Конспект урока "электромагнитное поле и электромагнитные волны". Электромагнитные волны план-конспект урока по физике (11 класс) на тему Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Класс: 11
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями распространения электромагнитных волн;
- рассмотреть этапы создания теории электромагнитного поля и экспериментального подтверждения этой теории;
Воспитательная: ознакомить учащихся с интересными эпизодами биографии Г. Герца, М. Фарадея, Максвелла Д. К., Эрстеда Х.К., А.С. Попова;
Развивающая: способствовать развитию интереса к предмету.
Демонстрации: слайды, видеоролик.
ХОД УРОКА
Орг. Момент.
Приложение 1. (СЛАЙД № 1). Сегодня мы познакомимся с особенностями распространения электромагнитных волн, отметим этапы создания теории электромагнитного поля и экспериментального подтверждения этой теории, остановимся на некоторых биографических данных.
Повторение.
Для осуществления целей урока нам необходимо повторить некоторые вопросы:
Что такое волна, в частности механическая волна? (Распространение колебаний частиц вещества в пространстве)
Какие величины характеризуют волну? (длина волны, скорость волны, период колебаний и частота колебаний)
Какая математическая связь между длиной волны и периодом колебаний? (длина волны равна произведению скорости волны и периода колебаний)
(СЛАЙД № 2)Изучение нового материала.
Электромагнитная волна во многом схожа с механической волной, но есть и различия. Основное отличие состоит в том, что для распространения этой волны не нужна среда. Электромагнитная волна - результат распространения переменного электрического поля и переменного магнитного полей в пространстве, т.е. электромагнитного поля.
Электромагнитное поле создается ускоренно движущимися заряженными частицами. Его наличие относительно. Это особый вид материи, является совокупностью переменных электрического и магнитного полей.
Электромагнитная волна - распространение электромагнитного поля в пространстве.
Рассмотрим график распространения электромагнитной волны.
(СЛАЙД № 3)Схема распространения электромагнитной волны представлена на рисунке. Необходимо запомнить, что вектора напряженности электрического поля, магнитной индукции и скорости распространения волны взаимно перпендикулярны.
Этапы создания теории электромагнитной волны и ее практического подтверждения.
Ханс Кристиан Эрстед (1820 г.) (СЛАЙД № 4) датский физик, непременный секретарь Датского королевского общества (с 1815 года).
С 1806 года - профессор этого университета, с 1829 года одновременно директор Копенгагенской политехнической школы. Работы Эрстеда посвящены электричеству, акустике, молекулярной физике.
(СЛАЙД № 4). В 1820 году он обнаружил действие электрического тока на магнитную стрелку, что привело к возникновению новой области физики - электромагнетизма. Идея взаимосвязи между различными явлениями природы - характерна для научного творчества Эрстеда; в частности он один из первых высказал мысль, что свет представляет собой электромагнитные явления. В 1822-1823 годах независимо от Ж. Фурье переоткрыл термоэлектрический эффект и построил первый термоэлемент. Экспериментально изучал сжимаемость и упругость жидкостей и газов, изобрел пьезометр (1822). Проводил исследования по акустике, в частности пытался обнаружить возникновение электрических явлений за счет звука. Исследовал отклонения от закона Бойля-Мариотта.Эрстед был блестящим лектором и популяризатором, организовал в 1824 году Общество по распространению естествознания, создал первую в Дании физическую лабораторию, способствовал улучшению преподавания физики в учебных заведениях страны.
Эрстед почетный член многих академий наук, в частности Петербургской АН (1830).
Майкл Фарадей (1831 г.)
(СЛАЙД № 5)Гениальный ученый Майкл Фарадей был самоучкой. В школе получил только начальное образование, а затем в силу жизненных проблем работал и попутно изучал научно-популярную литературу по физике и химии. Позже Фарадей стал лаборантом у известного в то время химики, затем превзошел своего учителя и сделал много важного для развития таких наук, как физика и химия. В 1821 году Майкл Фарадей узнал об открытии Эрстеда, которое заключалось в том, что электрическое поле создает магнитное поле. После обдумывания этого явления, Фарадей задался целью получить из магнитного поля электрическое поле и в качестве постоянного напоминания он носил в кармане магнит. Через десять лет он претворил свой девиз в жизнь. Превратил магнетизм в электричество: ~ магнитное поле создает ~ электрический ток
(СЛАЙД № 6) Ученый-теоретик вывел уравнения, которые носят его имя. Эти уравнения говорили о том, что переменные магнитное и электрическое поля создают друг друга. Из этих уравнений следует, что переменное магнитное поле создает вихревое электрическое поле, а оно создает переменное магнитное поле. Кроме того, в его уравнениях была постоянная величина - это скорость света в вакууме. Т.е. из этой теории следовало, что электромагнитная волна распространяется в пространстве со скоростью света в вакууме. Поистине гениальная работа была оценена многими учеными того времени, а А. Эйнштейн говорил, что самым увлекательным во время его учения была теория Максвелла.Генрих Герц (1887 г.)
(СЛАЙД № 7). Генрих Герц родился болезненным ребенком, но стал очень сообразительным учеником. Ему нравились все предметы, которые изучал. Будущий ученый любил писать стихи, работать на токарном станке. После окончания гимназии Герц поступил в высшее техническое училище, но не пожелал быть узким специалистом и поступил в Берлинский университет, чтобы стать ученым. После поступления в университет Генрих Герц стремиться заниматься в физической лаборатории, но для этого необходимо было заниматься решением конкурсных задач. И он взялся за решение следующей задачи: обладает ли электрический ток кинетической энергией? Эта работа была рассчитана на 9 месяцев, но будущий ученый решил ее через три месяца. Правда, отрицательный результат, с современной точки зрения неверен. Точность измерения необходимо было увеличить в тысячи раз, что тогда не представлялось возможным.Еще будучи студентом, Герц защитил докторскую диссертацию на "отлично" и получил звание доктора. Ему было 22 года. Ученый успешно занялся теоретическими исследованиями. Изучая теорию Максвелла, он показал высокие экспериментальные навыки, создал прибор, который называется сегодня антенной и с помощью передающей и приемной антенн осуществил создание и прием электромагнитной волны и изучил все свойства этих волн. Он понял, что скорость распространения этих волн конечна и равна скорости распространения света в вакууме. После изучения свойств электромагнитных волн он доказал, что они аналогичны свойствам света. К сожалению, эта робота окончательно подорвала здоровье ученого. Сначала отказали глаза, затем заболели уши, зубы и нос. Вскоре он скончался.
Генрих Герц завершил огромный труд, начатый Фарадеем. Максвелл преобразовал представления Фарадея в математические формулы, а Герц превратил математические образы в видимые и слышимые электромагнитные волны. Слушая радио, просматривая телевизионные передачи, мы должны помнить об этом человеке. Не случайно единица частоты колебаний названа в честь Герца, и совсем не случайно первыми словами, переданными русским физиком А.С. Поповым с помощью беспроводной связи, были "Генрих Герц", зашифрованные азбукой Морзе.
Попов Александр Сергеевич (1895 г.)
Попов совершенствовал приемную и передающую антенну и вначале была осуществлена связь на расстоянии
(СЛАЙД № 8) 250 м, затем на 600 м. И в 1899 году ученый установил радиосвязь на расстоянии 20 км, а в 1901 - на 150 км. В 1900 году радиосвязь помогла провести спасательные работы в Финском заливе. В 1901 году итальянский инженер Г. Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. (Слайд № 9). Посмотрим видеофрагмент, где рассмотрены некоторые свойства электромагнитной волны. После просмотра ответим на вопросы.Почему лампочка в приемной антенне изменяет свой накал при внесении металлического стержня?
Почему этого не происходит при замене металлического стержня на стеклянный?
Закрепление.
Ответьте на вопросы:
(СЛАЙД № 10)Что такое электромагнитная волна?
Кто создал теорию электромагнитной волны?
Кто изучил свойства электромагнитных волн?
Заполните таблицу ответов в тетради, помечая номер вопроса.
(СЛАЙД № 11)Как зависит длина волны от частоты колебания?
(Ответ: Обратно пропорционально)
Что произойдет с длиной волны, если период колебания частиц увеличится в 2 раза?
(Ответ: Увеличится в 2 раза)
Как изменится частота колебания излучения при переходе волны в более плотную среду?
(Ответ: Не изменится)
Что является причиной излучения электромагнитной волны?
(Ответ: Заряженные частицы, движущиеся с ускорением)
Где используются электромагнитные волны?
(Ответ: сотовый телефон, микроволновая печь, телевидение, радиовещание и т.д.)
(Ответы к вопросам)
Решим задачу.
Кемеровский телецентр передает две несущие волны: несущая волна изображения с частотой излучения 93,4 кГц и несущая волна звука с частотой 94,4 кГц. Определить длины волн, соответствующие данным частотам излучения.
(СЛАЙД № 12)Домашнее задание.
(СЛАЙД № 13) Необходимо подготовить сообщения о различных видах электромагнитного излучения, перечислив их особенности и рассказать об их применении в жизни человека. Сообщение по длительности должно составлять пять минут.
- Виды электромагнитных волн:
- Волны звуковой частоты
- Радиоволны
- СВЧ излучение
- Инфракрасное излучение
- Видимый свет
- Ультрафиолетовое излучение
- Рентгеновское излучение
- Гамма излучение
Подведение итогов.
(СЛАЙД № 14) Спасибо за внимание и за работу!!!
Литература.
- Касьянов В.А. Физика 11 класс. - М.: Дрофа, 2007
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. - М.: Провсещение, 2004.
- Марон А.Е., Марон Е.А.Физика 11 класс. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2004.
- Томилин А.Н. Мир электричества. - М.: Дрофа, 2004.
- Энциклопедия для детей. Физика. - М.: Аванта+, 2002.
- Ю. А. Храмов Физики. Биографический справочник, - М., 1983.
Учитель физики МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
Кокорина Александра Владимировна
Класс: 9
Предмет: Физика.
Дата проведения :
Тема: “Электромагнитное поле (ЭМП) ”.
Тип: комбинированный урок.
Цели урока:
образовательные:
— поверить ранее полученные знания;
— обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание понятия «электромагнитное поле», взаимосвязи электрического и магнитного полей;
— организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученной информации;
воспитательные:
— воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
— воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
— показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
развивающие:
— развитие умений творчески подходить к решению самых разнообразных задач;
— развитие умений действовать самостоятельно;
Средства обучения:
— доска и мел;
Методы обучения:
— объяснительно – иллюстративный.
Структура урока (этапы):
организационный момент (2 мин);
актуализация опорных знаний(10 мин);
изучение нового материала (17 мин);
проверка понимания полученной информации (8 мин);
подведение итогов урока (2 мин);
информация о домашнем задании (1 мин).
Ход урока
Деятельность учащихся | ||||||||||||
— приветствие “Здравствуйте ребята”. — фиксация отсутствующих “Кто сегодня отсутствует?” | — здороваются с учителем “Здравствуйте” — дежурный называет отсутствующих |
|||||||||||
— физический диктант “На столах у вас лежат чистые листы, подпишите их и укажите номер варианта, на котором вы сидите. Я буду диктовать вам вопросы по одному сначала для 1-го, потом для 2-го варианта. Будьте внимательны ” Вопросы к диктанту: 1.1 Чем порождается магнитное поле? 1.2 Как наглядно можно показать магнитное поле? 2.1 Каков характер линий НМП? 2.2 Каков характер линий ОМП? 3.1 Магнитная индукция: формула, единицы измерения. 3.2 Линии магнитной индукции – это … 4.1 Что можно определить по правилу правой руки? 4.2 Что можно определить по правилу левой руки? 5.1 Явление ЭМИ – это … 5.2 Переменный ток – это … “Теперь передайте свои работы на первые парты. Кто не справился с заданием?” (разобрать вопросы, вызвавшие затруднения) | — подписывают работы — отвечают на вопросы Ответы: 1.1 движущимися зарядами 1.2 магнитными линиями 2.1 искривлены, их густота меняется 2.2 параллельны друг другу, расположены с одинаковой частотой 3.1 B = F / (I · l ), Тл 3.2 линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с направлением вектора магнитной индукции 5.1 при изменении м.п., пронизывающего контур замкнутого проводника, в проводнике возникает ток 5.2 ток, периодически меняющийся во времени по модулю и направлению |
|||||||||||
— беседа с классом: “Тема нашего урока записана на доске. А кто мне скажет, в каком году и кем было открыто явление ЭМИ?” “В чём оно заключается?” “При каких условиях в проводнике протекает ток?” “Значит можно сделать вывод, что переменное м. п., пронизывающие замкнутый контур проводника, создаёт в нём э.п., под действием которого и возникает индукционный ток”. — объяснение нового материала: “Опираясь на этот вывод, Джеймс Клерк Максвелл в 1865 создал сложную теорию ЭМП. Мы с вами рассмотрим только её основные положения. Записывайте”. Основные положения теории: 3. Эти порождающие друг друга переменные э.п. и м.п. образуют ЭМП. 5. (на следующем уроке) “Вокруг зарядов, движущихся с постоянной скоростью создаётся постоянное м.п. Но если заряды движутся с ускорением, то возбуждаемое ими м.п. периодически меняется. Переменное э.п. создаёт в пространстве переменное м.п., которое в свою очередь порождает переменное э.п. и т.д.” Переменное э.п. – вихревое . | — отвечают устно на вопросы учителя “Майкл Фарадей, в 1831 году” “при изменении м.п., пронизывающего контур замкнутого проводника, в проводнике возникает ток” “ если в нём есть э.п.” — записывают в тетради, что диктует учитель |
|||||||||||
“Теперь начертите в тетрадях таблицу как на доске. Заполним её вместе”
| — чертят таблицу и заполняют вместе с учителем |
|||||||||||
— обобщение и систематизация: “Итак, с каким важным понятием вы познакомились сегодня на уроке? Правильно, с понятием ЭМП. А что вы про него можете сказать?”. — рефлексия: «у кого возникли трудности в понимании материала?» Оценка поведения и успеваемости отдельных учащихся на уроке. | — отвечают на вопросы |
|||||||||||
— информация о домашнем задании “§ 51 , подготовиться к контрольной работе. Урок окончен. До свидания”. | — записывают домашнее задание — прощаются с учителем: “До свидания”. |
У учеников в тетрадях должно быть:
Тема: “Электромагнитное поле (ЭМП) ”.
1856 год – Дж. Кл. Максвелл создал теорию ЭМП.
Основные положения теории:
1.Всякое изменение со временем м.п. приводит к возникновению переменного э.п.
2. Всякое изменение со временем э.п. приводит к возникновению переменного м.п.
3. Эти порождающие друг друга переменные э.п. и м.п. образуют ЭМП .
4. Источник ЭМП – ускоренно движущиеся заряды.
Переменное э.п. – вихревое .
вихревое | электростатическое | |
характер | периодически изменяется со временем | не меняется со временем |
источник | ускоренно движущиеся заряды | неподвижные заряды |
силовые линии | замкнуты | начинаются на “+”; заканчиваются на “-” |
Конспект 32. Электромагнитные волны (ЭМВ).
3. Электромагнитные волны
Определение.
Электромагнитное поле
– форма материи, которая является системой переменного электрического и магнитного полей, взаимно порождающих друг друга.
Определение.
Электромагнитная волна (ЭМВ)
– электромагнитное поле, которое распространяется в пространстве с течением времени.
Примеры излучателей электромагнитных волн: колебательный контур (основной элемент радиопередатчика/приемника), солнце, лампочка, рентген-аппарат и др.
Замечание.
Генрих Герц экспериментально подтвердил существование ЭМВ, используя для приема и передачи ЭМВ колебательные контуры, настроенные в резонанс (вибратор Герца).
Основные свойства ЭМВ:
1) Скорость распространения ЭМВ в вакууме – это скорость света ;
2) ЭМВ – это поперечная волна, векторы напряженности , магнитной индукции и скорости распространения взаимно перпендикулярны;
3) Если ЭМВ излучается колебательным контуром, то ее период и частота совпадают с частотой колебаний контура;
4) Как и для всех волн, длина ЭМВ рассчитывается по формуле .
Шкала электромагнитных волн
:
Название диапазона | Описание | Использование в технике |
Низкочастотное излучение | Источники излучения, как правило, приборы переменного тока | Нет областей массового применения |
Радиоволны | Излучаются различными радиопередатчиками: мобильные телефоны, радиолокаторы, теле- и радиостанции и т.п. Длинные радиоволны при распространении могут огибать земную поверхность, короткие отражаются от ионосферы Земли, ультракороткие проходят сквозь ионосферу | Используются для передачи информации: телевидение, радио, интернет, мобильная связь и пр. |
Инфракрасное излучение | Источниками являются все тела, и интенсивность излучения тем выше, чем больше температура тела.
Практически во всем спектре является носителем теплового излучения |
Приборы ночного видения, тепловизоры, инфракрасные обогреватели, низкоскоростные каналы связи |
Видимый свет | Излучаются осветительными приборами, звездами и пр.
Диапазон длин волн λ∈(380 нм; 700 нм). К восприятию этого излучения чувствительны глаза человека. Различные частоты (длины волн) воспринимаются человеком как различные цвета – от красного до фиолетового |
Фото- и видеозаписывающая техника, микроскопы, бинокли, телескопы и т.п. |
Ультрафиолетовое излучение | Основные источники: Солнце, ультрафиолетовые лампы.
Воздействует на кожу человека так, что в умеренных дозах способствует выработке пигмента меланина и потемнению кожи, а при большой интенсивности приводит к ожогам. Способствует выработке в коже человека витамина группы D. |
Обеззараживание воды и воздуха, аппараты проверки подлинности ценных бумаг, солярии |
Рентгеновское излучение | Основными источниками являются рентгеновские трубки, в которых происходит быстрое торможение заряженных частиц.
Рентгеновское излучение способно проникать сквозь вещество. Является вредоносным для живых организмов при излишнем облучении |
Рентгенография, флюорография, досмотр вещей в аэропортах и т.п. |
γ – излучение | Как правило, является одним из продуктов ядерных реакций.
Это одно из самых высокоэнергетических и проникающих излучений. Является вредоносным и опасным для живых организмов |
Дефектоскопия изделий, лучевая терапия, стерилизация, консервирование пищевых продуктов |
Определение.
Радиолокация
– обнаружение и определение места нахождения различных объектов с помощью радиоволн. Она базируется, прежде всего, на свойствах отражения радиоволн.
Замечание.
Для радиолокации используется прибор, который обычно называют радаром, его основные элементы – это передатчик и приемник.
– расстояние до объекта в радиолокации, м
Где t
– время прохождения сигнала до цели и обратно, с
c
– скорость света, м/с
Замечание.
Принцип радиолокации аналогичен принципу эхолокации (см. конспект №30).
Ограничения в дальности обнаружения целей и в односторонней передаче сигнала:
1) Максимальная дальность обнаружения цели зависит от интервала времени между двумя последовательными импульсами радиолокатора ():
– максимальное расстояние радиолокации, м
2) Минимальная дальность обнаружения цели зависит от продолжительности импульса радиолокатора ():
– минимальное расстояние радиолокации, м
3) Дальность передачи сигнала ограничена формой Земли;
4) Дальность передачи сигнала ограничена мощностью радиопередатчика и чувствительностью принимающей антенны:
– минимальная мощность сигнала, который может принимать антенна (чувствительность), Вт
Где – мощность передатчика, Вт
S – площадь поверхности принимающей антенны, м²
R – расстояние от передатчика до антенны, м
Замечание.
В 1-3 пунктах при определении дальности распространения сигнала не учитывается, что мощность передающей антенны и чувствительность принимающей ограничены.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области « Губернский техникум м. р. Кошкинский»
Профессия: 23.01.03 Автомеханик 2 курс
Физика
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ: « ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Преподаватель Якимова Эльвира Константиновна
Урок- обобщение темы « Электромагнитные волны»
Тема: ВСЁ ОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛНАХ
Тип: обобщения и систематизация знаний
Вид: семинар
Методическая цель:
Цель:
Показать практическую направленность преподавания физики;
Проверка усвоения знаний по теме.
Задачи:
образовательные:
Обобщить знания об электромагнитных излучениях (полях), встречающихся в быту;
Выяснить положительное и отрицательное воздействие этих полей на организм человека,
Сформировать принципы защиты от вредного воздействия полей, либо уменьшения их вредного воздействия.
развивающие:
Продолжить развитие логического мышления, -способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного, умения вести учебный диалог;
воспитательные:
Воспитание познавательного интереса к физике, положительного отношения к знаниям, бережного отношения к здоровью.
Воспитывать культуру устной речи, уважение к окружающим.
Методическая оснащённость и оборудование:
мультимедийная техника, бытовые приборы, рабочие листы; справочные материалы (значение
напряженности магнитной индукции электромагнитного поля бытовых приборов)
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Урок по теме: " Всё об электромагнитных волнах "
« Кругом нас, в нас самих, всюду и везде,
вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь,
идут излучения разной длины волны…
Лик земли ими меняется,
ими в значительной мере лепится.»
В.И.Вернадский
Что такое электромагнитная волна?
Ответы: Электромагнитная волна - электромагнитные колебания, распространяющиеся в пространстве и переносящие энергию.
Электромагнитные волны представляют собой возмущения магнитных и электрических полей, распределяющиеся в пространстве.
Электромагнитными волнами называют электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве с конечной скоростью, зависящей от свойств среды. Первым ученым, который вообще предсказал их существование, стал Фарадей. Свою гипотезу он выдвинул в 1832-м году. Построением теории впоследствии занимался Максвелл. К 1865-му году он завершил эту работу. Теория Максвелла нашла свое подтверждение в опытах Герца в 1888-м году.
К эм волнам относятся волны ….
Ответ: К э.м. волнам относятся волны, длины которых колеблются от 10 км (радиоволны) до меньше 5 пм (5 . 10 -12 ) (гамма лучи)
3. Перечислите основные свойства электромагнитных волн.
Ответ:
Преломление.
Отражение.
ЭМ волна является поперечной.
Скорость эм волн в вакууме равна скорости света.
Электромагнитные волны распространяются во всех средах, но скорость будет ниже чем в вакууме.
ЭМ волна несет энергию.
При переходе из одной среды в другую частота волны не меняется.
4. Почему электромагнитное поле влияет на человека?
Человек – антенна, принимающая электромагнитные волны, тело человека – проводник через который эм поле хорошо проходит, следовательно, на естественные электромагнитные колебания организма накладывается дополнительное электромагнитное поле, за счет чего нарушается естественное биополе человека.
5.От чего зависит биологический эффект действия электромагнитного поля?
Преподаватель: снова берем рабочие листы -
Самостоятельная работа.
СХЕМА 1
Ответы: Биологический эффект зависит от:
-значений Е (напряженности электрического поля);
-значений В (магнитной индукции);
-значений w (частоты), от времени воздействия.
Преподаватель:Биологический эффект может быть положительным (возникновение жизни на Земле, акселерации, методы лечения в медицине) и отрицательным. Медики установили, что длительное пребывание в искусственно созданном электромагнитном поле дает…
(Таблица на доске).
Преподаватель: Ощущали ли вы на себе такие действия электромагнитного поля и когда? Какие бытовые приборы создают электромагнитное поле в вашей квартире?
Самостоятельная работа.
Преподаватель: Все работающие электроприборы (и электропроводка) создают вокруг себя электромагнитное поле, которое вызывает движение заряженных частиц: электронов, протонов, ионов или молекул-диполей. Клетки живого организма состоят из заряженных молекул – белков, фосфолипидов (молекул клеточных мембран), ионов воды – и тоже обладают слабым электромагнитным полем. Под влиянием сильного электромагнитного поля молекулы, обладающие зарядом, совершают колебательные движения. Это даёт начало целому ряду процессов как позитивных (улучшение клеточного метаболизма), так и негативных (например, разрушение клеточных структур).
В нашей стране исследования влияния электромагнитных полей на человека и животных ведутся больше 50 лет. Проведя сотни экспериментов, российские ученые установили, что, все бытовые электроприборы являются источниками электромагнитного излучения, но как именно влияет на нас электромагнитное поле от обычных бытовых приборов и насколько оно вредно для здорового человека – вопрос спорный, поэтому разумно по возможности стараться свести к минимуму его воздействие.
Чтобы сформировать принципы защиты от вредного воздействия электромагнитных излучений, учащимся предлагается поработать со справочными материалами.
(
Приложение № 2
Таблица 1.ПДУ (предельно допустимые уровни).
Таблица 2. Как же обезопасить себя от вредного воздействия электромагнитного поля, или хотя бы уменьшить биологический эффект?Досмотрим презентацию (с 11 слайда и до конца)
Подведение итога.
Выводы:
1. Экранирование металлом источников электромагнитного излучения (провода, катушки индуктивности и т.п.) ,
2. Выдерживать безопасное расстояние.
3. Все бытовые электроприборы должны быть исправны и соответствовать ПДУ. (Сертификат качества).
4. Зеленые насаждения активно поглощают электромагнитные волны.
Памятка “Полезно знать” раздается каждому ученику.
Домашнее задание.
Преподаватель: Вместе с родными дома обсудите памятку “Полезно знать” дома, может ваши близкие в нашу памятку добавят что-то полезное и нужное.
Список использованной литературы:
Марон А.Е. контрольные работы по физике: 10 – 11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
Рымкевич А.П. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
5. ›
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме « Электромагнитное поле и электромагнитные волны»
ФИО | Косинцева Зинаида Андреевна |
|
Место работы | ДФ ГБПОУ «КТК» |
|
Должность | преподаватель |
|
Предмет | ||
5. | Класс | 2 курс профессия «Повар, кондитер», «Сварщик» |
6. 7. | Тема Номер урока в теме | Электромагнитное поле и электромагнитные волны. 27 |
8. | Базовый учебник | В.Ф. Дмитриева Физика: для профессий и специальностей технического профиля: для общеобразоват. учреждений: учебное пособие нач. и сред.проф.образования Учебник: -6-е изд. стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2013.-448с. |
Цели урока:
- обучающие
повторить и обобщить знания студентов по разделу «Электродинамика»;
- развивающие
способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
развитие способности к самооценке и самоанализу собственной мыслительной деятельности и ее результатов;
проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
- воспитательные
побуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
воспитание духа соревнования, ответственности за товарищей, коллективизм.
Тип урока Урок - семинар
Формы работы студентов словесная передача информации и слуховое восприятие информации; наглядная передача информации и зрительное восприятие информации; передача информации с помощью практической деятельности; стимулирование и мотивация; методы контроля и самоконтроля.
Средства обучени я : Презентации; доклады; кроссворды; задания для тестированного опроса;
Оборудование: ПК, ИД, проектор, презентации ppt , видеоурок, ПК- рабочие места студентов, тесты.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
|
Приветствие обучающихся | Приветствуют преподавателя | ||||
Актуализация и коррекция опорных знаний | 1. Огинский «Полонез» | Демонстрирует видеофрагмент. | |||
Вступительное слово преподавателя | 1,. Презентация, Слайд №1 Слайд №2 | Объявление темы урока Объявление целей и задач | Слушают и записывают | ||
Повторение | Устная работа с определениями и законами Тестовый опрос –Тест № 20 | Распределяет по рабочим местам Включает электронный журнал для тестов Демонстрирует тест на экран | Работают за ПК и в тетрадях | ||
Познание новых открытий Выступления студентов 1. Гениальный самоучка Майкл Фарадей. 2. Основатель теории электромагнитного поля Джеймс Максвелл. 3. Великий экспериментатор Генрих Герц. 4. Александр Попов. История радио 5. Просмотр видефильма об А.С.Попове | 1, Презентация, Слайд №4 2. Презентация 3. Презентация 4. Презентация 5. Презентация | Координирует выступление студентов, помогает и оценивает | Слушают выступление студентов, записывают, задают вопросы, Характеризуют выступление | ||
Рефлексия | 6, Кроссворд | Организует работу на ПК | Решают кроссворд | ||
Подведение итогов урока | 1, Слайд №10 | Выставляет оценки, подводит итог | Выставляют оценки | ||
Домашнее задание | 1,Слайд №5 | Разъясняет домашнее задание - Презентация «» | Записывают задание |
Приложение к плану-конспекту урока
по теме « Электромагнитное поле и электромагнитные волны »
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | ||
Огинский «Полонез» | информационный | видеофрагмент |
|
|
Конспект урока | информационный | презентация | ||
Доклад «Гениальный самоучка Майкл Фарадей» | информационный | презентация | ||
Доклад « Основатель теории электромагнитного поля Джеймс Максвелл » | информационный | презентация | ||
Великий экспериментатор Генрих Герц» | информационный | презентация | ||
«Александр Попов. История радио» | информационный | Презентация Видеоурок Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. | Lkvideouroki .net . № 20. |
|
Фильм «А.С.Попов» | информационный | Интернет-технология | www.youtube.com Изобретение радио, Попов Александр Степанович,Попов. |
|
Практический | Программа MyTest . | №20 Lkvideouroki .net . |
||
Кроссворд | Практический | презентация |