Конспекты занятий логопеда для детей подготовительной группы. Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада для детей с онр "путешествие в страну знаний"
Развитие речевых навыков в ДОУ через игру
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С.Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом».
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Игры для развития и обогащения активного речевого словаря
А) Дополни предложения- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом …., а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
В) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними
А) Веселая семейкаПравильно назвать животных и их детенышей.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Поймай мяч
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.
Б) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»
Автор: Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова.
2. Логопедия Е.Н. Краузе 2002год.
3. А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год.
На чтение 16 мин. Просмотров 4k.
Развитие речи у дошкольников-сложный процесс, происходящий на протяжении нескольких лет, беря начало в некоторых своих аспектах у новорожденных и расширяя в свои тонкости в более старшем возрасте.
Значительные исследовательские усилия были сделаны, чтобы определить возраст, в котором речь достигает наиболее эффективного темпа развития.
Чаще всего, развитие речи описывается в терминах овладение фонемами (характерный звук элементы использованы для формирования слов и морфем в конкретном языке).
Мастерство этого вида обычно определяется правильной постановкой звучания (например, 50%, 75% или 100% правильного произношения).
75% детей приходят к завершению речевого развития в возрасте 7 или 8 лет, что означает, что все фонемы произведены правильно.
Отметим, что речь и развитие речи на самом деле достаточно сложное явление.
С этим утверждением сложно согласиться, так как человек пользуется речью с легкостью, люди произносят слова и фразы в течение длительного времени без признаков усталости или напряжения.
Опытный оратор может легко произнести от 7 до 8 слогов в секунду, при этом каждый слог обычно состоит из 2 и более фонем (что составляет в диапазоне от 14 до 20 фонем в секунду).
Каждая из фонем имеет свои пространственно-временные характеристики, и это, еще более усложняет задачу развития речи.
Прежде чем ребенок произнесет свое первое слово, у него формируется пассивные фонетические навыки. Он учится обращать внимание на речь окружающих, понимать некоторые обращенные к нему фразы.
Первым звуком у детей считается крик. Хотя трудно отнести крик к полноценному речевому проявлению, но это так. Даже дети, страдающие глухотой, в своей речи производят крики. Это, к сожалению, является причиной долгого незамечания порока в речи у ребенка.
Крику как средству речи никто не учит, он производится у детей непроизвольно. По своему фонетическому звучанию крик приближается к звукам а, е, и.
Затем добавляются согласные звуки м, к, б и некоторые другие.
В первые месяцы у детей появляется лепет. Малыши, как бы играют звуками, прислушиваются к ним. Им это нравится.
В более старшем возрасте дети в своей речи начинают соединять звуки в слоги, и еще больше увлекаются данным процессом. Они замечают, что, если на простые звуки никто не откликается особо, а на произнесенные из нескольких звуков слоги, сразу со всех сторон всевозможные ласки и обнималки. Это очень нравится детям, и они начинают пользоваться таким способом получания внимания.
Так зарождаются умения детьми произносительных актов. Постоянные попытки ребенка произносить звуки приводят к укреплению голосового аппарата. И теперь детям возможно начинать говорить. Слова, короткие фразы.
С каждым годом у детей расширяется запас слов, усложняются фразы. Путем подражания дети начинают правильно интонационно и грамматически пользоваться своей речью.
Тем не менее, с детьми нужно заниматься. Речевое развитие детей очень важный шаг в становлении грамотной личности.
Кроме игр для развития речи у детей подойдут различные артикуляционные упражнения.
А так как дети очень любят учиться в игровой деятельности, то и для развития речи нужно использовать разные игровые моменты.
Игра «Найди лишнее»
В этой игре могут принимать участие сколь угодно детей. Единственное, что потребуется – запас серий слов.
Например:
- Худой, тощий, круглый, тонкий;
- Высокий, злой, длинный, короткий;
- Храбрый, толстый, отважный, смелый;
- Мыло, зубная щетка, шампунь, огурец;
- Береза, кружка, сосна, осина;
- Мальчик, книга, девочка, дяденька;
- Секунда, минута, поварешка, час;
- Машина, огурец, картошка, помидор;
- Красивый, прекрасный, зеленый, очаровательный;
- Велосипед, автомобиль, мороженое, трамвай.
Игра «Длинный хвост»
Очень интересная игра, которая не просто позволит детям весело провести время, но и научит их сотрудничать при решении сложных задач.
Нужно каждому участнику раздать картинки с разными животными. Очень важно, чтобы эти животные имели хосты разной длины. Далее по команде ведущего дети как можно быстрее выстраиваются в шеренгу. У кого самый длинный хвост, встает самым первым и далее все становятся в порядке убывания длины хвоста.
Если ребятишек в группе много, то играть становится еще интереснее. Благодаря участию двух команд можно привнести в мероприятие соревновательный эффект. Каждая команда-участник должна выстроиться правильно, и побеждает та, что сделает это быстрее.
Самые маленькие тоже могут быть вовлечены в процесс. Например, пусть они из всех животных найдут того, у кого самый длинный (короткий) хвост. Либо пусть они просто называют животных по порядку в зависимости от длины хвостика.
Игра «Угадай, что звучит»
Для этой игры : колокольчик, молоточек, барабан и ширма.
Для начала воспитатель демонстрирует малышам каждый из предметов, называет его и просит детей проговорить название. Когда дети запомнят, как называется каждый из предметов, воспитатель показывает, как они звучат.
Затем прячется за ширму вместе с этими игрушками начинает воспроизводить их звуки так, чтобы никто не видел, какой предмет является их источником. Например, стучит молоточком по столу и спрашивает: «Какой предмет звучит?».
Когда дети правильно отвечают, повторяет этот же процесс с каждой игрушкой. Очень важно, чтобы дети не только узнавали, что звучит, но и отчетливо и правильно произносили название предметов.
Игра «Чудесный мешочек »
Для этой игры понадобится наглядный материал: мелкие игрушки животных (слоненок, гусенок, цыпленок, утенок, тигренок, лягушонок, поросенок, котенок и др.), а также мешочек.
Сложите все эти игрушки в мешочек. Держа в руках мешок, педагог подходит к группе детей и говорит: «Дорогие ребятишки!
В этом волшебном мешочке лежит много интересных игрушек!». Потом он подходит к какому-нибудь ребенку и просит его, чтобы тот вынул одну из игрушек и громко назвал ее. Что делать, если ребенок не может вспомнить название предмета?
В таком случае нужно дружелюбно помочь ему вспомнить либо подсказать правильный ответ.
В итоге нужно добиться того, чтобы каждый ребенок мог с легкостью называть каждую игрушку, какая ему попадается: без подсказок и дополнительной помощи.
Так, в интересной игровой форме дети обучаются связывать отдельные слова с предметами и понимают, что у каждой вещи есть свое название. Также это поможет им даже в самом раннем возрасте запоминать много новых слов.
Игра «Магазин »
Для этой игры потребуются игрушки, в названия которых входят буквы п — пь, м — мь, б — бь. Например: петух, помидор, мишка, мышка, Буратино, барабан.
Воспитатель должен расставить на столе игрушки и предложить детям вместе поиграть. «Я продавец!», - говорит он и спрашивает: «Кто я?». Дожидается ответа. «А вы покупатели! Итак, кем вы будете?». Дожидается ответа. «А чем занимается продавец?» - «Продает игрушки». «А что делают покупатели?» - «Покупают игрушки!».
Затем педагог должен показать все игрушки, которые можно у него купить. Нужно попросить, чтобы дети правильно назвали каждую из них.
Затем воспитатель приглашает к столу одного из детей и спрашивает, какую игрушку он хочет купить. Допустим, ребенок выбрал мишку.
Воспитатель говорит, что продаст ему мишку, если тот выполнит два условия:
- во-первых, он должен назвать «мишку», правильно проговаривая каждую букву в слове;
- во-вторых, ребенок должен вежливо попросить мишку, выделив голосом слово «пожалуйста».
Когда ребенок выполняет эти условия и вежливо просит мишку, правильно проговаривая его название, воспитатель дает ему эту игрушку и спрашивает, зачем ему он нужен. Когда ребенок отвечает, его можно отправить сесть на место.
Таким образом, по очереди можно приглашать всех детей до тех пор, пока игрушки на столе не закончатся.
Игра «Скажи, как я »
Очень важная задача по развитию речи детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы научить их говорить тихо, громко и шепотом, а также развить у них восприятие степени громкости на слух.
Условия игры очень простые. Дети садятся полукругом вокруг воспитателя и ведут себя тихо. Педагог объясняет, что сейчас он будет произносить разные слова. Причем он их предупреждает, что одни слова он будет произносить очень громко, другие тихо, третьи шёпотом.
Задача малышей заключается в том, чтобы внимательно слушать, что говорит воспитатель и повторять за ним слова на том же уровне громкости. Очень важно, чтобы эти слова дети проговаривали отчетливо, правильно произнося каждый звук.
Преподаватель сначала будет выбирать слова, которые легко произносятся. Это позволит детям легче разобраться в правилах игры и быстро влиться в сам процесс. Затем, когда станет ясно, что игра для детей не составляет большого труда, важно использовать слова, в произношении которых некоторые ребята испытывают трудности.
Таким образом, формируется не только слуховое восприятие ребенка, но и его способность адекватно подбирать уровень громкости разговора, соответствующий окружающей обстановке. Также это позволит в увлекательной форме отработать произношение особенно трудных слов и звуков.
Игра «На прогулку в лес»
Для этой игры потребуются игрушки, в названии которых присутствуют звуки с – сь, з – зь, ц. Например, слон, заяц, цапля. Хорошо, если игрушек будет много.
Воспитатель выставляет все игрушки на столе так, чтобы они были видны каждому ребенку. Потом пусть педагог попросить детей назвать каждую из выставленных игрушек. Затем педагог показывает место, которое условно является лесом.
В лесу есть три опушки: для игрушек с буквой с, для игрушек с буквой з и для игрушек с буквой ц. Если в названии какой-то игрушки присутствует не одна такая буква, то пусть дети сами решат, на какую опушку нужно увезти игрушку.
Для перевозки игрушек предоставляется машина. Каждый малыш по очереди подходит к столу, выбирает понравившуюся ему игрушку и четко и громко называет ее. Потом он должен посадить игрушку на машину, отвезти ее на нужную опушку леса и вернуть машину на место.
Таким образом в игровой форме развивается речь детей. Они запоминают новые слова, учатся группировать предметы по их названиям, учатся четко произносить сложные звуки.
Игра «Можно ездить или нет»
Для этой игры потребуются следующие наглядные материалы: коробочка с иллюстрациями. На каждой картинке изображены средства передвижения, которые имеют в своем названии букву «с», а также другие предметы с этой же буквой: самолетик, самокатик, саночки, автобус, столик и т. п.
Условия игры очень просты. Каждый ребенок по очереди подходит к коробочке, вынимает из нее предмет и четко произносит его название. Важное условие: дети должны правильно произносить звуки с – сь в словах.
Для того чтобы играть было интересней, ребенок должен также угадать: можно ли ездить на том предмете, который он достал.
Таким образом, развивается речь детей: они узнают новые слова и их значения, учатся объединять разные предметы в группы по их назначению, а также отрабатывают правильное произношение звуков с – сь.
Игра «Выдели слово»
Для этой игры не потребуется использование никаких наглядных пособий, игрушек или предметов. Достаточно лишь просто собраться вместе и начать играть.
Воспитатель объясняет, что сейчас будет произносить разные слова. В некоторых из них будет встречаться «песня комарика» (звук з), в других – песня водички (звук с). Если один из этих звуков будет произнесен, то дети должны хлопнуть в ладоши.
Играть следует в два этапа: совместный и индивидуальный. Сначала лучше играть группой. Это позволит детям быстрее усвоить правила игры и вовлечься в игровой процесс.
Затем, когда каждый ребенок легко будет справляться с задачей, нужно приступить к индивидуальному этапу.
Преподаватель вызывает тех детей, кто испытывает трудности в произношении звуков з и с.
Игра «Подбери похожие слова»
Для этой игры не потребуется использование никаких наглядных пособий. Важно только собраться вместе и начать игровой процесс.
Сначала педагог объясняет правила игры и демонстрирует, как это делается. Он называет слово, а затем подбирает и называет еще одно слово, по звучанию похожее на первое.
Например, к слову «кошка» хорошо подойдет «ложка» . А для слова «ушки» подходящей парой будет слово «подушки».
Затем педагог предлагает детям принять участие в этой игре. Он называет знакомые простые слова и побуждает дошкольников подобрать близкие по звучанию парные.
Если у детей возникают трудности, воспитатель может делать простые подсказки.
Важно проследить, чтобы малыши верно подбирали слова, называли их четко, громко и внятно.
Игра «Угадай, где крУжки, а где кружкИ»
Для этой игры потребуются две детские кружечки и пара кружочков.
Сначала воспитатель показывает малышам «кружкИ», громко называет это слово и просить детей повторить. Потом он показывает им «крУжки», также громко произносит и просит детей повторить.
Процесс можно повторять, пока дошкольники не усвоят эти два слова.
Потом воспитатель ставит каждую кружку на кружок и спрашивает детей, что находится сверху, а что снизу. Дождавшись правильного ответа, педагог кладет на каждую кружку кружок и снова задает вопрос, что сверху, а что снизу. Игру продолжать, пока все не начнут с легкостью не справляются с заданием.
Важно проследить, чтобы дети не просто без ошибок указывали, какой предмет и где находится, но и отчетливо проговаривали слова с правильным использованием ударения.
Игра «Возьми игрушку»
Для этой игры понадобятся любые предметы, в названиях которых присутствует три — четыре слога. Например, крокодил, Дюймовочка, Чебурашка, Буратино.
Игра очень напоминает глухой телефон, но имеет некоторые особенности. Детей рассаживают полукругом.
На столике раскладываются все игрушки. Ведущий шепчет название одной из игрушки на ухо ближайшего малыша. Тот шепчет это название ближайшему ребенку.
Итак, слово передается от одного к другому до тех пор, пока его не услышит последний ребенок.
Он должен встать и отыскать игрушку, название которой услышал. Потом он берет игрушку в руки, показывает всем и громко ее называет.
Задача педагога заключается в том, чтобы следить за отчетливым и четким произношением всех слов, которые шепотом проговаривают дети.
Игра «Услышь и назови нужное слово»
Цель этой игры заключается в том, чтобы помочь детям развивать слуховое и фонематическое внимание.
Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте умели слышать и произносить заданные звуки.
Дополнительный наглядный материал для игры не потребуется: достаточно лишь собрать детей рядом с воспитателем.
Педагог объясняет, что сейчас он будет зачитывать интересные детские стихотворения.
В этих стихах есть слова, в произношении которых встречается звук «С». Как только дети услышат такое слово, они должны хором громко и четко это слово произнести. Воспитатель зачитывает стих медленно, так чтобы детям было не сложно уловить звучание каждого отдельного слова.
Затем можно повторить это упражнение, подбирая разные буквы. Особое внимание следует уделить тем буквам, произношение которых нелегко дается некоторым детям.
Кто лучше слушает?
В игре принимают участие 2 ребенка. Остальные тоже присутствуют и внимательно наблюдают за ходом процесса. Их роль будет описана чуть ниже.
Два участника соревнования становятся спиной друг ко другу, так чтобы наблюдающие дети видели их обоих сбоку. Допустим, одного ребенка зовут Саша, а другую Маша.
Воспитатель объясняет, что сейчас он будет называть слова. В некоторых словах присутствует буква «ш». И если этот звук прозвучит, то Саша должен поднять руку. В других словах есть звук «ж».
Если прозвучит он, то руку должна поднять Маша. Если же в слове нет этих двух букв, то руку никто не поднимает.
Подумай, не торопись
Эта игра не только развивает речь, но и позволяет задействовать на максимальном уровне мыслительные способности детей, что способствует их общему умственному развитию и сообразительности.
Воспитатель предлагает детям решить несколько интересных заданий.
- Назови слово, первая буква которого такая же, что и последняя у слова «карапуз»;
- Назови птицу, в названии которой есть такой же звук, что является последним в слове «сор»;
- Назови слово, первая буква которого «к», а последняя «ш»;
- Какое слово получится, если к буквосочетанию «но» добавить всего один звук?
- Придумай предложение, в котором каждое слово начинается на букву «м»;
- Найди в этой комнате все предметы, в названии которых есть звук «у».
Игра «Назови последний звук в слове»
Для этой игры понадобится дополнительный наглядные материал.
Нужно подобрать картинки с разными предметами, животными и т.п.
Педагог демонстрирует группе детей одну картинку и спрашивает, что на ней изображено. После того, как был получен правильный ответ, нужно попросить детей назвать последний звук в этом слове.
При этом воспитатель внимательно следит за правильным произношением звуков. Особенно важно, чтобы дети умели произносить как твердые, так и мягкие согласные. Например, в слове дверь последним звуком является «рь», а не «р».
После того, как все картинки рассмотрены, воспитатель просит детей сложить их в две разные стопки. Одна стопка содержит картинки с последним мягким звуком. А вторая стопка с последним твердым звуком.
Игра «Первый звук»
Для игры потребуются любые предметы, игрушки или карточки с изображением чего-либо.
Воспитатель показывает предмет и просит, чтобы дети хором громко произнесли название этого предмета. Затем нужно попросить, чтобы дети произнесли первый звук, с которого начинается название предмета или игрушки.
Для того, чтобы разнообразить игровой процесс, можно также просить, чтобы дети по очереди произнесли первый звук имени того, кто стоит или сидит рядом.
Важно следить за тем, чтобы звуки произносились четко и правильно. Например, в слове «Вадик» первый звук звучит как «в», а не как «вэ».
Игра «Лавина слов»
Эта игра поможет развить не только речь ребенка, но также его память, внимание, умение группировать предметы и взаимодействовать с другими детьми.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть в игру «Лавина слов».
Начинает игру взрослый. Он говорит фразу «В корзину я положил яблоки…». А один из детей должен продолжить это предложение, назвав еще одно слово.
Только вот слово это должно обозначать предмет, который по смыслу хорошо сочетается с первым.
Например, к слову «яблоки» хорошо подходит любой другой фрукт: лимоны, апельсины, виноград и т.п. Но совсем не подойдет слово трактор или что-то в этом роде.
Игра «Какой он?»
Эта игра доставляет удовольствие детям самого разного возраста – начиная с двух-трех лет и заканчивая первым классом начальной школы.
Правда для самых маленьких требуется использование дополнительного наглядного пособия: карточек или игрушек.
Воспитатель показывает предмет аудитории. Например, собаку. И спрашивает: «Какая она?».
Дети должны подобрать как можно больше прилагательных, детально описывающих то, какими свойствами обладает показанный предмет или игрушка.
Например, к слову «собака», дети могли бы назвать прилагательные: «лохматая», «большая», «черная», «добрая», «грязная» и т.п.
Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибк и, а таким образом - развивать культуру речи ребенка.
Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.
Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:
От состояния и подвижности артикуляционного аппарата;
Развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;
Развития дикции;
Развития фонематического слуха;
Умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.
Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение .
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения . Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей ; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Уважаемые родители, играйте с детьми!
Сотрудничество педагогов и родителей - залог успеха.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря
А) Дополни предложения
Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
Зайчик летом, а зимой...
Грибы растут..., а огурчики - на...
Рыба живет в..., а медведь - в...
Сахар сладкий, а лимон...
Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я помогу...
Я принесу...
В) Догадайся и подскажи
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
Воронье, серое... - крыло;
Зеленый, прожорливый... - крокодил;
Хищный, ширококрылый... - орел;
Блестящее, гладкое... - зеркало.
Г) Скажи какой
Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними
А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.
Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
Петух, курица, цыплята.
Кот, кошка, котята.
Гусь, гусыня, гусята.
Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
Мама - мамочка,
Ваза - вазочка,
кот - котик,
Солнце - солнышко,
Река - речушка,
Береза - березка,
Листок - листочек.
В) Два - один
Образование из двух простых слов одного сложного:
Небо и склон - небосклон,
Лес и полоса - лесополоса,
Птица и ферма -птицеферма,
Лист и падать - листопад,
Хлеб и делать - земледелец,
Лес и рубить - лесоруб,
Снег и падать - снегопад.
Г) Поймай мяч
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
Весна - весенний,
Солнце - солнечный,
Береза - березовый,
Липа - липовый,
Дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.
Б) Найди по признакам
Задача педагога - учить на основе сенсорного обследования выделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа - размышления.
Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?
Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол - очень важная вещь в доме, потому что... (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что... (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что... (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.
В) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Г) Фантастическая гипотеза
Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»
Что было бы, если бы исчезли все взрослые?
Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?
Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?
Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?
Что было бы, если бы не стало рек?
4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.
Библиотека:: Наши статьи:: Детский мир
Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников
Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр , скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей , которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.
Предложенные нами игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем крохотных деток, если выбрать подходящий уровень сложности.
Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим малышом, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. А если ваши занятия по развитию речи будут регулярными, то вполне возможно, вам не понадобится помощь специалиста - логопеда .
Игры для развития речи * Скороговорки для развития речи * Упражнения по развитию речи
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей , но и общему развитию ребенка , включая развитие способностей . Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного их окружающей нас действительности.
ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Вместе с малышом нужно произносить только выделенные слова. Не огорчайтесь, если у ребенка не все будет получаться с первого раза. Нужно набраться терпения и повторять снова и снова...
На лугу паслась корова - «Му-у-у, му-у-у» .
Полосатый шмель летел - «З-з-з, з-з-з» .
Летний ветерок подул - «Ф-ф-ф, ф-ф-ф» .
Колокольчик зазвенел - «Динь, динь, динь» .
Стрекотал в траве кузнечик - «Тр-р-р, тц-с-с» .
Еж колючий пробегал - «Пх-пх-пх» .
Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль» .
И сердитый жук жужжал - «Ж-ж-ж, ж-ж-ж» .
СКАЗКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (артикуляционная гимнастика)
Нужно сесть напротив малыша и выполнять действия, произнося соответствующие слова. Ребенок сначала будет наблюдать за вами, а потом постепенно повторять. Только помните про «зеркальность» действий: если вы говорите, что поворачиваете язык налево, то поворачивайте направо, потому что ребенок будет вас копировать.
Жил-был на свете язычок.
Жил он в своем домике-ротике,
Домик то открывался, то закрывался (открыть - закрыть рот) .
Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык) .
Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу) , светит ли солнышко?
Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу) , нет ли луж, и решил погулять.
Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами) .
Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15) .
Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15) , настала ночь.
Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком) .
Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.
ИГРА "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ"
Для этой игры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д.
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.
За каждый правильный ответ - поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру по развитию речи детей можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.
ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ"
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Кошка бывает какая?
Подробней vsegda.by
Предварительный просмотр:
Речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре. Игры имеют большое значение в нравственном, физическом и познавательном развитии детей.
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова «высший регулятор человеческого поведения». Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Очень важно, чтобы взрослые общались с ребёнком как можно чаще, в разговоре следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.
Развитие слухового внимания
«Послушай и скажи»
Цель.Накопление словаря и развитие фразовой речи. Развитие слухового внимания.
Описание игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шорох листьев, лай собаки, мяуканье кошки, стук дверью, свист в свисток, щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих и т.д.) . Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
«Часовой на посту»
Цель.Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Повязка на глаза
Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой) . Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются.
Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найдённый выходит из игры. игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
Оборудование. Повязки.
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени) . Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
«Лягушка»
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Материал nsportal.ru
Кроме того, проведение речевых игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
УЧАСТНИКИ проекта:
Дети старшей группы № 1 «Солнышко»,
Педагоги данной группы (воспитатели, логопед, музыкальный руководитель) ,
Родители воспитанников.
Воспитание культуры речи у дошкольников с помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое недоразвитие, способствовала развитию психических процессов, обеспечивающих речевую деятельность и восполнение пробелов в речевой практике детей.
создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность;
создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через игровую деятельность и специально организованные речевые праздники – конкурсы;
организовать длительное воздействие ребенка с элементами игровой деятельности и методами развития речи;
использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через игровую деятельность;
углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания.
Ожидаемые результаты:
повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
целостное воздействие на речевую систему;
речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые сложности.
Структура проекта
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.
2 этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе.
3 этап ФОРМИРУЮЩИЙ
Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.
4 этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:
1. Широкое использование специальной учебной и детской литературы;
совместная творческая деятельность специалистов, родителей и детей;
регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания у ребенка культуры речи.
2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год.
3. Взаимодействие с родителями (конкурсы, утренники, собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала) .
4. Работа кружка «Народное творчество»
5. Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.
6. Создание игровых зон.
7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.
Игры, в которых есть литературный текст, развивают художественный вкус ребёнка, его язык. «Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь».
В игровых текстах часто встречаются незнакомые детям слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры.
Во всех речевых играх педагог даёт речевой образец, а дети ему подражают. Но сила подражания в игре подпитывается симпатиями, влечениями, неподдельным интересом, разнообразными переживаниями и играет огромную роль в развитии языкового чутья у детей: умения прислушиваться к речи окружающих, тонко реагировать на оттенки звучания слов, заимствовать способы словосочетания и словообразования.
Многие речевые игры построены на диалоге: вопросы водящего требуют от участников игры использования в ответах разных частей речи в той или иной грамматической форме, умения правильно расставить логические ударения, пользоваться предложениями различной конструкции.
Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация правильного произношения ребенка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.
При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире.
В нашем детском саду ведётся работа по выполнению задач:
коррекционно – развивающих, воспитательных; 5
создание театрально – развивающей среды, в групповых помещениях и на окружающей территории детского сада;
создание условий для практической деятельности детей;
подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов,
расширить базу игр, развивающих речевые функции;
использование межпредметных связей;
привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.
В планировании на учебный год мы использовали принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала.
План работы в старшей группе по развитию культуры речи.
Развитие словаря:
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
обеспечить переход от накопленных представлений из пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;
сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.
Развитие связной речи и речевого общения:
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
Формировать умение “оречетвлять” игровую ситуацию;
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;
Учить составлять рассказы– описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
Развитие мелкой моторики
Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.
Игровая деятельность:
обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;
развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;
совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Предварительные результаты апробации проекта показывают, что проводимая коррекционно – развивающая работа по развитию речевой системы в целом, способствовала устранению речевых недостатков, позволила проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимоуважение в коллективе.
Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в детском саду – это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию.
В группе есть театральный уголок. Вместе с детьми рисовали, клеили элементы для настольного, теневого театров, а так же смастерили тряпичных кукол. Ребята очень любят такую работу. Старшие дошкольники реставрируют атрибутику, рисуют, придумывают элементы к сказкам.
Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей и взрослых.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Используем межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке) . Итоги работы проводятся во время утренников, праздников и т. д.
Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”.
Поэтому на занятиях мы стимулируем внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
Через игру можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствования.
УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в начале и после работы над проектом
Группа:__________ № 1 _____2011-2012 _____ учебный год
Источник nsportal.ru
Речевые игры и упражнения для старших дошкольников.
Речевые навыки детей 6-7 лет.
Звукопроизношение
Правильно произносит все звуки речи. Различает и дифференцирует все звуки речи, замечает и исправляет ошибки произношения звуков в своей и чужой речи.
Словарь
Объем словаря 5000 слов и более. Употребляет все части речи, образует антонимы и синонимы, знает все обобщающие слова, знания об окружающем широки и многообразны.
Грамматика
Грамматический строй сформирован полностью, Не допустимы какие - либо нарушения в образовании грамматических форм и согласовании слов в предложении.
Связная речь
Хорошо владеет пересказом, умеет выразить свое отношение к рассказываемому. Составляет творческие рассказы, сочиняет сказки, загадки, небольшие рифмованные тексты.
Фонематические представления
Владеет звуко-слоговым анализом и синтезом слов. Знает буквы, может прочитать и напечатать слова, фразы.
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное усвоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимо от наглядно представленной ситуации общения.
Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя. Освоение смысловой стороны слова.
В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме.
Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включения задания «рассказать» в сюжетно - ролевые игры. В старшем возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, составления предложения по заданному слову, по структурной схеме.
В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это период расцвета словотворчества. Оно имеет форму языковой игры , что проявляется в особом эмоциональном отношении детей к экспериментам со словами.
В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач.
Основные задачи - это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.
Где я был?
Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.
Предлагаем детям отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул.
Спрашиваем:
Где я была? (на море)
Предлагаем:
А теперь вы загадывайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только называть тех, кого вы видели много, например, много волков или много бабочек.
Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.
Скажи какой.
Называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
Предлагаем детям ряд заданий
1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки (Круглое, сладкое, румяное - что это?) .
2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой) ….сладкий, снег….лимон….
3. Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?) ; морковь желтая….солнце теплое… и т. Д.
4. Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т. Д. Детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает) , кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат) .
Найди противоположное по смыслу слово.
Подбирать противоположные по смыслу слова.
Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.
Например, «Сахар сладкий, а лимон…», «Луна видна ночью, а солнце…», «Огонь горячий, а лед…», «Тополь высокий, а шиповник…», «Река широкая, а ручей…», «Камень тяжелый, а пух…», «Редька горькая, а груша…».
Что вы видите вокруг.
Дать названия разным предметам.
Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети назовут различные признаки предметов.)
Сформулируем вывод: «Каждый предмет имеет свое назначение, каждое слово что то обозначает. А что обозначает слово обруч ? Что обозначает слово карандаш ?
А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?» Приводим в пример звукосочетаниякус, пы, мо.
Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка - это ложка,
Подробней на сайте cpd.yaroslavl.ru
МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинка»
г. Саров Нижегородской области
Цель:активизировать педагогов для решения проблемных вопросов по организации образовательного процесса.
Задачи: 1. Обучать способам коллективного взаимодействия.
2. Способствовать применению теоретических знаний на практике.
3. Развивать креативно-творческий подход.
Оборудование:наборное полотно, фишки двух цветов для оценки командной и индивидуальной деятельности, конверты с педагогическими ситуациями, столы с материалами для изготовления кукольных театров, емкость для банка идей.
Предварительная работа:консультация для воспитателей «Театральная деятельность дошкольников», выставка «Театрализованные игры в детском саду», практикум для педагогов «Я кукловод».
Сегодня мы участвуем в деловой игре «Театрализованные игры – средство речевого развития ребенка-дошкольника». Цель данного мероприятия – преобразовать знания и умения в способы решения педагогических проблем.
Условия проведения деловой игры:
- Коллектив будет поделен на две команды, которые будут участвовать в 4 конкурсных турах, набирая победные баллы. Важно продемонстрировать сплоченность мини-коллективов, умение распределять роли и ответственность. Интрига в том, что никто не знает, в какую команду попадет и кто будет партнером по команде. Кроме этого, будет определяться индивидуальный рейтинг активности каждого человека. Все проявления индивидуальной активности будут отмечаться жетонами, количество которых мы подсчитаем в конце игры.
- Оценивать действия участников будет компетентное жюри.
1 тур. Теоретическая разминка.
- Назовите основные задачи развития речи детей в дошкольном возрасте
(воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания) .
- Какие требования предъявляются к речи выпускников детского сада?
(- владение литературными нормами и правилами родного языка;
Свободное владение лексикой, грамматикой, фонетикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
Развитие культуры общения;
Умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками (умение слушать, высказывать мысль) ;
Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
Элементарное владение грамотой) .
- Назовите имена ученых-практиков, работающих над проблемой речевого развития дошкольников
(Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Н. Н. Павлова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Т. М. Юртайкина, Н. В. Гавриш, А. Г. Шадрина, Е. А. Смирнова, А. И. Лаврентьева, Е. В. Савушкина, Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. А. Пеньевская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина, Л. В. Щерба, К. Д. Ушинский)
- В чем заключается педагогическая сущность положительного влияния театрализованных игр на общее, в целом, и речевое, в частности, развитие ребенка?
(Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
При работе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться: улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется) .
- Каковы характерные особенности театрализованных представлений?
(Литературная или фольклорная основа и наличие зрителей)
- На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения? Дайте краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.
(Режиссерские игры: настольный театр картинок и игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе – в режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами би-ба-бо, импровизации, с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов) . Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.)
2 тур. Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1.
Один актер, исполнявший в театре для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.
Объясните поведение малышей.
Ситуация 2.
Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки.
Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.
Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?
Следует ли водить малышей в театр?
Ситуация 3.
Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.
Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра.
Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать.
«В кукольном театре, - сказала мама, - прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, все ли хорошо получается. Вот так мы и сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать.
Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.
Во всех этих делах Миша принимал самое деятельно участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье.
Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.
Объясните резкие перемены в поведении Миши.
В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?
Дайте анализ руководства этой игрой.
Ситуация 4.
В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта – игра в «детский сад», 2 марта – игра в «почту», 3 марта – игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.
Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?
3 тур. Творческая практика.
Педагогам было дано задание подобрать и разучить небольшое стихотворение с наличием 2-3 персонажей, которое можно инсценировать с помощью кукольного театра. Ваша задача выбрать подходящее стихотворение, изготовить из предложенного материала кукольный театр и инсценировать это произведение.
4 тур. Банк идей.
Члены команды заполняют наш педагогический банк идеями, которые могли бы помочь решить в детском саду проблемы речевого развития воспитанников посредством театрализованных игр. Идеи могут быть командными и индивидуальными.
Подведение итогов.
Рефлексия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Играем в кукольный театр /Н. Ф. Сорокина: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений –М.: АРКТИ, 2000.
2. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок. Театр игрушек, Театр петрушек / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов.– М. : Просвещение, 1982.
3. Нам весело. Сборник материалов по развлечениям в детских садах /Ф. М. Орлова, Е. Н. Соковнина –М.: из-во «Просвещение», 1963
4. Педсоветы в детском саду: Из опыта работы /автор-сост. О. В. Дуда –Брянск: изд-во «Курсив», 2008
5. Программа «Театр, творчество, дети» /Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович -М. АРКТИ, 2002.
6. Театр для малышей /Г. В. Генов -М.: Просвещение, 1991
7. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. /А. Е. Антипина. -М.: ТЦ Сфера, 2003г.
8. Театрализованные занятия в детском саду /М. Д. Маханева - М.: ТЦ Сфера, 2001.
9. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада /Л. В. Артемова – М.: Просвещение, 1991.
Вопросник для подготовки к деловой игре
«Театрализованные игры – средство речевого развития
ребенка-дошкольника»
- Основные задачи развития речи детей в дошкольном возрасте.
- Требования к речи выпускников детского сада.
- Имена ученых-практиков, работавших над проблемой речевого развития дошкольников.
- Педагогическая сущность положительного влияния театрализованных игр на общее, в целом, и речевое, в частности, развитие ребенка.
- Характерные особенности театрализованных представлений.
- Две основные группы театрализованных игр в зависимости от средств изображения.
- Решение педагогических ситуаций.
- Практическое задание: изготовление из предложенных подручных средств одного из видов театра и инсценировка заранее подготовленного стихотворения.
- Подготовить конкретные предложения для решения проблем речевого развития дошкольников посредством театрализованных игр для Банка идей.
Примечание:
1) педколлектив будет разделен на две подгруппы,
Мария Фармагей
Дидактические игры по развитию речи дошкольников
Дидактические игры по развитию речи дошкольников
Цель дидактической игры : расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
«Часть и целое»
Вариант 1
Взрослый называет часть предмета, а ребенок должен назвать этот предмет. Например : крыло - самолет (или птица, лепесток - цветок, экран - телевизор и т. д.
Вариант 2
Взрослый говорит начальную часть какого-нибудь слова. Ребенок заканчивает слово. Например : ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
«Кто больше?»
Попросите ребенка назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы (С, А, И, Р, и т. д.) или слога (ПА, МА, РА и т. д.) . Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
«Противоположности»
Попросите ребенка называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы) . Например : кислый - сладкий, большой - маленький и т. д.
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее» .
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
«Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
«Что общее?»
У двух предметов :
огурец, помидор (овощи) ;
ромашка, тюльпан (цветы) ;
слон, собака (животные) .
У трех предметов :
мяч, солнце, шар -.
тарелка, ваза, чашка -.
лист, трава, крокодил -.
"Подбери словечко"
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер) ; "старый"… (дом, пень, человек, ботинок) ; "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть) ; "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка) ; "свежее"… (молоко, мясо, варенье) ; "старое"(кресло, сиденье, окно) .
«Волшебные очки»
Взрослый говорит : «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи : красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и пр.
«Угадай сказку»
Взрослый говорит ребенку несколько слов. Ребенок должен сказать о какой сказке идет речь. Например :
Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева» ).
Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво» ).
Мышонок, лошадь, щука, свинка, кошка («Сказка о глупом мышонке» ).
«Составь предложение»
Взрослый называет слово и предлагает ребенку составить предложение с этим словом. Например : (Цветы) «У нас в группе растут красивые цветы» , (Море) «Летом я поеду на море» , (Книга) «Бабушка купила мне новую книгу» и т. д.
«Прохлопай слово»
Взрослый называет слово, а ребенок его проговаривает его по слогам, на каждый слог –хлопок. Например : КАРУСЕЛЬ – КА-РУ-СЕЛЬ, КРОКОДИЛ – КРО-КО-ДИЛ, и т. д.
«Ловушка»
В этой игре ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит в слове заданный слог. Взрослый предлагает ребенку «открыть ловушки» , т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки , которые и есть «ловушки» . Он называет слова, если в слове есть заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Например слог РО (корова, кровать, паром и т. д.) .
«Чьё всё это?»
Ребенку называют животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие : чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
«Домики»
Взрослый объясняет ребенку, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой» , во втором – «она моя» , в третьем – «оно моё» , в четвёртом – «они мои» . Нужно «расселить» слова по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А.
«Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
Публикации по теме:
Дидактические игры для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) «Кто больше.
Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.
Дидактические игры как средство развития речи дошкольников МДОАУ детский сад №3 г. Зеи Воспитатель Иотко А. В. Дидактические игры как средство развития речи дошкольников Начиная с самого раннего.
«Такие разные животные» Цель: Закрепить знания о домашних животных, их детенышах,кто как кричит, упражнять в правильном звукопроизношении.
МБДОУ детский сад «Радуга» Моршанский район Дидактические игры по развитию речи в старше – подготовительной группе. Составила.
"Назови как можно больше предметов" цель:активизация словаря,развитие внимания. Ход игры:дети становятся в ряд и им по очереди предлагается.