Современные тенденции развития. Современный мир и тенденции его развития Каковы основные тенденции развития современного мира
Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых, жизненно важных общечеловеческих проблем, успешное решение которых требует объединения усилий всех государств. Это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы всей мировой цивилизации.
К ним относят, в первую очередь, следующие :
· предотвращение угрозы ядерной войны;
· преодоление экологического кризиса и его последствий;
· разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов;
· сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами “третьего мира”,
· стабилизация демографической ситуации на планете.
· борьба с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом,
· охрана здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании.
Общие особенности глобальных проблем состоят в том, что они:
· приобрели поистине планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы народов всех государств;
· угрожают человечеству серьезным регрессом в дальнейшем развитии производительных сил, в условиях самой жизни;
· нуждаются в неотложных решениях и действиях по преодолению и предотвращению опасных последствий и угроз жизнеобеспечению и безопасности граждан;
· требуют коллективных усилий и действий со стороны всех государств, всего мирового сообщества.
Проблемы экологии
Неудержимый рост производства, последствия научно-технического прогресса и неразумного природопользования сегодня ставят мир перед угрозой глобальной экологической катастрофы. Детальное рассмотрение перспектив развития человечества с учетом актуальных природных процессов приводит к необходимости резкого ограничения темпов и объемов производства, ибо их дальнейший бесконтрольный рост может толкнуть нас за черту, за которой уже не окажется в достаточном количестве всех необходимых ресурсов, необходимых для жизни человека, в том числе чистого воздуха и воды. Общество потребления , сформировавшееся сегодня, бездумно и безостановочно растрачивая ресурсы, ставит человечество на грань мировой катастрофы.
За последние десятилетия заметно ухудшилось общее состояние водных ресурсов - рек, озер, водохранилищ, внутренних морей. Между тем глобальное потребление воды удвоилось между 1940 и 1980 гг., и по оценкам специалистов, вновь удвоилось к 2000 г. Под влиянием хозяйственной деятельности происходит истощение водных ресурсов , исчезают малые реки, сокращается водоотбор в крупных водоемах. Восемьдесят стран, на которые приходится 40% населения Земли, испытывают в настоящее время нехватку воды .
Остроту демографической проблемы нельзя оценить, абстрагируясь от экономических и социальных факторов. Сдвиги в темпах роста и структуре населения происходят в условиях сохраняющихся глубоких диспропорций в размещении мирового экономического Соответственно, в странах с большим экономическим потенциалом неизмеримо выше общий уровень расходов на здравоохранение, образование, сохранение природной среды и, как следствие, продолжительность жизни намного выше, чем в группе развивающихся государств.
Что же касается стран Восточной Европы и бывшего СССР, где проживает 6,7% населения Земли, то они отстают от экономически развитых стран в 5 раз
Социально-экономические проблемы , проблема возрастающего разрыва между высокоразвитыми странами и странами третьего мира (т.н. проблема `Север - Юг`)
Одними из серьезнейших проблем современности являются проблемы социально-экономического развития. Сегодня налицо одна тенденция - бедные беднеют, а богатые богатеют . Так называемый `цивилизованный мир` (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 26 государств - примерно 23% мирового населения) на данный момент потребляют от 70 до 90% производимых благ.
Проблема взаимоотношений `Первого` и `Третьего` миров и получила название проблемы `Север - Юг`. Касательно нее существует две противоположных концепции :
· причиной отсталости стран бедного `Юга` является так называемый `Порочный круг бедности`, в который они попадают, и зачёт чего не могут начать эффективное развитие. Многие экономисты `Севера`, приверженцы этой точки зрения, считают, что в своих бедах виноват сам `Юг`.
· что основную ответственность за нищету стран современного `Третьего мира` несет именно `цивилизованный мир`, ибо именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы, и, естественно, эти страны оказались в заведомо более выгодном положении, что сегодня позволило им сформировать т.н. `золотой миллиард`, погрузив в пучину бедности все остальное человечество, нещадно эксплуатируя как минеральные, так и трудовые ресурсы стран, оказавшихся не у дел в современном мире.
Демографический кризис
В 1800 г. на планете было лишь около 1 млрд. людей, в 1930 - 2 млрд., в 1960 - уже 3 млрд., в 1999 человечество достигло 6 млрд. Сегодня население земли возрастает на 148 чел. в минуту (247 рождаются, 99 умирают) или на 259 тыс. в день - таковы современные реалии. При этом рост населения в мире происходит неравномерно . Доля развивающихся стран в общей численности жителей планеты возросла за последние полвека с 2/3 почти до 4/5. Сегодня человечество стоит перед необходимостью контроля за ростом населения, ибо число людей, которое способна обеспечить наша планета все же ограничено, тем более, что возможный недостаток ресурсов в будущем (о котором речь пойдет ниже) вкупе с огромной численностью людей, населяющих планету, может привести к трагическим и необратимым последствиям.
Другой крупный демографический сдвиг – быстрый процесс “омоложения” населения в группе развивающихся государств и, наоборот, старения жителей развитых стран. Доля детей до 15 лет за первые три послевоенные десятилетия увеличилась в большинстве развивающихся стран до 40-50% их населения. В результате в настоящее время именно в этих странах сосредоточена наибольшая часть трудоспособной рабочей силы. Обеспечение занятости огромных трудовых ресурсов развивающегося мира, особенно в бедных и беднейших странах, является сегодня одной из острейших социальных проблем подлинно международного значения.
В то же время увеличение продолжительности жизни и замедление темпов рождаемости в развитых странах привели здесь к существенному увеличению доли престарелых людей , что повлекло за собой огромную нагрузку на пенсионную, здравоохранительную и попечительскую системы. Правительства оказались перед необходимостью выработки новой социальной политики, способной решать проблемы старения населения в XXI в.
Проблема исчерпаемости ресурсов (минеральных, энергетических и иных)
Научно-технический прогресс, давший толчок развитию современной промышленности потребовал резкого увеличения добычи самых различных видов минерального сырья. Сегодня с каждым годом возрастают объемы добычи нефти, газа, и других полезных ископаемых . Так, по прогнозам ученых, при нынешних темпах разработки запасов нефти хватит в среднем еще на 40 лет, запасов природного газа должно хватить на 70 лет, а угля - на 200 лет. Здесь следует учитывать, что сегодня человечество получает 90% энергии за счёт теплоты сгорания топлива (нефть, уголь, газ), причем темпы потребления энергии постоянно растут, и рост этот происходит не линейно. Так же используются и альтернативные энергоисточники – ядерная, а также ветровая, геотермальная, солнечная и другие виды энергии. Как видно, залогом успешного развития человеческого общества в будущем может стать не только переход к использованию вторичного сырья, новых источников энергии и энергосберегающих технологий (что, безусловно необходимо), но, в первую очередь, пересмотр принципов, на которых строится современная экономика, не оглядывающаяся ни на какие ограничения в плане ресурсов, кроме тех, которые могут потребовать слишком больших денежных затрат, которые не оправдаются в последствии.
Ежегодно компания Ford публикует отчет, где представлен анализ ключевых трендов потребительских настроений и поведений. Основу отчета составляют данные опросов, проводимых компанией среди тысяч жителей разных стран.
Rusbase ознакомился c глобальным исследованием и выбрал 5 основных трендов, которые сейчас определяют наш мир.
Пять трендов, которые сейчас определяют наш мир
Виктория КравченкоТренд 1: Новый формат хорошей жизни
В современном мире «больше» теперь далеко не всегда значит «лучше», а богатство уже не является синонимом счастья. Потребители научились получать удовольствие не от самого факта владения чем-то, а от того, как тот или иной предмет влияет на их жизнь. Те же, кто продолжает выставлять своё богатство напоказ, вызывают лишь раздражение.
«Богатство больше не является синонимом счастья»:
- Индия – 82%
- Германия – 78%
- Китай – 77%
- Австралия – 71%
- Канада – 71%
- США – 70%
- Испания – 69%
- Бразилия – 67%
- Великобритания – 64%
Меня раздражают люди, которые выставляют свое богатство напоказ »:
- 77% – опрошенных в возрасте 18-29
- 80% – опрошенных в возрасте 30-44
- 84% – опрошенных в возрасте 45+
Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность этого тренда:
1. Польза от результатов труда важнее прибыли
Пример 1:
Рустам Сенгупта существенную часть своей жизни шёл к успеху традиционным путём. Он получил степень в одной из ведущих бизнес-школ и устроился на высокооплачиваемую должность в сфере консалтинга. И вот, вернувшись однажды в свою родную деревню в Индии, он осознал, что местные жители испытывают нехватку самых простых вещей, страдая от проблем с электричеством и от отсутствия чистой питьевой воды.
Стремясь помочь людям, он основал некоммерческую компанию Boond , призванную заниматься развитием альтернативных источников энергии в северных районах Индии.
Пример 2:
Когда юрист из Нью-Йорка Зэн Кауфман начала по выходным подрабатывать в бургерной своего брата, стремясь разнообразить монотонность офисного труда, она и представить не могла, что это дело может настолько изменить её жизнь. Переехав через год в Лондон, она не стала рассылать резюме в юридические фирмы, а купила себе грузовичок для продажи уличной еды, основав собственную компанию Bleecker Street Burger.
2. Свободное время - лучшее лекарство
Представители поколения миллениалов (в возрасте 18–34) всё чаще стремятся сбежать от городской суеты и зависимости от социальных сетей, выбирая для себя более необычный и интересный отпуск, чем лежание на пляже при отеле с системой All Inclusive. Вместо этого они хотят использовать отпуск с пользой для здоровья, отдавая предпочтение клубам для занятий йогой и кулинарным турам по Италии.
Общий объём мировой индустрии подобных неординарных путешествий на сегодня оценивается в 563 миллиардов долларов. Лишь за один 2015 год по всему миру было организовано более 690 миллионов велнес-туров.
Тренд 2: Ценность времени теперь измеряется иначе
Время больше не ценный ресурс: в современном мире пунктуальность теряет свою привлекательность, а склонность откладывать всё на потом считается абсолютно нормальной.
72% опрошенных по всему миру согласились с утверждением «Занятия, которые раньше я считал пустой тратой времени, теперь не кажутся мне бесполезными ».
Со временем акценты сдвинулись и люди начали признавать необходимость в самых простых вещах. Например, на вопрос «Что вам кажется наиболее продуктивным времяпрепровождением?» ответы были следующие:
- сон – 57%,
- сидение в интернете – 54%,
- чтение – 43 %,
- просмотр ТВ – 36%,
- общение в социальных сетях – 24%
- мечтания – 19%
У британских студентов существует давняя традиция - брать годовой перерыв после окончания школы и перед поступлением в университет (gap year), чтобы лучше понять, какой путь выбрать в дальнейшей жизни. Подобный феномен набирает всё большую популярность и среди американских студентов. По данным американской ассоциации American Gap Association, за последние несколько лет количество студентов, решивших взять годовую паузу, выросло на 22%.
Согласно результатам опроса Ford, 98% молодых людей, решивших взять год перерыва после школы, сказали, что эта пауза помогла им определиться с выбором жизненного пути.
Вместо «сейчас» или «потом» люди теперь предпочитают использовать слово «когда-нибудь», которое не отражает конкретные сроки выполнения той или иной задачи. В психологии существует термин «прокрастинация» - склонность человека к постоянному переносу важных дел на потом.
Количество опрошенных по всему миру, согласившихся с утверждением «Прокрастинация помогает мне развивать в себе творческое начало »:
- Индия – 63%
- Испания – 48%
- Великобритания – 38%
- Бразилия – 35%
- Австралия – 34%
- США – 34%
- Германия – 31%
- Канада – 31%
- Китай – 26%
1. Мы не умеем не отвлекаться по мелочам
Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда через несколько часов поиска нужной информации в интернете вы обнаруживаете себя читающим совершенно бесполезные, но чрезвычайно увлекательные статьи? Всем нам доводилось испытывать нечто подобное.
В этой связи интересен успех приложения Pocket , которое откладывает изучение найденных в процессе поиска увлекательных публикаций на потом и помогает сфокусироваться на том, что действительно важно именно сейчас, но без риска упустить из виду что-то интересное.
В настоящий момент сервисом уже воспользовались 22 миллиона пользователей, а сумма отложенных на потом публикаций равняется двум миллиардам.
2. Медитация вместо наказания
Провинившиеся ученики начальной школы Балтимора теперь больше не должны оставаться после уроков. Вместо этого школа разработала специальную программу Holistic Me , которая предлагает ученикам заняться йогой или медитацией, чтобы научиться управлять своими эмоциями. С момента запуска программы в 2014 году школе не пришлось исключить ни одного своего ученика.
3. Хочешь чтобы сотрудники работали эффективно - запрети сверхурочную работу
Рабочий день рекламного агентства Heldergroen в пригороде Амстердама всегда заканчивается ровно в 18:00 и ни секундой позже. В конце дня стальные тросы принудительно поднимают в воздух все рабочие столы с компьютерами и ноутбуками, а освободившееся пространство на полу офиса сотрудники могут использовать для танцев и занятий йогой, чтобы меньше работать и больше наслаждаться жизнью.
«Это стало нашим своеобразным ритуалом, проводящим грань между работой и личной жизнью», - поясняет Зандер Венендаль, креативный директор фирмы.
Тренд 3: Проблема выбора еще никогда не была столь актуальной
Современные магазины предлагают потребителям невероятно широкий выбор, что усложняет процесс принятия окончательного решения, и в итоге покупатели просто-напросто отказываются от покупки. Подобное многообразие приводит к тому, что люди сейчас предпочитают перепробовать много разных вариантов, не купив ничего.
Количество опрошенных по всему миру, согласившихся с утверждением «Интернет предлагает гораздо больше вариантов, чем мне действительно нужно» :
- Китай – 99%
- Индия – 90%
- Бразилия – 74%
- Австралия – 70%
- Канада – 68%
- Германия – 68%
- Испания – 67%
- Великобритания – 66%
- США – 57%
С появлением процесс выбора становится неочевидным. Огромное количество специальных предложений вводит покупателей в заблуждение.
Количество опрошенных, согласившихся с утверждением «После того, как я куплю что-то, я начинаю сомневаться, а правильный ли выбор я сделал(а)?»:
- 60% опрошенных в возрасте 18-29
- 51% опрошенных в возрасте 30-44
- 34% опрошенных в возрасте 45+
С утверждением «В прошлом месяце я не смог(ла) выбрать одну единственную вещь из множества вариантов. В итоге я решил(а) вообще ничего не покупать» согласились:
- 49% опрошенных в возрасте 18-29 лет
- 39% в возрасте 30-44 лет
- 27% в возрасте 45+
Это можно объяснить тем, что с возрастом покупки происходят осознаннее и более рационально, поэтому такого рода вопрос возникает намного реже.
Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:
1. Потребители хотят все пробовать
Стремление потребителей опробовать товар перед покупкой оказывает влияние на рынок электроники. В качестве примера можно привести сервис краткосрочной аренды гаджетов Lumoid .
- Всего за 60 долларов в неделю вы можете взять на тест , чтобы окончательно понять, нужен ли вам этот гаджет стоимостью 550 долларов
- За 5 долларов в день вы также можете взять в аренду квадрокоптер, чтобы определиться, какая именно модель вам нужна
2. Бремя кредита убивает радость от пользования гаджетом
Дорогостоящая техника, взятая в кредит, всё чаще перестает радовать миллениалов, еще до того момента, как кредит будет погашен.
В таком случае на помощь приходит стартап Flip, созданный для того, чтобы люди могли передать надоевшую покупку другим владельцам вместе с обязательствами по дальнейшей выплате кредита. По статистике, популярные товары находят новых владельцев в течение 30 дней с момента подачи объявления.
А на рынке недвижимости начал работать сервис Roam, который позволяет заключить всего один договор долгосрочной аренды жилья, а затем хоть каждую неделю выбирать для себя новое место жительства на любом из трёх охваченных сервисом континентов. Все жилые объекты, с которыми работает Roam, оснащены высокоскоростными сетями Wi-Fi и самым современным кухонным оборудованием.
Тренд 4: Обратная сторона технического прогресса
Улучшают ли технологии нашу повседневную жизнь, или только усложняют ее? Технологии действительно сделали жизнь людей более удобной и эффективной. Однако потребители начинают ощущать, что у технологического прогресса есть и негативная сторона.
- 77% опрошенных по всему миру согласны с утверждением «Повальное увлечение технологиями привело к росту ожирения среди людей »
- 67% опрошенных в возрасте 18-29 подтвердили, что знают человека, который расстался со своей второй половиной с помощью СМС
- Использование технологий приводит не только к нарушению сна, отмечают 78% женщин и 69% мужчин, но и делают нас глупее, по мнению 47% опрошенных, и менее вежливыми (63%)
Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:
1. Зависимость от технологий существует
Недавние успехи проектов компании показали, что люди в минимальные сроки становятся зависимыми от просмотра новых телешоу. По данным глобального исследования, сериалы 2015 года, такие как «Карточный домик» и «Оранжевый – хит сезона», за три-пять первых серий заставили зрителей с нетерпением ждать каждого нового эпизода. При этом новым сериалам, таким как «Очень странные дела» и «Отжиг», удалось зацепить зрителей после просмотра всего двух первых эпизодов.
Современные смартфоны стали важной составляющей жизни детей, которые уже не могут обойтись без них и дня. Американские исследователи доказали, что время, потраченное на смартфоны, негативно сказывается на успеваемости школьников. Дети, которые ежедневно «сидят» в мобильных устройствах по 2-4 часа после школы, на 23% чаще не успевают выполнить домашнее задание по сравнению со сверстниками, которые не так зависимы от гаджетов.
3. Автомобили спасают пешеходов
По данным Национального управления по безопасности дорожного движения США, в стране каждые восемь минут происходит наезд на пешехода. Чаще всего подобные ДТП происходят из-за того, что пешеходы отправляют сообщения на ходу и не следят за дорогой.
Чтобы повысить уровень безопасности всех участников дорожного движения, разрабатывает инновационную технологию, способную предсказывать поведение людей, понижая тем самым тяжесть последствий от ДТП и даже в некоторых случаях предотвращая их.
Двенадцать экспериментальных автомобилей Ford проехали более 800 тысяч километров по дорогам Европы, Китая и США, накопив массив данных, общим объёмом более года – 473 дня.
Тренд 5: Смена лидеров, теперь всё решают не они, а мы
Кто сегодня оказывает наиболее существенное влияние на нашу жизнь, экологическую ситуацию в мире, социальную сферу и здравоохранение? На протяжении десятилетий денежные потоки преимущественно двигались между физическими лицами и организациями, будь то правительственные структуры или коммерческие предприятия.
Сегодня мы в большей степени начинаем ощущать себя ответственными за правильность решений, которые принимает общество в целом.
На вопрос «Что является главной движущей силой, способной изменить общество к лучшему?» опрошенные ответили так:
- 47% – Потребители
- 28% – Государство
- 17% – Компании
- 8% – воздержались от ответа
Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:
1. Бизнес должен быть честным с потребителями
Американский интернет-магазин Everlane , специализирующийся на продаже одежды, строит свой бизнес на принципах максимальной прозрачности во взаимоотношениях с поставщиками и клиентами. Создатели Everlane отказались от заоблачных наценок, которыми славится индустрия моды, и открыто показывают на своём сайте, из чего складывается конечная цена каждой вещи - на сайте отображается стоимость материала, трудозатрат и транспортировки.
2. Цены должны быть доступными для потребителей
Международная гуманитарная организация «Врачи без границ» активно борется с высокой стоимостью вакцин. Недавно она отказалась принять пожертвование в объёме одного миллиона доз вакцины от пневмонии, так как состав препаратов был защищён патентом, что негативно сказывается на цене конечного продукта и делает его недоступным для жителей многих регионов мира. С помощью подобного поступка организация хочет подчеркнуть важность решения проблемы доступности лекарственных препаратов в долгосрочной перспективе.
3. Должно появляться всё больше услуг для удобства пользователей
Для привлечения внимания к услуге l и уменьшения количества машин на дорогах компания Uber запустила в небо Мехико беспилотники с рекламными плакатами. Надписи на плакатах призывали водителей, застрявших в пробках, задуматься о необходимости использования собственного автомобиля для поездок на работу.
Один из плакатов гласил: «Едешь один в машине? Вот почему ты никогда не сможешь любоваться горами вокруг». Таким образом компания хотела обратить внимание водителей на проблему плотного смога над городом. Надпись на другом плакате: «Город построен для тебя, а не для 5,5 миллионов машин».
Что это значит?
Эти уже являются частью нашей жизни. Они показывают, что происходит в голове у потребителей: о чём они думают, как принимают решения о покупке того или иного товара. Бизнес должен внимательно подходить к изучению поведения своих покупателей и очень чутко реагировать на изменения.
Отечественная система образования развивается последние десять лет в русле непрерывной реформы образования, осуществляемой в соответствии с требованиями таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования на 2000 - 2005 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.
Основная цель реформы состоит не только в реорганизации су- шествующей системы образования, но и в сохранении и развитии ее позитивных аспектов.
Итоги работы в русле реализации основополагающей реформы ‘за определенный период ее проведения нашли отражение как в официальных документах Российской Федерации, в отчетных докладах и выступлениях министров образования, так и в работах отечественных философов, социологов, педагогов, психологов, посвященных данной проблеме (А.П. Балицкая, Б.С. Гершунский, М.И. Махмутов и др.).
В целом каждый из названных выше этапов реформы характеризуется определенными достижениями в развитии системы российского образования, им также присущи отдельные факторы, сдерживающие этот процесс, что требует научно-теоретического и методического осмысления. Так, государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали на российское образование существенное влияние: реализована автономия высших учебных заведений, обеспечено многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.
Ведущими тенденциями развития образования является демократизация и гуманизация школы. Реализация обозначенных тенденций означает становление новой школы с иной социальной ролью учителя и ученика. Школа теряет свой былой авторитарный стиль, становится демократическим учреждением. Родители и дети получают возможность свободного выбора школьного образования. Появляются альтернативные школы различных форм собственности. Школа и ее педагоги обретают право на самостоятельность в обучении и воспитании, на самоуправление, финансовую самостоятельность и самофинансирование.
Гуманизация школы также предполагает реализацию широкого диапазона мер: изменение содержания образования в аспекте увеличения в нем доли гуманитарных знаний и ценностей общемировой культуры; демократизацию педагогического общения и создание в каждом заведении благоприятного нравственно-психологического климата; необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка и т. д.
Вместе с тем развитие образования происходит сегодня в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее действие оказывают, как отмечается в «Федеральной программе развития образования», такие факторы, как со
циальная и экономическая нестабильность в обществе; неполнота нормативной правовой базы в области образования и др.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в развитии современной системы образования обозначились проблемы, без разрешения которых невозможно ее дальнейшее совершенствование. К ним относятся следующие: проблема «школа - рынок», в центре которой стоит решение задачи грамотного вхождения школы в рыночные отношения; развитие профильного образования; необходимость качественного изменения в учительском корпусе, совершенствование теоретико-методологической подготовки современного учителя; определение новых теоретико-методологических и методических подходов к организационным формам обучения и ко всей учебно-воспитательной работе в целом, путям реализации современных инновационных педагогических технологий в образовательную практику в условиях непрерывного образования, с учетом как интересов формирующей личности, так и культурных потребностей отдельных народов регионов России.
Одни из вышеобозначенных проблем требуют немедленного решения, связаны с коренным пересмотром сложившегося отношения государства к образованию, другие проблемы рассчитаны на перспективу.
Рассмотрим особенности и специфику этих проблем.
Прежде всего это проблема «школа - рынок», то есть проблема грамотного вхождения школы в рыночные отношения.
Рыночная экономика определяется как экономика, ориентированная на потребителя. В центре рынка стоит потребитель. В научной литературе выделяются как положительные, так и негативные аспекты рыночной экономики, но в целом она оценивается как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективная из всех существующих форм организация общественного производства, как общечеловеческая ценность.
Главный путь школы к рынку, как утверждают современные социологи, психологи, педагоги, - это обеспечение высокого качества образования. Так, современные зарубежные социологи дали следующую характеристику современной цивилизации: «В период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, знаний - несколько увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение 368
трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значимым - капитал, физическая работа очень малозначимый фактор». На Западе фирмы, концерны, компании довольно щедро финансируют образование. Например, в Японии фирмы, добиваясь благосклонности способных студентов, регулярно присылают им поздравительные открытки, сувениры, подарки, организуют для них бесплатные туристические поездки по стране и за рубеж. Развитые страны на каждый доллар, вложенный в систему высшего образования, получают шесть долларов прибыли. Прирост валового национального продукта США на одну треть обеспечивается повышением уровня образования, на 50% - техническими и технологическими инновациями и лишь на 15% - увеличением производственного оборудования.
В условиях рыночной экономики знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики. Поэтому предъявляются новые жесткие требования к школе (общеобразовательной и профессиональной), а также возникает необходимость уточнения таких педагогических понятий, как «профессионализм», «образованность», «компетентность». Когда говорят о профессионализме, то в этом случае подразумевается прежде всего владение человеком теми или иными технологиями (технология обработки материалов, выращивания культурных растений или строительных работ).
Под компетентностью понимается кроме технологической подготовки целый ряд компонентов, имеющих в основном внепрофес- сиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. К ним относятся такие качества личности, как гибкость мышления, самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления.
Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что образование (общее и профессиональное) должно стать принципиально иным, стать товаром высокого спроса.
Сделать образование товаром высокого спроса - процесс сложный и долговременный. Именно на решение этой задачи ориентирует сегодня отечественных специалистов образовательной сферы «Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года», в которой в качестве одной из ведущих целей и задач модернизации образования названы такие, как «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования».
Существенной является сегодня и другая проблема. Необходимы серьезные качественные изменения в учительском корпусе. Современная школа нуждается в широкообразованных, социально-защищенных учителях, способных к активной профессиональной деятельности в условиях рынка.
Согласно результатам социологических исследований, педагоги школы подразделяются по их ориентации на профессиональную деятельность на следующие четыре типа: педагоги-новаторы, создатели авторских школ и соответствующих методик высокой эффективности; педагоги среднего уровня, которых отличает профессиональная мобильность, готовность к углублению своих знаний, привнесению нового в содержание и методику своих курсов; педагоги, находящиеся на перепутье, неуверенные в своих силах, нуждающиеся в профессиональной помощи извне, но еще способные соответствовать современным требованиям; педагоги, не способные к изменению своей деятельности в соответствии с новым заказом и не отвечающие потребностям общества в развитии школы и системы образования в целом1.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном разбросе в культуре и профессионализме среди учителей и преподавателей: от новаторов, талантов до подчас глубокой невежественности. Изменятся и профессиональная компетентность учителя и его отношение к работе в ходе его педагогической деятельности. Так, на первом, десятом, двадцатом и сороковом году работы возможности учителя резко разнятся. Учителя приобретают как опыт профессионального педагогического мастерства, так и негативный опыт; у некоторых со временем возникает явление профессиональной амортизации, одни последовательно движутся к своему апогею, другие исчерпывают свои психические и физические возможности, становятся неспособными к восприятию инноваций . Инновационная деятельность, как правило, связана с преодолением ряда психоло
гических барьеров. Барьеры творчества осознаются и выходят на первое место по своей значимости у педагогов, проработавших в школе от 11 до 20 лет. В это время достигаются высокие процессуальные и результативные показатели труда учителя. В этом возрасте у них появляется недовольство собой, рутинными способами работы, что приводит часто к профессиональному кризису. Учитель как бы стоит перед профессиональным выбором: продолжать действовать «как всегда» или изменить свое профессиональное поведение, что не может не повлиять на состояние мотивационной сферы.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости развития педагогической направленности личности учителя уже на этапе его профессионального обучения в высшей педагогической школе и формирования профессионального интереса к будущей деятельности. Установлено, что менее 50% студентов педагогических учебных заведений выбирают профессию сознательно. Остальные - по совету знакомых, родителей или из-за небольшого конкурса, потому что легче получить диплом. Только 20 - 25% студентов к последнему курсу считают учительство своим призванием (А.М. Луш- ников). Среди будущих учителей, нынешних студентов педвузов, по-прежнему мало юношей (менее 20%). Это приводит к тому, что все более возрастает количество учителей-женщин. Если в 1939 г. среди учителей V-X классов в школах РСФСР женщины составляли 48,8%, то в настоящее время - более 80%; значит, в ближайшее время в школе сохранится феминизация. Студенткам нелегко выйти замуж; многие девушки стараются использовать для этого студенческие годы. В результате учеба отодвигается на второй план; по мнению многих студенток, она мешает их личной жизни. Так складывается неудовлетворенность своей судьбой. Часто студенты педвуза - интеллигенты в первом поколении, следовательно, у них отсутствуют глубокие культурные традиции. Любимые занятия студенток дома в свободное время - просмотр телепередач, чтение художественной литературы, многие любят вязать и шить; реже - встречи с друзьями. Вне дома на первом месте кинотеатр, дискотеки; а вот выставки, театры, филармония успехом не пользуются. Научно-исследовательской деятельностью занимается примерно каждый тринадцатый будущий учитель. Общественная неустроенность последних лет усиливает негативные стороны учительской профессии.
Если судить о реальном статусе профессии учителя по ее популярности среди выпускников школ, то она не входит в число предпочитаемых. Примечательно, что абитуриенты-девушки из сельской
местности ставят профессию учителя на 2-е место, девушки из города - на 24-е, а юноши-горожане - на 33 - 39-е места. Такое положение не соответствует объективным процессам, происходящим сегодня в российском обществе, той роли, которую учитель играет в условиях развития новых социально-экономических отношений. Поэтому одной из актуальных проблем образования сегодня является, с одной стороны, повышение социального статуса профессии учителя, улучшение его материального положения, с другой - совершенствование его профессиональной подготовки.
Весьма существенной является сегодня и другая проблема - разработка и реализация новых теоретико-методологических, методических и технологических подходов к учебно-воспитательному процессу. Основная задача состоит в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс в школе соотнести с теми концептуальными принципами гуманизации и демократизации, на основе и в русле реализации которых осуществляется модернизация современной российской системы образования. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.
На уроке и в учебно-воспитательной работе основным должен стать принцип: Человек - высшая ценность в обществе. Необходим культ Человека и личности. Учителю и ученику важно иметь убеждение в том, что человек не средство, а цель, «не винтик», а «венец творения». В центре внимания учителя должна быть личность ученика, ее уникальность и целостность. Одна из главных задач педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности каждого школьника, способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация школьником своих потребностей и интересов. Реализация принципа гуманизации ориентирует педагога на принятие ребенка таким, каков он есть, на умение проникнуться его ощущениями и перспективами, проявление искренности и открытости, а также на организацию.учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.
Принципы гуманизации и демократизации образования тесно связаны с другим основополагающим принципом функционирования современной системы образования - принципом гуманитаризации. Реализация этого принципа предполагает приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования 372
и таким образом формирование личностной зрелости обучаемых. В этом случае система массового образования ориентирует учащихся не только и не столько на усвоение знаний, умений и навыков, а прежде всего на воспитание умений совершенствовать себя, быть самим собой, связывать самопознание с самоопределением, развитие исследовательского интереса учащихся и формирование у них мировоззрения.
Таковы некоторые проблемы образования, которые необходимо решить педагогической интеллигенции уже сегодня.
Вопросы и задания для самоконтроля Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации? В чем сущность понятия «система образования»? Назовите основные элементы системы образования в Российской Федерации. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы? В каком случае учреждение можно назвать образовательным? Какие существуют типы образовательных учреждений? Какие существуют виды образовательных учреждений? Какой принцип лежит в основе построения управления образованием? Раскройте основные тенденции развития современной системы образования.
Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
Концепция модернизации российского образования на периоддо 2010 года / / Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. № 6.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Дидакт. 2002. № 5.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. Санкт-Петербург, 2000.
Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления//Педагогика. 2001. №10.
Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М., 1997.
Отчетный доклад Министерства образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко на расширенном заседании коллегии Министерства «Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год
(26 января 1996 г.)»//Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 1996. №3.
Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника., М., 2000.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.
1.1. Основные тенденции развития современного мира как вызов глобального развития.
1.2. Философия глобального развития: понятие, концепции, подходы.
1.3. Социокультурные и социополитические аспекты глобального развития в контексте учений западных глобалистов.
выводы
Вопросы для самоконтроля
литература
Ключевые понятия и термины
глобализация, глобалистика, глобальные информационные сети, глобальные рынки, глобализация экономики, глобальная общность, "столкновение цивилизаций", вестернизация, "макдональдизации", регионализация, мегатенденции, экономическая глобализация, политическая глобализация, культурная глобализация, глобальные структурные изменения, "третья волна демократизации" , глобальная трансформация человечества
Задачи и цели раздела
Проанализировать сущность экономических взаимосвязей, которые стали быстро расти в конце ХХ - начале XXI века;
Выделить этапы становления глобализации в контексте периодизации М. Чешкова;
Обосновать становления глобализации как ведущей тенденции современного мира;
Изучить различные аспекты развития глобализации, обратив внимание на направления развития экономической глобализации, детерминирует все процессы;
Раскрыть, какие факторы способствовали формированию глобальной экономики;
Выявить социокультурные тенденции, проявившиеся в условиях глобальной трансформации человечества.
Основные тенденции развития современного мира как вызов глобального развития
Актуальность исследования данной темы в том, что мы наблюдаем противоречивые последствия влияния процессов глобального развития в современный социум, управленческие процессы, общественное управление.
В наиболее обобщенном смысле под "глобальным развитием" понимается "сжатие мира", с одной стороны, и быстрый рост самосознания самого себя, с другой. По мнению Э. Гидденса, глобализация является следствием модерности, а модерность - продукт развития Запада. Под глобальным развитием как ведущей тенденцией развития современного мира понимают фундаментальное изменение мирового порядка, в результате чего национальные границы стали терять свое первоначальное значение, вызванное развитием информационно-коммуникативных технологий, диктатом массовой культуры. Часто можно услышать, что «планета сжимается", а "расстояния исчезают", что свидетельствует о проникновении процессов глобализации во все сферы жизни, в том числе и в образование.
Тема глобального развития является чрезвычайно динамичной, поскольку в современных условиях глобализация ускоряется, в практике международного бизнеса происходят значительные изменения, которые отражаются в многочисленных публикациях по глобалистики - новой отрасли знаний, которая изучает планетарные процессы. Проблема глобального развития, а следовательно, и глобального управления, чрезвычайно противоречивой и дискуссионной. Исследователи-глобалисты, политические и общественные деятели различных стран, менеджеры ведущих транснациональных корпораций придерживаются и горячее отстаивают не только в теории, но и на практике противоположные взгляды, что приводит к острым международных конфликтов. Глобальные изменения являются не только быстрыми, а очень часто такими, которые не поддаются прогнозированию, поэтому альтернативы глобализации выглядят настолько противоположно, угрожающих существованию человечества.
В конце ХХ - начале XXI века произошла глобальная революция, охватившая все страны и народы, сеть самых экономических взаимосвязей, которые стали быстро расти. В результате глобального революции, происходит:
Углубление взаимосвязей между важнейшими финансовыми центрами;
Тесное технологическая кооперация среди фирм;
Глобальные информационные сети, связывающие мир в одно целое;
Национальные рынки, которые все меньше можно рассматривать как критерий для сегментации рынка;
Сочетание острой конкуренции с расширением элементов взаимодействия и сотрудничества;
Интернационализация производственных связей в высокотехнологичных отраслях на базе прямых инвестиций;
Формирование глобальных рынков.
В последнее время стали происходить острые дискуссии вокруг проблем глобального развития:
1) "глобальной конкуренции", которая имеет тенденцию к росту;
2) "глобализации образования";
3) "экономической глобализации";
4) "культурной глобализации";
5) "политической глобализации";
6) "глобального гражданского общества";
7) "глобального сознания";
8) "глобального мировоззрения";
9) "глобального миропорядка".
Глобализацию можно рассматривать как цивилизационное сдвиги, которое уже стало социальной реальностью и произошло в результате глобального развития.
В ней отразились:
Интенсификация трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей;
Исторический период (или историческая эпоха), наступившей после завершения "холодной войны";
Триумф американской (западноевропейской) системы ценностей, основанной на комбинации неолиберальной экономической программы и программы политической демократизации;
Технологическая революция с многочисленными социальными последствиями;
Неспособность национальных государств самостоятельно преодолеть глобальные проблемы (демографические, экологические, соблюдения прав и свобод человека, распространение ядерного оружия), требующие совместных глобальных усилий. Сам термин "глобализация" вошел в международной политической и научный оборот в шестидесятых года. Начало же исторического процесса, что, безусловно, определил архитектуру современного мира в начале XXI века, исследователи относят на несколько веков назад: временной диапазон охватывает промежуток от 1500 до 1800 года.
В контексте периодизации М. Чешкова выделяются следующие этапы глобального развития:
1) праистория глобализации (протоглобализация) - от неолитической революции до осевого времени;
2) предыстория глобализации (зарождение глобальной общности) - от осевого времени к эпохе Просвещения и первой промышленной революции;
3) собственно история глобализации (формирование глобальной общности) - последние 200 лет.
С конца 60-х pp. XX века глобализация становится ведущей тенденцией современного развития. Как утверждают западные философы, мир вступил в фазу "глобальной неопределенности"
Историческая ретроспектива позволяет определить в конце ХХ в. два переломных периоды, способствовали углублению глобального развития:
1) распад СССР и СФРЮ;
2) глобальный финансовый кризис 1997-1998 pp.
Существуют различные теоретические подходы к оценке процесса глобализации
1) Функционалистская подход, отмечает роли национальных государств в деле спасения национальных экономик от пагубного влияния "гибридной" и "космополитической" глобализации;
2) апологетический подход, подчеркивает роль глобальных рынков в инновационных процессах и соответственно эволюции к неолиберальной доктрины, стремится максимально ограничить вмешательство государства в процессы "космополитической глобализации";
3) технологический подход, в контексте которого основное внимание уделяется новейшим "кибернетическим" технологиям как условии выборочной, "гибридной глобализации", что позволяет периферийным странам интегрироваться в глобальную экономику, сохранив собственную региональную специфику.
Типологию парадигмы понимания глобального развития как исторического явления предложил голландский исследователь Я. Питере:
- "Столкновение цивилизаций" - фрагментация мира, неизбежна из-за существования цивилизационных различий, уходящих корнями в культурную дифференциацию, определяющими из которых являются национальные, культурные религиозные факторы;
- "Макдональдизации" - гомогенизация культур, осуществляемая транснациональными корпорациями, в контексте которой под флагом модернизации стали распространенными явления вестернизации, европеизации, американизации. Ресторан "Макдональд" и большинство его максимальных производных являются продуктами американского общества, стали предметом агрессивного экспорта в другой мир. Например, сегодня фирма "Макдональд" открывает за рубежом гораздо больше своих отделений, чем в США. Уже около половины своей прибыли компания получает не в США. Хотя "Макдональд" и пользуется популярностью во всем мире, однако в то же время встречает сопротивление со стороны интеллектуалов и общественных лидеров. "Макдональд" и многие другие макдональдизованному сфер бизнеса распространились по всему миру, но продолжают сохранять свой американский фундамент и свои американские корни;
- "Гибридизация" - широкий спектр межкультурных взаимовлияния, приводящие как к взаимообогащению, так и к возникновению новых культурных традиций.
Таким образом, следует говорить о трех ракурсы глобального развития как социального явления:
1) социально-экономический - экономическая глобализация изучает формирование глобальных рынков и стратегию поведения корпораций и международных финансово-экономических институтов, перспективы формирования принципиально новых экономических отношений и типов хозяйства;
2) социально-политический - политическая глобализация изучает роль государства и других субъектов международной жизни в глобализированном мире, перспективы становления глобального цивилизационного общества, формирует общие правовые принципы и нормы;
Социокультурный - культурная глобализация изучает глубинные изменения в культурных стереотипах в связи с новейшими научно-техническими, социальными нововведениями, перспективы межкультурного и мижкомуникативного диалога в условиях информационно-коммуникативного пространства.
В результате глобального развития, происходящие в современном мире, сформировались новые тенденции современного мира, на политической арене появились новые политические актеры, стали диктовать "свои правила игры", сформировалась глобализация как определяющий фактор современной экономической жизни, что обусловливает новое качество интернационализации мирового хозяйства.
По нашему мнению, экономическая глобализация детерминирует все процессы и требует:
Приспособить свои экономические институты с новыми требованиями;
Усиливать могущество владельцев капитала - инвесторов, многонациональных корпораций и глобальных финансовых институтов;
Одобрять формирования новых международных механизмов накопления и движения капиталов;
Способствовать органическому вхождению в этот необратимый процесс, противостоять которому не может ни одно государство в мире;
Поддерживать виртуализацию экономических границ между государствами в условиях глобализации.
В наиболее обобщенном смысле под "глобальным развитием" понимается "сжатие мира", с одной стороны, и быстрый рост самосознания самого себя, с другой. По мнению Э. Гидденса, глобализация является следствием модерности, а модерность - продукт развития Запада. Под "глобализацией" как ведущей тенденцией развития современного мира понимают фундаментальное изменение мирового порядка, в результате которой национальные границы стали терять свое первоначальное значение, вызванное развитием информационно-коммуникативных технологий, диктатом массовой культуры. Глобальное развитие, по мнению некоторых западных экспертов, является наиболее фундаментальным вызовом, с которым столкнулась современная история в последнее время.
Дискуссии о глобальном развитие как главную тенденцию современного времени можно сгруппировать в четыре дискурсы:
1) цивилизационный, или региональный;
2) идеологический;
3) академический;
4) тендерный.
Некоторые западные авторы уверены, что по всем направлениям глобального развития (экономический, политический, культурный, социальный, антропологический) наиболее перспективным и продвинутым является экономический. Разные страны неодинаково реагируют на глобализацию, так как исторические, политические, культурные и экономические особенности влияют на то, каким образом основные тенденции развития современного мира отражаются и влияют на становление и развитие такого феномена, как глобализация. Не случайно в последнее время появились новые науки и дисциплины: "глобальная философия", "глобальная политология", "глобальная социология", "глобальная комуникативистикы", "глобальная культурология". Появился новый понятийно-категорийный аппарат - "глобальное мышление", "глобальное управление," глобальное гражданское общество "," глобальная человек "," глобальное сетевое общество "," глобальный мировоззрение "," глобальные тенденции "," глобальный рынок ", "глобальные информационные сети", "глобальная культура", "глобальные информационные технологии", "глобальная паутина", которые имеют много соприкосновения с другими социальными науками.
Формированию глобальной экономики способствовал целый ряд факторов:
Усиление интеграции финансовых рынков;
Телекоммуникационная революция, облегчила для корпораций установления постоянных контактов со всеми странами мира, заключение договоров с партнерами, находящимися в любой точке земного шара;
Расширение сферы деятельности транснациональных корпораций, которые обладают мощными технологическими и финансовыми ресурсами, что позволяет им размещать производство во всем мире таким образом, чтобы добиваться наибольшей эффективности за счет использования дешевой рабочей силы;
Отказ транснациональных корпораций от фордистской системы организации труда и переход к гибкой системы использования рабочей силы, дает возможность адаптироваться к постоянным изменениям в мировой экономике с целью удержания своих позиций и завоевания новых рынков;
Рост участия стран третьего мира в мировой торговле, а также в мировом инвестиционном процессе и международном разделении труда;
Стремительный рост в наше время взаимозависимости между странами, в рамках которого ни одна страна мира уже не может оставаться в стороне мировой экономики и вести изолированное, автаркичны существования.
Основные базовые мегатенденции развития современного мира как вызов глобального развития сводятся к глобальному цивилизационного процесса и нашли свое отражение в социокультурной сфере. это:
1) "культурная поляризация";
2) "культурная ассимиляция";
3) "культурная гибридизация";
4) "культурная изоляция".
1. "Культурная поляризация". Именно под знаком этой мегатенденции прошла значительная часть XX века: идет речь о противоборстве двух лагерей - капиталистического и социалистического. Основной механизм реализации этой мегатенденции - поляризация и сегментация политической и геоэкономической карты мира, сопровождавшиеся формированием военно-политических и экономических региональных объединений (коалиций, союзов).
2. "Культурная ассимиляция" основывается на заключении, что альтернативы "вестернизации" не существует. Все большее значение приобретает процесс установления универсальных (общечеловеческих) форм и правил в международных отношениях.
3. "Культурная гибридизация" дополняется процессами транскультурной конвергенции и формирования транслокальних культур - культур диаспоры в противовес традиционным культурам, обладающих локализованность и стремятся к национально-государственной идентичности. Мир постепенно превращается в сложную мозаику транслокальних культур, глубоко проникают друг в друга и образуют новые культурные регионы, имеющие сетевую структуру. Интенсификация коммуникаций и межкультурных взаимовлияния, развитие информационных технологий, способствующих дальнейшей диверсификации разнообразного мира человеческих культур, противостоят поглощению их какой-то универсальной "глобальной культурой".
4. "Культурная изоляция". XX век дал много примеров изоляции и самоизоляции отдельных стран, регионов, политических блоков («санитарные кордоны" или "железный занавес"). Источниками изоляционистских тенденций в XXI веке, что наступило, выступают культурный и религиозный фундаментализм, экологические националистические и расистские движения, приход к власти авторитарных и тоталитарных режимов, прибегающих к таким мерам, как социокультурная автаркия, ограничения информационных и гуманитарных контактов, свободы передвижения, жестокая цензура и другие. Поэтому в дальнейшем определим понятия, концепции и подходы к анализу глобализации.
Человечество во все времена волновал вопрос о таинственном и неизведанном течении времени, о ходе эволюции человечества, мира, Вселенной. Государство, страна, цивилизация - все они подчиняются теориям, концепциям, которые определяют тип, периодизацию, и которые вполне отчетливо предсказывают финал-угасание или новый виток в развитии общества.
В настоящее время выделяют концепции социальных революций и реформ, а также социального прогресса.
При рассмотрении вопроса о социальных революциях и реформах необходимо принять за аксиому то, что истина всегда конкретна. Поэтому нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные стороны социального развития. Обе эти формы теряют смысл друг без друга. Та и другая известны истории. Мы хорошо знаем великие революции, но были и великие, замечательные реформы. Например, реформы античного правителя Солона, реформы, осуществленные под руководством американского президента Рузвельта, реформы, инициированные в начале ХХ века российским министром П.А. Столыпиным, реформы, реализованные в 20-30-е годы ХХ века президентом Турции Ататюрком Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование в обществе. М., 1999. с. 36-37. .
В современном демократическом государстве, где есть гражданское общество, открываются большие возможности предотвращать социальные конфликты, решать их вовремя, не допуская дезинтеграции общества, социального катаклизма. Революционные политические, социальные взрывы чаще всего - результат неумения властных структур, социально-политических сил провести назревшие коренные реформы, социальные преобразования Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997. с. 112-114..
Что касается теории социального прогресса, то классические представления о нем рассматривают его как постепенное движение человечества к все более высоким уровням цивилизации. Причем движение носит неизбежный характер, продолжается несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества - вот цель прогрессивного движения Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование в обществе. М., 1999. с. 63-67..
Социальные науки подвергли критике оптимистическую идею линейно-поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы социокультурного прогресса. ХХ век с его невиданными ранее катастрофами - политическими, экологическими, военными, породил сомнения и разочарование в теории прогресса. Идея кризиса, охватившая умы миллионов людей, ставшая лейтмотивом общественного мнения, способствует закреплению пессимистических прогнозов будущего человечества. Если раньше ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то теперь о кризисных процессах говорят и пишут как о норме. Кризисы «нормализовались», социологи, политологи, культурологи обнаруживают кризисы везде и во всем. Утрачивается вера в прогресс, не оправдываются оптимистические рассуждения о социальных эволюциях и рассуждениях Кирдина С.Г. Социальные изменения. Социологическая энциклопедия, т.2, 2003, с. 68..
Но можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой ожжет быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат существовании. Каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: древний мир - средние века - Новое время. Точно также переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Например, падение Римской империи, означавшее конец древней истории и начало средневековья для европейских народов, не имело такого смысла для населения Японии, Индии, Китая. То же самое можно сказать о Куликовской битве, имевшей значение прежде всего для народов России. Этапы истории различных цивилизаций, как можно увидеть, не вписываются в концепцию евроцентризма, что подчеркивает наличие различных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. с. 43..
Итак, изменилось само понятие прогресса. «Прогресс человечества, - как писал Н. Данилевский, - состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях».