Основные черты политической системы 1930 х гг. Контрольные вопросы и задания
Конспект урока по теме:
«Политическая система СССР в 1930-е годы».
Подготовила и провела:
учитель истории МОУ «Леткинская средняя
общеобразовательная школа»
Старошайговского района
Цель урока: контроль за уровнем знаний учащихся; углубить общие знания учащихся о сущности советской модели тоталитаризма; развивать умения учащихся анализировать документы, делать выводы, давать оценки явлениям, событиям, личностям.
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Проблемный вопрос (на доске): «Какова причина массовых репрессий в СССР в 30-е гг.?»
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями, - это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой на настоящих людей едва ли бы значительно смягчилось, если рядом с ней поставить и другую нашу картину – с чудесно как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами-заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республикой. Пусть, может быть, это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны, тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства.
III. Об индивидуальном сопротивлении рассказывает один из учащихся.
«Что наша жизнь? – Игра!»
В 30-е гг. братьев Старостиных – Петра, Андрея, Александра, Николая – знала вся страна. Еще бы, братья-футболисты принесли славу своему клубу. В 1937 г. только «Спартак» сумел остановить победное шествие знаменитых басков, а в гг. «Спартак» - чемпион СССР. Надо сказать, в те годы шло соперничество между «Спартаком», созданным по инициативе генерального секретаря ЦК ВЛКСМ, и «Динамо», за которым стояло мощное ведомство – НКВД, а сам являлся почетным председателем «Динамо». Сталину, впервые увидевшему игру «Спартака» с трибуны Мавзолея на Красной площади во время Дня физкультурника в 1936 г., команда и братья понравились. Уже на следующий год Николай Старостин, капитан спартаковцев, получил орден Ленина. Ты скажешь, что тут необычного, с кем не бывает… Не торопись, вот-вот начнутся чудеса. В 1939 г. «Спартак» в полуфинале Кубка СССР обыгрывает тбилисское «Динамо», а потом выигрывает Кубок, победив в финале ленинградскую «Зарю». Кубок получили, на банкете отпраздновали, прошел месяц. Николая вызвали в ЦК ВКП(б) к заведующему отделом агитации и пропаганды Александрову. Вот разговор чиновника и футболиста:
Товарищ Старости, принято решение переиграть полуфинальный матч с тбилисцами. Надеюсь, вы поддерживаете это решение. (Именно так, в утвердительной форме. Это не вопрос - приказ.)
Это же невозможно. Переигрывать полуфинал после финала – случай небывалый!
Не вам решать, что возможно, а что нет. Вас вызвали не для дискуссии, а для того, чтобы передать мнение товарища Жданова. Идите.
Во втором тайме переигровки (счет был уже 3:0 в пользу команды Старостиных!) Берия в правительственной ложе встает, швыряет стул в угол и уезжает. Эх, ребята, ведь знали же!
Берия ничего не забыл. В марте 1942 г. четверых братьев арестовали (одного привезли с фронта). НКВД взял еще четверых футболистов «Спартака», мужей сестер Старостиных. Все они проходили по «делу братьев Старостиных» и обвинялись в создании боевой группы спортсменов. Дело как-то не выстраивалось: следствие начало с терроризма, скатилось до обвинений в хищении вагона, но вагон нашелся, а терроризм отпал. Тогда их обвинили в пропаганде нравов буржуазного спорта. Смешно? Сейчас – да, тогда – нет. Время было другое. Следствие шло два года, «террористы» сидели в одиночках во внутренней лубянской тюрьме. Наконец приговор – 10 лет лагерей.
Их спасло то, что в лагерях был спорт. Всюду жизнь! Проводились даже первенства по футболу среди команд Главного управления лагерей. Кто-то из братьев играл, кто-то тренировал лагерные команды. Через 12 лет они встретились в Москве: их «дело» пересмотрели.
III. Ученик у доски заполняет таблицу «Репрессии 30-х годов»
Политические репрессии 30-х гг.
«Шахтинский процесс» |
|
Кирова, начало массовых репрессий |
|
Политический процесс над Н. Бухариным и А. Рыковым |
Восстановите хронологию событий
Комментарий учителя. Правящая партия в тоталитарном государстве не могла обойтись и без образа внутрипартийного врага. В этой роли выступали как бывшие «любимцы партии» - , и другие, так и масса менее значительных и просто рядовых ее членов. В плане внедрения в общественное сознание образа врага характерен подарок Уральской областной партийной конференции – топорик художественного литья. На правом его лезвии была насечка «руби правый уклон», на левом – «руби левый уклон», а на обухе – «бей примиренца». В этом топорике-символе воплощены сталинские призывы к беспощадной внутрипартийной борьбе.
IV . Объясните термины и исторические понятия:
Индустриализация
Конформизм
- «Железный занавес»
Репрессии
Тоталитарный режим
Репарация
Депортация
V . Что объединяет эти имена: Г. Ягода, Н. Ежов, Л. Берия?
Ягода Генрих Лаврентий
Генрихович Иванович Павлович
Вариант II.
1. В своем письме «Ко всем большевикам-ленинцам» оппонент Сталина старый большевик привел данные об огромных потерях продукции на промышленных предприятиях страны вследствие брака. Укажите причину этого:
а) массовое вредительство на фабриках и заводах;
б) низкая квалификация рабочих;
в) слабая производственная дисциплина.
2. В 1929 г. – главный оппонент Сталина:
а) был убит агентами ОГПУ;
б) был выслан за границу;
в) стал обвиняемым на первом публичном политическом процессе.
3. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:
в) М. Гризодуб;
4. Социально-политический смысл массового террора в стране в 30-е гг. заключался в том, чтобы:
а) переложить ответственность за провалы в экономике на «классовых врагов»;
б) навести порядок и дисциплину в стране;
в) устрашить врагов советской власти.
5. В августе 1938 г. при обсуждении вопроса об условно-досрочном освобождении заключенных из тюрем на заседании Президиума Верховного Совета Сталин выступил против применения этой нормы права , поскольку считал, что:
а) бывшим заключенным нет места в социалистическом обществе;
б) такая мера может привести к резкому падению дисциплины в местах заключения;
в) заключенные являются бесплатной рабочей силой.
6. В 30-е гг. в Красной Армии было пять маршалов. Трое из них были репрессированы. Это:
7. В СССР паспортная система была введена в:
а) 1932 – 1933 гг.;
б) 1937 – 1938 гг.;
в) 1939 – 1940 гг.
9. Укажите характерную черту кадровой политики 30-х гг.:
а) широкое использование буржуазных специалистов на руководящей работе;
б) при назначении на руководящие должности учитывалось социальное происхождение кандидата;
в) при назначении на руководящие должности принималась во внимание национальность кандидата.
10. Лидером «Союза марксистов-ленинцев», автором обращения «Ко всем членам ВКП (б)» был:
11. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
а) ряд руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий партийный или государственный орган;
б) верхушка господствующего класса;
в) кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для ведения крупного хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда;
г) последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения;
д) штатные партийные работники, обеспечивающие функционирование структуру партии.
а) иерархия; б) колхоз; в) номенклатура; г) партийные функционеры; д) элита.
12. В новой Конституции СССР было законодательно закреплено:
а) завершение реконструкции народного хозяйства;
б) построение в основном социалистического общества;
в) построение развитого социализма.
13. Характерными чертами национальной политики СССР 30-х гг. были:
а) укрепление унитарного государства;
б) тенденция к русификации народов СССР;
в) значительное расширение политической самостоятельности союзных республик;
г) всесторонний расцвет всех наций и народностей;
д) нивелирование национальных культур и приглушение национального самосознания под видом «борьбы с национализмом».
VIII . Заключительное слово учителя.
В 1974 году узники Мордовских и Пермских политических лагерей решили объявить день 30 октября Днем политзаключенного в СССР. Как сообщалось в политическом биллютне «Хроника текущих событий», «в этот день заключенные намерены были объявить однодневные и двухдневные голодовки». Признанием одержанной победы стало решение Верховного Совета России от 01.01.01 года, которое внесло в государственный календарь памятных дат День 30 октября, названный «Днем памяти жертв политических репрессий». После выхода январского 1989 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий». Прокуратура Мордовии тщательно изучила 8 142 архивных уголовных дела. Ни в одном из них не обнаружено ни террориста, ни вредителя, ни врага народа, ни шпиона, а отсюда и выводы, что система боролась с безвинными людьми и уничтожала их. 9 380 человек реабилитированы. К сожалению, им вернули честное имя, но не жизнь.
И еще две цифры, как яркая вспышка, освещающая то время. Только 2 972 осуждены судом, а 6 338 невиновных – выслушали приговор от несудебных органов.
Прокуратура Мордовии продолжает заниматься проверкой архивных уголовных дел, выяснением обстоятельств массовых репрессий.
В 2000 году в Саранском Мордовском книжном издательстве вышла книга «Память. Жертвы политических репрессий». Эта книга – поименное поминовение всех безвинных жертв.
И сегодня на уроке мы прошли этот трагический путь от страха к ожесточению, от ожесточения к покаянию, от покаяния к надежде, от надежды к уверенности: знание того, что произошло в нашей истории, будет уроком для следующих поколений.
Список используемой литературы
1. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Книга для учителя. М. 2002 г.
2. Память. Жертвы политических репрессий. Республика Мордовия. Саранск. 2000 г.
3. Энциклопедия для детей «Аванта +» 1999 г. История России. XX век.
Рис. 1. Политбюро 1936 г.
Реализация грандиозных социально-экономических планов привела к формированию тоталитаризма. Власть была сосредоточена в руках высшего партийного руководства. Она уничтожила демократические свободы, оппозицию, подчинила общество своим интересам. Ни один закон не принимался без одобрения Политбюро. Оно определяло основные направления внутренней и внешней политики. Постепенно изменилась и сама партия - рядовые члены были отстранены от реального решения вопросов.
Рис. 2. Демонстрация против кулаков
Огромную роль в формировании тоталитаризма сыграл партийный контроль за СМИ. Прекращение контактов с Западом позволило избежать влияния на население других идеологических взглядов. В образование на первый план вышло изучение марксистско-ленинских основ всех наук. В 1932 г. началось наступление на творческие союзы. В 1934 г. все писатели были объединены в Союз советских писателей, во главе которого был поставлен М. Горький.
Рис. 3. Конфискация икон
Впоследствии аналогичные союзы возникли у кинематографистов, художников, композиторов. Тех, кто работал в рамках официальной идеологии, поддерживали материальными благами и привилегиями. Остальное население так же состояло в общественных организациях-профсоюзах, комсомоле, пионерской и октябрятской организациях. В различные организации объединялись физкультурники, изобретатели, женщины и т.д.
Рис. 4. Плакат 1932 г.
Характерной чертой политической жизни этого периода стал культ личности И. Сталина. 21 декабря 1929 г., в день 50-летия Сталина, страна узнала, что у нее есть великий вождь. Он был объявлен «первым учеником Ленина». Вскоре Сталину стали приписывать все успехи страны. Он именовался «великим», «мудрым», «вождем мирового пролетариата», «великим стратегом пятилетки.
Рис. 5. Заключенные на строительстве Беломорканала
В это же время шло формирование карательных органов для преследования инакомыслящих. В начале 30-х прошли последние процессы над эсерами и меньшевиками. «Шахтинское дело»1928 г. привело к репрессиям в отношении буржуазных специалистов. Затем последовала кампания против кулачества. В 1932 г. «Закон о трех колосках» дал начало преследованию даже беднейшего крестьянства. В 1934 г. Особое совещание в НКВД получило право во внесудебном порядке отправлять «врагов народа» в колонии.
Рис. 6. Похороны С.М. Кирова
Поводом для развертывания массовых репрессий стало убийство 1.12.34 С. Кирова - после него было принято решение о проведении следствия по «террористическим делам» в сокращенном порядке, в течение 10 дней, прокурор и адвокат на процессе отсутствовали, помилование запрещалось, а смертные приговоры осуществлялись немедленно. В 1935 г. закон был дополнен, под его действия попадали и подростки с возраста 12 лет. К семьям «врагов народа» стали относиться как к преступникам.
Рис. 7. Зиновьев Г.Е.
Рис. 8. Каменев Л.Б.
В середине. 1930-х Сталин приступил к ликвидации всех недовольных. В 1936 г. состоялся процесс по делу Зиновьева, Каменева и их сторонников. Подсудимых обвинили в убийстве Кирова, покушении на Сталина и других преступлениях. Прокурор А. Вышинский потребовал их расстрелять, и суд вынес смертный приговор. Вслед за эти последовали новые процессы.
Рис. 9. Бухарин Н.И.
Рис. 10. К. Радек
В 1937 г. по «делу маршалов» были расстреляны герои гражданской войны - Тухачевский, Якир, Уборевич и др. военноначальники. В марте 1938 г. на 3-ем процессе были осуждены Н. Бухарин, А. Рыков, К. Радек и др. Страна погрузилась в атмосферу страха. Секретный отдел НКВД настигал своих жертв даже за границей - в 1940 г. в Мексике был убит Л. Троцкий.
Рис. 11. Конституция 1936 г.
«Большой террор» был призван снять социальную напряженность, вызванную неудачами экономических и политических решений руководства. Этой же цели соответствовала Конституция, принятая 5 декабря 1936 г. Она провозглашала демократические права и свободы и маскировала тоталитарный режим. Конституция провозгласила построение в СССР социализма и создание государственной и колхозно-кооперативной собственности на средства производства.
Рис. 12. Плакат 1936 г.
Политической основой государства объявлялись Советы, а государственной идеологией - марксизм-ленинизм. Высшим органом государства становился Верховный Совет. В состав СССР входило 11 союзных республик.
В реальной жизни большинство норм Конституции не выполнялись, а «сталинский социализм» имел весьма отдаленное сходство с тем, о чем писал К. Маркс.
Национальная политика СССР в 30-е гг.
Рис. 13. Школа для взрослых в Узбекистане
В конце 20-х г. большевики начали наступление на ислам - церковное землевладение было упразднено, церковное образование становилось светским, а больницы стали государственными. Суды шариата отменялись. В городах началось искоренение мусульманских обрядов.8 марта 1927 г. женщины, собранные на митинги, публично срывали с себя паранджу, но их поджидала печальная участь - мусульмане их избивали, а порой убивали.
Рис. 14. Женщины, снявшие паранджу
Особого размаха достигли кампании против Рамадана. Это объяснялось тем, что церковные обычаи противоречат планам социалистического преобразования общества. Были запрещены калым и многоженство. Совершение паломничества в Мекку стало невозможным. Это привело к яростному сопротивлению, но только в Чечне оно переросло в восстание. Подняли голову и басмачи в Средней Азии. Все эти выступления были подавлены с помощью армейских частей в 1930 г.
Рис. 15. Центральный павильон на ВДНХ
В к. 20-х гг. был свернут курс на развитие национальных языков и культур. Было отменено использование национальных языков в государственных учреждениях. В школах вводилось обязательное изучение русского языка. Высшее образование велось только на русском языке, за исключением Грузии и Армении. На Кавказе и в Средней Азии в результате реформ языка письменность была переведена сначала на латинскую, а потом на кириллическую графику.
Рис. 16. Аттестат зрелости
В армии в 1938 г. было ликвидировано формирование частей по национальному признаку, и русский язык стал языком военного обучения. Русский язык стал языком межнационального общения, русскоязычное население легко адаптировалось к жизни в союзных республиках, получение образования стало доступным для всех. Повышения статуса русского языка не означало возврата к царской политике русификации, т.к. удар был нанесен и по русской православной культуре.
Рис. 17. Б. Ефимов Стальные «ежовые рукавицы»
Одной из задач индустриализации и коллективизации стало выравнивание уровня экономического развития национальных окраин.
Рис. 18. Казахи в национальной одежде
В Узбекистане план 1-й пятилетки предусматривал увеличение производства хлопка. Был отменен принцип «коренизации» местного руководства, т.к. директивы Центра часто встречали недовольство со стороны местного начальства.
Рис. 19. Строительство канала в Фегранской долине
Индустриализация изменила облик национальных республик. На базе местного сырья возникли промышленные центры. В Белоруссии промышленность давала 53% дохода, появились новые отрасли - топливная, машиностроение, химическая промышленность. На Украине было построено свыше 400 предприятий. Она стала высокоразвитой индустриальной республикой. В Средней Азии возникают хлопкоочистительные и шелкомотальные фабрики и предприятия пищевой промышленности.
Рис. 20. Закладка фундамента. Узбекистан. Середина 30-х гг.
В ряде районов строятся электростанции, железные дороги. Строительство каналов позволило оросить миллионы га земель. В РСФСР огромные средства вкладывались в автономные республики. Промышленное производство в них выросло почти в 5 раз, но большинство предприятий были добывающими. Зачастую предприятия строили всей страной. Все это привело к появлению особой общности людей со своим менталитетом - советский народ.
Изменение административно-территориального деления. В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. страна перешла к новому административно-территориальному делению. Вопросы районирования (так называлась реформа административно-территориального деления) рассматривал XII съезд партии (1923 г.). При проведении районирования учитывались исторические и экономические особенности регионов, национальный состав их населения. К 1929 г. завершился первый этап районирования: губернии, уезды и волости повсеместно были ликвидированы, и вместо них образованы края, области, округа и районы.
Краевое и областное деление первоначально получила только РСФСР. Края создавались, как правило, на территориях со смешанным в этническом отношении населением, области, наоборот, – с однородным. Края и области делились на округа, округа на районы. В состав краев входили также созданные по национальному признаку автономные области и иногда – автономные республики. Так, например, в состав Горьковского края входили Чувашская АССР, Марийская и Удмуртская автономные области, в состав Северо-Кавказского края – Дагестанская АССР, Адыгейская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаевская, Северо-Осетинская, Черкесская и Чеченская автономные области. Территория других союзных республик была разделена только на округа и районы. В 1930 г. окружное деление ликвидируется. Были оставлены лишь национальные округа.
На втором этапе районирования (до принятия Конституции СССР 1936 г.) совершенствование административно-территориального устройства шло по линии разукрупнения краев и областей. Областное деление получили Украина и Казахская АССР (1932 г.). Разукрупнялись и районы. Причем разукрупнение районов продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Органами государственной власти в новых административно-территориальных единицах были съезды Советов: краевые, областные, районные, а органами государственного управления – соответствующие исполкомы. Эта система организации власти и управления на местах существовала до принятия новой Конституции СССР в 1936 г.
Во второй половине 1930-х гг. административно-территориальное деление страны претерпевает серьезные изменения: к республикам, уже имевшим областное деление добавляются Белорусская, Узбекская, Киргизская и Таджикская ССР; возрастает число областей и районов в РСФСР; ряд автономных областей преобразуются в автономные республики, число которых достигло 20. К 1941 г. в стране насчитывалось 6 краев, 101 область, 9 автономных областей, 10 национальных округов, 4007 сельских районов. Была реорганизована также и система местных органов советской власти. Конституция СССР 1936 г. заменила краевые, областные, районные съезды Советов на сессионно работавшие Советы депутатов трудящихся.
Политический строй СССР в 30-е годы. Политический режим, установившейся на рубеже 20-30-х гг. в СССР, многими современными исследователями характеризуется как тоталитарный. Признаки тоталитаризма были сформулированы в западной политологии Х. Арендт, К. Фридрихом и З. Бжезинским. К таковым обычно относят: 1) наличие единственной массовой партии с харизматическим лидером во главе; 2) существование официальной идеологии; 3) монополия государства на средства массовой информации; 4) контроль над вооруженными силами; 5) проведение политики массовых репрессий; 6) складывание системы централизованного руководства экономикой; 7) полный контроль за частной жизнью граждан. Все эти признаки можно обнаружить в политической жизни Советского государства 1930-х гг.
Предпосылкой создания тоталитарной системы власти стало формирование однопартийной системы в стране. В острейшей внутрипартийной борьбе, развернувшейся после ухода В.И. Ленина, победу одержал И.В. Сталин. Устранив с политической арены своих соперников (Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова), он установил режим единоличной диктатуры, в рамках которого самой коммунистической партии отводилась роль послушного орудия Сталина. За какие-то 10 – 15 лет советская политическая система прошла путь от диктатуры класса через диктатуру партии к диктатуре личности. Власть Сталина основывалась на существовании мощного репрессивного аппарата и системе политико-идеологического контроля за обществом, вылившейся в так называемый культ личности Сталина.
10 июля 1934 г. был учрежден союзно-республиканский Наркомат внутренних дел СССР (НКВД). В его состав вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Помимо этого в системе НКВД были образованы: Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Главное управление пожарной охраны, отдел ЗАГС и др. Позднее функции НКВД значительно расширились за счет передачи в его ведение целого ряда самостоятельных отраслей и учреждений: геодезии и картографии, переселенческого дела, управления шоссейными дорогами, архивного дела, центрального управления мер и весов, медвытрезвителей, отделов борьбы с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) и т.д.
При Наркомате внутренних дел в 1934 – 1953 гг. действовало Особое совещание, которое имело право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря, высылку за пределы СССР. Наделение этого административного органа судебными полномочиями приводило к нарушениям законности и прав граждан.
Органы НКВД в 1930-е гг. и позднее использовались для проведения массовых репрессий. В той или иной степени репрессии коснулись всех слоев советского общества. Однако их острие было направлено против партийных функционеров и командного состава Красной Армии, так как в тех политических условиях именно он них зависело сохранение единоличной диктатуры Сталина. Масштабы репрессий носили беспрецедентный характер: согласно официальным данным с 1921 по 1954 г. за «контрреволюционные преступления» были осуждены 3777380 человек, в том числе к высшей мере наказания было приговорено 642980 человек. Во главе НКВД в предвоенный период находились Г.Г. Ягода (1934 – 1936), Н.И. Ежов (1936 – 1938), Л.П. Берия (1938 – 1945). Все они впоследствии тоже оказались репрессированы: Ягода и Ежов при Сталине, Берия – после его смерти.
На 1930-е годы пришлась реорганизация контрольных органов, органов прокуратуры и судебной системы. В 1934 г. упраздняются Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, не вписавшийся в административно-командную систему управления. Образованные взамен него Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР не обладали авторитетом предшественника. В 1933 г. создается Прокуратура СССР. Однако стать подлинно независимым органом, стоящим на страже законности, она в условиях тоталитарного режима не смогла. Возглавлявший ее в 1935 – 1939 гг. А.Я. Вышинский проявил завидное рвение в организации фальсифицированных политических процессов. Усиление карательной политики привело к появлению новых видов судов: в 1930 г. создаются железнодорожные линейные суды, в 1934 г. – водные транспортные суды. В 1936 – 1938 гг. на основе новой Конституции была проведена унификация обычных судов. Однако она не внесла изменений в систему специальных судов – военных трибуналов и транспортных. Для контроля за деятельностью судов и улучшения качества их работы в 1936 г. был образован орган судебного управления – союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР.
Конституция СССР 1936 г. Глубокие перемены, произошедшие в СССР во второй 20-х – первой половине 30-х гг. ХХ в. и затронувшие все стороны государственной и общественной жизни, потребовали разработки и принятия новой Конституции. В феврале 1935 г. с соответствующей инициативной выступил ЦК ВКП(б). Под председательством И.В. Сталина была образована Конституционная комиссия. Помимо нее были созданы 12 подкомиссий, занимавшихся изучением отдельных вопросов конституционного строительства. В течение года шла работа над проектом нового Основного закона страны. 12 июня 1936 г. после одобрения проекта партийным пленумом он был опубликован во всех газетах страны. С целью придания будущему Основному закона демократического лоска началось направляемое и контролируемое сверху его «всенародное обсуждение». 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию, неофициально названную сталинской.
Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Она провозглашала Советский Союз социалистическим государством. Политической основой СССР объявлялась Советы депутатов трудящихся, которым формально принадлежала вся власть. Коммунистическая партия была названа руководящим ядром общественных и государственных организаций. Конституция провозглашала экономической основой СССР социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность, существующую в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Вместе с тем допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде.
В Конституции были отражены перемены в национально-государственном устройстве страны. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. За ними было сохранено право выхода из СССР. Но в целом в новой Конституции прослеживалась тенденция к унитаризму и централизму: расширялись компетенция общесоюзных наркоматов в сфере народнохозяйственного развития и обороноспособности страны, права союзных республик умалялись.
Конституция СССР 1936 г. перестроила всю систему высших органов государственной власти и управления. Съезд Советов СССР, ЦИК, Президиум ЦИК упраздняются и вместо них создаются двухпалатный Верховный совет (состоял из Совета союза и Совета национальностей) и его постоянно действующий орган – Президиум Верховного совета. Верховный совет образовывал правительство – Совнарком. Конституция изменяла также избирательную систему: закреплялось всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18-летнего возраста. Но в условиях сложившейся однопартийной системы и фактической диктатуры Сталина выборы не стали инструментом подлинного народовластия.
Конституция провозгласила право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, по болезни, при потере трудоспособности, на получение бесплатного образования; подтверждалось предоставление женщине равных прав с мужчиной. Все эти важнейшие социально-экономические и культурные права объявлялись завоеванием социализма и гарантировались государством. Конституция декларировала также свободу совести, слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право объединения в общественные организации, неприкосновенность личности и жилища граждан. Реальная практика тех лет, политические репрессии и атмосфера идеологической нетерпимости, насаждаемая властями в обществе, не позволяли советским гражданам воспользоваться в полном объеме демократическими правами и свободами, записанными в Основном законе страны. Демократическая по своему содержанию Конституция СССР 1936 г. фактически стала прикрытием тоталитарного политического режима, сложившегося в те годы в нашей стране.
В течение 1937 г. во всех союзных республиканских, включая РСФСР (Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 г.), вступили в силу новые республиканские конституции. Они полностью соответствовали союзной Конституции 1936 г. В 1940 г., после вхождения в состав СССР Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии и образования Карело-Финской ССР, были разработаны и приняты конституции соответствующих союзных республик.
Контрольные вопросы и задания
1. Укажите причины образования СССР. Раскройте особенности этого процесса.
2. Когда, как и почему была установлена однопартийная система в СССР?
3. Какие изменения произошли в организации высших государственных органов СССР по сравнению с системой высших государственных органов РСФСР?
4. Какие федеральные наркоматы и ведомства были образованы в СССР?
5. Когда было образовано ОГПУ? Какими полномочиями оно было наделено?
6. Чем было вызвано создание системы отраслевых промышленных наркоматов? Назовите основные этапы в ее формировании.
7. Что собой представляла административно-командная система? Объясните значение понятия номенклатура.
8. Какие изменения произошли в административно-территориальном делении страны на рубеже 1920 – 1930-х гг.?
9. Какие признаки тоталитарного режима можно обнаружить в политической системе СССР 30-х годов?
Проведите сравнительный анализ Конституций СССР 1924 г. и 1936 г.
Подробное решение параграф § 17 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?
Потому что в СССР установился режим единоличной власти И.В. Сталина
Какую роль играла коммунистическая партия в советской политической системе 1930-х гг.?
Коммунистическая партия стала основной политической силой в в советской политической системе 1930-х гг. Такой режим называется однопартийная диктатура.
1. Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.?
Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища
4. Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия.
Убийство С.М. Кирова
Борьба за власть. Сталин стремился избавиться от потенциальных и бывших конкурентов
Уничтожение потенциальной «пятой колонны» - тех на кому советское руководство не могло доверять в условиях международного кризиса
Ликвидация командного состава Красной Армии, который не был лично преданным Сталину.
5. Назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?
Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС)
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ)
Сеть массовых организаций охватывала все слои советского общества и объединяла представителей различных профессий
1. Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина?
В первом документе Рютин обвиняет Сталина за те методы, которыми он добился единовластия в партии и в стране. Второй документ показывает создание культа личности Сталина.
2. На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.
Рютин прав, т.к. Сталин укреплял свою власть при помощи террора и устранения несогласных и конкурентов. Второй документ, возвеличивая Сталина, приписывает ему все мыслимые и немыслимые заслуги и в частности то, что Сталин был основоположником коммунизма, хотя теория была разработана Марксом и Энгельсом и переложена на российский реалии Лениным.
1. Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.
Сталинский социализм – политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и правящей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем над всеми сторонами жизни общества
2. Какие права, провозглашённые в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан?
Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Многие нормы Конституции оказались формальными. Под контролем партии проходили выборы заранее подобранных кандидатур в Советы всех уровней на безальтернативной основе. Любой гражданин мог быть арестован без санкции суда и прокуратуры
3. Раскройте понятие «культ личности» на исторических примерах.
Культ личности - возвеличивание отдельной личности, как правило, государственного деятеля). Например это возвеличивание Сталина, как это показано на примере второго документа на стр. 147.
5. В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. по сравнению с 1918-1920 гг., 1921 - 1928 гг.?
Особенностями политической системы 1930-х стало формирование единоличной диктатуры Сталина в противовес коллективным формам 1920-х гг. Также особенностью является размах репрессий, с помощью которых контролировалась элита и все общество.
6. В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин - это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и методы осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. Подготовьте сообщение по данной теме.
Да правомерно, хотя Сталин во многом отошел от ленинских принципов построения социалистического государства. В частности Ленин подразумевал отмирание государства на пути движения к социализму и склонялся к преимуществу коллективного руководства, в то время как Сталин провозгласил идею отмирания государства через его усиление, благодаря чему смог сформировать централизованную систему единоличного управления страной. Но при этом идейно-теоретическое основы построения государства оставались одинаковыми – идеи коммунизма, хотя методы его построения опять же разнились. Сталин предполагал форсированные методы, в то время как Ленин после перехода к НЭПу согласился, что процесс трансформации должен быть более плавным и постепенным без резких скачков.
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
В чём заключалась противоречивость национальной политики в СССР в 1920-1930-е гг.?
1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Проведение индустриализации в основном в восточных регионах, где были запасы природных ископаемых;
Появление новых союзных, автономных республик и округов: к 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР;
Проведение жесткой централизованной политики;
Русификация всех республик (преподавание в школах, вузах на русском языке);
Реализация плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».
2. Раскройте региональную и национальную специфику индустриализации в СССР.
Индустриализацию национальных районов не только строительство предприятий промышленности, но и процесс освоения природных богатств, создания национальных квалифицированных кадров инженерно-технических работников и рабочих.
В республиках, кроме РСФСР и УССР, был очень низок процент рабочего класса и инженерно-технического состава. Поэтому в формировании квалифицированных кадров в союзных республиках важная роль принадлежала работникам центральных промышленных регионов.
Если в масштабе СССР обеспечивалось преимущественное развитие тяжёлой промышленности, то в отдельных республиках преобладали отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Так обстояло дело в начальный период индустриализации в республиках Средней Азии, Закавказья.
Новые отрасли хозяйства в республиках создавались с учётом потребностей всей страны, если для этого имелись сырьевые ресурсы. Так, в Белорусской ССР возникли машиностроительная, химическая, топливная (торфяная), швейная, трикотажная и другие отрасли промышленности.
3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР в 1930-ые годы.
В 1930-е гг. в СССР появились новые союзные и автономные республики. Возникают Казахская и Киргизская ССР, упраздняется Закавказская федерация, а Грузия, Армения и Азербайджан вошли в СССР на правах союзных республик. Были созданы Еврейская автономная область, 8 национальных округов и 14 национальных районов на Крайнем Севере. Всего во второй половине 1930-х гг. в СССР входило 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных округов, 9 национальных округов. В 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.
По Конституции 1936 г. за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.
Утверждение в обществе административно-командной системы управления и режима личной власти И.В. Сталина оказывало влияние на национальную политику. Под видом федерации в СССР утверждается жёсткое централизованное унитарное государство. Ни одна советская республика не обладала правом принимать любые решения без согласования с Центром. Право свободного выхода из СССР носило формальный характер. В Конституции не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.
4. Как реализовывался план ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию»?
Централизация всех сторон общественной жизни требовала большего единства национальных республик. Произошёл определённый поворот и в национальной политике. Уже в 1930-1931 гг. на Украине и в Белоруссии были репрессированы представители национальной интеллигенции по делу о так называемых контрреволюционных националистических организациях «Союз освобождения Украины» и «Союз освобождения Белоруссии». Они необоснованно обвинялись в создании независимого национального государства. К 1933 г. речь велась уже о разоблачении сторонников «националистического» уклона во всех союзных республиках. Н.А. Скрыпник, старый член большевистской партии, член Политбюро ЦК КП(б)У и нарком просвещения, в 1928 г. утвердил новое украинское правописание. В 1933 г. его обвиняют в том, что он стремился «оторвать украинский язык от русского» и продать его «польскому, немецкому и другим западным языкам». Череда разоблачений «национал-уклонизма» прошла и по Белоруссии. Здесь одновременно боролись с местными белорусскими, еврейскими и польскими националистами внутри КП(б) Белоруссии.
На XVII съезде партии в 1934 г. И.В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.
7 августа 1929 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР». Ставилась задача унификации новых латинизированных алфавитов. Так начался переход на новый алфавит всех тюркоязычных народов СССР. С 1923 по 1939 г. на латиницу было переведено более 50 языков (всего в 1939 г. в СССР письменность имели 72 народа).
С 1932-1933 гг. кампания по латинизации пошла на убыль. Первым документом новой буквенной реформы стало постановление Президиума ЦИК СССР от 1 июня 1935 г. о переводе на кириллицу языков народов Севера. В печати появились многочисленные письма-обращения рабочих и колхозников о том, что латиница им не подходит. Отмечалось, что с ростом культурного уровня народов СССР латинизированный алфавит перестал удовлетворять потребности развития языков. Он не обеспечивал условий к сближению с культурой великого русского народа.
Таким образом, многие языки прошли через двойную реформу алфавита. В 1939 г. большинство языков народов СССР перевели на кириллицу.
В массовом порядке закрывались национальные газеты, русифицировалось начальное образование. В декабре 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) признало вредным существование особых национальных школ (финские, эстонские, латышские, немецкие, греческие и др.). Наркоматам просвещения национальных республик было рекомендовано реорганизовать указанные школы в школы обычного типа. 13 марта 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях.
Увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке. На русский язык было в основном переведено преподавание в высшей школе. Вместе с тем в средних и высших учебных заведениях сохранялось преподавание на языках народов СССР, что в значительной мере способствовало формированию национальных элит.
Фактическое признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.
В национальной политике руководство СССР в 1930-е гг. приступило к реализации плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».
5. Назовите особенности политики «коренизации», проводимой в 1930-ые годы.
Советская политика «коренизации», проводимая в 1920-е гг., была направлена на исправление дореволюционного курса на русификацию. Она формировала уважение к советской власти и укрепляла новую власть в национальных регионах. Вместе с тем такая политика способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик, что не соответствовало общему курсу развития союзного государства.
Цели национальной политики, проводимой в СССР в 1930-е гг.:
Создание единой общности – русский народ
Единение народов для проведения индустриализации
Преодоление отставания национальных окраин
Подготовка национальных кадров для индустрии
2. Почему руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике?
Руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике потому, что признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.
3. Приведите факты, доказывающие свёртывание курса на развитие национальных культур в СССР в 1920-х гг.
На XVII съезде партии в 1934 г. И. В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.
Немцы, финны, корейцы беспочвенно обвинялись в антисоветской деятельности и шпионаже. В Белоруссии и Украине признавалось нецелесообразным сохранять национальные районы, сельсоветы. Десятки тысяч финнов, поляков, немцев депортировали из приграничных районов Ленинградской области, Украины. Больше всех пострадали от депортаций корейцы. В сентябре 1937 г. более 170 тыс. человек из них были переселены с Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан.
4. Опишите достижения в сфере национального образования в СССР в 1930-е гг. Используйте краеведческий материал.
В 1920-1930-х гг. советское руководство стремилось быстрыми темпами осуществить преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе повысить образовательный уровень населения, ввести всеобщее начальное обучение. Это было вызвано потребностями модернизации экономики страны для преодоления тяжелых последствий Первой Мировой и гражданской войн, стремлением догнать развитые европейские страны, в том числе и по уровню образования. Главную роль в решении этой задачи играл учитель.
Государственная политика в отношении учительства включала в себя следующие основные задачи:
1. повысить общеобразовательный и профессиональный уровень педагогов;
2. улучшить материально-правовое положение школьных работников;
3. «перевоспитать» дореволюционную учительскую интеллигенцию в духе советских идей, воспитать новых педагогов, полностью поддерживающих политику большевистского руководства.
На качество работы учителей оказывал влияние их общеобразовательный уровень, который в начале 1920-х гг. оставался низким. Благодаря деятельности различного рода учебных заведений к 1929 г. в Уральской области количество учителей удалось увеличить более чем на треть, однако высшее образование было только у 4,2% школьных работников, низшее и среднее незаконченное - у 30%, что накануне введения всеобщего начального обучения было явно недостаточным. Это было следствием неудовлетворительного финансирования курсов повышения квалификации учителей, перевода финансирования специальных педагогических учебных заведений на местный уровень. В то же время задача введения всеобщего начального обучения требовала расширения профессиональной подготовки преподавателей общеобразовательных школ, увеличения сети педагогических учебных заведений.
Партийно-советскому руководству стало ясно, что без чрезвычайных мер невозможно быстрыми темпами подготовить достаточное количество учителей для введения всеобуча. Поэтому в 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, значительно усиливается роль административно-командных и насильственных методов в пополнении учительских рядов.
Под административным давлением в трудовых коллективах и общественных организациях стали проводиться мобилизации «добровольцев» на педагогическую работу, использовались и другие методы привлечения общественности к учительскому труду. Местные руководители, ощущавшие острую нехватку в преподавательских кадрах, искали решение этой проблемы при помощи новых, по большей части надуманных форм. В начале 1930-х гг. такими формами стали месячники «борьбы за кадры» и бригады по вербовке студентов в педтехникумы и педвузы.
Проводившиеся мероприятия позволили увеличить количество учителей в школах, но одновременно привели к значительному понижению образовательного уровня педагогов. Вследствие этого необходимость педагогической подготовки большинства выдвиженцев выходила на первый план.
Самой распространённой формой подготовки учителей в первой половине 1930-х гг. были краткосрочные педагогические курсы. Это объяснялось тем, что такая система позволила в короткие сроки подготовить большое количество школьных работников с наименьшими финансовыми затратами для государства. Педагогические курсы создавались при пединститутах и педтехникумах. По сравнению с педагогическими курсами 1920-х гг. продолжительность обучения планировалось увеличить с 1,5 месяцев до одного года. Но в 1930/31 уч. г. в связи с острой нехваткой учителей, вызванной потребностями ускоренного введения всеобуча, проводились трёхмесячные и даже двухмесячные курсы. Изменился и принцип комплектования курсов. Если в 1920-х гг. на курсы посылались, как правило, по желанию педагоги, проявлявшие активный интерес к школе и общественной жизни, то в 1930-е гг. на курсы мобилизовывались с предприятий в основном члены ВЛКСМ и профсоюзных организаций. Большее место в учебных планах отводилось общественно-политической подготовке учительства в духе советской идеологии.
В 1930-х гг. пополнение учительских кадров начальных и неполных средних школ начало осуществляться и за счёт выпускников специальных педагогических учебных заведений - педагогических техникумов (с 1937 г. они стали называться училищами) и вузов. Однако, несмотря на расширившуюся сеть этих учебных заведений, вплоть до конца 1930-х гг. решить кадровую проблему неполных средних и средних школ не удалось. В сельской местности на Урале из-за отсутствия учителей не велись такие предметы как история, иностранные языки, география, математика, русский язык и другие предметы, даже в выпускных классах.
Значительную часть требуемого количества учителей планировалось подготовить на педагогических курсах: 30% учителей начальной школы и 20% преподавателей неполной средней и средней школ Свердловской области. На краткосрочных курсах Челябинский облоно планировал подготовить около 50% учителей необходимых для ликвидации дефицита педагогических кадров. Заменить в полной мере стационарной подготовки краткосрочные курсы не могли, а выпуски из педтехникумов и педвузов были незначительными. Поэтому в условиях резкого увеличения количества преподавателей школ Урала уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки даже к началу 1940-х гг. оставался низким. Хотя необходимо отметить, что выпуски учителей из средних и высших специальных педагогических учебных заведений, начавшиеся во второй половине 1930-х гг., сыграли определённую роль в повышении общеобразовательной подготовки уральских учителей.
Существенные изменения в 1920-1930-х гг. произошли в материально-правовом положении учительства. С одной стороны, новая экономическая политика в первой половине 1920-х гг. позволила улучшить материальное положение советских людей, в том числе и учителей. С другой стороны, задача по повышению жизненного уровня учителей, ставившаяся партийными органами, не была решена в этот период. Рост цен на основные продукты питания опережал рост заработной платы. Размер оплаты труда учителей школ I ступени (в то время начальные школы) так и не достиг уровня заработной платы рабочих крупной промышленности. Выплата заработной платы систематически задерживалась на срок от одного до нескольких месяцев и более, что также сказывалось на социальной защищённости этой категории граждан государства. Материальные трудности усугублялись жилищным кризисом, который в равной степени затрагивал как городское, так и сельское учительство Урала. Тяжёлые условия жизни, отсутствие необходимого количества учреждений здравоохранения, общественного питания, приводило к росту заболеваемости среди педагогов. Невнимательное отношение к ним со стороны властных органов, вмешательство в дело образования некомпетентных чиновников приводило к тому, что права учителей нарушались довольно часто. Типичными для 1920-х гг. были случаи перевода учителей в течении учебного года из школы одного района в школу другого и увольнение с работы без объявления причин.
В начале 1930-х гг. уровень жизни педагогов по сравнению с предшествующим периодом, значительно снизился, что отражало изменения социально-экономической обстановки в отношении всех слоев населения советского государства. Попытки партийно-советских органов директивным порядком решить эту проблему результатов не принесли. Об улучшении положения можно говорить только со второй половины 1930-х гг. По сравнению с концом 1920-х гг., средняя заработная плата учителей начальных школ увеличилась в пять раз, учителей средних школ - в 3,7 раза. Однако в некоторых районах Свердловской и Челябинской областей продолжались задержки с выплатой зарплаты вплоть до конца 1930-х гг.
Пагубное воздействие на состояние учительского корпуса оказали репрессии 1937 - 1938 гг. К расстрелу и длительным срокам заключения внесудебными органами были приговорены как руководители народного образования, так и простые учителя.
Изменения в общественно-политической жизни страны в 1920-х гг., связанные с переходом к новой экономической политике, ознаменовали новый этап во взаимоотношениях между советской властью и учительством. С этого момента начинают проводиться широкие кампании по политической переподготовке учительства, одной из задач которых было «перевоспитание» дореволюционной учительской интеллигенции в духе марксистско-ленинской идеологии, привлечь учителей к пропаганде социалистической идеологии в обществе. Уральское учительство в этот период принимало участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, кампаниях по перевыборам в советы, распространении государственных займов, книг идеологического содержания и т.д. Отличительной чертой этой «общественной нагрузки» было отсутствие в большинстве случаев какой-либо оплаты и принудительный ее характер.
В 1920-х гг. происходит становление новой советской школы. Начался коренной пересмотр подходов к содержанию и методам образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах.
Эти радикальные преобразования неоднозначно оценивались в учительской среде. Большей части уральских учителей, особенно с дореволюционным стажем работы, отказ от предметного метода изучения основ наук, домашних заданий, экзаменов, классной системы, т.е. методов обучения свойственных дореволюционной школе не был понятен. Поэтому новые учебные программы медленно прививались в педагогической практике. И дело здесь, на наш взгляд, во все не в консерватизме «старого» учительства, а в том, что эти революционные преобразования школьной системы вели к ухудшению навыков письма, счета и чтения. Во многом благодаря этой «консервативной» части просвещенцев в 1920-е гг. на Урале удалось сохранить традиционные подходы в обучении детей. Влиянием дореволюционного учительства на взгляды молодых учителей, наряду с другими причинами, на наш взгляд, можно объяснить и невысокий процент учителей-членов ВКП(б), низкую посещаемость учителями кружков и курсов политического просвещения.
В 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, усиливается административно-командное давление на педагогов. Спускаемое сверху планирование, административный нажим на работников органов народного образования и учителей с требованием любой ценой осуществить стопроцентный охват обучением. Ощущение своего бесправия и страх перед чиновниками заставлял идти на фальсификацию итогов работы по всеобучу.
Подчинение профессиональной деятельности учителей интересам бюрократической системы, политизация и идеологизация учительского труда негативно влияло на такую составляющую воспитательной работы, как нравственное воспитание. Это, в свою очередь, приводило к рецидивам детского хулиганства, половой распущенности, примеры которых можно было наблюдать как в городской, так и сельской местности. Учителей, основной своей задачей считавших обучение и воспитание детей, а не участие в различных идеологических акциях партийно-советские чиновники обвиняли во внедрении «враждебных методов преподавания в советской школе». В основном это были преподаватели, много лет отдавшие народному просвещению.
Вместе с тем, на наш взгляд, противопоставлять «старое» и «новое» учительство не вполне правомерно. Скорее всего, большая часть дореволюционной учительской интеллигенции ко второй половине 1930-х гг. приняла новые правила игры, установленные государством. Тем более, что идея введения всеобщего обучения активно поддерживалась в дореволюционных педагогических кругах. Большую роль, на наш взгляд, сыграли и мотивы морального порядка, связанные с особенностями социальной психологии российской интеллигенции, к которым можно отнести глубоко укоренившуюся традицию и идею служения народу, патриотизм, преданность своему делу, своей профессии, осознание необходимости своего труда для общего блага. Рычагами, которые позволили партийно-советским органам ускорить этот процесс, было сочетание «мягких» и «жестких» мер командно-административного воздействия на старую учительскую интеллигенцию. Основную роль в этом процессе, на наш взгляд, сыграла, с одной стороны, работа аттестационных комиссий, которые удаляли из учебных заведений людей с враждебной с их точки зрения антисоветской идеологией, с другой стороны присвоение учительских званий людям лояльным власти, повышало престиж учительской профессии, а вместе с тем и гарантировало рост материального благосостояния.
В начале 1930-х гг. произошел отказ от педагогических экспериментов 1920-х гг. Содержание школьных программ и учебные планы были переработаны в системе единомыслия, единообразия, установки на «усреднение и выравнивание» личности. Отказ от исследовательских методов обучения, распространенных в 1920-е гг. привел к преобладанию методов получения готовых знаний. Одновременное присутствие в школьной системе образования общегуманистического содержания и прагматических политических задач привело к формированию крайне идеологизированного сознания учащихся. «Классовый подход» к людям, событиям, явлениям оправдывал пренебрежение к человеческой жизни.
Вполне объективным процессом представляется нам установление единых типов общеобразовательной школы - начальной, неполной средней и средней. Эта преемственность позволила создать благоприятные условия подготовки кадров для советской промышленности.
Формирование чувства государственного патриотизма становится одной из приоритетных задач в школьной воспитательной работе во второй половине 1930-х гг. На наш взгляд в идее советского патриотизма можно наблюдать преемственность с русским дореволюционным патриотизмом. Прослеживается ярко выраженная тенденция военизации школьного образования, как накануне Первой Мировой войны так и Великой Отечественной войны.
В 1920 - 1930-х гг. произошли серьезные изменения в жизни уральского учительства. Во многом, благодаря целенаправленной государственной политике, к концу 1930-х гг. удалось повысить жизненный уровень учителей, решить проблему всеобщего начального обучения, развить сеть специальных педагогических заведений. Вместе с тем, политика партийно-советского руководства направленная на политизацию образования привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертами которого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм, агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности. Созданная командно-административная система делала зависимыми школьных работников от партийно-советских чиновников различного ранга, сковывала творческую инициативу педагогов. Не удалось «революционным» путем в кратчайшие сроки кардинально поднять образовательный уровень учителей.