Диагностика фонематического восприятия. Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза
Обследование фонематического слуха
Используемый речевой и наглядный материал
Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных
А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И
П, Н, М, К, Т, Р
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а) звонких и глухих
б) шипящих и свистящих
в) соноров
П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф
С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
Р, Л, М, Н
3. Повторить за логопедом слоговой ряд:
а) со звонкими и глухими звуками
б) с шипящими и свистящими
в) с сонорами
ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА
РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА
4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»
ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ
5. Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»
ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ
6. Придумай слова со звуком «З»
7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок
КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА
8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия
БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ
9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце)
ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ
10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш
СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ
Обследование фонематического восприятия.
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребёнка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и чётко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха являются главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочёты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Необходимо поэтому определить вторичные проявления фонематического недоразвития при дефектах в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используются приёмы, исправленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определённых слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной – МА – МО - МУ, с изменением согласной – КА-ВА-ТА, ПА-ХА-ПА)); запоминание звуковых рядов.
С целью выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков и пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчётливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)
Ребёнку предлагается повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость- глухость), в то время как другой части нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.
Могут быть выявлены случаи, когда задание воспроизвести серию из 3 слогов является недоступным или вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребёнок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует применять задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того, чтобы выяснить, различает ли ребёнок, исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом требуемого звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук «у» из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА,ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.
Хорошо выявляет затруднения фонематического восприятия подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки со словами, начинающимися на звук Р и на звук Л, на звук С и Ш, звук С-З и др. С этой целью логопедом подбираются комплекты предметных картинок, которые предъявляются в перетасованном виде.
Следует проверить, как ребёнок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса-крыша, день-тень, булка-белка). Ребёнок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу или различными. Этот приём выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия.
Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребёнок контролирует своё неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.
Обследование детей в группе ФФНР осуществляет логопед. С результатами логопедического обследования знакомится воспитатель, анализирует их, заполняет соответствующие страницы в «Журнале воспитателя». Воспитатель должен уметь анализировать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некоторыми приемами речевого обследования.
Цель: диагностика звукопроизношения, артикуляционной моторики и артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова.
Источник: Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 45 с.
Автором отмечено, что при подборе методик логопедического обследования были использованы рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста, предложенные в исследованиях Р.И. Лалаевой, Е.Н. Российской, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, Е.Ф Соботович, М.Ф. Фомичевой, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чевелевой и др.
- Обследование звукопроизношения
У ребенка нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке: [а], [э], [о], [ы], [у], [и]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляции во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные), язычно-передненебные (шипящие и свистящие). Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.
Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:
(с) – санки, оса, нос;
[с’] – семь, апельсин, гусь;
|з] – замок, коза;
[У] – зима, магазин;
[ц| – цапля,овца, палец;
[ш] – шапка, машина, мышь;
[ж] –жук, лыжи;
[ч] – чайник, качели, мяч;
[щ] -- щука, овощи, плащ;
[л] – лампа, балалайка, дятел;
[л’| – лимон, пальма, фасоль;
(р) – ракета, картошка, комар;
[р"| – репка, карета, дверь;
[к] – кошка, окно, летчик;
[г] – город, огород, дог;
(х) – хлеб, охота, ах.
Фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
Результаты обследования должны отражать:
- форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): норма, отсутствует, заменяется, искажается;
- положение нарушенного звука: в начале, в середине, в конце слова;
- наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.
По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – у ребенка нарушено более 5 групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезии, гиперки- незы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют местосинкинезии, ги- леркинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка нарушено 7–11 звуков,"относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гипер- кинезовлицевых, мимических мышц.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
- Обследование артикуляционной моторики
Выявление особенностей артикуляционной моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.
- Исследование подвижности губ.
Для выявления подвижности губ ребенку предлагается по подражанию вы пол нить следующие движения:
- вытянуть губы вперед и округлить;
- отвести их угол ки в стороны;
- поднять верхнюю губу;
- опустить нижн юю губу;
- облизнуть губы;
- усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ;
- надуть щеки – втянуть их.
- Исследование подвижности языка.
Для выявления подвижности языка ребенку предлагается по подражанию:
- сделать язык сначала узким, а потом широким;
- поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним;
- подвигать языком, как «маятником».
- Исследование подвижности нижней челюсти.
Для выявления подвижности нижней челюсти ребенку предлагается по подражанию:
- опустить челюсть;
- выдвинуть челюсть вперед;
- установить, нет ли контрактуры.
- Исследование подвижности мягкого нёба.
Для выявления подвижности мягкого неба ребенку предлагается произнести звук [а]. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки. Пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки, одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинезы, синкинезии, замедление темпа при повторных движениях. При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры.
5. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
- Объем движений: полный, неполный.
- Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
- Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует п оследовательность движений.
- Наличиесопугствующихи насильственныхдвижений(указать какие).
- Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
- Длительность удерживания артикуляторов вопределенной позиции.
По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянугь губы вперед, отвести их уголки в стороны, подмять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облизнуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щеки, втянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластыванне языка (язык «комком») при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (языктонкий, вялый) может быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечается отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, неполный объем движений, тонус мускулатуры напряженный или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребенок недостаточно удерживает артикуляторы в определенной позиции.
Третий уровень (средний, 3 балла) – при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируется ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Может иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – артикуляционная моторика сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нет синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, объем движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутствующие движения отсутствуют.
3.Обследование строения артикуляционного аппарата
Выявление особенностей строения артикуляционного аппарата производится в процессе наблюдения.
- Исследование губ.
Узкие, мясистые, ахейлия (отсутствие губ), синхейлия (срастание боковых отделов губ), брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы), утолщение и укорочение уздечки верхней губы, в пределах нормы.
- Исследование зубного ряда.
Гигантские (с несоразмерно большими коронками), мезио- дистальное смещение (вне челюстной дуги), адентия (отсутствие одного или несколько зубов), сверхкомплектные, дефор,мированные, кривые, мелкие (с несоразмерно маленькими коронками), редкие, шиповидные, уродливые.
Вестибулярное отклонение (смешение зубов кнаружи от зубного ряда), оральный наклон (смешение зубов кнутри от зубного ряда), супраокклюзия (высокое расположение зуба, не доходящего до плоскости смыкания зубных рядов), инфраокклюзия (выдвинутое, низкое по отношению к окклюзионной плоскости положение зуба), тремы, диастемы, поворот зуба вокруг продольной оси, скученное расположение зубов.
- Исследование прикуса.
Прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть), прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть), открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов), открытый боковой прикус, трансверзальные суженные зубные ряды (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов), прямой, плавающий, глубокий.
- Исследование языка.
Узкий, мясистый, анкилоглоссия (короткая подъязычная связка), микроглоссия (маленький), макроглоссия (большой), глоссотомия (частичное или полное удаление языка), глоссоптоз (аномалия развития).
- Исследование твердого и мягкого нёба.
Твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное. Мягкое нёбо: короткое, врожденное изолированное недоразвитие.
- Исследование нижней челюсти.
Деформированая, микрогнатия (малые размеры верхней челюсти), макрогнатия (большие размеры верхней челюсти), микрогения (малые размеры нижней челюсти), макрогения (большие размеры нижней челюсти). При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).
По результатам обследования строения артикуляционного аппарата определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – у ребенка имеются грубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, большой язык, малые или большие размеры верхней или нижней челюсти, готическое небо, прогнатия, прогения, открытый передний прикус, мезио-дистальное смещение зубного ряда и т.д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка имеются грубые и негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное, зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиповидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и т.д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка имеются негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное; зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиловидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и т.д.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка имеется нарушение в строении артикуляционного аппарата, но оно негрубое.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребенка нет нарушений в строении артикуляционного аппарата.
4.Обследование фонематического восприятия
- Исследование состояния физиологического слуха.
Исследование слуха проводится шепотной речью. Рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая – обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные |у|, |о], из согласных – [м], |н], [в], [р], например: ворон, двор, море, номер, нора и т.п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – [а], |и], [э|: час, ши, чашка, чижик, заяц, шерсть и т.п.
- Исследование дифференциации неречевых звуков.
Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
- Исследование слуховой памяти и понимание речи.
Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».
- Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.
Для этого ребенок должен повторить за исследователем:
- ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа –ша, са –за;
- мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;
- семь машин на шоссе;
- пастушок быстро шел;
- висел железный замок;
- ручное зеркало упало.
- Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет).
Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
- определить, есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
- определить количество звуков в слове и место звука [с| в словах: сок, оса, нос;
- составить слово из звуков: [л], [о), [т], [с]; [к|, [а], [р]; |р|, [ш];
- придумать слово на заданный звук: [с], [ш], |л], |р];
- из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.
Первый уровень (низкий, менее I балла) – у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка фонематическое восприятие сформировано неполностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слова из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.
- Обследование слоговой структуры слова
Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, изсло- говсо стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови, кто или что это.
- Исследование произнесения слов сложного слогового состава.
Трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.
- Исследование произнесения слов различного слогового состава.
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:
- – двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
- – трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
- – односложные слова (мак, лев);
- – двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);
- –двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
- – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
- –трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);
- – трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);
- –трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);
- – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (винтовка, морковка);
- – односложные слова со стечением согласных в начале слова (кнут, клей);
- –двухсложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка);
- – четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).
- Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.
- Мальчик слепил снеговика.
- Водопроводчик чинит водопровод.
- Полицейский ездит на мотоцикле.
- Регулировщик стоит на перекрестке.
Оцениваются:
- особенности нарушений слоговой структуры слова (ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному);
- элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
- парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
- итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
По результатам обследования нарушения слоговой структуры слова определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) –ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. Например, ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.
Третий уровень (средний, 3 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – имеются нарушения слов сложного слогового состава.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – нет нарушений у слоговой структуры слова.
Скачать готовый расчет по данной методике
|
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной
Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:
· узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);
· различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);
· запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.
Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)
Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.
Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.
Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.
Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.
Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.
В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.
В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.
Литература
1. Акишина А. Л., Барановская С. Л. Русская фонетика. - М., 1980.
2. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. В., Гордина М. В. Основы общей фонетики. - СПб., 2000.
3. Боскис Р. М., Левина P. E. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте // Советскаяпедагогика, 1938. - № 6.
4. D. Le Gall et G.Aubin L"apraxie. - Marseille, 1994.
5. Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. - М.: Просвещение, 1970.
6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М., 1998.
7. Фомичева А. А. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.
8. Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Произношение. Мир звуков. 1-2 классы: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. - М.: АРКТИ, 2003
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Обследование фонематического восприятия»
Обследование фонематического восприятия
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Ф. в. Может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречается самостоятельное проявление фонематического недоразвития при благополучном формировании остальных сторон речи.
Недоразвитие ф.в. является одним из ведущих факторов риска возникновения дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения. Поэтому обследование ф.в. является обязательным разделом обследования речи детей дошкольного возраста и предшкольного, даже если у этой группы детей не диагностировались нарушения речи.
Обследование начинается с того, что детям предъявляются для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которые он може произносить. Для детей младше 5 – 5,5 лет предлагаются для прослушивания и воспроизведения 2 слога, для детей старше 5-5,5 лет – 3 слога. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня развития ребенка. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее часто страдают на письме, противопоставленные по признакам мягкости – твердости, звонкости-глухости, месту образования, способу образования.
В обследование включаются прямые слоги, в которых представлено чередование согласных, причем чередование пары дается несколько раз. Каждый раз в ряду слогов меняется порядок их следования (са-ша-са, са-са-ша, ша-са-ша).
При обследовании ребенок и логопед сидят друг напротив друга, рот логопеда закрыт экраном. Логопед предъявляет слоги в более замедленной форме, четко произносит их, не утрируя, голосом средней громкости. Ребенок должен повторять ряды слогов в точном соответствии с образцом, только после того, как логопед закончит слоговой ряд. Не допускается сопряженное проговаривание ряда. В случае проявления затруднений можно изменить условия предъявления материала: уменьшение количества слогов до двух; изменение скорости и громкости произнесения; увеличение уровня контроля и мотивации (внимательно послушай и повтори за мной, а потом мы с тобой поиграем)
Если ребенок не повторяет слоги, то это свидетельствует о несформированности произвольной деятельности (сознательная постановка цели и ее реализация) и несформированности фонематического слуха первичного генеза.
При проведении данного обследования можно использовать картинки. Для детей, имеющих отклонения в формировании произносительной стороны речи, видоизменяется набор оппозиционных звуков.
Детям предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые пропускаются, смешиваются, заменяются в их собственной речи, поэтому в задания включают различение свистящих и шипящих, сонорных р и л.
При заполнении протокола обследования и речевой карты логопед отмечает все пары, которые ребенок различает нечетко, а в индивидуальном плане к речевой карте – пути коррекции, способствующие качеству различения.
У детей предшкольного возраста состояние фонематического анализа (определение позиции звука в слове, количества гласных/согласных звуков в слове, ударение, количество слогов) изучается через возможность услышать наличие или отсутствие звука в слове. Ребенку предлагается классифицировать материал с точки зрения наличия заданного звука в слове. При этом может изучаться возможность выделений 1 звука или пары оппозиционных звуков. Данный тест имеет несколько уровней сложности:
1 уровень. Наиболее сложное задание, при котором ребенок молча работает с картинками. Ребенку даются картинки, в названии которых сожержатся определенные звуки и предлагается разложить эти картинки на соосветствующие группы. В ходе выполнения упражнений у детей активизируются внутренние представления об образах слов.
2 уровень. Задание аналогично первому, но ребенку разрешается проговаривать слова вслух, прежде чем определить, к какой группе эта картинка относится. В этом задании реализуется сочетание артикуляционных кинестезий и слуховых образов слов.
3 уровень. Совместная работа ребенка с логопедом. Ребенок берет картинку, ее название проговаривает логопед, затем ребенок, после чего ребенок пытается определить наличие данного звука в слове и классифицировать эти картинки.
4 уровень. Логопед произносит слова, ребенок слушает, и с помощью условного звука (хлопка), он отмечает слова, в которых присутствует данный звук.
5 уровень. Ребенку предлагается проговорить слово и определить, есть заданный звук в слове или нет.
Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза проводится с учётом широко применяемых в логопедии методик, представленных в работах Л.Н.Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной, Н.А.Грассе, И.Н. Садовниковой, О.А.Токаревой.
Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза включает 4 серии заданий:
Серия I. Обследование письма.
Методика обследования письма включает 3 вида заданий.
Задание 1 . Письмо под диктовку (слуховые диктанты).
Тексты слуховых диктантов соответствуют программным требованиям. Тексты взяты из сборника диктантов по русскому языку соответствующего класса. Для 2-х классов специально подобраны 2 текста различной сложности. Количество слов в диктантах соответствует допустимому объему: 30-35 слов. Предложения состоят из слов с различной звуковой и слоговой структурой.
2- классы
Зимой.
Гуляют вьюги. Трещат морозы. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залег медведь. Лесник Иван Григорьевич кладет в кормушку сено для зверей.
Пришла зима.
Прошла осень. Листья с деревьев облетели. Трава высохла. Земля стала замерзать ночью. Лужи затянулись льдом. Кругом тишина. Закружились в воздухе первые снежинки. Ребята с радостью побежали во двор. Дети были рады приходу зимы.
Задание 2 . Списывание с печатного текста .
Списывание как простейший вид письма наиболее доступно детям, страдающим дисграфией. Ценность его - в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.
У реки.
Деревня Сосновка стоит на холме. Под горой течёт река Вязьма. Правый берег Вязьмы крутой. По тропинке ребята спустились на пляж. У берега плавают кувшинки на длинных стеблях. Около старой берёзы бьёт из-под земли родник. Девочки пьют прохладную водичку из ключа. Мальчики ныряют в воду.
Задание 3. Списывание с рукописного текста .
Текст включает слова с различной слоговой и звуковой структурой, равномерно насыщен как близкими друг другу фонемами и близкими по начертанию графемами, так и орфограммами.
Текст для списывания (с рукописного текста ).
Птицы.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Серия II. Обследование фонематического восприятия
Методика обследования фонематического восприятия включает серию заданий на слуховую дифференциацию звуков речи по противопоставлениям:
1. звонкость - глухость
Б - П
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «б», хлопни в ладоши.
а) Слоговые ряды: па, ба, бо, по, пы, вы, ты, пу, бу, су, бла, пла, плу, блу, бло.
б) Ряды слов: почка, балка, палка, бочка, пашня, бой, башня, порт, братик, брошка, пой, борт, плита, бумага.
в) Предложения: Боря будет рисовать грибы и павлина. У Полины барабанные палочки. Папа покупает пальто и брюки.
З - С
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: за, са. ты, сы, мы, зы, су, зу, ку, со, слу, зло, сло, сли, зли, ска, зля, спи.
б) Ряды слов: сок, зонт, суп, зуб, сон, стакан, сайка, майка, зайка, заветы, монеты, советы, слой, злой, зайка, мойка, сойка, соловей, злодей.
в) Предложения: Слава и Захар были в лесу. Под кустом спал зайка. Вот следы зайки. Злая собака лежит у забора. У медведя спячка.
Д - Т
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «т», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: та, да, по, до, то, ты, ту, ду, лы, ды, тэ, дра. бра, тра.
б) Ряды слов: трава, дрова, Москва, доска, тоска, точка, почка, дочка, дачка, качка, тачка.
в) Предложения: Дрова рубят топором. Даша купила тапочки. Даня и Толя дразнят Трезора.
На дорожке тачка, в конце дорожки - дачка.
Ш - Ж
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ж», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ша, жа, жу, шу, шо, то, жо, жда, шту, кру, жду, шло, жни.
б) Ряды слов: шар, дар, жар, шаль, жаль, соль, жутко, утка, шутка.
в) Предложения: От костра жар, над костром - шар. . У печки Саша, а в печке - сажа. Маленькая Луша и большая
твёрдость - мягкость
Л - ЛЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ль», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ли, ла, лы, мы, ти, ле, ну, лу, лю, ло, лё, ма, ля.
б) Ряды слов: Лада, Лида, лесник, ласты, лук, люк, люстра, лось, лисята, ласточка, лещ, листик.
в) Предложения: Приоткрытый люк, а в корзине - лук. Лида и Лада едят малину. К Лёне пришла Люда. На дороге галька, а на гальке - галка. На речке мель, а в классе - мел.
Р - РЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «рь», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ра, ма, рю, кю, рэ, ре, ка, ря, ри, ря, ло, ро, рё, ры.
б) Ряды слов: рыба, тина, ручей, клюква, ребята, рябина, работа, ряд, рис, рад, рука, рюкзак, рубанок, рисунок, рассудок.
в) Предложения: рая и Рита решили сделать уроки. В поле росла берёза. Октябрята - дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Чёрный хорь Огромный круг
И детский хор. И железный крюк.
З - ЗЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «з», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: зо, со, зё, ко, лё, зю, зу, зэ, зя, за, ра, зы, мы, зи, за.
б) Ряды слов: зонт, зяблик, работа, забота, звон, зелень, занавеска, засеять, звезда, зелёный, пластилин, зима, забава.
в) Предложения: Зоя и Зина были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зебры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево.
свистящие - шипящие, аффрикаты
Ч - Щ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «щ», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ча, ща, щу, чу, щи, би, че, ще, ща, па, що, то, ко. б) Ряды слов: щётка, четко, челнок, щи, вилка, чёлка, мойка, щёлка, щепка, ветка, щёки, чары, чтение, щавель.
в) Предложения: На голове чёлка Ночные чепцы
А в заборе щёлка. Большие щипцы.
Учись защищать Родину. Письма опускают в почтовый ящик. В лесу раздавался птичий щебет. Очень вкусный копчёный лещ.
Ч - Ц
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ч», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ча, чо, ко, ца, чу, му, цо, мы, цы, чи, це, че, цы.
б) Ряды слов: цапля, чувство, чёлка, койка, свет, цвет, чурка, цукаты, огоньки, чулки, чистый, царапать, чтит.
в) Предложения: Весной первыми прилетают грачи и скворцы. Целый день пчёлы летают с цветка на цветок.
Мы у нашего крыльца Поливаем их водой
Посадили деревца. Чистой, свежей, ключевой.
Летом целый день печёт солнце.
С - Ш
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «с», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: са, ша, су, ма, ши, вы, шо, ше, сла, шла, шло, слы, клу, ска, шка, шпу, слё.
б) Ряды слов: сок, майка, шайка, сайка, шок, сани, шали, сопка, шумит, штопка, скулит, шутки, сутки.
в) Предложения: Шишки на сосне, шашки на столе.
На доме крыша В берлоге мишка Железная каска
На крыше – крыса. На кухне – миска. И манная кашка.
Ш - Щ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ш», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ша, ща, ще, ше, шу, щу, зу, що, шпи, щи, шпа.
б) Ряды слов: шить, быть, щепка, щука, штука, тряпка, щёлка, шпилька, шпалы, щёки, школа, шиповник.
в) Предложения: Моего щенка зовут Шарик.
Красивая чаша В горшке плющ
И лесная чаща. На мишке - плюш.
Шишки и щепки летят в разные стороны.
Серия III. Обследование фонемного анализа.
Методика обследования предусматривает производство полного фонемного анализа.
Учащемуся предлагаются слова различной звуковой и слоговой структуры. Прослушав слово, ученик должен ответить на вопросы по следующей схеме:
Сколько звуков в слове?
Какой звук первый?
Какой звук последний?
Какой звук стоит перед звуком…….?
Какой звук стоит после звука………?
Какой звук стоит между звуками?
Речевой материал:
1) односложные слова:
а) без стечений согласных типа: сок, мох, бык, шар, суп, жук, бак, том;
б) со стечением согласных типа: стук, март, внук, лоск, куст,
гром, квас, слон;
2) двусложные слова без стечений согласных типа :
а) ноты, пена, розы, рука, липа, мука;
б) парус, букет, каток, чулок, игла, салют;
3) трехсложные слова без стечений согласных типа:
а) забота, ракета, бумага, синица, улица, рябина, малина;
б) помидор, молоток, мухомор, соловей, пароход;
4) двух – трехсложные слова с одним стечением согласных
типа:
а) книга, футбол, картон, компот, трава, корка, звонок, фартук, марка.
б) журавли, природа, крокодил, воротник, табуретка, полоска, ромашки;
в) напёрсток, портфель, нарасхват, типография, страница;
5) слова усложненного слогового состава типа : велосипедист, милиционер, электричка, дежурство, колхозники, насмешка, кустарник, скороговорка;
слова сложного слогового и морфемного состава: подоконник, пограничники, пристроился, пододеяльник, раздразнил, расхрабрился, подсказка.
Серия IV. Обследование фонемного анализа через синтез или фонемного синтеза через анализ.
Процедура предъявления задания:
1) Назови последний согласный звук в словах (учитываются фонетические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и особенности предшествующего звука).
Речевой материал:
а) стол, мак, шкаф, мяч, лень, соль, тюль, рысь;
б) букет, рыбак, укус, тюлень, палец, карандаш;
в) мост, банк, март, писк;
2) Назови ударный гласный звук в словах (учитывают характеристики выделяемого гласного звука и особенности его окружения):
Речевой материал:
а) астра, осы, аист, Уля;
б) сук, дом, зонт, мир, сыр, дым;
в) муха, роза, каша, мыло, буря, липа;
г) чулок, кино, нога, кулак, сова, туман;
3) Назови первый согласный звук в словах (учитываются акустические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и его окружения):
Речевой материал :
а) сом, нож, зонт, шар, бык, том;
б) ноты, боты, лыжи, шуба, вата, дата;
в) внук, гном, гриб, плащ, трап, звон;
Назови слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука :
Речевой материал:
а) д-о-м, ч-а-с, л-у-к, п-ы-л-ь, т –м-а;
б) л-у-ж-а, р-ы-б-а, н-о-г-и, б-а-с-н-я, т-у-ч-а:
в) з-в-у-к, п-а-р-к, ц-в-е-т, с-т-у-л;
г) ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з –д –и, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д-и, т-а-н-к-и-с-т;
Определи первые звуки в словах и составь из этих звуков слово.
Речевой материал:
мышь, астра, каток = мак,
булка, арфа, ноты, танк = бант;
рысь, утка, кот, арка = рука;
сом, арка, хор, астра, рыба = сахар;
мак, арфа, шуба, игра, ноты, арбуз = машина).