его признали умственно отсталым и прочат ему вместо аттестата справку, я онемела. Я учу этого любознательного подростка с хорошим чувством юмора. Мама, уставшая бороться, планирует перевести его в другую школу, чтоб была не справка, а аттестат. Контакты мамы Георгия, с ее согласия, готова предоставить. По словам родителей и учителей, Георгий далеко не один такой «умственно отсталый» в школе. Массовое признание многих учеников школы умственно отсталыми состоялось в 2015-2016 учебном году.
Сокращение числа работающих школьных микроавтобусов, осуществляющих доставку детей в школу, с десяти до двух-трех.
При том, что питание в главном здании школы не организуется вовсе (поскольку дети учатся, в основном, дистанционно), выплата компенсации за питание за дни отсутствия на уроках не производится. Здесь, правда, не очень понятно, кому идет «экономия» - Департаменту или школе. А болеют наши дети не мало - иногда месяцами. Я знаю маму, которая отказывает своему сыну в посещении экскурсий, проводимых в учебное время: ведь тогда ей не компенсируют 150 рублей за этот день.
Лишение выпускников, окончивших школу, компьютерного оборудования, на которое они имеют право по закону.
Незаконный запрет ученикам выбирать более двух кружков дополнительного образования для изучения с педагогом.
Произвольное (заниженное) назначение размера ученико-часа - основы расчета зарплатных выплат учителей.
Последовательное сокращение «решением коллектива» базовой зарплаты учителей за тот же объем работы (без компенсирующих и стимулирующих выплат) со времени принятия НСОТ в 2013 г. примерно на 16-18 процентов (в абсолютных числах, без учета инфляции). Подробности того, как сегодня коллектив «решает» все, изложены мной в статье «Новых Известий» от 12 мая 2017 г. «Как «заработать» оклад 2 тысячи рублей в месяц». Согласно ответу Минтруда, по сегодняшним законам условия оплаты труда работников в бюджетных учреждениях относятся к компетенции самих учреждений. На практике это привело к полному самоуправству адмистраций в распоряжении бюджетными (!) деньгами.
Осуществление зарплатных выплат в присоединенной школе не на основании Положения об оплате труда, а на основании локального акта, написанного самим директором: по Положению оплата труда учителей была бы существенно выше.
Оплата учителям только 21 рабочих дней в месяце. Если рабочих дней в месяце больше (например, в марте 2017 г. их было 23), они не оплачиваются.
Поверьте, Ольга Юрьевна, это еще далеко не все способы «экономии», видные в нашей школе невооруженным глазом. И Департамент образования неизменно отвечает, что все у нас в школе хорошо. Если у Вас будет желание разобраться с «экономией» в ГБОУ ЦО «Технологии обучения», прошу Вас адресовать мое письмо в УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве. Потому что Департамент образования точно никаких нарушений не найдет, тут не надо быть пророком. В ГБОУ ЦО «Технологии обучения» на вскидку «экономится» около трех четвертей бюджета школы. Согласно ответу директора, опубликованному в статье «Московского комсомольца» «Школы экономят на детях, чтобы выплачивать премии директорам», «любая экономия, которая возникает в Центре из средств бюджетных источников, направляется на заработные платы сотрудников». Не трудно догадаться, каких именно сотрудников. Думаю, топ-зарплаты в нашей школе впечатлят любого. Вопросы морали я оставляю за кадром.
В сухом остатке, многоуважаемая Ольга Юрьевна, прошу Вас осознать всю мерзость положения, в которое нас завели изменения в законодательстве последнего десятилетия, допускающие на практике полное самоуправство местных администраций в распоряжении бюджетом, позволяющие администрации всю «экономию» направлять в зарплатные выплаты сотрудников (на практике - себе и «своим»), сокращать число рабочих мест и т.п. Причем это происходит не только в образовании, но во всех бюджетных сферах - здравоохранении, соцобеспечении и т.п. На мой взгляд, главные причины «уникального явления России», по словам Ольги Голодец, - «бедности работающих» и сегодняшнего всеобщего сокращения социальных обязательств государства, качества и объема его услуг, три:
реформа, изменившая систему финансирования госучреждений, по которой все выделенные ему бюджетные деньги остаются внутри него,
введение НСОТ, спустившей формирование зарплат на уровень учреждений, и на практике допускающей полный административный произвол в формировании зарплат,
широкая самостоятельность и автономия бюджетных организаций, позволяющая локальными актами изменять штатное расписание, перераспределять на другие цели выделенные деньги и т.п.
Сегодня по закону у работников бывают оклады в 2 тысячи рублей (см. об этом статью в «Новых Известиях» «Оклад бюджетника в две тысячи рублей вполне возможен и допустим»). Бюджетные администрации назначают работникам зарплаты ниже МРОТ (см., например, публикацию в «Новых известиях» «Зажравшиеся» коммунальщики не могут получить и двух тысяч рублей за работу»). По сути в стране все разрастается невидимый экономический ГУЛАГ. Пусть лично работник свободен. Но экономически он ничем не отличается от узника ГУЛАГа - он работает, как вол, практически только за еду (ведь часть зарплаты уходит на услуги ЖКХ). Причем управленцы среднего и младшего звена, «кормленщики», всячески скрывают такое положение дел, подтасовывая статистику и рисуя фантастические средние зарплаты.
В завершение позволю себе обратиться к Вам с личной просьбой. Администрация ГБОУ ЦО «Технологии обучения» с будущего учебного года лишает меня моей любимой работы по преподаванию авторского дистанционного курса «Библейские истории в шедеврах мирового искусства», который я создавала 10 лет, просто исключив его из учебного плана и даже не поставив меня об этом в известность (знаю от родителей). Прошу Вас содействовать тому, чтобы мои курсы по изучению картин на сюжеты Ветхого Завета и Нового Завета были возвращены в учебный план ГБОУ ЦО «Технологии обучения». Они очень нравятся детям и родителям.
Приложения к письму доступны
Известный педагог и постоянный автор "НИ" Ирина Канторович написала открытое письмо Владимиру Путину, в котором просит включить в предвыборную программу президента ликвидацию НСОТ (новой системы оплаты труда), которая плодит нищету у рядовых бюджетников, но обогащает руководство школ, больниц и др. казённых учреждений.
По НСОТ каждый трудовой коллектив бюджетного учреждения сам решает, кому и сколько платить, обсуждая и утверждая Положение об оплате труда. На практике руководители зачастую формулируют эти Положения в свою пользу. При этом противостоять произволу администрации почти невозможно : борцов за трудовые права начальство подводит под увольнение. Задуманная как апофеоз демократии НСОТ на практике обернулась апофеозом авторитаризма работодателей. Вот один из последних примеров, от 27 декабря 2017 года: «Оксана Геннадьевна Козина, директор школы № 218 Фрунзенского района Санкт-Петербурга сегодня запретила работникам на собрании трудового коллектива обсуждать проект Положения об оплате труда под тем предлогом, что в Уставе школы написано Собрание принимает Положение, а про обсуждать там ничего не написано».
В 2010 году был принят еще один важный закон (часть 17 Ст. 30 83-ФЗ от 08.05.2010 г.), по которому все деньги, выделенные бюджетному учреждению, как правило, остаются внутри него. Нетрудно увидеть, что при такой системе интересы администрации и работников противоположны: чем меньше работодатель заплатит работнику, тем больше сможет выплатить себе, а также близким к нему лично сотрудникам. Потому что по закону (например, п.3 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г.) «сэкономленное» на зарплатах работников просто некуда деть кроме как перевести в «стимулирующую часть фонда оплаты труда». А решение о том, кому именно платить стимулирующие, на практике принадлежит исключительно руководству.
В итоге НСОТ породила чудовищное неравенство в доходах на среднем и мелком уровне. Сейчас довольно много информации о крупных коррупционерах, их дачах, дворцах, бизнесе и т.п. НСОТ не про это. Она про директоров школ и больниц, их замов, начальников отделов и других структур. Нередко зарплаты бюджетным сотрудникам устанавливают совершенно произвольно, под конкретных людей, например, в одной московской бюджетной школе для детей-инвалидов актуальные оклады секретаря учебной части 34 690 руб. и водителя - 46800 руб. (для занятия данных должностях высшее образование не требуется) выше оклада тьютора 33 336 руб. (работника с высшим педагогическим образованием).
НСОТ спровоцировала не представимую ранее диспропорцию в зарплатах. Об этом, на примере вузов, недавно открыто рассказала министр образования О.Ю.Васильева. Обращаясь к ректорам, она заявила о недопустимости«гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей:
- ...Но должны быть какие-то нравственные ориентиры, когда у вас люди получают скромные деньги, а вы приносите справки о высокой средней заработной плате в вузе и просите начислить 700 тысяч рублей, когда люди по 35-45 тысяч получают. Мои коллеги... сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышает зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70" .
В речи министра обозначены главные реалии НСОТ: гигантская разница в зарплатах руководителей и рядовых сотрудников, а также гигантская разница в зарплатах работников одной должности (в данном случае преподавателей) – кому-то 20, кому-то 120 можно платить. На практике эта разница бывает и больше, в десятки раз: по закону препятствий нет. Кстати, зарплата учительницы, пожаловавшейся Вам на свою низкую зарплату, размер которой в два раза меньше средней по региону, осталась прежней : она начисляется в соответствии с законодательством.
Но полный произвол в назначении зарплат работникам - далеко не единственное «достижение» НСОТ. Сейчас в стимулирующие зарплатные выплаты можно законно переводить и не потраченные по назначению деньги, выделенные на предоставление услуг гражданам. Например, в Российском научном центре рентгенорадиологии почти всем женщинам рак груди лечат самым дешевым способом: удаляют сразу всю грудь. В сети имеется такой рассказ 2011 года: «На пятиминутке в присутствии всех врачей директор Солодкий В. А. сказал «Ей не нужна 6-тичасовая сложная операция. Сколько ей лет? 30? Ей не нужно оставлять молочные железы, уберите все - операция будет короткая». Врачи были в шоке, но все молчали». В 2011 году они были в шоке. А сейчас фактически только такую операцию и делают. По свидетельству недавней пациентки Центра за пять недель ее пребывания там была сделана одна органосохраняющая операция. В целом современные примеры «экономии» на предоставлении услуг гражданам в медицине, образовании, соцобеспечении исчисляются десятками тысяч.
С «экономией», названной оптимизацией, пытаются бороться отдельные депутаты Госдумы (см., например, фрагмент заседания Госудумы от 17 января 2018 года), но им явно не по зубам задача законотворчества в этом направлении: этим должны заниматься профильные министерства. Процесс ликвидации медицинских и других госчреждений сам собой закончится, когда у чиновников не будет мотивации для ликвидации. Сейчас мотивация очевидна: «экономию» просто некуда деть по закону, как направить в зарплатные выплаты.
Отдельно хочется прокомментировать Ваши слова о том, что «школа сама определяет штатное расписание» . На практике это привело к тому, что бюджетная администрация «выживает» сотрудников по максимуму (сейчас уволить сотрудника можно просто локальным актом о сокращении численности работников), а на оставшихся взваливает их работу. Так, по словам сопредседателя Гильдии защитников медицинских работников, профессора Виктора Колкутина , «врача загнали в ситуацию, когда он вынужден перерабатывать. Многие мои знакомые медики говорят, что еще год-два в таком режиме - и они уйдут куда угодно, хоть в сапожники». Вот рассказ (декабрь 2016 г.) об интернате для лежачих детей-инвалидов: «В том же Черемхово произошло сокращение должностей помощников воспитателей с ежемесячной зарплатой в 18 тыс. рублей на санитарок, получающих в месяц 6 – 8 тыс. рублей. Работа – одна и та же абсолютно – это утверждают сотни допрошенных работников этих категорий. Только нагрузка разная – на 32 ребенка было 111 штатных единиц персонала, ... потом на 102 ребенка – 137 единиц...Нагрузка на работника выросла почти в 3 раза. Зарплата же при этом уменьшилась также в 2 - 3 раза...» Показательно, что рассказывает это не журналист и не гражданский активист, а глава Следственного управления СК РФ по Иркутской области генерал-майор юстиции Андрей Бунёв .
Каждая администрация на своем месте изобретает все новые способы «экономии». Сейчас додумались переводить бюджетников на неполную ставку при сохранении того же объема работ. Такая практика действует, например, в МИФИ, о чем рассказала Анита Соболева, Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (см. выступление с 7 минуты 05 секунды). В видео статьи «Зажравшиеся» коммунальщики не могут получить и двух тысяч за свою работу» зафикировано, что весной 2017 года работникам бюджетной организации предлагается месячная зарплата в 2-5 тысяч рублей.
Остается только удивляться, почему никто из политиков не сделает главным пунктом своей программы отмену НСОТ. Столько говорится о коррупции, бедности, кризисе и т.п. Но никто не называет главную причину прогрессирующей бедности россиян и всеобщего сокращения больниц, школ, социальных услуг и т.п. Пока по закону все «сэкономленные» бюджетные деньги можно перевести в стимулирующие зарплатные выплаты, этот процесс не остановить. НСОТ не выгодна никому, кроме управленцев среднего и нижнего звена, получающих сейчас такие зарплаты, о которых они и мечтать никогда не могли.
Когда люди заблудились в лесу, они забывают о своих разногласиях во взглядах на поэзию и хеви-метал, даже на Крым и Донбасс: они объединяют свои усилия, чтобы выжить. Сочетание НСОТ и закона, оставляющего все выделенные деньги бюджетному учреждению, породило законный механизм перевода «сэкономленных» бюджетных денег в карманы тех, кому сочтет нужным заплатить руководитель. Увы, пока вся политическая и правительственная элита России проблему не видит, а Новая система оплаты труда продолжает разрушать жизни миллионов граждан России. Владимир Владимирович, прошу Вас включить в свою президентскую программу отмену НСОТ и части 17 Ст. 30 83-ФЗ от 08.05.2010 г.
Что на самом деле творится в российской системе школьного образования? "Огонек" поинтересовался взглядом на проблему изнутри — у учителя, кандидата исторических наук Ирины Канторович*
— Заявленная оптимизация школ: за чей счет и в чью пользу проводится?
— Собственно, цель оптимизации никто не скрывает: она проводится в целях экономии бюджетных средств. Каждый администратор на своем месте придумывает все новые возможности "экономии", но при этом каждый гражданин получает все уменьшающийся объем бюджетных услуг.
— А какая тут связь?
— Прямая. Новая система позволяет администрации сэкономленные средства выплачивать как сверхзарплату себе и "своим" сотрудникам, открывает возможность выплачивать за ставку зарплаты с разницей в десятки раз (что, кстати, противоречит статье 22 Трудового кодекса РФ). Директор школы самоуправно решает, кого оставить на голом окладе, а кому доплатить сотни процентов к нему. И чувствует себя полностью "в своем праве": по новой системе оплаты труда (НСОТ) все выделенные бюджетному учреждению деньги тратятся внутри него самого, сэкономленные средства переходят в фонд экономии данного учреждения и директор выплачивает их сотрудникам в виде стимулирующих надбавок и премий. А поле для экономии — сокращение персонала, качества и объема предоставляемых услуг. Например, в школах Москвы директора, пытаясь сэкономить, стремятся уволить опытных знающих учителей (им надо платить надбавки за квалификацию, за научную степень и тому подобное) и набрать учителей из соседних областей — желательно только что окончивших вузы (чтобы не платить надбавки). При этом любому сотруднику бюджетного учреждения, посмевшему поднять голос в защиту работников, создают такие условия, что он вынужден уволиться. По факту администрации вводят новую систему оплаты труда "под себя". Например, администрация моей школы ЦО "Технологии обучения" (Дорогомилово) ввела Положение об оплате труда, позволяющее "своим" сотрудникам платить за ставку работы базовую зарплату в 3-4 раза больше. На жалобу профкома контролирующие инстанции отвечают отпиской. И неудивительно: прокуратуры, инспекции по труду сейчас завалены такими жалобами.
— Возможно, у вас частный случай?
— Знаете, когда я начала разбираться с тем, что творится в отрасли, коллеги и сослуживцы даже первое время меня сторонились, а то и критиковали на форумах, сейчас же, когда им самим урезали часы и зарплаты, они стали здороваться, желать удачи, сочувствовать борьбе. Увы, схема обогащения управленцев слишком проста. В нашей школе, например, число учительских ставок "оптимизировали" в 2-3 раза: учителя работают, как на фронте, а живут, как на войне. Но мне пишут учителя и воспитатели, пострадавшие от таких же действий руководства в других местах: в детских садах уже нормальным явлением стало наличие одного воспитателя на две группы детишек; у кого-то в начальной школе 7 (!) классов в параллели, а ведет их один учитель; где-то учат детей в актовом зале "поточным методом" — сажают 2-3 класса и один учитель начитывает им предмет. Представляете, какая экономия? А главное, тут все по закону: у нас в стране просто отсутствует норма, ограничивающая число учеников, которому может преподавать единовременно один педагог. Вот цитата из выступления перед депутатами главы Следственного комитета Иркутской области, описывающего последствия введения НСОТ в интернате для детей-инвалидов: "При увеличении количества находящихся детей в три с лишним раза штат был увеличен на 24 процента. Нагрузка на работника выросла почти в 3 раза. Зарплата же при этом уменьшилась также в 2-3 раза. При этом, заметьте, количество врачей вообще не увеличилось, на 102 ребенка — один педиатр".
У нас в стране просто отсутствует норма, ограничивающая число учеников, которому может преподавать единовременно один педагог
— Почему вы уверены, что администрация кладет сэкономленные деньги себе в карман?
— Тут все очевидно: НСОТ априорно ставит работника и работодателя в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше работодатель заплатит работникам, тем больше сможет выплатить себе и "своим" сотрудникам. И нет такой структуры, которая бы контролировала происходящее и обладала бы правом наказывать зарвавшиеся администрации. Я обращалась в разные инстанции, но что толку? Всяк указывает на соседа: Минобразования кивает в сторону Минфина — мол, не мы вводили НСОТ, Минфин — на Минэк (это, дескать, они придумали). И у каждого своя правда. Замкнутый круг...
— Но учителя сегодня неплохо зарабатывают в среднем?
— Именно что в среднем! Нас уверяют, что средняя зарплата московского учителя чуть ли не 80 тысяч рублей. Как это получается? Из миллионных зарплат директоров и их замов и довольно низкой зарплаты учителей (за которую они работают не на ставку, а на полторы-две, по статистике) как раз и высчитывается средняя арифметическая. Ну и "своим" учителям директора платят неплохо. Я, например, случайно увидела справку о среднемесячной зарплате учительницы математики в своей школе: более 132 тысяч в месяц. А я с высшей категорией и кандидатством наук получаю за ставку около 35 тысяч рублей. Но в Москве еще относительно благополучная ситуация. Вот лишь некоторые примеры актуальных вакансий: учитель английского языка в одной из самарских школ — 8 тысяч рублей, в государственном колледже Бийска (Алтайский край) те же 8 тысяч в месяц предлагают преподавателю информтехнологий, преподавателю правового обеспечения и тому, кто будет учить по специальности "автоматизация технологических процессов и производств". На деле в Москве учитель за ставку получает в среднем 30-35 тысяч рублей, в провинции — 6-20. Успешный учитель года - 2016 из Армавира, кстати, получает 16,5 тысячи рублей за ставку.
— Новая система оплаты труда, об изъянах которой вы говорите, начала действовать куда раньше школьной или медицинской оптимизации — в 2008 году. Почему же только сейчас стали видны последствия?
— Вы правы, художества с оптимизацией начались задолго до школьных и медицинских новаций. Но заискрило сейчас именно потому, что оказались затронуты сферы, функционирование которых играет важную роль в жизни буквально каждого гражданина. Тут и стало очевидно: изрядная часть бюджетных потоков идет не на выделенные благие цели, не на соцобеспечение, здравоохранение, образование, а на премии и зарплаты управленцев всех уровней. И, заметьте, во всех секторах бюджетной экономики. Можно не замечать, когда мыши что-то тихо грызут в амбаре, но теперь они уже бегают по столу, и это видно всем. НСОТ надо срочно отменять, иначе социальные последствия не заставят себя ждать.
Беседовала Светлана Сухова
* Ирина Канторович разместила в интернете на сайте change.org петицию "Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии!", под которой уже подписалось более 33 тысячи человек