Народы моря в истории древнего. Кем были вы, «народы моря»? Этническая и языковая принадлежность
Термин «народы моря» появился в древнеегипетском языке в XIV в. до н. э. Так жители берегов Нила называли чужестранцев, живших на западе Малой Азии и на Балканах. Это были тевкры, шерданы, шекелеш и филистимляне. Некоторые современные исследователи отождествляют их с греками. Народами моря они считались из-за того, что между ними и египтянами находилась Средиземное море. Термин был восстановлен и введен в современный научный язык французским ученым Гастоном Масперо.
Катастрофа бронзового века
В XII веке до н. э. произошла так называемая катастрофа бронзового века. Многие античные цивилизации рухнули. В прошлом осталась микенская культура, центром которой были Снизилась грамотность, угасли прежние торговые пути. В этих обстоятельствах народы моря двинулись на юг и стали представлять для Египта серьезную опасность.
Орды, которые покинули сумрачный север, превращали в руины все, что попадалось на их пути. Великолепие и богатство античных городов привлекали мародеров и варваров. Порядок сменился хаосом, нужда и обнищание пришли на место изобилия. Общее брожение, вызванное миграционными волнами, привело к знаменитой Троянской войне. Ее события до сих пор известны по полумифологическим и полуреальным источникам. Если, например, народы Балтийского моря и другие жители тогдашней Европы нам практически неизвестны, то о египтянах и их соседях по Средиземноморью мы можем судить по богатому историческому материалу.
Приближение чужестранцев
Смертельный удар народами моря был нанесен Хеттскому царству, существовавшему в Анатолии. Первое, что сделали пришельцы - перерезали северо-западные торговые пути. Они двигались вниз по эгейским берегам на юг вдоль средиземноморского побережья. По пути было сметено еще одно древнее царство, долго враждовавшее с хеттами, - Арцава. Его столицей был нынешний Эфес. Затем пала Киликия. Египет был все ближе. Орды иноземцев шли туда, где море. Мало народа Кипра пережило нашествие. После него на острове прекратилась добыча медной руды. Катастрофа бронзового века вообще характеризовалась уничтожением любой инфраструктуры. То же самое случилось с Северной Сирией - она была разорена.
После этого оказалась перерезанной еще одна важная экономическая артерия хеттов. Их древняя столица Хаттус, ослабленная изоляцией, не смогла отразить несколько нападений вездесущих народов моря. Вскоре город был сожжен дотла. Его руины археологи обнаружили только в начале XX века. До того момента когда-то процветающая столица на протяжении многих столетий была предана забвению.
Империя хеттов являлась ведущей державой Ближнего Востока на протяжении 250 лет. Она долго и много воевала с Египтом. Один из дипломатических договоров двух стран стал самым древним обнаруженным документом этого типа в истории человечества. Однако ни сила, ни авторитет хеттов не смогли ничего противопоставить неизвестным варварам.
Тем временем в Египте
Всего через несколько лет после Троянской войны и падения хеттской державы на рубеже XIII-XII вв. до н. э. египтяне впервые столкнулись со своими новыми противниками, которыми оказались народы моря. Кто они для жителей долины Нила? Незнакомые орды. Египтяне плохо представляли себе чужаков.
В то время фараоном был Рамзес III. Исследователи считают его последним великим египетским правителем императорской эпохи до прихода туда войск Александра Македонского и эллинизации страны. Рамзес принадлежал к двадцатой династии. Она точно так же, как восемнадцатая и девятнадцатая, пережила свой упадок и апогей. На рубеж XIII-XII вв. до н. э. пришелся ее расцвет. Рамзес начал царствовать приблизительно в 1185 г. до н. э. Главным событием его правления стало нашествие народов моря.
Во все античные времена Египет считался заветной целью любых завоевателей. Эту страну пытались покорить перс Камбиз, ассириец Ассурбанипал, Александр Македонский, римлянин Помпей. Позже туда вторгался осман Селим и француз Наполеон. Рвались в Египет и народы моря. Бронзовый век приближался к концу, и прежде чем перейти к железу, Средиземноморью пришлось пережить немало потрясений. Война египтян с северными чужаками, подгоняемыми победным пылом, была одним из них.
Свидетельства войны
Древняя история народов моря известна нам благодаря многочисленными высеченным в камне иллюстрациям и историческим текстам, сохранившимся до XX века в египетских храмах и гробницах, когда их расшифровали современные археологи и лингвисты. Эти источники повествуют о великой войне и конечной победе Рамзеса III. А вот свидетельств о кровопролитии на Ближнем Востоке или в Греции почти не сохранилось. Только по косвенным данным ученые сделали вывод, что народы моря уничтожили не только микенскую культуру, но еще и Хеттскую империю, а также множество других мелких царств.
Самое удивительное, что там, где прошли странствующие завоеватели, жизнь как будто бы вовсе исчезла. Например, о Греции и Крите нет никаких данных в период 1200-750 гг. до н. э. После падения Трои история этих земель была вычеркнута из всех свидетельств на несколько столетий. Историки назвали их «темными веками». Этот период стал ступенькой перехода от древности к классической античности, когда Эллада вступила в свой культурный и политический зенит.
Победа египтян
В войне северян против Египта важна была не только армия, но и корабли народов моря. Сухопутные силы завоевателей стояли лагерем в Акко. Флот должен был направиться в дельту Нила. Рамзес также готовился к войне. Он укрепил восточные границы, где построил несколько новых крепостей. Египетский флот был распределен по северным гаваням и ждал неприятеля. В устье Нила возвели «башни» - необычные инженерные сооружения, подобных которым еще не знала античная эпоха.
Народы моря возлагали на свой флот большие надежды. Сперва они планировали, что корабли пройдут по Пелусианскому устью. Однако, поняв его неприступность, захватчики направились в другую сторону. Своей окончательной целью они выбрали другое, Мендусское устье. Суда прорвались через египетский заслон. Высадившийся на берегу трехтысячный десант захватил крепость, располагавшуюся в дельте Нила. Вскоре туда подоспела египетская конница. Завязался жаркий бой.
Нашествие народов моря на Египет изображено на нескольких барельефах эпохи Рамзеса III. Противники египтян в морском сражении изображены на них в коронообразных тиарах и рогатых шлемах. Один из барельефов показывает, как в обозе войска народов моря были повозки, заполненные наложницами. Женщинам крайне не повезло оказаться в самой гуще войны. На изображении они поднимают руки, молят о пощаде, а одна из девушек даже пытается бежать, но падает.
Захватив первую крепость, интервенты не смогли развить свой успех. Между их лидерами возникли споры о стратегии. Одни хотели идти на Мемфис, другие ждали подкреплений. Меж тем Рамзес не терял времени и с восточных границ двинулся наперерез неприятелям. Он настиг противников и разбил их. Чужеземцам не повезло еще и в том смысле, что они захватили крепость на берегу Нила накануне разлива реки. Из-за организованного отпора и разлада в собственных рядах потерпели поражение народы моря. Доспехи и оружие не помогли им. Рамзес III подтвердил свой статус великого монарха и до конца жизни уверенно правил страной.
Конечно, загадочные северяне не исчезли. Не сумев преодолеть египетскую границу, они осели в Палестине. Некоторые из них присоединились к ливийцам, жившим к западу от страны фараонов. Эти соседи вместе с авантюристами народов моря также беспокоили Египет. Через несколько лет после сражения в дельте они захватили крепость Хачо. Рамзес и на этот раз повел армию отражать очередное нашествие. Ливийцы и их союзники - выходцы из народов моря - потерпели поражение и потеряли убитыми около двух тысяч человек.
Версия о греках
Плохо изученная история народов моря до сих пор привлекает исследователей и историков. Это был сложный конгломерат племен и о его точном составе продолжаются споры и дискуссии. Египетские барельефы, на которых изображены эти чужестранцы, находятся в погребальном храме Рамзеса III. Он называется Мединет-Абу. Захватчики на его рисунках внешне очень напоминают греков. Есть еще несколько аргументов в пользу того, что непрошенные гости, пытавшиеся ворваться в Египет, были эллинами. Например, сам Рамзес называл их не только народами моря, но и народами островов. Это может свидетельствовать о том, что интервенты приплыли с Эгейских островов, Крита или Кипра.
Против греческой версии выступает тот факт, что народ, живущий между двумя морями, у египтян изображен безбородым. Это противоречит знаниям историков об эллинах. Древнегреческие мужчины отращивали длинные бороды вплоть до IV в. до н. э. Об этом свидетельствуют в том числе и изображения на микенских вазах того периода.
Шекелеш
Теория о греках в войске народов моря спорна. Но есть этнические группы, в которых уверены все историки. Одна из них - шекелеш. Этот народ описывается во множестве источников Нового царства. Упоминания о нем есть в таких важных местах, как и Атрибис. Впервые эти надписи на стенах появились еще при предшественнике Рамзеса III Мернептахе, правившем в 1213-1203 гг. до н. э.
Шекелеш были союзниками ливийских князей. На египетских барельефах они изображены в панцирях с копьями, мечами, дротиками и круглыми щитами. Шекелеш приплыли в Египет на парусниках с изображениями птичьих голов на носовой части и корме. В XI в. до н. э. они вместе с филистимлянами обосновались в Палестине. Шекелеш упоминаются в «Путешествии Уну-Амона» - иератическом папирусе XXI династии. Сейчас этот артефакт принадлежит Московскому Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Шекелеш промышляли пиратством. В Палестине они захватили Кармальское побережье - узкую прибрежную полосу между горным массивом Кармель и Средиземным морем, а также равнину Шарон.
Шерданы
Шерданы - важная часть того конгломерата, который образовали народы моря. Кто они? Как и шекелеш, эти мореплаватели были грозными пиратами. Многие историки считают их предками современных сардинцев. По другой версии этот народ моря был родственен дарданам - жителям Трои и всей северо-западной Анатолии.
Столицей шерданов считался палестинский город Ахват, который, помимо всего прочего, упоминался в «Книге Судей Израилевых». Первые сведения о них относятся к дипломатическим глиняным табличкам, принадлежащим важному для египтологов Тель-Эль-Амарнскому архиву. Этот народ, живущий между двумя морями, упоминается Риб-Адди - правителем города Библоса.
Шерданы зарекомендовали себя не только как морские разбойники, но и как надежные наемники. Они стали появляться в египетской армии во времена XVIII династии. Рамзес II разбил этих чужестранцев, после чего они еще больше стали поступать на службу к фараонам. Наемники сражались плечом к плечу с египтянами во время их последующих военных кампаний в Палестине и Сирии. При Рамзесе III шерданы были "расколоты". Во время самой главной войны египтян против народов моря часть из них сражалась на стороне фараона, часть - против него. Классический шерданский меч - длинный и прямой. Жители Нильской долины использовали серповидные клинки.
Тевкры
В древней Трое жили не только дарданы и шерданы. Их соседями были тевкры - еще один народ моря. Они не были греками, хотя их знать владела греческим языком. Тевкры, как и другие народы моря в истории Египта, не принадлежали к индоевропейской группе народов, позже занявших доминирующее положение в Средиземноморье. Хотя это известно в точности, более подробный этногенез так и не выяснен.
По одной из неподтвержденных версий, тевкры родственны этрускам из Италии (интересно, что античные авторы считали прародиной этрусков именно Малую Азию). Другая теория связывает тевкров с мисийцами. Столицей племени был город Дор, расположенный в Палестине на берегу Средиземного моря на территории современного Израиля. За XII век до н. э. тевкры развили это крохотное поселение в крупный и богатый порт. Город был разрушен финикийцами. Известно только одно имя правителя тевкров. Это был Бедер. Информация о нем содержится во все том же «Путешествии Уну-Амона».
Филистимляне
Происхождение филистимлян в точности неизвестно. Прародиной этого народа моря, осевшего в Палестине, может быть Греция или Западная В Библии ею называется Крит. В храме Рамзеса III филистимляне изображены в эгейской одежде и шлемах, украшенных перьями. Аналогичные рисунки эпохи поздней бронзы найдены на Кипре. Боевые колесницы филистимлян не выделялись ничем примечательным, а вот корабли отличались необычной формой. Уникальной у них была еще и керамика, а также антропоидные саркофаги.
Первоначальный язык филистимлян историкам неизвестен. С приходом в Израиль этот народ моря принял диалект Ханаана (западной части Даже филистимские божества остались в хрониках под семитскими именами.
Почти все народы моря в истории древнего Египта так и остались малоизученными из-за недостатка источников. Исключением в этом правиле остаются филистимляне. Во-первых, они отличались многочисленностью благодаря чему в античную эпоху ассимилировали сразу несколько малых народов. Во-вторых, о филистимлянах есть множество свидетельств (особенно выделяется Библия). У них не было Вместо него в Палестине существовало 5 городов-полисов. Все они (Ашдод, Ашкелон, Газа, Гати), кроме Экрона, были филистимлянами завоеваны. Об этом свидетельствуют археологические слои, не принадлежащие к их культуре. Полисы управлялись старейшинами, составлявшими совет. Библейская победа Давида над филистимлянами положила конец этому порядку.
Народы, живущие на море, постепенно исчезли. Даже египтяне после смерти Рамзеса III вступили в период длительного убытка. Филистимляне же, наоборот, продолжали жить в благополучии и довольствии. Как уже говорилось выше, после катастрофы бронзового века человечество постепенно освоило железо. Филистимляне сделали это одними из первых. Обладание уникальными технологиями и секретами выплавки железных кинжалов, мечей, серпов и элементов плуга сделало их на долгое время неуязвимыми для противников, застрявших в бронзовом веке. Армия этого народа состояла из трех костяков: тяжеловооруженной пехоты, лучников и боевых колесниц.
Поначалу культура филистимлян носила в себе некоторые крито-микенские черты, так как те поддерживали стабильные контакты с Грецией. Ярко эта взаимосвязь прослеживается на стиле керамики. Родственность начинает угасать приблизительно после 1150 года до н. э. Именно тогда керамика филистимлян приобретает первые отличные от микенской традиции черты. Любимым напитком филистимлян было пиво. На раскопках археологи нашли множество характерных кувшинов, особенность которых заключается в фильтре для шелухи ячменя. Спустя 200 лет после переселения в Палестину филистимляне окончательно теряют связь с греческим прошлым. В их культуре становилось все больше местных семитских и египетских особенностей.
Конец народов моря
После поражения в войне против Рамзеса III народы моря осели в Палестине и полностью подчинили себе южное побережье Ханаана. В середине XII в. до н. э. были завоеваны крупные города Лахиш, Мегиддо, Гезер, Бетель. Под контроль филистимлян попала долина Иордана и Нижняя Галилея. Города сначала разрушались, а затем отстраивались на свой лад - так было легче установить власть на новом месте.
В XI веке до н. э. ключевым центром Филистии стал Ашдод. Он постоянно расширялся и укреплялся. Торговля с Египтом и другими соседями приносила большую прибыль. Филистимлянам удалось закрепиться в стратегически важном регионе, где пересекалось множество купеческих путей. В Ашдоде появилась Тель-Мор - крепость, вокруг которой вырос порт.
Главным противником филистимлян, кроме египтян, были евреи. Их конфликт продолжался несколько столетий. В 1066 г. до н. э. произошла битва при Авен-Езере, во время которой филистимляне захватили (главную реликвию израильтян). Артефакт был перенесен в храм Дагона. Это божество народа моря изображалось в виде полурыбы-получеловека (оно покровительствовало земледелию и рыболовству). Эпизод с Ковчегом фигурирует в Библии. В ней рассказывается, что филистимляне были наказаны Господом за свой проступок. В их стране началась загадочная болезнь - люди покрывались язвами. По совету жрецов народ моря избавился от Ковчега. Во время другого конфликта с израильтянами в 770 г. до н. э. царь Иудеи Азария объявил войну филистимлянам. Он взял приступом Ашдод и уничтожил его укрепления.
Филистимляне постепенно теряли территории, хотя сохраняли свою культуру и самобытность. Самый страшный удар по этому народу был нанесен ассирийцами, захватившими Палестину в VII в. до н. э. Окончательно он исчез во времена Александра Македонского. Этот великий полководец подчинил не только Палестину, но и сам Египет. В результате и жители Нильской долины, и народы моря подверглись значительной эллинизации и потеряли свои уникальные национальные черты, которые были им свойственны во время достопомятной войны Рамзеса III с северными чужестранцами.
Контекст
Родиной народов моря ещё в первой половине XX века часть историков считала регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев .
Современные историки, напротив, связывают миграцию «народов моря» с окончанием Троянской войны , оказавшей разрушительное воздействие не только на цивилизацию западного побережья Анатолии , потерпевшую поражение, но и на экономику победивших ахейцев . Этим, по-видимому, объясняется наличие ахейцев и данайцев среди народов моря, большинство которых отождествляется с догреческим населением запада Малой Азии . Данная миграция произошла за одно-два столетия до вторжения дорийцев.
История (по египетским источникам)
Само название «народов моря» египетского происхождения - так египтяне называли в XIV–XII вв. до н. э. ранее неизвестные им северные народы, жившие за Средиземным морем.
Племена народов моря
Племя SKLS (шекелеш) отождествляется с сикулами , которые вместе с элимцами прибыли на Сицилию около XIII в. до н. э. О «троянском» происхождении указанных народов пишут Фукидид и Вергилий.
SRDN (шердены) краткое время формировали личную гвардию египетских фараонов. Они отождествляются с народом, который около XIV-XIII вв. до н. э. прибыл на Сардинию и основал там культуру строителей нурагов . В тот же период возникают аналогичные культуры на Корсике (строители торре) и на Балеарских островах (строители талайотов).
Племя TRS отождествляется либо с тирсенами , либо с троянцами (обе гипотезы не являются взаимоисключающими, в свете предания об Энее). Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога), так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры.
Этническая и языковая принадлежность
Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена, то есть все отождествления носят предположительный характер. В состав народов моря египетские надписи включают:
- JKWŠ, JQJWŠ, JKWS (условно читается: «экўэш») - обычно отождествляется с хеттским Аххийава, гомеровским Ἀχαιϝοί, позднее - Ἀχαιοί, то есть ахейцами ;
- DNJN, TNJ, DJN (условно: «денйен») - отождествляются с хеттским Дануна, греческим Δαναοί, то есть данайцами ;
- DRDNY - обычно ассоциируются с гомеровскими Δαρδάνιοι, то есть дарданцами - одним из троянских племен или соседей Трои;
- MŠWŠ (условно: «мешўэш») - отождествляется c ассирийским Мушки , греческим Μόσχοι, библейским Мешех; они же, вероятно, - фригийцы ;
- PLST, PRŠT (условно: «пелесет») - отождествляется с библейским Плиштим, что в греческом языке превратилось в Φυλιστιιμ, а в русском переводе - в филистимляне ; также возможно, что имя тождественно пеласгам греческих источников; проблематично - с Pulastya Махабхараты ;
- RK, L’KK, RWK - отождествляется с хеттским Лукка и греческим Λύκιοι, то есть с ликийцами ;
- ŠKLŠ, SQRWS, ŠQRSŠ (условно: «шекелеш ») - отождествляется с греческим Σικελοί, то есть с сикулами ;
- ŠRDN (условно: «шердана», «шардана») - вероятно, сарды ;
- ṮJKR (условно: «текер», «зекер», «чьекер») - отождествляется с греческим наименованием Τεύκροι, ставшим одним из синонимов троянцев ;
- TRŠ, TWRYŠ, TWRWS (условно: «тереш») - отождествляется с греческим Τυρσηνοί, то есть тирренами , впоследствии так называли этрусков ; по другой версии, соотносится с хеттским Таруйса - Троя ; а также (проблематично) с Turvaśa из Ригведы ;
- WŠŠ (условно: «ўэшеш») - не опознан.
Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский , в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья», высказывают мнение, что «народы моря», в основном, - это выходцы с севера Балканского полуострова, родственные протофракийским племенам.
Немецкий историк и лингвист Х. Рикс выдвинул гипотезу о тирренской группе близкородственных языков. Гипотеза интересна тем, что практически все включённые в неё народы (пеласги, этруски, этеокиприоты) в той или иной мере отождествляются с «народами моря», которые рассматриваются как доиндоевропейское население запада Малой Азии. Жители древней Сардинии (строители нурагов) письменных памятников не оставили, однако на сходство их культуры с этрусской указывал ряд историков, в частности, А. И. Немировский . RK («ликийцы») из состава народов моря могли быть не тождественны более поздним ликийцам , а быть доиндоевропейским населением указанного региона (подобно тому, как этруски представляли собой доиндоевропейских выходцев из Лидии).
Примечания
Литература
- История древнего Востока. т. 2. М. 1988.
Ссылки
- Кац Т. П. Нурагическая Сардиния и «морские народы» // АМА. Вып. 6. Саратов, 1986. С. 31-42.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Народы моря" в других словарях:
- «НАРОДЫ МОРЯ», условное обозначение племен или народов, нападавших в 13 12 вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из М. Азии). До этого обитали, возможно, в М. Азии или на Балканском п ове. * * * «НАРОДЫ МОРЯ», египетское название ряда народов… … Энциклопедический словарь
Народы моря - «Народы моря» (Sea Peoples), так называли в Вост. Средиземноморье кон. 13 нач. 12 вв. до н.э. завоевателей, пришедших со стороны моря. Возможно, в их числе были греки, сардинцы и этруски, хотя точно не установлено ни их происх., ни подробности их … Всемирная история
Условное обозначение племен или народов, нападавших в 13 12 вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из М. Азии). До этого обитали, возможно, в М. Азии или на Балканском п ове … Большой Энциклопедический словарь
Условное обозначение племён или народов, нападавших в 13 12 вв. до н.э. на Египет с моря и суши (из Малой Азии). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове. Полагают, что Троянская война была частично связана с… … Исторический словарь
Народы моря - (англ. Peoples of the Sea, или Sea peoples, нем. Seevölker), группа народов смешанного происхождения, которые вторглись в Египет и поселились там в 13–12 вв. до н.э. Потерпели поражение от фараона Мернептаха в 1219 г. до н.э., а затем изгнаны … Археологический словарь
- («Народы моря»,) условное обозначение племён или народов, первоначально обитавших, возможно, на Балканском полуострове или в Малой Азии; упоминаются в египетских источниках 13 12 вв. до н. э. в качестве нападавших на границы Египта с моря … Большая советская энциклопедия
Условное обозначение племён или народов, нападавших в XIII XII вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из Малой Азии). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове … Энциклопедический словарь
Народы моря - условное обозначение племён или народов, нападавших в XIII XII вв. до н.э. на Египет с моря и суши (). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове. Полагают, что Троянская война была частично связана с передвижениями… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Народы моря - группа плем. объед., вторгш. ок. 1200 до н.э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское м. Именно поэтому египтяне дали им имя Н. м. Войска Рамсеса III разбили Н. м. на суше в Сирии и на море у входа в дельту Нила (рельефные изображ. в… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Народы моря - группа плем. объединений, вторгшихся ок. 1200 до н. э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское м. Именно поэтому египтяне дали им имя Н. м. Войска Рамсеса III разбили Н. м. на cyme в Сирии и на море у входа в дельту Нила (рельефные… … Словарь античности
Книги
- Народы Росс i и, выпускъ II. живописный альбомъ, четыре хромолитограф i и и 7 гравюръ , . Въ кра?, прилагающемъ къ отлогому берегу Балт i йскаго моря, издревле обитаетъ литовское племя. Съ давнихъ поръ оно принуждено было бороться съ сос?днимъ н?мецкимъ племенемъ, безпощадно его…
Гибель крито-минойской цивилизации совпала по времени с новой волной переселения индоевропейских народов. В XIII-XII вв. до н.э. Ближний Восток потрясали неслыханные по своим масштабам события. Одна за другой погибают дворцовые культуры Крита, Месопотамии и Ханаана. Рухнула империя хеттов; некогда могущественный Египет из последних сил отражал набеги варварских племен. Эгейский мир переживал период бурных исторических перемен; пало множество малоазийских городов, включая Трою, один за другим погибали города ахейцев в Аттике, и много лет понадобилось для того, чтобы в Грецию вернулся относительный мир.
Хотя причин этих поистине революционных потрясений было несколько и не все пока ясно в этом калейдоскопе событий, одним из главных факторов стали миграции так называемых народов моря. Эти миграции связаны с несколькими волнами переселения народов, в XIII столетии до н.э.
двинувшихся из Эгеиды на юг и юго-восток и в итоге полностью видоизменивших ситуацию в Малой Азии и на Ближнем Востоке. А вскоре волна этих завоеваний докатилась и до Египта.
Египетские источники сообщают о двух крупных нападениях на Египет конфедерации народов, за которыми в исторической науке закрепилось название «народов моря». Сами египтяне этот термин не используют. Они описывают вторгшихся в Дельту Нила захватчиков как конфедерацию племен, «иностранцев с моря», приходивших из «северных стран» или с «островов моря» (имеется в виду Средиземное море).
Первое вторжение народов моря (в союзе с ливийцами) имело место на пятом году царствования фараона XIX династии Мернептаха (1224-1214 гг. до н.э.). Об этом повествуют тексты, высеченные на стене храма Амона в Карна- ке и текст стелы из заупокойного храма Мернептаха (так называемая Израильская стела). Мернептах успешно отразил нападение «народов моря» и их союзников, убив 6000 и изгнав остальных.
В текстах Карнака называются пять народов, принимавших участие в этом нашествии:
- A-qi-ya-wa-sa (A-qi-wa-sa) - аки ваша.
- Ta-ru-sa (Tw-rw-s’/ Tw-ry-s’) - турша.
- Rw-ku (Rw-kw) - рукка/лукка.
- Sa-ra-d-n (Sa-ar-di-na) - сарды, шардана.
- Sa-k(a) -ru-su (S’-r -rw-s) - шеклеш, шекелеша.
Второе нападение «народов моря», на этот раз одновременно с суши и с моря, произошло в восьмой год (ок. 1175 до н.э.) царствования фараона Рамсеса III (1182-1151 гг. до н.э.). К этому времени «народы моря» уже, вероятно, захватили сирийские города Угарит и Алалах. Чтобы отразить вторжение, Рамсес III использовал военные корабли, войска и колесницы. Разгром «народов моря» был полным. Рамсес III хвалился, что он не только победил и рассеял «народы моря», но и заставил их покориться египетскому владыке. Смилостивившись над побежденными, фараон поселил остатки «народов моря» в палестинских крепостях с тем, чтобы они охраняли северные границы Египта. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что все могло быть как раз наоборот: потерпев поражение, «народы моря» отошли в Палестину и заняли ее, ликвидировав египетское господство в этой области. Воспрепятствовать этому Рамсес III был не в состоянии.
Как бы то ни было, победа в дельте Нила защитила Египет от вторжений с севера, но не смогла воспрепятствовать коварному проникновению ливийских (берберских) народов с запада. Результат нападения «народов моря» стал бедственен для Египта: страна погрузилась в своего рода «темные века».
Тексты, посвященные победе Рамсеса III над «народами моря», проиллюстрированные рельефными изображениями сцен сражения, высечены на одном из пилонов храма Меди- нет-Абу близ Фив. В этих текстах, наряду с уже известными, упоминаются и другие «народы моря»:
- Pe-ra-sa-ta (Pw-r-s-ty) - пелесет.
- Tjikar (T-k-k [-г)] - чикар.
- Sa-k (a) -ru-su - шеклеш.
- Danuna (D-y-n-yw-n) - дануна, дана.
- Wasasa (W-s-s) - вашаша.
побережье в Доре, к югу от горы Кармил. Третий народ, шеклеш - сикулы, уже известен нам по списку Мернептаха; это единственный из «народов моря», который упомянут в обоих записях. Четвертыми в списке идут знакомые по поэмам Гомера греки-данайцы, пятыми - вашаша, предположительно, малоазийский народ критского происхождения; возможно, речь идет о карийцах, жителях западной Анатолии.
Помимо храма Мединет-Абу, о нападении «народов моря» при Рамсесе III упоминается и в так называемом Большом папирусе Харриса и в списке храмовых доходов, полученных в царствование Рамсеса III (1184-1153)[†††††††††]
Письменные источники и изображения на египетских рельефах свидетельствуют о том, что «народы моря» прибыли в Египет вместе с семействами, со скотом и имуществом, погруженном на корабли и в запряженные волами телеги. Следовательно, эти нападения были явной попыткой насильственного захвата чужих земель с тем, чтобы поселиться на них. Все указывает на то, что «народы моря» стремились не просто к грабежу - они планировали осваивать области, которые собирались завоевать. Подобное поведение могло быть вызвано результатом крупномасштабного голода на «островах моря». Действительно, в XIII и XII столетиях до н.э. в северном и восточном Средиземноморье зафиксирован ряд
больших неурожаев. Эта катастрофа даже вынудила фараона Мернептаха послать зерно пораженным голодом хеттам (уже находившимся в упадке). Возможно, именно голод вызывал масштабные перемещения народов через Анатолию и Левант в Сиро- Палестину и Египет.
Все «народы моря», судя по всему, были хорошо знакомы египтянам и раньше. Египтяне, несомненно, знали и то, что эти народы связаны между собой географически и отчасти политически (какими-то союзническими обязательствами?) и пришли в дельту Нила с севера - с островов Эгейского моря и Малой Азии.
О том, что «народы моря» не были неизвестны египтянам, свидетельствуют и два более ранних источника: египетский список союзников хетгского царя, противостоявших фараону Рамсесу II (1279-1213) в битве при Кадеше (1285 г. до Р.Х.), и хеттский документ, перечисляющий народы, входившие в лигу Аххиява (Западная Анатолия), войска которой нападали на империю хеттов. Яблоком раздора служили западные области Малой Азии и остров Кипр, причем борьба велась как на суше, так и на море. В итоге Аххиявский союз был около 1250 до Р.Х. разгромлен, а хетты ненадолго овладели Кипром.
В списке Рамесеса II названы следующие племена:
- Pi-da-sa.
- Da-ar-d (а) -ап-уа.
- Ma-sa.
- Qa-r (a) -qi-sa.
- Ru-ka.
- Arzawa.
(филистимляне) в египетском документе называются и в числе наемников, сражавшихся в войсках Рамсеса II в битве при Кадеше.
Рельефы на стенах храма Мединет-Абу дают нам превосходные изображения этнического облика «народов моря», их одежды, вооружения, колесниц и кораблей. Эти изображения имеют много общего с описаниями эгейских народов в других источниках. Например, воины «народов моря» - высокие, стройные люди, живо напоминающие античных греков - на рельефах Мединет-Абу изображены в шлемах с плоским перьевым султаном, очень похожим на тот, что изображен на знаменитом Фестском диске.
Перьевой султан, согласно Геродоту, а также одному позднему ассирийскому тексту, является типичным для Ка- рии и Ликии в эпоху бронзы. Позднее его переняли соседи карийцев. Такой тип плоского перьевого султана можно видеть на ассирийском рельефе, изображающем ионийских и карийских воинов, его носили и ликийские наемники во флоте Ксеркса. По свидетельству Геродота, «карийцы изобрели три вещи, которые впоследствии переняли у них эллины. Так, они научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первыми стали приделывать ручки на щитах (до тех пор все народы носили щиты без ручек и пользовались ими с помощью кожаных перевязей, надевая их на шею и на левое плечо)» (Геродот, I, 171).
Гомер в «Илиаде» довольно подробно описывает различные типы шлемов, однако он не упоминает о шлемах с плоским перьевым султаном, которые носили «народы моря» или часть их. Зато изображение подобного султана можно видеть на керамической антропоидной урне, найденной при раскопках в Бет-Шине (Беф-Сане). На стене этого города, как известно по Библии (1-я Цар., 31, 10), филистимляне повесили обезглавленное тело Саула. Урна приблизительно может быть датирована 1040 годом до Р.Х. - временем царствования Саула. Подобные антропоидные урны были найдены и в других областях, на которое распространялось египетское владыче
ство, в том числе в Ханаане и в самом Египте. Кроме того, плоский перьевой султан можно видеть на воинах «народов моря», изображенных на ларце из слоновой кости (XII в. до н.э.) и на печати с Кипра. Из всего сказанного вытекает, что плоский перьевой султан на шлеме - отличительная черта «народов моря», карийцев и филистимлян в частности.
Фестский диск, помимо перьевого султана, содержит и другие параллели, связывающие Крит и Анатолию. Среди пиктограмм на диске можно видеть некие сооружения, напоминающие ульи - вероятно, хижины Эти ульеподобные хижины находят близкие аналоги в архитектуре ликийцев, живших на юго-западе Анатолии. Мапоазийские аналоги имеет и тип лука, изображенного на Фестском диске. По всей видимости, критско-анатолийские связи играли важную роль в раннеминойский (до 2000 г. до Р.Х.) и среднеминойский (2000-1800 гг. до Р.Х.) периоды. Почти пять сотен лет отделяют фестский диск от рельефов в Мединет-Абу, что указывает на весьма давние связи между Критом и Анатолией.
Другое вооружение «народов моря», которое можно видеть на рельефах Мединет-Абу, - длинные, сужающиеся к концу мечи, копья, щиты и доспехи - находит близкие аналоги в тексте «Илиады». Несмотря на различия в деталях, вооружение ахейцев весьма близко вооружению филистимлян и шардана (сардинцев). Плиссированные «юбки», в которые облачены воины «народов моря», изображенные на рельефах Мединет-Абу, имеют анатолийское происхождение. Корабли «народов моря» и их характерный «горбатый» рогатый скот также явно происходят из Анатолии. Кстати, корабли «народов моря», изображенные на рельефах храма Мединет-Абу, схожи с аналогичными изображениями на Фестском диске и на микенской вазе, найденной на острове Скирос. Любопытно, что экипажи боевых колесниц «народов моря» состоят из трех человек, вооруженных копьями - это тоже малоазийская, а точнее, хеттская, традиция. На египетских колесницах имелось только по два воина.
Ученые находят множество других параллелей между «народами моря», изображенными на рельефах Мединет-Абу,
и микенскими греками-ахейцами и анатолийскими племенами. Из этого, конечно, нельзя сделать вполне однозначный вывод о том, что «народы моря» вышли непосредственно из Анатолии и Эгеиды - детали одежды и вооружения они могли перенять у анатолийцев, крито-минойцев и микенцев благодаря культурным контактам. Однако, несомненно, что «народы моря» имели много общего с крито- микенским миром и Анатолией, особенно ее западной и юго-западной частью. Большинство исследователей сегодня согласно с тем, что «народы моря» пришли в Египет из Эгеиды и Анатолии.
Изучение названий малоазийских племен в египетских и хетгских источниках показало, что различные группы «народов моря» могут быть связаны или с их прародиной, или по крайней мере с теми местностями, где они поселились в результате миграции. Мы уже говорили о том, что наименования акиваша («Ekwesh») и дана («Denen»), по всей видимости, можно отнести к грекам-ахейцам и ірекам-данайцам, известным по «Илиаде». Народ «Lukka», возможно, происходил из Ликии (Анатолия), шардана («Sherden») - из Сардинии, а «пелесет» однозначно связывается с библейскими филистимлянами, по имени которых была названа Палестина. Шекелеша («Shekelesh») и турши («Teresh») могут быть связаны с жителями Сицилии и Этрурии.
Первоначально все эти параллели были установлены по данным этимологии и филологии, но в последние годы появились серьезные археологические свидетельства связей между западным и восточным Средиземноморье, существовавших в эпоху поздней бронзы[‡‡‡‡‡‡‡‡‡]. Данные археологии свидетельствуют о том, что в конце бронзового века восточное Средиземноморьем вошло в контакт с несколькими культурными центрами на западе, и эта связь сохранялась даже после разрушений, которым подверглась материковая Греция, Анатолия и Левант. Мы уже знаем, что практически весь
запад Средиземоморья был населен иберо-ливийцами, а из египетских текстов следует, что по крайней мере два из «народов моря» имели иберо-ливийское происхождение - шардана (сардинцы) и шекелеша (сикулы). По всей видимости, в крито-минойский период во всем Средиземноморье начала складываться некая культурная общность, объединенная цепью средиземноморских островов, стержнем которой являлся Крит. На ее крайнем полюсе находился мберо-ливийский Тартес, имевший тесные экономические связи с Британией и атлантическим побережьем Франции, на другом - легендарная Троя и древние доиндоевропейские культуры Малой Азии. По мнению австрийского ученого Д. Вёльфеля, все страны Средиземноморья, включая Северную Африку и Пиренейский полуостров, уже в эпоху неолита представляли собой тесно спаянное культурно-историческое единство с сильно развитыми этнокультурными связями. Кажется вероятным, что в это время на едином «евроафриканском» языке говорили в Иберии, Южной Франции, на Севере Африки и на юге Италии.
Катастрофа, вызванная взрывом вулкана Санторин, крах крито-минойской цивилизации, гибель Трои и движение индоевропейских народов, случившиеся в очень короткий исторический период, положили конец этой культурной общности. Потомки строителей мегалитов, оставивших на островах Средиземного моря колоссальные, до сих пор во многом загадочные сооружения, неожиданно покинули свои острова и были в буквальном смысле слова «рассеяны по лицу земли». «Доисторическая» иберо-ливийская Европа в одночасье прекратила свое существование, оставив, впрочем, после себя множество памятников столь выдающихся, что даже всемогущее время бессильно перед ними. Стоунхендж и мегалиты Британских островов, каменные рады Карнака и Ле-Менека во Франции, Филитоса на Корсике, гигантские мегалитические храмы Мальты, талайоты Балеар и нураги Сардинии и, наконец, величественный Кносский дворец на Крите - наглядные тому свидетельства.
Народы моря — это средиземноморские племена, которые в XIII веке начали миграцию на новые территории, в основном в Древний Египет, как завоеватели. Все потому, что наступил переход веков (катастрофа бронзового века). Народы моря походили из Балканов и Малой Азии, что вдоль Эгейского моря.
Средиземноморские племена — состав
В XIII веке до н. э. созданные племена средиземноморских народов рушили на новые земли Египта, Балканов, Палестины и других городов
Азии. Троянская война считается, как период смены места жительства средиземноморских племен. В состав народов моря входят племена, по самым распространенным версиям, так как однозначных доказательств нет, только гипотезы:
- тирсены;
- лабуйцы;
- ахейцы (акайваша, ахиява);
- шерданы (шарданы);
- тевкры;
- сикулы;
- турша;
- пелесетцы;
- вешкшейцы;
- луки;
- туршайцы;
- филистимляне;
- гараманты;
- каркисайцы;
- чаккаль;
- мешвешцы;
- шакалешцы;
- данайцы;
- тйеккерцы;
- ликийцы;
- фригийцы;
- троянцы;
- этруски;
- эквешцы.
Именно в переселении были заинтересованы:
- сикулы;
- этруски;
- гараманты;
- фригийцы;
- филистимляны.
Распределение по группам
Мнение историков, ученных и других исследователей по поводу деления по группам расходятся. Но народы моря — это древние доиндоевропейские народности западной и юго-западной Азии (Малая), а также представители греческой культуры, совместно с ахейцами или данайцами. Их родиной можно считать:
- Древний Египет;
- Палестину;
- Израиль;
- Грецию;
- Кипр;
- Турцию;
- Ливан.
Исторические факты
В 1203 г. до н.э. народы моря отправились впервые к границам Древнего Египта. Ахейцы, турши, шакалаши, шерданы в договоренности с народами Ливии напали на Дельту. Через 3 года разрушили целый город Уралгит, а после и поселения хеттов. В 1173 году народы моря познали поражение, после чего произошло разделение на племена, которые и поселились на свободных землях вдоль Средиземноморья. Все действия происходили в XIII — IV веках до н. э. Основная информация об этих событиях находится на гробнице Рамсеса 3, в виде рисунков и условных знаков. В 1177 г. до н.э. Рамсес третий решился на большую битву, в которой выиграл, разгромив полностью народ моря и их семьи. Для битвы использовал военные корабли и сухопутные войска.
Описание народов моря
Разные народы имели разнообразную славу, каждая народность умела что-то делать лучше всех, кто-то был отличным воином, а кто-то строил большие города. Возможно, что эти народности и состояли в числе народов моря:
- Филистимляны (пеласги) были прекрасными завоевателями на суходоле. Они поселились на побережье Ханаане, после чего этому месту дали название Палестина. Со временем, греки стали вытеснять их и последние поселения были на о. Лемнос.
- Тевкры (зекер, чьекер) поделились на 2 части. Первая поселились у горы Кармель и в городе Дер. А вторая на Кипре. Они во время Троянской войны потеряли все, возможно образовав сообщество народов моря, могли отомстить.
- Шекелеш. Поселились на Сицилии в 13 веке.
- Шарданы. Не длительно состояли в личной гвардии фараонов Египта.
- Троянцы. Славились своим мореплаванием. Достигли берегов Центральной и Северной Италии. Здесь и началась история этрусков, которые показали высокий уровень культуры. Именно они римлянам сотворили тогу и ввели новую моду на одежду.
- Тирсeны. Могущий народ, так как они возводили новые города, строили дороги, а самое интересное, что именно они начали устраивать гладиаторский бой.
- Сикулы. Проживали на Сицилии. Особой славы не имели, но в то же время были смелыми и завоевателями, поэтому могли присоединиться к другим народностям.
Для многих ученных и историков народы моря остаются большой загадкой. Потому, как большинство из них были воинами, разрушая целые города и поселения. Все цивилизации, которые славились на весь мир, были разгромлены и не могут возродиться по сей день. В Древнем мире Хеттское царство не выдержало нашествия средиземноморских народов и рухнуло. Также набеги на остров Крит превратили его в опустошенное место, ведь знатных убивали, а остальных — превращали в рабов. Удалось спастись лишь некоторым в убежищах, их было около 80. К сожалению, очень мало документальных подтверждений этой истории, все что сейчас имеет история — это летописи Древнего Египта. И по сей день археологи проводят разные раскопки, чтобы узнать их поближе, хоть через многие годы.