Конспект занятия автоматизируем звук с в слогах. Конспект занятия «Автоматизация звука в слогах, словах
Конспект индивидуального логопедического занятия
Автоматизация [ с ] в слогах, словах
Цель: Автоматизировать правильное и четкое произношение звука [ с ] . Задачи:
Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению [ с ]
Закрепить артикуляционную позу для произношения дефектного звука.
Ввести и закрепить звук [ с ] с в слогах, в коротких словах.
Развивать интерес к логопедическим занятиям, желание научиться правильно
произносить дефектные звуки.
Оборудование: логопедические зонды, зеркала, вертушки, бабочки на нитках
для выработки воздушной струи, вата, картинный материал по теме занятия, медали, кассы букв и слогов, антисептический раствор.
ТСО: компьютер, электронная доска.
Ход занятия:
Логопед предлагает послушать детям «Весёлую распевку. Лиса.» (распевка сопровождается показом слаидной презентации).
Вы догадались с каким звуком мы будем сегодня работать?
Мы уже работали с этим звуком, вы можете мне сказать, что необходимо выполнять, чтобы научиться правильно произносить звуки?
Дыхательные упражнения.
Для того, чтобы язычок стал «послушным» необходимо выполнять упражнения. Сначала, я предлагаю вам поиграть в игру «Футбол» (логопед кладет небольшой кусочек ваты на стол, делает ворота и объясняет, что вата это мячик его необходимо задуть в ворота, забить гол).
Сделайте губы трубочкой и подуйте вперёд, посмотрите как это делаю я. (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ, языка, направление воздушной струи)
Следующее упражнение называется «Бабочки летают» (на нитке приклеена бабочка из бумаги). Вы должны подуть так, чтобы бабочка полетела вперёд, сохраняйте положение губ и языка (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ и языка, направление воздушной струи).
Следующее упражнение «Вертушка», мы будем заставлять вертушку долго вертеться. Для этого берите воздух носиком и выдыхайте через рот долго, медленно (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует силу и направление воздушной струи).
Можно предложить упражнения на выработку воздушной струи: «Сдуй снежинку», «Чей ветерок сильнее?» и другие.
Молодцы!
Массаж.
Следующее упражнение для щёк. Надуйте щёки, выпустите воздух. 3-4 раза
Надуйте правую щёку, выпустите воздух. Надуйте левую щёку, выпустите воздух. 3-4 раза
Надуйте правую щёку, переместите воздух в левую щёку и переместите в правую.3-4 раза Выпустите воздух.
Следующее упражнение «Покажи конфету». При помощи языка покажите конфету то за правой щекой, то за левой. 8-10 раз
Молодцы, теперь погладьте свои щечки и похлопайте.
Логопед предлагает учащимся приготовить зеркала.
Артикуляционная гимнастика
Напомните мне какие упражнения мы будем выполнять.
«Бегемотики»
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении, потом закрой рот.(под счёт до 10раз). 3-4 раза.
«Лягушка - Слоник» (сопровождается показом картинки). На счёт «раз», улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На счёт «два» вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка-слоник» 5-6 раз.
«Месим тесто» (сопровождается показом картинки).
Давай покажем, как месят тесто для блинов и пирогов: улыбнитесь, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА….., пошлёпай язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ…
«Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до 10.
«Чистим зубки» (сопровождается показом логопеда).
Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, и кончиком языка сильно чисти зубки (води влево - вправо) за нижними зубами под счёт. 7-8 раз. Теперь почистим за верхними зубами (рот широко открыт). Выполняй медленно под счёт до 8.
«Киска сердится» (сопровождается показом картинки и показом логопеда).
Давай покажем, как киска сердится и выгибает спинку.
Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до 10.
Поглаживание и похлопывание щёк .
Закрепление артикуляционной позы.
Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке;
Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута;
Зубки сблизить, но не смыкать;
Тихо подуть: С-С-С-С…..Воздушная струя должна быть холодная.
Закрепление произношения
Длительное произношение С-С-С-С…
Можно предложить ребёнку упражнения: «Песенка насосов», «Движение по дорожкам», «Мячики», «Лесенка» и другие. (ребёнок может помогать себе движениями пальцев рук)
Закрепление произношения в слоговых рядах и словах
Отражённое повторение
СА-СА-СА- медленно и длительно
СЫ-СЫ-СЫ
СУ-СУ-СУ
СО-СО-СО
Развитие внимания и памяти «Запомни и повтори»
СА-СА-СЫ
СЫ-СА-СА
СА-СЫ-СЫ
«Определение места звука в слове»
Сапоги, бусы, коса, сын, нос, квас, сумка, носок…..
«Звуковой анализ слов»
СЫН, САМ, САД
Введение слогов в слова
СА-са-са-сад
Сы-сы-сы-сын
Со-со-со-сок
СА-са-са-коса, оса
Сы-сы-сы-усы, бусы
Со-со-со-колесо, мясо и др.
Физкультминутка, электронная гимнастика для глаз
Работа с картинным материалом
Логопед предлагает взять картинку назвать что изображено, объяснить назначение этого предмета. Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных
Если картинка отмечена значком «5», надо сосчитать их до пяти; если картинка отмечена значком *, назвать во множественном числе.
Проговаривание предложений
У Сони сок. Соня пьёт сок. У Сони сумка. В сумке посуда.
Заучивание чистоговорки
СА-СА-СА- в саду оса
СЫ-СЫ-СЫ- у осы усы.
В заключении занятия логопед хвалит детей и предлагает ещё раз послушать «Весёлую распевку», вручает медали «Я подружилась со звуком с».
Пояснительная записка к коррекционному индивидуальному занятию «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
С точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слоги и слова.
Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, а в дальнейшем к предложениям и различным видам развернутой речи.
Целью данного коррекционного индивидуального занятия является автоматизация звука С в прямых слогах.
Задачами данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука С является:
1. Обучающие задачи:
- закрепление знаний о механизмах образования данного звука — изолированно, в прямых слогах.
- формирование понятий «звук», «слог».
2. Развивающие задачи:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
- развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
- развитие неречевых психических процессов.
3. Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к содержанию занятия;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения;
- воспитание языкового чутья, коммуникативных навыков.
4. Коррекционные задачи:
- устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов
- преодоление речевого негативизма;
- повышение эффективности коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.
Предлагаемый коррекционное индивидуальное занятие по автоматизации звука/С/ предназначен для детей 6-7 лет.
Этапы занятий четко выделены, взаимосвязаны и последовательны и учитывают зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста.
Используемые технологии в коррекционной работе:
- игры и игровые приемы;
- словесные инструкции;
- наглядные методы;
- использование графических схем;
- здоровьесберегающие технологии: использование массажных мячиков
- мультимедийные технологии- слайд- презентация как часть занятия.
Новизной данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах является: интеграция в образовательный процесс современной мультимедийной технологии. На сегодняшний день, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью слайд — презентаций. Использование мультимедийных средств обучения позволяет привнести в непосредственно образовательную деятельность эффект наглядности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание детей на значимых моментах излагаемой информации; создает наглядные эффектные образы в виде фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют ребенку достичь гораздо большего эффекта, а именно – запоминать 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, с помощью ярких слайд –презентаций процесс восприятия и запоминания новой информации детьми происходит быстрее и эффективнее.
Следовательно, современная мультимедийная технология обучения помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и речь.
При составлении данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах использовались следующие пособия:
- Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
- Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
- Методическое пособие Борисова Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»
- интернет- ресурсы.
- программа Microsoft Power Point.
Конспект индивидуального занятия.
Тема: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».
Цель :
- автоматизация звука [С] в прямых слогах
Задачи:
- Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
- Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
- Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
- Упражнять в определении наличия звука в слогах.
- Познакомить с буквой, обозначающей звук С
- Развивать внимание, мышление.
- Воспитывать интерес к содержанию занятия;
- Устранять неправильный артикуляционный уклад изучаемого звука: изолированно, на материале слогов.
- Преодолевать речевой негативизм.
- Повышать эффективность коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.
Оборудование:
- Большой конверт с вложенными в него заданиями;
- картинки-символы к артикуляционным упражнениям;
- схема артикуляции звука [с];
- карточки для упражнения «Доскажи словечко»,картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо, компьютер, слайд-презентация.
Ход занятия:
Этапы занятия |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1.Орг. момент | Мне сегодня передали письмо и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом письме?Открываем конверт.
Но что это?! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же Как ты думаешь это задания для язычка, чтобы он научился какой звук правильно произносить? Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше. |
Открывают письмо.Рассматривают картинки: горка, лопатка, насос, заборчик… |
2.Сообщение темы занятия | Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С в слогах.А помогут нам интересные задания из этого конверта. | |
3. Выполнение артикуляционной гимнастики. | Упражнение для губ «Улыбка»Упражнения для языка: «Лопатка», «Язычок силач», «Чистим нижние зубки», «Горка».
Упражнение на выработку воздушной струи: «Дуем в соломинку» |
Выполнение упражнений. |
3.Анализ артикуляции звука | Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы:- когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?,
Губы принимают какую форму: круглые или в улыбке? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Куда направлена воздушная струя при произнесении звука с? |
- когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.- губы в улыбке
Зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка Воздушная струя направлена посередине языка |
4.Характеристика звука(СЛАЙД) | Давай дадим характеристику звуку С.-Какой это звук гласный или согласный?
Какой звук С- твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем? Звук С – глухой или звонкий? (почему?) |
Это согласный звук, потому что при произнесении звука С –воздушная струя встречает преграду во рту (зубы).- Звук С –твердый, обозначаем синим цветом.
Звук С- глухой, потому что при произнесении голосовые связки не работают. |
5.Закрепление звука в изолированном виде. | Давай посмотрим какие задания есть еще в конверте. Открой его аккуратно и произнеси: с-с-с.Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться.
Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. Остальные картинки представлены на слайде. Картинки (Логопед, проговаривает слова без последнего звука: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.) |
Открывает конверт и произносит звук С изолированно.Договаривает |
6.Связь звука с буквой.(СЛАЙД) | Давай вспомним, что такое звук и буква?ЗВУК БУКВА
Звук С обозначаем буквой С. Элемент у буквы С направлен в какую сторону: вправо или влево? |
Звук слышат и произносят, а букву — видят, читают, пишут.Элемент у буквы С направлен в правую сторону. |
7.Развитие фонематического слуха. | Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.Какой звук ты сейчас ловил? | Звук С |
8.Автоматизация звука С в открытых слогах. | Чтобы каждый узелок развязать, нужно произнести волшебные слова:са
— са –са
сы -сы-сы са — са –са сы-сы -сы са — са -са сы-сы-сы сэ -сэ-сэ сэ-сэ -сэ сэ-сэ-сэ |
Это шнурок с узелками.Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге, то на последнем слоге. |
9. Звуковой анализ слога СА (СЛАЙД) | - Послушай: сколько звуков я произнесла: СА- Назови первый звук и второй.
Давай обозначим фишками и буквами эти звуки. Звук С- какой фишкой обозначим? (почему?) Аналогично проводится работа с последующим звуком слога. |
-Два звука.- Первый звук С, второй-А.
Звук С- обозначаем синей фишкой, потому что он твердый. Под фишкой выкладывает из кассы букв -букву С |
10. Домашнее задание | Посмотри, в конверте остались какие-то половинки картинок.Давай попробуем из них составить целые кар тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. А другие картинки собери дома:о - са.ли - са ве - сы коле - со ко - сача - сы |
Выкладывает вторую часть картинки и произносит слог. |
11.Итог занятия. | Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания?Узнать не сложно.
Вот вопрос: У кого длинный нос? Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?.. Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник - звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук? |
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях
Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука "С" в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
закрепить умение определять место звука в слове;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.
Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!
3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
4. Артикуляционный образ звука.
Логопед:
Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.
5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед:
Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.
6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)
7. Развитие фонематического слуха.
Логопед:
Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС
8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед:
Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.
9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.
Логопед:
А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.
Логопед:
Посмотри на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечай полным предложением. Собачка Соня увидела…
10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?
11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед:
Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед:
И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!
Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. - Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Марина Свириденко
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «С» в слогах , словах .
Цель : Закрепление правильного произношения «с» в слогах и словах .
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Закреплять правильное произношение звука «с» в слогах , словах .
Коррекционно-развивающие :
Развивать умение в определении места звука в слове .
Развивать фонематический слух, внимания, слуховую память, мелкую моторику.
Воспитательные :
Воспитание положительного отношения к результатам своего труда.
Оборудование : зеркало, картинка девочки, бумажные бабочки, пособие
«Улитка» , картинки на звук «с» , текст, разрезная картинка.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Здравствуй, Лиза. К нам на занятие пришла девочка Соня , она плохо произносит звук , давай ее научим.
2. Сообщение темы.
С какого звука начинается имя Соня ?
Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука «с» в слогах и словах , тебе нужно выполнить разные задания. За каждое выполненное задание, ты получишь часть картинки, когда все части соберешь, то увидишь, какой сюрприз я для тебя приготовила.
3. Основная часть.
Давай покажем Соне, что умеет делать наш язычок.
а) Артикуляционная гимнастика
“Улыбочка”.
“Заборчик”.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
“Качели”.
Улыбнуться. Открыть рот.
На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.
“Горка”.
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
“Почистим зубы”.
“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз) . Нижняя челюсть неподвижна.
б) Звуковая дорожка (длительное произношение звука «с» )
в) «Поможем бабочке взлететь»
Над столом подвешены “бумажные бабочки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.
г) Игра «Здравствуй, пальчик» .
Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги : Са-со-су-сы, ас-ос-ус-ыс
Подготовка, завершена, приступим к выполнению заданий.
За каждое выполненное задание, ты получаешь часть от картинки.
4. Автоматизация в слогах .
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов .
Говорит взрослый. Говорит ребенок
У стены стоит коса, са-са-са, са-са-са
Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со
Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су
Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы
Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са
На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы
Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су
5. Автоматизация в словах .
Игра «Улитка»
Четкое проговаривание слов со звуком «с» .
«Найди место звука в слове » (картинки)
6. Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
7. Звуковой анализ и синтез слогов .
Какой первый звук в слоге са ? Какой второй? Сколько звуков в слоге са ?
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «с»
Сок, шуба, сумка, лес, жара, самосвал, заяц, собака, коза, оса, каша, стол.
8. Вставь букву и прочти.
…амолет, о…а, ко…а, …о…на, …ушки, шо…. е, …олнышко, вы…окая, …обака, пе…ок, по…уда, ка…. а, …ундук, не…у, бу…ы, воло…ы, колба…а, ко…олапый, пе…ок.
9. Итог занятия .
Молодец, все задания выполнил, теперь собери картинку из частей, и увидишь, свой подарок.
Что получилось? (смайлик)
Правильно, твой сюрприз наклейки, смайлики.
Тебе понравилось занятие ?
Мне и Соне тоже понравилось, как ты старалась на занятии , справилась со всеми заданиями.
Публикации по теме:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложении» Конспект индивидуального логопедического занятияТема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложении» Задачи: -уточнить правильную.
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель - автоматизация звука [Р].
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах ЦЕЛИ Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. Продолжать учить.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразе» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразе». Коррекционно-образовательные.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: - закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух; - упражнять в определении.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.
Юлия Василенко
Конспект НОД в детском саду «Автоматизация звука [С]»
Задачи:
Автоматизировать звук «С» в слогах, в словах, предложениях
Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Развитие зрительного восприятия, внимания, конструктивного праксиса, тонкой моторики.
Оборудование:
1. Зеркала.
2.«Солнышко» и «Облачко».
3. Большая карта с изображением предметов мебели.
4. Картинки – предметы (собака, краски, кисти, костюм, солонка, стакан, глобус, стул, букет, сумка).
5. Картинки на договаривание предложений.
6. Шапочка – «Сова».
1. Организационный момент
Садись, посмотри на гостей.
Голова думает, руки и ноги не мешают.
«Мы будем разговаривать и будем выговаривать,
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно»
2. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы выговаривать звуки правильно и внятно, сделаем гимнастику для языка.
1. Почистим нижние зубы.
2. Кошечка сердится.
3. Горочка.
4. Замешиваем тесто.
5. Загони в ворота мяч
3. Тема занятия.
Догадайся, какой звук мы сегодня с тобой будем учиться говорить.
Отгадай загадку.
а. Четыре братца под одной шляпкой стоят. (Стол)
б. Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас вы садитесь сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на … (Стуле).
Какой первый звук ты слышишь в словах – стол и стул?
Сегодня будем работать над звуком – «С».
4. Уточнение артикуляции звука.
Давай вспомним, что делают губы, зубы, язычок когда ты говоришь звук «С» (губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная).
5. Характеристика звука.
Звук – слышимый, нельзя петь, преграда – зубы. Звук глухой – струнки в горлышке не дрожат.
6. Автоматизация звука в звукоподражании.
1. Накачаем насосом шину: с,с,с….
2. Песенка водички – с,с,с….
7. Развитие фонематического слуха.
Если услышишь звук «С», то закрой солнышко облачком.
(Заяц, санки, сыр, курица, самолёт, звезда, посуда)
8. Автоматизация звука в слогах.
Давай поиграем в игру «Закончи слово». Я начинаю слово, а ты добавляй слог и повторяй все слово.
«Бу - …сы, колба - …са, ко - …сы, ли - …са, коле - …со, воло - …сы, пыле - …сос, авто – бус.
9. Физ. минутка.
«Совушка – сова, совиные глаза,
На суку сидит, во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит»
10. Автоматизация звука в словах.
А сейчас будь внимательным, я начинаю говорить предложение, а ты находи нужную картинку и заканчивай предложение.
В лесу…. (лиса).
В лесу высокие …. (сосны).
Выпал белый … (снег).
На снегу видны следы волка и … (лисы).
Высоко над лесом летит … (самолёт).
Сладкие абрикосы растут в … (саду).
На полке стоит … (посуда).
11. Автоматизация звука в предложениях.
Послушай стихотворение Е. Благининой.
«Я как мама не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько и гладко.
На пуховые подушки
Я накину кисею,
Полюбуйтесь-ка подружки на работу, на мою»
Давай и мы поможем маме навести в доме порядок, расставим мебель по местам. Называем предметы мебели на карте. Как они называются одним словом. (Ребёнок берёт предметы мебели и ставит их в прорези на карте, сопровождая свои действия словами).
«Я положил краски на стол»
«Я поставил стул у стола»
«Я повесил костюм в шкаф»
«Я поставил глобус на полку»
«Я поставил солонку и стакан в буфет»
«Я поставил букет на стол»
12. Употребление близких по значению слов.
У стула – спинка.
Подумай, у кого или у чего может быть ещё спинка?
(спинка у кровати, у кресла, дивана, у ребёнка и т. д.)
13. Итог занятия.
Над каким звуком мы сегодня работали?