Литературная карта ярославской области. Протоиерей родион тимофеевич путятин Родион путятин протоиерей получения
(1807-1869 гг.)
Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1834 г. со степенью магистра. Во время пребывания в Академии у него сложилась гомилетическая теория, которой он держался во все время своего пастырского служения. Позднее протоиерей Р. Путятин писал:
«И тогда еще я замышлял держаться в проповеди главным образом исторических фактов, примеров из прологов, Четий-Миней. Наконец, я положил написать краткие поучения об истинах веры и деятельности из этих исторических опытов».
Священническое служение его протекало с 1835 г. в Ярославле, а с 1845 г. в Рыбинске. С принятием священства Родион Путятин начал проповедническую деятельность, которую считал своим первейшим долгом. Уже в 1842 г. появился в печати первый выпуск его «Кратких поучений» (всего 12), количество их с течением времени увеличивалось, и после смерти автора в 1869 г. осталось более 300 поучений, носящих название кратких и катехизических. Они переиздавались около 30 раз, цифра, которой не достигали в России ни чьи поучения. Однако при рассмотрении их становится очевидным, что каких-либо очевидных внешних достоинств эти поучения не имеют. Чему же они обязаны своим беспримерным успехом? Прежде всего – соответствием духовным нуждам простого русского народа. Осознав непригодность проповеди в форме синтетического слова или рассуждения, написанного по всем правилам ораторского искусства, со множеством мыслей, выраженных языком отвлеченным и образным, протоиерей Р. Путятин осмелился выступить с проповедью в небывалом тогда виде краткого аподиктического поучения, какая и оказалась вполне отвечающей нуждам большинства русских людей. Влияние кратких поучений не замедлило обнаружиться: во многих местах, сельские пастыри стали не только читать их, но и составлять свои по данному образцу, иногда и превосходя самый образец. Тем не менее проповедям протоиерея Р. Путятина принадлежит преимущество почина.
Что же представляют собой «Краткие поучения» протоиерея Р. Путятина в плане содержания и формы? Содержание у них – истины общехристианские, излагаемые в самом доступном виде, по сути для первоначального ознакомления с христианским учением. Есть у него поучения догматического характера, но подавляющее большинство – нравоучительные. Проповедуя для простого народа, которому сложно было удержать в своей памяти сразу несколько мыслей, проповедник ограничивался изложением одной – двух. При этом, памятуя, сколь авторитетно было тогда слово священника для простого народа, протоиерей Р. Путятин оставлял по большей части эти мысли без особого развития и доказательства, говорил аподиктически, заботясь только об одном – о ясности выражения и общедоступности своих поучений. С этой же целью проповедник поясняет свои мысли историческими примерами и образами, заимствуя их из Библии и житий святых, а также из жизни народа, нередко говорит языком самого народа и даже как бы смотрит его глазами на мир. В словах проповедника народ видит свои мысли, чувства и взгляды и принимает это с удовольствием и сознательно, чем и объясняется популярность поучений и их необычайный успех.
Нельзя сказать, чтобы протоиерей Р. Путятин совсем не имел предшественников. Уже святитель Димитрий Ростовский ясно сознавал, что проповедь, написанная по правилам ораторского искусства, не годится для простого народа и потому составлял особые проповеди для «простого и препростого» народа в Ростове. В конце ХVIII – начале XIX вв. Санкт-Петербургский митрополит Михаил (Десницкий) писал поучения под названием «Как простолюдинам молиться Богу в кратких беседах предложенные». Но первым посвятил себя делу проповеди для простого народа именно протоиерей Р. Путятин.
Путятин Родион Тимофеевич (1.11.1806, с. Путятино Сапожского уезда Рязанской губ. — 4.11.1869, Рыбинск) — протоиерей, духовный писатель и проповедник.
Сын священника. В 1830 окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1834 — Московскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. В 1834−45 преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии в качестве профессора. Одновременно в это же время священствовал в ярославских церквях: 1835−40 — священник в Тихоновской церкви , 1840−44 — в Ярославском Успенском кафедральном соборе , 1844−45 — в церкви сошествия Святого Духа .
С 1845 — протоиерей Рыбинского Спасо-Преображенского Собора и благочинный над городскими церквями. Путятин завоевал славу народного российского проповедника. Его поучения читались и слушались всеми сословиями: от малограмотных крестьян до представителей царской семьи. Полное собрание выходило до революции 25 раз(16 прижизненных и 9 посмертных изданий, последнее — в 1901), не считая отдельных изданий. Поучения Путятина печатались, начиная с 1842, во многих городах России(в Москве, С.-Петербурге, Рыбинске, Ярославле, Одессе, Тобольске и др.). Они публиковались в приложениях к «Ярославским епархиальным ведомостям », в «Троицких листках»(Сергиев Посад), в журналах« Душеполезное чтение» и «Странник». Несколько поучений были включены в «Русскую хрестоматию» под ред. А. Д. Галахова (ч. 1, М., 1876). Поучения Путятина переводились на болгарский(Отчет Публичной имп. библиотеки за 1865) и японский(архив Московской Духовной академии) языки.
По единодушному мнению современников, Путятину удалось, не нарушая церковных канонов, создать новый вид популярной проповеди. Поучения Путятина отличались простотой и доступностью изложения в сочетании с глубоким нравственным содержанием и искренностью чувства. Рыбинский краевед А. А. Золотарев в письме к художнику И. Э. Грабарю назвал Путятина« одним из лучших стилистов XIX в.»(РГАЛИ, ф.218, оп.1, д.601). Фрагменты из поучений Путятина включены в многократно издававшийся« Цветник духовный»(М., 1880, репринт 1992) и «Настольную книгу священнослужителя»(16 отрывков в т. 5, М., 1986).
Помимо поучений на церковные праздники, на канонические тексты, а также катехизических поучений у Путятина много поучений с более светской тематикой. В полном собрании они выделены в раздел« Поучений на разные случаи». Они посвящены как важным политическим событиям того времени(Крымская война, покушение на царя, усмирение мятежников в Венгрии), так и местным текущим событиям(открытие окружного суда, мирового съезда, женского училища, выборы на городские должности, строительство железной дороги и т. п.). В этих поучениях своеобразно отразилась и запечатлелась история Рыбинска 40−60-х XIX в.
Особенный интерес представляет его дневник за 1852−56. Сокращенный вариант был опубликован в журнале« Христианин» 1909 N 1−12 и отдельным изданием. Это образец постоянного духовного совершенствования пастыря-учителя и писателя. Путятин раскрывается здесь как человек оригинальной мысли и высокой культуры. Он пользовался большой любовью и уважением среди рыбинцев благодаря огромному нравственно-воспитательному значению проповедей и собственному примеру.
Путятин вел активную общественную и благотворительную деятельность. Ни одно значительное событие в городе не обходилось без его благословения. Будучи сотрудником Попечительства о бедных духовного звания(с 1846), много сил и средств отдавал нуждающимся. Во время эпидемии чумы летом 1848 вместе с другими рыбинскими священниками духовно поддерживал и направлял в больницы сотни горожан, за что был награжден наперсным крестом. В 1854 ему была объявлена Высочайшая благодарность за пожертвование 300 рублей в пользу раненых и убитых в Крымскую войну.
В 1856 Путятин определен Благочинным над восемью сельскими церквями. В 1866, согласно прошению, по слабости здоровья уволен от должности Благочинного. В 1867 за отлично-усердную службу Всемилостивейше награжден орденом Св. Анны 2-й ст.
Отчего это, слушатели, происходит, что мы сколько ни каемся во грехах, а грешить не перестаем, сколько ни даем обещаний воздерживаться от грехов, а не воздерживаемся? Это происходит, конечно, оттого, что мы имеем слабую волю. Люди с твердой волей в обещаниях тверды, их желание – свято, их слово – закон.Как же нам помочь в своей слабости? Вот как можно несколько помочь. Надобно после покаяния приносить приличные плоды, а это значит, за каждый грех понести какое-нибудь наказание, за каждое худое дело сделать какое-нибудь добро. Итак, если ты имеешь привычку осуждать, обижать, гневаться, то раскайся, дай обещание не делать сего, и впредь положи за каждый гнев, за каждую обиду, за каждый пересуд класть хотя бы по нескольку земных поклонов. Если ты имеешь привычку льстить или обманывать, то раскайся, дай обещание не делать сего и впредь положи за каждую лесть или обман потерпеть что-нибудь вдвое. Если ты имеешь привычку лишнее или непозволенное есть и пить, то раскайся, дай обещание не делать сего и впредь положи за каждый таковой случай поститься день или два.
Вообще, какой бы порок тобой ни обладал, противополагай ему какое-нибудь доброе дело. Если в тебе мало отвращения ко греху, то тебя заставит удержаться от греха наказание, уже тебе известное. А чтобы твое обещание было для тебя тверже, проси духовного твоего отца, чтобы он наложил на тебя это наказание, чтобы он дал тебе епитимию. Важно свое наказание, но еще важнее то, которое на нас налагает духовный отец наш.
Говорят некоторые: много раз я брал епитимию, но все нет пользы, а потому не хочу и брать, знаю, что не выдержу. А почему же ты знаешь? Ты прошлый год не воздерживался от порока, так в настоящий год, может быть, воздержишься. Возьми наказание какое-нибудь потяжелее, дай обещание позначительнее, сражайся с самим собой, сражайся, сколько сил в тебе есть, – без труда ни от чего не отстанешь; Царство Божие усилием приобретается, и только усиленные искатели входят в него (см.: Мф. 11, 12). Если же при всех усилиях и при всех наказаниях, какие будешь налагать на себя, ты не отстанешь от худой привычки, то и это одно уже хорошо, что ты усиливался отстать от нее. И не переставай бороться с нею; если не ныне, то завтра, рано или поздно, Господь поможет тебе победить ее, только молись Ему усердно и не ослабевай в подвиге.
Посему как худо делают те христиане, которые не ходят на исповедь потому будто, что они после исповеди не могут воздержаться от пороков! Что нам, говорят они, повторять духовнику одни и те же пороки? Жалкие, они не знают, что грех совершенно овладел ими, ибо и малейшего усилия к освобождению от него не хотят сделать; не знают, что готовят себя прямо в ад, ибо всегда отлагающие покаяние, без сомнения, и умрут без покаяния. Нет, христиане, не слушайтесь таких внушений: что мне повторять одни и те же грехи пред духовником? Это внушает диавол, он радуется, когда люди под каким-либо предлогом оставляют покаяние.
Итак, будем каяться в грехах пред духовником и всегда приносить плоды, достойные покаяния.
Христе Иисусе! Тьмами обещах Тебе, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный; тем же, Иисусе мой, вопию Ти: нечувственне пребывающую мою душу просвети, Христе, светом Твоим! Аминь.
Протоиерей Родион Путятин
В Великий пост
Населенный пункт: г. Рыбинск; г. Ярославль
Родился 1 (13) ноября 1806 г. в с. Путятино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1830), Московскую духовную академию (1834) со степенью магистра богословия. В 1835 г. рукоположен в сан иерея.
Преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии, с 1837 г. – помощник инспектора семинарии. Одновременно с этим служил священником в храмах Ярославля, в том числе в Успенском кафедральном соборе (1840-1844). В 1845 г. назначен увещевателем во всех ярославских присутственных местах, затем в том же году – протоиереем в рыбинский Спасо-Преображенский собор и благочинным всех городских церквей. С 1846 г. – сотрудник Попечительства о бедных духовного звания.
Протоиерею Родиону Путятину было свойственно глубокое человеколюбие; во время эпидемии холеры 1848 года он бесстрашно помогал больным и умирающим. За усердные труды в холерное время протоиерей был награжден наперсным крестом. Во время Крымской войны пожертвовал крупную сумму денег раненым и семьям убитых на войне.
В Рыбинске началась его слава российского «народного проповедника». Автор книг поучений: «Сто тридцать пять кратких поучений протоиерея Иродиона» (СПб., 1871), «Катехизические поучения» (Рыбинск, 1862), с 1864 г. – «Полного собрания поучений» (прижизненные издания в Рыбинске, Ярославле, Москве) и др., а также «Дневника» (Сергиев Посад, 1914). Публиковался в газете «Ярославские епархиальные ведомости», в журналах «Душеполезное чтение», «Странник», «Троицкие листки».
«Поучения рыбинского протоиерея Путятина» в дореволюционной России пользовались необыкновенной популярностью. Они были переведены на иностранные языки, в том числе на японский (для Японской Православной Миссии в Токио).
Умер 4 (16) ноября 1869 г. в Рыбинске, похоронен в притворе Никольской церкви. В 1936 г. церковь была разрушена. В августе 1997 г. близ колокольни был установлен памятный деревянный крест, и Святейшим Патриархом Алексием была отслужена заупокойная лития о протоиерее Родионе. В 2000 г. на месте деревянного креста установлен мраморный памятник. 17 ноября 2010 г. состоялось освящение мемориальной доски на доме, где почти четверть века прожил выдающийся проповедник и духовный писатель.
Произведения:
- Путятин Р. Краткие поучения (XX) Рыбинского собора протоиерея Р. Путятина. Новые. М., 1863. 79 с.
- Путятин Р. Проповеди. М., 2000. 431 с. : портр.
Литература о жизни и творчестве Р. Т. Путятина:
- Бабушкина О. Был известен всей России // Рыбинск. 1994. № 70 (ноябрь). С. 7.
- Балагуров Е. Оскверненный храм: [По страницам дневника Родиона Путятина, протоиерея рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Русский голос: Независ. журн. : для Рыбинска, Ярославля и др. городов. 1990. № 1 (декабрь). С. 24-28.
- Балагуров Е. Пушка уже заряжена… : [О протоиерее рыбин. Спасо-Преображен. собора Р. Путятине] // Северный рабочий. 1991. 14 ноября.
- Васильев М. Дни памяти Родиона Путятина: [О предстоящем открытии дней памяти Родиона Путятина в Рыбин. музее-заповеднике в рамках четвертых Золотарев. чтений] // Рыбинск (г. Рыбинск). 1994. № 70 (ноябрь). С. 7.
- Васильева М. В. Из опыта проведения конференции по истории православной культуры Рыбинского края [посвящ. памяти протоиерея Рыбин. собора Р. Путятина] / М. В. Васильева, О. Ю. Тишинова // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. С. 124-127.
- Вторый В. Отыскали мощи протоиерея: [Рыбинск. археологами найдено захоронение протоиерея Р. Путятина] // Губернские вести. 1997. 16 августа.
- Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых… М., 1908. Т. 3. С. 209.
- Голиков А. В уме нашем и сердце // Северный край. 2007. № 210 (14 ноября) : портр.
- Государственный архив Рязанской области. Ф. 627. Оп. 252. Д. 34. (?) [Запись о рождении в церковной метрической книге].
- Ильюшенкова Н. Народный проповедник Родион Путятин // Золотое кольцо. 2010. 3 декабря.
- Кончаева Н. Духовному наставнику: [Установлен памят. знак на месте перезахоронения протоиерея Родиона Путятина у стен рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Северный край. 1999. 24 августа.
- Мухтарова Н. Памяти Родиона Путятина: [О краевед. конф. «История духов. культуры Рыбин. края», посвящ. 125-летию со дня смерти Р. Путятина, прошедшей в Рыбинске] // Рыбинск (г. Рыбинск). 1994. № 72 (ноябрь). С. 3.
- Памятные даты Рыбинского муниципального округа на 1997 год / авт.-сост. А. Б. Козлов. Рыбинск, 1997. С. 24. [Дата: 04.11.1807]
- Петухова Н. Исторический календарь города // Рыбинск. 1994. № 72 (ноябрь). С. 5.
- Пирогова Т. Продолжать традиции: [О краевед. конф. в Рыбинске, посвящ. 125-летию со дня смерти извест. рус. проповедника и духовн. писателя, протоиерея рыбинск. Спасо-Преображ. собора Родиона Путятина (1807-1869)] // Апостол. 1994. № 50 (15-21 декабря). С. 7.
- Протоиерей Родион Путятин (1808-1869) : некролог // Ярославские епархиальные ведомости. 1869. Ч. неоф. № 44. С. 357-358.
- Розова М. Найдена могила Родиона Путятина: [У стен рыбин. Спасо-Преображен. собора рыбин. археолог. экспедиция нашла останки протоиерея Родиона Путятина] // Северный край. 1997. 16 августа.
- Русские писатели, 1800-1917. М., 2007. Т. 5. С. 182-183: портр.
- Русский биографический словарь. Г. Пригвиц – Рейс. СПб., 1910. С. 166-167.
- Светлой памяти российского проповедника: [О прошедшей в Рыбинске краевед. конф. «История духов. Культуры Рыбин. края», посвящ. 125-летию со дня смерти рыбин. протоиерея, писателя Родиона Путятина] // Северный край. 1994. 18 ноября.
- Тишинова О. Рыбинский златоуст протоиерей Родион Путятин // Углече Поле. 2013. № 4 (19). С. 114-119: портр.
- Проповеди протоиерея Родиона Путятина: К 125-летию со дня кончины / Р. Путятин // Русь. 1994. № 5 (14). С. 53-60.
- Путятин Р. «Да благословит Господь избрать достойных…»: [Поучения, проповеди настоятеля рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Русь. 1995. № 5. С. 3-6.
- Путятин Р. Поучение, говоренное в присутствии его императорского высочества всероссийского престола наследника цесаревича великого князя Николая Александровича, в Рыбинском соборе, июля 23 дня 1863 года // Углече Поле. 2013. № (4) 19. С. 120: портр.
СТЕПАН, ротмистр (1789); заседатель Ржевского земского суда (1793). Ж. ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА (сестра ВЕРА, брат ПЛАТОН).
Дети:
# князь ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ 14.05.1829-? Ж. 1) ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА; 2) ЕЛИСАВЕТА КАЛИСТРАТОВНА 18.02.1842-? От 1-го брака – 1 сын и 3 дочери, от 2-го брака – 1 сын и 1 дочь:
Князь КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ
-- княжна ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА
-- княжна НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
-- княжна АННА ВЛАДИМИРОВНА
-- князь АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
-- княжна ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
# князь НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ 8.02.1832-?
# князь ПАВЕЛ АРСЕНЬЕВИЧ 4.10.1837-1919, археолог и антрополог, член Император. Археологич. института. Похоронен в Бологом у Троицкой церкви. Ж. 1) ШАБЕЛЬСКАЯ ОЛЬГА ИВАНОВНА. 2) ЕВДОКИЯ ВАСИЛЬЕВНА, по первому мужу. Две дочери.
Дети от первого брака:
Князь МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ 1870-?
-- князь ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ 1871-1943
-- князь АРСЕНИЙ ПАВЛОВИЧ 1872-?
-- князь ИВАН ПАВЛОВИЧ 1874-?
-- княжна НАДЕЖДА ПАВЛОВНА 1875-?