Краткая история развития человечества. Этапы развития человека
Этот вопрос всегда волновал как учёных, так и простых людей. Многие учёные до сих пор посвящают изучению этого вопроса всю свою жизнь, так и не находя точного ответа. И хотя достоверно пока не знает никто, в научном мире приняли за основу теорию Дарвина, который считал, что человек эволюционировал от обезьяны природным путём. При этом до сих пор никто не нашёл такие доказательства происхождения человека от животных, которые являются полностью неопровержимыми.
Теория Дарвина
В современном мире теория Дарвина уже не имеет такую силу, как раньше, но всё же является основой для понимания того, откуда появился человек.
Вопрос о зарождении видов животных рассматривает такая наука, как биология. Происхождение человека является также вопросом, волнующим данную науку.
Британский биолог и геолог Чарльз Дарвин в 1859 опубликовал свою книгу под названием «Происхождение видов», которая является одним из самых знаменитых трудов в истории науки биологии.
В своей книге Дарвин изложил теорию, на основе которой сделал предположение об эволюции живых существ. Он считал, что живые существа на протяжении миллиардов лет эволюционировали путём природного отбора, то есть выживали сильнейшие и приспосабливались к новым условиям.
Затем в книге «Происхождение человека и половой отбор» попробовал обосновать теорию Жоржа-Луи де Бюффона, который предположил, что первые люди на Земле появились благодаря эволюционным процессам. После того как Дарвин опубликовал эту работу, её признали всем научным миром.
Потомки Дарвина, последователи его школы - дарвинисты, затем заявили, что человек произошёл именно от обезьяны. Данное мнение на сегодняшний день принято считать единственно правильным научным объяснением того, каким было происхождение человека. Научного опровержения этой теории до сих пор нет.
Учёные считают, что первые люди на Земле появились около 7 миллионов лет назад от древних обезьян. Разумеется, есть и антагонисты этого утверждения. Дальнейшая эволюция человека происходила очень сложным путём, оставляя право на жизнь только более совершенным видам.
Австралопитек
Первым звеном в эволюционной цепочке человека считается австралопитек. В Республике Чад были найдены останки этого вида, которым более 6 млн лет. Самый «молодой» австралопитек был найден в Южной Африке. С момента его смерти прошло не более 900 тыс. лет. Из всех найденных звеньев в эволюции человека данный вид просуществовал самый длинный промежуток времени.
Австралопитеки имеют ярко выраженные черты как человека, так и обезьяноподобного создания. Рост их был до полутора метров, а вес колебался от 30 до 50 кг. Отсутствие больших клыков говорит о том, что они не могли использовать их как оружие, следовательно, в большей степени питались растительной пищей, чем мясом. Крупных животных им убить бы не удалось, поэтому охотились на маленьких зверушек либо подбирали уже мёртвых существ.
Данные приматы умели использовать примитивные орудия труда, которые не нужно было изготавливать: камни, ветки и др. На основании этого австралопитека называют «человеком умелым».
Питекантроп
Жизнь первых людей на Земле явно была нелёгкой, учитывая слабую приспособленность к просто выживанию.
Первые останки человекообразной обезьяны данного вида были найдены на острове Ява, который находится в Южной Азии. Существовал данный вид на планете Земля примерно 1 млн лет назад. В тот же период полностью исчезли австралопитеки. Около 400 тысяч лет назад вымерли и питекантропы.
Благодаря найденным останкам, по которым удалось определить строение скелета, учёные предполагают, что данный вид почти всегда ходил на двух ногах, за что его прозвали «человек прямоходящий». Это удалось выяснить за счёт того, что бедренная кость такого примата очень похожа на человеческую.
Также при раскопках были найдены их орудия труда. Нельзя их охарактеризовать как мастеров этого дела, но питекантропы уже на то время понимали, что острые палки и камни более пригодны для охоты и разделывания пищи, чем необработанное дерево и булыжники.
Кроме этого, учёные полагают, что им удалось научиться мирно сосуществовать с огнём. То есть они его не так сильно боялись, как остальные животные, но самостоятельно добывать его ещё не умели.
Питекантропы ещё не умели разговаривать и общались с себе подобными приматами на уровне обычных древних обезьян.
Часто их связывают с ещё одной веткой эволюции - синантропами, которые существовали в это же время. Учёные считают, что они были схожи друг с другом и вели похожий образ жизни.
Неандерталец
Неандертальцы существовали в Европе и Западной Азии на протяжении сотен тысяч лет, они были изолированными от других веток человекообразных обезьян.
По большей части неандертальцы были хищниками и питались мясом. Для этого они имели огромные челюсти, которые при этом не выступали вперёд, как у более древних приматов. Охотились они даже на очень крупных животных: мамонтов, древних носорогов и др.
Объём мозга был такой же, как у современного человека, хотя учёные предполагают, что у некоторых групп особей он был даже больше.
За счёт того что они жили в ледниковый период, данные человекообразные обезьяны были хорошо приспособлены к выживанию в холодной среде. Кроме этого, они имели очень широкие плечи, таз, хорошо развитую мускулатуру.
Около 40 тысяч лет назад неандертальцы как вид человекообразных обезьян начали резко вымирать. А 28 тысяч лет назад не осталось ни одного живого представителя данного вида. Их вымирание связывают с ещё одним звеном в эволюции человека - кроманьонцами, которые могли на них охотиться и убивать.
Кроманьонец
Представителей данного вида именуют как «человек современный». Современный человек, особенно представители европеоидных рас, считается полностью идентичным поздним кроманьонцам.
Найденные останки кроманьонцев говорят нам о том, что представители раннего вида были ростом как высокий современный человек (около 187 сантиметров) и имели большую черепную коробку.
Кроманьонцы уже умели выражать свои мысли характерными звуками, что связывают с появлением речи. Они все делились на охотников и собирателей, при этом каждый использовал каменные орудия труда.
Более поздние представители кроманьонцев уже умело пользовались огнём, строили примитивные печи, в которых обжигали гончарные изделия. Учёные также предполагают, что они в данных целях могли использовать уголь.
Достаточно далеко они продвинулись и в создании одежды, которая как укрывала их от укусов диких животных, так и помогала сохранять тепло в холодные времена года.
Черта, которая отличает данный вид среди всех ранних человекообразных обезьян, - появление такого понятия, как искусство. Кроманьонцы жили в пещерах и оставляли в них различные рисунки животных или каких-то жизненных событий.
За счёт того что количество различных видов деятельности начало стремительно расти, всё больше отличий появлялось между руками и ногами. К примеру, всё больше развился большой палец на руке, которым кроманьонцам удавалось так же легко держать тяжёлые орудия труда, как и небольшие предметы.
Гомо сапиенс
Данный вид является прототипом современного человека. Появился он около 28 тысяч лет назад, о чём говорят находки самых древних людей.
Уже тогда наши предки научились выражать свои эмоции связной речью и всё больше совершенствовали социальную взаимосвязь друг с другом.
Различный климат и погодные условия влекли за собой и формирование разных черт той или иной расы, которая жила на разных континентах. Именно около 20 тысяч лет назад начали появляться три различные расы: европеоидная, негроидная и монголоидная.
Таким образом, в очень сжатой форме можно выразить эволюционную цепочку дарвинистов, которой можно описать происхождение человека.
Благодаря научным исследованиям установлено сходство генов человека с шимпанзе на 91%.
Опровержения теории Дарвина и учений его последователей
Несмотря на то что данная теория является фундаментом для всей современной науки о человеке, существуют и находки различных исследователей, которые опровергают принятое всем научным миром понимание того, откуда появились первые люди на Земле.
Найденные следы стоп, которым более 3,5 млн лет, доказывают, что на прямых ногах человекообразные особи начали передвигаться намного раньше, чем появился первобытный труд.
Эволюция человека, связанная с происхождением от обезьяны, неясна, если задать вопрос и про человеческие конечности. Почему у людей руки намного слабее ног, тогда как у обезьян всё наоборот? Что способствовало ослаблению конечностей, так как сильные руки явно полезней при охоте и другом труде, непонятно.
На сегодняшний день не найдены все звенья, которыми можно было бы полностью объединить древнюю обезьяну с современным человеком.
Кроме этого, существует ещё целый ряд непонятных вопросов и фактов, на которые нельзя ответить, используя всем известную научную теорию происхождения человека.
Религиозная теория происхождения человека
Каждая религия, которая сохранилась до сегодняшнего дня, говорит о том, что человек появился благодаря высшему существу. Приверженцы такой теории не верят во все доказательства происхождения человека от животных, существующих на сегодняшний день. К примеру, христиане говорят, что человек произошёл от Адама и Евы, первых людей, которых создал Бог. Также всем известна фраза: «Бог создал человека по подобию своему».
Независимо от вида религии, все они утверждают, что человек не появился на свет естественным путём, а является творением Всевышнего. Доказательства происхождения человека от Творца ещё никто не нашёл.
Креационизм
Есть такая наука, как креационизм. Учёные, которые занимаются ей, ищут доказательства теорий происхождения человека от Бога и подтверждения информации из религиозных книг.
Для этого они используют почти обоснованные научные расчёты. К примеру, они высчитали, что ковчег, который построил Ной, действительно мог разместить в себе всех животных (около 20 тысяч разных видов), без учёта водоплавающих существ.
Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.
Этапы (период) истории |
Хронологические рамки |
Длительность периода |
Краткая характеристика |
около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э. |
около 2 млн. лет (20000 веков) |
Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства. |
|
4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э. |
около 4 тыс. лет (40 веков) |
Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи |
|
476г. - середина 17в. |
около 1200 лет (12 веков) |
Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств. |
|
середина 17в. - начало 20в. |
около 300 лет (3 века) |
Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание первой мировой войны . |
|
1918г. - начало 21в. |
около 100 лет (менее века) |
Державное сопернечиство, Вторая мировая война , изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций |
Геологическая история Земли
Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития.
Геологическую историю Земли делят обычно на два неравных по величине этапа: криптозойский (большой интервал времени, лишенный явных остатков скелетных живых существ), или докембрий, и фанерозойский (дословно – явная жизнь). В совокупности они составляют около 3570 млн. лет. Более раннее время относят к догеологической истории Земли (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Геологические зоны, эры и периоды
В архейскую эпоху были образованы самые древние эндогенные месторождения руд хрома, меди, никеля и золота͵ а также древнейшие метаморфогенные месторождения железистых кварцитов и метаморфогенные слюдяные и редкометальные пегматиты. В позднем архее за счет скопления многоклеточных водорослей начали формироваться залежи горючих сланцев.
В протерозойскую эпоху (2600 – 570 млн. лет) в связи с базальтовым магматизмом возникли магматические месторождения руд хрома, железа, титана, меди, никеля и платины, а в связи с гранитным магматизмом – залежи руд цветных, редких и благородных металлов. В эту же эпоху были сформированы метаморфогенные месторождения, представленные крупнейшими залежами железистых кварцитов типа Кривого Рога и КМА, а также золотоурановых конгломератов.
В фанерозойскую эпоху (570 млн. лет – современная эпоха) появились и развивались в возрастающих количествах экзогенные месторождения горючих сланцев, угля, нефти и газа, солей, фосфоритов, серы. В подвижных зонах возникли многочисленные эндогенные месторождения руд черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.
Наиболее важным событием кайнозойской эры было появление человека. Считается, что древнейший человек появился на земле 1 – 2 млн. лет назад, в эпоху раннего палеолита͵ а человек современного вида (Homo sapiens, человек разумный) – не менее чем 40 тыс. лет назад, а может быть, и больше.
Исследования последних лет показали, что предки ископаемых людей – австралопитеки – появились 5 млн. лет назад в Восточной Африке и около 2,6 млн. лет назад начали примитивно обрабатывать камень (главным образом обивать гальку). Первобытные люди – архантропы – появились тоже в Африке 1,4 – 1,2 млн. лет назад и постепенно распространились в Европе и Азии. Возле их останков обнаружены каменные рубила и скребки. Время существования архантропов – ранний палеолит – закончилось 350–400 тыс. лет назад.
Рисунок 2.2. Эволюция человека.
Их сменили палеоантропы, или неандертальцы , они жили в среднем палеолите (до 35 тыс. лет назад). За ними шли неоантропы , люди современного типа, достигшие успехов в обработке камня. Около 10 тыс. лет назад наступил мезолит, а около 6 тыс. лет назад – неолит. В это время человек уже знал первые металлы – медь и золото. Около 5 тыс. лет появились первые изделия из бронзы (бронзовый век), затем 3 – 2.5 тыс. лет назад наступила эпоха железа, которая продолжается и в наше время. Хронология человеческой цивилизации представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Хронология человеческой цивилизации
Читайте также
Геологическая история Земли Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития. Геологическую… [читать подробенее]
Основные этапы развития человека.
Большинство учёных придерживаются эволюционной теории, которые подтверждаются последними биохимическими и генетическими исследованиями. Предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временном промежутке между 5 млн и 10 млн лет назад.
В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелонтроп из Чада» (Sahelantropus tchadeensis).
Предполагается, что сахелонтроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Австралопитек (от лат.
australis –южный и греч. pithekos – обезьяна), живший на территории Африки 4.2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.
Объём мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Человек умелый (homo habilis), названный так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия труда, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят, а возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
Человек прямоходящий делал более сложные орудия труда и умел использовать огонь.
Его мозг по объёму близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.
В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.
Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии).
Объём мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец – прямой предок современного человека, но сейчас учёные склоняются к версии, что он – тупиковая, слепая ветвь эволюции.
Новый человек разумный, то есть человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс.
(невозможно, и больше) лет назад, за короткое время этот расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами.
Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.
Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс.
лет назад. Постепенно совершенствовались орудия и накапливался его жизненный исторический опыт, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). Возникли первые крупные поселения, и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций.
Основные факторы антропогенеза
Биологические факторы:
- прямохождение;
- развитие руки;
- большой мозг;
- способность к членораздельной речи.
Социальные факторы (формы деятельности):
- труд;
- коллективная деятельность;
- мышление;
- язык и общение;
- нравственность.
Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого чётко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов.
Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий труда, строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (система запретов и норм), к необходимости общения (появления речи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами.
Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества.
Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг друга. В целом человека нельзя свести исключительно только к биологическим особенностям, поскольку человека человеком может сделать только общество (подтверждение тому – дети, воспитанные животными).
Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохождение и т.д.). Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом.
Определения человека.
Природа человека — это совокупность особенностей и признаков, отличающих человека от других живых существ. Особые качества человека : разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль, творчество, духовность, вера, воображение, фантазия, смех, осознание своей смертности и многие, многие другие специфические качества и свойства.
Эволюция человека
Когда то Платон дал следующее определение человеку: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».
Сущность человека – это основное качество, которое определяет внутреннее содержание человека.
Различные учёные давали самые разные определения сущности человека, которые видели её в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере.
Существует множество определений понятия «человек».
Аристотель называл человека животное политическое (zoonpolitikon), подчёркивая, что человек реализует свою сущность только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).
Карл Маркс также подчёркивал общественную сущность человека: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.
В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений».
Homo sapiens(человек разумный). Это определение усматривающее сущность человека только в разуме, тоже восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификацией стало стандартным обозначением вида для современного человека.
В огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.
Homo faber (человек созидающий). Это понятие ввёл нидерландский философ Й. Хейзинге (1872-1945). Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причём его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована.
Созидание есть основа всей многообразной деятельности совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человек в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий – от каменных скребков до компьютеров – создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь.
Можно сказать, что современный человек живёт в мире техники и культуры, творцом которого он является.
Homo ludens (человек играющий). Это понятие также ввёл Й. Хейзинге, полагающий, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека – правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила.
Homo religiosus (человек религиозный).
Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек – свободное существо, наделённое способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека – движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло – путь, уводящий человека от своей родовой сущности.
А, например, Эрнест Касирер, называл человека «символическое животное», Эрнест Блох «человек мечтающий», Норберт Винер «человек общающийся», Мартин Хайдеггер «человек скучающий», усматривающие сущность человека в творении символов, способности мечтать, общаться и т.д.
Фридрих Ницше называл человека «больным животным», одчёркивая его безынициативность. Стадность, потребность в подчинении. Историю общества рассматривает как постепенное вырождение человека. Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге – к гибели всего человечества.
«Человек – это безумная обезьяна, которой дали в руки бритву» — С. Лем.
Определения понятия «человек», взятые из философских словарей.
Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Таким образом, природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости сущности человека.
Ф.М.Достоевский говорил: «Человек есть тайна…».
Этапы развития человечества таблица
Ответы:
Этапы развития человечества. 1) Период: Первобытность, Хронология: 40 тыс.
лет назад, Краткое содержание: Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства. 2) Период: Древний Мир, Хронология: 4 век до н.э.
— 5 век н.э., Краткое содержание: Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем. 3) Период: Средние века, Хронология: 5 век н.э. — 15 век н.э., Краткое содержание: Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.
4) Период: Новое время, Хронология: 15 в — начало 20 века, Краткое содержание: Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира. 5) Период: Новейшая история, Хронология: конец 20 века — наши дни, Краткое содержание: державное сопернечиство, изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций.
Вслед за греческим историческим гнездом возникли новые исторические гнезда, в которых шло становление серварного (античного) способа производства: этрусское, карфагенское, латинское.
Античные социоисторические организмы вместе взятые образовали новую историческую арену — средиземноморскую, к которой и перешла роль центра мирового исторического развития.
С возникновением новой мировой системы человечество в целом поднялось на новую стадию исторического развития. Произошла смена мировых эпох: эпоха Древнего Востока сменилась Античной.
В последующем развитии, в IV в. до н.э. ближневосточная и средиземноморская исторические арены вместе взятые образовали социорную суперсистему — центральное историческое пространство (центропространство), и как следствие, стали его двумя историческими зонами.
Средиземноморская зона была историческим центром, ближневосточная — внутренней периферией.
За пределами центрального исторического пространства находилась внешняя периферия, которая делилась на первобытную (включая предклассовую) и политарную. Но в отличие от эпохи Древнего Востока политарная периферия существовала в античное время в виде не изолированных исторических гнезд, а значительного числа исторических арен, между которыми возникали различного рода связи.
В Старом Свете образовались восточноазиатская, индонезийская, индийская, центральноазиатская арены и, наконец, велико-степная, на просторах которой то возникали, то исчезали кочевые империи. В Новом Свете в I тысячелетии до н.э. сформировались андская и мезоамериканская исторические арены.
Переход к античному обществу был ознаменован существенным прогрессом производительных сил.
Но почти весь рост продуктивности общественного производства был достигнут за счет не столько совершенствования техники, сколько увеличения доли работников в составе населения общества. Это — демографический способ повышения уровня производительных сил.
В доиндустриальную эпоху возрастание числа производителей материальных благ внутри социоисторического организма без увеличения в той же пропорции всего его населения могло происходить только одним способом — путем притока извне готовых работников, причем не имеющих право иметь семьи и обзаводиться потомством.
Постоянный приток извне работников в состав того или иного социоисторического организма с необходимостью предполагал столь же систематические вырывания их из состава других социоров.
Всемирная история
Все это было невозможно без применения прямого насилия. Привлекаемые извне работники могли быть только рабами. Рассматриваемый способ увеличения продуктивности общественного производства состоял в утверждении экзогенного (от греч. экзо — снаружи, вне) рабства. Только постоянный приток рабов извне мог сделать возможным появление самостоятельного способа производства, основанного на труде такого рода зависимых работников.
Впервые этот способ производства утвердился только в эпоху расцвета античного общества, в связи с чем его и принято называть античным. В главе VI "Основные и неосновные способы производства" он был назван серварным.
Таким образом, необходимым условием существования античного общества было непрерывное выкачивание человеческих ресурсов из иных социоисторических организмов. И эти иные социоры должны были относиться к типам, отличным от данного, причем предпочтительнее к обществу предклассовому.
Бытие системы обществ античного типа было невозможно без существования обширной периферии, состоявшей преимущественно из варварских социоисторических организмов.
Непрерывная экспансия, которая была необходимым условием существования серверных обществ, не могла продолжаться бесконечно. Рано или поздно она становилась невозможной. Демографический способ повышения продуктивности общественного производства, также как и темпоральный, был тупиковым.
Античное общество, также как и политарное, было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Но если политарный исторический мир продолжал существовать чуть ли не до наших дней и после схода с исторической магистрали в качестве инфериорного, то античный исторический мир исчез навсегда. Но, погибая, античное общество передало эстафету иным обществам.
Переход человечества на более высокую стадию общественного развития снова произошел путем, который выше был назван формационным сверхвозвышением, или ультрасупериоризацией.
Эпоха Средних веков (VI-XV вв.).
Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демо-социальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западно-римского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая — в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма.
Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других.
На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства — феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.
Возникла западноевропейская феодальная система, которая стала центром всемирно-исторического развития.
На смену Античной эпохе пришла новая — эпоха Средних веков. Западноевропейская мировая система существовала как одна из зон сохранившегося, но при этом перестроившегося центрального исторического пространства. В это пространство в качестве внутренней периферии входили византийская и ближневосточная зоны.
Последняя в результате арабских завоеваний VII-VIII вв. значительно увеличилась, включив часть византийской зоны, и превратилась в исламскую зону. Затем началось расширение центрального исторического пространства за счет территории Северной, Центральной и Восточной Европы, заполненной предклассовыми социоисторическими организмами, которые тоже относились к той же проформации, что и германские предклассовые общества, — протомилитомагнарной.
Эти общества, одни под воздействием Византии, другие — Западной Европы, стали превращаться и превратились в классовые социоисторические организмы.
Но если на территории Западной Европы произошла ультрасупериоризация и появилась новая формация — феодальная, то здесь имел место процесс, который выше был назван литерализацией.
В результате его возникли две близкие общественно-экономические параформации, которые, не вдаваясь в подробности, можно условно охарактеризовать как парафеодальные (от греч.
пара — возле, около): к одной относились социоры Северной Европы, к другой — Центральной и Восточной. Возникли две новые периферийные зоны центрального исторического пространства: североевропейская и центрально-восточноевропейская, в состав которой вошла и Русь. Во внешней периферии продолжали существовать первобытные общества и те же самые политарные исторические арены, что и в античную эпоху.
В результате монгольского завоевания (XIII в.) Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, вместе взятые, оказались вырванными из центрального исторического пространства.
Центрально-восточноевропейская зона сузилась до центрально-европейской. После избавления от татаро-монгольского ига (XV в.) Северная Русь, получившая в последующем название России, вернулась в центральное историческое пространство, но уже в качестве особой ее периферийной зоны — российской, которая в последующем превратилась в евразийскую.
Новое время (1600-1917 гг.).
На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За Средними веками последовало Новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.
Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.).
Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил — роста производительности труда за счет совершенствования техники производства.
Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.
Капитализм возник в результате закономерного развития предшествовавшего ему общества только в одном месте земного шара — в Западной Европе. В результате человечество разделилось на два основных исторических мира: мир капиталистический и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.
Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие вширь.
Капиталистическая мировая система постепенно втянула в орбиту своего влияния все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка.
Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития — к капитализму.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
[можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет
Виталий Ашер
История человечества как результат развития желаний
Размышляя над разгадкой цели человеческого бытия, ученые, философы выдвигали разные противоречивые гипотезы, и все же остается неразрешимой проблема – развивается ли человечество по некой программе или его путь стихиен и не имеет конечной цели.
Существуют несколько подходов к интерпретации исторического процесса.
Историю рассматривают как последовательность событий , династий, войн и законодательств. В таком виде историю, как правило, преподают в школах.
Широко известен марксистский экономический подход, согласно которому ход истории определяется способом производства товаров.
Способ производства влечет за собой изменение социальных институтов страны – ее идеологии, этики, морали.
Зигмунд Фрейд основал метод, который объясняет историю как результат подавления подсознательных импульсов. Подход увязывает формы культуры, как производные от успеха управления импульсов.
О.Шпенглер и А.Тойнби рассматривают схемы развития цивилизации.
Длительность жизни цивилизации, по их мнению, зависит от тех идей и идеалов, на которых она основана. Такое постижение истории стремится вскрыть внутренние источники развития социумов, пытаясь обнаружить присущие им черты.
Прогресс науки и технические достижения не привели человечество к уверенности в своем будущем. Напротив, наша жизнь наполнена предчувствием катастрофы, мы осознаем экологическую опасность, грозящую планете. В этой противоречивости существования скрывается нечто загадочное, некая тайна предназначения человека, когда рост эгоистического желания встает на пути его безграничного стремления к совершенствованию бытия и творческому росту.
Он, овладевающий законами природы, расширивший границы познания вселенной, тщетно пытается понять смысл своего существования.
В современном мире заметнее проявляются противоречивые свойства натуры человека, многогранность его натуры.
Логическая обработка, обобщение фактического материала наблюдений и эмпирических исследований позволяет проникнуть в глубину содержания, выявить закономерность развития. В своем описании исторического процесса мы попытались использовать макро-антропологический подход на основе науки каббала. Этот подход к изучению взаимодействия системы «человек-природа» в настоящее время приобретает большое значение, как междисциплинарное средство изучения целостных явлений природы, общества, группы и личности.
Можно сказать, что предметом нашего исследования является изучение и описание наиболее эффективных форм взаимодействия людей в обществе, которые бы самым оптимальным образом способствовали процессу естественного развития человека, природы и общества, приводили к созданию условий для формирования и развития оптимальной формы сосуществования внешних и внутренних сил развития природы.
Новые тенденции в понимании исторического процесса
Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм.
Если бы в людях не развивался эгоизм, прошлое поколение ничем не отличалось бы от настоящего, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях – это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его «желанием получать наслаждение» или «эгоизмом».
Эгоистическое желание эволюционирует только в человеке, тогда как во всех остальных частях творения (неживой, растительной, животной) оно неизменно.
Именно возрастающие желания получения новых наслаждений и нахождение способов их удовлетворения и определяют уровень развития цивилизации и всего того, что мы называем словом «прогресс». Благодаря тому, что в нас постоянно растут желания, человечество движется вперед. Эгоизм развивается вдоль временной оси постепенно и беспрестанно: он увеличивается количественно, и по мере роста обращается в качественно иные желания.
Макро-антропология разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней, каждый из которых развивает именно свой вид наслаждения:
первичные желания – телесные (пища, кров, продолжение рода);
2. стремление к богатству;
3. стремление к почету, власти и славе;
4. жажда знаний;
5. духовный уровень – стремление постичь смысл жизни, замысел творения.
Эти уровни последовательно проявляются в человеке в течение тысяч лет и образуют стадии развития человечества.
Первичные желания называются также «животными желаниями», поскольку они присущи и животным. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и половое влечение.
Желания богатства, власти и знаний – это уже «человеческие желания», так как возникают под влиянием социальной среды, и для их удовлетворения человек должен находиться в обществе себе подобных, что позволяет формировать классы и всевозможные иерархические структуры.
В свете данной концепции обзор таких сфер человеческой деятельности, как культура, образование, наука и технология, подводит нас к выводу о том, что именно развивающийся в человеке эгоизм породил все наши идеи, изобретения и новшества.
В сущности, они представляют собой лишь «технические инструменты», «средства обслуживания», созданные человеком исключительно для того, чтобы удовлетворять потребности, возникающие под давлением желания получать .
Рамки развития
Все развитие человечества подобно развитию одного человека, проходящего этапы детства, юношества и зрелости – когда он уже действительно использует изначально заложенный в себе потенциал.
Разберем характерные отличия каждого из трех этапов.
Прежде всего, следует помнить, что развитие человечества базируется на развитии и актуализации внутренних потребностей , т.е.
на росте эго. Чем больше эго, тем больше потребности, что является стимулом развития интеллекта и способности более глубокого восприятия окружающей реальности.
Рассмотрим коротко этапы развития истории. Даты здесь даны приблизительно, только чтобы очертить основные этапы:
1 .Первичные желания( 4500 – 1200 гг. до н. э.)
4500–2400 до н. э. Цивилизация Шумер и Акад
2000–1200 до н. э. Вавилонская империя.
Эпоха патриархов
На протяжении первого периода человечество в целом было погружено исключительно в насущные телесные желания. Более развитые человеческие желания, устремленные к власти, почестям и знаниям, раскрывались лишь у одиночек. Поэтому достигнутое на данном этапе развитие представляет собой запас накопленных впечатлений от трудностей существования и не более. На протяжении веков человечество развивалось неосознанно.
В конце этого периода родился Авраам – первый, кто постиг интегральную картину природы.
Его достижение символизирует переход к следующему этапу развития.
2 . Стремление к богатству (1200 г. до н. э. – 200 г. н. э.)
1200–600 Ассирийская империя. Основание Израиля
500–300 Персидская империя
400–300 Македонская империя
100 до н.э.–200 н.э.
Всемирная история
Римская империя. Зарождение христианства
На протяжении второго периода растет мощь эгоизма , в результате чего человечество поэтапно обретает структуру народов и государств. Пик этого развития приходится на время, когда расцветают и рушатся великие империи – Греция и Рим, а мир захлестывают войны.
Стремление к почету, власти и славе (200-1500)
200–600 упадок цивилизации
600–1000 Мусульманская империя
800–1100 мрачный период средневековья
1100–1300 Крестовые походы
1300–1500 Возрождение
Новые идеи не появляются на пустом месте. Они взрастают только на хорошо подготовленной интеллектуальной почве. Достижения научной мысли, утраченные во времена упадка греческой цивилизации, получили возрождение в 12-15 веках благодаря работам Авраама Бар Хия, Ибн Латифа, Раймонда Луллия, Иммануэля Бонфиса, Пико дела Мирандола.
В это время были переведены на латынь с иврита, греческого и арабского важные научные сочинения.
Ибн Литиф и Луллий пытались представить единую систему наук.
В период с 1320 до 1520 год Италия стала центром гуманистического обновления. Леонардо да Винчи, Беллини, Петрарка, Боккаччо, Тициан, Микеланджело и другие оказались способны воплотить новые стремления общества.
Возрождение освободило людей от старых представлений о мире, заставляло их думать по-другому и менять установленный порядок вещей.
На рубеже этих этапов зарождается бурный рост науки.
4. Жажда знаний (1500–1995)
1500–1700 Реформация. Наука и техника
1700–1800 Рост индустрии
1800–1900 Промышленная революция
1900–2000 Мировые войны
Этот период характеризуется ускоренным развитием желания знаний. Революционные труды Спинозы и Рене Декарта способствовали рождению современной науки.
Именно в это время появляется реформатор религии Мартин Лютер, критический мыслитель, идеи которого взволновали Европу того времени.
Новое мировоззрение было благотворно для развития классической механики и техники.
Открытия следовали одно за другим, так что практически за два последних столетия окружающий нас материальный мир изменился до неузнаваемости. Однако технический прогресс не привел к желаемому решению проблем глобального социума.
5.Духовный уровень (1995–)
Приблизительно с 1995 года в человечестве начала проявляться потребность в духовном наполнении. Духовная потребность – это не религиозное понятие.
Это необходимость поддержания равновесия с природой. А поскольку природа альтруистична, а человек нет, то возникает несоответствие, которое человек чувствует как страдания.
Выход на вершину пирамиды – это не конец развития, а начало нового мира. Это переход системы на следующий этаж, где вектор сил в человеке меняется и открываются такие возможности, о которых он и не подозревал. Т.е. человечество, реализовавшее последнюю потребность, не переходит в состояние, в котором исчезают крупные потребности.
Наоборот, реализовав последнюю эгоистическую потребность, оно переходит в состояние непрерывной реализации первой альтруистической потребности.
Поиск Лекций
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:
1. Первобытную эпоху;
2. Историю Древнего мира;
3. История Cpeдних веков;
Новое время (Новая история);)
5. Новейшее время Новейшая история).
Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн.
лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.
Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение).
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. — начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .
В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т.
Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты.
Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.
І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности).
Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.
ІІ-й период (середина ХI — конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.
ІІІ-й период (XV — середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя.
Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни.
В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.
Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство.
Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.
Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.
Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.
І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.).
Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.
ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений.
Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.
ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий.
Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах.
Обострение борьбы за передел мира.
Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.
Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени.
Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.
В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.
І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран.
Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав.
Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.
ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира.
С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда.
В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.
Вопросы для самопроверки:
Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?
2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.
3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.
Урок обществознания 10 «Б» класс.
«Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Теория локальных цивилизаций»
Цель урока – ознакомить учащихся с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций и предположить прогноз на будущее;
Развить у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся;
Объяснить понятия и термины «цивилизация», локальная цивилизация, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.
Форма урока – изучение новой темы, урок-анализ
План изучения новой темы:
- Понятие «цивилизации»;
- Теория локальных цивилизаций:
- Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы;
- Типология по О. Шпенглеру – культуры и цивилизации
- Типология цивилизаций по А. Тойнби;
- Общие черты теории локальных цивилизаций
- Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода
Вводное собеседование:
На прошлом уроке вы узнали о типах обществ.
Вопрос – Какие типы обществ вы узнали?
Традиционное, индустриальное и информационное (постиндустриальное) общества;
Восточное и западное общества;
Вопрос – Какие критерии использованы в определении типов обществ?
Определенные и своеобразные качественные характеристики, присущие разным обществам;
Сопоставляя традиционную, индустриальную и постиндустриальную культуры, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории.
Вопрос - А в горизонтальном измерении , какую типологию используют ученые?
Современные ученые делят человеческое общество – на мир Запада и мир Востока.
Учитель - Часто ученые их определяют таким понятием, как цивилизация Востока и цивилизация Запада.
Вопросы учителя к классу:
А какой смысл вы вкладываете в понятие «цивилизация»?
Каким вы видите современную цивилизацию?
Каковы рамки и перспективы современной цивилизации?
Учитель - Ребята, чтобы дать точное определение понятию цивилизация, увидеть перспективы развития современной цивилизации и определить макротеорию (общую теорию) направленности развития человечества, мы обратимся к истории вопроса.
- Изучение нового материала
«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»
(С. Есенин)
Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но, если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва ли различаем и часто подход к ним неточен и субъективен.
Для характеристики истории общества на сегодняшний день используются два основных подхода: локально-цивилизационный и линейно-стадиальный (формационный). Сегодня познакомимся с локально-цивилизационным подходом в изучении истории (слайд 1).
Учитель сообщает - Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш-Л.Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход был развит в трудах Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Карла Ясперса (1883-1969,) Арнольда Тойнби (1889-1975) слайд 2.
Карточка №1 выберите наиболее, по-вашему мнению, подходящее правильное определение понятию «цивилизация»
Ответы учащихся:
Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития)- слайд 3
Вопрос Учителя - Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?
Ответы учащихся - Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни.
Цивилизация – часть всемирной культуры, существовавшая на определенном историческом этапе и конкретной территории.
Рассказ учителя - По-мнению основоположников цивилизационного подхода, в человеческом обществе с древнейших времен до сегодняшних дней, сменяя друг друга, существовали и существуют «локальные цивилизации» - самостоятельные, независимые и изолированные друг от друга закрытые общности. Они имеют свои особенности в социально-экономическом и культурном развитии – слайд 4
2. В 19 в. в трудах Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби зародилась и получила широкое распространение «Теория локальных цивилизаций» - показываю фотографии на доске
Обращаюсь к учащимся – Внимательно прочитайте выдержку из труда Н.Данилевского «Россия и Европа» и ответьте на вопросы.
1 ряд - Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде «Россия и Европа»
Вопросы к группе 1:
Ответы учащихся:
- А) КИТ - совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций;
Б ) Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип;
- Типы цивилизаций:
- Первичные
- Одноосновные
- Двухосновные
- Объединительные
- Ведущее начало, основа данного КИТа – религия, культура, политика – (слайд №5-6)
2 ряд - Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру
Вопросы к группе 2
Ответы группы 2:
- культур , проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость) . В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции - «становящееся» - культура и «ставшее» - цивилизация.
Цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил .
Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.
- Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:
- Египетскую;
- Вавилонскую;
- Индийскую;
- Китайскую;
- Арабо-византийскую;
- Греко-римскую;
- Западную;
- Культуру инков
- Слайды 7-9
3 ряд - Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»
Вопросы к группе 3
Ответы группы:
- Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»
- По его мнению,
- Территориальный признак
- Первичные
- Вторичные
- Третичные
Какова судьба цивилизаций по-мнению Арнольда Тойнби?
- Цивилизации развиваются независимо друг от друга
- Возможна гибель
- Спасение цивилизации путем создания единой высшей религии, «вселенской церкви» и «вселенского государства»
Таким образом, Главной «единицей» общественно-исторического процесса по их мнению являются локальные цивилизации
Вопрос учителя - Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?:
- Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;
- Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;
- Центр исследования – человек, как творец истории;
- Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития
- Вопрос темы - Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода
Учащиеся на основе изученного и пункта параграфа составляют ответ на вопрос « Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?»
Достоинства:
- Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
- Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
Недостатки:
- При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;
- Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
- Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом
Вопрос:
Как вы относитесь к теории локальных цивилизаций? Принимаете ли вы их точку зрения, что в мире с древних времен существовали только локальные друг от друга изолированные, независимые цивилизации и что каждую цивилизацию в будущем ждет гибель?
Какова судьба современной цивилизации?
Возможные ответы:
Даже в Древнем мире цивилизации не носили закрытый, локальный характер.
Они взаимовлияли друг на друга (египетская повлияла на формирование цивилизации Древнего Междуречья, древнегреческая повлияла на древнеримскую цивилизацию)
Цивилизации продолжали и продолжают существовать (например, китайская цивилизация, западноевропейская цивилизация);
Современная цивилизация под влиянием общественных процессов видоизменится и даст начало качественно новому продолжению цивилизации (западноевропейская цивилизация, российская цивилизация)
Домашнее задание:
Ответить на вопросы документа на стр. 135-136 прг. 13
Подготовить сообщение с презентацией о К. Марксе и О. Тоффлере
Предварительный просмотр:
Карточка №1
Работая с представленным материалом, ответьте на вопросы.
«Цивилизация, цивилизационный подход»
Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, ш-Л. Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).
Основное понятие – цивилизация. Определение цивилизаций около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. сivilis – гражданский.
Под цивилизацией понимают:
- Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш-Л. Монтескье, Д. Дидро);
- Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф.Энгельс);
- Общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тофлер, У. Ростоу);
- Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби );
- Совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
- Заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер)
- «Цивилизация» - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
- Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей людей и человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни. Важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система.
Задание к карточке №1 :
- Выберите наиболее, по-вашему мнению, подходящее правильное определение понятию «цивилизация»;
- Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?
Словарь урока:
- Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
- Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития, например, античная цивилизация и современная цивилизация)
- Локальные цивилизации – замкнутые цивилизации
- Локальные цивилизации – большая, исторически сложившаяся общность, которая занимает определенную территорию, имеет свои особенности социально-экономического и культурного развития (например, китайская цивилизация, западно-европейская цивилизация).
- Локальная цивилизация – сложная система, которая выражает культурно-исторические, религиозные, экономико-географические особенности отдельных стран, группы стран, этносов
- Локально-цивилизационный подход – подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации
Предварительный просмотр:
Карточка №2
1.Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому из книги «Россия и Европа»
Русский мыслитель второй половины ХIХ в. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» рассматривал всемирную историю, как совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций или культурно-историческогих типов (КИТ) человечества .
Он так же выделил периоды развития КИТов :
- Этнографический (древний) – начинается с отделения племени от родственных ему племен, обретения ими способности к самостоятельной деятельности;
- Политический (государственный) – народ выходит из этнографической формы бытия, строит свое государство и обеспечивает свою политическую независимость;
- Цивилизационный – обеспечивает народам реализацию своих духовных идеалов в науке, искусстве, осуществив развита свою творческую миссию, цивилизация исчерпывает свои силы и умирает.
По-мнению Н.Я. Данилевского, ни одна цивилизация не проявила свою всесторонность. Цивилизация проявляет созидательность только в одной или нескольких областях:
Еврейская – только в религии;
Греческая цивилизация – в эстетической области и философии;
Римская – в области права и политической организации;
Индийская – в религии, мистики и в сфере воображения, фантазии
В итоге¸ Н.Я. Данилевский выделяет 4 типа цивилизаций:
- Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
- Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
- Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);
- Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)
Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип , если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
В цивилизации он видел наиболее творческий период развития КИТа .
Цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Они рождаются, расцветают и гибнут.
Все народы Н.Я. Данилевский поделил на следующие виды:
- Позитивные творцы истории, создающие велики КИТы;
- Негативные творцы истории – гунны, монголы, турки, не создавшие КИТов, но способствовавшие разрушению дряхлых цивилизаций (Рим пал под ударами варваров и т.п.);
- Народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом, использованные творческими народами для обогащения своих цивилизаций (бывшие колонии)
Вопросы к группе 1
- Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?
- Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?
- Какой принцип используется для определения цивилизации?
Карточка №3
2 .Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру по книге «Закат Европы»
Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 году первую часть книги «Закат Европы». Шпенглер решительно опроверг общепринятую условную периодизацию истории на Древний мир – Средние века – Новое время (поскольку они не имеют никакого значения для неевропейских сообществ).
Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур , проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость) . В своей теории он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.
Каждая культура имеет свою душу – первоначало, из которого развертывается все богатство культуры, своеобразная программа развития социального организма. Рождение культуры – есть пробуждение великой души.
Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. После достижения целей культуры она переходит в цивилизацию.
Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.
Цивилизация – последняя фаза существования культуры, это ее закат.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культур) и «ставшее» (цивилизация).
Таким образом, цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил .
По -мнению О. Шпенглера на данной стадии находился западный мир.
Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность , выделяя всего восемь:
- Египетскую;
- Вавилонскую;
- Индийскую;
- Китайскую;
- Арабо-византийскую;
- Греко-римскую;
- Западную;
- Культуру инков
По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя.
Вопросы к группе 2
- Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру
- Какие типы цивилизаций он выделяет?
- Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?
Карточка №4
3. Типология цивилизации по А. Тойнби по книге «Постижение истории»
Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60-ые гг. ХХ в. Опубликовал многотомный труд «Постижение истории». Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»
Стадии существования цивилизации:
- Зарождения
- Роста;
- Надлома;
- Разложения;
- Гибели
- Зарождение цивилизации:
В качестве условий возникновения цивилизаций Тойнби выделял:
Присутствие в обществе творческого меньшинства;
Благоприятное окружение
Исследуя движущие силы развития цивилизации, Тойнби сформулировал закон «вызов - ответ».
История (окружение) постоянно бросает обществу «вызов», препятствия, которые общество, чтобы выжить, должно преодолеть, найти правильный «ответ» на данный «вызов», возникшую проблему. Поиск нужного решения осуществляет творческая элита, тем самым обеспечивает постоянное движение общества к цивилизации. «Вызов» та сила, которая заставляет цивилизацию меняться, прогрессировать или регрессировать.
Пример:
В Африке в древние времена произошла сильная засуха. Кто не ответил на вызов природы, те погибли в пустыне Сахара, а кто ответил, переселился в долину Нила, те выжили и создали египетскую цивилизацию.
2) Рост цивилизации – процесс внутреннего самоопределения, самовыражения. В античности – эстетика, западно-европейская цивилизация – в научно-техническом прогрессе (НТП).
3) Надлом – ситуация, когда общество не способно справиться с «вызовом». Гибель цивилизации происходит не от внешнего врага, а в результате собственного развития. Элита теряет способность эффективно решать проблемы, она утрачивает авторитет и пытается сохранить свое положение силой. В подобный период общество не справляется с вызовом, что приводит к надлому общества.
Пример:
После Второй мировой войны Запад сделал СССР технический «вызов». СССР проигнорировал этот «вызов», не «ответил», не решил проблемы отставания, что привело к краху СССР.
4) Разложение – такой период, когда общество утрачивает единство, что способствует гибели цивилизации
Пример:
Греция не помогла народам, воевавшим с римлянами, и в итоге сама погибла от рук римлян. Отсутствие единства, привело к гибели античной древнегреческой цивилизации
По его мнению, цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
- Религия и форма ее организации
- Территориальный признак
Тойнби выделял следующие цивилизации:
- Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);
- Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
- Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).
К середине ХХ в., по мнению А. Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддийская, индуистская и др.)
Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если в будущем не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)
Вопросы к группе 3
- Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?
- Как он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения цивилизации?
- Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?
Эволюционная теория Чарльза Дарвина рассказывает нам о том, когда появился человек на Земле. Данная точка зрения считается общепринятой среди научных исследователей. Ранее люди не могли точно сказать, кто создал человека. Тысячелетиями считалось, что человечество – дело рук богов, однако на вопрос, кто создал человека, отвечает – эволюция.
Вконтакте
Первые представители
Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя людского социума. Некоторые исследователи считают, что первым человеком был австралопитек. Многие критикуют подобные предположения, так как он действительно больше схож с низшим классом приматов. Следующей вехой развития после австралопитека стал homo habilis или «человек умелый».
Он ходил на двух ногах, имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло приблизительно 2,6 млн. лет назад.
Внимание! Первые представители нашего вида на Земле были сравнительно невысокого роста. Если сейчас средний рост среднестатистического человека составляет порядка 1,7 метра, то человек умелый был не выше 1,2 метра.
Место проживания
Исследователи пытаются установить, где появилось первое поселение людей. Долгие годы считалось, что человеческая раса зародилась на территории Западной Европы.
Главная причина тому – теория евроцентризма, которая говорила, что именно на территории Европы были созданы могущественные цивилизации, и именно отсюда начался прогресс.
Во второй половине ХХ века археологи нашли останки того самого человека умелого на территории современной Танзании, так называемого Афарского треугольника.
Именно там были сделаны ключевые находки, которые пролили свет на происхождение человечества. Археологи нашли рядом с человеческими костями созданные из камня орудия труда, которые вполне могли служить неплохим инструментом для добычи пищи.
В 1960 году уже мало у кого вызывала сомнения. Археологические находки также дали понять, как развивался человек, каким образом с течением времени увеличивался объем его мозга и улучшалась интеллектуальная деятельность.
Что касается классификации по периоду, то зарождение человечества следует датировать Кайнозоской эрой , которая началась 65 млн. лет назад. О данном периоде отзываются, как об «эре новой жизни», ведь она стартовала сразу же после падения огромного метеорита, который уничтожил динозавров и большую часть жизни на планете.
Процесс эволюции
Мы узнали, откуда появился человек и как назывался самый первый человек на земле, однако на этом эволюция нашего вида не остановилась – предстояли еще более удивительные изменения.
Homo ergaster
Приблизительно 1,8 млн. лет назад homo habilis эволюционировал в человека работающего, то есть – homo ergaster. Размер мозга данного вида значительно превышает homo habilis. Ученые считают, что именно homo ergaster обрели возможность пользоваться разговорной речью.
Возле скелетов homo ergaster археологи нашли следы первых кострищ. Следовательно, именно данный вид впервые начал добывать огонь. Кроме того, человек работающий изобрел рубило.
Homo ergaster стали чаще охотится на животных, а до этого момента первые люди на Земле были скорее собирателями и падальщиками. Достаточно высокий уровень интеллекта позволил им собираться в группы, которые стали отправляться на охоту – это значительно повысило шансы выживания и на успешный финал.
Homo erectus
Еще предыдущий вид человека начал колонизировать планету. С территории Африки первые люди на Земле отправились на территории Западной Европы и Азии. Именно на Далеком Востоке были найдены останки следующего этапа развития человеческой расы – homo erectus или человека прямоходящего.
На этом этапе развития человечества типичный его представитель имел рост в среднем 1,4 м. Homo erectus уже не сутулились, похода была прямой. По-прежнему использовались каменные орудия труда . Люди собирали корешки и растения, охотились на среднюю и небольшую дичь.
Поскольку человек в древнее время не мог защитить себя в одиночку, эректусы стали сбиваться в достаточно большие праобщины, которые насчитывали несколько десятков человек. Эректусы также впервые стали готовить мясо на костре. На данном этапе развития в период голода человек прибегал к каннибализму.
Между эректусами впервые появились зачатки отношений, напоминающие постоянную семейную пару, однако преимуществом пользовались беспорядочные половые связи. Археологические находки также подтвердили, что эректусы ухаживали за раненными соплеменниками и понимали лечебные свойства трав.
Важно! Возможно, уже тогда появились люди, которые назывались шаманами или знахарями.
Развитие мышления
Долгое время считалось, что человек разумный был предком неандертальца.
Однако исследования ХХ века доказали, что неандерталец был тупиковой веткой развития на территории Западной Европы, а homo sapiens пришел из Африки. Более того – именно он истребил и ассимилировал неандертальцев.
Археологи установили, что первые люди с зачатками разума появились приблизительно 350-250 тыс. лет назад.
Изначально homo sapiens были кочевниками и собирателями, и лишь 15 тыс. лет назад начали:
- осваивать сельское хозяйство,
- изготавливать орудия труда из кости,
- строить постоянные жилища,
- основывать небольшие постоянные поселения,
- шить одежду,
- рисовать на стенах пещер.
10 тысяч лет назад люди общались при помощи речи, а жесты и мимика ушли на второй план.
На этом этапе развития люди впервые стали создавать семьи и заключать браки. Развитие сельского хозяйства позволило сохранять часть продукции, благодаря чему стало возможно появление классов, власти и возможности выживать в неблагоприятные времена.
Homo sapiens одомашнили животных, что дало толчок развитию скотоводства. Это также облегчило процесс добывания пищи – не нужно было тратить огромное количество времени и сил на охоту. Тогда же возникает и торговля между племенами: одни предлагали шкуры, а другие — красивые ракушки или рыбу.
10 тыс. лет назад homo sapiens начал строить города, изобрел первые языки и построил цивилизации на территории Ближнего Востока, Северной Африки, Индии, Латинской Америки.
Мы проследили как развивался человек на протяжении всего периода эволюции, где появились первые люди 2,5 млн. лет назад, как шел эволюционный процесс, продолжающийся по сей день.
Современные научные достижения опровергли теорию о божественном происхождении человека и закрепили позиции Дарвинизма. Люди, прежде, чем стать такими, как сейчас, прошли долгий путь эволюции – от обезьяноподобного существа до современного человека информационной эпохи.
В какой период появились первые люди
Этапы развития человека разумного на Земле
Вывод
Первый человек появился на Африканском континенте, его родиной стала территория современной Танзании. Археологи называют данный регион Афарским треугольником или «колыбелью человечества». Из Африки небольшие племена людей стали расселяться по всей планете, покорив Европу, Азию, а затем Австралию и Америку.