Логопедические технологии формирования речи. Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда
Развитие фонематического слуха у старших дошкольников
Сам себе логопед
Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»
учитель-логопед I квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №49» , г.Братск Иркутской области
Описание материала : Упражнения будут полезны всем неравнодушным родителям детей, которые хотят подготовить своих детей к школе. Также материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и специалистам.
Цель: Обогащение знаний родителей по подготовке детей к обучению в школе
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Фонематическое восприятие -
это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
"Где нужный звук?
Цель. Формирование умения находить заданный звук в словахОборудование. Предметные картинки
Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук
"Клубочки - моточки"
Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше
"Лови звук"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуковХод игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)
"Лови слово"
Цель . Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
"Какой звук чаще всего слышим?"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
"Кто-кто в теремочке живет?"
Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].
"Два прихлопа- три притопа"
Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.Оборудование . Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ход игры . Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
"Попугайчики"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.
"Озорные бубенцы"
Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.Оборудование .Бубен
Ход игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.
"Найди звук"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.
"Слог сбежал"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".
"Цветные фишки"
Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
"Подушечка и кирпич"
Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры . Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».
"Какое слово получилось "
Цель. Формировать навык звукового синтеза.Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
"Цепи-цепи-кованы"
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.Ход игры. Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
"Сколько звуков "
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.Оборудование. Пуговицы или пробки
Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..
Анна Нохрина
Инновационные технологии в логопедической практике
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
Инновационные технологии в логопедической практике
– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,
Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:
Арт - терапевтические технологии;
Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
Современные технологии сенсорного воспитания;
Телесноориентированные техники;
«Су – Джок» – терапия;
Криотерапия;
Информационные технологии.
Виды арт-терапии:
Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
Изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
Кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
Сказкотерапия;
Куклотератия;
Мнемотехника;
Креативная игротерапия (песочная терапия);
Смехотерапия;
Ароматерапия;
Цветотерапия (хромотерапия).
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
Улучшение общего состояния детей;
Улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
Стимуляции речевой функции;
Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
Формирование навыков словообразования;
Формирование слоговой структуры слова.
Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии,
используемые для развития речи:
Техника «кляксография»;
Пальцевая живопись;
Рисование мягкой бумагой;
Рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
Рисование на стекле;
Ниткография;
Рисование на манке;
Техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
Техника отпечатывания ватой;
Техника «оттиск пробками»;
Рисование ладонями.
Телесноориентированные техники:
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
Растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
Развивают мозолистое тело,
Повышают стрессоустойчивость,
Улучшают мыслительную деятельность,
Способствуют улучшению памяти и внимания,
Облегчают процесс чтения и письма,
Улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
Классический ручной;
Точечный;
Аппаратный.
Пальцевый массаж
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
Прищепочный массаж;
Массаж орехами, каштанами;
Массаж шестигранными карандашами;
Массаж чётками;
Массаж травяными мешочками;
Массаж камнями;
Массаж зондами, зондозаменителями;
Массаж приборами Су-Джок терапии.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
Совершенствование звуковой стороны речи;
Развитие диалогической и монологической речи;
Эффективность игровой мотивации детской речи;
Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Элементы сказкотерапии:
Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
Связной речи;
Ассоциативного мышления;
Зрительной и слуховой памяти;
Зрительного и слухового внимания;
Воображения;
Ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
Совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
Обогащению словарного запаса;
Развитию связной речи;
Побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
Развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.
Виды ароматерапии:
Распыление;
Ингаляциия;
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
Повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
Обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
Знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Цветотерапия, несомненно, способствует:
Улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
Стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
Приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
Повышение мотивации к логопедическим занятиям;
Организация объективного контроля развития и деятельности детей;
Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
Возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
Визуализация акустических компонентов речи;
Расширение спектра невебральных заданий;
Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
За счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Спасибо за внимание! (Слайд-шоу прилагается)
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Для решения следующих педагогических задач: - своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них; - предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка; - организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса; - содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии; - консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы; я в своей профессиональной деятельности применяю следующие технологии.
Технологии дифференцированного обучения. В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы учащихся формирую с учетом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатывается мною отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Технологии логопедического обследования . Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи обследования: - выявление объема речевых навыков; - сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития; - определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; - анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя; - определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. Обследование провожу в несколько этапов: а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии); б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка; в) анализ полученных результатов. Виды диагностики, применяемые мною в работе: - входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей; - промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся; -итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. При обследовании учащихся использую следующие методики: Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной.
Технологии коррекции звукопроизношения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:
- уточнение произношения звуков;
- постановка и закрепление отсутствующих звуков;
- развитие фонематического восприятия;
- преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
- закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.
Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.
Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у учащихся использую методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.
Технологии логопедического массажа . Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод логопедического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете оппосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж использую на всех этапах коррекционно – логопедического воздействия, но особенно важно его применение на начальных этапах работы. Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи . Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи незрячих школьников и в своей работе я реализую один из принципов тифлопедагогики - конкретизация речи незрячих, т. е. расширение их чувственного опыта в соответствии с ростом словарного запаса. Применяю разнообразные способы конкретизации речи незрячих: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи незрячих. Это помогает преодолению вербализма,как одной из негативных сторон развития речи незрячих, формализма в знаниях и правильному развитию речи учащихся. При работе использую методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек.
Технологии развития связной речи. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. При работе использую методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой.
Технологии коррекции нарушений письма. Нарушение письменной речи у детей являются распрастраненным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма, которую я провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. Данная технология способствует:
- формированию слоговой структуры слова;
- развитию языкового анализа и синтеза;
- развитию фонематического восприятия;
- развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;
- обогащению и систематизации словарного запаса;
- формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;
- устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.
Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, - улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся. При работе использую методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л. Г. Кобзаревой.
Информационные технологии . Применение современных ИТ на занятиях по коррекции речи способствует развитию самоконтроля у детей, повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности, значительно сокращает время формирования произносительных навыков. При использовании в работе компьютерной техники решаю две основные задачи специального обучения:
- формирую у детей умение пользоваться компьютером;
- применяю компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.
На занятиях я использую цифровые образовательные ресурсы, которые развивают слуховое восприятие, навык правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.
Для более успешной социализации, формирования социально-активной личности и психологической коррекции я применяю игровые технологии , которые стимулируют детей к учебной деятельности, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.
Здоровьесберегающие технологии. Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс - диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В своей работе использую нетрадиционные для логопедии технологии: - музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса. Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности;
- стимуляция двигательных функций;
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
- растормаживание речевой функции;
- развитие чувства ритма, темпа, времени;
- развитие мыслительных способностей и фантазии;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- нормализация просодической стороны речи.
Музыкотерапия организуется мною в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает профилактике и лечению нервно – психических заболеваний и улучшению психоэмоционального состояния детей.
- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать мне следующие задачи:
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
- совершенствование лексико - грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развитие диалогической и монологической речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.
Сказкотерапия развивает в детях – логопатах активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий я решаю многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи учащихся со зрительной депривацией, с сочетанной патологией. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.
Учитель - логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д\с№2444; ГБОУ ЦО № 1446
Елена Ивановна Кабаченко, Наталья Александровна Кабаченко.
Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.
В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.
В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
- Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
- Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
- Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
- Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
- Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
- Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
- Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос - искусство, мастерство, логос - учение.
В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:
- Технология логопедического обследования.
- Технология коррекции звукопроизношения.
- Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология развития интонационной стороны речи.
- Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
- Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
- Технология логопедического массажа.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:
- нейропсихологические технологии,
- кинезитерапия,
- гидрогимнастика,
- суджок-терапия,
- гимнастика Стрельниковой,
- дыхательный тренажёр Фролова,
- фитотерапия,
- аурикулотерапия,
- ароматерапия,
- музыкотерапия,
- хромотерапия,
- литотерапия,
- имаготерапия,
- сказкотерапия,
- песочная терапия,
- различные модели и символы,
- активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
- БОС технологии
В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.
Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология - открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна
- первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка - два слова, прилагательные;
- третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.
1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льётся
4. Я не люблю дождь
5. Вода
1. Заяц
2. Белый, пушистый
3. Скачет, прячется, боится
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.
Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
- владеть обобщением,
- понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
- согласовывать слова в предложении,
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
- Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.
Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.
Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.:Вита-Пресс, 2003
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Электронные ресурсы:
1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://festival.1september.ru/articles/518752/
3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
4. Педагогический словарь
http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html
Использование современных образовательных технологий
в учебном процессе учителя –логопеда ДОУ.
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Использование в коррекционной работе современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра современных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности я активно использую следующие современные образовательные технологии.
Технология развивающего обучения направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; формирование теоретического мышления и сознания.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Применение в учебном процессе: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей. Взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности: целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов деятельности.
Результатом использования данной технологии является: усвоение новых знаний и приобретение умений творческой деятельности. Развитие внимания, наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности. Технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
Игровые технологии направлены на включение детей в образовательную деятельность, коллективную деятельность и общение, организацию заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.
Применение в учебном процессе: имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.
Результатом использования данной технологии является: обеспечение заинтересованного восприятия детьми изучаемого материала и привлекание их к овладению новыми знаниями. Игра помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности я организую не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями, что особенно важно для детей – логопатов.
Технология сотрудничества направлена на реализацию равенства, партнерства в отношениях педагога и ребенка, гуманно-личностный подход к ребенку.
Применение в учебном процессе: совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.
Технология проблемного обучения направлена на усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
Применение в учебном процессе: создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний.
Результатом использования данной технологии является: высокая самостоятельность детей, творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.
Технология дифференцированного обучения направлена на создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.
Применение в учебном процессе: условное деление группы с учетом индивидуальных особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников.
Результатом использования данной технологии является: эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.
Цифровые образовательные технологии направлены на положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.
Применение в учебном процессе: использование обучающих компьютерных программ, компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.
Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.
Применение в учебном процессе: на всех этапах образовательной деятельности используется пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие мимических мышц, самомассаж лица, физкультминутки, гимнастика для глаз, песочная терапия (на индивидуальных занятиях).
Результатом использования данной технологии является: повышение успеваемости детей, улучшение внимания, восприятия; снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.
Технология наглядного моделирования облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Применение в учебном процессе: используются мнемотаблицы, коллажи, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, заучивании стихов, для обогащения словарного запаса, а также при автоматизации звуков. Обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Результатом использования данной технологии является: облегчение детям с ОНР в овладении связной речью, т.к. использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
Технология позитивного настроя направлена на создание ситуации успеха.
Применение в учебном процессе: на всех этапах образовательной деятельности использую такие направления как: метод позитивного настроя; аффирмации позитивного утверждения; метод поддержки и похвалы; прием комплимента; звукотерапия; сказкотерапия; метод волшебный рисунок (рисуем то, о чем мечтаем); м етод визуализации «волшебный экран» (представляем то, о чем мечтаем).
Результатом использования данной технологии является: дети с ОНР активнее познают окружающий мир, запоминают и делают определенные, собственные умозаключения.
Владение новыми образовательными технологиями на уровне целостной системы позволяет мне также повышать свой профессиональный уровень.