Рынок образовательных услуг: особенности функционирования. Особенности рынка образовательных услуг как социально-экономической системы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
N.YU. SHORNIKOVA,
the candidate of economic sciences,
Moscow State Industrial University
FEATURES OF THE EDUCATION MARKET
The article reviews the structure, characteristics and problems of educational services market. Educational institutions after other Russian structures have found the place in system of market relations, it is more than that, the market of educational services only is formed. Educational institutions need competently organized management and new marketing decisions, certainly, taking into account specificity of the given market which consists in strong dependence on the state.
Key words: educational services, labor market specialist, nonstate paid schools, the Moscow educational market.
Н.Ю. ШОРНИКОВА,
кандидат экономических наук,
Московский государственный индустриальный университет
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В статье рассматриваются структура, особенности и проблемы рынка образовательных услуг. Образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг только формируется. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка.
Ключевые слова: образовательные услуги, рынок труда, специалист, негосударственные платные школы, московский образовательный рынок.
Формирование современного рынка образовательных услуг началось в 90-х годах прошлого века. С переходом страны на рыночную экономику установились два основных сегмента – государственный и негосударственный. Но сейчас это деление не отражает многообразия образовательного рынка. Поэтому специалисты выделяют три основных современных сегмента.
«Белый» сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т.п.).
«Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольных пожертвований») без должного оформления.
«Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий или распространяющими свою деятельность далеко за рамками, установленными лицензией, а также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования.
Вузы и другие образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг еще находится на стадии формирования. Этим и объясняется большой объем «черного» и «серого» сегмента рынка. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка. Специфика же заключается в сильной зависимости от государства. Главное противоречие менеджмента большинства учреждений системы образования состоит в несоответствии между внутренней системой управления и необходимостью поведения организации как участника рыночных отношений.
Московский образовательный рынок значительно отличается от общероссийского. Отчасти это объясняется налаженными контактами с зарубежным образованием. С одной стороны, появились новые учебные заведения, предлагающие образовательные услуги высокого качества и по соответствующей цене, а с другой – предложения по низким и даже сверхнизким ценам слабых и сомнительных программ обучения.
Закономерным был выход московских вузов на неосвоенный региональный рынок. Профессионально-образовательные программы, которые принесли с собой в регионы филиалы-дилеры, были ограничены и однообразны по содержанию. Обязательно присутствовали специальности: «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Экономика», «Менеджмент». Но с 2008 г. деятельность представительств в регионах была законодательно прекращена.
Что касается объема рынка, то расходы по статье «Образование» в 2001 г. имели около 60% семей российского среднего класса – от 4 до 6 миллионов семей. Средний уровень расходов на образование в семьях, где имелась такая статья, составил 800–900 долларов за год на одну семью. Сейчас стоимость обучения в вузах колеблется от 18 тыс. руб. до 300 тыс. руб. за семестр. Кроме того, огромную роль играет географический фактор, ведь не секрет, что обучение в столичных вузах намного дороже, чем на периферии.
По данным ВЦИОМ, москвичи тратят в среднем на 40% больше денег, чем жители других больших городов, и в два раза больше, чем жители Санкт-Петербурга. Это объясняется и уровнем дохода в Москве, и более высоким предложением в этой сфере. Стоимость образовательных услуг напрямую зависит от престижа учебного заведения и от востребованности специальностей на рынке труда.
По оценкам экспертов, выпускники экономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке: на их долю приходится свыше 40% спроса. Востребованность данного рода специальностей не ослабевает уже много лет, несмотря на то, что многие говорят о «перепроизводстве» экономистов. Такая популярность объясняется растущим интересом к малому и среднему бизнесу, предпринимательской деятельности. Смежные профессии, такие, как финансовые аналитики и аудиторы, тоже пользуются большой популярностью на рынке труда.
Снижается спрос на юристов, которые совсем недавно лидировали в рейтингах самых востребованных профессий. Эксперты видят причину этого явления в том, что рынок перенасыщен данными специалистами. Слишком много выпускников в 90-е годы выбрали эту популярную профессию. Тем не менее многие и сегодня выбирают второе высшее образование по данной специальности (29%). Скорее всего, это связано с тем, что люди хотят получить недостающие юридические знания, но работать в дальнейшем собираются по-прежнему по своей специальности.
Второе место занимают технические специальности, особенно в области информационных технологий. Спрос на IT-специалистов вполне объясним ростом технического прогресса. Такие специалисты теперь нужны везде, особенно на производстве. Интересно, что предприятия готовы брать совсем молодых людей, с минимальным опытом работы и даже без опыта вообще. Особенно высоко котируются представители инженерно- технических специальностей. Среди специалистов, которым эксперты предрекают хорошие перспективы на ближайшие годы, значатся инженеры-химики, технологи пищевой промышленности и инженеры-строители, так как на рынке товаров широкого потребления ожидается открытие ряда новых крупных предприятий. Кроме того, быстрыми темпами развивается рынок сырья, упаковки и оборудования для пищевого производства.
В значительной степени на формирование рынка образовательных услуг оказывает появившееся недавно направление – дистанционное обучение. Оно позволяет сделать услуги качественного образования более доступным и открывает новые перспективы и для потребителей, и для продавцов.
Негосударственным учебным заведениям сейчас приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства. Помимо этого, негосударственные образовательные учреждения вынуждены вкладывать огромные средства в «раскрутку», ведь торговая марка государственных образовательных учреждений давно оплачена государством. К этому остается добавить расплывчатую нормативную базу в сфере негосударственного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации. Таким образом, условия, созданные государством для частных образовательных структур, отрицательно влияют на рост конкурентоспособности в пределах исследуемого рынка.
Рынок образовательных услуг имеет характерные отраслевые отличия от других секторов рынка, проявляющихся в особенностях содержания (контента), технологий и условий реализации образовательных услуг, профессиональных компетенций сотрудников учреждений сферы образования, в составе заинтересованных сторон рынка образовательных услуг. Однако от того, что, например, по содержанию образовательная услуга является единством обучения и воспитания, она не перестает быть объектом рыночной заинтересованности различных экономических субъектов и, следовательно, предметом конкурентного взаимодействия этих субъектов.
Речь идет не об искусственной товаризации (commodification) образования, а о рациональных основах выражения субъектами рынка образовательных услуг своих интересов. Состав заинтересованных сторон рынка образовательных услуг разнообразен. Таковыми являются производители, продавцы, прямые и косвенные потребители образовательных услуг, посредники, провайдеры, модераторы, координаторы. На этом рынке действуют потребители образовательных услуг, плательщики за образовательные услуги, работодатели – косвенные пользователи результатов образовательной деятельности, учреждения и работники сферы образовательных услуг, компании – создатели элементов образовательных услуг (например, IT-компании, издательства, другие производители контента и технологий), государство.
Каждый из перечисленных участников рынка образовательных услуг реализует свой интерес к сфере образования, что не только делает данных субъектов заинтересованными сторонами этого рынка, но и подчиняет их действия рациональной логике рыночного поведения. Например, государство является носителем специфического государственного интереса к сфере образовательных услуг. Именно поэтому оно выступает как разработчик и проводник политики в сфере образовательных услуг, а отнюдь не потому, что формирует вертикаль административной власти в обществе. Административная власть становится административным ресурсом, который позволяет государству формулировать и успешно удовлетворять свои, государственные интересы, например, посредством стимулирования экспорта образования, поддержки национальных лидеров образования, обеспечения наилучших форм доступа к качественному образованию.
Все стороны рынка образовательных услуг заинтересованы в повышении конкурентоспособности своих партнеров на этом рынке. Серьезные работодатели томятся в ожидании конкурентоспособных работников и охотно сближаются с конкурентоспособными вузами; руководство российского Минобрнауки, реализуя национальный проект «Образование», намеревается делать ставку на конкурентоспособные вузы и на качественных специалистов, абитуриенты выбирают качественные и рейтинговые вузы, конкурентоспособность которых признается академическими кругами и бизнес-сообществом. Имеются все необходимые предпосылки сотрудничества заинтересованных сторон рынка образовательных услуг в таких важных сферах модернизации российского образования, как формирование нового поколения государственных образовательных стандартов и формулирование профессиональных компетенций выпускников учреждений сферы образовательных услуг.
Вместе с тем реалии современных отношений на российском рынке образовательных услуг не оставляют сомнений в том, что сотрудничество заинтересованных сторон рынка образовательных услуг не исключает их соперничества, напротив, предполагает его наличие.
Работодатели, не удовлетворенные качеством образовательных услуг, стремятся сосредоточить в своих руках рейтинги вузов, дискуссионные трибуны и колонки в средствах массовой информации. Некоторые партии и объединения создают специализированные комитеты и комиссии по образованию, а многие крупные компании – собственные корпоративные университеты, намереваясь отобрать контингенты обучаемых и финансовые потоки у вузов, отставших от прогресса. Студенты, недовольные платой за обучение, пользуются правом на расторжение договора и на переход в другой вуз, чем оказывают серьезное конкурентное давление на партнеров по договору.
Бессмысленно говорить о конкурентоспособности российского образования, не обеспечив субъектам рынка образовательных услуг реального права на участие в конкуренции, на самостоятельное завоевание, отстаивание и удержание конкурентных преимуществ, сочетающегося с обязанностью самостоятельного устранения конкурентных недостатков. Тем более недопустимо, когда искусственные преимущества гарантируют финансовое превосходство «вузов вне конкуренции» над их соперниками.
Итак, можно сказать, что:
В последние годы рынок образовательных услуг претерпевает качественные изменения, главную роль в которых играет Болонский процесс;
Лидирующее место на рынке образовательных услуг занимает Москва. В настоящее время в столице 112 государственных вузов и более 250 негосударственных;
Повышению качественного уровня образовательных услуг способствует демографическая ситуация в стране, особенно ее прогнозирование на ближайшие несколько лет, а следовательно, можно ожидать повышения конкурентной борьбы вузов. Это коснется двух показателей – качества образования и востребованности на рынке труда выпускников;
Одной из самых актуальных проблем для негосударственного сегмента рынка образовательных услуг остается отсутствие четкой нормативной базы и барьера со стороны государства при лицензировании учебных заведений;
Одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг является дистанционное обучение, которое позволяет получить желаемое образование, не выходя из дома;
В целом взгляд на систему образования как на рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, находится на стадии формирования. Потребитель пока не может в полной мере воспользоваться предоставленными правами, продавец же не готов в полной мере мобильно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества.
Та сфера образования, которая имеется в нашей стране на сегодняшний день, переживает постоянные реформы, модернизации и усовершенствования. Причем подобные изменения можно наблюдать каждый год. Такое положение дел стало благоприятной почвой для развития частных учебных заведений различного типа. Эти негосударственные учреждения уже прочно заняли собственную нишу на рынке образовательных услуг и успешно выпускают не только абитуриентов, без труда поступающих в любые вузы, но и специалистов самых разных профессий.
Как правило, уровень подготовки в таких организациях не уступает тому, который дает государственная сфера. И ничего странного в этом нет. Ведь частные учебные заведения руководствуются теми же регламентами и нормативными предписаниями.
После прохождения аттестационной процедуры у них появляется право выдавать своим выпускникам документы об окончании обучения по государственным образцам. Кроме того, при наличии аккредитации частные учреждения имеют право на получение финансовой помощи от муниципалитетов и государства на общих основаниях.
Кроме того, большим успехом у граждан пользуются курсы различной направленности. Особенно это касается такого направления, как менеджмент, и других видов управленческой и хозяйственной деятельности. Пользуются успехом компьютерные курсы, а также те, которые позволяют повысить квалификацию в сфере педагогики, информационных технологий и т.д. Существуют и совсем необычные направления. Так, неизменной популярностью пользуются курсы, которые готовят к родам будущих мам. Некоторые из них учат даже водить коляску. Существуют и полноценные школы для будущих родителей.
Рынок образовательных услуг
В настоящее время в России существуют следующие виды образовательных учреждений:
Дошкольные;
- начального общего, а также основного и среднего общего образования;
- начального, среднего и высшего профессионального профиля, а также послевузовского специализированного образования;
- учреждения, занимающиеся дополнительным образованием взрослых;
- коррекционные (специальные), предназначенные для работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности;
- для детей-сирот, а также тех, кто остался без попечения родителей или законных представителей;
- специализирующиеся на дополнительном образовании детей;
- прочие учреждения, в которых осуществляется учебный процесс.
Все виды образовательных учреждений работают на рынке образовательных услуг, формирование которого началось в 90-х годах прошлого века. Его развитию послужил переход страны на рельсы рыночной экономики. Именно тогда рынок образовательных услуг стал подразделяться на два сегмента - государственный и негосударственный. И сейчас можно говорить о многообразии учреждений, которые работают в данной сфере.
По мнению специалистов, рынок образовательных услуг делится на три сегмента. Первый из них - «белый». В этом сегменте находятся платные отделения государственных вузов, негосударственные платные вузы и школы, а также разнообразные курсы.
Ко второму, так называемому серому сегменту, относят услуги, которые оказываются государственными и негосударственными учебными учреждениями, а также частными лицами, осуществляющими свою деятельность без оформления должным образом всех документов. Это приводит к тому, что искажаются статистические данные и налоговая отчетность подобных заведений, а «добровольные взносы» получаются в натуральной или денежной форме и не отражаются в финансовых документах.
В третий, «черный» сегмент, входят образовательные учреждения, которые работают без получения необходимых лицензий, а также те, которые распространяют свою деятельность далеко за границей подобного разрешения. Для них характерна система поборов и взяток при поступлении или сдаче экзаменов.
Негосударственные образовательные учреждения
На сегодняшний день в отечественном законодательстве не содержится конкретного определения НОУ. Под негосударственным образовательным учреждением понимается организация, созданная частными лицами, или же различного рода некоммерческими или коммерческими структурами.
Основной задачей НОУ является предоставление услуг в сфере воспитания детей или образования. Учреждение подобной организационно-правовой формы оговорено ГК России. Деятельность же НОУ регламентируется ФЗ №237 «Об образовании», а также профильными нормативными актами.
Во главе НОУ может стоять сам учредитель или сформированный им же попечительский совет, полномочия которого определяются собственником. Потенциал подобного учреждения практически безграничен. В нем можно обучать всему, что может принести помощь в трудоустройстве или работе, а также в области достижения определенных целей, позволяющих получать достойный доход. Услуги образовательного учреждения могут быть оказаны и по сети Интернет. Такое удаленное обучение позволяет получать задания и контактировать с преподавателями.
Конечно, самыми прибыльными и наиболее востребованными профессиями в настоящее время являются те, которые имеются в сферах финансов и юриспруденции, психологии и менеджмента. Именно поэтому в большинстве коммерческих вузов готовят специалистов именно по этим дисциплинам. Особое внимание уделяется и английскому языку. Ведь он будет совсем не лишним в большинстве сфер деятельности.
Направление деятельности
Организация образовательной деятельности может быть выбрана в сферах:
Обучения специальным дисциплинам, что служит дополнением к основной программе, предусмотренной учебными планами;
- репетиторской работы;
- курсов, на которых производится обучение иностранным языкам, подготовка абитуриентов, повышение квалификации и т.д.;
- переподготовки кадров и повышения их квалификации;
- обучения детей с отклонениями в развитии или имеющих особые потребности;
- подготовки дошкольников к учебе в школьном коллективе.
Важным фактором, влияющим на рынок образовательных услуг и занятость, является существующий дисбаланс между изменением и возрастанием спроса на специалистов нужного профиля и подготовки и возможностью их удовлетворения со стороны образовательных учреждений. Рыночные отношения, складывающиеся в России, предъявляют свои особые требования и к выпускающимся специалистам. Одной из основных задач в современных условиях является исследование проблем образовательных услуг и в частности развитие системы переподготовки и повышения квалификации и ее влияние на уровень занятости. Подобная роль системы переподготовки и повышения квалификации ставит перед ней крайне важную задачу определения приоритетов этих функций в новых социально-экономических отношениях. Система переподготовки и повышения квалификации специалистов – это особый социальный институт, положение которого в обществе и исполняемые социальные функции двойственны. С одной стороны, система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. С другой стороны, система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей разнообразных участников рынка в специалистах.
рынок образовательных услуг
образовательная услуга
1. Арсаланов Т. Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения» / Т. Н. Арсаланов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – № 2.
3. Новаторов Э. В. Особенности стратегии сбыта и дистрибьюции услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – № 4.
4. Самсонова М. В., Самсонова Е. В. Методические подходы исследования спроса и предложения на рынке труда малого города // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – Режим доступа:http:// www..
5. Шевченко Д. А. Состояние и перспективы молодежного рынка труда / Д. А. Шевченко // Экономический журнал. – 2002. – № 4. – С. 94–99.
6. Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. Г. Экономика образования: Учеб. пособ. – М.: Рос. пед. агент., 1998. – 306 с.
Развитие национальной экономики обусловили ее переход на рыночные отношения, возбудили интерес экономистов к рынку образовательных услуг, которые «выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников» . Об этом говорят различные публикации последних лет, относящиеся к рассматриваемой теме. Между тем, понятийный аппарат этой сферы услуг пока окончательно не сформировался. Это видно, в частности, из определения услуг вообще: «Услуги как товар нематериальны, неотделимы от производителя, не сохраняемы и не обладают постоянством качества. Услуга как товар потребляется в тот момент, когда она и производится» , а также образовательных услуг: «Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства» .
Для того, чтобы разрешить неточности и противоречия в трактовке понятия «услуга», необходимо раскрыть сущность этого понятия с различных точек зрения.
Многие исследователи утверждают, что любой товар - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Представители классической школы экономической теории определяют услугу как полезное действие той или иной стоимости, товара ли, продукта ли.
Ф. Котлер также отождествляет понятия «услуга» и «товар». Товар - все то, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагаемый рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи.
1. Услуга - это есть отношение общественного труда в форме его нетоварного обмена и в качестве непосредственно полезного процесса трудовой деятельности физического или юридического лица .
2. Услуга - любое мероприятие или выгода, которое одна сторона предлагает другой и которая неосязаема и не приводит к овладению чем-либо. Материальные услуги связаны с товаром в его материальном виде, тогда как нематериальные услуги не связаны с товаром . Для обоснования экономического содержания понятия услуга, необходимо рассмотреть традиционные черты услуг. Услуги имеют четыре основных качества, которые отличают их от товара. К ним относятся неосязаемость, невозможность хранения, неотделимость от источника и изменчивость.
Неосязаемость услуг означает, что их невозможно транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до покупки, можно лишь чувствовать эффект, который появится в результате получения услуги.
Невозможность хранения услуг означает, что их нельзя хранить с целью последующей реализации.
Неотделимость от источника свойственна многим видам услуг. Контакт с потребителями, как правило, в форме прямого обмена - неотъемлемая часть предоставления услуги.
Изменчивость означает непостоянство качества услуги. Отсутствие стандартизации производства услуг, неспособность клиента четко изложить свои потребности в услугах, настроение обслуживающего персонала оказывают сильное влияние на качество предоставляемых услуг, даже если обслуживание осуществляет один и тот же человек. Воздействие этих особенностей наиболее велико при личном обслуживании.
Услуге как экономической категории присущи следующие черты:
- услуга - вызванное потребностью любое полезное мероприятие, которое одна сторона предлагает другой;
- продажа услуг невозможна без контакта с потребителем;
- услуги обособлены от товаров из-за невозможности их хранения и транспортировки;
- эффективность потребления услуг определяется, главным образом, их качеством.
Услуги различаются по мотивам их приобретения. Мотивы могут быть личными или деловыми. Услуги существенно разнятся по осязаемости.
Услуги могут оказывать люди с разным уровнем квалификации. Относительно услуг, требующих высокой квалификации, потребители проявляют большую избирательность при выборе. Вот почему специалисты часто добиваются лояльности потребителей. Потребитель услуг, не требующих высокой квалификации, менее разборчив.
3. Услуги классифицируются по степени контакта с потребителем. В тех случаях, когда он достаточно тесен, необходимо обучать персонал культуре отношений .
В трактовке понятия «образовательная услуга» также нет единого мнения (таблица 1).
Таблица 1. Трактовки понятия «образовательная услуга» (составлено авторами)
Определение образовательной услуги |
|
Комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии |
Панкрухин А. П. |
Работа отдельного педагога или педагогического коллектива, направленная на целесообразное (предварительно запрограммированное) изменение социально-психологической (в частных проявлениях - профессиональной, квалификационной и т.д.) структуры личности обучаемого |
Кожухар В. М. |
Полезный вид труда, непосредственно удовлетворяющий потребность человека в образовании и как материально- вещественный продукт, позволяющий удовлетворять образовательную потребность человека самостоятельно (учебники, обучающие программы, пособия и т.п.) |
Бурденко Е. В. |
Совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя |
Данилова Т.В. |
Маккинли Т. |
|
Совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков |
Липкина Е.Д. |
Трудовая деятельность экономической единицы, направленная на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т.е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта |
Романова И. Б. |
Целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков |
Терещенко Н. Н. |
Система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала |
Зайчикова С. А., Маяцкая И. Н. |
Российский рынок образовательных услуг достаточно динамичен в своем развитии и стремится адаптироваться к мировым тенденциям и новым условиям жизни российского общества. Можно выделить ряд тенденций, характеризующих его состояние в настоящий период (рис. 1).
Важным фактором, влияющим на рынок образовательных услуг и занятость, является существующий дисбаланс между изменением и возрастанием спроса на специалистов нужного профиля и подготовки и возможностью их удовлетворения со стороны образовательных учреждений. Рыночные отношения, складывающиеся в России, предъявляют свои особые требования и к выпускающимся специалистам.
Одной из основных задач в современных условиях является исследование проблем образовательных услуг и в частности развитие системы переподготовки и повышения квалификации и ее влияние на уровень занятости. Подобная роль системы переподготовки и повышения квалификации ставит перед ней крайне важную задачу определения приоритетов этих функций в новых социально-экономических отношениях.
Система переподготовки и повышения квалификации специалистов - это особый социальный институт, положение которого в обществе и исполняемые социальные функции двойственны. С одной стороны, система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. При исполнении системой повышения квалификации и переподготовки специалистов этой роли, естественно, главным субъектом деятельности является потребитель услуг.
Рис. 1. Особенности развития российского рынка образовательных услуг (составлено авторами)
С другой стороны, система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей разнообразных участников рынка в специалистах. Данная система позволяет готовить профессионалов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, решению актуальных задач воспроизводства товаров, услуг, знаний, образцов поведения, ценностей духовной жизни.
Существовавшая в СССР система распределения молодых специалистов оказывала сильное влияние на систему занятости, которая фактически координировалась административными мерами, но имела свое положительное значение. Была построена четкая система распределения молодых специалистов по предприятиям, создана система переквалификации специалистов в связи с перестройкой производства и появлением новых отраслей производства, что делало менее актуальной, чем в современных условиях, проблему занятости. Последняя перетекала в то время из экономической сферы в сферу личностных притязаний, что сказывалось на профориентации, уровне занятости в обществе и социализации личности. Это определило сохранившийся до настоящего времени достаточно высокий процент населения с высшим образованием в регионах Российской Федерации.
В связи с этим российское образование на современном этапе развития рыночных отношений должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако способы организации, получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде. Возможно, причиной этому явилось то, что бюджетное финансирование в среднем по стране в общих расходах вузов приблизилось к 10-20 %. За время экономических реформ работники науки и системы образования стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень оплаты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому уровню и престижу образования, к устойчивому невниманию к проблемам повышения квалификации и переподготовки специалистов, к представлению о том, что успех в жизни достигается далеко не всегда благодаря образованию.
Выход на рынок труда большей части молодых выпускников сопровождается завышенными и порой наивными ожиданиями от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации сложившейся в процессе стандартного учебного процесса базовой системы ценностей. Это, пожалуй, первое, но далеко не последнее, серьезное ограничение адаптации молодежи, вступающей на профессиональный путь. Существующая модель профессионального образования делает акцент на технической детерминистской картине мира, возникает позиция теоретической оторванности от рынка, не ставящего своей целью реализацию стандартов практического профессионального поведения на рынке. Все это свидетельствует о необходимости формирования новой модели профессионального образования.
В условиях развития информационных технологий в обществе появляются не только новые модели образования, но и новые технологии занятости и трудоустройства. Современные технологии, предоставляя новые средства доставки учебных курсов, актуализируют проблему адаптации субъектов образовательного процесса к современным информационным системам, но пока лишь части населения. При определении учебными заведениями направлений обучения возникает рассогласование потребности личности и реальных потребностей рынка труда. Сокращение потребности в категориях профессий, отсутствие социально-экономических прогнозов развития регионов, слабая связь с работодателями и предприятиями по подготовке специалистов под конкретные рабочие места приводят к утрате реальных ориентиров подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием, что пагубно отражается на трудовой занятости молодого поколения .
Сегодня новые принципы и модели образования связаны с переходом к новым информационным технологиям, индивидуальной мобильности. Стремление общества к профессиональной мобильности и большей адаптивности молодого поколения к профессиональной деятельности реализуется в сфере образования и занятости как расширение гибкости и универсальности специальностей и профессий, свободного владения современными средствами коммуникации. В системе же отечественного образования пока отсутствует целенаправленная адаптационная работа, которая должна содействовать профессиональному самоопределению и переподготовке с учетом требований рынка труда.
Особенностью России является и проблема доступности профессионального образования. В регионах с появлением ЕГЭ каждый из потенциальных студентов может выбрать наиболее устраивающий его вуз, как в своем регионе, так и в других, в том числе центральных.
Рынок образовательных услуг России формируется в новых экономических условиях, поэтому учебные заведения должны предпринимать попытки регулирования спроса и предложения на рынке труда, используя адаптированные к нему практические приемы.
Рецензенты:
Сидунова Г.И., д.э.н., профессор, декан факультета экономики и управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.
Воробьева Л.Е., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.
Библиографическая ссылка
Самсонова Е.В., Самсонова М.В. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10106 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Образовательная услуга:
Характерные черты образовательной услуги:
Нематериальность - саму по себе услугу нельзя выделить в некоей вещной форме,нельзя хранить и перемещать услугу, а также осуществлять с ней иные действия, возможные для материального объекта (можно. Например, записать лекцию, но в полной мере она не будет произведена – не будет визуальной, звуковой или эмоциональнойсоставляющей);
Неотделимость от субъекта, оказывающего услугу - услуга оказывается только в процессе деятельности субъекта, эту услу гу оказывающего. Прекращение деятельности означает прекращение услуги (учитель вышел из класса - его деятельность по оказанию образовательной услуги прекратилась, и прекратилась (прервалась) сама услуга);
Возможность потребления услуги только в процессе ее оказания - прекращение услуги означает одновременно прекращение ее потребления (Учащиеся не могут получать от учителя знания и навыки, если учитель вышел из класса);
Неэквивалентность услуги и результата ее потребления - В процессе передачи знаний от учителя к учащемуся происходит двойное преобразование информации: первый раз в процессе передачи учителем (от собственных представлений в формы, до- ступные для восприятия), второй - в процессе усвоения учеником, т. е. от доступных для восприятия форм к собственным представлениям учащегося:
Учитель передает учащимся свои знания, умения и навыки, используя для этого доступные ему средства, приемы и мето- ды, преобразуя имеющуюся у него информацию в формы, необходимые и удобные для ее усвоения учащимися;
Учащиеся воспринимают передаваемые знания в меру сво- их способностей и особенностей восприятия, формируя у се- бя (заметим - индивидуально, каждый в отдельности) свое представление о передаваемых учителем знаниях, свои ин- дивидуальные знания, умения и навыки, формируют свой, новый образ воспринимаемой информации.
Образовательная услуга (и любая другая тоже) является благом, поскольку приносит какую-то пользу тому, кто ее потребляет. И это дает основания для определения цены этой услуги, т. е. некоторого денежного эквивалента пользы, полученной потребителем. Образовательная услуга – это и результат производства, и объект потребления, поэтому ее перемещение от производителя к потребителю представлено в форме товарообмена процесса (с одновременным потреблением). Иначе говоря, производитель услуги получает денежный эквивалент, а потребитель, заплативший деньги, получает нематериальное благо, представляющее для него некую пользу. Никакой разницы между куплей-продажей товаров в виде материальных объектов этот процесс, в общем виде, не имеет.
Ценность услуги заключается в наращивании способностей человека, т. е. для получения возможностей заработать больше денег.
Рынок:
Образовательная услуга может продаваться и покупаться, как товар. Соответственно, на отношения купли- продажи образовательных услуг действуют все законы рыночных отношений и условия обеспечения устойчивости этих отношений:
Покупатели образовательных услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве услуг у разных продавцов;
Для новых производителей образовательных услуг должны быть созданы возможности свободно и быстро войти и утвердиться на рынке;
Не должно существовать преимущества крупномасштабного производства, разоряющего малые предприятия и ведущего к монополии;
Распределение доходов должно быть более или менее равномерным, поскольку от этого зависят суверенитет потребителя и устойчивость рыночной экономики.
Коротко говоря, основным условием устойчивости рыночных отношений является полная свобода и, одновременно, полное же равноправие участников: производители должны иметь возможность оказывать любые образовательные услуги, не мешать друг другу, не препятствовать появлению других производителей; потребители должны иметь возможность потреблять те услуги, которые считают нужным, и выбирать производителя.
Несостоятельность рыночного механизма:
- естественная монополия : возникает в тех случаях, когда эффект роста масштаба производства так велик, что одна единственная фирма сможет обеспечивать весь рынок данного вида продукции или услуг, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем другие конкурирующие фирмы. В этой ситуации конкуренция является нерентабельной, а в ряде случаев просто бессмысленной. Естественная монополия предполагает наличие некоторого ” естественного“ ресурса, доступ к которому носит в некотором смысле ограниченный характер, или ограниченного спроса, который может быть удовлетворен ограниченным числом производителей.
”Ограниченный“ спрос - спрос на образовательные услуги: численность детей, которые обучаются в школе, хотя и значительна, но ограничена общей численностью детей соответствующей возрастной группы и фактором их расселения по территории. Поэтому и спрос на соответствующие образовательные услуги также ограничен. Если, например, в областном центе имеется высшее учебное заведение (или несколько), то создавать новое имеет смысл только при наличии достаточно большого рас- хождения между контингентом студентов и числом желающих по- лучить высшее образование. Создание нового учебного заведения будет сопряжено со значительными издержками и, на этой основе, существенной ценой на образовательные услуги, превышающей, естественно, цену уже действующего учебного заведения. Следовательно, образование в силу ограниченности спроса на его услуги несет в себе элемент естественной монополии.
(противодействие развитию отдельных категорий учебных заведений (частных, например) под вывеской борьбы за качество образования, затруднение в открытии новых учебных заведений (лицензии, аттестация, аккредитация), закрытие доступа частных учебных заведений к бюджетным средствам, в том числе на проведение научных исследований, и прочее. Справедливости ради следует отметить, что этими же средствами достигается улучшение деятельности существующих учебных заведений, но проблему монополии это не снимает)
- внешние эффекты: потребление этого блага индивидом оказывает влияение на других агентов.
Для работодателей: более квалифицированные работники;
Для сограждан: более разумный выбор;
- общественное благо : согласно Беляеву С.А., образование не является общественным благом, а относится к благам частным, обладающим чертами общественного блага.
Причем набор этих черт и их оценка зависят от общественного восприятия образования и, вероятно, различны в разные исторические периоды. Возникает естественный вопрос: ” Почему образование в таком случае оплачивается преимущественно государством, т. е. обще- ством?“. Ответ, скорее всего, относится к категории ” так сложилось исторически“. На определенном этапе общественная оценка отнесла образование к благу более общественному, чем частному, не заботясь при этом об определении количественного значения этой оценки. Эта оценка была соответствующим образом законодательно оформлена, государство приняло на себя обязательства по финансовому обеспечению образования. Теперь отказаться от го- сударственного финансирования образования или уменьшить его масштабы практически невозможно. Все мероприятия по ” экономии“ бюджетных средств сокращения расходов не дают.
(Общественные блага:
Предельные издержки предоставления индивидуальному потребителю равны нулю;
Потребление характеризуется значительными внешними эффектами, т. е. последствия потребления проявляются не сразу, вне сферы потребления данного товара (услуги), масштабы последствий могут существенно превышать потребление;
Предотвращение доступа к общественному благу дополнительных потребителей либо технически невозможно, либо требует ” запретительно“ высоких издержек.)
Образование в качестве блага доступно только для тех, кто его непосредственно получает, т. е. для учащихся. В целом в государстве это действительно многие. Но непосредственно потреблять это благо могут только те, кто учится в конкретном классе или учебной группе, поскольку образовательная услуга потребляется в процессе ее оказания. Потребляют услугу классами или группами по двадцать пять человек (или меньше, или немного больше), в число которых можно попасть или не попасть, даже находясь на тер- ритории государства, региона или муниципального образования. О причинах ” непопадания“ говорить не будем, важно, что даже в школу бывает проблематично поступить. Ограничить доступ в класс легко.
Главная проблема рынка: Важной отличительной особенностью образовательной услуги как товара считается выраженная асимметрия информации , т.е. невозможность (по некоторым оценкам - принципиальная невозможность) оценить качество приобретаемой услуги в момент ее потребления. В чем причина асимметрии информации? Возможно, она не одна и состоит в том, что при осуществлении купли-продажи образовательной услуги:
Отсутствует общепринятая и общепонятная терминология, позволяющая продавцу и покупателю одинаково понимать характеристики услуги и оценивать ее пользу;
Результат потребления услуги проявляется далеко не сразу (так называемый временной лаг) и, возможно, не в ожидаемой степени (можно переплатить или не доплатить, в зависимости от спроса или актуальности после получения образования);
Отношения касаются не материального объекта, а невещественного взаимодействия;
Имеет место ”нормальное“ искажение информации (о чем уже говорилось выше).
Похожая информация.
Особенности маркетинга образовательных услуг
по дисциплине «Маркетинг в отраслях»
Выполнила:
студентка гр.МК-14-1Б
Самутина Анна Владимировна
Проверил:
Профессор кафедры МиМ
Комаров Сергей Владимирович
Пермь, 2017
1. Текущее состояние рынка, тенденции и прогноз. 3
1.1. Структура рынка образовательных услуг и его текущее состояние. 3
1.2. Тенденции и прогнозы.. 8
2. Описание потребителей. 14
2.1. О высшем образовании в России. 14
2.2. Сегментация. 15
2.3. Анализ конкурентов. 16
2.4. Ценообразование. 20
3. Анализ маркетинга ПНИПУ. 23
3.1. Товарная политика. 23
3.2. Распределительная политика. 24
3.3. Коммуникационная политика. 25
Текущее состояние рынка, тенденции и прогноз.
Структура рынка образовательных услуг и его текущее состояние.
Для того, чтобы начать говорить о маркетинге в сфере образовательных услуг, необходимо для начала разобраться со структурой образования в России: понять особенности, закономерности и составляющие этого рынка.
Рынок образования, в целом, представляет собой 4 большие группы: это дошкольное образование, среднее, высшее и дополнительное. Среднее и дополнительное образование еще делится на подгруппы. С точки зрения потребительского восприятия/ поведения большинства Россиян, первые 3 большие группы считаются основными ступенями образования, а четвертая группа - дополнительное образование –воспринимается как необязательная. Хотя в действительности, обязательным в России является только среднее общее (11-летнее) образование, все остальные виды так же, как и дополнительное относится к категории «по желанию».
Весь рынок образовательных услуг (все 6 групп: 4 больших группы с учетом подгрупп) поделен еще по видам предоставления образовательных услуг (традиционное, онлайн, дистанционное, смешанное образования) и видам формы собственности образовательного учреждения (государственные и частные).
Вертикально система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом:
По данным «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» проведенного по инициативе «Нетология групп» и размещенного на сайте http://edumarket.digital, партнерами которого стали авторитетные исследовательские платформы и образовательные учреждения.
В 2016 году структура всего российского рынка образования была поделена следующим образом:
С точки зрения финансирования, наибольшую долю в структуре российского рынка образования занимает среднее общее образование. Скорее всего, это связано с тем, что данный вид образования в России является обязательным и в большинстве случаев государственным (т.е. финансируется государством). В денежном выражении, только 5% рынка занимают частные школы. В количественном выражении, по данным Росстата на 2014/2015 учебного года в России зарегистрировано 751 частная организация, что приблизительно равно 2% от общего числа общеобразовательных организаций.
Источник: Росстат
Второе место по финансированию занимает дошкольное образование. Такая высокая доля денежных средств, связана с тем, что дошкольное образование является одним из элементов социальной политики государства и предоставление детских садов (или выплат вместо их посещения), согласно российскому законодательству, является обязанностью государства. Хотя, само посещение ребенком государственного детского сада в России не является обязательным. Этот факт создает благоприятную среду для развития частных детских садов. Уже 9,7% от общей доли денег в сфере дошкольного образования относятся к частному бизнесу. Это перспективное направление, так как государство постоянно проводит программы по повышению рождаемости, а количество государственных учреждений дошкольного образования постоянно сокращается.
Источник: Росстат
Высшее образование в России тоже имеет большую долю финансирования со стороны государства. Однако, в общем рейтинге, занимает третье место. Это связано с тем, что государственные учреждения высшего образования имеют право принимать студентов на платной основе, которые совместно с бюджетными средствами обеспечивают финансирование ВУЗа. В денежном выражении, доля частного бизнеса составляет всего 8,9%. Однако в количественном, по данным Росстата, в период 2014/2015 года было зарегистрировано 402 частные организации, предоставляющие услуги высшего образования. Этот составляет 42% от общего числа ВУЗов.
Источник: Росстат
Остальные группы образовательных услуг в России финансируются гораздо в меньшем объеме. Наиболее высокая доля частного бизнеса сосредоточена в направлении дополнительного образования.
Можно заметить, что в таблице, кроме тех групп, которые выделены в первой структуре, отдельно выделено «языковое обучение». Данное разделение зависит от подхода. В первой таблице оно включено в дополнительное образование, а во второй вынесено отдельно, т.к. по критерию денежных средств это направление занимает весомое значение.
По данным вышеуказанного исследования, в целом, рынок образовательных услуг составляет 1,8 трлн. руб.
Однако, Министерство Образования заявляет о несколько других цифрах: «Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году по разделу «Образование» составляют 3 058,98 млрд. рублей. (т.е. 3,1 трлн. руб., что больше чем 1,5 раза выше суммы заявленной в исследовании). При этом расходы федерального бюджета на образование составляют 9,18% или 564,31 млрд. рублей. Большая доля расходов консолидированного бюджета приходится на «Общее образование», полномочия по финансированию которого относятся к компетенции субъектов Российской Федерации (47,17% или 1 442,88 млрд. рублей).
В структуре расходов федерального бюджета на образование большая доля расходов приходится на «Высшее и послевузовское профессиональное образование» и составляет 86,18% или 486,30 млрд. рублей» . Куда пропала разница между бюджетом заявленным Министерством Образования, и бюджетом о котором говорят практикующие организации и независимые статистики остается только гадать.
Источник: МинОбрНауки
Тенденции и прогнозы
Глобальная тенденция №1: XXI век – век господства информации. В сознании потребителей укореняется идея непрерывного, на протяжении жизни, обучения. Информация, знаний и образование становится ключевым фактором конкурентоспособности.
Посмотрим, как данный тезис представлен в России. Для этого вновь обратимся к статистике:
Источник: «Индикаторы образования – 2016»
Источник: «Индикаторы образования – 2017»
В России концепцию непрерывного пока разделяет и претворяет в жизнь сравнительно малая часть аудитории: в массе своей россияне привержены традиционной модели образования, которая предполагает конечность учебного процесса по достижении некоей цели (освоение профессии, получение диплома и др.). По данным статистики только 15% россиян из 100 реализуют данную идею. Россия находится на последних местах в рейтинге непрерывного образования в европейских странах. Однако, если сравнить с данными 2016 года, то видна положительная динамика. Результат поднялся на 4%, что является довольно высоким показателем за год.
Что касается осознания того, что образование дает конкурентоспособность на рынке труда, то эта идея более жизнеспособна. Согласно исследованию, опубликованному фондом общественного мнения (ФОМ) 8 июля 2014 года :
«Каждый третий россиянин считает, что люди с высшим образованием зарабатывают больше, чем те, у кого его нет, 29% уверены, что уровень их зарплат примерно одинаковый, 11% сказали, что окончившие вуз получают даже меньше. Тем не менее 57% опрошенных убеждены, что сегодня и юношам, и девушкам лучше прежде всего получить высшее образование, а потом уже начать зарабатывать деньги. С 2005 года с 14% до 35% увеличилось число считающих, что в вуз можно поступить без значительных денежных затрат».
Основные графики по исследованию:
Представленные выше графики позволяют сделать выводы о трех основных трендах относительно высшего образования в России:
1. Высшее образование в России все больше воспринимается людьми как база, которая позволит обеспечить хороший заработок.
2. Более 50% россиян считают, что высшее образование обязаны получить как мужчины, так и женщины.
3. Высшее образование все больше воспринимается как доступное.
Глобальная тенденция №2: IT – технологии являются направляющим фактором развития общества и инноваций во всех сферах деятельности. Образование не исключение. Образовательные технологии или EdTech предполагают стремительное встраивание интернета и дистанционного обучения в систему образовательных услуг.
«Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» систематизировало все очевидные тенденции и тренды и составило прогноз развития образовательных услуг.
Весь российский рынок образования на конец 2016 г. имел объем 1,8 трлн. руб. За следующие пять лет он возьмет планку 2 трлн руб. Укрепляются позиции частного бизнеса. По итогам 2016 г. доля негосударственного сектора в российском образовании составила 19,2%, или 351,7 млрд руб. К 2021 г. она незначительно изменится в процентном отношении, зато в абсолютном значении вырастет до 385,4 млрд руб.
На текущий момент проникновение онлайн-технологий в российское образование находится на уровне 1,1%. За ближайшие пять лет показатель поднимется до 2,6%. В денежном выражении «цифровизированная» часть отрасли увеличится с нынешних 20,7 млрд руб. до 53,3 млрд руб.
В 2017–2023 гг. мировой EdTech вырастет более чем по 5% в год. Сегодня он измеряется суммой порядка $165 млрд. Восточная Европа - в числе наиболее быстрорастущих региональных рынков в онлайн-образовании. В свою очередь, драйвер Восточной Европы - Россия. При самом консервативном сценарии среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет будет находиться на уровне 20%. Среди растущих наиболее стремительно - компании, занимающиеся цифровыми образовательными решениями, которые основаны:
· на игровых механиках (+22,4% в год до 2021 г.);
· на симуляции реальных процессов (+17%).
Одна только ниша обучения языкам с помощью игр в 2016 г. измерялась $315,7 млн. В России в эти направления сейчас идут прежде всего игроки b2b-сектора.
В мировом масштабе максимальный потенциала роста - у сегментов дошкольного и корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства. Те же направления на подъеме в России, и именно к ним относятся компании с максимальной высокой рыночной стоимостью и с наиболее удачно выстроенной монетизацией. Показательно, что 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн. Вместе с тем в общем среднем образовании проникновение онлайна близко к нулю, в дополнительном же «интернетизация» чрезвычайно быстрая.
Укрепляет свои позиции, особенно в высшем и профессиональном образовании, смешанное обучение (blended learning) - сочетание дистанционного формата учебы с очными, аудиторными занятиями. То же, с определенным запозданием, происходит в России: показателен пример «Нетологии-групп», которая вернулась к миксу «онлайн - офлайн» в рамках курса «Директор по онлайн-маркетингу». Смешанное обучение характерно прежде всего для длительных, комплексных программ, предполагающих приобретение сложных профессиональных навыков.
Все важнее в онлайн-образовании становится видео контент: как в формате онлайн стриминга, так и в виде потребления on-demand video (видео разработанного под конкретного потребителя). Требования к качеству материалов поднимаются. Задача глобального EdTech - анализ и прикладное применение big data, технологий машинного обучения, AI. В частности, для нужд адаптивного обучения, при котором контент и задания, сам темп учебного процесса подстраиваются под «конкретного студента».
Краткие основные выводы:
1. Происходит развитие образовательных технологий основанных на онлайн – образовании (дошкольное и корпоративное образование, изучения иностранных языков, репетиторство) и дистанционном / смешанном обучение (в высшем и профессиональном образовании).
2. Наиболее стремительно развиваются компании, занимающиеся цифровыми образовательными решениями, которые основаны: на игровых механиках и симуляции реальных процессов.
3. Усиливается роль образовательного видео контента. Контент, задания и темп учебного процесса подстраиваются под «конкретного студента».