Готовый план логопеда в коррекционной школе. Программа коррекционной работы учителя-логопеда
Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи.
Цель: развивать слуховое восприятие звуков с, з ;показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в слогах, слова.
Задачи:
1. Развитие артикуляторной и мелкой и общей моторики;
2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического слуха, звуко - буквенного анализа и синтеза);
3. Обогащение словарного запаса;
4. Активизация психических процессов (восприятие, внимание, память, пространственное восприятие, саморегуляция своего поведения, активизация межполушарного взаимодействия).
Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, сигнальные карточки, предметные картинки со звуками :«С,Сь,З,Зь» ; буквы С,З; карточки с картинками для определения местазвука , костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Обсуждение и определение времени года, месяца, числа, дня недели. Выяснение последовательности дней недели (какой день недели сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера; какой день недели бывает между двумя другими днями).
1.1Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Зайчики- колечки- козочки» (выполнять последовательно на каждой руке). Одновременно на обеих руках выполнять упражнения «зайчики» - «козочки» и менять их положение.
1.2 Упражнение на дыхание«Горячий чай»
Цель : развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование : стаканчики из цветного картона.
Ход игры : - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы
Мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я
Предлагаю !
2. Повторение пройденного материала.
На какие 2 группы делятся все звуки?
Гласные и согласные.
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.
Развитие звуко- буквенного анализа.
Прослушате слова, определить какие гласные есть в этих словах,
Запишите буквы в тетрадь:
А) ЛОСЬ РЫСЬ ТИГР БАРС
Сколько гласных в этих словах;
Как называются такие слова (односложные);
Б) ЛИСА СУРОК СЛОНЫ
Какие гласные есть в этих словах;
Сколько слогов в этих словах;
Как называются такие слова (двусложные).
Как одним словом назвать те слова, с которыми мы работали, кто это?
(животные).
3. Объяснение нового материала.
Рассмотрите картинки, выделите начальные звуки.
Сравните звуки с и з по артикуляции.
Чем похожи эти звуки?
В чем различие этих звуков?
Выделите начальный звук из слов. (Логопед произносит слова,
Дети называют только первый звук.)
Образец. Сок (с), сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.
Развитие фонематического слуха.
Игра«Хлопни-топни»
Логопед произноситслова , а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук - з , и топают, когда услышат - с.
Сом, вилка, рог, коса, загар, жара, нос, песок,коза, соль.
Динамическая пауза. Игра с мячом
Игра«Добавь слог»
Я буду произносить начала слов, а вы добавьте -са или -за
Гро…
Ро…
Ли…
Бере…
Колба…
Задание 1. Измените слова по образцу.
Глаз - глаза пояс - … автобус -….
Нос - …. заказ -… водолаз - ….
Груз - … арбуз - … совхоз - …
Трус - …. занос- … паровоз - ….
Задание 2. Развитие фонематического восприятия в предложениях
-
Возьмите карточки. Отгадайте загадки.
-
Что это?
-
А теперь назовите слова со звуком [С] из текста загадки. И со звуком [З].
Зимой белый, Свернёшь - клин,
Летом серый Развернёшь - блин
(Заяц) (Зонт)
Спереди - пятачок, Одеяло белое не руками сделано.
Сзади - крючок. Не ткалось и не кроилось,
Посредине спинка, С неба на землю свалилось.
А на ней щетинка. (Снег)
(Свинья)
Лежит верёвка, Гладишь - ласкается,
Шипит, плутовка. Дразнишь - кусается.
Брать её опасно - (Собака)
Укусит.
Ясно?(Змея)
Физкультминутка. Координация речи с движением.
Ушки длинные у зайки, (разгибание-сгибание кулачков)
Из кустов они торчат. (ладони приставить к голове, вперёд-назад)
Ушки прыгают и скачут (хлопок-кулачок на столе)
Веселей самих зайчат. (круговые движения кистями)
Задание3. Развитие умения логически мыслить и составлять словосочетания. Формирование грамматических навыков.
Ребята, посмотрите на слова на доске. Соедините слова из 1-ого столбца со словами из 2-ого столбца, чтобы получились словосочетания. Отметить буквы С, З на доске треугольником и квадратом.
Солнечная праздник
Вкусная и здоровая стол
Праздничный земляника
Спелая поляна
Сочная вода
Разные еда
Чистая и прозрачная капуста
Весёлый сладости
Задание4. Дифференциация [С] - [З] в связной речи
- Ребята, сейчас мы с вами разыграем сценку: «Новоселье у зверей».
Детям раздаются роли и костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон, ведущий.
СЦЕНКА
Ведущий:
Сегодня у зверей новоселье. Стрекоза созвала всех жителей леса на солнечную поляну.
Стрекоза:
Пусть каждый принесет вкусную и здоровую еду к праздничному столу.
Зебра:
Я зебра, я принесу спелую землянику.
Заяц:
Я заяц, я угощу всех сочной капустой.
Слон:
Я слон, я испеку для вас разные сладости.
Стрекоза:
А я слетаю к озеру за чистой прозрачной водой.
Все хором:
Веселый получится праздник!
Учащиеся разыгрывают сценку. Затем логопед благодарит детей и сажает их за парты.
4. Итог занятия
-
Какие звуки мы различали на занятии?
-
Почему эти звуки можно перепутать?
-
Чем различаются звуки [C] - [З]?
-
Что вам понравилось?
Елена Андреева
Годовой план работы учителя-логопеда в школе
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБОУ «СОШ № 38» АНДРЕЕВОЙ Е. Г. НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направления работы Сроки выполнения
Диагностико-коррекционная работа
1. Диагностика устной и письменной речи учащихся 1-4 классов МБОУ «СОШ № 38». 1 – 15 сентября; 15-30 мая
2. Комплектование групп для логопедических занятий с учетом структуры речевого дефекта; составление расписания логопедических занятий, ознакомление с ним учителей начальных классов, родителей. до 20 сентября
3. Заполнение речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия. сентябрь-октябрь
4. Проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи. в течение года
5. Обследование уровня сформированности навыка письма у учащихся 1-х классов, постановка на учет, зачисление на логопедические занятия детей с проблемами в освоении грамоты. февраль, май
6. Подготовка документации и участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума. в течение года
7. Мониторинг эффективности логопедических занятий (промежуточная диагностика устной и письменной речи обучающихся на школьном логопункте; анализ динамики развития речи обучающихся). январь, май
Консультирование
1. Учителей (по вопросам логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения речи). в течение года
2. Родителей. в течение года
3. Учащихся 5-11 классов. в течение года (по запросам)
Логопедическое просвещение
1. Беседы с родителями учащихся, зачисленных на логопедические занятия с целью ознакомления с приемами работы над заданиями дома. октябрь
2. Выступления на родительских собраниях в начальных классах по проблемам адаптации учащихся с речевыми нарушениями к условиям школьного обучения, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. в течение года (по запросу классных руководителей)
3. Выступление перед родителями будущих первоклассников по теме «Речевая готовность ребенка к обучению в школе». октябрь, апрель
4. Выступления на ШМО, тематических семинарах, педсоветах, методсоветах. по плану школы
Организационно-методическая работа
1. Разработка и корректировка рабочих программ коррекционно-логопедического обучения по преодолению фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, дисграфии и дислексии у учащихся младших классов. август, январь
2. Ведение банка данных детей, посещающих логопедические занятия и стоящих на учете у логопеда. в течение года
3. Обновление материалов собственной web-страницы. в течение года
4. Создание мультимедийных презентаций для логопедических занятий. в течение года
5. Обновление логопедического инструментария: дидактических пособий, тестов, имеющихся наглядных и раздаточных материалов. в течение года
6. Адаптация развивающих компьютерных программ, имеющихся электронных учебников для использования в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи. в течение года
7. Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов общеобразовательных школ по проблеме «Развитие языкового анализа и синтеза у учащихся 2 классов с дисграфией». ноябрь
8. Выступление на республиканском методическом объединении учителей-логопедов общеобразовательных учреждений по проблеме "Рабочая программа учителя-логопеда в условиях введения ФГОС". май
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам директора по УВР И.о. директор ГБОУ БСКОШИ 7 вида ________ А. Н. Нурмухаметова ____________ А. Н. Нурмухаметова
Годовой план работы
учителя-логопеда Галимовой А.Б.
на 2015-2016 учебный год
2015 год
Цель работы логопеда школьного логопункта – оказание логопедической помощи учащимся с ЗПР, имеющим отклонение в развитии устной и письменной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной и устной речи.
Задачи:
Организация и проведение диагностических мероприятий, с целью своевременного выявления учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.
Организация адекватного дефекту коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений устной речи, нарушений письма и чтения любой формы;
Организация сотрудничества учителя-логопеда с учителями начальных классов и русского языка среднего звена обучения с целью выработки единства требований к ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, со стороны учителей и логопеда.
Организация и проведение комплексной логопедической работы над всей речевой системой: психологической базой речи, импрессивной и экспрессивной речью.
Наименование мероприятия
Содержание
Сроки выполнения
Организационная работа
1
Подготовка кабинета к новому учебному году.
Косметический ремонт кабинета. Влажная уборка в кабинете. Оформление кабинета и уголка логопеда.
до 01.08.2015.
2
Предварительная работа с документацией.
Составление плана работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.
Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования.
до 01.09.2015.
Диагностико-аналитическая деятельность
3
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей
Проведение массового логопедического обследования учащихся начальной и среднего звена, углубленное обследование устной и письменной речи детей зачисленных на логопункт.
02.09.2015-15.09.2015
4
Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза детей зачисленных на логопункт
Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для учителя-логопеда
02.09.2015-15.09.2015
5
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей
Проведение мониторинга, обработка результатов и заполнение соответствующей документации.
02.09.2015- 15.09.2015
14.01.2016-18.01.2016
16.05.2016-31.05.2016
6
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года
Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем.
Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ.
02.09.2015- 15.09.2015
14.01.2016 18.01.2016
15.05.2016- 30.05.2016
а так же в теч. уч. года
7
Комплектование групп и подгрупп для коррекционной работы
Комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с логопедическим диагнозом
02.09.2015- 15.09.2015
Коррекционно-развивающая деятельность
8
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно графику логопедических занятий
Коррекция аграмматической дисграфии, оптической дисграфии и дислексии, акустической дисграфии, дисграфии обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза, дизорфографии, ОНР 3 и 4 уровня.
15.09.2015–14.05.2016
9
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно графику логопедических занятий
Коррекция дислалии, заикания.
15.09.2015–14.05.2016
Консультативно-методическая деятельность
10
Консультирование педагогов по результатам обследования устной и письменной речи детей
Итоги и результаты обследования речи учащихся
02.09.2015-15.09.2015
15.05.2016-30.05.2016
11
Мероприятия по пропаганде логопедических занятий среди учителей и родителей, проведение групповых консультаций (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, методических объединениях, спецсеминарах, консилиумах), проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ
«Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия» доклад с практической частью.
Доклад с практической частью на тему: «Мяч и речь»;
По плану работы школы
12
Проведение логопедической недели для учителей, воспитателей и специалистов ОУ.
Доклад, открытые индивидуальное и подгрупповое занятия, внеклассное воспитательное мероприятие, оформление речевой газеты, организация викторины. Темы открытых занятий по календарно-тематическому планированию коррекционно-логопедических занятий.
октябрь
13
Взаимодействие с учителями начальных классов, русского языка среднего звена, воспитателями и психологом.
Взаимопосещение открытых занятий и внеклассных мероприятий
Взаимосвязь со специалистами ОУ
14
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка
Совместно с педагогом-психологом проведение исследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у детей.
15
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития
Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а так же для составления индивидуальных программ развития
16
Знакомство с содержанием коррекционного обучения
Познакомить психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка среднего звена и воспитателей с направлениями коррекционной (логопедической) работы на текущий год.
сентябрь по плану заседания школьного ПМПк
17
Взаимопосещение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий
Посещение коррекционных занятий психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка 5-9 классов, открытых мероприятий воспитателей.
в течении года по плану работы МО
18
Подготовка документации к ПМПк и ПМПК
Составление логопедического представления при необходимости уточнения или смены образовательного маршрута для ребенка
в течении года по плану работы
ПМПк
19
Индивидуальное консультирование
Еженедельно согласно графику работы учителя-логопеда
в течении года
Работа с родителями
20
Индивидуальное консультирование, проведение подгрупповых консультаций, выступление на родительских собраниях
Знакомство с задачами работы школьного логопеда. Доклад: «Оказание логопедической помощи учащимся школы-интернат 7 вида».
Индивидуальные беседы на темы:
«Ознакомление с результатами обследования речи учащихся»;
«Итоги работы школьного логопеда».
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета
Предоставление заявки на имя директора ОУ на приобретение методических пособий, обучающих компьютерных игр
Комплект массажных зондов – 1 шт ;
Индивидуальные кассы звуков, букв и слогов – 8 штук;
Настенная касса звуков, букв и слогов – 1шт;
Настольные зеркала для индивидуальной работы (9х12)- 8 штук
Рабочие тетради для учащихся:
Е.В. Мазанова «Учусь работать с текстом» альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза – 10 шт;
Е.В.Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» тетрадь № 1 - 5 шт;
Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки» №1 и №2 альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии – по 10 шт;
Е.В.Мазанова «Логопедия. Преодоление нарушения письма» тетрадь №2 – 5 шт;
Е.В. Мазанова «Учусь работать со словом» альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии - 10 шт;
Е.В. Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия» начальное обучение № 3 - 5 шт;
Е.В.Мазанова «Оптическая дисграфия» - 5 шт;
В.В. Коноваленко «Пишем и читаем»
№1 – 5 шт,
№ 2 – 5 шт,
№ 3 – 5 шт.
Компьютерная программа по логопедии «Игры для Тигры» - 1 шт.
методическое пособие «Логопедическая азбука. От буквы к слову» - 1 шт.
сентябрь-октябрь
в течении года
21
Изготовление раздаточного материала
по лексическим темам логопедических занятий
«Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Продукты» и т.д.
в период каникул
Повышение профессиональной компетентности
22
Посещение курсов в БИРО, лекций, семинаров, методических объединений
Прохождение курса повышения квалификации. Повышение квалификации. Прхождении аттестационной комисси.
в течении года
23
Работа с научной и публицистической литературой
Изучение статей периодических изданий
в течении года
24
Работа в Интернет
Регистрация на логопедических сайтах, изучение ресурсов и публикация в них собственной работы. Публикация на сайте школы ГБОУ БСКОШИ 7 вида.
в течении года
25
Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.
Внедрять инновационные и компьютерные технологии, программы, нетрадиционные методики коррекции речи в логопедическую работу (арома-, Су-джок-, музыка- и иппотерапии), экскурсии: «Признаки осени. Листопад», «Тучкины штучки», «Зимний сад», «Морской музей», «Зоопарк» (ГУП санатория «Янган-тау»). Проводить наблюдение за их эффективностью в преодолении нарушений речи у детей с ЗПР.
в течении года
План работы составила: _____________ учитель-логопед Галимова А.Б.
Мероприятия
I . Организационная работа.
Обследование уч-ся 1 класса и вновь прибывших уч-ся.
Повторное обследование уч-ся 2-7 классов с указанием о речевых изменениях за летний период.
Распределение детей по группам в зависимости от речевого дефекта и возраста.
Наметить кандидатов для последующего зачисления в группы.
Занести результаты обследования в речевые карты.
Заполнить журнал посещаемости логопедических занятий.
Заполнить журнал учёта детей с нарушениями речи.
Составить расписание логопедических занятий.
Завести для каждой группы тетрадь связи с учителем и воспитателями.
Групповые занятия проводить в течении урока – 40 минут; индивидуальные занятия – 15-20 минут. Наполняемость группы в пределах 2-4 человек.
Занятия с логопатами проводить во время уроков чтения и развития речи по согласованию с администрацией школы.
Систематически обновлять материал стендов «Уголок логопеда», «В стране Читай – Игрании.»
Провести логопедический утренник.
Анализ коррекционной и методической работы по итогам года.
II . Коррекционная работа.
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени.
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени.
III . Взаимосвязь со специалистами школы.
Изучить анамнез в медицинских карточках и в личных делах вновь прибывших детей.
Проанализировать результаты обследования детей педагогом-психологом.
Ознакомить постоянных членов школьной ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования.
Индивидуализировать совместно с учителем систему письменных работ уч-ся по письму с учётом их дефекта.
Заполнить в журнале листок здоровья в соответствии с рекомендациями медицинского работника.
Учитывать физическое и психическое состояние детей во время занятий, физминуток, подвижных игр, логоритмики.
Посещать уроки письма, чтения, развития речи и внеклассные мероприятия с целью контроля за речевым продвижением детей-логопатов.
Консультировать педагогов школы. Помогать учителям и воспитателям в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей.
Научно-методическая работа.
Регулярно знакомится с новинками методической литературы по логопедии, материалом на интернет-сайтах.
Начать изучение темы по самообразованию: «Использование ИКТ на логопедических занятиях».
Сделать сообщение на МО учителей начальных классов «Использование мнемотаблиц на уроках чтения».
Выступить на педсовете с докладом «Развитие познавательных способностей у детей с ОВЗ».
Принять участие в вебинарах проекта «Инфоурок»:
«Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС» 2ч.;
«Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности» 2ч.
Подготовить ребят 2-4 классов для принятия участия в Международной дистанционной олимпиаде по чтению и развитию речи «Осень 2016» на проекте «Инфоурок».
В целях пропаганды логопедических и дефектологических знаний обновить материалы стенда «Социально-логопедическая служба».
Размещать на своей странице школьного сайта и на персональном сайте проекта «Инфоурок» различную информацию из опыта работы для коллег, учителей-логопедов.
V . Работа с родителями.
Провести индивидуальные беседы с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия.
Назначить день для консультаций.
Выступить на родительском собрании с сообщением «Роль родителей в формировании правильного произношения».
VI . Мероприятия по улучшению оборудования логопедического кабинета.
Сделать косметический ремонт кабинета.
Установить: логопедический стол для индивидуальных занятий над постановкой звуков; настенную сенсорную панель для развития мелкой моторики.
Изготовить новый и обновить уже имеющийся наглядный материал и дидактические карточки.
Пополнить методическую копилку новыми дидактическими играми, разработками, презентациями.
Систематически пополнять новой методической литературой уголки «В помощь учителю, воспитателю, родителям» и «Методический уголок» в кабинете логопеда.
Структура программы коррекционной работы:
- Пояснительная записка
- Направления коррекционной работы учителя–логопеда
- Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
- Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.
1. Пояснительная записка
Цель программы
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.
Задачи программы
- Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
- Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.
Условия реализации программы коррекционной работы
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического пункта организуется на основании:
- Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
- Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
- Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
- Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
- Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
- Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .
Психолого-педагогическое обеспечение:
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.
Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.
Материально-техническое и информационное обеспечение
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.
Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»
Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)
В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.
Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2) .
3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3) .
Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием
Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).
Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.
На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).
В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием
1) будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
- в формировании связной речи
2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Литература:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю