Брикс. страны брикс - бразилия, россия, индия, китай, юар
Экономическая и политическая гегемония США и ЕС пошатнулась. Группа БРИКС, объединившая пять крупных стран, изменила мировой порядок в сторону многополярных международных отношений.
Аббревиатуру БРИК предложил в 2001 году экономист Джим О’Нил по отношению к четырем странам мира, отметившимся экономическим ростом и ростом ВВП (валового внутреннего продукта): к Бразилии, России, Индии и Китаю. В 2009 году к группе присоединилась ЮАР, и она стала называться БРИКС. Вскоре этот термин получил широкое распространение для обозначения объединившихся стран с развивающимися экономиками, которые после финансового кризиса 2008 года стали основными двигателями мирового развития. Этот альянс поставил под вопрос неоспоримую гегемонию США и Европейского союза, а также способствовал усилению тенденции расширения полюсов в международных отношениях.
В странах БРИКС проживает 43 % населения планеты. Они располагают огромной территорией — почти 38,5 млн км.
Штаб-квартира нового банка БРИКС будет расположена в Шанхае (Китай)
Четыре из них входят в десятку экономик мира с самыми высокими показателями ВВП: Китай — вторая позиция (после США), Индия — третья, Бразилия -седьмая, Россия — девятая. ЮАР имеет наименьший вес, но является ключевой, поскольку это единственная африканская страна-участница в группе. В сумме экономики этих пяти государств уже составляют 21 % ВВП мира и двигают 20 % международных инвестиций. По прогнозам, к 2050 году страны БРИКС могут стать ведущими экономиками мира. Их активное развитие не только придает им ощутимый вес в мировой экономике, но и усиливает политическую роль. Это наблюдалось в войне в Сирии, когда позиция стран БРИКС в ООН предотвратила открытое вмешательство в конфликт США и НАТО.
В 2006 году была проведена первая совместная встреча Бразилии, России, Китая и Индии, а в 2011-м к ним присоединилась ЮАР. С того времени прошел еще ряд встреч, направленных в основном на реализацию совместных планов и демонстрацию единства и могущества. Но в 2014 году страны БРИКС перешли от слов к делу, приступив к запуску проектов.
Банк развития стран БРИКС
На общей встрече в Бразилии в июле 2014 года страны БРИКС утвердили создание собственного Банка развития. Это новое финансовое учреждение зарождается, по словам российского президента Владимирa Путина, с целью предоставить странам-участницам большую независимость от финансовой политики западных стран. По словам президента Бразилии Дилмы Руссеф, этот банк основывается не с целью господства, а для разрешения проблем безработицы и социального неравенства, которые являются следствием финансового кризиса.
Китай имеет вторую самую развитую экономику в мире.
Другим мотивом, подтолкнувшим страны БРИКС к созданию Банка развития, является то, что, по мнению участников союза, организации, которые устанавливают мировой экономический порядок (Всемирный банк и Международный валютный фонд), обслужывают только экономические интересы США и Европейского союза и блокируют участие на равных других развивающихся стран, набирающих вес на международной арене. Ввиду невозможности быть вовлеченными в эти организации страны БРИКС решили создать собственные аналогичные организации. Новый банк, который находится на этапе организации, будет иметь штаб-квартиру в Шанхае (Китай). Предполагается, что уставной капитал составит 100 млрд долларов США. В первые годы каждая из стран внесет по 2 млн долларов. Страны БРИКС поясняют, что банк примет новых членов, и их число в органах, принимающих решения, может достигнуть 55 %.
Многие специалисты считают, что Индия и Китай станут основными поставщиками услуг и промышленных товаров в мире. Экономики обеих стран характеризуются активным развитием и обладают огромным потенциалом, чтобы претендовать на мировое господство.
Умеренное развитие
Пять стран-участниц группы БРИКС не прекратили своего развития в последние годы, несмотря на то что они пострадали от финансового кризиса, а Россия — еще и от международных санкций, хотя экономический рост существенно замедлился. Среди стран БРИКС наивысший показатель ВВП имеет Китай — 7,7 % мирового ВВП, за ним следуют Индия — 5 %, Бразилия — 2,5 %, ЮАР — 1,9 % и Россия — 1,3 %. В 2010 году показатели развития были намного лучше: Китай — 10,4 %, Индия — 10,3 %, Бразилия — 2,5 %, Россия — 4,5 %, ЮАР — 3,1 %.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
В странах БРИКС низкие показатели уровня безработицы: Китай — 4,1 %, Бразилия — 5,7 %, Россия — 5,8 %, Индия — 8,8%. Исключение — ЮАР с 24,9 %.
Приоритетом этой финансовой организации является поддержка инфраструктур, которые выступают главным объектом инвестиций для стран-основателей (Бразилии, России, Китая, Индии и ЮАР). Стремление стран БРИКС к укреплению союза позволит в будущем осуществить намеченные ранее проекты, в том числе возможное создание общей валюты и единой банковской системы или собственного рейтингового агентства. Таким образом, они уже начали формировать общее пространство. Одним из столпов стран БРИКС является то, что они дополняют одна другую благодаря своим основным производительным качествам: экономика Бразилии базируется на сельском хозяйстве, России — на полезных ископаемых, Индии — на недорогих интеллектуальных ресурсах, Китая — на мощной промышленности, ЮАР — на природных ресурсах. Макроэкономические показатели стран БРИКС постоянно растут, и постепенно повышается благосостояние широких слоев населения. Но все страны страдают от неравного распределения богатств. Это один из общественных вызовов. Другим важным вызовом является создание многополюсного мира без единоличных геге-моний, а также дипломатии, которая не базируется на военном разрешении различных конфликтов.
Огромный потенциал
Участники БРИКС осуществляют внутри собственных стран многочисленные проекты модернизации устаревших инфраструктур и строительства новых. Это привлекает инвесторов со всего мира, что особенно актуально в контексте мирового кризиса. Например, ожидается, что к 2018 году Бразилия инвестирует свыше 400 миллионов долларов в промышленные и гидроэлектрические установки, мосты, аэропорты, железные дороги, автострады, нефтеочистительные заводы, нефтепроводы и другие инфраструктуры. Кроме того, страны БРИКС привлекательны для инвесторов, поскольку проводимая ими политика позволяет вытянуть из нищеты значительную часть жителей, которых можно превратить в будущих потребителей товаров.
Термин‑акроним БРИК был предложен в 2001 году Джимом О’Ниллом (Jim O"Neill) - руководителем отдела глобальных экономических исследований американской финансово‑инвестиционной компании "Голдман Сакс" для обозначения четырех экономик мира с наиболее динамично растущими объемами ВВП - Бразилии, России, Индии и Китая.
В связи с присоединением к БРИК ЮАР в декабре 2010 года группа стала носить название БРИКС (BRICS).
Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества.
Вторая встреча на уровне министеров иностранных дел стран БРИК состоялась вновь "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке 24 сентября 2007 года. На ней были приняты решения о проведении ежегодных полноформатных встреч руководителей внешнеполитических ведомств поочередно в каждой из стран, запуске консультационного механизма на уровне заместителей министров иностранных дел, а также о налаживании регулярных контактов по линии посольств и постпредств в ключевых для многосторонней дипломатии пунктах, прежде всего в Нью‑Йорке. Таким образом, была заложена основа для выведения на постоянную основу четырехстороннего взаимодействия по линии МИД.
9 июля 2008 года "на полях" мероприятий "Группы восьми" в Японии по инициативе российской стороны состоялась краткая встреча лидеров четырех стран, на которой они договорились о подготовке полномасштабного саммита БРИК.
В дополнение к межмидовским контактам был налажен диалог по линии министерств финансов. 7 ноября 2008 года в Сан‑Паулу накануне мероприятий финансовой "двадцатки" прошла первая встреча руководителей финансовых ведомств четырех стран - согласовано совместное коммюнике с изложением общих подходов к проблематике мировой экономики, включая причины и пути преодоления глобального финансового кризиса. Была достигнута договоренность о проведении регулярных встреч министров финансов стран БРИК, а также контактов между их заместителями.
Важную роль в развитии четырехстороннего диалога стала инициативная линия правительства Санкт‑Петербурга, организовавшего в мае 2008 года международную конференцию "БРИК: прорыв в глобальную экономику 21‑го века" с участием представителей муниципальных властей и ведущих университетов городов‑побратимов Санкт‑Петербурга в Бразилии (Рио‑де‑Жанейро), Индии (Мумбаи) и Китае (Шанхай и Циндао). Бала достигнута договоренность проводить такие конференции ежегодно.
Для неформального обсуждения актуальных вопросов мирового развития и четырехстороннего взаимодействия был создан форум общественности стран БРИК . Первая конференция "Страны БРИК на политической карте мира: новые вызовы" с участием представителей экспертно‑политических центров и внешнеполитических ведомств четырех стран прошла в Москве 8‑9 декабря 2008 года.
Вершиной четырехстороннего диалога стал первый саммит стран БРИК, состоявшийся 16 июня 2009 года в Екатеринбурге. Во встрече на высшем уровне приняли участие президент России Дмитрий Медведев, президент Бразилии Луис Лула да Силва, премьер‑министр Индии Манмохан Сингх, председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.
По итогам саммита главы государств группы БРИК приняли совместное заявление , а также отдельный документ по глобальной продовольственной безопасности.
В итоговых документах саммита стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста, в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран‑транзитеров энергоресурсов.
Лидеры четырех стран одобрили предложения по дальнейшему развитию диалога в формате БРИК. Была достигнута договоренность о том, что на регулярную основу будут поставлены не только встречи министров иностранных дел, но и министров финансов, руководителей центральных банков. На саммите получил поддержку и начавшийся диалог четырех стран по проблематике международной безопасности.
Участники саммита обсудили такие темы, как взаимодействие в контексте международных усилий по преодолению глобального финансово‑экономического кризиса и задач посткризисного развития, в том числе в рамках процессов саммитов "Группы двадцати", актуальные вопросы противодействия новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм и ядерную безопасность, проблематику изменения климата, новые перспективные направления сотрудничества в формате БРИК. Среди региональных вопросов - иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и ситуация на Гаити.
По итогам консультаций лидеры БРИК приняли совместное заявление , в котором отразили общее видение современного этапа мирового развития. Кроме того, в рамках саммита Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально‑экономического развития Бразилии и Экспортно‑импортный банк Индии подписали Меморандум о сотрудничестве.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нейлом (англ. Jim O"Neill), аналитиком Goldman Sachs в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).
Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks - «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.
Goldman Sachs не предполагал наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз . Однако, со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние`». Один из недавних признаков - саммит министров иностранных дел стран в 2008 года в Екатеринбурге , а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.
Страны-участницы
Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:
- Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;
- Россия - крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;
- Индия - дешёвые интеллектуальные ресурсы;
- Китай - обладатель дешёвых трудовых ресурсов;
- Южно-Африканская республика - природные ресурсы.
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста. В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».
Потенциал БРИК
Goldman Sachs утверждает, что экономический потенциал Бразилии , России , Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом О’Нейлом, глобальным экономистом в Goldman Sachs. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.
Однако Goldman Sachs не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества - главным образом ради влияния на положение в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из США - такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.
Показатели БРИК
На долю входящих в БРИК стран приходится 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд человек) и 14,6 % мирового ВВП . Бразилия , Россия, Индия и Китай производят около 40 % пшеницы (свыше 260 млн т), 50 % свинины (более 50 млн т), более 30 % мяса птицы (свыше 30 млн т), 30 % говядины (около 20 млн т) от общемирового показателя. В странах БРИК сосредоточено 32 % (0,5 млрд га) общемировых пахотных земель. Бразилия, Россия, Индия и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы.
«The Economist» издаёт ежегодные таблицы социально-экономической национальной статистики в своём «Карманном мире в цифрах» (англ. Pocket World in Figures). Прогнозирование мирового ранжирования стран БРИК и экономических систем в соответствии с разными категориями создаёт камень преткновения для понимания общего в экономических основах БРИК. Экономические аргументы дают возможность причислить к БРИК, например, Мексику, тогда как включение ЮАР в эту группу необосновано. Работа Goldman Sachs, опубликованная в декабре 2005, объяснила, почему Мексика не была включена в оригинальный БРИК. Согласно работе, среди взятых во внимание стран только у Мексики и, возможно, у Кореи есть потенциал, чтобы конкурировать с БРИК, но эти страны обладают экономиками, которые основатели БРИК решили исключить первоначально, потому что они рассматривались как более развитые; Мексика становится шестой по величине экономикой, заняв позицию перед Россией .
2019: Россия создала цифровую платформу для обмена данными между учёными в БРИКС
21 сентября 2019 года стало о создании в России цифровую платформу, которую другие страны БРИКС (Бразилия , Индия , Китай , ЮАР) будут использовать для отбора новых исследовательских проектов и создания транснациональных команд ученых. Решение обеспечит открытый обмен научными знаниями и данными о командах учёных, рассказал ТАСС первый заместитель министра образования и науки России, академик РАН Григорий Трубников .
По его словам, на основе российской цифровой платформы можно будет создавать «виртуальные распределённые исследовательские коллективы» для решения различных задач. Замминистра также подчеркнул, что использование цифровой инфраструктуры и открытых данных является новым трендом научного сообщества стран БРИКС.
В 2019 году участники БРИКС поддержали около 30 многосторонних научных проектов, а общее количество транснациональных исследовательских заявок составляет около 300.
Григорий Трубников говорит, что страны БРИКС планируют сосредоточить усилия своих ученых на разработке инновационных проектов. В то же время это не помешает БРИКС продолжать развивать фундаментальные и поисковые исследования.
В сентябре 2019 года министр финансов России Антон Силуанов заявил, что к 2030 году страны БРИКС будут занимать более половины мировой экономики.
2018: Соглашение о создании объединенной киберполиции
Главы стран БРИКС подписали в августе 2018 года в ходе прошедшего в Йоханнесбурге саммита итоговую декларацию о сотрудничестве в различных сферах. В числе прочего, в документе фигурирует пункт о создании объединенной киберполиции.
По словам члена Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации Андрея Манойло, в подписаном документе особое внимание уделено сотрудничеству стран БРИКС в сфере обеспечения коллективной информационной безопасности , в том числе в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Создание объединенной киберполиции призвано помочь организовать противодействие актуальным киберугрозам, таким как информационный терроризм, экстремизм, а также операции информационной войны и масштабные хакерские атаки.
«Поскольку реальные проблемы в плане обеспечения информационной безопасности и защиты от операций информационной войны есть у всех, даже у Китая , стремящегося отгородиться от этих угроз своими «Золотыми щитами» и сравнительно недавно принятым новым законом о кибербезопасности 2016 года, копирующем «пакет Яровой». При всей высокой степени накачанности кибермускулатуры, у России , Китая, Индии , Бразилии и ЮАР по-прежнему остаются проблемы, связанные с обеспечением безопасности и защитой государственного суверенитета, которые в принципе невозможно решить на национальном уровне», - отметил специалист.
Предполагается, что объединенная киберполиция будет работать по принципу Интерпола и иметь наднациональный характер, однако деятельность нового правоохранительного органа будет ограничиваться странами-участницами БРИКС.
2017: Концепция безопасного функционирования и развития интернета
Глава Минкомсвязи отметил, что интернет и информационные технологии сегодня стоит рассматривать, как некий инфраструктурный базис для цифровой экономики. «Все больше отраслей и домашних хозяйств переходит на те или иные цифровизированные процессы, поэтому нам важно обеспечить стабильное развитие интернета, нам важно сделать так, чтобы он надежно функционировал, чтобы никто не мог оказать какого-то влияния», – пояснил Никифоров.
Он считает, что сейчас нужно определить международный и национальный уровни регулирования цифровизации общества и зафиксировать в концепции. «Национальное законодательство в разных странах отличается, это нормально, но при этом важно понимать, что национальное законодательство в сфере регулирования тех или иных аспектов применения цифровых технологий и функционирования интерфейсов тоже может отличаться. Что-то может быть разрешено в одной стране и запрещено в другой. Нужно к этому относиться с уважением», – подчеркнул он.
Никифоров, выражая беспокойство по поводу существующей в мире монополии на информационные платформы, отметил: «Мы считаем, что цифровая экономика невозможна без единого доверительного отношения в информационном пространстве, а это невозможно сделать без того, что мы на настоящих нормах международного права, не каких-то выдуманных соглашениях, а прямо на основе международного права, прямо в ООН должны утвердить вот эти подходы. Должны быть некие понятные и прозрачные международные правила, в рамках которых определено, кто же что имеет право делать, как мы обеспечиваем безопасность в интернете, как мы обеспечиваем безопасность персональных данных наших граждан, как мы управляем критической инфраструктурой, чтобы никто не мог какие-то помехи внести в работу. И сегодня нет ни одного международного документа, который как-то это определял».
Путём создания сети экономических союзов на всех континентах БРИКС может взять на себя ведущую роль в формировании глобальной экономической интеграции на фоне убывающих интеграционных импульсов развитых стран.
Даже на фоне заметной активизации деятельности России в сфере создания экономических альянсов по всему миру роль БРИКС в этих усилиях российской экономической дипломатии в последние годы была незначительной. Несмотря на создание Нового банка развития и ряд инициатив, направленных на стимулирование экономических связей между членами БРИКС, есть ощущение, что процесс интеграции сталкивается с затруднениями.
Возможно, что для БРИКС, как и любого другого форума, служащего площадкой для дискуссий его участников, приобретённый формат является оптимальным, а размеры и потенциал его участников заставляют надеяться на то, что плодотворное взаимодействие ведущих развивающихся экономик мира получит дальнейшее развитие.
Одним из способов, позволяющих преодолеть ограничения и снять противоречия в развитии БРИКС, может быть смещение акцента с либерализации торговли или крупномасштабной интеграции его основных членов в пользу создания более широких рамок интеграции/сотрудничества в развивающемся мире. Они заполнили бы пустоты в интеграционном процессе и открыли бы новые возможности для сотрудничества стран БРИКС с партнёрами на всех континентах. Это в свою очередь может стать возможным благодаря уникальному характеру БРИКС, который представлен одной или несколькими крупными державами практически на всех континентах развивающегося мира.
Уникальность БРИКС состоит, во-первых, в том, что каждый его член одновременно является ведущей экономикой на своём континенте или в субрегионе в рамках соглашения о региональной интеграции: Россия − в Евразийском экономическом союзе, Бразилия − в МЕРКОСУР, Южная Африка – в Сообществе развития Юга Африки (САДК), Индия – в Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) и Китай − в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и возможном Региональном комплексном экономическом партнерстве (РКЭП). Все страны в этих региональных интеграционных механизмах, являющиеся партнёрами БРИКС, могут образовать так называемые «БРИКС+» − союзы, открытые для налаживания гибких и многопрофильных режимов сотрудничества (не только через либерализацию торговли) на двусторонней или региональной основе.
Во-вторых, каждая из региональных интеграционных групп, возглавляемая странами БРИКС, также имеет свою собственную сеть экономических союзов с третьими странами. Евразийский экономический союз имеет соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, а МЕРКОСУР заключил соглашение о свободной торговле с Израилем. Страны и/или региональные блоки, заключившие соглашения с региональными блоками стран БРИКС, могут создавать объединения типа BRICS++, которые расширят возможности для создания потенциальных альянсов, полезных для партнёров и стран БРИКС. Охватывая сразу несколько систем таких союзов, БРИКС создаёт дополнительные возможности для интеграции и обеспечивает гибкость при выборе моделей членства, предоставляя каждой стране право варьировать степень своей интеграции в сеть и делать это поэтапно и постепенно.
По сути, сфера действия БРИКС+ образует внутреннее «региональное» партнёрское кольцо стран БРИКС, состоящее из ключевых региональных интеграционных блоков, таких, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) с тремя ключевыми игроками в Евразии − Индией, Китаем и Россией, МЕРКОСУР, САДК/ЮТС и так далее. В более широкий формат БРИКС++ входят двусторонние союзы (с отдельными странами или региональными блоками) на основе договоров о зоне свободной торговли или других видов соглашений об экономической интеграции (в том числе в инвестиционной сфере). Форматы БРИКС+ и БРИКС++ увеличивают число объединений, в которых участвуют страны, входящие в расширенный круг, и создают основу для придания таким сделкам многостороннего характера на основе торговых или инвестиционных соглашений, заключённых этими странами с другими участниками. Если удастся нарастить экономический потенциал, расширенная сеть БРИКС сможет оказывать существенное влияние на развитие торговли и инвестиционные потоки в мировой экономике и стать центром привлечения этих потоков на основе «кумулятивной причинно-следственной связи» подобно тому, как это произошло в странах с развитой экономикой в предыдущие десятилетия.
В итоге путём создания сети экономических союзов на всех континентах БРИКС может взять на себя ведущую роль в формировании глобальной экономической интеграции на фоне убывающих интеграционных импульсов развитых стран. Наряду с поиском новых путей и укреплением новых альянсов БРИКС может играть роль «агрегационной платформы» для некоторых региональных торговых соглашений и других видов договоров, наподобие ТПП, который должен был стать агрегатом для региональных соглашений в странах Тихоокеанского региона.
Суть такой интеграционной сети будет отличаться от трансконтинентального проекта (аналог сети для развитых экономик), который должен был объединить Транстихоокеанское партнёрство с Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнёрством. Сеть БРИКС способна обеспечить большее разнообразие и гибкость в том, что касается стандартов экономической интеграции, при соблюдении ключевых принципов − инклюзивности и открытости при приёме новых членов и применении новых подходов к интеграции. Результатом этого будет создание глобальной экономики, включающей различные модели развития, а не внедрение одной единственной модели или стандарта.
В прошедшем 2015 году Россия была председателем саммитов, которые проводили страны БРИКС и страны ШОС, но многие россияне мало что знают о деятельности этих организаций.Пять стран, входящие в организацию БРИКС
БРИКС - объединение пяти стран, которые можно условно назвать быстроразвивающимися . В объединение входит Бразилия, Китай, Россия, Индия и Южно-Африканская Республика. Этой организации десять лет. Ежегодно проводятся саммиты, где страны-участники объединения обсуждают различные аспекты финансового сотрудничества и взаимодействия. Также решаются вопросы глобализации, экологической безопасности и взаимопомощи.Вернуться к оглавлению
БРИКС в цифрах и фактах
Пять стран можно выразить и в более точных формулировках - это четверть суши и более 42% населения всего мира. Общий ВВП составляет 15,44 триллиона долларов. Также каждый член этого объединения обладает колоссальными запасами энергоресурсов, и участвует в движении мирового рынка.Статистика стран БРИКС
Для Бразилии это сельское хозяйство, данная отрасль здесь доставляет около трети от внутреннего валового продукта. Россия владеет природными ресурсами и занимает 1/5 от общей статистики по природопользованию и энерготорговле.Индия занимает серьезную долю сельскохозяйственного рынка, а также рынка чая и специй. Китай обладает масштабными трудовыми ресурсами, в ЮАР огромные запасы полезных ископаемых - более 90% мирового запаса марганца, около 60% запаса хрома, более 52% запаса золота и до 1/5 общего мирового запаса алмазов.
Вернуться к оглавлению
Как проходят саммиты
Саммиты нужны для непосредственного взаимодействия между странами-участницами. Основные вопросы, которые поднимаются в ходе ежегодных саммитов:Саммит стран БРИКС
- финансовое взаимодействие и взаимомощь;
- технический прогресс и обмен научными достижениями
- культурное развитие;
- политический ориентир.
Вернуться к оглавлению
Банк развития
Как известно, когда государству требуются дотации извне, оно обращается в МВФ или Всемирный банк. Страны БРИКС хотят отказаться от этой традиции и при необходимости пользоваться услугами БАНКА РАЗВИТИЯ БРИКС - эта организация нужна для финансирования инфраструктурных и глобализационных проектов объединения . Банк БРИКС будет работать начиная с 2016 года. Тщательно продуманная структура финансового взаимодействия упростит расчеты между собой, а также облегчит условия взаимного кредитования, что поможет существенно снизить привязку валюты к доллару и евро.Вернуться к оглавлению ШОС - Шанхайская организация сотрудничества, международное объединение, появившееся 15 лет назад.
В настоящее время в ШОС участвуют такие страны, как Киргизия, Казахстан, Россия, КНР, Узбекистан, Таджикистан. ШОС партнерствует с такими союзами, как ООН, СНГ, АСЕАН и ОДКБ.
В качестве основных задач организации заявлено укрепление взаимного доброго соседства между участниками, поддержка мирного сотрудничества, борьба с терроризмом. Особое внимание уделяется региональной работе в Восточном полушарии.
Вернуться к оглавлению
Перспективы
Прошедший форум был озаглавлен также и предложением России создать Энергетический союз БРИКС. Владимир Путин активно поддерживает инициативу создания энергетического союза. На форуме БРИКС президент отметил, что энергетическая ассоциация и крупнейший в мире центр энергетических исследований помогут выявить проблемы конкуренции, а также позволят отладить систему регулирования антимонопольной политики. Российские компании интересуются ростом сотрудничества и его перспективами.Также Путин на саммите БРИКС предложил проработать «дорожные карты» для проектов по инвестициям.
Вернуться к оглавлению
Инвестиционные проекты БРИКС
Страны БРИКС в перспективе могут стать самым емким рынком в мире. Институционализация БРИКС приводит к усилению взаимодействия среди участников, наиболее перспективное направление взаимодействия - инвестиционное сотрудничество. Для того, чтоб усилить это взаимодействие, БРИКС требуется пойти на серьезные и ответственные шаги.- Прежде всего необходимо определить максимальный приоритет для инвестиций. Среди предложений - нанотехнологии, оборонные проекты, социальные программы.
- Затем нужно сформировать систему двусторонних приоритетов. Потребуются стимулы для взаимных инвестиций и обеспечение бесперебойного сотрудничества в выделенных сферах.
- Следующий шаг - координация действий в обоюдном сотрудничестве в вопросах инвестиций. Потребуется расширить количество двусторонних и многосторонних инвестиционных кампаний.
- Каждый инвестиционный контракт планируется поддерживать научной, промышленной и технологической кооперацией.
- Помимо всего прочего, на саммите БРИКС прозвучала интересная идея. Лидеры государств БРИКС готовы рассмотреть формирование «окна возможностей» - так называется международное инвестирование предприятий среднего и малого бизнеса, которые будут в свою очередь вовлечены в процесс реализации серьезных партнерских программ.
Приоритетные области сотрудничества
В ходе определения приоритетных сфер для инвестиционного партнерства рассматриваются как обычные виды производств, так и новые современные технологии, которые позволяют на разных уровнях модернизировать экономическую систему стран БРИКС. В качестве новых направлений деятельности рассматриваются следующие сферы:- выработка углеводородного топлива, а также транспортировка этого топлива и переработка;
- электроэнергетические проекты, в сочетании с альтернативной и атомной энергетикой;
- современное производство химической продукции, применимой в сельском хозяйстве;
- машиностроение - автомобили, суда, железнодорожный транспорт, авиация;
- развитие фармацевтической промышленности (как показал опыт Индии, развитие фармацевтической промышленности и вывод ее на принципиально новый уровень позволяет существенно усилить собственный ВВП);
- разработки, связанные с применением и освоением космических пространств;
- оборонные проекты.
Вернуться к оглавлению
Национальный комитет по исследованию
Национальный комитет по исследованию БРИКС
Национальный комитет существует на протяжении пяти лет - он создан для того, чтоб реализовать план договоренностей, утвержденный Медведевым на саммите БРИКС. Главная роль комитета - исследование значения стран-участниц БРИКС на общую геополитическую обстановку и процесс глобализации. Комитет должен участвовать в создании общего информационного поля между разными странами и объединять их научные изыскания и исследования.Не так давно был подписан меморандум о взаимопонимании в сфере энергосбережения в странах БРИКС. Данный меморандум закрепляет ориентир на сохранение сотрудничества в сфере энергосбережения и обозначает основные принципы равенства. Также меморандум позволил признать роль и значение энергосбережения для экономического развития.