Как травянистые растения готовятся к зиме. Как растения готовятся к зиме? Н
Зима – суровое время не только для человека и различных животных, но и для деревьев и растений, произрастающих на нашей планете.
Чтобы пережить холодное время года, все деревья и кустарники начинают готовиться к нему заранее – примерно со второй половины лета.
Это проявляется, в первую очередь, прекращением активного роста и закладкой верхней почки. До наступления холодов молодой древесный покров должен достаточно затвердеть, чтобы выдержать самые длительные заморозки. Остановка роста объясняется также необходимостью запаса большого количества питательных веществ, особенно крахмала. Деревья, с большим запасом питательных соков, как правило, легко переносят мороз. Также происходит переход в состояние покоя зачаточных побегов, т.е. почек. Последний этап подготовки – сбрасывание листьев, этот процесс также происходит для того, чтобы растения не погибли зимой, вследствие испарения влаги с поверхности листочков, обезвоживания и замерзания.
Травянистые растения сбрасывают на зиму всю наземную часть, оставляя под землей лишь ростовые почки, которые отлично переносят холода, а весной, с приходом тепла, они «просыпаются» и вновь начинают процесс активного роста.
Хвойные деревья не сбрасывают свои листики зимой, чтобы избежать гибели в мороз они «включают» механизм закрытия устьиц и увеличивают количество воска, защищающего зеленую часть растения.
Самыми теплолюбивыми являются цветочные культуры– пионы, розы, хризантемы и прочие, а также виноград, их приходится убирать на зиму в теплое место или укрывать специальными защитными приспособлениями.
Единственный регион России, где они могут перезимовать без укрытия – Краснодарский край, но и в этом регионе, в случае возникновения аномальных морозов, может встречаться массовая гибель этих растений, если они не были предварительно защищены.
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
«КАК РАСТЕНИЯ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»
Занятие проводится во время экскурсии в осеннем парке.
Цель: Знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего возраста.
Задачи. Формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений: по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений. Разучивание загадок об осени. Чтение стихов и художественной литературы об осени. М.Михайлов «Лесные хоромы», В.Бианки «Белкина сушильня», Н.Некрасов «Славная осень»
Наблюдения за погодой. Воспитатель регулярно обращает внимание детей на признаки осени: дни становятся короче, понижается температура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный ветер, а в северных регионах выпадает первый снег, солнце все меньше греет.
Наблюдения за растениями. Воспитатель регулярно отмечает с детьми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными): растения перестают расти, меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники.
Содержание занятия.
Организационный момент. Накануне в вечерний отрезок времени в группу «приходит» адресованный детям конверт, в конверте звуковое письмо. Прослушивание письма. «Здравствуйте ребята»
Вы, наверное, удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я.. (Осень)
Правильно я - Осень. И не простая, а золотая. Я – самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит природе вокруг нас. Поэтому, я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, в мой осенний парк. Приходите завтра, полюбуйтесь на мою красоту, понаблюдайте, что интересного произошло в парке в октябре.
Во время экскурсии по парку воспитатель предлагает детям назвать как можно больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения. Небо, какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик, какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.) Деревья, какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадки: «Весной вырастают, осенью опадают». (Листья.) «Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья» (Осень)
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года опадают листья многих деревьев, - происходит листопад. Дошкольники высказывают свои предположения: почему листья опадают? (Обсуждаются любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники зимой «спят», и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.
Дети выполняют задание: найти опавшие листья разного цвета, рассмотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и каким стал теперь.
Воспитатель организует игру «Узнай лист». Педагог выкладывает опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать листья определенного дерева (например, сначала листья рябины, затем - березы); собрать только красные (только желтые) листья; отобрать листья только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к самому большому, от самого светлого к самому темному. Обратить внимание на сосны, рассмотреть ствол, хвою
Проводится подвижная игра: «Раз, два, три, к дереву (к кустарнику) беги!» Воспитатель называет дерево, к которому должны бежать дети. Выигрывает тот, кто первым найдет нужное растение и дотронется до него.
Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот вопрос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд - от самого молодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется больше «пищи» для растений. Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений. Воспитатель подчеркивает, что опавшие листья - это не мусор, они нужны в природе.
В конце занятия воспитатель делает заключение: осенью становится холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих деревьях меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, растения перестают расти и готовятся к зимнему сну.
В вечерний отрезок времени проводится конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист. Дети выполняют задание, рассматривают все листья и выбирают самый необыкновенный осенний лист.
Наталия Терентьева (Евдокимова)
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Как растения готовятся к зиме»
Занятие по ознакомлению с окружающим
«Как растения готовятся к зиме »
Задачи. Формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений : по изменениям погоды, внешнего вида растений , устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.
Материалы, инструменты, оборудование. Осенние листья разных деревьев и кустарников.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений .
Наблюдения за погодой. Воспитатель регулярно обращает внимание детей на признаки осени : дни становятся короче, понижается температура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный ветер, а в северных регионах выпадает первый снег, солнце все меньше греет.
Наблюдения за растениями . Воспитатель регулярно отмечает с детьми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными) : растения перестают расти , меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники.
Содержание занятия . Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения. Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.) Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадку : «Весной вырастают , осенью опадают» . (Листья.)
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года опадают листья многих деревьев, - происходит листопад. Дошкольники высказывают свои предположения : почему листья опадают? (Обсуждаются любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники зимой «спят» , и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.
Дети выполняют задание : найти опавшие листья разного цвета, рас-смотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и каким стал теперь. (В тундровых или степных регионах, где нет деревьев, ведутся наблюдения за изменениями травянистых растений , кустарников и кустарничков.)
Воспитатель организует игру «Узнай лист» . Педагог выкладывает опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать листья определенного дерева (например, сначала листья клена, затем - березы) ; собрать только красные (только желтые) листья; ото брать листья только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к самому большому, от самого светлого к самому темному.
Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот вопрос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд - от самого молодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется больше «пищи» для растений . Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений . Воспитатель подчеркивает, что опавшие листья - это не мусор, они нужны в природе.
В конце занятия воспитатель делает заключение : осенью становится холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих деревьях меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, растения перестают расти и готовятся к зимнему сну .
Чтобы благополучно пeрежить зиму растения приспособились к холодам по-разному. В теплый период второй половины лета, когда заканчивается рост растений в высоту и толщину, закладывается верхушечная почка. Молодые однолетние побеги к холодам должны одревеснеть. Покрывающая молодые побеги кора из зеленой становится бурой или серой.
В это время начинается процесс растений. Продукты фотосинтеза не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях дерева, как запасные защитные вещества, и используются следующей весной при формировании новых побегов и листьев. Чем больше будет запасных веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет растение, так как температура замерзания клеточного сока в деревьях с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у деревьев с малым запасом. Это касается не только деревьев, а также и кустов.
Сбрасывание листьев на зиму прекращает рост и вступление в состояние покоя одревесневших побегов - все это также является приспособлением растений к зимовке. Какое же имеет значение листопад? Мы знаем, что листья испаряют воду, а вот зимой испарение невозможно. Сок по стеблю также не сможет двигаться, потому что замерзнет. И снег, который будет падать на листовые пластинки, повредит их. Поэтому растения еще до наступления больших холодов сбрасывают листья. Итак, - защитная реакция растений от гибели зимой.
На побегах остаются только те почки, которые выдерживают морозы от -35С до - 40С. В холодное время крахмал, как запасное питательное вещество, у клена и дуба превращается в сахар, а у хвойных, березы и липы - в жиры.
Наличие толстой коры на побегах смягчает резкие колебания зимней температуры, а весной сохраняет растение от солнечных ожогов.
Очень важно знать, что кратковременные оттепели зимой, пока растения еще находятся в зимнем покое, менее опасны, чем весенние , когда почки уже раскрылись и растение начало распускаться.
Почему почки зимой спят?
Покой почек имеет существенное значение для выживания многолетних растений умеренных широт, которые зимой подвергаются влиянию низких температур.
У многих деревьев почки переходят в состояние покоя еще в середине лета, задолго до осеннего листопада. Такие почки представляют собой зачаточный побег. Весь этот зачаточный побег окружен почечным чешуйками. Они имеют очень важное значение, поскольку препятствуют обезвоживанию, ограничивают поступление кислорода и изолируют почку от потери тепла. Во многих отношениях роль почечных чешуек подобна роли семенной кожуры.
Как семени, так и почкам многих видов растений для прерывания покоя необходим холод. Если ветви деревьев или кустов осенью срезать и занести в помещение, то они не будут цвести. Но, если их выдержать на открытом воздухе до зимы, а потом перенести в комнату, они зацветут.
Наши плодовые деревья: , вишни, персики, каштаны и пр. не могут расти в климатическом поясе, где не бывает холодных зим.
Например, если одну почку сирени, выращенную в теплице, проморозить в течение короткого времени, то совсем скоро эта единственная почка раскроется.
У многих растений, особенно деревьев, нарушается фотопериодической реакцией, то есть изменением длины дня. Увеличение продолжительности для служит для почек сигналом к окончанию зимнего покоя.
Кинопособие « Экология растений» 58 занятий. Глава IX. Сезонные изменения растений.
Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите-лю на всех этапах проведения уроков.
Актуальность:
Живя постоянно на одном месте, растение приспосабливается ко всем происходящим здесь изменениям. В областях с умерен-ным климатом условия жизни сильно меняются по временам го-да. Осенью, зимой, летом растения живут при разных сочетаниях тепла, света, влаги. Как же приспосабливаются растения к разным сезонам года?
Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм
Основные понятия
Лесная подстилка. Озимые однолетники, озими. Глубокий покой. Вынужденный покой.
Вопросы для обсуждения
1.Какой сезон года наиболее опасен для растений, живущих в умеренном климате?
2.Как готовятся к зиме деревья и кустарники? А многолетние травы?
3.Как образуется лесная подстилка? Что она собой представля-ет.
4.Какова роль подстилки в жизни лесных растений?
5.Какие растения называют озимыми? Как они готовятся к зиме?
6.Почему зимой наши деревья без вреда переносят сильные мо-розы, а весной молодые побеги обмерзают даже при легких замо-розках?
7.Какие растения называют подснежниками? Приведите примеры.
Задания: 1. Во время зимних каникул раскопайте снег на небольших площадках размером 1 м2 на лугу, в поле и в дубовом лесу. Посмотрите, есть ли под снегом зеленые растения. С помощью учителя определите, как назы-ваются эти растения. Составьте их списки.
2. Срежьте в ноябре ветку ольхи (березы, орешника) с соцветиями-се-режками и поставьте в воду в теплой комнате. Понаблюдайте, раскроются ли почки на ветках. Начнут ли пылить соцветия-сережки? Повторите опыт в феврале. Объясните различные результаты в ноябрьских и февральских наблюдениях
Как растения готовятся к зиме
Осень — время подготовки к зиме. Ветви деревьев и кустарни-ков к осени покрываются многослойной пробкой. Ее мертвые, за-полненные воздухом клетки не пропускают влагу и предохраняют внутренние ткани от потери воды и промерзания.
Осенью окончательно формируются почки растений. У многих из них, например у копытня европейского, медуницы неясной, лютиков, к осени в почках заложены не только вегетативные по-беги, но и бутоны (рис.1). Почки деревьев, например дуба черешчатого, вязов, кленов и многих трав (ландыша, копытня евро-пейского, купены лекарственной, вороньего глаза), защищены по-чечными чешуями. Обычно к осени они покрываются слоями пробки, накапливают смолы, клейкие вещества. Плотный наруж-ный покров из чешуй надежно защищает от высыхания зачаточ-ные органы и образовательные ткани внутри почек.
Рис.1. Почки древесных и травянистых растений осенью: 1 - тополь, 2 - липа,
3 — дуб, 4 — клевер, 5 — ландыш. Схемы продольных разрезов почек: 6 — дуб, 7 - клевер.
Многие растения к осени накапливают запасы питательных ве-ществ. У многолетних трав они откладываются в подземных орга-нах — корневищах, клубнях, луковицах, корнях, у деревьев и ку-старников — главным образом в стволах.
Листопад и его роль в жизни растения. Главная примета осени в наших краях — листопад (рис.2). К его началу листья расцве-чиваются яркими золотистыми и багряными красками. Осенняя природа незабываема по красоте. Листопад предохраняет деревья, во-первых, от иссушения зимой, во-вторых, от обламывания вет-вей под тяжестью снега. К листопаду растения готовятся заранее.Рис.2. Листопад
Еще летом, в июле, когда день начинает убывать, в основании листьев образуется отделитель-ный слой, который обеспечива-ет быстрое опадение листьев осенью.
Пышный ковер опавших осе-нью листьев очень важен для жизни лесных растений. В ду-бовых, липовых, грабовых и других листопадных лесах из опавших листьев образуется рыхлая лесная подстилка, ко-торая, как одеяло, закрывает почву и предохраняет ее от про-мерзания в теплые зимы. Лес-ная подстилка — это своеобраз-ное удобрение, которое посте-пенно разлагается с помощью почвенных грибов и бактерий, образуя почвенный перегной.
Лесная подстилка легко впитывает влагу, как губ-ка, удерживает ее и сохраняет в почве. Поэтому не следует сгре-бать и вывозить опавшие лис-тья, так как это нарушает фор-мирование почвы и ухудшает корневое питание растений.
Подготовка к зиме вечнозе-леных хвойных деревьев. А как готовятся к зиме наши веч-нозеленые хвойные деревья — ель и сосна? Ведь у них зеленая хвоя сохраняется всю зиму. Правда, на ветках сосны осенью нижние хвоинки желтеют. Вы, вероятно, замечали, что осенью и зимой зеленая окраска хвои становится более тусклой, чем вес-ной и летом. Это объясняется тем, что осенью хлоропласты пере-мещаются в глубь клеток. Кроме того, осенью устьичные щели на хвоинках закупориваются смоляными пробочками. В таком состо-янии хвоинки зимой испаряют в два-три раза меньше воды, чем летом. Из-за закупорки устьиц в листья не поступает углекислый газ и фотосинтез прекращается. Интересно, что зимой зеленые кроны сосен и елей испаряют влаги меньше, чем оголенные ветви листопадных деревьев, например сосна — в пять раз меньше, чем дуб.
Озимые однолетники. А есть ли среди растений такие виды, ко-торые внешне не обнаруживают признаков подготовки к зиме? К таким “легкомысленным” растениям можно отнести озимые одно-летники. Озимыми называют однолетние растения, у которых се-мена прорастают с осени. Они широко представлены среди сельско-хозяйственных культур, например озимые сорта ржи, пшеницы, ячменя, а также среди полевых сорняков, например пастушья сумка, сурепка обыкновенная, дикая редька (рис.3).
Рис. 3. Озимые растения: 1 — пшеница, 2 — дикая редька
У озимых хлебных злаков осенью вырастают молодые растения с розеточными побега-ми, так называемые озими, которые переживают зиму под снегом. К наступлению зимы озимые приобретают устойчивость к морозам: к этому времени в их клеточном соке накапливается сахар, и клет-ки могут промерзать безболезненно. Таким образом, “легкомыслие” озимых однолетников обманчиво. На самом деле они готовятся к зиме, изменяя свойства своих клеток. Зеленые листья глубокой осе-нью и зимой под снегом сохраняются у большинства луговых мно-голетних трав, например клеверов, мятликов, овсяницы, и многих лесных трав — кислицы обыкновенной, зеленчука желтого, копы- теня европейского, осоки волосистой.
Зима. Поздней осенью, в ноябре, у большинства наших расте-ний наступает глубокий покой. В этом состоянии растения могут без вреда для себя пережить суровые зимние условия. Его не на-рушает даже продолжительная оттепель и таяние снега (см. зада-ние 2). Опасность поддаться на провокацию оттепелей и начать рост осенью или среди зимы особенно велика для деревьев и кус-тарников. Их почки зимуют в воздухе, где температура может бы-стро и резко меняться. Почки травянистых растений находятся под снегом или в почве. Здесь температура в течение всей зимы близка к нулю, ее колебания очень незначительны.