Явления неживой природы зимой окружающий мир. «Зимние явления в неживой природе
Зима - это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.
Первые признаки зимы. Снег
Календарь природы
Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.
Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.
Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:
- птицеводство;
- сельское хозяйство;
- рыбная ловля;
- животноводство;
- шелководство;
- пчеловодство.
Окончание зимы
Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее - на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.
Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.
Начало зимы в живой природе
Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:
- Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
- В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
- Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.
Такие признаки зимы в живой природе.
Из чего состоит снег?
Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.
На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.
Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы
Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.
Первая игра называется "Самодельное лото". Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.
Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову "зима" и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.
Хорошо развивает мысли малыша игра "Что надеть". Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.
Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.
Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.
Итак, есть много изменений в с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.
Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание.
Осень – это золотое время года, которое приходит сразу после жаркого и солнечного лета. Маленькие детки замечают кардинальные изменения, как в погоде, так и в отношении к себе. С наступлением осени палящие лучи солнца заменяют дождливые дни, деревья начинают скидывать листья, а трава желтеет. Таким образом, природа готовиться к наступлению холодов и зимы.
Осенние признаки осени в живой и неживой природе: список
Для многих школьников осень ассоциируется с началом нового учебного года, в это время ребятишки встречаются со своими друзьями и одноклассниками, и одевшись в школьную форму идут получать новые знания.
Существуют такие признаки наступления осени:
- Наверняка детишки заметили при наступлении осени, куда-то делось солнышко, а небо затянули тучки. Даже при солнечной погоде, уже не так тепло на улице (можно понять по том, как начинают одеваться люди). Легкие футболки и платья сменяются на жакеты и джинсы, а с наступлением октября-декабря многие одевают пальто и курточки.
- Несмотря на то что лето жаркое, конечно, бывает ветреная погода. Но она больше радует, ведь когда дует тепленький ветерок — он освежает. А вот сильные порывы ветра в осеннее время, уже не такие приятные, ведь дует холодный ветер с такой силой, что срывает листья с деревьев.
- Осень характерна частыми туманами, и мамы начинают следить за переменами погоды, ведь осенью часто меняется погода, а правильно одеваться очень важно в такое время, т.к. заболеть очень легко. Кстати, с переменой климата многие детки начинают болеть простудными заболеваниями, чего редко встретишь летом.
- Наступившую осень можно увидеть по растениям, например, как краснеет виноград или смородина, желтеет каштан и многие другие деревья и кустарники. В сентябре уже можно собирать опавшие листья клена. Часто из них делают аппликацию или различные букеты. А вот по хвойном деревьям определить наступление осеннего период невозможно, Ведь такие деревья зеленые и летом и зимой.
- Определить перемену погоды можно наблюдая за животными. Например, большинство птиц прячутся от холодов, улетая теплые края. Конечно, есть и такие, которым не страшен холод – это голуби, вороны и воробьи. А вот теплолюбивые птицы, учуяв наступления дождливой осени сразу же со своими птенцами улетают далеко на юг.
- Есть звери, которые впадают в спячку, такие как – медведь, енот, барсук, еж и многие другие, особенно те, которые живут в норках. Заяц, лисица и белочки меняют свой окрас, таким образом им легче маскироваться от хищников. Как известно, белочки очень запасливы – поэтому на зиму подготавливают много орешков и желудей, чем будут кормиться на протяжении всех холодов. А собирают еду именно осенью, когда поспевают орехи и желуди. Это также можно наблюдать.
- Надоедливые мухи, комары и многие насекомые также прячутся с наступлением малейших холодов.
- А почему стал денек короче? Это также характеризует осень. Если солнышко садиться раньше обычного, то стоит ожидать наступление холодных деньков. Это признак осени в неживой природе.
- Все ближе к зиме можно по утрам наблюдать иней. Это маленькие частички росы, которая замерзла на листьях и поверхности неровным колючим слоем.
- Встречается осенью даже гололед, это бывает зачастую в конце ноября, когда температура воздуха показывает минусовые значения. К этому времени люди уже носят шапки, перчатки и шарфики. Погода сулит о том что зима уже «на носу».
Осень – это очень яркое и красивое время года, дороги укрыты золотым «одеялом», можно наблюдать прекрасные пейзажи и над тем как птицы ключом улетают в теплые края. Несмотря на то, что осенью царит дождливая погода, это дает нам возможность наблюдать за красотой природы.
Объекты и явления живой и неживой природы осенью: описание наблюдений
На территории нашей страны можно часто наблюдать перемены погода и природы, которая «подстраивается» под грядущие перемены. Многие явления которые мы наблюдаем, связанны именно с временами года и поэтому называются сезонными. Одна из самых прекрасных времен года – это осень.
В это период природа окрашена золотыми красками, все животные и растения готовятся к холодной зиме и можно наблюдать удивительнее перемены и явления. Для осени характерны такие основные изменения:
- Туманы. Такое явление можно объяснить тем, что земля днем нагревается, а ночью уже минусовая температура, поэтому с восходом солнца наблюдается туман, роса и даже иней
- Ливень. Осень ассоциируется именно дождливой погодой, а именно в этот период наблюдаются сильные дожди – другими словами, ливень
- Ветер. Именно осенью можно столкнуться, выйдя на улицу, с сильными порывами ветра, которые часто сопровождается с дождем или даже градом
- Темнеет раньше
- Облачная погода
- На водоемах и лужах можно наблюдать тонкий лед, но становиться, и тем более играть на нем очень опасно, лучше подождать зимы
- Наступление зимы можно также характеризовать «бабьем» летом. В этот период на землю опускается тяжелый молочный туман, который наполняет воздух сыростью
- В конце осени дождливую погоду разбавляет небольшой снегопад, после которого часто бывает гололед
Это характеристика неживой природы, которую можно наблюдать осенью, а вот к переменам в живой природе можно отнести:
- Животные, например, лисица, белка и заяц меняют свой окрас
- Многие животные впадают в спячку в конце осени
- Птицы улетают в теплые края
- Насекомые также прячутся от холодной погоды, уже не встретишь бабочек и божьих коровок, свист кузнечиков не услышать, пчелы не жужжат и не опыляют растения, комары и мухи также встречаются все реже
- Листопад. Это первый признак того, что наступает золотая осень. Литья желтеют, а сильным порывом ветра деревья и кустарники освобождаются от них. Все дороги укрыты красивым золотым ковром
Осень – это чудесное время года, которое подготавливает природу и людей к холодной морозной зиме. Это время дает нам отдохнуть от жарких и душных летних дней. А вот первые, кто начинает реагировать на перемены климате – это растения. Ягоды и овощи полностью поспевают, а деревья одеваются в золотистую листву.
Зимние признаки зимы в живой и неживой природе: список
В ожидании Нового Года, многие детки знают, что наступила роскошное время года – зима. Подарки, праздник и Дед Мороз со Снегурочкой — это далеко не все показатели того что пришла зима. Конечно наступает она на месяц раньше – 1-го декабря. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, на окнах мы встречаем потрясающие рисунки, а на улице красивая снежная погода.
В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода:
- Во-первых, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние каникулы
- Снегопады – это также основная характеристика зимнего периода времени
- Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть
- Гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку
- Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно
- В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях.
- Животных, птиц и насекомых, к сожалению, можно встретить очень редко, ведь птицы улетают в более теплые края, животные уходят в спячку, а насекомые прячутся от суровых морозов, которые характерны для зимы
- Дни значительно короче ночей
Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. Кататься на лыжах, санках, сноуборде, играть в снежки или лепить различные фигур из снега – это очень увлекательные и развивающие занятии возможны только зимой. Поэтому зимние каникулы не стоит проводить сидя у монитора компьютера, а лучше отлично провести свободное время с друзьями или в кругу семьи.
Объекты и явления живой и неживой природы зимой: описание наблюдений
Природа это все что на окружает и создано руками человека. Условно природу можно поделить на живую и неживую. К первой группе относятся растения, животные, грибы, человек, микробы. А вот к неживой природе: солнце, воздух, звезды, почва, осадки и др.
Зимой, летом, осенью и весной все явления плавно меняются, этим мы и можем определить сезоны времен года. Зима – это самое холодное время в году, но этим и самое прекрасное. Зимой открывается сезон веселых игр в снежки, дети катаются на горках и на санках, лепят снеговую бабу, и самое главное, каждый в ожидании сказочного Нового Года. Такое время можно определить по таким признакам:
- В виде осадков чаще наблюдается снег. Снежинки падают на землю как и самостоятельно, так и хлопьями. А также только зимой можно увидеть снегопад – это обильное выпадение снега
- Метель и пурга
- Гололед. Конечно, все детишки любят кататься на коньках, но такое занятие достаточно опасное, поэтому можно играть на льду только в сопровождении взрослых
- На крышах домов и ветвях деревьев можно найти сосульки. Поэтому нужно быть внимательным, и лучше не ходить под домами, ведь если температура станет выше — сосулька может легко растаять и упасть
- Дед Мороз украшает красивыми узорами окна
- Все реки и озера покрываются толстым слоем льда, что называется ледостав
В живой природе можно найти такие изменения:
- Многие животные меняют свой окрас, например, заяц, белка и лиса
- Медведи и ежи ложатся в спячку
- Прилетают снегири и синицы, которые сменяют основную часть птиц
- Люди одеваются в теплую одежду
Когда снег начинает таять, а узоры с окон исчезать, солнце начинает греть теплее, а день становиться длиннее – тогда зима начинает постепенно переходить в другое время года – весна. Какие еще есть признаки весеннего сезона, описано в следующем пункте.
Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список
Весна ассоциируется с новой жизнью, ведь в этот период земля просыпается от зимней спячки, природа начинает расцветать, появляются первые еще совсем зеленые лепесточки и пучки. Это самое прекрасное время, яснее солнышко и небо чистое, а в воздухе парит свежесть.
Понять когда именно начинается весна, можно очень легко, есть большое количество явлений и процессов которые характеризуют такой сезон, например:
- Появляются первые зеленые цветочки
- Животные просыпаются от зимней спячки
- Зайчики, белочки и лисички снова меняю окрас шубки, таким образом они маскируются под окружающую среду. Многие животные начинают линять
- Появляются почки, а из них — цветочки
- Слышно пение птиц, которые возвращаются с теплых краев
- Весна – это время для рождения нового поколения у животных
- Птицы начинают вить гнезда
Из неживой природы:
- Первое – это таяние снега
- Начинают журчать ручейки
- Зимой грозы практически не бывает, а вот весной можно столкнуться с таким явлением
- Ледоход – это явление происходит, потому что лед начинает таять и плавно перемещается по реках
Если проследить за тем что люди делают, то также можно увидеть изменения. Весна считается временем уборки, ведь после зимы стоит очистить свой дом. Также, идет подготовке к посадке огорода, особенно если человек живет в сельской местности.
Объекты и явления живой и неживой природы весной: описание наблюдений
После холодной зимы, все с нетерпением ждут тепленьких деньков. Буквально с первых же дней весны, начинают пригревать солнечные лучи, а вместе с тем и появляются цветочки, трава зеленеет, деревья распускают пучки, начинают петь птички. Другими словами Земля снова оживает и просыпается.
- Первый признак – это тает снег. Сосульки тают и понемногу исчезают красивые узоры с окон.
- День становится дольше.
- Если зимой часто бывают свинцовые тучи, а небо серое и тусклое, то весной небо уже становится светлее, тучи расходятся и небо становится чистым и ясным.
- Растения также реагируют на приход весны и демонстрируют это появлением зеленых листиков, почек, ели и ольхи распускают молодые шишки. Постепенно распускаются цветочки, появляются пчелы и другие насекомые.
- Также весна ассоциируется с пушистыми «котиками» вербы, их несут в церковь на Вербное Воскресенье. Также, одним из самых важных праздников весны является 8 марта. Это международный женский день, а символом считаются такие цветы, как тюльпаны.
- Птицы прилетают снова домой, и это слышно по прекрасному пению. Ласточки начинают вить гнезда и заводить потомство.
- Животные меняют свой теплый наряд на более легкий. Вместе с тем, и окрас самой шерсти.
- Люди также, меняют свой гардероб, шубы, теплые шапки и сапоги прячут до следующей зимы.
Веной также, есть увлекательнее занятия, например, ближе к майским праздникам, многие отравляются на рыбалку, за грибами, начинают жарить шашлыки и много отдыхать на природе, наслаждаясь прекрасной природой.
Летние признаки лета в живой и неживой природе: список
Конечно, все детки знают когда начинается лето, т.к. после тяжелого учебного года, наступают долгожданные летние каникулы. Именно поэтому лето самое любимое время в году. Многие уезжают в гости к бабушкам или на курорт с родителями. Море, пляж и много веселья – ожидает каждый ребенок. Но это не единственный показатель того, что наступило лето, существуют и такие изменения в живой и неживой природе, например:
- Погодные условия. Ветер сухой, температура высокая, поэтому даже ночи летом достаточно теплые. Но если день очень жаркий, а небо чистое как слеза, в один момент может пуститься дождь с грозой, после которого часто можно увидеть радугу
- По утрам на листьях и траве можно найти росу
- Ветер может быть сильным с переменными порывами и частой сменой направления
Жаркие дни лета разбавляет и дождливая погода, а летний дождь делиться на несколько типов:
- Обыкновенный
- Кратковременный. Его называют еще слепым или грибным, сопровождается солнечной погодой
- Ливневый. Начинается внезапно. За очень короткое время выпадает большое количество воды. Сопровождается ветром и громом
- Градообразный. Вместе с каплями воды выпадают и частички града. Протекают мощно и быстро, что в следствии негативно влияет на сельское хозяйство
- Трава имеет ярко-зеленый окрас
- Летом поспевают ягоды и фрукты, распускаются цветы
- Уже в начале лета можно собирать грибочки после дождя
Летом люди одеваются достаточно легко, носят солнцезащитные очки и шляпы, которые защищают от жарких солнечных лучей. В сельском хозяйстве лето – это очень важный период, агрономы и землевладельцы занимаются обработкой почвы, следят за своим огородом, собирают ягоды и занимаются консервацией на зиму.
Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений
По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.
Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:
- Жаркая погода
- Сильные порывы теплого ветра
- Дожди, после которых можно собирать грибочки
- Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
- После дождя появляется радуга
- По утрам можно наблюдать такое явление как роса
- Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
- Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
- День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.
Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:
- Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
- Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
- Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
- Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.
Видео: Живая и неживая природа — объекты и явления, познавательное для детей
Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.
Наиболее часто встречаемые природные явления зимой:
Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния . Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.
Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.
Это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.
В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.
Частый попутчик зимней погоды - гололедица . Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.
Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав , парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.
Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.
Еще один непременный атрибут зимы - сосулька - кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.
Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне , когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Назад
Вперёд
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока: формирование представлений учащихся о влиянии зимних изменений на живую природу.
Задачи урока:
– систематизировать и обогащать
знания детей о связях между объектами живой и
неживой природы;
– расширять знания учащихся о живой природе, ее
представителях, особенностях их
жизнедеятельности;
– развивать внимание, память, умения сравнивать,
классифицировать, обобщать, через работу со
схемой;
– формировать коммуникативные компетенции,
через работу в группе;
– воспитывать бережное отношение к природе.
В ходе урока ученики:
Актуализируют:
– представления о характерных
изменениях в неживой природе в зимнее время года;
– знания и представления о живой и неживой
природе;
– представления об объектах живой природы:
растениях, животных, человеке;
– умения классифицировать объекты
растительного и животного мира;
– представления о зимовке птиц, зверей,
насекомых, рыб.
Приобретают:
– знания, расширяющие кругозор в
области живой природы в зимнее время года,
особенностях приспособлений разных групп
животных и растений зимой;
– умения устанавливать причинно-следственные
связи в неживой и живой природе;
– представления о представителях живой природы
Красноярского края (своей местности).
Закрепляют:
– навыки работы в группе, паре,
фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками
информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное,
делать выводы, наблюдать, логично выражать свои
мысли, приводить примеры, аргументировать свою
точку зрения и высказывая отношения к мнению
других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к
мнению, точке зрения одноклассников, сострадание
к зимующим животным, забота о родной природе.
Необходимое оборудование и материалы:
Оборудование:
– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10
для учащихся).
– Мультимедийный проектор, экран.
Материалы:
– Презентация “Живая природа зимой”
(Презентация 1).
– Электронный тест “Объекты живой и неживой
природы” (Презентация 2).
– Иллюстрации с изображением следов.
– Карточки с заданиями для групп.
– Проверочные карточки-схемы “Связи живой не
живой природы”.
– Электронная игра “Рассели жильцов”
(Презентация 3).
– Картина “Живая природа зимой”.
– Окружающий мир. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Ч 1./ А.А.
Плешаков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:
Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках. (Нина Лямаева)
– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?
– Зима – самое тяжелое время года в жизни живых существ. Почему?
– Больше о влиянии зимних изменений на живую природу вы узнаете на уроке. (Презентация 1) (Слайд 1)
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся
– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).
– Ребята, вам нужно будет решить тест, выбрав объект живой или неживой природы. (Тест – Презентация 2)
– Молодцы, ребята, справились с заданием.
IV. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися “Изменения в жизни растений зимой”:
– Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее). (Учебник, с.134 -135)
– На какие группы делятся все растения? Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?
– Какие бывают деревья? Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Слайд 2-4)
– Какое лиственное дерево не растет в наших краях? (Дуб)
– Умирают ли лиственные деревья зимой?
– Как определить дерево зимой?
(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).
– Определите деревья. (Слайд 5)
– Как зимуют кустарники и травы?
(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).
– Как вы думаете, почему они не замерзают?
(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).
– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.
– А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной). (Слайд 6)
– Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?
(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые)
Физическая минутка для глаз (На стенах классной комнаты развешены картинки с изображением следов лося, зайца, белки, волка; при появлении изображения животного на экране, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где нарисованы его следы и движением глаз повторить их контур). (Слайд 8)
– Ребята, следы какой группы животным вы искали?
– сейчас мы послушаем 3 сообщения о жизни диких зверей зимой.
2. Рассказ учащихся о том, как зимуют дикие звери
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.
Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 9)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
– Ребята, о каких животных вам рассказали?
– Чем отличаются их приготовления к зиме и сама зимовка?
– А какие еще животные засыпают на зиму? (Еж, барсук).
– А кто ищет пищу в природе? (Заяц, волк, лось).
– Кто делает запасы осенью? (Мышь, хомяк, бобер).
– Как мы можем помочь лесным зверям?
Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины, и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.
Физическая минутка
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал. (Слайд 13)
3. Беседа с учащимися о зимовке рыб и насекомых
– Какие трудности испытывают рыбы зимой?
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. (Карась, ленок, хариус, лещ, окунь, щука). (Слайд 14)
– А как насекомые переносят зиму?
(Некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной; муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны).
4. Работа в группах “Зимовка птиц” (Слайд 15)
(Дети работают с текстами предоставленными учителем и добавляют то, что знают сами).
– Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).
– А вот как зимуют птицы, вы должны подготовить самостоятельно:
1 группа “Зимующие птицы”
На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.
2 группа “Удивительный клест” (Разыгрывание сценки)
А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.
– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
– Да нет, Чижик, это я радуюсь!
– Нашел время радоваться.
– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:
– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!
– Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
3 группа “Корм птиц зимой” (Слайд 16 – 17)
Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
4 группа “Как мы можем помочь птицам зимой?”
И всё же птицы зимой нередко голодают. Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.
Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
V. Закрепление изученного материала
– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.
1. Дополнение таблицы.
(Индивидуальная работа по карточкам):
2. Парная работа “Рассели жильцов” (Презентация 3)
Данные приемы позволяют оценить каждого ребенка.
VI. Рефлексия деятельности на уроке
– Ребята что вы узнали о неживой природе зимой?
– Как зимуют растения?
– Как зимуют звери? Рыбы? Насекомые? Птицы?
– Чем мы можем помочь животным зимой?
– А о каком еще объекте живой природы мы сегодня не говорили? (О человеке; о жизни и труде человека зимой узнаем на следующем уроке).
– Чему вы научились на уроке?
– Какая работа понравилась больше?
– Выразите свое отношение к уроку цветом. У учащихся картинка с изображением птички, зверя, насекомого или рыбы. Цветные изображения прикрепляются на картину “Живая природа зимой”. Получается коллективная работа, которая находится в классе несколько дней. (Если позволяет время на уроке, можно оформить все рисунки в Paint и вывести на экран в конце главной презентации). (Слайд 18)
VII. Домашнее задание
– Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Живая природа зимой”
При составлении конспекта урока были использованы ресурсы сети Интернет: