Перспективы применения трансактного анализа. Трансактный анализ берна
Американский психолог Эрик Бери (1910-1970) создал самостоятельное психотерапевтическое направление, которое получило широкое распространение во всем мире под названием трансакционный анализ. Слово трансакция переводится как взаимодействие, и соответственно понятие «трансакционный анализ» подразумевает анализ взаимодействия, а проще - общения людей.
Как и все ведущие американские психотерапевты, Берн имеет широкую подготовку: является и психологом, и психиатром, и психотерапевтом.
Как всегда, сначала рассмотрим некоторые важные биографические факты, которые помогут нам лучше понять личность ученого (в том числе то, что повлияло на ее формирование и привело его к определенным достижениям).
Полное его имя - Эрик Леонард Бернстайн. Он родился в Монреале в 1910 г. Первые 20 лет прожил в Канаде. Он любил своих родителей, но особенно отца, который оставил у него особое впечатление. Отец его был врач, хирург. Он старался помогать людям не только хирургией, но и вообще своими медицинскими знаниями, особенно тем, у кого не было денег на квалифицированного врача. В будущем Эрик Берн (переехав в Америку, он сократил свою фамилию на американский манер), свою первую книгу посвятил отцу, написав на титуле слова: «Моему отцу, врачу для бедных». Он очень гордился тем, что его отец по собственной инициативе ходил по бедным кварталам и помогал людям, которые не могли позволить себе хорошего врача. Он часто брал Эрика с собой. И тот воспринял этот подвижнический труд настоящего врача в духе наших земских врачей.
Когда отец умер, Эрику было девять лет. Для него это была очень большая потеря и настоящая психологическая травма. Он мало пишет об этом, но в упоминаниях чувствуется боль утраты. Он быстро повзрослел и почувствовал, что эстафету врача, помогающего бедным, должен принять он.
Еще во время походов с отцом к пациентам Эрик понял, какое важное значение в работе любого врача имеет психотерапия, какую важную роль в помощи людям играет общение и что многие больные страдают не столько от физических недугов, сколько от нехватки общения, взаимопонимания, особенно с близкими. И вся его дальнейшая работа была направлена на изучение психоанализа и других психологических подходов, что сделало Берна отличным специалистом по оказанию научной помощи людям в организации правильного общения друг с другом.
После смерти отца он начинает помогать матери. Мать его была журналисткой и редактором. Ей приходится очень много работать, чтобы сдержать семью. От нее Эрик и перенял трудолюбие и добросовестное отношение к труду. И потому огромная работа Берна не была ему в тягость, он работал легко, красиво и увлеченно. И в конце своей жизни Берн писал: «Искусство жить состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая спелые яблоки, а искусство умереть состоит в том, чтобы доесть свое яблоко и сказать другим: “Наслаждайтесь тем, что я вам оставил”».
Но вернемся к его биографии. В 1935 г. Берн заканчивает медицинский факультет, который в свое время закончил и его отец (он трепетно идет по его стопам), но его все больше притягивают психологические проблемы. Ну и, естественно, в пределах медицины он выходит на психиатрию, чтобы связать психологию и медицину. Слово «психотерапия» тогда очень мало употреблялось, тем более в Канаде. Она еще только зарождалась. В Америке она развивалась быстрее, чем в Канаде. К тому же Монреаль был центром франкоговорящей провинции, куда литература по психологии и психотерапии поступала в ограниченном количестве и все больше была на английском или немецком языках. (Надо сказать, что и психиатрия - наука ведь довольно молодая, а психотерапия еще моложе.)
Берн прекрасно излагал свои мысли, любовь к литературному слову, хороший стиль он перенял у матери. Еще в 11 лет он начал писать разные рассказы (в основном детской направленности), и, будучи уже взрослым, он продолжает эту свою страсть - пишет научно-популярные, а иногда детские книжки (для души), которые, следует отметить, пользовались успехом. Видимо, тогда уже складывается то, что он потом назовет «сценарной директивой». То есть некий жизненный сценарий, принятый человеком в детстве от близких (в основном в родительской семье), который руководит им всю жизнь.
В 1941 г. он вступил в Армейский медицинский корпус в качестве врача-психиатра. Именно армейский опыт способствовал его развитию как психотерапевта. Напомним, что через это же прошли Перлз и Райх, которые именно в военных госпиталях начинают сталкиваться с различными посттравматическими явлениями, которые не могли быть объяснимы только с неврологической точки зрения. Они начинают искать другие новые походы. С одной стороны, эти проявления нельзя было четко отнести к области психиатрии, поскольку у человека не обнаруживались явные отклонения от нормы, с другой - присутствовали фобии, страхи, навязчивые мысли, различные «зацикленности». Сейчас мы можем сказать, что это зона психотерапии.
Эта армейская практическая школа заставила Берна развивать природную наблюдательность и интуицию. При большом количестве постоянно поступающих пациентов времени на теоретизирование и долгое обдумывание диагнозов не оставалось. Приходилось подчас быстро отвечать на вопросы, ответы на которые в учебниках и в его учебном курсе не содержались, и в кратчайшие сроки принимать важные решение, например, о годности пациентов продолжать военную службу после госпитализации. Такие условия требовали развитой интуиции и, с другой стороны, способствовали ее развитию. Берн понимал это и работал в этом направлении, придумав очень много интересных упражнений по развитию оной.
Берн, как и Перлз и Райх в аналогичных условиях, начинает внимательно изучать психоанализ, пытаясь найти в нем ответы, которых не давала ему традиционная психиатрия и неврология. Однако каждый из них (и каждый в свое время) обнаруживает, что традиционный психоанализ тоже не дает исчерпывающих ответов, поэтому, приняв многие его положения, они начинают его собственные модификации: Перлз создает гештальт- терапию, Райх - характерологический анализ и телесную психотерапию, а Эрик Берн - трансакционный анализ.
Вы можете столкнуться со спорами о том, как правильно звучит русская транскрипция слова «transactional»: тран- зактный, трансактный, трансакционный и даже транзак- циональный. Допустимы все перечисленные варианты. Для простоты использования трансактный анализ часто называют аббревиатурой - ТА.
Создав свое собственное направление в психотерапии, Берн, безусловно, остается психоаналитиком (хотя и неклассическим). Его знаменитая схема ТА «Ребенок»-«Взрослый»-«Родитель» построена по аналогии с психоаналитической схемой «Оно »- «Я » -«Сверх-Я ».
Ортодоксы психоанализа считают ТА профанацией психоанализа, его недопустимым упрощением, но именно это упрощение помогло невероятно расширить применение многих психоаналитических подходов.
Возможно, здесь сказался и «родительский сценарий»: его отец был «врачом для бедных», и Эрику хотелось сделать хотя бы некоторые подходы дорогостоящего психоанализа доступными для небогатых людей и для многих психотерапевтов.
Берн первым применил групповой вариант психоанализа (опять же упрощенного).
Заниматься групповой терапией он стал случайно. В военном госпитале выпивка была строго запрещена, однако пациенты покупали чуть ли не ящиками какой-то лосьон и пили его. Берн не любил жаловаться начальству и угрожать дисциплинарными взысканиями и решил провести разъяснительную беседу о вреде питья лосьона. И вот тогда в нем и обнаружился талант рассказчика. Слушатели пришли со скучающим видом, а уходили проникнувшимися и неожиданно для Берна обратились к нему с просьбой проводить с ними такие беседы и на другие темы.
Они просто поняли, что им интересно с этим человеком общаться. И не важно, на какую тему он будет говорить, им хотелось вновь собраться в одной компании и ощутить атмосферу дружелюбия и тепла и послушать мудрого человека, который на них не орет, не поучает их, а спокойно беседует, проявляет заботу о них. Он не просто говорил, что пить (тем более лосьон) вредно, он выводил их на другие проблемы, старался показать, что даже в их, вот в этой, военной, госпитальной жизни есть много интересного, мимо чего они проходят, что можно развивать себя, строить интересные взаимоотношения, что каждого человека можно читать, как книгу, и т.д. И он понял, что групповая работа, если создать хорошую атмосферу взаимодействия, может приносить успех, которого не всегда можно добиться в индивидуальной работе. Позже он стал постепенно вводить в эту «разговорную терапию» с пациентами все больше психоаналитических элементов, которые постепенно оформлялись в ТА.
После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику и одновременно сам консультируется у выдающихся психоаналитиков. Почему? Ну, во-первых, потому что в цивилизованных странах довольно строгие критерии каждой профессии. В частности, считается, что психоаналитиком можно стать, только пройдя собственный курс психоанализа, испытав на себе все, что будут испытывать твои пациенты.
Но у Берна желание соблюсти все эти профессиональные требования еще совпало с тем, что он действительно хотел лучше понять себя и свои межличностные проблемы. Дело в том, что к этому времени у него уже было три неудачных брака.
Он считал, как настоящий психоаналитик, что причины надо искать в первую очередь в самом себе, посмотреть, нет ли у него схожих алгоритмов проблем с разными партнерами. Очень часто, когда наши дети решают с кем-то разводиться или расставаться, мы спешим сразу же занять их позицию. И подчас та же самая проблема у них возникает уже с другими партнерами. Значит, дело в них самих, и пока мы будем винить других, мы все более будем делать наших детей неспособными найти свое счастье. Впрочем, такой поход мы часто применяем и к своим собственным межличностным проблемам, усугубляя их нежеланием искать причины в себе самом. Берн решил найти эти причины в себе путем психоанализа.
Однако именно этот личный опыт послужил одной из причин его отхода от традиционного психоанализа. Он понял, что он в нем не находит ответа: «Что же во мне такого, что я не могу ни с кем ужиться? Вроде такой контактный, пациенты любят, коллеги любят, студенты любят, а вот в личной жизни не получается». Он начинает искать для себя ответ на этот вопрос. По-настоящему сильны именно те разработки, которые человек рождает, пытаясь решить собственную проблему, тогда подход становится практичным, работающим, а не просто красивой теорией.
Берн считает, что хотя психоанализ действеннее, чем традиционные неврологические и психиатрические подходы, все же и он слишком схематичен и специалист должен больше совершенствовать собственную интуицию, но не просто так, а для более творческого применения основных положений психоанализа, которые надо освободить от слишком жесткой мелочной детализации. И он разрабатывает собственную систему развития интуиции, а затем (в 50-е годы) так называемый структурный анализ. Так складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний.
Берн имеет в виду, что в каждом из нас находятся три эго-состояния (как правило, у каждого человека доминирует одно из них, но они могут и меняться, и взаимодействовать). Они все присутствуют, но с разной степенью выраженности. Это состояние «Ребенка», состояние «Взрослого» и состояние «Родителя». Среди них рациональным является только состояние «Взрослого», которое может быть и у десятилетнего ребенка. В чем оно заключается? Состояние «Взрослого» - когда человек мыслит реалистично (происходит реалистичное принятие проблемы и реалистичная попытка ее решения).
Наш внутренний «Ребенок» всегда категоричен: «Я хочу (я не хочу), и все тут!». (Близко к фрейдовскому «Оно».) Его уравновешивает внутренний «Родитель » («Ты должен - ты не должен», «Можно - нельзя», «Прилично - неприлично»). (Близко к «Супер-Эго».) И только наш внутренний «Взрослый» (близко к «Эго») смотрит на ситуацию реально, пытаясь найти разумный компромисс между состояниями (требованиями) «Ребенка» и «Родителя». И все же ТА - не просто упрощенная аналогия психоанализа, а имеет важное отличие - по Берну, и Ребенок, и Родитель, и Взрослый - не различные структурные подразделения личности, а разные состояния одного и того же «Я» (Эго-состояния).
И более того, надо сказать (и это очень важно), что периодически эти позиции могут быть вполне здоровыми, потому что в нас в какой-то мере и «Ребенок» должен покапризничать, и «Родитель» почитать нотации. Но главное, чтобы в конечном итоге принимал решение все-таки «Взрослый».
Если идти только на поводу у «хочу», ничего хорошего не будет. Если руководствоваться только «должен» - формальные принципы «засушат» живые отношения с другими людьми и самого человека, «задавят» нормальную жизнь.
Сколько людей своими принципами в интересах воспитания детей фактически оттолкнули их от себя или даже поломали им судьбы! То есть «Взрослый», призывая «Ребенка» к сознательности, должен и «Родителю» говорить: «Принципы для человека, а не человек для принципов».
В 1960 г. выходит книга Берна «Трансакционный анализ в психотерапии». Правда, сначала, в 1957 г., он опубликовал программную статью в «Американском журнале психотерапии». Это примечательно. Почему? Потому что в Америке существует множество различных психологических и психиатрических журналов, но серьезных (академических) - очень мало. Такие издания всегда имели очень серьезный редакционный совет, и публикация в нем означает некое признание ценности идей и сразу обращает внимание на автора.
В 1964 г. Берн выпускает свою новую книгу которая стала очень популярной, в том числе у нас. А в 1966 г. появляется его руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».
Книгу Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался?» у нас назвали Ее издают вместе с первой, где первой частью идут «Игры, в которые играют люди», а второй - «Люди, которые играют в игры». В этой части он раскрывает свою так называемую теорию сценарного анализа. То есть анализ жизненного сценария: почему он такой возник и как его можно скорректировать. (Надо сказать, что у Берна была также книга «Секс в человеческой любви», но в России она осталась мало замеченной, посколько отталкиваясь от названия, книгу помещали на полки сексологической литературы. А она, по-существу, была также посвящена психиатрии и психотерапии.)
Берн мечтал создать такую психотерапевтическую концепцию, которая обеспечивала бы полное излечение проблемы человека за минимальное время. Потому его ТА нередко критиковали как недопустимое упрощение психоанализа. Берн и не скрывал, что пытался сделать те психоаналитические подходы, которые он считал эффективными и доступными. Он так и назвал одну из своих книг - «Психоанализ для непосвященных». (Она издавалась и у нас, написана ясно, хорошим литературным языком.)
Несмотря на большую популярность, только в конце своей короткой (60 лет) жизни он получает полное признание своих идей, в том числе академическое, потому что количество специалистов, применяющих его метод в психотерапии и в психиатрии, стремительно возрастало.
Трансактный, или трансакционный (transactional), анализ - система групповой психотерапии, в которой взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я.
Основателем этого направления в психологии и психотерапии является американский психолог и психиатр Эрик Берн, который разработал его в 50-е гг. XX в. Э.Берн выделил предмет исследования и наблюдения - человеческое поведение. Он не только создал метод трансакционного анализа, но и подробно изложил его в своих многочисленных книгах, несколько из которых были переведены на русский язык.
Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов:
1. Структурный анализ, или теория эго-состояний. Собственно трансакционный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов (под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта).
2. Анализ психологических игр;
3. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария - «скрипта»). Э.Берн считал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сценарием продолжают играть в различные игры. Вся жизнь человечества заполнена играми. По мнению Э. Берна, самой страшной игрой является война. Различают три Я - Состояния: Я - Взрослый, Я - Родитель, Я - Ребенок. Групповая психотерапия, по Э. Берну, должна складываться на уровне Взрослый-Взрослый. Руководитель предприятия, менеджер должен научиться выделять состояния Взрослого как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, особенно подчиненных, клиентов, партнеров, добиваясь общения на уровне Взрослый-Взрослый. Общение с разными людьми, например с сослуживцами, начальством, может строиться по-разному в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения, а также от цели общения и от того, является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника.
Умелое владение этим методом помогает менеджеру добиться эффективной коммуникации. Эффективной коммуникация будет тогда, когда она будет вестись на одном и том же языке, т. е. Взрослый будет разговаривать со Взрослым, Ребенок - с Ребенком, Родитель с Родителем.
Различают трансакционный анализ в узком и широком смысле. В узком понимании - это анализ взаимодействия двух и более людей, в широком - социально-ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.
Современный менеджер должен уметь использовать данный метод как в узком, так и широком понимании. Рассмотрим составные части метода Э. Берна.
Структурный анализ - теория эго-состояний. Э. Берн пользуется терминологией З.Фрейда, обозначая Я - концепцию - Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структурный анализ изучает, какую долю в личности и действиях человека занимает то или иное эго-состояние.
Три состояния человека. Их характеристика:
Эго-состояние Родитель (Р), по Э.Берну, обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Родитель - это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков и предписаний, некритически усваиваемых индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующих ему линию поведения. Это повелевающая часть личности. Кроме того, эго-состояние Родитель содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Э. Берн отмечает, что Родитель может проявляться двояким образом - прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном, случае человек реагирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать. Если говорить о косвенном влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какую от него ждали, т.е. человек или подражает одному из родителей, или приспосабливается к их требованиям.
Таким образом, различают две основные формы проявления Родителя: заботящийся (советы, поддержка, опека и другое). Когда на первое место выдвигаются достойные постулаты («Защищать Родину от врага - святое дело», «Предавать - подло»), и контролирующий (запреты, санкции и другое), когда приоритетными становятся самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни - вкусно есть и мягко спать», «Деньги не пахнут» и другое). Родитель - наиболее косная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Родитель влияет на поведение человека, выполняя функцию совести.
Эго-состояние Взрослый (В) включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Это состояние не имеет никакого отношения к возрасту человека, а представляет собой способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Хотя Взрослый использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке, он независим от предубеждений и догм Родителя и порывов Ребенка. Взрослый - это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь» независимо от прошлого.
Эго-состояние Ребенок (Ре) содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Ребенок живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у старых людей, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Ребенок придает личности неожиданность. Различают Ребенка естественного (свободного) и адаптированного, или приспособившегося. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как бунтующий (против Родителя), соглашающийся и отчуждающийся.
Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» одного эго-состояния на другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то, как Родитель, то, как Взрослый, то, как Ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. На рисунке (приложение 14) приводится структурная диаграмма в полном и упрощенном виде.
Состояние Взрослый необходимо для жизни, так как человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.
Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа - «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрывает). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. На основе трансактного анализа Э. Берном была разработана психотерапия, призванная освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.
Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение состояния автономного Взрослого.
Собственно трансакционный анализ.
Трансакция - единица общения, то есть взаимодействие двух или более людей. Единичным актом человеческих взаимоотношений является обмен ходами. Трансакция начинается с трансакционного стимула, или побуждающего хода, - того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Трансакция (трансакт) - обмен действиями. Ответ называется трансакционной реакцией или ответным ходом. Обмен ходами очень напоминает торговую операцию, так как он осуществляется по принципу «ты - мне, я - тебе». Именно поэтому его часто называют сделкой (англ.transaction).
При трансакционной реакции человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием, например, улыбкой, нахмуренным лицом, отведенными в сторону глазами и другое.
Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Например: в трамвае господин А предупредительно отодвигается, чтобы уступить место господину В. Понятно, что его присутствие замечено.
Трансакции могут быть как положительными, доброжелательными, так и отрицательными, недоброжелательными и даже агрессивными.
В трансакционном анализе рассматриваются четыре возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и к другим:
1) я плохой, ты хороший;
2) я плохой, ты плохой;
3) я хороший, ты плохой;
4) я хороший, ты хороший.
Целью анализа трансакций является получение навыка определения, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.
Формы трансакта: дополнительные (параллельные), перекрестные (пересекающиеся) и скрытые.
Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию (рисунок в приложении № 14).
Например, два человека (руководитель и подчиненный) взаимодействуют как Родитель-Родитель.
Пример 1. Диалог между руководителем подразделения и подчиненным: «Это безобразие! На наш отдел опять свалилась дополнительная работа». Подчиненный: «Действительно безобразие. И ведь это не в первый раз!»
Пример 2. Руководитель: «Генеральное руководство поручило нашему подразделению разработку нового продукта, поэтому с сегодняшнего дня вы будете работать без выходных». Подчиненный: «Ну, надо, так надо, только вы также будете работать с нами без выходных».
Это может быть взаимодействие Ребенок-Родитель, когда подчиненный нуждается в сочувствии и понимании со стороны начальника и получает их, и наоборот (рис. см. приложение).
Пример 1. Подчиненный: «У меня сегодня очень болит голова». Руководитель: «Идите домой, полежите, а вашу работу мы выполним сами».
Пример 2. Руководитель: «Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может, привлечь людей из других подразделений?» Подчиненный: «Не беспокойтесь, мы все выполним сами».
Также два человека могут взаимодействовать как Взрослый-Взрослый. Такие взаимодействия благоприятны в рабочей обстановке.
Руководитель подчиненному: «Я прошу вас выполнить это поручение к завтрашнему дню, чтобы я мог подготовить отчет в министерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материал домой и вечером поработаю».
Основная особенность дополнительных трансакций заключается в том, что векторы взаимодействия параллельны, а следовательно, никогда не пересекаются. Данное правило не зависит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока трансакции будут сохранять дополнительный (параллельный) характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники на производстве обсуждением домашних дел (Родитель-Родитель), решают ли реальную производственную проблему (Взрослый-Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок-Ребенок).
При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.
Э. Берн первым правилом коммуникации считает следующее:
Пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствием из этого правила является то, что пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго.
Обратное правило: процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.
Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.
Пример 1. Подчиненный руководителю: «Давайте начнем разработку нового направления деятельности». Руководитель: «Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять? Не лезьте не в свои дела!» (рис. См. приложение). В этом случае подчиненный выполняет ход Взрослого, предлагающего серьезное дело, а руководитель выступает в ответ в роли Родителя.
Пример 2. Руководитель подчиненному: «Вы не брали красную папку с отчетом с моего стола?» (ход Взрослого, интересующегося информацией). Подчиненный мог бы ограничиться кратким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте я помогу Вам ее найти», (рис. См. приложение). Но у подчиненного не все хорошо дома, и он грубо отвечает: «Вы вечно ее теряете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вы всегда все откладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?» Ответ последовал от Родителя. Такой ответ может способствовать развитию конфликтной ситуации (рис. Приложение № 14).
Пример 3. Вернемся к первому примеру. В ответ на реплику руководителя подчиненный мог бы сказать: «А почему Вы кричите на меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот событий влечет за собой конфликт, ссору.
В жизни аналогичные пересекающиеся трансакции возникают очень часто. Такие трансакции являются постоянным источником семейных, служебных и бытовых конфликтов. Пересекающиеся трансакции могут возникать у пациентов и бездарных врачей, когда пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с конструктивными предложениями и разумными замечаниями, а получает авторитарный поверхностный ответ Родителя Ребенку. Трансакции пересекаются, и в дальнейшем взаимодействие этих личностей обречено на провал. Пересекающаяся трансакция вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась.
В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его взрослому состоянию реагирует детским состоянием Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в такое состояние, при котором дальнейшие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать двумя способами: либо став Родителем и дополнив проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрослого.
Анализировать трансакции весьма трудно, но опытный менеджер должен уметь это делать. Иногда на предприятие может приглашаться специалист - психотерапевт. Делается это в том случае, если конфликты становятся постоянными и деструктивными.
Простейшими являются дополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневые трансакции - угловые и двойные, при которых один уровень видимый - то, что произносится (Э. Берн называет его социальным), а второй - скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция - от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку. Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я. Скрытые (угловые), трансакции представлены на рисунке (См. в приложении).
Скрытыми трансакциями часто пользуются дипломаты, влюбленные и т. п. Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать». Она: «У меня как раз пара свободных часов. Я так люблю интересные книги».
На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне - это разговор Ребенка со Взрослым, и его содержание - сексуальные взаимоотношения. Э. Берн анализирует подобные игры: «На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз».
Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алкоголиков. Придя на работу утром с похмелья, такой сообщает окружающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раскалывается» Начальник: «У каждого бывает» (рис. в приложении 14).
Перед нами видимая трансакция Взрослый-Взрослый. На самом деле, трансакция гораздо глубже. Детское состояние Я алкоголика ищет снисхождения у родительского состояния Я начальника. Как правило, он и получает в ответ доброжелательный смешок и снисходительную реплику. Кто-то может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий». Этот смех над чужим несчастьем, так часто встречающийся в жизни, иногда называют «трансакцией виселицы».
Вопросы для закрепления:
1. Что такое трансакционный анализ?
2. Кто был основателем трансакционного анализа?
3. На какие этапы делится метод трансакционного анализа?
4. Три состояния человека. Их характеристика.
5. Что вы знаете о трансакции?
Укажите один верный вариант ответа:
1. Трансакционный анализ – это…
2. Трансакция – это…
А) анализ взаимодействия двух и более людей
Б) социально-ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально-адаптированной личности
В) система групповой психотерапии, в которой взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я
Г) единица общения, то есть взаимодействие двух или более людей
3. Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов (выберете неверный вариант ответа):
А) структурный анализ
Б) функциональный анализ
В) скриптоанализ
Г) анализ психологических игр
Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.
Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.
Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.
В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.
Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.
1. Сущность трансактного анализа Э.Берна
Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:
- каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;
- каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;
- у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель .
Описание эго-состояний представлено в табл. 1.
Таблица 1
Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания
Эго-состояния |
Типичные способы поведения, высказывания |
|
Родитель |
Заботливый родитель |
Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" |
Критический родитель |
Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!" |
|
Взрослый |
Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе" |
|
Спонтанный ребенок |
Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!" |
|
Приспосабливающийся ребенок |
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" |
|
Бунтующий ребенок |
Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделать не сможете" |
Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.
Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.
Вербальные и невербальные взаимодействия между людьми называются трансакциями. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые .
Параллельные - это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.
Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.
Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают .
Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.
Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других .
Одобрение в трансактном анализе понимается как “поглаживание”. Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки” (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.
Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными (“Я люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд .
Следующий аспект трансактного анализа - структурирование времени. Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).
Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность .
Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.
Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции .
2. Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну
«Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.
Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками:
- скрытыми мотивами;
- наличием выигрыша.
Отличие игр в том, что они могут содержать элемент конфликта, они могут быть нечестными и иметь драматический исход .
Берн дает классификацию игр, основанную, по его мнению, на некоторых наиболее очевидных характеристиках и переменных:
- Количество игроков: игры на двоих ("Фригидная женщина"), на троих ("Ну-ка, подеритесь!"), на пятерых ("Алкоголик") и на многих ("Почему бы тебе не..." – "Да, но...").
- Используемый материал: слова ("Психиатрия"), деньги ("Должник"), части тела ("Мне нужна операция").
- Клинические типы: истерический ("Насилуют!"), с синдромом навязчивости ("Растяпа"), параноидальный ("Почему со мной всегда так?"), депрессивный ("Опять я за старое").
- По зонам: оральные ("Алкоголик"), анальные ("Растяпа"), фаллические ("Ну-ка подеритесь").
- Психодинамические: контрфобия ("Если бы не ты"), проецирующие ("Родительский комитет"), интроецирующие ("Психиатрия").
- Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские ("Если бы не ты"), садистские ("Растяпа"), фетишистские ("Фригидный мужчина") .
При классификации игр Э.Берн использует следующие качества игр.
- Гибкость. Некоторые игры, такие как "Должник" или "Мне нужна операция", могут играться только на одном материале, в то время как другие, например эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
- Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
- Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые .
У психически неуравновешенных людей эти свойства проявляются в определенной прогрессии и определяют, будет ли игра тихой или буйной.
Все игры оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни. Эту группу игр Берн назвал "играми на всю жизнь". В нее входят "Алкоголик", "Должник", "Ударь меня", "Попался, сукин сын!", "Смотри, что я из-за тебя сделал" и их основные варианты (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика игр по Э. Берну
АЛКОГОЛИК |
ПОПАЛСЯ, СУКИН СЫН! |
СМОТРИ ЧТО Я ИЗ-ЗА ТЕБЯ СДЕЛАЛ |
|
Самобичевание |
Оправдание. |
Оправдание своего поведения. |
|
Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник. |
Жертва, Агрессор. |
||
Динамика |
Оральная депривация |
Гнев ревности. |
Мягкая форма может быть сопоставлена с преждевременным семявыделением, жесткая форма – с гневом, основанным на "страхе кастрации". |
Социальная парадигма |
Взрослый – Взрослый. Взрослый: "Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить". Взрослый: "Я буду с тобой откровенен". |
Взрослый – Взрослый. Взрослый: "Смотри, что ты наделал". Взрослый: "Теперь, когда ты привлек к этому мое внимание, я вижу, что ты прав". |
|
Психологическая парадигма |
Родитель – Ребенок. Ребенок: "Попробуй поймать меня". Родитель: "Ты должен перестать пить, потому что..." |
Родитель – Ребенок. Родитель: "Я все время слежу за тобой и жду, когда ты ошибешься". Ребенок: "На этот раз ты меня поймал". Родитель: "Да, и на этот раз ты почувствуешь всю силу моего гнева". |
Хорошо заметен внешний психологический знак (стремление избежать ответственности). Экзистенциальная позиция – "Меня не в чем винить |
1. Провокация – обвинение или прощение. 2. Снисходительность – гнев или разочарование. |
1. Провокация – обвинение. 2. Защита – обвинение. 3. Защита – наказание. |
||
1. Внутренняя психологическая – а) пьянство как процедура – бунт, утешение и удовлетворение желания; б) "Алкоголик" как игра – самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая – возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная – "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить". 4. Внешняя социальная – "А на следующее утро", "Коктейль" и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая – чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная – "Все хотят меня обидеть" |
1. Внутренняя психологическая – оправдание гнева. 2. Внешняя психологическая – возможность избежать осознания своих недостатков. 3. Внутренняя социальная – ПСС. 4. Внешняя социальная – они всегда готовы поймать тебя. 5. Биологическая – обмен гневными транзакциями, обычно между людьми одного пола. 6. Экзистенциальная – людям нельзя доверять. |
Игру часто ускоряет угроза интимной близости, поскольку "оправданный" гнев помогает избежать половых отношений. |
В этих играх Э. Берн четко выделяет название, тезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и "вознаграждения". В других играх автор выделяет тезис и антитезис.
"ДОЛЖНИК"
"Должник", по мнению Э. Берна, больше чем игра, для многих она становится сценарием, планом всей жизни, Но большинство из них играет в легкую игру "Если бы не долги", но в остальных отношениях они наслаждаются жизнью и лишь немногие играют в "Должника" в полную силу.
Разновидности игры "Должник": "Попробуй получи", "Кредитор", "Попробуй не заплати" и т.д.. Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия, не смотря на то, что выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.
"УДАРЬ МЕНЯ"
В этой игре обычно участвуют люди, у которых словно на лбу написано: "Пожалуйста, не бейте меня". Поведение игроков провоцирует на обратное и искушение почти непреодолимо, и тогда наступает естественный результат, К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу. Женщины иногда играют в разновидность этой игры, которая называется "Поношенное платье". Женщины прилагают усилия, чтобы выглядеть жалкими, стараются, чтобы их доходы – по "уважительным" причинам – не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия и т.п. Их игра бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: "Почему со мной всегда так?"
"КАКОЙ УЖАС!".
Инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким образом, это игра на троих: в ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. Девиз - "Несчастье нуждается в сочувствии". Доверенное лицо – обычно человек, который тоже играет в эту игру.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
Рассматривая историческое, культурное, социальное и личностное значение игр, Э. Берн в своей книге "Люди, которые играют в игры" вводит понятие родительского программирования и характеристику различных сценариев жизни .
3. Сущность понятия «жизненный сценарий»
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в трансактном анализе, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.
Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария .
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.
Термин «решение » в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности .
Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.
Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.
Жизненный сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определённых паттернов.
Победителем Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Под победой понимается то, что поставленная цель достигается легко и свободно. Побеждённый – это «человек, который не достигает поставленной цели». И дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряжённой работы, то он побеждённый.
В зависимости от трагичности финала сценарии побеждённых можно классифицировать по трём степеням. Сценарий побеждённого первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери не настолько серьёзны, чтобы их обсуждать в обществе. Например, повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия или неудача на экзаменах при поступлении в институт. Побеждённые со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьёзные, чтобы их обсуждать в обществе. Это может быть увольнение с работы, исключение из университета, госпитализация по поводу тяжёлой болезни и т.д. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьёзной болезни (в том числе и психической) или суду.
Человек, имеющий сценарий не-победителя, день ото дня терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют. Он, скорее всего, спокойно доработает до конца, получит в подарок часы на мраморной подставке и уйдёт на пенсию .
Берн предложил способ, с помощью которого можно отличить победителя от побеждённого. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что победитель знает что, но не говорит об этом. Побеждённый не знает, но только и делает, что говорит о победе, он всё ставит на одну карту и тем самым проигрывает. Победитель всегда учитывает несколько возможностей, поэтому и побеждает.
Находиться в жизненном сценарии, проигрывать сценарное поведение и сценарные чувства это значит реагировать на реальность «здесь и теперь» как будто бы это мир, нарисованный в детских решениях. Человек чаще всего входит в свой сценарий в следующих случаях.
Когда ситуация «здесь и теперь» воспринимается как стрессовая.
Когда имеется сходство между ситуацией «здесь и теперь» и стрессовой ситуацией в детстве.
Когда ситуация «здесь и теперь» напоминает человеку болезненную ситуацию из его детства, и он входит в сценарий, в ТА говорят, что текущая ситуация связана с более ранней ситуацией с помощью резиновой ленты. Это позволяет понять, почему человек реагирует так, как будто бы его катапультировали назад в его прошлое. Обычно человек не может осознанно представить эту детскую сцену, поэтому не понимает, что общего в этих ситуациях. Разговаривая с людьми, с которыми у человека серьёзные взаимоотношения отождествляет их с людьми из своего прошлого, и делает это неосознанно.
Резиновые ленты могут быть привязаны не только к людям из нашего прошлого, но и к запахам, звукам, определённому окружению или чему-то ещё.
Одной из целей ТА является рассоединение резиновых лент. Благодаря пониманию сценария человек может освободиться от первоначальной травмы и от возвращения к старым детским ситуациям .
Эрик Берн ввёл понятие сценарные сигналы , т.е. телесные признаки, указывающие на то, что человек вошёл в сценарий. Это может быть глубокий вдох, изменение положения тела и напряжение какой-то части тела. Некоторые терапевты ТА специализируются именно в этой области теории – телесном сценарии. Сценарные сигналы - это проигрывание человеком его детских решений, которые он принял в отношении своего тела. Например, человек, будучи ребёнком, пытался дотянуться до матери, но обнаружил, что она часто отодвигается от него. Чтобы подавить эту естественную потребность он стал напрягать свои руки и плечи. Во взрослой жизни такой человек продолжает напрягать своё тело.
Человек стремится организовать мир таким образом, чтобы он оправдывал сценарные решения. Это объясняет, например, почему люди снова и снова вступают в болезненные взаимоотношения или придерживаются паттернов поведения, приводящих к наказанию. Когда человек принимал в детстве свои сценарные решения, ему казалось, что единственной альтернативой этим решениям может быть лишь ужасная катастрофа. Причём у него не было ясного представления, в чём заключается эта катастрофа, но он знал, что её любой ценой нужно избежать. Поэтому каждый раз, когда сценарные решения подтверждаются, человеку начинает казаться, что они по-прежнему помогают избежать катастрофы. Вот почему люди часто говорят, что им легче вести себя по-старому, одновременно признавая, что это поведение для них саморазрушительно .
Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем.
Нужно отличать сценарий и курс жизни. Берн писал: «Сценарий – это то, что человек запланировал совершить в раннем детстве, а курс жизни – то, что реально происходит». Курс жизни является результатом взаимодействия четырёх факторов: наследственности, внешних событий, сценария, автономных решений.
В сценарии существует четыре варианта жизненных позиций :
- Я-ОК, Ты-ОК;
- Я-неОК, Ты-ОК;
- Я-ОК, Ты-неОК;
- Я-неОК, Ты-неОК.
Жизненая позиция представляет собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе и других людях. Это означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своём поведении и поведении других людей.
Жизненную позицию ребёнок принимает раньше сценарных решений – в первые месяцы кормления, а затем весь свой сценарий подстраивает под неё. Жизненная позиция – это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека.
Каждый взрослый человек имеет собственный сценарий, основанный на одной из четырёх жизненных позиций. Мы не всё время находимся в избранной позиции, а каждую минуту нашей жизни можем менять жизненные позиции, хотя в совокупности большую часть времени склонны проводить в «своей» позиции .
Ребёнок принимает сценарные решения в соответствии со своим восприятием окружающего мира. Следовательно, послания, которые ребёнок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком.
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно. До того как ребёнок начнёт говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Он тонко воспринимает интонацию словесных высказываний, движения тела, запахи и звуки. Иногда ребёнок воспринимает сценарные послания, исходя из происходящих вокруг него событий, которые не зависят от родителей: громкий шум, неожиданные движения, расставания с родителями во время пребывания в больнице, - всё это может показаться ребёнку угрозой его жизни. Позднее, когда ребёнок начинает понимать язык, невербальные коммуникации остаются важным компонентом сценарных посланий. При разговоре родителей с ребёнком, он будет интерпретировать сценарное значение того, о чём они говорят, в соответствии с сопровождающимися невербальными сигналами.
Как уже известно, ребёнок постоянно ищет ответа на вопрос: «Как мне лучше всего добиться того, что я хочу?». Возможно, маленькая девочка замечает, что когда мать хочет чего-то от отца, она сначала начинает ругаться, а потом плачет. Ребёнок приходит к выводу: «Чтобы получить от людей, особенно от мужчин, то, что я хочу, нужно поступать как мама». В этом случае дочь копирует поведение матери. Скопированные паттерны поведения – это ещё один вид сценарных посланий.
Сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): «не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Уйди! Быстрей! Не капризничай!» Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются и от сопровождающих их невербальных сигналов.
В других случаях ребёнку могут говорить не что он должен делать, а кем он является. Такие послания называются оценочными: «Ты глупый!»; «Моя маленькая девочка!»; «Ты кончишь в тюрьме!»; «Ты ничего не добьёшься!». Содержание оценок может быть позитивным или негативным, а их сила, как сценарных посланий, будет зависеть от сопровождающих их невербальных сигналов.
Однако бывает, что своё главное сценарное решение ребёнок принимает при реагировании на одно единственное событие, которое он воспринимает как особенно угрожающее. Такое событие называется травматическим. В день, когда произошло травматическое событие, «рождается» Ребёнок. Это значит, что мысли, чувства и паттерны поведения взрослого человека в эго-состоянии Ребёнка, будут точно соответствовать его мыслям, чувствам и поведению в тот день .
Берн отмечает, что недовольный своим сценарием человек может начать действовать по антисценарию - сценарию наоборот. Сценарий продолжает давлеть над человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо. И наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта.
Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребенка. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не соответствуют реальным способностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут приводить к развитию патологии. Патология имеет различные степени и может изменяться от легкой степени, редко мешающей личности использовать свои способности., до сильной, когда человек становится нелепой карикатурой на свое настоящее Я. У Э. Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребенку «будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребенку понять, что ребенок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив .
Таким образом, сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена играть роль. Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в эго-состояние Ребёнок через трансакции, которые происходят между родителями и ребёнком.
Заключение
Трансактный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми. Основы теории трансактного анализа были описаны Эриком Берном.
Трансактный анализ включает:
- Структурный анализ - анализ структуры личности.
- Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
- Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу.
- Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ «эго-позиции», который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.
Трансактный анализ эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.
Список литературы
1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998
2. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
3. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте." - М., 1984
4. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. / Ред. и послесл. Л.А. Петровской - М., 1993
5. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992
6. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России. – М.: Академический проект; 2004
7. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002
9. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999
10. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987.
Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…
Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева , где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!
Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.
У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.
В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий , неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм , наркомания , курение , переедание, трудоголизм).
Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.
Транзактный анализ
Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия).Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).
Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).
Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например:
Взрослый — Взрослый
— Сколько время? (стимул)
— Три часа. (реакция)
Родитель — Родитель
— Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)
— И не говори… (реакция)
Дитя — Дитя
— Давай прогуляем школу…
— А нас не накажут?
Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.
Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос)
Например: муж жене
— В-В где моя рубашка? (стимул)
— Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)
или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)
Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов , как дома, так и на работе.
Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.
Транзакции человека в жизни
Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.
Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.
Структурирование времени
Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.
Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.
Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.
Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения , в том числе, учеба.
Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры , которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.
Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.
Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.
Удачливый человек — человек со структурированным временем .
Сценарный анализ
На основе детско-родительских отношений , воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).
Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.
Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.
Итак, трансактный анализ Берна направлен:
На познание и понимание себя, своей личности;
На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;
На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.