«Береги свою планету»(литературно-музыкальная композиция по экологическому воспитанию детей). Литературно-музыкальная композиция по экологии "Земля –наш общий дом" Лит музыкальная композиция по экологии
Сценарий музыкально – литературной композиции
«Природа – наш дом»
Цель: Формирование у юных жителей страны экологической культуры и
активной жизненной позиции по отношению к глобальной
программе, стоящей перед человечеством.
Оформление: на заднике «Природа – наш дом», плакаты «Всё живое погибло в огне…», экологические запретные знаки. Фонограммы песен «Лесной марш», «Песня на мотив Красной Шапочки», «Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце», костюм Берёзки, детские рисунки
Ведущий. Лес - это кладезь природы. Недаром часто говорят: дары леса. Действительно, лес нам дарит очень много прекрасного.
Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят из травы. Они приглашают полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый лесной воздух.
Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится всё сложнее и сложнее.
Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда?
Это и небо у тебя над головой, и земля у нас под ногами и воздух, без которого мы не можем жить.
Это богатый мир растений и удивительный мир животных.
Это наша родная природа с её лугами и полями, лесами и реками, горами и морями.
Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, и пересесть из него нам некуда».
Чтец 1 . Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда.
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Чтец 2. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В удивительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напрополую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Чтец 3. Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Чтец 4. Не зная в речке брода,-
Нет смысла рисковать,
Чтоб стать царём природы-
Тут мало много знать.
О, люди – человеки,
Мы в мире не одни,
Какие были реки!-
И что теперь они?
Да что ж мы онемели?
Те реки обмелели,
А мы ещё их вспять…
Коль ты за дело браться-
На Бога не вали-
Рискуем сами, братцы,
Остаться на мели.
И присно, и вовеки
Рассудок сохрани:
Пускай текут все реки-
Куда хотят они…
Чтец 5 . И поля, и деревья, и речки,
Красоту свою прячут от нас,
И как кони боятся уздечки.
Так боятся они наших глаз.
Ветер шепчет деревьям тревожно:
«Берегитесь, идёт человек!»
И смолкают они осторожно,
Словно так и молчали вовек…
Затихает берёз нежный шёпот,
И манящее пение лип,
И печальный до слёз ивы ропот-
Остаются лишь шелест и скрип!
Пожалейте, родные, простите!
В прежний мир нас впустите опять,
И усталой душе помогите,
Дерзкий ум - наконец обуздать.
Ведущий. Но не каждый из нас по – настоящему любит и бережёт природу. Послушаем рассказ Берёзки.
(обучающаяся одета в форме берёзки)
Я берёзка белая,
Я в лесу жила.
К вам сюда пришла.
Про мою обиду
Про мою беду
С самого начала
Речь я поведу.
Я шумела весело
Летом и весной.
Пели надо мной.
Приходили люди
В жаркий летний день,
Под моими ветками
Находили тень.
Радовались, глядя
На мою листву.
Радовались люди
Что и я живу.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды
Мальчик-сорванец.
Он изрезал ножиком
Всю мою кору,
Было очень больно мне,
Думала-умру.
Он не успокоился-
Он поджёг меня!
Корчились листочки,
Сохли от огня…
Вы ему напомните,
Сорванцу тому,
Про берёзку стройную,
В пламени, в дыму…
Ведь берёзка каждая
Тоже хочет жить,
С ветерком шептаться,
С ручейком дружить.
Ведь берёзку каждую
Следует беречь.
Ну, зачем берёзку
Резать или жечь?
Чтец 6. Всё так изранено в лесу, как
после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
ни ели, ни сосны.
Берёзку ножиком пырнул
какой – то живоглот.
Мне кажется, из – под коры, моя
слеза течёт.
От этой чёрствости людской
болит душа моя.
Под искалеченным дубком
не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжён
кощунственной рукой.
Мне и кажется, горит не он,
а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах,
как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы
беспечности следы.
Уйдут, обидев красоту,
смутив лесной уют.
И не услышат за спиной,
что листья слёзы льют.
Ведущий. Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне, восторгаться гармонией природы.
Кто из нас не любит гулять в лесу? Как приятно бродить в лесу осенью, разбрасывая ногами опавшие разноцветные листья, летом – собирать грибы, ягоды, а весной – вдыхать аромат цветущих растений. Уже сейчас нам нужно быть разумными жителями нашей планеты Земля. Помните, что человек - только малая частица огромного мира. Нам необходимо бережно относиться к окружающему миру, бережно относиться к самим себе и будущим жителям Земли.
И сегодня мы с вами много слышим об экологии. Оно понятно и взрослым и детям. Посмотрите вокруг себя. На вытоптанные газоны, поломанные деревья и кусты, бросают мусор. Это то, что мы прибавляем изо дня в день нашим экологическим проблемам.
А как жить в нашем общем доме, не вредя ему и себе?
(Дети показывают запретные экологические знаки читают правила…)
Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо.
Листья участвуют в дыхании растения. Они выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.
2. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Не подходи близко к гнездам птиц! Не разоряй птичьи гнёзда!
5. В лесу старайся ходить по тропинкам. Не шуми в лесу!
6. Не повреждай кору деревьев! Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок, могут проникнуть микробы. Не собирай берёзовый сок!
Ведущий. Что же мы должны делать для охраны природы?
Все : Нас много, ребята!
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём.
Чтец 7. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава с дождями,
Как солнце
Со всеми нами!..
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету,
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?
Чтец 8. Ранним утром
В лес весенний выйду я,
Что за чудо –
Дерево в цвету!
Я боюсь, что правнук,
Мне завидуя,
Не застанет эту красоту.
Я боюсь, что
Жертвою прогресса
Станет нежный белоснежный цвет,
Что потомки не увидят леса.
На планете через сотню лет.
На душе от этих дум тревожно:
Над тобою, жизнь, -
Домолов меч!
Неужели, люди, невозможно
Лес – цветущий правнукам сберечь?
Чтец 9. Лес топорщится,
и степь клубится,
Жара изводит
и снега блестят,
Богаты мы!..
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш
на считанных озёрах,
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зёрна
неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин
ухает из тьмы.
Неужто, внуки
лишь по Красной книге
узнают,
Как богаты были мы?
Чтец 10. Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой – на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами
Песня «Лесной марш»
Муз. Ю Чичкова Сл. П.Синявского
1.Нам птицы просигналили подъём.
Привычными тропинками проходим мы,
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой родины.
Припев: Мы сами написали в лесной зелёной книжке,
О том, что у леса надёжные друзья –
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я!
2. Мелькают наших песен огоньки,
Шагаем мы лесами перелесками,
Под кедрами красавицы тайги,
Под соснами полесскими.
Припев.
3. Нам солнце улыбнётся веселей,
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.
Припев.
4. И добрые волшебники – леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса, А мы её помощники.
Припев.
Чтец 11. Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давайте докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Чтец 12. Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц –
Не небо!
А море без рыб –
Не море!
И земля без зверей –
Не Земля!
Чтец 13. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы…
Чтец 14. Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим и пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не залужим!
Песня на мотив « Красной Шапочки»
Если б только – только – только
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно – можно – можно – можно,
То, наверно – верно – верно – верно,
Книги Красной точно – точно
Никогда б не завели!
Припев:
А – а. Здравствуйте, горы вот такой вышины!
А - а. Здравствуйте, реки вот такой ширины!
А - а. Крокодилы, бегемоты,
А – а. Обезьяны, кашалоты,
А – а. И зелёный попугай!
А – а. И зелёный попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще.
И пускай в лесу тенистом,
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни – помни – помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев тот же
Чтец 15. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в океане вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!
Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце»
Пусть всегда будут реки!
Пусть всегда будет рыба!
Пусть всегда будет море!
А в пустыне - верблюд!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы!
Пусть всегда будут звери,
А у дома цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети.
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Ведущий. Помните! Человек – только малая частица огромного мира, который находится во взаимосвязи и зависит от экологического равновесия, устанавливаемого и поддерживаемого природой. Бережно относясь к окружающему миру, вы тем самым бережно относитесь к самим себе и будущим жителям земли. Берегите себя!
Цели: способствовать формированию понятия «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней; привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; учить понимать и ощущать красоту природы через поэзию, музыку, игру; совершенствовать речь детей; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Оборудование: костюмы - «Тропинка», «Ёж», «Бабочка», «Медведь»; цветы «Колокольчик, Клевер, Ромашка, Василек, Гвоздика»; макеты деревьев (ель, берёза, дуб, клён), грибов, ягод; плакаты с правилами поведения в лесу; детские рисунки.
Подготовительная робота: выучить стихи о природе, загадки о животных, цветах; разучить песни на музыку Е.Архиповой «Песенка бабочки», «Летняя песенка», «Песенка колокольчиков», «Песенка ромашек», «Песенка гвоздики»; познакомить с игрой «Ребята и медведь», организовать выставку детских рисунков на тему «Берегите природу!»
Дети приглашаются в зал.
ВЕДУЩАЯ. Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о том, что нас с вами окружает, точнее, о природе. Я хочу вам помочь увидеть, какая она - природа. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! Только не все ребята замечают это. И не задумываются: будет ли природе хуже, если каждый из них, собирая орехи, сломает ветку или сорвет 3 - 4 цветка, поймает одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще - что же станет с природой?..
Давайте мы сейчас с вами отправимся на прогулку в лес, поле, на луг, чтобы вместе подумать, как сохранить и уберечь природу от разрушения.
Под песню "Веселое утро" (Р. Бойко - В. Викторов) дети парами свободно гуляют по залу. Впереди них бежит девочка -"Тропинка".
ВЕДУЩАЯ
Тропинка-тропинка,
Скажи, куда ведешь?
ДЕВОЧКА -"Тропинка".
Веду на луг душистый,
Что на ковер похож.
Веду туда, где речка
По камешкам бежит,
А над водою бойко
Проносятся стрижи.
Дети продолжают идти с песней, а на середину зала выходят и рассаживаются в произвольном порядке дети старшей группы в костюме цветов. Дети подготовительной группы останавливаются.
ВЕДУЩАЯ. Дети, мы, кажется, пришли с вами на луг. Посмотрите, какая красота вокруг нас, сколько цветов! А вы знаете, как называются эти цветы? (Ответ детей.) Сейчас мы проверим.
Дети – цветы загадывают загадки, исполняют песенки.
КОЛОКОЛЬЧИК
Я люблю июльский зной,
Я лиловый, вырезной,
Если б медные края,
Целый день звенел бы я.
"Песенка колокольчиков"
КЛЕВЕР
Цветок я разовый, пушистый
И мед в себе таю душистый.
Любуются все люди мной
И знают, что я... (клевер луговой).
РОМАШКА
На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи!
"Песенка ромашек"
ВАСИЛЕК
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь
Ярко-синий да пушистый,
Только жаль, что не душистый.
ГВОЗДИКА
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикою
Алою... (гвоздикою).
"Песенка гвоздики"
Р А З Н ОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
юбоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!
А. Шлыгин
Хоровод "Летняя песенка" (Е. Архипова - Ю. Полухин). В зал вбегает девочка в костюме бабочки, "летает" над цветами.
РЕБЕНОК
Ребята, смотрите, бабочка!
Крапинки на крыльях,
Усики двойные -
Бабочка открыла
Глазки голубые.
Выпорхнув из листьев,
Над поляной вьется,
Радуется жизни
Радуется солнцу!
"Песенка бабочки" (Е. Архипова - Н. Козлова). Бабочка улетает, за ней убегают цветы.
ВЕДУЩАЯ. Дети, давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Поэтому я приказываю вас не рвать дикие цветы, не ломать ветви деревьев и кустарников.
ГЛАЗА РАСПАХНИТЕ!
Глаза распахните!
Смотрите!
Растущая дико
Цветет земляника.
Не рвите!
И любку не рвите -
Ночную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница,
Ландыш,
Цветная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте,
Растущие дико!
Л. Николаенко
ВЕДУЩАЯ. А сейчас мы с вами пойдем в лес. Быть может, нам посчастливится увидеть каких-нибудь редких животных.
РЕБЕНОК
На тропинке узенькой
День наполнен музыкой.
Музыкой березовой,
Светлой, словно озеро.
Закипела листьями
Синева ветвистая.
Веселится, рядится.
Приходите, радуйтесь!
Игра «Ребята и медведь» (Е.Тиличеевой – Н. Найденовой).
ВЕДУЩАЯ. Дети, а приходилось ли вам гулять по лесу спокойно, без беготни? Не аукаться, не кричать, а просто взять да и посидеть потихоньку под елкой. Если в лесу сидишь тихо-тихо, много интересного можно увидеть. А что, например? Расскажите. (Ответы детей.) Молодцы! А теперь давайте послушаем птиц, этих певцов Земли, ее полей, лесов, лугов. Ведь никто л учше птиц не может рассказать о том, как прекрасна наша Земля. (Звучат голоса птиц в грамзаписи.)
Песня « Слушайте птиц» (Я. Дубровин - Е. Руженцева) (раздается стук
Дятла). Песня "Мастер Дятел" (С. Баневич - Е. Руженцева). В зале
появляются дети в шапочках белки и ежа.
ВЕДУЩАЯ. Белка молвила Ежу.
БЕЛКА
Ты бездельник, я гляжу.
Без работы не сиди,
За грибами в лес иди.
Не страшна зима для нас,
Если есть грибов запас.
(Еж идет по лесу, собирает грибы и поет). Песня "У лесной дорожки" (С. Баневич -
Р. Короткова). Песня "Лесные друзья" (Котляровский - Р. Короткова).
БЕРЕЗКА
Я встала рано-рано
И - в рощу налегке.
Там ждут меня березки,
Укрывшись в холодке.
Они растут все вместе,
Их целая семья,
А самая меньшая -
Ровесница моя.
Мне очень скоро будет семь,
И ей седьмой уж год.
Ей только алой ленты
В косе не достает.
Спасибо каждой ветке
За то, что здесь растет!
Спасибо каждой птице,
За то, что здесь поет!
И галке косолапой,
Хоть я над ней смеюсь,
И даже злой крапиве,
Хоть я ее боюсь...
Они - мои соседи,
Они - моя родня.
И всем им вот такое
Спасибо от меня!
Н. Саконская
ВЕДУЩАЯ. Дети, становитесь в круг, потанцуем вокруг березки.
Хоровод "Вокруг березки" (сл. и муз. Е. Архиповой).
(Педагогическая ситуация с птенцом.)
РЕБЕНОК:
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес!
Е. Агранович
ВЕДУЩАЯ. Дети, а какие вы знаете пословицы о лесе?
Пословицы:
Лес - богатство и краса, береги свои леса.
Л ес люби, люби природу, будешь вечно мил народу.
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.
Рощи леса - всему краю краса.
Растение - земли украшение.
В и к т о р и н а
ВЕДУЩАЯ. А сейчас я предлагаю провести викторину о жизни животных и растений, В ней будет участвовать команда детей подготовительной группы и команда детей старшей группы. Конечно же, дети подготовительной группы знают больше, но и вопросы для них будут труднее.
Вопросы для старшей группы
1. Какой цветок превращается в шар?
– Роза.
– Одуванчик.
– Ромашка.
2. Для чего заяц с приходом зимы меняет шубу?
– Чтобы всех удивить.
– Потому что любит наряжаться.
– Хочет быть незаметным для волка и лисы.
3. Кит это: животное, насекомое или птица?
Вопросы для подготовительной группы
1. Зачем зайцу большие уши?
– Чтобы лучше слышать.
– Чтобы не перегреться.
– Для торможения на поворотах.
2. Зачем змея язык показывает?
– Дразнится.
– Ищет добычу.
– Регулирует температуру своего тела.
3. Зачем страус прячет голову в песок?
– От страха.
– Разыскивает пищу.
(Педагогическая ситуация: рассмотрение плаката)
Дети усваивают определённые правила и делают соответствующие выводы.
ВЕДУЩАЯ. Большое спасибо всем за участие. Очень хорошо, что вы так много знаете, потому, что оберегать природу, ничего о ней не зная, просто не возможно.
Дети, вы, наверное, поняли, что природа - самый главный помощник человека. Но из-за того, что не все люди об этом знают, что они безжалостно вырубают леса, загрязняют воду и воздух, часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха и мяса, природа очень сильно страдает. Многие растения и животные, которые встречались часто, а сейчас стали исчезать, внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Растениям и животным, внесенным в эту книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, и Красная книга берет их под свою защиту. Дети, но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь надо и тех, которых еще много, которые не внесены еще пока в Красную книгу. Это хорошо известные вам белка еж, синица и дятел, и многие другие животные птицы и растения. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Разорять птичьи гнезда, убивать животных и насекомых, стрелять птиц и разрушать муравейники - недопустимо! Но можно ничего этого не делать и все-таки приносить вред. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям, - ты беспокоишь животных, сгоняешь птиц с гнезд, в которые уже отложены яйца. Ты вытаптываешь ценные и редкие растения, которые потом ломаются и засыхают.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности и всячески стремятся ей помочь. Не даром 22 апреля объявлен днем Земли.
ВЕДУЩАЯ. И что люди делают в этот день? (Ответы детей .) А еще люди Земли все заработанные деньги отдают на содержание животных в зоопарках, на строительство и организацию новых питомников, заповедников. Много денег идет на переоборудование фабрик и заводов, чтобы они не загрязняли воздух и воду.
1-й РЕБЕНОК
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
2-й РЕБЕНОК
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
3-й РЕБЕНОК
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
4-й РЕБЕНОК
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
ВСЕ:
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Песня "Кто веселый-превеселый?" (А. Ларин - Ю. Мориц).
ВЕДУЩАЯ. Наша экскурсия подошла к концу. Теперь, ребята нам пора домой.
(Дети под музыку уходят из зала).
На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и выразили в двух словах "Биосфера в опасности" От экологической катастрофы человечество отделяет 30-–40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать – в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты. В этом процессе экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как наиболее приемлемая основа для формирования нового образа жизни, необходимого для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны.
Возраст детей: 10–12 лет.
Цели и задачи:
- Доставить детям радость, создать праздничную атмосферу.
- Показать Землю, как общий дом.
- Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и всех обитателей.
Оборудование:
- Видеосюжеты “Загрязнении окружающей среды”.
- Видеосюжет “Красная Книга”.
- Творческие работы детей: рисунки, рефераты, кроссворды, визитки.
- Оформление кабинета, как уголка природы, музыкальные произведения, плакаты с высказываниями о Земле.
Продолжительность: 40 минут.
Планируемые результаты: ориентация материалов на изучение глобальных экологических проблем, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Ход праздника
Учитель: В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля. С 1995 года этот день отмечается и у нас. В нашей школе отмечается традиционно уже 3 год. Поэтому сегодня праздник мне хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери “Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля”.
(Элементы инсценировки: трамвай с пассажирами)
Ведущий: Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Ученик 1: Где эта улица?
Ученик 2: Где этот дом?
Ученица: Все перепуталось, все изменилось,
Ученик 1: К счастью такое, лишь в сказке случилось.
Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить – знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:
Живу я в квартире, номер ее – 24,
Дом на Петелина, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.
Ведушиий:
Дом на Петелина? Этого мало,
Город (село) назови для начала.
Ученик 1. Поселок Горноправдинск.
Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.
Поселок стоит на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!
Верно, красива. Но где же она?
В России – это наша страна.
Ведущий: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?
Ученица: Как и все страны – на нашей планете!
Ведущий обращается к классу: Как называется наша планета?
Ответы с места: Земля.
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Ученица 1: Для моряка – она берег.
Ученик: Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ.
Ученик: Для солдата – она образ Родины, ее просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его.
Ученица: Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которого ждет плодородного хлеба.
Звучит песня “Земля в иллюминаторе”.
Ведущий: Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее, как за высшую святыню и ценность.
Ученик: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Какая красивая была мечта и как уродливо исказила ее жизнь.
Ведущий: Человек загнал себя в пороховую бочку, обрел все живое на гибель. “Отравлен хлеб и воздух выпит”. В отношении между природой и человеком наступил кризис. Озабочена вся планета. Интересны результаты социологического опроса, проведенного в Японии. Большинство опрошенных людей готовы пойти на снижение жизненного уровня, если стабильность поддерживается за счет ухудшения состояния экологической среды.
Видеоролик “Экологические проблемы Земли”.
Звучит метроном.
Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?
Отрывок из песни “Расскажите, птицы”
Ведущий: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.
- Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
- Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
- Сокращается площадь леса на 15 млн. га
- Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
- За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
- сокращается количество пресной воды.
- 60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.
- Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.
Видеоролик “Красная Книга”.
Ученица: У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.
Отрывок из песни “Беловежская пуща”.
Ученик читает стихотворение “Царь”.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы твой конец.
Ученик: Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки, беря от нее, давать ей, нанося раны, лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.
Ученица читает стих “Заклинание с полюса”.
Ученик: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.
Мы заявляем – наше нет:
- Любым войнам с природой. Под какими бы лозунгами благого преобразования они не скрывались.
- Безграмотному технократизму в природопользовании.
- Всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.
Ученица: Врачи утверждают – оптимисты реже болеют, а если и болеют, то быстрей выздоравливают. Секрета тут нет. Вспомните сами: как бывалое неприятное болезненное воспоминание с годами куда-то уходит, а светлое, радостное помнится долго и так отчетливо.
Ученик 1: Протрите глаза! И вы увидите очи любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширину полей и дали водных просторов.
Ученик 2: Прислушайтесь: и сквозь рев транзисторов и моторов вы услышите шелест травы, журчанье ручьев, пение птиц, неповторимую звенящую тишину. Сама природа подталкивает человека к тому, чтобы мы сказали “Нет” – унынию и принимали жизнь ту, которая есть сегодня, как подарок.
Ведущий: Мы надеемся. Что наша встреча и прозвучавшие на ней стихи и песни подарили Вам частицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы с вами в нашем общем доме по имени Земля. И чтобы наша встреча запомнилась вам, мы приготовили вам открытки – сувениры.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,ПОСВЯЩЁННАЯ ЗАКРЫТИЮ ГОДА ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
"Давайте сохраним!"
(НА ДОСКЕ БАННЕР)
Учитель:
Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на тематической композиции «Давайте сохраним!». И сегодня мы поведем наш разговор об окружающем нас мире, о царстве природы, попытаемся проникнуться любовью, добротой и желанием беречь и охранять природу. Наш час общения сегодня необычный - он экологический и посвящён одной из самых актуальных тем – сохранению планеты Земля. Все вы знаете, что уходящий 2017 год Указом Президента России был объявлен Годом экологии. В эти дни по всей стране проходят торжественные мероприятия, посвященные закрытию этого тематического года. Не остались в стороне и мы…
Звучит песня «Раненая птица» (ВИДЕО 1)
8 КЛ. Да…Эта,пронзающая душу, песня, прозвучала совсем не случайно…Ведь сегодня мы, люди, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем дне, о наших делах, заботах, радостях, надеждах, проблемах.
На фоне нарастающей музыки звучат слова: МУЗЫКА 1
8 КЛ.
Океан седой гремит набатно
Он таит обиду в глубине
Черные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне
8 КЛ.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги,
У земного шара на боках.
8 КЛ.
Мы давно освоили планету
Широко шагает этот век
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли, человек?
Во время чтения музыка постепенно затихает.
8 КЛ. Да, печальную эстафету принимает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня.
8 КЛ. Экология, что это такое? В переводе с греческого - наука о доме, о среде, окружающей нас. (СЛАЙД)
8 КЛ. Родная природа, родной дом. Нет, не даром у этих двух существительных одно прилагательное. Так как не без рода мы, не без племени мы должны думать о нашем будущем, о будущем наших детей, внуков, правнуков.
8 КЛ. Всем ясно, что без развития промышленности не обойтись, но такой ли ценой нужны нам горькие эти блага? Оправданы ли будут построенные сверхгиганты, если вокруг себя они творят пустыню, разрушают природу, лишают человека самой поэзии жизни, счастья дышать, любить. (СЛАЙД)
8 КЛ. Бернард Шоу, известный драматург, писал: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди”.
8 КЛ. Халатностью людской, жестокой их неблагодарностью, нарушением самого равновесия Бытия или глумления над Матерью-природой, которая всегда была такой доброй к нам в своей верной безмерно теплой любви? И почему эта разгневанная полынная сила выбрала именно нас, что хотела так страшно сказать веку нынешнему, от чего хотела нас предостеречь?
(ВИДЕО 2)
7 КЛ.
Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести
На многое смотрели и… не видели
7 КЛ.
Мы думали тогда: так было надо
Мы рьяно жгли, сушили и рубили
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля на гниль и пыль сменили.
7 КЛ.
Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
7 КЛ.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы
7 КЛ.
И тревога за жизнь неустанна
Чтоб не сгинуть в космической мгле
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на Земле
7 КЛ.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид
И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,
А грядущее нас не простит
8 КЛ. Прекрасен мир живой природы, а мы – часть его. Давайте же сообща беречь и умножать!
8 КЛ.
У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить
(МУЗЫКА 2)
8 КЛ. Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра.
Уже на предыдущих словах с нарастанием звучит звон капели, журчание ручейка, шум листвы.
8 КЛ. Как нельзя отделить лист от дерева, так невозможно убрать ни одного звена в природной цепи. Все связаны между собой: животные с растениями, растения с животными, все друг другу нужны. Правда, ребята? (Обращение к ученикам младших классов)
Малыши с готовностью отвечают: "Правда" и выбегают на сцену для своего выступления:
1-й.
Все-все, все на свете друг другу нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны
2-й.
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
3-й.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
4-й.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
5-й.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
6-й.
А если нам кто-нибудь лишним покажется
То это, конечно, ошибкой окажется.
7-й.
Все-все, все на свете друг другу нужны,
И это вы, дети, запомнить должны
(МУЗЫКА 3)
УЧИТЕЛЬ: Что это? А… вы случайно не знаете???
Все в недоумении, а учащиеся 4-го класса отвечают: "Знаем!"
1-й.
Внимание! Внимание! Сегодня в пять часов
2-й.
Сегодня в нашу студию (Внимание, внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание.
3-й.
Во-первых, по вопросу, когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу.
4-й.
Второй вопрос назрел давно: что эхом называется?
И если есть в лесу оно, то где оно скрывается.
1-й.
По третьему вопросу докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих гнезд.
2-й.
Потом начнутся прения: и свист, и скрип, и пение,
Урчанье и пиликанье, и щебет, и чириканье.
3-й.
Начнутся выступления скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения других известных птиц.
4-й.
Внимание, внимание, сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов.
8 КЛ. А сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце. Сколько искренних восклицаний!
8 КЛ. И сколько выдранных с корнями цветущих растений. Сколько увядших, замученных и брошенных на землю букетиков.
(ВИДЕО 3 «ЦВЕТЫ»)
8 КЛ
Сорвал цветок и бросил тут же,
Беспечно придавил ногой.
Стоишь и не о чём не тужишь
И машинально рвёшь другой.
8 КЛ
Да как ты можешь? Как ты смеешь?
Он цвёл сейчас … Он был живой …
Дышал…Глядел на небо смело,
Тянулся к солнцу головой.
8 КЛ
Он верил дружбе человечьей,
Не знал жестокости руки,
Тебе доверчиво на встречу
Свои приподнял лепестки.
8 КЛ
И он тебе и всем, кто рядом,
Кто на него не бросил взгляд,
Подарит красоту и радость –
Всё – всё, чем полон и богат.
8 КЛ
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни
8 КЛ Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет бережно относится и к сине – розовой медуничке, и к ветки черёмухи, и маленькой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми, живущими рядом с ним.
8 КЛ
Есть одна планета-сад в этом космосе холодном
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно
(ВИДЕО 4) ДЕТИ ТИХО СТРОЯТСЯ.
Держа в руке глобус, ученик рассказывает
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
Все, кто находятся на сцене произносят:
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
(ВИДЕО 5)
Звучит финальная песня «Давайте сохраним!»
Литературно-музыкальная композиция «Экология души и экология природы»Цель: способствовать развитию экологического мышления обучающихся;
повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла; реализация межпредметных связей.
Все выступление сопровождается презентацией (приложение 1)
Чтец 1:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это родина моя!
Чтец 2:
«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал Л.Н. Толстой более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.
Пришвин:
Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.
По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.
Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные - все это части разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.
Мои записи о природе часто наводят меня на мысль, что поезд нашей человеческой жизни движется много быстрее, чем природа, и вот почему получилось у меня, что, записывая мои наблюдения в природе, я записываю о жизни самого человека.
Вот как пишу теперь, что является высокое желание отдать душу за других людей и самому стать добром истории! Так вот и вы, любители природы, когда в лесу рассеянно берете в руки кусочек смолы и наслаждаетесь ароматом целебного бальзама, то помните, этим бальзамом лечатся деревья, вся жизнь у которых есть постоянное стремление к свету, а у человека есть свой бальзам: поэзия.
Чтец 2:
Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».
Чтец 1:
Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.
Песня на мотив песни «Мгновения»
(слайд 16)
Не думай о природе с высока,
Наступит день, и сам поймешь, наверное
Как нам природа – матушка близка,
И каждый миг, и каждое мгновение.
Как тяжело нам жить без птичьих стай
И без дождя во время зноя летнего,
Быть может, мы спасем родимый край,
Наверное, наверное, наверное
У каждого мнгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мнгновенья раздают кому позор,
Кому бесславие, а кому бессмертие!
Чтец 2:
Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Чтец 1:
Слово Пришвина необыкновенно современно, писал он о природе и известен как певец природы, но думать так, то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен.
Пришвин
«…Почему я пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл… Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Читают реп . (Слайд19)
Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака
Припев.
Этот мир был подарен
Просим всех ребят
2 куплет.
На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес на зеленые поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.
Припев.
Чтец 2:
А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.
Пришвин
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!
Все участники исполняют песню «Давайте сохраним». (Слайд 22)
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда и на Земле
Мы сами сохранимся!