Презентация на тему земля кормилица. Тема
Но в течении многих лет человек загрязнял воздух, воду и землю. Теперь мы задумываемся о бережном отношении к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Восточное окружное управление образования СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА №30 им. К.А. МИКАЭЛЬЯНА ЗЕМЛЯ - НАША КОРМИЛИЦА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.
Мы привыкли считать, что наша страна богаче всех по природным ресурсам. Действительно, в России много лесов, рек и земли, так что можно расходовать эти сокровища, не заботясь о будущем. Но в течении многих лет человек загрязнял воздух, воду и землю. Теперь мы задумываемся о бережном отношении к природе.
Половина населения земли не имеет возможности пить чистую воду. Наша страна занимает второе место в мире по запасам воды. Хотя воды много, мы должны научиться её беречь. Современные предприятия очищают воду и используют её вторично, не загрязняя ближайшие водоёмы. Жители городов, сел должны иметь новые трубы, современные краны, счетчики, что дает экономию расходования воды. В сельском хозяйстве вода тоже должна тратиться рационально. Человек на 80% состоит из воды. Будет в городе хорошая, чистая вода – будут здоровые и крепкие люди.
Лес и его обитатели тоже нуждаются в защите человека. История показала нам, что в Европе за последние годы исчезли большие площади лесов. Например, в современной Германии нет исторических лесов, все леса посажены руками человека. Мы не хотим этого. Лес – это «зеленые» легкие наших городов, кладовая полезных продуктов, он охраняет реки, дороги, дает приют и пищу животным и птицам. В лесном воздухе в 300 раз меньше бактерий, чем в городском.
Вырубая деревья, распахивая землю, люди сокращают место обитания зверей. Очень часто люди, побывав в лесу, оставляют после себя на уютных полянках горы мусора и битые бутылки, донышки которых могут стать причиной лесных пожаров. Вот почему так важно, что бы лес всегда был чист и свеж!
Спасти животных помогают заповедники. «Лосиный остров » - национальный парк, расположенный в нашем округе. Его территория 12 тыс. гектаров. Там растет 500 видов растений, живут 280 животных, 200 видов птиц. Жители нашего района в осенние и зимние время устраивают в парке кормушки. Я с семьей хожу туда кормить белочек орешками, синичек, воробушков и голубей и уток - хлебом.
Но есть еще и почва – одно из главных богатств, которое дает человеку пищу. Это тонкий плодородный слой, он покрывает всю сушу нашей планеты. Почва образуется в результате взаимодействия воздуха, воды и живых организмов. Земельные ресурсы нашей страны огромны, но количество плодородной земли непрерывно сокращается: строятся новые дороги и города, заводы и фабрики. Но у почвы есть замечательное свойство – она умеет восстанавливаться самостоятельно при помощи круговорота веществ в природе. Сейчас наша задача – не отбирать что – либо у природы, а возвращать ей старые долги и сохранять имеющие богатства. ПОЧВА
Ученые давно задумались, что ухудшение условий жизни на земле может иметь катастрофические последствия. Они решили создать действующую модель биосферы. Это помогло бы подготовиться к жизни в космосе: если вдруг придется переселяться на другие планеты. Кроме того, такие системы могут быть полезны в случае крайнего ухудшения условий жизни на Земле.
Американские ученые построили громадное помещение под стеклянным колпаком, где были все земные природные условия: пустыня, саванна, лес и даже рукотворные водоёмы. Растения должны были обеспечить и кислород, и лёгкую пищу, а козы, куры, океанская живность - давать сытные обеды. Были созданы условия для искусственных осадков, влага выпадала обильными дождями. Кислород, который выделяли деревья, был необходим для дыхания людей, животных и микроорганизмов, а поглощение ими углекислого газа должно было повысить урожайность растений. Сначала все было хорошо, но через несколько недель микроорганизмы истощили воздух, люди страдали от недостатка кислорода и пищи. Саванна и лес быстро заполнялись бактериями, которые уничтожали их. Расплодилось огромное количество насекомых, особенно тараканов и муравьёв. БИОСФЕРА - 2
УТРОЙСТВО БИОСФЕРЫ - 2
Как ни старались учёные учесть каждую мелочь, им не удалось повторить то, что сотворила мать-природа. Этот эксперимент показал, что создать искусственные условия для круговорота веществ без сбоя человек пока не в состоянии. Сейчас наша задача – не отбирать что-либо у природы, а возвращать ей старые долги и сохранять имеющиеся богатства. Скрылёва Варвара, 4 «А» класс.
«Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.»
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
ИЗВЕСТНЯК
ПЕСОК
ГЛИНА
ТОРФ
УГОЛЬ
НЕФТЬ
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
- Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
- Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
- Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.
- Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.
7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
- Торф
- Железная руда
- Каменный уголь
- Гранит
- Известняк
- Нефть
- Песок
- Глина
Соедини стрелками полезное ископаемое и его свойства:
ЖИДКОЕ
ГОРЮЧЕЕ
ГАЗООБРАЗНОЕ
МАСЛЯНИСТОЕ
С РЕЗКИМ ЗАПАХОМ
ЛЕГЧЕ ВОДЫ
ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ
ПЛАСТИЧНОЕ
ПЛАВКОЕ
НЕФТЬ
ГАЗ
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
ГЛИНА
а) АРХЕОЛОГИ
б) ГЕОЛОГИ
в) СТРОИТЕЛИ
2. К полезным ископаемым относятся …
а) КИРПИЧ, БЕТОН, БЕНЗИН
б) СТАКАН, ВАЗЫ, НОЖНИЦЫ
в) НЕФТЬ, ГАЗ, ГЛИНА
3. В строительстве используются …
а) ТОРФ, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, САМОЦВЕТЫ
б) ПЕСОК, ГЛИНА, ГРАНИТ
в) МРАМОР, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, МАЛАХИТ
4. Металлы получают из …
а) КАМЕННОГО УГЛЯ, ЯНТАРЯ, МЕЛА
б) ЖЕМЧУГА, ИЗВЕСТНЯКА, ТОРФА
в) ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ, МЕДНОЙ РУДЫ
5. При помощи буровых установок добывают …
а) НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
б) КАЛИЙНУЮ СОЛЬ, АЛМАЗЫ
в) МРАМОР, ГРАНИТ
6. В шахтах добывают …
а) ИЗВЕСТНЯК, РАКУШЕЧНИК, ГРАНИТ
б) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ЖЕЛЕЗНУЮ РУДУ
в) ПОВАРЕННУЮ СОЛЬ, ЖЕМЧУГ, ГРАФИТ
7. В карьерах добывают …
а) ИЗВЕСТНЯК, ПЕСОК, ГЛИНУ
б) ЗОЛОТО, МАЛАХИТ, МРАМОР
в) НЕФТЬ, ТОРФ, БУРЫЙ УГОЛЬ
8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …
а) АЛМАЗ, ИЗВЕСТНЯК, ГРАФИТ
б) ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, МЕЛ
в) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ТОРФ
Что такое почва?
Почва - это особенное природное тело.
Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и неживой природы.
Важнейшим свойством почвы является
плодородие . Оно обусловлено наличием в почвах перегноя.
Почему землю называют «кормилицей»?
- Как называется верхний слой земли?
- Из чего состоит почва?
- Какого цвета почва в нашей местности? Почему?
Состав почвы
ПЕСОК
СОЛИ
ПОЧВА
ГЛИНА
ПЕРЕГНОЙ
ВОЗДУХ
ВОДА
Круговорот веществ и почва
Животные
Растения
Мертвые остатки растений и животных
Перегной
Соли
Микробы
На Крайнем Севере почва почти весь год
находится в мерзлом состоянии. На короткое
время верхний слой оттаивает всего на
несколько десятков сантиметров. При этом
в почве создается переувлажнение. Здесь
Образуются тундровые почвы.
Более половины площади страны занимают подзолистые почвы . Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Вода как бы промывает почву. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом, поэтому мало плодородны.
Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно
сбрасывающих свою листву почвы
серые лесные .
Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон.
Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности.
Здесь формируются самые богатые перегноем почвы - чернозёмы .
Они обладают зернистой структурой.
Это - лучшие почвы нашей страны.
Луговая
Болотные почвы содержат толстый слой торфа.
В луговых хорошо заметен слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.
Болотная
Подумай!
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
- в лесу за 500000 лет
- на лугу за 3225 лет
- там, где нет растений –всего за 15 лет
- О чем говорят эти расчеты ученых?
Работа в парах
- Почему земля – «кормилица»?
- Возможна ли жизнь без почвы?
- Отчего исчезает почва?
- Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг совсем исчезнет почва?
- Что надо сделать, чтобы сохранить почву?
Проверим себя:
При строительстве:
На полях:
1. При строительстве дорог, заводов,
жилых домов надо сначала снять слой почвы.
2. После использовать
ее при озеленении территории.
- Надо сажать лесные полосы.
- Правильно распахивать почву на склонах.
- Зимой проводить снегозадержание.
- Применять удобрения и ядохимикаты в меру.
- Умеренно орошать .
- ПОСАДКА ЛЕСНЫХ ПОЛОС
- ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ
- ПРАВИЛЬНАЯ РАСПАШКА ПОЧВЫ
- УМЕРЕННОЕ УДОБРЕНИЕ
- УМЕРЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЯДОХИМИКАТОВ
Это интересно!
1см почвы за 250 – 300 лет
20см за 5 – 6 тысяч лет
стр. 160 – 163
пересказ,
Мы живём на земле. «От земли человек взят, землей и кормится » — эта истина известна давно.
«Кормилицей» землю мы называем потому, что она сторицей возвращает нам засеянное в добрый час. «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей! » — мудрость эта доказана веками.
«Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает! ». За все те щедроты, которые ниспосылает земля человеку, род людской испытывает к ней сыновние чувства.
«Ничего нет для человека в жизни святее материнского чувства. Сын родной земли — живущий-кормящийся ее щедротами, русский народ-пахарь, дышащий одним дыханием с природою, исполнен к Матери-Сырой-Земле истинно сыновней любви и почтительности ».
«А людям всем нужна еда,
Не получить её, конечно,
Без кропотливого труда.
Трудиться надо на земле,
Она — кормилица тебе!»
(Автор стиха: Ирис Ревю
)
Не может человек жить без пищи. Просто пропадёт. А кормит человека земля. Но семя, кинутое в землю, без хорошего присмотра, без вложенного труда, и доброго слова не даст хорошего урожая. На земле-то работает Человек. Простой люд пашет, сеет, боронует. Из поколения в поколение передаются навыки, опыт. Каждый сторожил знает немало премудростей по возделыванию земли. «Земля – кормилица, а и то сама пить-есть просит ». Немало сложено в народе пословиц-поговорок, стишков-закличек про родную землю – кормилицу людей.
«Больше землю удобряй – выше будет урожай».
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Хорошо трудится – хлеб уродится».
«Землю вскачь не пашут».
«Гой, земля сырая,
Землица дорогая,
Матерь нам родная!
Всех нас породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Водой чистой напоила
И злак всякий народила
»…
Вот и вывод напрашивается: «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь».
Класс: 4
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” Изд.: Москва “Просвещение”, 2012 год.
Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли.
Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.
Дидактический материал: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь), толковые словари (автор С.И.Ожегов), карточки с загадками и условными знаками, учебники и рабочие тетради, карта природных зон.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников нашей встречи. Наш класс сегодня поделён на группы (представление капитанов). Давайте вспомним правила работы в группах. (Повторяют правила).
Задание №1. Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.
(На столах у каждой группы конверты с тремя загадками. По команде учителя начинается работа. Дается время на обсуждение - 3 мин.).
Очень прочен и упруг
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит) (Слайд 2).Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (песок).По трубе течёт
Пироги печёт (газ).Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? (нефть).Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи... (железная руда).Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу (глина).Покрывают им дороги
Улицы в селениях (известняк).Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,
Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий (угол).Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (торф).
А теперь давайте проверим. (Обучающие читают загадки и называют отгадку, каждая команда).
Задание №2. А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. Каждая группа должна подготовить рассказ о полезном ископаемом. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки (Учитель предлагает капитанам выбрать одну из коробочек, в которых лежат нефть, торф, уголь).
Команды должны определить, какое это полезное ископаемое, назвать его основное свойство, где оно используется, и выбрать из конверта №2 условное обозначение. (Слайд 3).
А теперь приступим к защите своих проектов. (Команды представляют, другие - могут согласиться или что-то добавить).
Что объединяет эти полезные ископаемые?
Какое полезное ещё ископаемое обладает этим же свойством?
Физминутка
Как весною, в ранний час (наклоны)
Семена взошли у нас (повороты).
Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
Повернулись, улыбнулись!
Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
Вышли только из земли (шагаем).
III. Формулирование темы и целей урока.
В названии темы нашего урока потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. (Слайд 4).
“.......................- кормилица”
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).
Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют “ кормилицей” и нуждается ли она в охране.
Значит, какова цель нашего урока? (Обучающиеся еще раз называют цель урока).
IV. Открытие “новых знаний”.
Почва и её состав.
А кто из вас знает, как называется верхний слой земли? (почва)
Попробуйте сейчас найти значение слова “почва” в словаре. (Работа с толковыми словарями, выясняется значение слова).
Давайте вспомним состав почвы? (Слайд 5).
Знакомство с образцами почв.
Науку о почвах - почвоведение создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждая природой зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.
В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв (Слайды 6,7).
В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые. (Работа с картой природных зон).
Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. (Рассматривание образцов подзолистых и чернозёмных почв). Эти почвы богаты перегноем. Чем темнее почва - тем она плодороднее. Во времена ВОВ фашисты вывозили наш чернозём в Германию.
Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.
Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос “Почему нашу землю называют кормилицей?”
Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (рассказ ученика) (Слайд 8).
“Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.
Продолжите поговорку: Что посеешь, то и... пожнёшь. (Слайд 9)Как вы понимаете её смысл?
Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).
Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.
Охрана почвы (Слайд 10).
Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет! Поэтому почва наша нуждается в охране и бережном отношении. А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 32-34. (Проверка прочитанного по условным знакам).
Рассмотри условные знаки в рабочей тетради и скажи, что нужно делать для охраны почвы.
Составление памятки по охране почв (работа в группах). Сравниваем с эталоном. (Слайд 11).
V. Рефлексия.
Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:
Сегодня на уроке было интересно...
Для меня было открытием...
Свой опыт я могу применить...
Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!
Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли...? (Слайд 12).
Самооценка деятельности с помощью Лесенки Знаний, оценивание работы учителем.
VI. Домашнее задание. (Слайд 13).
Учебник с.31-34, раб. тетрадь с.53 №2,3.
Найти пословицы и загадки о земле (по желанию).