Урок русского языка "правописание частиц не и ни". Конспект урока русского языка: "Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА "
Урок по русскому языку в 7 классе
Тема:
Правописание частиц НЕ и НИ
Составила:
учитель русского языка
и литературы МБОУ
"Найдёновская школа"
Великая И.В.
с.Найдёновка,2016г
Конспект урока в 7 классе
Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.
Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы
Ход урока
Ι. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,
доброжелательное отношение друг к другу.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
ΙΙ. Мотивация к изучению нового материала.
Слово учителя:
Начнём наш урок вот с такой необычной истории:
(Ученики разыгрывают сценку)
В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.
Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.
В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:
НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие…
Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:
Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!
Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:
Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!
На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?
Слово учителя:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи ?
ΙΙΙ. Работа над темой урока.
1.( Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.
1 вариант 2 вариант
не участвовал негодовать
не слышится шороха неряшливый
не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река
не правда, а ложь говорить неправду
не в чем сомневаться нечем удивить
не за что хвалить нечего хвалиться
ничуть не злой очень недобрый
вовсе не грустный совершенно негрустный
(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)
2.Слово учителя:
Объясните значения устойчивых выражений :
ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.
Какая частица пишется в данных выражениях?
Ставится запятая в выражениях?
Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях .(Дети приводят примеры)
А сейчас выполните следующие задание:
на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н…)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.
3.Слово учителя:
Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни , тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.
Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб ретать и положительный смысл:
Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.
Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.
На этом повороте машина не могла не свернуть направо.
Какую особенность вы заметили в этих предложениях? (первая частица не находится перед формами гла гола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола).
4.Фикульминутка.
5.Слово учителя:
Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.
(продолжение сценки)
Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.
Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.
Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?
Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.
НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, - сказал НЕВЗНАЧЙ.
Она сказала, что она важнее, - сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.
Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.
Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .
Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!
Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.
6.Слово учителя:
Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.
Работа с карточками
А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.
3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.
5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.
6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.
7. Миша н_ пошел на каток.
Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.
2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.
Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)
В. Цифровой диктант
Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.
1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.
2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.
3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.
4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.
5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
6. В поле нет ни души.
7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.
Проверим!
НЕ: 2,4,7
НИ: 1,3,5,6
IV .Стадия рефлексии .
Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?
Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?
А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?
Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?
V. Домашнее задание . Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»
24.07.2013 23775 0
(вариант 1)
Цель : совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.
Тип урока: комбинированный.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Повторение правила «Правописание не и ни с разными частями речи».
Игра «Собери пазл» (работа с карточками).
Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами. Школьники должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту – по одному пазлу в конверте.
Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком – торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь, а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки. На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
– В каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков? Сделайте вывод: в каких случаях используется частица не , а в каких – ни ?
Составление обобщающей таблицы «Правописание не и ни с разными частями речи».
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Самостоятельная работа.
– Объясните правописание выделенных орфограмм (слайд).
Не д отрога, не р яха, не в ольник, не д очёт, не д оимка, не д оразумение, не и стовство, не н ависть, не л епость; не о бходимый, не в зрачный, не в инный, не и збежный, не у станный, не у томимый; не б режно, не л епо, не л ьзя, не н ароком, не в моготу, не о бходимо, не с терпимо, не у клюже, не р яшливо, не ч аянно, не п рестанно, не п римиримо.
Не п равда (ложь) , не п риятель (враг) , не д руг (враг) , не з доровье (болезнь) , не в ежливость (грубость) , не в ежество (малообразованность, некультурность) , не п огода (плохая погода, ненастье) , не д овольство (отсутствие удовлетворенности) , не в нимательность (рассеянность) , не с частье (беда) , не д оверие (подозрительность) , не в оля (плен, рабство) , не з ависимость (самостоятельность) , не д остаток (изъян, несовершенство) , не н ависть (вражда, отвращение) , не м ощь (слабость) ; не п лохой (хороший) , не в есёлый (грустный) , не у мный (глупый) ; не д алеко (близко) , не п лохо (удовлетворительно) , не м едленно (скоро, тотчас) , не п риветливо (грубо) .
Это не правда, а ложь. Здесь нужна не опытность, а знания. Это совсем не успех. Комната не большая, а маленькая. Он еще не старый. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.
Это далеко не лучший выход. Ничуть не интересная книга. Это отнюдь не полные данные. Далеко не скромно. Мне нисколько не страшно. Ему отнюдь не весело. Учиться никогда не поздно.
Не зная, не читая, не проверив, не заметив, не торопясь, не умываясь, не видя, не глядя, не смотря, не взирая, не спеша, не медля.
Не н авидеть, не г одовать, не д оумевать, не з доровится, не в злюбить, не й дёт, не й мётся, не с добровать; не н авидя, не г одуя, не д оумевая; нед о солить, нед о платить, нед о едать, нед о рабатывать, нед о брать, нед о сыпать, нед о весить, нед о смотреть, нед о ставать.
Не́ к ого, ни к ого́, не́ ч ему, ни ч ему́, не́ к ем, ни к е́м, не́ ч ем, ни ч е́м.
Не́ к кому, ни к кому́, не́ в чем, ни в чём, не́ о ком, ни о ко́м, не́ от кого, ни от кого́, не́ с кем, ни с ке́м, не́ с чем, ни с че́м.
Работа не закончена, письмо не написано, рожь ещё не сжата, дрова не напилены, комната не подметена, печь не затоплена.
Не законченная нами работа, ещё не разобранные книги, не подготовленное хозяйственной частью помещение, не ржавеющая от сырости сталь, долго не смолкающие аплодисменты, не замерзающие зимой реки, не привыкшие к долгой работе руки.
Не разобранные книги, а разбросанные. Слышится гром не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не законченная, а только что начатая работа.
Не з аконченная работа, не р азобранные книги, не с кошенная трава, не з амерзающая река, не п ортящиеся продукты, не и скоренимая привычка, не с жатая полоса, не с обранные вещи, не р астворившийся осадок, не р азложившееся удобрение, не р азорвавшийся снаряд.
Урок
25.
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ
И НИ
С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
И В СОСТАВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ *
(вариант 2)
Цели : закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание не – ни с разными частями речи и в составе предложения; повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым; пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Тип урока: комбинированный.
Методы: эвристическая беседа, исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Урок-соревнование. Но для того, чтобы участвовать в соревновании, нужно быть здоровым. А здоровье – это сила и ум, это красота, это то, что нужно беречь, это самое большое богатство; у здорового человека все получается. Обратите внимание на высказывания (слайд) . Как вы их понимаете?
В здоровом теле здоровый дух. (Пословица.)
Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом. (Ювенал.)
– Что помогает сохранить здоровье? А Всемирная организация здравоохранения считает, что (слайд) : Зд..ровье это с..стояние полного физического духовного и социального благ..получия а не только отсутствие б..лезни.
– Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, пропущенные орфограммы. Найдите частицу, укажите ее разряд.
– Скажите, какое спортивное событие ожидается в нашей стране в 2014 году? (Зимние Олимпийские игры.)
– Давайте и мы сегодня отправимся на заочную олимпиаду и примем участие в зимних Олимпийских играх.
– Знаете ли вы олимпийский девиз? («Быстрее! Выше! Сильнее!»)
А теперь, чтобы определить тему наших соревнований, я предлагаю вам послушать шуточное стихотворение (слайд) .
Не и ни у нас частицы,
Нам их нужно уважать,
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.
Итак, какова тема нашего соревнования? (Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.) Тему записать.
Озвучить тему и цель урока. (Слайд.)
Правила соревнований:
Каждый имеет право принять участие в соревнованиях.
За правильно выполненное задание участник получает бонус.
В конце урока подводится итог: победители, набравшие наибольшее количество бонусных баллов, будут награждены медалями.
2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Уважаемые олимпийцы, на станцию Словарь могут пройти все. Но это еще не выход на трассу. Сначала вы должны доказать, что готовы к трудностям и хорошо владеете языковыми нормами.
1. Работа со словарными словами (на интерактивной доске) (слайд).
Тренер, стадион, тренировка, хоккей, спортсмен, чемпион, биатлон, футбол, внимание, стремление, оптимизм, хронометраж.
Дайте толкование слова чемпион. Задайте дополнительный вопрос отвечающему.
Придумайте предложение с одним из слов, используя модальные частицы.
– Хорошо, вы готовы к трудным испытаниям. Впереди нас ждут соревнования, пусть не в силе и в ловкости, а в умениях и навыках, но это тоже важно. (Обратить внимание на высказывание, звучавшее в начале урока: «Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом». Ювенал.) Итак, вперед к победе, нас ждут:
Биатлон;
Одиночное фигурное катание;
Парные танцы на льду;
Хоккей.
– У каждого из вас на партах карточка-подсказка, которой вы имеете право воспользоваться.
2. Биатлон .
Выходим на старт. Прочитайте стихотворение, найдите устойчивые сочетания с не и ни , выпишите их.
Спросить одного из учеников, какие сочетания выписал, если верно, то получает бонус + дополнительный вопрос.
Самопроверка (слайд).
Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
А теперь посоревнуемся: кто последний назовет устойчивое сочетание с не или с ни – тот победитель и получает бонус.
Учащиеся называют устойчивые сочетания в течение 2 минут.
Приближаемся к отметке «Стрельба по мишеням» (слайд) . Правила : попасть во все мишени, то есть записать предложения правильно (слайд) . За правильные ответы – бонус. Промах – дополнительный круг, то есть дополнительная карточка.
Работа с интерактивной доской : по четыре предложения с объяснением правописания частиц не – ни .
(Н..) кто (н..) о чём (н..) подозревал.
(Н..) хочу вас (н..) чем огорчать.
Обижаться (н..) на кого.
(Н..) с чем (н...) сравнимое впечатление.
(Н..) разу (н..) побывал в Москве.
(Н...) откуда (н..) проникал луч солнца.
(Н..) кто (н..) ощущал (н..) какой тревоги.
(Н..) раз обращался к друзьям.
(Н..) что. иное, как утренняя заря, вызывала его восхищение.
Получив (н..) кому (н..) интересное сообщение, (н..) сказал (н..) слова.
(Н..) откуда и (н..) от кого ждать письмо.
Дополнительные карточки : Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Используйте карточку-подсказку.
Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..) в людных местах (н..) в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа, – он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину.)
Подходим к финишу: кто из вас получил бонус в этом виде соревнования, поднимите руки. (Слайд.)
3. Одиночное фигурное катание .
Следующий вид спортивных соревнований, в котором мы примем участие, – это одиночное фигурное катание (слайд) . У каждого из вас на столах лежат тексты с пропущенными буквами и знаками препинания. Те, кто неуверенно держится на льду, кто не уверен в своих знаниях, могут взять тексты с подсказками.
Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
(н..) соседи (н..) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Карточка № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы.
Иногда люди хотят чтобы их (н..) узнавали (н..) соседи, (н..) чужие (частицу можно опустить) . Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря (фразеологизм)
Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! (Простое восклицательное предложение.) Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение . Но как (н..) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) (= ничто) из его работ (н..) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз (= много раз) об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу (= никогда) никому (н..) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный)
4. Парные танцы на льду .
Следующий вид спортивных соревнований в наших зимних Олимпийских играх – это парные танцы на льду (слайд) . Работа в парах: поменяйтесь карточками, проверьте зеленой пастой, выставьте оценки, критерии оценивания показаны на слайде. У кого нет ошибок, кто не пользовался подсказками, получают бонус.
3. Этап первичной проверки понимания изученного
5. Хоккей «Забрось шайбу» (3 минуты).
Знание теории + пример. Вопрос – ответ по цепочке. (Слайд.) Если участник ответил, то он имеет право задать вопрос другому, если нет, отвечает желающий и передает вопрос другому. Бонус получают те учащиеся, которые правильно ответили и привели примеры.
4. Этап закрепления и применения изученного.
Выход на финишную прямую. Тестирование .
На столах у вас лежат тесты. Вы можете выбрать тот уровень тестирования, который соответствует вашим знаниям:
1-й уровень – высокий;
2-й уровень – средний;
3-й уровень – низкий.
Ф. И. уч-ся __________________________________________
Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н..) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н..) одна из его работ (н..) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу никому (н..) жаловался ведь он дарил людям радость.
Ф. И. уч-ся _________________________________________
Карточка № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы.
Иногда люди хотят чтобы их (н..) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н..) соседи, (н..) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря (фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н..) хотел пр...мерить красивый деревя..ый капюшон! (Простое восклицательное предложение.) Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение . Но как (н..) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик, (н..) одна (= ничто) из его работ (н..) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз (= много раз) об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу (= никогда) никому (н..) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
5. Этап подведения итогов занятия, рефлексия .
Подведем итоги нашего соревнования.
На парте у вас лежат цветные карточки. Напишите на них фломастером количество бонусов, которые вы заработали на нашем уроке.
– Как различаются на письме частицы не и ни ?
Награждение : первое место – золотая медаль; второе место – серебряная медаль; третье место – бронзовая медаль.
Заполнение «Листов обратной связи» (см. Приложение 1).
На уроке рассматриваются правила определения орфограммы - буквы, слитное и раздельное написание НЕ с частями речи, дается алгоритм выбора орфограммы - буквы и прием удобного запоминания правил слитного/ раздельного написания НЕ с частями речи.
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().
Использованные ресурсы Интернет
1. Словарь лингвистических терминов ().
2. Подчинительные союзы и союзные слова ().
Литература
Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.
Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.
Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М.: 2012.
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи НЕНИ Отрицание = НЕТ Погода НЕ испортилась (Испортилась? – Нет.) Отрицание = И О не сказал НИ слова. (Не сказал И слова) Утверждение = ДА. Как НИ спешил, всё равно опоздал. (Спешил? – Да.) Частицу НЕ опустить нельзя: измениться смысл Частицу НИ можно опустить из предложения, не нарушив смысла Двойное отрицание в утвердительных предложениях. Я не мог не сказать (сказал). Я не мог не прийти (пришёл). НИ пишется раздельно со всеми частями речи, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога. Никуда, никто.
Устойчивые словосочетания. Ни то ни сё Ни жив ни мёртв Ни рыба ни мясо Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни пуха ни пера Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Ни к селу ни к городу Ни с того ни с сего Ни взад ни вперёд Ни за что ни про что Откуда ни возьмись Куда ни шло
Существительные, прилагательные, наречия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Неряха Ненастный Нелепо Есть противопоставление. Не хорошо, а плохо Не правда, а ложь Не близкий, а далёкий. Образует новое слово, которое можно заменить близким по значению словом без НЕ. Неправда (ложь) Неблизкий (далёкий) Неплохо (хорошо) Есть зависимые слова (далеко, вовсе, совсем…). Вовсе не лёгкий поход. Совсем не интересно. Пояснительные слова обозначают степень качества. (очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, почти и т.д.) Совершенно неблизкий путь Есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или наречием. Ничуть не далёкий.
Глаголы и деепричастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. ненавидеть В остальных случаях. Не хотелось Не видя. Обрати внимание! Глаголы с частицей НЕ следует отличать от глаголов с приставкой НЕДО-. Опираться в этих случаях нужно на значение, которое придаёт глаголу частица и приставка. Приставка НЕДО- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой. А глагол с частицей НЕ означает неоконченное, не доведенное дело до конца действие. Недоедал досыта Не доел обед.
Причастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Негодующий. С краткими причастиями. Не решена. Нет зависимого слова и противопоставления. Нерешенная задача. Есть противопоставление. Не решенная, а списанная задача. Есть зависимое слово. Не решенная дома задача.
1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.
1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.
1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:
Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;
Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;
Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;
Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;
Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.
Цели обработки персональных данных:
Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;
Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;
Хранение результатов обучения;
Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
3. Правила обработки персональных данных
3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:
Расовая принадлежность;
Философские убеждения;
О состоянии здоровья;
Состояние интимной жизни;
Религиозные убеждения.
3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).
3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).
3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.
3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.
3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.
4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных
4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).
4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.
4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.
4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.