Профессиональные болезни пловцов, гимнасток, фигуристов. Профессиональные болезни в спорте Профессиональные болезни синхронисток
Вообще мне очень нравится нынешняя тенденция, которая продолжает набирать обороты в нашей стране — люди все больше и больше стараются заниматься различными видами спорта. Чем же это хорошо: люди в современном мире страдают от гиподинамии, а любая активность приводит к расходу энергии и как следствие к уменьшению веса. Количество подкожно-жировой клетчатки обратно пропорционально уровню тестостерона в крови, да и чем меньше вес и лучше тонус мышц конечностей, тем лучше и дольше функционируют суставы. Но! Всегда есть это но. Физическая культура крайне полезна, спорт нет. Сейчас объясню: профессиональный спорт опасен чрезмерными нагрузками это и так все понятно, но если вы думаете, что в спорте любительском травм меньше, то заблуждаетесь. Спорт любительский опасен тем, что человеку хочется сразу результата и он как профессионал, кидается с головой в омут нагрузок, забывая о восстановлении. Это и приводит к травматизации.
Теперь перейдем к нашей теме. Плавание считается не травматичным видом спорта. Так ли это? Смотря с чем сравнивать. Наверное, контактные виды спорта действительно опасней в плане получения повреждений, но у пловцов есть свои слабые места. О них то мы и поговорим.
Выделяют 4 стиля плавания, но существенные отличия в биомеханике движения от всех остальных стилей имеет лишь брасс, соответственно у брассистов сильнее страдают суставы нижних конечностей, а именно тазобедренный сустав и коленный. Остальными стилями пловцы чаще повреждают плечевые суставы: есть даже такой термин в спортивной травматологии — «плечо пловца» — это собирательное название болевых синдромов плечевого сустава у атлетов. Так же нагрузка при плавании приходится на поясничный отдел позвоночника.
В данной статье я хочу подробнее остановится на травмах именно плечевого сустава, так как ко мне приходит большое количество пловцов — любителей, которые как правило предъявляют жалобы на боли именно в этом суставе. Мы разберем анатомию, рассмотрим источники боли, обсудим профилактику и лечение болевого синдрома. Ну что, поплыли?
Анатомия
Плечевой сустав представлен суставными поверхностями в виде покрытой суставным хрящом головки плечевой кости, имеющей форму шара, и суставной впадиной лопатки, так же покрытой хрящом и имеющей форму блюдца. Для увеличения площади соприкосновения и повышения стабильности сустава, гленойд (иное название суставной впадины) обрамлен суставной губой. В верхней части суставной губы, вплетая в нее свои волокна прикрепляется сухожилие длинной головки двуглавой мышцы плеча (сухожилие бицепса плеча). Сухожилие длинной головки проходит с верхней трети плеча, лежит в межбугорковой борозде, где фиксировано специальными удерживателями. Суставные поверхности плечевого сустава упакованы в суставную сумку, которая представлена суставной капсулой и связками. Над капсулой лежит слой мышц, называемый — вращательной манжетой. В состав вращательной манжеты входит 4 мышцы, являюшиеся стабилизаторами плеча и осуществляющие определенные движения:
- Подлопаточная — приводит плечо к туловищу и осуществляет внутреннее вращение плеча
- Надостная- отводит руку (подъем руки через сторону), синергист дельтовидной мышцы
- Подостная — вращает плечо кнаружи
- Малая круглая- также вращает плечо кнаружи, оттягивая его назад
Над этим слоем уже лежит поверхностный слой – дельтовидная мышца.
В плечевом суставе выделяют 2 этажа: собственно полость плечевого сустава, которая была описана, и субакромиальное пространство. Субакромиальное пространство ограничено снизу надостной мышцей, а сверху акромиальным отростком лопатки и заполнено синовиальной сумкой. Ниже представлены рисунки для восприятия мною описанного.
Теперь, когда у нас есть представления об анатомии, нам легче понять, что же болит в суставе.
Причины боли
В плечевом суставе выделяют несколько основных причин боли:
- Тендинит или воспаление длинной головки бицепса
- Pulley синдром — повреждение удерживателей бицепса, что приводит к вывиху сухожилия из борозды
- Slap-синдром — отрыв суставной губы в месте прикрепления к ней длинной головки бицепса
- Воспаление синовиальной сумки, заполняющей субакромиальное пространство — субакромиальный бурсит
- При определенном строении акромиального отростка он может сдавливать надостную мышцу, так называемый импиджмент-синдром
- Повреждение сухожилий вращательной манжеты — это патология людей за 40, но может встречаться частичное повреждение или дегенеративное изменение сухожилия
- Капсулит и синовит — воспаление самой капсулы сустава и утолщение ее стенок или оболочки выстилающей полость сустава
- Артроз акромиально-ключичного сочленения – сустава, образованного в месте соединения ключицы с акромиальным отростком
Вот основные причины боли в плечевом суставе. Теперь подумаем: как же избежать ее?
Профилактика
Дозирование нагрузки и отдыха. Я не устану повторять, что самое главное — это соблюдение режима и правильное соотношение тренировок и отдыха. Именно это поможет нам избегать воспаления в суставах.
Питание
Очень важная часть в восстановлении — это питание. Нам необходимо дать организму строительный материал и источник энергии не только для тренировок, но и для осуществления восстановления тканей, нагруженных, а соответственно и слегка поврежденных во время тренировки.
Необходимо питаться сбалансировано: белки, жиры, углеводы, нам нужно все, но правильное и не в избытке.
Сон
Самый главный процесс, необходимый для восстановления. Не менее 8 часов в сутки (интересно, что люди- самые малоспящие приматы на Земле) для нормализации гормонального фона, что архиважно для репаративных процессов всего организма.
Разминка перед тренировкой
Перед тем, как ринуться в холодный бассейн и начать нарезать круги батерфляем, разомнитесь на суше, нагоните кровь в мышцы суставов. После того как заберетесь в воду- «откупайтесь» несколько бассейнов и уже потом — вперед к 1 км за 16 минут.
А после тренировки — заминка, не бегите в душ, шлепать всех мокрым полотенцем, «откупайтесь» еще бассейна 4 и в конце.
Тренируйтесь в зале
Уделяйте внимание мышцам кора, ног и тем мышцам, о которых я писал выше. Все пловцы качают мышцы вращательной манжеты. Дельтовидную мышцу мы-то не забываем качать, а вот подготовить к нагрузке более мелкие мышцы мы не догадываемся. А ведь они так же должны быть в тонусе, чтоб снимать нагрузку с других структур описанных выше. Также уделяйте время повышению мобильности суставов, что тоже уменьшит болевой синдром.
Уделяйте внимание технике
Тут сами себе вы ее не поставите, значит придется тренироваться у профессионалов, которые снимут с вас много головной боли и распишут вам программу тренировки в зависимости от цели, выгонят пинками из бассейна, если вы туда лезете 10 раз за день, скажут, что пронос над водой руки бабка в шапке с морскими звездами, которая плывет по соседней дорожке, делает правильнее и объяснит почему, да и даст упражнение, чтоб этот пронос исправить.
При появлении первых признаков боли просто дайте себе больше отдохнуть. Порой этого будет достаточно. В случае тренировки через боль мы делаем процесс воспаления хроническим и его гораздо тяжелей будет снять.
Диагностика и лечение
Если вы, как атлет исполнительный продолжали тренироваться, несмотря на то, что плечо ноет сильнее день ото дня… Поздравляю! Визитку оставлю в конце статьи… добро пожаловать к врачам. Не к массажистам, не к остеопатам. К врачам.
Начинается все с осмотра плечевого сустава, плечевой сустав очень отзывчив к специфическим тестам и именно осмотр специалиста может дать понимание того, что с вашим плечом происходит.
Рентгенография специфична больше для повреждения костных структур. Для диагностики повреждения мягкотканных структур больше подходят ультра-звуковое исследование (УЗИ) и магнитно-резонансная томография (МРТ).
Лечение может быть консервативным и включать в себя ограничение физической нагрузки, противовоспалительную терапию — таблетки, мази, компресс, физиотерапия, инъекции плазмы, занятия с врачем реабилитологом.
В более запущенных случаях пациенту бывает показано оперативное лечение. Благо, что плечевой сустав позволяет выполнять вмешательства малоинвазивно, то есть через проколы. Что позволяет ускорить процесс восстановления после данных вмешательств.
В любом случае, самое главное — не старайтесь тренироваться через боль. Если вас беспокоит сустав и боль не проходит в течении длительного времени начинайте с отдыха и противовоспалительных препаратов, ну а еще лучше- обратитесъ к специалисту.
Отоларингологические профессиональные были опубликованы учеными Тайбэйского госпиталя, что в Тайване, которые проводили соответствующее исследование.
Люди, которые много времени проводят под водой или в воде, часто страдают такими заболеваниями, как острый диффузный внешний отит, экзостоз, отомикоз, травматические барабанной перепонки, баротравмы внутреннего уха и инфекция среднего уха.
Решить респираторные проблемы, эстетически изменить пропорции носа и лица в целом позволяет ринопластика , которая, помимо операционного метода, в современной медицинской практике проводится без хирургического вмешательства.
Самым распространенным заболеванием у пловцов и ныряльщиков является острый диффузный наружный отит, который вызывает возбудитель — бактерия псевдомонада. Симптомами этого заболевания является зуд, оторея, оталгия, звукопроводящая .
Одним из способов лечения является частая прочистка слухового канала, медикаментозная антибиотикотерапия местным или оральным способом, кислотная обработка слухового канала. Необходимо отслеживать изменения предрасполагающих к заболеванию факторов.
Таким больным не рекомендуют использовать ушные палочки с хлопчатобумажными кончиками, им также нужно избегать плавать в грязной воде.
Экзостозы часто возникают у людей, которые плавают в холодной воде. Они проявляются скоплением грязи в ухе, отореей и возникновением звукопроводящей тугоухости. Экзостозы обычно удаляют хирургическим путем.
Разрыв барабанной перепонки может произойти в результате травмы во время катания на водных лыжах или при занятии дайвингом. При этом возникает , оталгия, оторея, головокружение и звон в ушах. Барабанная перепонка может самостоятельно восстановиться. Если же этого не случается, используют тимпанопластику.
При развитии какой либо профессиональной болезни пловцов и ныряльщиков , пациенту следует избегать плавания и ныряния на большую глубину до выяснения диагноза и консультации со специалистом.
В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности:
Первая особенность
состоит в том, что пловец выполняет движения в условиях водной среды, в которой тело находится во взвешенном состоянии, т. е. не имеет твердой опоры. Такое положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию. Это происходит за счет увеличения подвижности многих частей тела в условиях водной среды, что в свою очередь содействует развитию отдельных органов и систем организма.
Второй характерной особенностью
является относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела человека уравновешивается подъемной силой воды. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному физическому развитию человека.
Третьей характерной особенностью
плавания является горизонтальное положение тела при выполнении физических упражнений. Работа ряда внутренних органов (сердце, печень, почки и др.) при таком положении тела во время циклических движений значительно облегчается. Указанные особенности имеют большое значение в физическом воспитании детей и подростков.
Плавание имеет также большое воспитательное значение.
Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких двигательных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Занятия плаванием создают благоприятные условия для эстетического воспитания занимающихся. Овладевая гармоническими движениями в процессе изучения спортивных способов плавания, дети учатся различать целесообразные, рациональные, экономичные движения, постигают их красоту. Развитию эстетических чувств способствует также фигурное плавание, которое проводится с музыкальным сопровождением.
Плавание является хорошим средством моральной и волевой подготовки.
В процессе регулярных, правильно организованных занятий по совершенствованию техники плавания и повышению тренированности пловцов, а также в ходе соревнований у пловцов воспитывается сознательная дисциплина, организованность, инициатива, трудолюбие, честность, стремление преодолеть встречающиеся на пути трудности, упорство в достижении поставленной цели, настойчивость, смелость и решительность, чувство коллективизма и товарищества. Таким образом, регулярные учебно- тренировочные занятия и соревнования по плаванию способствуют воспитанию школьников в духе коммунистической морали.
Не менее велико оздоровительное значение плавания.
Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают.
В летнее время дети занимаются плаванием в открытых бассейнах и на водоемах под непосредственным воздействием солнечных лучей, которые, помимо благотворного теплового влияния на организм ребенка, обладают антимикробным действием. Кроме того, солнечные лучи содействуют нормализации у детей обмена солей кальция, играющего значительную роль в развитии костной системы.
Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.
Современная система занятий по плаванию обеспечивает юным пловцам хорошее гармоническое развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Это происходит потому, что занятия в воде чередуются с физическими упражнениями, выполняемыми на суше.
Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. При систематических и правильно организованных занятиях у юных пловцов увеличиваются силовые показатели мышц сердца и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение (систолический объем), а также к снижению частоты сердечных сокращений в покое до 50-60 уд/мин. Частота сердечных сокращений у детей (10-11 лет), не занимающихся спортом, обычно составляет 75-80 уд/мин. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150-200 уд/мин. Увеличение систолического объема способствует развитию сердечной мышцы.
Работе сердца юного пловца при максимальных напряжениях помогают три фактора: давление воды на всю поверхность тела, его горизонтальное положение и динамическая работа больших групп мышц. В первом случае вода способствует движению венозной крови от периферии к сердцу и облегчает присасывающую функцию грудной клетки. Во втором случае работа сердца облегчается в связи с отсутствием необходимости преодолевать при движении собственный вес тела и затрачивать на это дополнительные усилия. В третьем случае работе сердца помогает мышечный "насос". Эти факторы определяют целесообразность привлечения к занятиям плаванием детей с ослабленным сердцем. При правильной дозировке упражнении можно полностью излечить сердечный недуг. При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мыши, которым приходится преодолевать давление воды (15-20 кг) на поверхность груди. Кроме того, дыхательные мышцы должны преодолевать эластическую тягу легких, для того чтобы вызвать понижение внутригрудного давления. На это требуются дополнительные мышечные усилия. Во время выдоха дополнительную нагрузку получают и те дыхательные мышцы, которые преодолевают сопротивление воды при выходе из легких воздуха. Такая регулярная "гимнастика" дыхательной мускулатуры приводит к ее укреплению и развитию, а это в свою очередь вызывает увеличение подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких, которая у ряда пловцов достигает 7 л и более.
Высокий уровень развития жизненной емкости легких наблюдается, как правило, у пловцов, которые начали систематические занятия плаванием в детском возрасте. По данным врачебного контроля годовой прирост жизненной емкости легких у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется в пределах от 300 до 1100 см3 и значительно превышает средние данные детей, не занимающихся плаванием.
Плавание приводит также к значительному увеличению легочной вентиляции и потребления кислорода. При плавании с максимальной скоростью наибольшее потребление кислорода у взрослого, хорошо тренированного пловца не превышает 6 л в минуту. Дети в процессе учебно-тренировочной работы по плаванию могут потреблять кислорода более 7 л в минуту. Это объясняется тем, что дети имеют большую, чем взрослые, частоту дыхания и, развивая более высокий темп движений, увеличивают глубину дыхания.
Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.
Занятия плаванием способствуют улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний. В последнее время плавание стало важным средством лечебной физической культуры. Оно используется для предупреждения вредных последствий различных травм и увечий. Для этой цели разработана специальная система упражнений.
Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Плавание имеет огромное прикладное значение как жизненно необходимый человеку навык в быту, труде и военном деле. Часто бывают случаи, когда дети в возрасте 12-13 лет самостоятельно уходят купаться на водоемы. Для предупреждения несчастных случаев на водоеме надо, чтобы все дети в этом возрасте не только умели плавать, но и в случае необходимости смогли оказать действенную помощь тонущему товарищу. Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому современному человеку.
Таким образом, плавание как физическое упражнение гармонично развивающее и укрепляющее организм человека способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.
Курс плавания предусматривает изучение учащимися теории и методики плавания, овладение техникой основных видов упражнений по плаванию, совершенствование в спортивном плавании, приобретение необходимых знаний, умения и навыков для ведения самостоятельной педагогической и организационной работы по плаванию в школе.
Весь материал по плаванию изучается на теоретических и практических занятиях. В раздел теоретических занятий включены следующие темы: вводное занятие, исторический обзор развития плавания, общие основы техники плавания, основы техники спортивного плавания, основы техники прикладного плавания, основы обучения и тренировки, организация и методика работы с детьми, планирование и учет учебной и внеклассной работы по плаванию с детьми. На практических занятиях учащиеся овладевают общеразвивающими и специальными упражнениями, техникой облегченных и спортивных способов плавания, техникой прикладного плавания, играми и развлечениями на воде, приобретают знания в области методики обучения и спортивной тренировки, проходят учебную практику.
n1.doc
Рис. 29.13
Упражнения для растягивания среднего и заднего пучков дельтовидной мышцы
Рис. 29.14
Упражнения для растягивания мышц спины
Программа реабилитации при «плече пловца» в первые восемь дней включает 15-минутное согревание болезненного участка, глубокий растирающий, массаж, продолжительностью до 1,5 мин и упражнения на растягивание, каждое продолжительностью по 2 мин, легкий массаж в течение 5 мин для усиления кровотока и расслабления спортсмена и 20-минутный массаж с использованием льда; начиная с девятого дня - один растирающий массаж в неделю, упражнения на растягивание перед каждым тренировочным занятием и массаж с использованием льда после них.
29.3. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОЛЕННОГО СУСТАВА
Приблизительно 25 % квалифицированных пловцов жалуются на болевые ощущения в области коленного сустава, связанные с коленной
Чашечкой или с медиальными структурами коленного сустава.
Строение. Коленный сустав об-разую1 бедренная и болыпеберцо-вая кос /и и коленная чашечка. Бедренная и болыпеберцовая кости соединяются четырьмя связками - медиальной коллатеральной, латеральной коллатеральной и передней и задней крестообразными (рис. 29.15), которые обеспечивают сгибание и выпрямление ноги в коленном суставе, а также некоторое вращение болыпеберцовой кости относительно бедренной.
Между бедренной и болыпеберцовой когтями находятся два хряща - медиальный и латеральный мениски, которые выполняют роль прокладок между этими костями и обеспечивают нормальное движение колена.
Коленная чашечка не только сообщает силу четырехглавой мышце бедра, надколенной связке и, следовательно, болыпеберцовой кости при активном выпрямлении ноги в коленном суставе, но и передает сжимающее усилие расположенной ниже бедренной кости (рис. 29.16). Такое усилие непосредственно связано с углом сгибания ноги в коленном суставе и усилием, которое приложено поперек сустава четырехглавой мышцей; при спускании по ступенькам между коленной чашечкой и бедренной костью создается сжимающее усилие, эквивалентное двум - трем массам тела.
Причины болевых ощущений. Наиболее типичным видом болевых ощущений в области коленного сустава является так называемая хондромаляция, вызванная сжатием коленной чашечки.
Повторяющиеся сгибания и разгибания ноги в коленном суставе при плавании любым способом, и особенно брассом, могут вызвать болевые ощущения в области колена; они усугубляются при ходьбе по ступенькам, выполнении приседаний, продолжительном пребывании в сидячем положении и, естествен-
ЧАСТЬ 6 Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки
Рис. 29.15
Строение коленного
сустава (вид спереди,
мышцы не показаны)
Рис. 29.16
Биомеханическая диаграмма колена, отражающая сжимающие усилия коленной чашечки. При сокращении мышцы бедра образуется сила (А), вызывающая равную и противоположно направленную силу (В), а вместе они образуют силу (С), представляющую собой сжимающее усилие между коленной чашечкой и бедренной костью
Но, при ударных движениях ногами во время плавания. Иногда после физической нагрузки может наблюдаться небольшое опухание сустава. Как правило в медиальной, латеральной и задней части коленной чашечки болевые ощущения не наблюдаются.
Иногда происходит частичное или полное смещение коленной чашечки, что вызывает боль и ощущение перекашивания (рис. 29.17). Это серьезная проблема для специализирующихся в брассе, поскольку вальгусная (вывернутая наружу) конфигурация колена (рис. 29.18) при каждом ударном движении ног предрасполагает коленную чашечку к смещению.
Второй тип болевых ощущений в области коленного сустава связан с меДиально-коллатеральной связкой и характерен для специализирующихся в брассе. Для эффективного выполнения ударных движений ногами колено должно быть вывернутым наружу, что приводит к растяжению медиальной коллатеральной связки и появлению болевых ощущений. В очень редких случаях может произойти разрыв медиальной коллатеральной связки, однако обычно боль вынуждает прервать тренировку.
При боли в средней части сустава врач должен учесть вероятность разрыва медиального мениска, что, в принципе, не типично, если у пловца не было травмы непосредственно связанной с плаванием. Возникновение боли на этом участке может вы-
Зывать и складка мембранозной выстилки коленного сустава, что, однако, встречается нечасто.
Лечение болевых ощущений. Болевые ощущения в области коленного сустава, обычно, связаны с интенсивной тренировкой, поэтому одним из лечебных факторов является относительный отдых. Особо следует ограничивать мощность стартов и поворотов. При хондро-моляции рекомендуются упражнения для укрепления четырехглавых мышц (избегая сгибания).
В некоторых случаях используют нестероидные противовоспалительные препараты и накладывают лед. Использование бандажа (рис. 29.19) из неопрена с отверстием в районе коленной чашечки помогает избежать чрезмерного ее движения, тем самым снижая болевые ощущения.
Хирургическое вмешательство назначается редко, поскольку редко приводит к положительным результатам. Исключение составляют случаи разрыва мениска или «разболтанности» коленной чашечки.
Тренер должен знать психологические особенности учеников, обсуждать с ними проблему профилактики травм, а травмированным разъяснить целесообразные пути лечения и реабилитации.
29.4. БОЛЕЗНИ УХА
Болезни уха довольно часто встречаются и у тех, кто не занимается плаванием. Пловцы же проводят много времени в воде и поэтому еще в большей мере им подвержены.
Строение. Слуховой аппарат состоит из внешнего, среднего и внутреннего уха (рис. 29.20). Внешнее в основном состоит из внешнего ушного канала и отделено от среднего барабанной перепонкой. Мелкие кости соединяют внутреннюю часть барабанной перепонки со средним ухом, обеспечивая передачу звука нервам, расположенным во внутреннем ухе.
ГЛАВА 29 Заболевания и травматизм у пловцов
Наружный отит.
У пловцов настолько распространен острый и хронический наружный отит, что его нередко называют «ухом пловца». В результате воздействия воды нарушается нормальное смазывание уха серой, что приводит к высушиванию кожи и инфицированию. Инфицирование внешнего ушного канала вызывает боль и опухание внешнего уха, и если не принимаются меры, инфекция может распространиться в среднее ухо и привести к утрате слуха.
Большинство ушных капель содержат антибиотики. Для лечения наружного отита применяют колои-мицин или кортиспорин. В первое время уши закапывают не менее четырех раз в день. После снятия острых симптомов - два -три раза в неделю специально приготовленными ушными каплями.
Средний отит, как свидетельствует его название, является инфекционным заболеванием среднего уха. В результате воспаления и опухания может закупориться евстахиева труба, что повышает давление в среднем ухе, вызывая боль, порой очень мучительную. Возможна перфорация барабанной перепонки. Средний отит нередко сопровождается повышением температуры.
Хроническая инфекция может привести к хронической потере слуха. Лечение предусматривает пероральное (редко внутривенное) употребление антибиотиков; одних лишь ушных капель, содержащих
Антибиотики, как правило, недостаточно. Иногда, и особенно у молодых людей, в барабанной перепонке хирург делает небольшое отверстие и вставляет трубочку, чтобы уменьшить давление и снять боль в среднем ухе. После удаления трубочки рана затягивается. Если имело место такое оперативное вмешательство следует избегать попадания воды в ухо.
Экзостоз. Длительное воздействие холодной воды может вызвать образование нароста во внешнем ухе, - так называемого костного экзостоза. При значительном экзостозе могут возникать инфекции, поскольку во внешнем канале задерживается вода, вызывая мацерацию кожи уха. Использование ушных капель обычно предотвращает развитие экзостоза и поэтому хирургическое вмешательство требуется нечасто.
Инородные тела - песок, маленькие частицы инородных тел или насекомые, иногда могут попадать во внешний ушной канал. Они вызывают раздражение и чувство дискомфорта. Существует опасность, что пловец попытается их удалить с помощью тампона на стержне или другого приспособления, а это может вызвать мацерацию кожи (предрасполагая к инфекции) или барабанной перепонки. Поэтому, если инородное тело легко не удаляется, следует обратиться к врачу за помощью.
Хронический зуд в ушах чаще всего обусловлен экзематозным дерматитом или пересыханием и шелушением кожи во внешнем ушном канале и для его устранения используют стероиды (местно).
Болезни уха и тренировочные занятия.
Заболевания уха не требуют прекращения занятий, за исключением начальных стадий внешнего отита и перфорации барабанной перепонки (вследствие инфекции или в результате хирургического вмешательства). Главное - это не допустить попадания в уши воды. Для этого используются
ЧАСТЬ 6
Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки
Различные ушные вкладыши. При эффективном лечении болезни уха не оказывают серьезного влияния на спортивные результаты.
29.5. ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ
Глаз человека представляет собой шар, в который попадает свет, падая на сетчатку, которая передает сигналы в головной мозг, где они трансформируются в зрительный образ. Свет фокусируется на сетчатку хрусталиком, окруженным радужной оболочкой. Передняя часть глазного яблока, которая обеспечивает прохождение света к хрусталику, называется роговицей. Она окружена конъюнктивой, - оболочкой, покрывающей склеру и внутреннюю часть век.
Поскольку пловец много времени проводит в воде, то основная проблема связана с ее воздействием на роговицу и конъюнктиву.
Отек роговицы обычно связан с продолжительным воздействием воды, вследствие чего нарушается преломление луч^й света, проходящих через роговицу и возникают хорошо известные пловцам гало вокруг источников света. При этом может повыситься восприимчивость глаза к свету.
Хлоридный кератит. Потеря поверхностных клеток роговицы вследствие длительного воздействия хлорированной воды вызывает ощущение, что в глаз что-то попало и может сопровождаться болью. Ощущение обычно через один-два дня проходит, однако при возобновлении воздействия хлорированной воды возникает вновь. Проблема решается с помощью очков для плавания.
Конъюнктивит, или воспаление конъюнктивы, характеризуется покраснением глаз. Обычной причиной является химическое раздражение вследствие длительного пребывания в воде бассейна или в морской воде. Для лечения используют специальные капли. Умень-
Шению распространенности этого заболевания в последние годы способствовало использование очков для плавания.
Хлорирование воды в бассейнах привело к устранению практически всех инфекционных заболеваний конъюнктивы. Большинство из них лечат антибиотиками. Кератоконъ-юнктивит, вызванный трахомой (эта форма конъюнктивита чаще встречается в странах третьего мира), лечат при помощи пероральных тетрациклиновых антибиотиков.
Вирусы также могут вызвать инфекционные заболевания глаз. Известным примером является ке-ратоконъюнктивит, вызванный вирусом герпеса (главная причина слепоты в США) и аденовирусом. Последний может вызывать инфекционные заболевания не только глаз, но и горла. Однако благодаря тому, что большинство спортсменов плавают в очках, риск инфекционных заболеваний и воспалений глаз значительно снизился.
29.6. БРОНХОСПАЗМ. ВЫЗВАННЫЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ
Распространенным хроническим заболеванием является астма, характеризующаяся периодическими приступами одышки. Вследствие разнообразных причин (аллергии, инфекции, чувствительности к лекарственным препаратам, физической нагрузки) происходит брон-хоспазм - затрудняющее дыхание сужение дыхательных путей.
Около 60 - 90 % астматиков подвержены бронхоспазмам в связи с физической нагрузкой. Они 1 также наблюдаются у 40 % детей, страдающих аллергиями и сенной лихорадкой.
Бронхоспазм, обусловленный физической нагрузкой сопровождается ощущением тяжести в груди, кашлем, одышкой, стерторозным дыханием и утомлением. Приступ возникает сразу после нагрузки,
ГЛАВА 29
Заболевания и травматизм у пловцов
Резко и длится от нескольких минут до двух часов, а прекращается, как правило, спонтанно. Для диагноза используют тестирование легочной функции после физической нагрузки. Снижение легочной функции на 15%, как правило, указывает на бронхоспазм; стерторозное дыхание нередко можно выявить при помощи стетоскопа.
Лечение. Среди пловцов немало астматиков. Наиболее популярным из лекарств, которые помогают им показывать высокие результаты, является теофилин (в капсулах или таблетках). Зачастую используют и бета-адренергические (Р 2) агонисты, воздействующие, главным образом, на легкие. Недавно битолтерол (тор-налат), орципреналин, римитерол, тербуталин (бретер), сальбутамол альбутером, вентолин, провентил МОК исключил из списка запрещенных препаратов, поскольку они
Практически не влияют на сердечно-сосудистую систему.
Однако наиболее эффективным для предотвращения приступов астмы является кромолин натрия (ин-тал), поскольку он уменьшает выделение химических веществ, вызывающих бронхоспазм. Вместе с тем, если приступ уже начался, он малоэффективен.
При очень сильном приступе астмы возможно использование какого-либо кортикостероидного препарата, поскольку МОК это разрешает, однако об этом следует предупредить медицинскую комиссию МОК. Некоторые препараты, используемые для снятия приступов астмы, например сложные соединения, содержащие эфедрин, эпинефрин, псевдоэфедрин, метапротеренол и изопротеренол запрещены для спортсменов, так как влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы.
t
ЛИТЕРАТУРА
ЧАСТЬ 1
Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учеб.- Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. - 352 с.
Каунсилмен Дж.Е. Наука о плавании.- М.: Физкультура и спорт, 1972.- 429 с.
Каунсилмен Дж.Е. Спортивное плавание,- М: Физкультура и спорт, 1982.- 208 с.
Макаренко Л.П. Техническое мастерство пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1975.- 224 с.
Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: Физкультура и спорт.- 1985.- С.119-132.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.- К.: Олимпийская литература, 1997,- С.208 -219.
Спортивное плавание / Под. ред. БулгаковойН.Ж,- М.: ФОН, 1996.- 430 с.
ХальяндР., ТампТ., КаалР. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: Учеб. материал,- Таллинн, 1986,- 98 с.
Штарк Г. Изучение и совершенствование спортивной техники // Учение о тренировке.- М.: Физкультура и спорт, 1971,- С.216 - 233.
Энока P.M. Основы кинезиологии. - К.: Олимпийская литература, 1998.- 399 с.
Adrian, M., Singh, M. & Karpovich, P. (1966) Energy cost of the leg kick, arm stroke and whole stroke. J. Appl. Phys. 21: 1763-1766.
Alexander P.M. (1983). Animal mechanics. Oxford: Blackwell Scientific.
Barthels, K.M. (1979). The mechanism for body prropulsion in swimming. In J. Te-rauds & E.M. Bedingfield (Eds.), Iternational symposium of biomechanics: Swimming III (pp. 45-54). Baltimore: University Park Press.
Brown, R.M. & Cfeunsilman, J.E. (1971) The role of lift in propelling swimmers. In Cooper, J.M. (ed.) Biomechanics. Chicago: Athletic Institute, pp. 179-188.
Colwin, C. (1984a). Fluid dynamics: Vortex circulation in swimming propulsion. In T.F. Welsh (Ed.), American Swimming Coaches Association world clinic yearbook 1984 (pp. 38-46). Fort Lauderdale, FL: American Swimming Coaches Association.
Colwin CM. Swimming into the 21th Century.- Human Kinetics Publisher, Champaing, Illinois, 1992, P. 1-100.
Costill D.N., Maglischo E.W. Richardson A.B. Handbook of Sports Medicine and Science. Swimming. - Blackwell Scientific Publications. - London.- 1992.- P.43-130.
Counsilman, J.E., & Wasilak, J.M. (1982). The importance of hand speed and acceleration in swimming the crawl stroke. Swimming Technique, 18(1), 22-26.
Craig, A.B., & Pendergast, D.R. (1979). Relationships of stroke rate, distance per stroke, and velocity in competitive swimming. Medicine and Science in Sports, 11, 278-283.
Craig, A.B., Skeehan, P.L., Pawelczyk, J.A., & Boomer, W.L. (1985). Velocity, stroke rate and distance per stroke during elite swimming competition. Medicine and Science in Sports and Exercise, 17(6), 625-634.
Hanauer, E. (1967) The grab start. Swim. World 8:5, 42.
Handley, L. de B. (1928). Swimming for women. New York: American Sports Publishing.
Hay, J.G., Guimaraes, ACS., & Grimston, S.K. (1983). A quantitative look at swimming biomechanics. Swimming Technique, 20(2), 11-17.
Hoecke, G., & Grundler, G. (1975). Use of light trace photography in teaching swimming. In L. Lewillie & J.P Clarys (Eds.). International series on sport sciences: Vol 2 Swimming II (pp. 194-206). Baltimore: University Park Press.
Kiphuth, R.J.H. (1942). Swimming. New York: Barries.
Lilienthal, O. (1889). Der Vogelflug als Grundlage der Fliegekunst. Berlin: Ouldenberg.
Muckenfuss N.A. A sideview of back stroke / "Swimming Technique", 1987, V.24, S.ll -15.
Литература
Magy L. From a technical angle / "Swimming Technique", 1989, V.26, S.16-19.
Pai, Y.-C, Hay, J.G., & Wilson, B.D. (1984). Stroking techniques of elite swimmers. Journal of Sports Science, 2(3). 225-239.
Persyn, U. (1978). Evaluation in swimming. Unpublished manuscript, Katholieke Universiteit, Leuven, Belgium.
Reischle, K. (1979). A kinematic investigation of movement patterns in swimming with photooptical methods. In J. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Swimming III (pp. 127-136). Baltimore: University Park Press.
Schleihauf, R.E. (1977). Swimming propulsion: A hydro-dynamic analysis. In R. Ousley (Ed.), American Swimming Coaches Association world clinic yearbook 1977 (pp. 49-81). Fort Lauderdale, FL: American Swimming Coaches Association.
Schleihauf, R.E. (1979). A hydrodynamic analysis of swimming propulsion. InJ. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Vol. 8. Swimming III (pp. 70-109). Baltimore: University Park Press.
Schleihauf, R.E. (1984) Biomechanics of swimming propulsion. In Johnston, Т., Woolger, J. & Scheilder, D. (eds) 1983 ASCA World Clinic Yearbook. Fort Lauderdale, Florida: American Swimming Coaches Association, pp. 19-24.
Sharp, R.L., & Costill, D.L. (1989). Shaving a little time. Swimming Technique, 26(3), 10-13.
Schubert M. Sport illustraited competitine swimming: techniques for champions.- New York, 1990.- 238 p.
Thorsen, E.A. (1975) Comparison of the conventional and grab start in swimming. Tidsofkr. fur Legensp. 39:130-138. Universite Libre de Bruxelles Laboratoire de l"effort. Vol. 2. Swimming II (pp. 194-206). Baltimore: University Park Press.
Ungerechts, B.E. (1983). A comparison of the movements of the rear parts of dolphins and butterfly-swimmers. In A. P. Hollander, P. Huijing, & G. de Groot (Eds.), International series on sports sciences: Vol. 14. Biomechanics and medicine in swimming (pp. 215-221). Champaign, IL: Human Kinetics.
Von-Holst, E., & Kuchemann, R.(1942). Biological and aerodynamic problems in animal flight (Abridged Translation). The Journal of the Royal Aeronautical Society, 46, 39.
Weis-Fogh, T. (1973). Quick estimates of flight fitness in hovering animals including novel mechanisms for lift propulsion. Journal of Experimental Biology, 59(1), 169-230.
Weissmuller, J. (1930). Swimming the American crawl. London: Putnam.
ЧАСТЬ 2
Абсалямов Т.М., Липский Е.В. Комоцкий В.М. Структура соревновательной деятельности пловцов-спринтеров как основа оптимизации тренировочного процесса // Проблемы моделирования соревновательной деятельности. - М.: Госкомспорт СССР, 1985. - С. 17-26.
Липский Е.В. Анализ соревновательной деятельности пловца // Научное обеспечение подготовки пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 45 - 63.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - С. 44-77.
Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- С.49-52.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте,- К.: Олимпийская литература, 1997,- С.27-46.
Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entre-namiento de los mejozes nadadores del mundo. - Barcelona: Paidotnibo, 1994. - P. 125-145.
Haljand R. Tehnical and tactical parameters of competition performances-competition anayisis in European Swimming Championships. - Moscow, 1999. P. 1 - 7.
Mader A. Die Komponenten der Stoffwechselleistung in den leichtathlestichen Ausdauerdisziplinen - Bedentung fur die Wettkampfleistung und Moglichkeiten zu ihrer Bestimmung // Neue Tendenzen im Ausdauertraining. - Bundesausschub Leistungssport. - 1994. - P. 127-219.
Troup J. World Championship Video Analysis of Competitive // Studies by the International Center for Aquatic Research 1990-1991. - Colorado Springs: United States Swimming Press, - 1991. - P. 81-100.
ЧАСТЬ 3
Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - К., 1996. - 50 с.
Булатова М.М. Теоретико-методические аспекты реализации функциональных резервов спортсменов высшей квалификации // Наука в олимпийском спорте: Специальный выпуск. - 1999. - С. 33-51.
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 10.
Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические аспекты проблемы отбора в спорте (результаты совместных исследований специалистов ГДР и СССР по проблеме "одаренность - отбор"). - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 118 с.
Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. - К.: Вежа, 1997.- 128 с.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
Иорданская Ф.А. Главный рекорд - здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 64 с.
Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 316 с.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С.394-420.
Родионов А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности оперативных задач в спорте: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1990. - 46 с.
Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва,- К.: Здоров"я, 1990.- 152 с.
Сергиенко Л.П. Генетика двигательных способностей: состояние изучения проблемы и перспективы // Наука в олимпийском спорте: Специальный выпуск. - 1999. - С. 78-87.
Литература
Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. - М: Физкультура и спорт, 1983. - 103 с.
Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 147 с.
Тимакова Т.С. Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): Автореф. дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. - М„ 1998. - 76 с.
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 335 с.
Шварц В.Б., Хрущев СВ. Медико-биологические аспекты спортивного отбора и ориентации. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 152 с.
Arnot R., Gaines С. Tratado de la actividad fisica. Selection su deporte. - Barcelona: Paidotribo, 1992. - 453 p.
Gedda L. Sports and Genetics. A Study on Twins - Acta genet, med at gemeil, 1960. - V. 9, №4. - P.
Hollmann W., Hettinger T. Sportmedezin Arbeiteund Trainingsgrundlagen. - Stuttgart. - New York, 1980. - 773 p.
ЧАСТЬ 4
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 191 с.
Вайцеховский СМ. Система подготовки пловцов к Олимпийским играм // Современный олимпийский спорт. Материалы междунар. конгр. - К.: КГИФК, 1993. - С.116-118.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической
подготовки спортсменов - М.: Физкультура и спорт, 1988.
- 331 с. |
Волков Л.В. Спортивная подготовка детей и подростков. - К.: Вежа, 1998. - 190 с.
Каунсилмен Дж. Спортивное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы спортивной подготовки. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 315 с.
Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 288 с.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - 320 с.
Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы мира. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304 с.
Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 147 с.
Platonov Vladimir. Trening wyczynowy w plywaniu. Struktura i programy. - Warszawa, 1997. - 315 s.
ЧАСТЬ 5
Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - К., 1996. - 50 с.
Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в сложных климатогеографических условиях. - К.: Олимпийская литература, 1996. - 173 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) - Изд. 2-е. -М.: Физкультура и спорт, 1980. - 200 с.
Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский СМ., Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 79 с.
Коц Я.М. Физиологические основы физических (двигательных) качеств // Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 53-105.
Лях В.И. Координационные способности школьников.- Минск: Полымя, 1989.- 159 с.
Метаболизм в процессе физической деятельности / Под ред. X. Харгвиса. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 286 с.
Моногаров В.Д. Генез утомления при напряженной мышечной деятельности // Наука в олимпийском спорте. - 1994. - №1. - С. 47-58.
Платонов В.Н. Физическая подготовка пловцов высокого класса. - К.: Здоров"я, 1983. - 168 с.
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - К.: Вища шк., 1984. - 168 с.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - 216 с.
Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы мира.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 304 с.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.
Платонов В.Н., Булатова М.М. Ф1зична шдготовка спортсмена. - К.: Ол1мшйська лггература, 1995. - 320 с.
УилморДж.Х., КостиллД.Л. Физиология спорта и двигательной активности.- К.: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.
Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / Под ред. Дж.Д. Мак-Дугласа, Г.Э. Уэнгера, Г.Дж. Грина.- К.: Олимпийская литература, 1998. - 431 с.
Astrand P.O., Rodahl К. Textbook of Work Physiology. -McGraw-Hill, NY, 1986. - 682 p.
Литература
Atha H. Strengthening muscle // Exercise and sportsci-ences reviews. - 1981. - V. 9 - 1 с
Bompa Т.О. Periodization of strength. The new wave in strength training // Veritas Publishing inc., 1995. - P. 279.
Bosko C. Atleticastudi Stretch-Shortrening Cycle in Skeletal Muscle Function and Physiological Consideration on Explosive Power in Man // FIDAL, Centre Studi Ricerche, Jah/Feb., 1985. - 1. - P. 7-113.
Costill D., Fink W., Hargreaves M. et al. Metabolic characteristics of skeletal muscle during detraining from competitive swimming // Med. Sci. Sports Exerc. - 1985. - V.17. - №3. - P. 339-343.
Gambetta V. Principles of plyometric training // Track Technique, USA: Fall, 1987. - P. 3099-3104.
Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten / - In: Trainingswis-senschaft. - Berlin: Sportverlag, 1994. - S. 137-145.
Mischenko V.S., Monogarov V.D. Fisiologia del deportista. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 328 p.
Nadel E.R. Economy of Movement and Endurance Performance // Endurance in Sports. - Oxford: Blacwell Scientific Publications, 1992. - P. 179-188.
Platonov V.N. El entrenamiento deportivo. - Barcelona: Paidotribo, 1995. - 332 p.
Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entrenamiento de Los mejores nadadores del mundo. - V.l. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 356 p.
Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entrenamiento de Los mejores nadadores del mundo. - V.2. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 320 p.
Shubert I.U. Sports illustrated competitive swimming: techniques for champions.- New York. 1990.
Science of Coaching Swimming // John Leonard (ed).- Illinois Leisure Press Champaign, 1992.- 162 p.
Дюймовочка 24/01/2007 в 15:52:21
ох, я много лет отзанималась профессиональным спортом
о чем весьма сожалею
лучше бы на музыку отдали, или в художественный кружок...IRA_80 24/01/2007 в 17:51:49
смотря какой!
отдавайте детей в плавание! даже профессиональные занятия никакого ущерба ребенку не приносят. Одна польза. А вот всякий бокс, атлетика и гимнастика - это как сказать. Хотя я дочку в професс гимнастику отдала бы.
Дюймовочка 24/01/2007 в 18:42:33
Ира, я занималась именно плаванием
"даже профессиональные занятия никакого ущерба ребенку не приносят" - извините, но Вы не знаете, о чем говорите.
IRA_80 24/01/2007 в 18:46:15
по нему не видно
мы 2 года занимаемся в спорт школе - вижу только плюсы! да ещё какие плюсы! а чем, если не секрет, может мальчику повредить профессиональное плавание? Я столько информации подняла по этому вопросу, когда его туда определяла, но не нашла ничего негативного. может вы мне подскажете, так сказать, ситуацию изнутри?
Дамочка 24/01/2007 в 19:38:33
я тоже плаваньем в спортшколе-
первый год были сплошные плюсы - это когда меня УЧИЛИ там. На второй год стали ТРЕНИРОВАТЬ - пошли минусы, я ушла.
IRA_80 24/01/2007 в 19:48:40
люди!!!какие минусы???
ну какие же минусы? раскройте же секрет? может я дитё гублю, сама не зная!
adminforum 24/01/2007 в 22:12:35
возможно, микротравмы, которые есть в любом спорте
в каждом спорте свои проблемы.
У меня - легкая атлетика: прошлые падения, микротравмы позвоночника из-за неудачных прыжков и падений, проблемы в суставах и пр..Любые нагрузки, которые особенно завязаны на растущем организме - дают отголоски в будущем.
Мастерство в любом виде спорта требует исключительных физических данных.
Спортивная гимнастика - один из самых травматичных видов спорта - переломы конечностей и растяжения. Диеты, отсутствие свободного времени, элементарного отдыха практически лишают детей нормального полноценного детства.
У плавания, подозреваю, свои проблемы... и думаю, завязано на суставах тоже...Профессиональный спорт высших достижений оказывает угнетающее воздействие на иммунитет (исследования есть в Инете).
Цитирую: "Обобщенные материалы о состоянии заболеваемости спортсменов различных видов спорта показывают, что на первом месте по частоте встречаемости стоят хронические воспалительные и дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата, являющиеся следствием перенесенных и недостаточно излеченных травм, повторных микротравм и физических перегрузок. К ним относятся: деформирующие артрозы, артриты, хронические периоститы, тендовагиниты, миозиты, миофасцииты и пр. При этом преимущественно поражаются наиболее нагружаемые суставы, связочно-сумочный аппарат и мышцы."
С уважением, администратор форума!
adminforum 24/01/2007 в 22:14:56
нашла вот что
Доктор М. Уанг (M.Wang) и его коллеги из отоларингологического отделения Тайбэйского госпиталя для ветеранов, Тайвань, опубликовали исследование, посвящённое профессиональным отоларингологическим болезням пловцов и ныряльщиков. Для людей, проводящих много времени в воде или под водой, характерны острый диффузный внешний отит, отомикоз, экзостоз, травматический разрыв барабанной перепонки, инфекции среднего уха и баротравмы внутреннего уха.
Хлорка, которой чистят плавательные бассейны, стала одной из причин резкого увеличения заболевания астмой у детей, которое наблюдается в последние 30 лет. Таковы результаты исследования, проведенного английскими учеными. Они утверждают, что дети, которые несколько раз в неделю посещают бассейны с хлорированной водой, наносят себе такой же вред, как заядлые курильщики.
В результате в Британии количество больных астмой увеличилось в три раза за четверть века. Каждый пятый английский ребенок когда-либо в своей жизни болел астмой. Из профессиональных пловцов астматик практически каждый второй - 40 процентов, утверждает британская газета Times.
Круг заболеваний пловцов высокого класса строго очерчен. Это связано со спецификой и условиями тренировочного и соревновательного процесса, физико-психологической деятельностью. Эта заболеваемость является своего рода профессиональной заболеваемостью спортсменов данного вида спорта в настоящее время.
В заболеваемости пловцов можно выделить несколько основных групп. Первая группа – это многочисленная группа воспалительных заболеваний; вторая, менее многочисленная группа – травмы; третья – интоксикации и аллергические заболевания; четвёртая группа – выделяемая у спортсменов и практически не наблюдаемая у других людей – перенапряжения. Обособленно стоит группа скрытых искривлений позвоночника.
По болезни спортсмен в среднем теряет от 7 до 30 дней в году на учебно-тренировочных сборах, как правило, в наиболее ответственные периоды подготовки к соревнованиям или на самих соревнованиях. Обращаемость к врачам на отдельных сборах может превышать 100%.
Наиболее часто встречающиеся воспалительные заболевания у пловцов:
Острые заболевания дыхательных путей: катар верхних дыхательных путей, ангина, ринит, ларингит, трахеит, бронхит;
Отиты;
Обострение хронических заболеваний: хронические ринит, ангина, отит, трахеобронхит, гастрит;
Острые заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, энтероколит;
Миозиты;
Люмбаго;
Мигрени;
Воспаление придатков.Постоянный длительный контакт с хлорированной водой оказывает негативное воздействие на организм спортсмена; являясь конкурентом фтора, хлор способствует развитию кариеса. При углублённом комплексном обследовании выявилось до 70% заболевания кариесом у пловцов сборной команды России, т.е. в среднем 2,8 кариозных зуба на одного спортсмена. Количество больных зубов может доходить до 7 у одного спортсмена, и это – при ежегодном 2-резовом обследовании и санации полости рта!
Возможно, что к этой группе заболеваний можно отнести и часть аллергических реакций, легко купируемых антигистаминными препаратами. Другую же часть подобных заболеваний, возникающих в периоды максимальных физических нагрузок, можно связать с нарушением обмена веществ, в основном за счёт перераспределения метаболизма белка и, как следствие, нарушения иммунитета. Что проявляется в уменьшении толерантности кожного покрова к химическому и физическому воздействию.
Следующей патологией является контактный дерматит в местах постоянного раздражения табельными средствами (очки, купальник, плавки). Количество обращений по данному заболеванию в среднем составляет 10%. Но фактически эта цифра бывает намного больше, т.к. многими пловцами эти состояния являются привычными и не расцениваются как заболевания.
Травмы у пловцов не столь многочисленны, чаще встречается микротравматизация, которой порой не уделяется достаточное внимание, что приводит к развитию травмы. Далее поговорим и структурах травм и причинах их возникновения.
7.1. Структура травм
Травмы опорно-двигательного аппарата:
растяжение связок, в основном голеностопного и коленного (чаще встречается у брассистов) суставов;
травмы плечевого пояса;
бурситы;
Посттравматические обострения заболеваний позвоночника;
Ушибы конечностей;
Скарифицированные и резаные раны;
Потёртости и мозоли.прочитайте:
//www.swiminfo.ru/?c=25&t=317adminforum 24/01/2007 в 22:29:30
Статистика знает не все
Обезопасить себя от спортивной травмы можно только одним способом: никогда не заниматься спортом. В какую бы секцию вы ни отправили свое чадо, если только это не шахматный кружок, "боевого крещения" не миновать. Официальной статистики травматизма в детских спортивных учреждениях не существует, поскольку массовых исследований этой проблемы не проводится. Но мы опросили врачей, занимающихся лечением профессиональных спортсменов (в том числе и детей), и попытались определить травмы и заболевания, встречающиеся в определенных видах спорта наиболее часто. Картина получилась следующая.
В списке самых травмоопасных видов спорта лидируют контактные командные игры, такие, как футбол, хоккей, регби, баскетбол, волейбол, гандбол. Здесь высок общий процент травматизма, поскольку игрок никогда не знает, когда, с какой стороны и чем он получит удар. Подготовиться к удару, смягчить и тем более избежать его удается не всегда. Нередки ушибы и микротравмы позвоночника, от ударов страдают все крупные суставы, особенно плечи и локти, а также зубы. В регби обычным делом считаются переломы ключиц и пальцев рук. Баскетболисты, кроме всего прочего, нередко получают от своих наиболее азартных коллег удары локтями. Особенно часто страдают новички, недавно пришедшие в спортивную школу и еще недостаточно хорошо владеющие навыками игры.
Во всех командных видах спорта неизбежны травмы голеностопного сустава, поскольку на него приходится максимальная нагрузка. В футболе помимо голеностопного по той же причине страдает и коленный сустав.
Как ни удивительно, самыми щадящими среди контактных видов спорта оказываются восточные единоборства. К примеру, каратист постоянно психологически готов получить удар, как говорится, тупым твердым предметом. Чаще всего он успевает к удару подготовиться, поскольку партнер один, его видно и его действия более или менее предсказуемы. Более того, в каратэ существует практика "набивки" наиболее задействованных в спарринге суставов и участков рук и ног, благодаря чему притупляется чувство боли и тело становится менее уязвимо.
Не повезло борцам: нельзя "набить" уши. Поэтому хрящ часто ломается во время поединка. Уши "всмятку" -- первый признак профессионального борца.
Что касается бокса, где главная задача участников поединка -- попасть в голову соперника, то здесь страдает, естественно, головной мозг. Посттравматический паркинсонизм -- стандартный диагноз боксеров-чемпионов. Профессиональным спортсменам часто проводят магнитно-резонансные исследования, позволяющие определить состояние сосудов мозга. Но диагностика не панацея: например, аневризма сосуда может возникнуть в перерывах между обследованиями, а в момент удара по голове сосуд может попросту разорваться.
Только внешне, по словам врачей, безобидна художественная гимнастика. На самом деле в этом виде спорта, требующем особой гибкости, отмечается высокий процент микротравм и травм позвоночника, растяжений мышц и связок. Часто юные гимнасты страдают от гипертрофированного мышечно-тонического напряжения, которое локально возникает в мышцах и провоцирует боль. Если это явление не предотвращать профилактикой или хотя бы вовремя не лечить, все мышцы оказываются "нашпигованы" такими участками. В фигурном катании наибольшая нагрузка приходится на голеностопный и коленный суставы. Виной тому частые прыжки с приземлением на одну ногу, от которых деформируются мениски. От частых ушибов при падении на лед нередко происходит растрескивание костей.
Среди теннисистов самое распространенное заболевание -- эпикондилит ("локоть теннисиста"). Если плечевой пояс укреплен недостаточно, мышцы слабые или плохо подготовлены к нагрузке, большая ее часть приходится на связки. В теннисе всегда высок риск заработать привычный вывих плеча.
В последние годы растет популярность экстремальных видов спорта, например горнолыжного. Помимо традиционных переломов, ушибов и растяжений сезонные обитатели заснеженных гор страдают от разрывов крестообразных связок колена. Чаще всего повреждения случаются из-за скручивающих нагрузок на суставы.
Наконец, плавание, которое в народе считается самым щадящим и полезным для всех групп мышц видом спорта, оказывается небезвредным. Поскольку спина во время плавания подолгу находится в состоянии переразгибания, страдает поясничный отдел позвоночника. Кроме того, вода в бассейне нередко бывает прохладной, а мышцы этого не любят. От спазма и сжатия в них образуются те же "тригерные" точки, что и при занятиях гимнастикой.
Из откровений тренеров следует, что многие травмы спортсмены сами наносят друг другу в конкурентной борьбе. Особенно это характерно для командных видов спорта, когда ударить или подставить подножку можно незаметно. В индивидуальных видах спорта дела обстоят проще, если не считать "закулисной" борьбы.
Михаил Музыкантов, врач-травматолог Московского городского научно-практического центра спортивной медицины: Профессиональный спорт подразумевает огромные нагрузки "на выживаемость", из-за которых большинство спортсменов к 40-50 годам просто становятся инвалидами. И не обязательно это происходит из-за травм. Например, в академической гребле спортсмены уродуют колени во время заплыва, когда у них ноги складываются едва ли не пополам. От нагрузок хрящ в коленном суставе буквально раздавливается.
Кроме того, страдают не только наиболее нагруженные в данном виде спорта суставы и мышцы. Часто травмы происходят из-за физической нагрузки во время тренировок. Михаил Музыкантов: Например, я недавно прооперировал спортсменку, бегунью. Она на занятиях общей физической подготовкой просто уродовала свои колени -- приседала со штангой и так далее. Конькобежцы получают большинство травм вне забегов, а в перерывах, во время игры в футбол -- это у них традиционное занятие. Кроме того, над своими подопечными изголяются их тренеры, которые придумывают упражнения типа гусиного шага или прыжков через "козла". По их мнению, это должно увеличивать прыгучесть и другие спортивные качества, но в результате только суставы изнашиваются быстрее. Я думаю, следует разделять понятия "профессиональный спорт" и "занятия физкультурой". Физкультура, где нет жесткого графика нагрузок, несомненно оздоравливает.
По общему мнению врачей, спортивная нагрузка в детстве полезна. Обычная физкультура развивает сердечно-сосудистую систему, формирует правильный двигательный стереотип, человек учится правильно падать и избегать мелких травм в повседневной жизни. Но все это "работает" лишь в том случае, если из ребенка не хотят сделать звезду Олимпиад и чемпиона мира по какому бы то ни было виду спорта. Врачи в один голос утверждают, что среди профессиональных спортсменов здоровых людей нет.
И дело здесь не только в травматизме. В спорте высоких достижений слишком высока вероятность приема небезопасных химических препаратов. Особенно это касается циклических видов спорта -- легкой атлетики, гребли, лыжного и велоспорта -- то есть тех, где требуется особая выносливость. Об этом умалчивают и врачи, и тем более спортивные тренеры, но, по словам бывших спортсменов, заниматься этими видами спорта на высшем уровне без дополнительных стимуляторов просто невозможно -- нагрузки несоизмеримы с естественными возможностями даже самого подготовленного человека. Это относится и к юниорским и юношеским соревнованиям, где прием по крайней мере искусственных восстановителей так же привычен, как прием обычных витаминов.
Велик риск приема допинга в силовых (например, тяжелой атлетике) и скоростно-силовых (таких, как спринт в легкой атлетике) видах и в тех, где важен контроль над весом. Например, в синхронном плавании, гимнастике и фигурном катании широко используются диуретики (средства для выведения жидкости из организма). Их частое и бесконтрольное применение грозит проблемами, начиная с обезвоживания и заканчивая серьезными заболеваниями почек. Родителям, которые видят своих отпрысков на первых местах самых престижных соревнований, следует знать: список видов спорта, занимаясь которыми ребенок попадает в группу риска, гораздо шире, чем может себе представить обыватель.
Лучше раньше, да лучше
Независимо от того, готовят ли родители своему ребенку будущее чемпиона или отдают его в спортивную школу в целях оздоровления, объем нагрузки определяет тренер.
В этом и состоит главная опасность. Поскольку объем нагрузки тренер регулирует, исходя из личного опыта, а не из физических данных вашего ребенка. По этой причине родителям, приводящим ребенка в спортивную секцию, следует в первую очередь познакомиться с тренером. По закону "О физической культуре и спорте" именно этот человек несет ответственность за здоровье детей во время тренировок. Закон обязывает тренера иметь документы государственного образца о среднем или высшем профессиональном образовании. Как минимум он должен иметь среднее специальное образование и пройти курсы повышения квалификации, причем желательно со специализацией в том виде спорта, который он преподает.
Что касается возраста, оптимального для начала занятий спортом, то врачи говорят так: "В каком возрасте начинают принимать, в таком и надо отдавать. Чем раньше, тем лучше". Дело в том, что у детей четырех-пяти лет (такой возрастной ценз объявляют спортивные школы) отсутствует чувство страха. Падать они не боятся, а если и падают, то с высоты своего маленького роста. Мышцы и связки начинают формироваться в соответствии с особенностями того вида спорта, которым ребенок занимается. Илья Мосейкин: Детский спорт хорош в самом раннем возрасте. У детей нет страха, а значит, они более пластичны. Пластичность снижает вероятность травм.
Кроме того, важна профилактика травм. Во-первых, оптимальный вариант -- индивидуальный график занятий. Во-вторых, необходимы регулярные восстанавливающие меры: массаж, физио- и мануальная терапия, сауна. Они позволяют снять лишнее мышечное напряжение. И в-третьих, регулярный и детальный медицинский осмотр.
Типичная ситуация: человек, в детстве ставивший рекорды на баскетбольной площадке или гимнастическом ковре, после длительного перерыва начинает заниматься спортом. И даже если это игра в пинг-понг или занятия йогой пару раз в неделю, бывший рекордсмен во время тренировок может ощутить резкую боль в суставах, мышцах или связках. Врач в ответ на его жалобы, как правило, указывает на занятия спортом в детстве как на причину всех его бед: спортивные доктора имеют обыкновение во время плановых медосмотров закрывать на многие недочеты глаза.
Между тем дело здесь не только в халатности некоторых спортивных врачей. Родителям следует знать, что эффект от занятий спортом в детстве не может сохраняться на всю жизнь. Чтобы организм адекватно реагировал на нагрузки, физическая тренировка должна быть постоянной и равномерной. Так что программу физического развития своих детей стоит продумывать на несколько лет вперед. Несомненно, умеренные занятия спортом приносят ребенку не меньше пользы, чем умение сбацать на фортепиано Баха или в нужный момент процитировать Шопенгауэра.
//www.kommersant.ru/k-money/get_page.asp?page_id=12443995.HTM
С уважением, администратор форума!
Kristine 25/01/2007 в 13:28:51
минус, то что на результат,
и как следствие на износ.
Как-то видила передачу - интервью немецкой плавчихи - она расказывала, что подросткам-девочкам давали типа витамины, а на самом деле гормоны...
Рекорды уже не ставятся только на человеческих возможностях, стимуляция организма становится все более и более изощренной и увы губительной для него.
Kotia 25/01/2007 в 13:52:39
плавание
По поводу профессионального спорта: в любом виде спорта, в том числе и плавании, организм работает на износ, практически в постоянном стрессе, на грани своих возможностей, поэтому не может в дальнейшем не быть проблем со здоровьем. Уж поверьте человеку, проплававшему большую часть своей жизни.
З.Ы.:Дюймовочка, а где Вы тренировались, может у нас общие знакомые есть? А в инфизе случайно не учились?
adminforum 24/01/2007 в 22:30:37
да-да, именно так
только на первое место положить свое собственное здоровье:(((.
С уважением, администратор форума!
HappyMona 24/01/2007 в 22:28:16
У меня сестра занималась плаванием (+)
вначале - нормально, на пользу ребёнку. Но, как только появились результаты, лучше чем у других, тренер начала настаивать на более частых тренировках, вместо 3-х раз в неделю - 2 раза каждый день, вместо 1.5 часов - 3 часа одна тренировка. Когда мы на это не пошли, мягко дали понять, что либо нужно заниматься любительским спортом в своё удовольствие и за свои деньги, либо работать по их правилам, поставив на первое место в жизни только спорт.
IRA_80 25/01/2007 в 10:26:34
поживем увидим
мой ребенок выбрал спорт, пускай плавает на здоровье. уйти всегда можно. Понятно, что в институт физры я его отдавать не буду. Нам мастера спорта вполне достаточно. У нас вся семья очень спортивная, его отец мастер спорта по легкой атлетике, дедушка - профессиональный футболист, бабушка - мастер спорта по стрельбе. Никаких травм ни у кого не было, обычно тренировались до получения мастера и уходили учиться в обычные вузы. а дочку отдам в гимнастику, пускай позанимается, сколько желания будет, зато на всю жизнь останется спортивной, гибкой и подтянутой.
Fynechka 25/01/2007 в 11:00:20
Я вас поддерживаю на все 100.
Надо заниматься разумно. Я и моя мама занимались плаваньем - результаты средние, проблем нет, только +. И детей буду отдавать. Девочка ходит на прыжки в воду - тренер настаивает на 4 р в неделю - я вожу 2 - считаю, что это достаточно. Главное регулярно и удилять достаточно внимание. Когда мало, тоже плохо - должен быть интерес.
Хотя есть замечания с точки зрения фигуры - у плавцов большие плечи (плохо для девочки, но если маленькая грудь - то есть хоть некое подобие), зато нет проблем со спиной. А прыгуны - низкие (хотя тоже бабка на двое сказала).А травму можно получить, где угодно - малая руку сломала на горке:(
У друзей ключицу - с качели летела. А когда приехали в травмпункт - куча детей упали, прыгнули и т.д. и т.п. Интересна статистика из общего количества травм, сколько спортивных. Думаю очень мало.
adminforum 24/01/2007 в 12:51:43
Отдавать ли детей в профессиональный спорт?
Занятия спортом отвлекают детей от соблазнов улицы, воспитывают волю к победе, закаляют характер. Руководствуясь этими железными доводами, многие родители забывают, что интенсивные тренировки могут повредить здоровью.
– Между «физкультурой» и «спортом» есть существенное различие, – говорит доктор медицинских наук Геннадий Апанасенко. – Смысл физкультуры – укрепление здоровья и гармоничное развитие тела. В спорте во главу угла ставится победа в соревнованиях: пробежать быстрее, прыгнуть выше...
Разные цели предполагают и разные пути их достижения. Спортивные тренировки проводятся чаще и в более интенсивном режиме, нагрузки – на грани возможного, и не только в физическом плане, но и в нервно-эмоциональном.
Напряженные занятия футболом зачастую приводят к травмам и проблемам сердечно-сосудистой системы. Кроме того, все контактные командные виды спорта характеризуются высоким уровнем травматизма. Повреждения голеностопного и коленного суставов, ушибы и микротравмы позвоночника, рук и ног – обычное дело на футбольном или баскетбольном поле. Не менее травмоопасны и различные виды единоборств. Сломанные уши, носы и челюсти – вот что зачастую получают в дополнение к медалям юные борцы и боксеры. Не говоря уже о последствиях у взрослых профи. Некоторые боксеры-чемпионы в дополнение к высоким наградам получили посттравматический паркинсонизм, яркий пример чего – легенда мирового бокса Мухаммед Али.
Такой красивый и женственный вид спорта, как художественная гимнастика таит в себе опасность травм позвоночника, растяжений связок и мышц. А респектабельный теннис – вывихи плеча и эпикондилит, который так и называется – «локоть теннисиста» (воспаление надкостницы и сухожильно-связочного аппарата плечевой кости). Даже усиленные занятия плаванием далеко не безобидны. По утверждению специалистов, они могут спровоцировать у юных спортсменов дистрофию миокарда, заболевания ЛОР-органов, кожные болезни. Кроме того, у девушек-пловчих часто возникают гинекологические проблемы.
Кстати, как заметил Геннадий Леонидович, ни один из перспективных юниоров не стал чемпионом среди взрослых. И связано это, по мнению врача, с тем, что чрезмерные нагрузки, травмы и заболевания заставили юных спортсменов преждевременно «сойти с дистанции».
И еще. Врачи давно говорят о том, что нынешние рекорды давно превысили способности организма. Именно поэтому, по словам профессора Апанасенко, спортивная медицина постепенно превращается в спортивную фармакологию и травматологию. А потому родители должны совершенно четко представлять, с чем связаны риски того или иного вида спорта.
//www.pk.kiev.ua/health/2007/01/23/150005.html
adminforum 24/01/2007 в 22:00:51
аналогично, сейчас "расхлебываю" последствия спортивного прошлого
и травмы, которые остались навсегда.
Занималась профи 5 лет легкой атлетикой + лыжи. Сейчас вертебролог точно указывает на проблемные места:((. И главное, что это не лечится... боли дают о себе знать.
С уважением, администратор форума!
Malasha 24/01/2007 в 23:41:47
ни за что!!! художественная гимнастика (о девочках) - самое большее...
сало - сила, спорт - могила!!)))))
Малаша, Анечка и Игорь