Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия. Интерактивные формы лекций в высшей школе
Подготовка данной лекции состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и учащиеся, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию лектором подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у учащихся знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной деятельности.
Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, – каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения учителя с учащимися.
Реализует дидактический принцип наглядности через использование визульных и аудио-визуальных технических средств предъявления информации.
Структура подготовки и проведения лекции информационного типа с применением визуальных технических средств:
1. Постановка цели и задач лекции.
2. Подготовка к проведению лекции:
Подбор материала для преобразования его в визуальную форму;
Разработка конспекта проведения лекции с включением в него визуального материала;
Разработка визуального ряда (слайды, рисунки, фото, схемы, таблицы и т.п.);
Определение методов, приемов и средств стимулирования творческой и мыслительной активности студентов;
Подборка наглядного материала (минералы, реактивы, детали машин и т.п.) и средств технического сопровождения.
3. Проведение лекции.
Структура лекции близка к традиционной и включает в себя вводную, основную и заключительную части.
Особенностью лекции-визуализации является одновременная активизация у студентов трех видов памяти: слуховой, зрительной и двигательной, позволяющей им наиболее эффективно усваивать материал.
Конспектирование такой лекции предполагает схематичное изображение ее содержания. Существует три варианта конспектирования:
1. выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений;
2. конспектирование содержания плюс раздаточный материал с графиками, схемами, таблицами, подготовленный преподавателем.
3. раздача наглядных изображений в электронном виде всем студентам для последующего самостоятельного изучения.
Структура подготовки и проведения лекции с применением аудио-визуальных технических средств предъявления информации.
Выделяют несколько типов учебных фильмов. Типы учебных фильмов:
а) иллюстративно-просветительские (для повышения наглядности и обобщения материала);
б) научно-популярные (для возбуждения интереса к учебной дисциплине);
в) научные (для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений).
В зависимости от типа учебного фильма, который демонстрируется на лекции, лекции-визуализации могут проводиться в начале преподавания нового учебного предмета, в процессе изучения предмета и для обобщения знаний по предмету.
Структура лекции-визуализации с применением аудио-визуальных технических средств предъявления информации :
1. Цели и задачи лекции.
2. Вводная часть (изложение теоретического и практического значения изучаемого вопроса).
3. Инструкция к просмотру фильма (указываются фрагменты, на которые необходимо обратить особое внимание, даются вопросы для обсуждения после просмотра и т.п.)
4. Показ учебного фильма.
Её применение связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой - с развитием принципа наглядности. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурнологических схем, опорных конспектов, диаграмм, (слайдов, диафильмов, видеозаписей, кинофильмов и т. д.). Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, её превращения в знания.
Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы визуального мышления, в лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулировании мышления и достижении профессиональных целей. Большой объём передаваемой на лекции информации блокирует её восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов с помощью технических средств. Данный метод позволяет увеличить объём передаваемой информации за счёт её систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных (не существующих в зримой форме) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развёртыванием и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.
Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации. Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с её содержанием. В этой работе должны участвовать преподаватели и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель даёт задание слушателям подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации.
После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и представить эту ситуацию для анализа и разбора. Используются разные типы наглядности; натуральный, изобразительный, символический - в сочетании с различными техническими средствами. Каждый тип наглядности оптимален для донесения какой- то определённой информации. Это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщения, глубже его понять и усвоить.
Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:
Подобная лекция создаёт своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что является способом повышения не только интеллектуального, но и профессионального потенциала обучаемых. Выбор способов достижения и типов наглядности зависит от темы. Руководствуясь принципом посильной трудности, при изложении сложных для восприятия и понимания тем, содержащих большой объём концентрированной информации, целесообразно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности.
Например, схема является универсальным, но достаточно сложным для восприятия средством наглядности, поэтому её конструирование рекомендуется осуществлять на основе рисунка, часто выполненного в гротескной форме. Это позволяет создавать ассоциативные цепочки, помогающие слушателям запоминать и осмысливать информацию. Наиболее доступными и предоставляющими богатые возможности техническими средствами предъявления такой информации являются кодоскопы, диапроекторы. Основная сложность состоит в выборе средств наглядности, их создании и режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы, как графический дизайн, цвет, оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией. Применение лекции этого типа должно основываться на учёте психофизиологических возможностей слушателей, их уровня образования и профессиональной принадлежности, что позволит предотвратить негативные последствия чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия.
ВЫКСУНСКИЙ ФИЛИАЛ НИТУ «МИСис»
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ЛЕКЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ,
РАЗРАБОТКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЛЕКЦИИ
Выполнил: шиморина М.а.
Г.вЫКСА
Введение …………………………………………………………………..….3
Основная часть ……………………………………………………………..…4
Заключение…………………………………………………………………....15
Список используемой литературы…………………………………………..16
Приложение……………………………………………………………………17
Введение
Умение высказать и донести свою мысль до слушателя высоко ценилось всегда. Вспомним Древнюю Грецию, Древний Рим, когда ораторы проводили состязание в ораторском искусстве. Но в информационном XXI веке, когда изменились некоторые принципы и методы обучения, возникла необходимость создать определённые алгоритмы образовательного процесса, в том числе и лекции. Это позволит нам сделать процесс обучения более эффективным.
Длительное время в системе подготовки и повышения психолого-педагогической квалификации работников, занимающихся профессиональным обучением кадров на производстве, передача учебной информации осуществлялась в основном в форме традиционной лекции.
Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что традиционная лекция представляет собой по основным закономерностям процесс передачи знаний в готовом виде. Подобная форма занятий вызывает явное утомление слушателей и понижает интерес к обучению.
Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технике преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности, прежде всего, в лекционной.
В связи с этим возникла насущная потребность в разработке и использовании в учебном процессе новых форм и методов активного контекстного обучения (анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, мозговая атака, разыгрывание ролей, учебно-деловые игры и др.) и в совершенствовании, активизации, видоизменении традиционных форм лекций.
В данной работе мы рассмотрим методику организации и проведения лекции-визуализации.
Основная часть
На протяжении всей истории в высшей школе с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция.
Лекция (лат (lection) чтение) - основная форма учебных занятий, где рассматриваются основные теоретические положения учебной дисциплины, раскрываются идеи и логика построения курса.
В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:
* при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция - основной источник информации;
* новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках;
* отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектора:
* по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;
* лекция ничем незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями.
Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Отсюда вытекают ее функции:
1)информационная , заключается в сообщении преподавателем основных положений учебной дисциплины, раскрытии особенности конкретной темы или отдельной проблемы. Исторически первая функция. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение, при этом остается актуальной при чтении спецкурсов, а также по тем дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.
2)ориентирующая, заключается в последовательном и структурированном изложении преподавателем ключевых идей курса. Данная функция реализуется еще и в том, что преподаватель сообщает студентам, на какие темы, понятия им следует обратить особое внимание, какие дополнительные источники целесообразно использовать.
3)разъясняющая, цель которой заключается в разъяснении наиболее трудных вопросов, терминов учебного курса. Это не только раскрытие смысла терминов, но формирование понятий в сознании студента. (Известно, что основные научные понятия психологической науки содержатся в словарях и справочниках, а многие – в учебниках. Однако никакая дефиниция не охватывает предмета всесторонне и с исчерпывающей полнотой. Поэтому в лекции нельзя обойтись без разъяснения определений – смысла каждого слова, входящего в них.) ПРИМЕР - МЫШЛЕНИЕ Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные положения курса в более ясной и доступной форме.
4)убеждающая, которая заключается в том, что лекция стимулирует не только запоминание материала, мыслительную деятельность, но и мотивационную сферу студентов. Осуществляется через доказательность утверждений лектора. Обеспечивается как реальными фактами, так и силой логики.
5)увлекающая , сущность которой в том, что Л. должна быть интересной, но не развлекательной.
Чтобы быть интересной, Л. должна отвечать нескольким психологическим условиям:
Осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки (этот момент наступает тогда, когда студент понял полезность преподносимых лектором знаний лично для себя)
Осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя.
Исходя из такого понимания роли и места лекции в учебном процессе, возникает вопрос о содержании лекции – о чем в лекции нужно сказать обязательно, а о чем нет. Невозможность вложить в лекцию все достаточно очевидна. Поэтому стремление к раскрытию в Л. всех вопросов темы нежелательна.
Отличительные особенности традиционной и нетрадиционной лекций представлены в таблице.
Традиционная лекция
Нетрадиционная лекция
Информационная функция
Подача большого количества материала, систематизация его преподавателем
Передача большого количества материала с дальнейшей систематизацией его слушателями
В системе «преподавание – учение» преобладает преподавание
В системе «преподавание – учение» преобладает учение
Сообщает знание, которые в дальнейшем необходимо заучить
Развивает умения и навыки применительно к практической деятельности, т.е. готовит к профессиональной деятельности
Отсутствует обратная связь со слушателями (как система и неотъемлемое качество)
4.Постоянная обратная связь, что даёт возможность поэтапного оценивания и контроля за полнотой усвоения учебного материала
Обстановка формальная, академическая
5.Обстановка непринуждённая, неформальная
Отношения к слушателям - формальное
6.Отношения со слушателями доверительные, откровенные, господствует различие мнений
Воспитательная функция
Воспитывает интерес к предмету
1.Стимулирует формирование новой мотивации (интересно, хочет услышать ответ на «свой» вопрос, хочет найти ответ «сам», проверить «свои» возможности и т.д.)
Подавляет эмоции
2.Повышает эмоциональность слушателей
Процесс восприятия пассивный
3.Происходит процесс принудительной активизации деятельности слушателей на весь период лекции, запускает процесс сотрудничества
Развивающая функция
Развивает волевые качества, усидчивость, дисциплину
1.Развивает творческий потенциал слушателей, межличностные отношения, коммуникативные качества
Применение лекции-визуализации связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой – с развитием принципа наглядности, недостаточно широко применяемого в процессе обучения. В лекции – визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, диафильмы, видеозапись, кодопозитивы, дисплеи, кинофильмы и т. д.) . Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации ее превращения в знания.
Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы наглядности образа, визуального мышления. В современной лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулирования мышления и достижения профессиональных целей. Большой объем передаваемой на лекции информации блокирует ее восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов и технических средств. Кроме того, решаются чисто профессиональные задачи, так как педагоги должны уметь создавать наглядную информацию по темам читаемых лекций и пользоваться ею. Под визуализацией подразумеваем преобразование вербальной (устной и письменной) информации в наглядную форму. Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов сообщений. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных (не существующих в зримой форме) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развертыванием и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.
Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации.
Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов, которые покрывают все ее содержание. В этой работе должны участвовать преподаватели и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и « создающих информацию». С этой целью преподаватель дает задание слушателям подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации.
После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и представить эту ситуацию для анализа и разбора. Используются разные типы наглядности: натуральный, изобразительный, символический – в сочетании с различными техническими средствами. Каждый тип наглядности оптимален для донесения какой-то определенной информации. Можно сказать, что при переходе от текста к зрительной форме, от одного вида наглядности к другому происходит потеря некоторого количества информации. Однако это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщений, глубже его понять и усвоить.
Лекция- визуализация отвечает следующим критериям:
Учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму и обратно;
Способствует становлению и совершенствованию мыслительных операций на основе наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Конспектирование лекции – визуализации предполагает схематичное изображение ее содержания. Условно существуют три варианта конспектирования. Первый – выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений. Второй – классический вариант – готовится преподавателем раздаточный материал: графики, схемы, таблицы. Третий – самый распространенный – электронная версия лекции, для последующей самостоятельной распечатки студентом или изучения с использованием компьютера (2,3).
Нами чаще используется третий вариант, когда лекция студентом может быть скопирована с компьютера.
Лекция – визуализация – является методом побуждения познавательного интереса студентов, способствует более успешному усвоению материала, активизирует умственную деятельность слушателей.
Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует лучшему запоминанию учебного материала, но и подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Основной акцент в этой лекции делается на более активное включении в процесс мышления зрительных образов, то – есть на развитие визуального мышления. Визуальное мышление существенно повышает эффективность восприятия, понимания и усвоения информации и ее превращение в знания. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – девиз лекции визуализации.
В визуализированной лекции важны: определённая визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств, режиссуре процесса чтения лекции, уровне владения преподавателем соответствующими техническими средствами, которые будут использоваться на занятии, технические параметры функционирования используемой техники (время вхождения в рабочее состояние, шумовой фон и др.). Необходимо учитывать:
– уровень подготовленности и образованности аудитории;
– темп восприятия предъявляемых материалов;
– профессиональную направленность;
– особенности конкретной темы;
– назначение наглядных материалов: иллюстративная задача, компактное представление изучаемых материалов; дополнительная информация;
– количество представляемой информации;
– техническую оснащённость учебного помещения и др.
Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.
Визуальные объекты должны быть четкими, яркими, насыщенными, доступными для изучения
Для представления визуальных объектов важны заранее определенная последовательность, логика и ритм подачи учебного материала.
В конце лекции необходимо обобщение представленного визуального материала.
Мы выделяем следующие важные особенности подготовки лекции-визуализации:
Подготовка лекции требует от преподавателя видоизменения лекционного материала в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).
Чтение лекции (повествование) трансформируется в связное, развернутое представление (комментирование) преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающих тематику данной лекции.
Информация должна быть представлена таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны, систематизацию имеющихся и вновь полученных студентами знаний, предвидение проблемных ситуаций и возможностей их разрешения, а, с другой стороны, использовать разные способы наглядности.
Важен определенный ритм подачи учебного материала и наглядная логика. Для этого используется комплекс технических средств обучения: рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графика, сочетание словесной и наглядной информации.
Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новую дисциплину, тему или раздел.
Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:
Подобная лекция создает своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что способом повышения не только интеллектуального, н6о и профессионального потенциала обучаемых.
Выбор способов достижения и типов наглядностей зависит от темы. Руководствуясь принципом посильной трудности, при изложении сложных для восприятия и понимания тем, содержащих большой объем концентрированной информации, целесообразно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности. Например, схема является универсальным, но достаточно сложным для восприятия средством наглядности. Поэтому ее конструирование рекомендуется осуществлять на основе рисунка, часто выполненного гротескной форме. Это позволяет создавать ассоциативные цепочки. Помогающие слушателям запоминать и осмысливать информацию. Наиболее доступными и предоставляющими богатые возможности техническими средствами предъявления такой информации являются кодоскопы, диапроекторы.
Основная сложность состоит в выборе средств наглядности, их создании и режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы, как графический дизайн, цвет. Оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией.
Применение лекции этого типа должно основываться на учете психофизиологических возможностей слушателей, их уровня образовании профессиональной принадлежности, что позволит предотвратить негативные последствия чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия.
Структура лекции в основном складывается из трех элементов. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются и конкретизируются ключевые идеи и положения, показываются связи, отношения, анализируются явления, формулируется вывод. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
Заключение
Лекция – это важнейшая форма обучения, характеризуемая логически стройным, последовательным и глубоким изложением учебного материала преподавателем. Лекция имеет длительную историю, появление её относится к середине первого тысячелетия до н.э. и одновременно к нескольким регионам развития философских традиций Европы и Азии. Лекция уступает часть своего значения другим формам обучения по мере повышения уровня доступности информации, но остаётся важнейшей формой обучения в современной высшей школе. Для повышения эффективности лекции следует знать и использовать различные методы и стили чтения лекции, использовать разные виды с учётом аудитории, времени и места проведения занятия. Лекция может тяготеть как к монологичности, так и к диалогичности, общению со студентами, в зависимости от индивидуального стиля лектора и выбранного им стиля чтения. Подготовка лекции является структурированным и систематическим процессом, чёткое исполнение предписаний которого является залогом успешности проведения лекционного занятия.
Роль лекции сегодня - обеспечить общение людей в неформальной, непринужденной обстановке, где главное - доверие и откровенность, наличие собственной позиции и желание выслушать и понять позицию другого человека. Лекция, которая не вызывает желания подумать, выяснить, понять, по всей видимости, не имеет право на существование. Только по отношению к проблемному содержанию люди вступают во взаимодействие и общение, высказывают свою позицию, точку зрения. Развитие точки зрения может идти лишь в процессе диалогического взаимодействия через преодоление возникающих противоречий.
Список использованной литературы
1. Антонова Е.В. Формирование средневековой системы образования (Каролингское возрождение) / Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. Вып.1, Ч.1 / ред.К.И. Салимовой, В.Г. Безрогова. – М.: издательство АПН СССР, 1989. – С.71-85.
2. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич и др. – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2001.
3. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник препода-вателей высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов М.: Педагогическое общество России, 1999.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологи.5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, Феникс, 2002. – 672 с.
6. Краснова А. Н. Педагогическая мастерская: опыт истории //Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сб. науч. статей. - Мурманск: МГПУ, 2005.-С.17-21.
7. Крыско В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999.
8. Хмаро Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.
Приложение №1
Конспект лекции-визуализации
Предмет « Основы философии »
Тема 2. Исторические типы философии.
Лекция-визуализация
Время: 2 часа
Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы:
1. Античная философия.
2. Средневековая философия.
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
4. Классическая немецкая философия.
5. Философия марксизма.
6. Русская философия XIX -начала XX века.
7. Основные направления современной западной философии
Внимание!
Вопросы 5, 6 и 7 необходимо изучить в процессе самостоятельной работы в межсессионный период, на которую отводится 14часов.
Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.
Зазулевская Л.Я.
Казахский национальный медицинский университет
им. С.Д. Асфендиярова
Резюме В статье дан анализ использования различных форматов лекций при изложении сложного раздела терапевтической стоматологии «Болезни слизистой оболочки полости рта», как одних из методов активации познавательной активности студентов.
Ключевые слова Активные методы, визуализация, мультимедийность, лекция пресс — конференция. Внедрение в учебный процесс вузовского образования новых активных форм обучения было обусловлено ориентацией на отдельного студента, на развитие его познавательной активности и творческих способностей.
ДӘРІСТІК КУРСТАҒЫ БЕЛСЕНДІ ОҚЫТУ ӘДІСТЕРІ
Зазулевская Л.Я.
Түйін Мақалада студенттердің таным белсенділігін арттыру әдістерінде терапиялық стоматологияның күрделі бөлімі – «Ауыз қуысының кілегейлі қабағы аурулары болыма әр- түрлі форматтағы дәрістерді қолдану туралы анализ берілген».
Түйінді сөздер Белсенді әдістер, мультимедия, визуальды, әдістер, пресс- конференция дәрістері.
ACTIVE METHODS EDUCATIONS IN LECTURE COURSE
Zazylevskaya L.Y.
Abstrakct In article have analyses of used different formats of lecture with difficult chapter of therapeutic dentistry ‘Diseases of oral cavity’ like a one method of activation work of students.
Keywords active methods, visualization multimedia, lecture, press- conference.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Последняя классификация методов активного обучения представлена следующим образом: 1. принудительная активизация мышления. Суть этой особенности в том, что обучаемый вынужден быть активным, независимо от того желает он этого или нет. 2. длительное вовлечение обучаемых в учебный процесс (1).
Целью любой лекции является:
- формирование системы знаний по учебной дисциплине;
- научить студентов умению аргументировано излагать научный материал;
- формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
- излагать новые знания, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях.
По целевому назначению лекции подразделяются на:
- вводные курсы — для мотивации студентов, выделение основных проблем курса, сообщение новых знаний;
- общий систематический курс — освещение основного содержания курса в сжатой форме;
- обзорные курсы — научное обобщение курса, освещение основных тем с учетом подготовленности студентов.
По форме организации: информационная лекция, проблемная, лекция визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция — пресс – конференция, лекция – дискуссия, беседа, лекция с применением обратной связи, лекция с опорным конспектированием, мотивационная лекция — формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Лекция строится по классическому плану: во вступлении лектор называет тему лекции, ее профессиональную значимость, новизну и степень изученности излагаемого вопроса. Лекция должна раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления. План лекции должен отражать основные вопросы, подлежащие рассмотрению на лекции, напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции и их связь с новым материалом. Рекомендуемая литература по данному вопросу может предлагаться во вступлении или после определенного раздела. Излагается содержание лекции в строгом соответствие с предложенным планом. Заключение содержит ответы на вопросы студентов и использование приемов закрепления информации — обратная связь. Лекции по клиническим дисциплинам должны строиться на анализе конкретных сведений по теме лекции, иллюстрироваться примерами, подтверждающими теоретические положения (этиология, патогенез заболевания).
В соответствие с планом внутрикафедрального контроля и планом внедрения интерактивных методов в учебный процесс, на модуле терапевтическая стоматология в осеннем семестре прочитаны открытые лекции с использованием активных форм изложения лекционного материала.
Проблема активизации познавательной активности студентов на старших курсах в связи с сокращением лекционных часов диктовала пересмотра принципов подготовки лекционного материала и форм его подачи.
Лекция – визуализация — использование принципа наглядности. Наглядность учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует профессиональное мышление (1).
В задачи лекции – визуализации входило: обеспечить усвоение новой информации, создание и разрешение проблемных ситуаций, демонстрация разных способов визуализации.
На лекции использовались различные формы наглядности:
Изобразительные (слайды, рисунки, фото);
Символические (схемы, таблицы).
Подготовка лекции-визуализации состояла в реконструировании содержания всей лекции в демонстрационные материалы и формы наглядности (графики, рисунки), которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации. Лекцию – визуализацию на тему «Проявление дерматозов в полости рта. Красный плоский лишай, клиника, диагностика, лечение» прочитала для студентов 5 курса проф. Зазулевская Л.Я.
При подготовке лекции-визуализации учитывались:
- профессиональная направленность;
- особенность темы лекции: клиника, диагностика проявления дерматозов в полости рта
В лекции визуальные формы были представлены в виде мультимедийной презентации в программе PowerPoint. Мультимедийность способствует комплексному восприятию информации. Часть (1/3) слайдов отображала текстовой материал в виде — схем и алгоритмов диагностики, дифференциальной диагностики, протоколов лечения. В основной клинической части лекции демонстрировались клинические примеры проявления дерматозов в полости рта в виде электронных презентаций, которые являются главным средством повышения эффективности лекционных занятий. Чтение лекции — визуализации сводилось к комментированию демонстрируемых визуальных материалов.
Конспектирование лекции — визуализации предполагает схематичное изображение ее содержания. Условно существуют три варианта конспектирования. Первый – выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений. Второй — классический вариант — готовится преподавателем раздаточный материал: графики, схемы, таблицы. Третий – самый распространенный — электронная версия лекции, для последующей самостоятельной распечатки студентом или изучения с использованием компьютера (2,3).
Нами чаще используется третий вариант, когда лекция студентом может быть скопирована с компьютера.
Лекция – визуализация — является методом побуждения познавательного интереса студентов, способствует более успешному усвоению материала, активизирует умственную деятельность слушателей.
Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует лучшему запоминанию учебного материала, но и подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Основной акцент в этой лекции делается на более активное включении в процесс мышления зрительных образов, то — есть на развитие визуального мышления. Визуальное мышление существенно повышает эффективность восприятия, понимания и усвоения информации и ее превращение в знания. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать — девиз лекции визуализации (4).
На проблемной лекции в отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть», новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. Задача преподавателя, создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. В ходе этого процесса в сотрудничестве с преподавателем студентами приобретаются новые знания. Таким образом, процесс познания слушателей при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие для лектора приподготовки лекционного материалаи при его развертывании непосредственно на лекции реализовать принцип проблемности содержания. Конспектирование такой лекции предполагает предельное внимание студентов — записывать следует только верные положения, иначе в будущем разобраться в логике конспекта будет невозможно.
Лекция — провокация (с заранее запланированными ошибками) на тему «Болезни пародонта, этиология, патогенез» была прочитана д.м.н. Жолдыбаевым С.С. Лекция с заранее запланированными ошибками предполагала наличие определенного количества ошибок в содержании лекции. Особенность подготовки к данной лекции состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно допускают студенты при изложении материала по данной теме. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их и назвать в конце.
После объявления темы лекции преподаватель сообщил студентам, что в ней будет сделано определенное количество ошибок, в основном, содержательного характера. Задача студентов — по ходу лекции фиксировать ошибки и назвать их в конце. Это заявление заставило студентов сосредоточено слушать лекцию и выискивать ошибки.
Лектором были запланированы следующие ошибки:
1. для определения знания анатомии тканей пародонта: «циркулярные волокна расположены в апикальной части периодонта».
2. ошибка при подаче информации по патоморфологическим признакам: «дистрофия пародонта это деструкция костной ткани» (на внимание студентов);
3.ошибка на закрепление материала касалась рентгенологических изменений при определении степени тяжести генерализованного пародонтита: при легкой степени пародонтита наблюдается резорбция костных структур до ½ корня зуба.
При внимательном слушании лекции ошибки были легко узнаваемы. В конце лекции состоялся разбор ошибок, на который до конца лекции осталось 15 минут. Часть правильных ответов на допущенные ошибки высказали студенты, другие ошибки озвучил лектор. При этом преподаватель имел перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе студентов показал в конце лекции. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая определить трудности усвоения отдельных разделов темы лекции. Студенты конспектировали всю лекцию, а при разборе ошибок вносили коррективы в свои записи.
Лекция — «пресс-конференция» – прочитана доцентом Сапаевой Н.Г. на тему «Вирусные заболевания. Классификация, клиника, лечение». До начала лекции, тему которой студенты знали из программы, лектор попросила слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ей интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме. Затем в течение 5 минут лектор систематизировала вопросы по содержанию и начинала читать лекцию. Лекция излагалась не как ответы на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого были даны ответы на интересующие студентов вопросы.
Форма лекции «лекция-пресс — конференция» представляет собой имитацию профессиональной ситуации: диагностику различных по клинике проявлений герпетической инфекции (простой герпес, острый герпетический стоматит, ящур, опоясывающий лишай), при которых необходимо оценивать большое количество информации (жалобы, анамнез, особенности течения), назначить адекватные методы обследования и, в зависимости от характера заболевания, определить протокол лечения. При этом использовались разные типы наглядности (презентация клинических случаев, алгоритм диагностики и др.), оптимальные для донесения какой-либо определенной информации. Это позволяет сконцентрировать внимание студентов на наиболее существенных аспектах содержания лекции, глубже их понять и усвоить. В конце лекции преподаватель провела анализ поданных студентами вопросов и определила сложные моменты в содержании лекции, которые, судя по заданным вопросам, вызвали наибольший интерес аудитории. Как показал анализ, вопросы, в основном, касались проявления в полости рта СПИДа, наличия вакцины против ВИЧ – инфекции, меры защиты на стоматологическом приеме, правовые нормы приема ВИЧ-инфицированного больного. Студенты аргументировано добавляли информацию, изложенную лектором, проявили большую заинтересованность к теме лекции.
Целью лекции — дискуссии является привлечение студентов к проблемным вопросам по теме лекции, систематизации их знаний по изучаемой проблеме и определение качества усвоения материала.
На аналогичную тему «Вирусные заболевания. Классификация, клиника, лечение» (на государственном языке) студентам 5 курса прочитала проф. Мезгильбаева Д. М., используя формат «Лекция скомпьютерными презентациями». Наиболее эффективным, в данном случае, является использование электронных презентаций. В связи с достаточным демонстрационным материалом по теме «Вирусные поражения» использование компьютера дало возможность лектору демонстрировать яркие клинические примеры, комментируя их содержание.
Для раскрытия сложных теоретических положений (патогенез вирусной инфекции) лектор использовала схемы, специальные термины были даны в транскрипции на русском и латинском языках. Для лучшего усвоения клинических проявлений разных форм герпетической инфекции в полости рта, приводились наиболее интересные случаи. Демонстрация сложных случаев проявления герпетической инфекции в полости рта, ошибки, допускаемые практическими врачами при диагностики и назначении лечения, показывали связь излагаемого материала с практикой. Разбор конкретных ситуаций развивает у будущего врача способность к анализу нетипичных клинических случаев. Вопросы по новым противовирусным препаратам вызвали дискуссию, продемонстрировали практическую направленность лекции, значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности. Заканчивая лекцию, лектор ориентировала студентов на самостоятельную работу с современной литературой по данному вопросу.
Лекцию – дискуссия на тему «Заболевания языка. Глоссалгия, расстройство вкусовой чувствительности» прочитала доцент Искакова М.К. Глоссалгия — заболевание, которое относится к неврогенным поражениям, проявляющимся различными парестезиями, нарушением чувствительности слизистой полости рта и кожи лица, изменением функции слюноотделения и вкуса и некоторыми парабульбарными расстройствами. В этиологии заболевания много нерешенных спорных вопросов. Клинические проявления глоссалгии имеют схожие симптомы с различной нейрогенной патологией, что затрудняет постановку диагноза. В связи с чем, и был выбран формат чтения лекции, включающий изложение новой информации, постановку нерешенных вопросов, организацию дискуссии и поиск ответов на поставленные вопросы. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводила примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем, например, по этиологии заболевания, и предлагала студентам их обсудить. Вопросы студентов касались нетрадиционных методов лечения больных глоссалгией и вклада ученых кафедры в изучении проблем глоссалгии. В промежутках между разделами лекции студентам представлялась возможность обменяться мнениями по спорным вопросам, лектор подводила итоги, и лекция продолжалась.
Прочитанные лекции были обсуждены на заседании модуля, определены положительные и отрицательные стороны разных форм подачи лекционного материала. Подводя итоги внедрения в лекционный процесс интерактивных методов обучения можно сделать выводы, о преимуществах такого формата изложения лекционного материала. Приходя на лекцию, студент должен знать тему лекции и познакомиться хотя бы с первичным (по учебнику) материалом. Использование мультимедийных методов изложения сложного теоретического и клинического материала, направлено на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам, позволяет увеличить объем и повысить уровень учебной информации, что невозможно при традиционном методе изложения. Известно, что технология показа всегда убедительнее технологии рассказа – соотношение такое же, как между зрительной и слуховой информацией «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (3,4)..
Ключевые слова: лекция-визуализация, когнитивная визуализация, визуальные средства, проблемность. Keywords: lecture-visualization, cognitive visualization, visual AIDS, questions.
Аннотация. В статье представлен опыт применения лекций-визуализаций в преподавании педагогических дисциплин.
Abstract. The article presents the experience of using lectures visualizations in teaching pedagogical subjects.
Лекция (от лат. lectio - чтение) была и остаѐтся одной из ведущих форм обучения. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Несмотря на различное отношение сегодня педагогической аудитории к назначению и месту в системе вузовского преподавания, лекция остается традиционной формой обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
В настоящее время в образовании перспективной представляется применение когнитивной визуализации дидактических объектов. Под это определение фактически подпадают все возможные виды визуализации педагогических объектов, функционирующие на принципах концентрации знаний, генерализации знаний, расширения ориентировочно-презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий, реализуемая в визуальных средств.
Усвоение учебного материала дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» представляет определенную трудность для студентов. Для изучения большого объема понятий и терминов, понимания основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых необходима определенная структура учебного материала, позволяющая упорядочить большой объем достаточно сложной информации, схематизировать основные понятия и положения, взаимосвязи между ними. Наглядное изображение учебной информации способствует более продуктивному ее усвоению.
Цель разработанного нами учебно-методического пособия «Средства когнитивной визуализации» заключается в том, чтобы через таблицы, чертежи, мнемосхемы и другие средства когнитивной визуализации помочь восприятию, осмыслению и запоминанию проблем, понятий, процессов, явлений курса «Общая и профессиональная педагогика».
Данное учебное пособие мы используем как основу лекций-визуализаций.
Мы выяснили, что лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму и наоборот, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Процессы перцептивного мышления (умо-зрительного, по А.Р. Лурии) не менее трудны и результативны, чем использование интеллектуальных понятий. У любого человека с нормальным умом «элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения информации к самым обобщенным теоретическим идеям» и тем самым интегрируют учебно-познавательную деятельность студентов.
Как отмечает В.И. Евдокимов, использование наглядного материала на лекции (натурального, изобразительного, символического) способствует глубокому пониманию и усвоению материала, активизирует мыследеятельность слушателей, так как позволяет создавать ассоциативные цепочки и сокращает время для передачи и восприятия материала .
О роли мнемоники в педагогическом процессе убедительно писал К.Д.Ушинский. Он утверждал: «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу механическую память, вернее сохраняются ею и потом восстанавливаются».
Визуальные средства создают особую пространственную среду для познавательной деятельности, стимулируют и обогащают ее.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.
Например, лекция визуализация «Целостный педагогический процесс». Визуальные формы представлены в виде мультимедийной презентации в программе PowerPoint. Часть слайдов отображает текстовой материал в виде – основных понятий и схем компонентов целостного педагогического процесса, таблицы «Основные аспекты целостного педагогического процесса». В основной части лекции демонстрируется модель педагогического процесса как целостной динамической системы, в ней отсутствуют элементы взаимосвязей, которые студенты должны заполнить в процессе лекции.
Лекция «Урок как основная форма обучения». Визуальные формы представлены в виде опорного конспекта, в котором отсутствует часть информация (типы и виды уроков). Студентам предлагается заполнить свободные места. Кроме того, представлена таблица «Причины неудач». Студенты совместно с преподавателем определяют условия, при которых уроки могут не достичь своих целей и заполняют таблицу.
Чтение лекций идет в диалоговом режиме, поскольку студенты не отвлекаются на конспектирование и рисование; сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему лекции. Представленная таким образом информация обеспечивает систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрирует разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
В ходе эксперимента 74% студентов колледжа и 62% студентов технического университета отметили, что используемые на лекциях-визуализациях мнемосхемы, схемы, опорные конспекты, таблицы и др. способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, вызывает интерес к изучению темы, способствуют воспитанию самостоятельности студентов, их продуктивной деятельности.
Теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяет сделать заключение, что визуализация учебной информации позволяет усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:
· учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия;
· отсеивать лишнюю второстепенную информацию, определяет обязательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом помощь;
· максимально приближает новую информацию к форме, в которой еѐ воспринимает мозг;
· обеспечивает единство развития студентов с техническим и вербальным мышлением. Обычно гуманитарии лучше воспринимают слово, а «технари» - символы. Работа с опорными сигналами сгладит эти различия.
Список литературы
1. Арихейм, Р. В защиту визуального мышления /Р. Арихейм // Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. М.: Прометей, 1994
2. Евдокимов, В.И. Психологические вопросы использования наглядности в обучении / В.И. Евдокимов // Вестник Харьковского университета. – 1982. - №224. – 65с.
3. Кузеванова, О.М. Использование учебно-методического комплекса в процессе формированияпрофессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения: монография /О.М. Кузеванова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. –Барнаул:Изд-воАлт. ун-та, 2014. – 160с.
4. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности / Н.Н. Манько//Известия Алт. гос. ун-т. – Барнаул, 2009, Вып. № 2. – С. 22-28.
5. Хмаро, Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.