Конкурсная программа для детей младшего школьного возраста. Досуговое развлекательно-познавательное мероприятие для дошкольников и младших школьников «Знатоки сказок
Мероприятие проводится в рамках “Недели здоровья” среди учащихся младших классов.
Цель праздника: пропаганда здорового образа жизни.
Основные задачи:
- Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
- Расширение знаний и представлений о способах профилактики всевозможных заболеваний, вредных привычек, о гигиенических нормах, способах оказания первой медицинской помощи и т.д.
- Развитие навыков общения, работы в команде; способности к логическому и творческому мышлению, способности применять имеющиеся знания на практике.
Звучат фанфары.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые гости и любимые наши педагоги.
Думаю, что все вы, ребята, знаете, что сказать “здравствуйте” – это в первую очередь, значит пожелать человеку здоровья.
А что значит быть здоровым?
Ответы детей.
Ведущий. Вы все, конечно правы. Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым.
Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.
Именно поэтому мы посвятили сегодняшний праздник этой величайшей ценности, тем более что 7 апреля вот уже более 60 лет отмечается Всемирный день здоровья.
Звучат фанфары.
Ведущий. Ребята сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну – страну Здоровья. Этой страны нет ни на одной географической карте. Пролегает она за тысячи километров отсюда. Окружена она чистыми, прозрачными реками и озерами, вся она утопает в душистых ароматных цветах. Воздух там такой чистый, что от одного глотка его становится легко и радостно на душе. Жители ее абсолютно счастливы потому, что здоровы. Правит ей добрая и справедливая Фея Здоровья. Она и пригласила нас совершить необыкновенное путешествие по необъятным просторам этой удивительной страны.
Отправимся мы туда на волшебном поезде. Но вот только попасть туда смогут только самые веселые, сообразительные и дружные ребята. Но я надеюсь, что у нас все ребята такие. Смотрите, какие сплоченные команды здесь собрались.
Представление команд и членов жюри.
Ведущий. Ну что, отправляемся в путь. Мы с вами будем останавливаться на разных станциях и выполнять всевозможные задания. Ну что, поехали.
Звучит отрывок песни из мультфильма “Паровозик из Ромашкова”.
Платформа “Мойдодырово”.
Ведущий. Итак, ребята мы с вами прибыли на станцию “Мойдодырово”
А вы знаете, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым.
Ответы детей.
Ведущий. А главное нужно соблюдать различные правила гигиены. Об этом мы сейчас с вами и поговорим.
Сейчас каждой команде я раздам карточку с написанной на ней строчкой. За одну минуты вам, ребята нужно будет придумать еще одну строчку, чтобы получилось маленькое стихотворение о правилах гигиены. Задание оценивается в 2 балла. На выполнение задания отводится 1 минута.
Ведущий.
Вы чистюли-удальцы!
Ну, какие ж молодцы.
Ребята, а вы любите разгадывать загадки?
Ответы детей.
Ведущий. Тогда вам не составит труда выполнить второе задание. Сейчас мы вам раздадим карточки с загадками. За одну минуту вы должны разгадать как можно больше загадок. За каждую правильно отгаданную загадку вы получаете 1 балл.
Ведущий. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Сейчас мы продолжим наше путешествие, а пока жюри подводит итоги первого конкурса, послушайте наставление, которое оставил для вас хозяин этой станции (Приложение 3) .
Жюри объявляет итоги первого тура.
Звучит отрывок из песни “Медленно минуты уплывают вдаль”.
Станция “Лесная”.
Ведущий. Ну вот, ребята, мы прибыли на следующую станцию – “Лесная”.
Звучит музыка леса.
Ведущий:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Звуки леса.
А скажите-ка, ребятки, для чего все с лесом дружат и зачем он людям нужен?
Ответы детей.
Ведущий. Да, ребята, лес – это наше богатство! Лес – это наряд нашей земли!
Там – где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: ягоды, грибы, орехи, а еще множество целебных растений, помогающих справиться со всевозможными недугами.
Сейчас каждой команде предстоит ответить на вопросы о лекарственных растениях. На рассуждение отводится одна минута. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (Приложение 4).
Ведущий. Молодцы. А сейчас вам предстоит выполнить еще одно задание: из приведенных букв нужно составить названия целебных растений. За каждую расшифрованную анаграмму команда получает 1 балл (Приложение 5).
Ведущий:
Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Берегите его богатства!!!
Ведущий. Пока жюри подводит итоги второго тура, давайте поиграем со зрителями. Я вам буду задавать вопросы. Если ответ отрицательный, то все вы должны молчать, а если положительный – отвечайте хором фразой: “Это я, это я, это все мои друзья”. Итак, начали.
Ведущий:
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Знает кто, что красный цвет
Означает – хода нет.
Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей.
Кто любит маме помогать
По дому мусор рассыпать?
Кто одежду бережет,
Под кровать ее кладет?
Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Кто из вас, идя домой,
Мяч гонял по мостовой?
Кто любит в классе отвечать,
Аплодисменты получать?
Ведущий:
Ну что отдохнули?
Мой совет – девиз не нов.
Как тут не старайся…
Если хочешь быть здоров,
Чаще улыбайся!
Подведение итогов второго тура.
Звучит отрывок из песни “Мы едем, едем, едем…”
Станция “Спортивная”.
Ведущий. Итак, мы прибыли на станцию спортивная, где хозяйничают спорт и физкультура. А кто из вас, ребята, любит спорт и физкультуру, кто не ленится делать по утрам зарядку и с удовольствием выполняет всевозможные гимнастические упражнения?
Ответы детей.
Ведущий. Сейчас я прошу выйти сюда по одному представителю от каждой команды для участия в блиц-турнире.
Я буду задавать вам вопросы, а вы по очереди, не раздумывая, отвечайте на них. Тот, кто не знает правильный ответ, должен произнести слово “аут” и право ответа получает следующий игрок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все понятно? Тогда начали (Приложение 6) .
Ведущий. А сейчас задание для команд (Приложение 7).
Ведущий. Пока жюри подводит итоги третьего тура, давайте с вами, дорогие наши зрители, вспомним существующие виды спорта. Приглашаю сюда 5 человек из зала. Вы по очереди будете называть виды спорта, тот, кто не сможет назвать – выбывает.
А сейчас послушайте наказ хозяина этой станции – Спорта.
Наказ спорта.
Если хочешь быть здоров,
И, как я, веселым,
Мой совет для вас готов6
Подружись со спортом!
И запомни навсегда6
Лень гроша не стоит!
Солнце, воздух и вода –
Формула здоровья!
Подведение итогов третьего тура.
(Для команд набравших одинаковое количество баллов.)
Ведущий. Игра на выбывание. Участники команд по очереди называют пословицы и поговорки о здоровье и обо всем, что с ним связано. Та команда, которая не сможет вспомнить – выбывает.
Подведение итогов игры.
Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие. Конечно, за такое короткое время мы не смогли посетить всех уголков этой страны, но хочется верить, что вы, ребята, обязательно побываете там.
А закончит наше сегодняшнее представление стихотворением, подготовленным нашими учащимися (Приложение 8).
Звучит музыка.
Цели и задачи:
Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников, сплочение классного коллектива, активизация культурного досуга ребят;
Воспитание уважения к русским народным обычаям, традициям и национальному фольклору.
Учитель заранее готовит ребят для ролей: Затейников, Хозяина и Хозяйки, Молодца и Девицы. Если есть возможность, ребятам лучше подготовить русские народные костюмы или некоторые элементы русских национальных костюмов. Необходимо также подготовить аудиозаписи веселой музыки, пригласить баяниста. Для поощрения ребят приготовить символические сувениры, например, баранки и конфеты. По возможности празднично украсить классную комнату элементами русской горницы. Можно сделать выставку картин, рисунков или поделок русского народного творчества.
На классный час пригласить представителей родительского комитета класса.
Описание классного часа
Выходят Затейники.
1-й затейник:
Ах, как весело, друзья,
С шуткой и весельем!
Мы ребята хоть куда,
Лишь бы не безделье!
Я затейник-весельчак,
Игр я знаю много.
Кто отправится сейчас
С нами в путь-дорогу?
2-й затейник:
Мы затейники вдвоем
Много сказок знаем.
Песни вмести мы споем,
В игры поиграем.
Не скучайте, не ленитесь,
В путь-дорогу соберитесь,
Веселей, смелей, друзья!
Нам сейчас скучать нельзя!
1-й затейник:
Мешкать нечего, пора!
Начинается игра.
Конкурс первый начинаем
И в загадки приглашаем.
Конкурсно-игровая ситуация «Веселые загадки»
Учитель : Ребята, я надеюсь, вы уже догадались, что сегодняшний классный час необычный. Наши гости — веселые затейники. Вся сегодняшняя конкурсно-развлекательная программа будет состоять из розыгрышей и загадок, конкурсов и игр, русских народных потешек и забав.
Ну, не будем терять времени и отправимся на первую игровую ситуацию, на которую нас пригласили веселые затейники, — «Веселые загадки».
Суть нашего первого конкурса состоит в том, чтобы быстро ответить на вопросы-загадки. Вопросы легкие, поэтому и отвечать нужно быстро. Кто больше даст правильных ответов, тот и побеждает.
Музыкальный инструмент, по которому бьют палочками. (Барабан)
Что ты любишь получать на праздники? (Подарки)
Как иногда называют электропровод? (Шнур)
Осенний знак зодиака, похожий на девчонок? (Дева)
Часть суток, во время которых можно поиграть? (День)
Вид холодного оружия, которым любят размахивать разбойники. (Сабля)
Главная героиня книги «Волшебник Изумрудного города». (Элли)
Как иногда называют шум в классе? (Гомон)
Место хранения холодного оружия, из которого перед боем его обязательно вытаскивают. (Ножны)
Что собирает филателист? (Марки)
Какой напиток готовят из кобыльего молока? (Кумыс)
Как называется виноградная ветвь? (Лоза)
Что приносит рыбак домой? (Улов)
Любимое детское лакомство в яркой обвертке и планета Солнечной системы. (Марс)
Порода собак, отличающаяся большой силой и с «некрасивой» внешностью. (Бульдог)
В аптечке он всегда должен быть, чтобы перевязать рану. (Бинт)
Нижняя часть платья, задирать которую неприлично. (Подол)
Как по-другому можно назвать чудо? (Диво)
Как называли самых близких друзей Белоснежки? (Гномы)
Что нужно загорающим, кроме моря и солнца? (Пляж)
В какой стране женщины носят сари и любят музыкальные фильмы? (Индия)
Чего боятся грязнули? (Мыло)
. «Сказка ложь, да в ней...»? (Намек)
Учитель и затейники подводят итоги и поощряют победителей.
Игровая ситуация «Уважительная причина»
Учитель: А эту игру мы предлагаем запомнить и провести в домашних условиях с родителями или друзьями.
Условия проведения шуточной семейной игры «Уважительная причина»:
1. Заранее готовятся 2 конверта (или мешочка). В первом лежат карточки, на которых написаны варианты различных действий, во втором — перечень причин, по которым эти действия не были выполнены.
2. Участник вытаскивает карточку из первого конверта и говорит: «Я не...» — далее зачитывает действие. Затем вытаскивает карточку из второго конверта и зачитывает причину: «Потому что...» (Возможен вариант игры, где «действия» зачитывает один ученик, а «причину» — другой.)
Действия:
Вымыл посуду.
Позвонил соседке (соседу) по школьной парте.
Поздравил друга с днем рождения.
Купил продукты.
Выиграл в лотерею.
Заплатил за квартиру.
Построил дом.
Сидел в выходные и праздники дома.
Получил премию.
Покормил маму и папу.
Написал письмо.
Отдал долг соседу.
Причины:
Работать не люблю.
Было не с кем.
Люблю пешие прогулки.
Погас энтузиазм.
Не было холодной воды.
Помешала мама (папа).
Захотелось повредничать.
Украли деньги из сейфа.
По жизни не везет.
Гадалка нагадала этого не делать никогда.
Было хорошее настроение.
Плохо себя чувствовал.
Хотелось себя порадовать.
1-й затейник:
Вот на наш веселый час,
Наш фольклор придет сейчас.
В старину он вас отправит
Вспомнить многое заставит:
Поговорки, прибаутки,
Сказки русские и шутки.
2-й затейник:
Открывай пошире двери,
Приглашаем на веселье!
Фольклорная шуточная ситуация «Русские посиделки»
Входят Хозяйка и Хозяин в русских народных костюмах. Хозяин: Поудобнее садитесь.
Не спешите, соберитесь.
Приглашает вас фольклор
На старинный русский двор!
Хозяйка:
И гостей и всех ребят
Приглашаем на обряд.
Как давненько наши предки
Собирали посиделки.
Так бывало на Руси.
С шуткой ели калачи.
2-й затейник:
На Руси все наши предки,
Чтобы вечер скоротать,
Собирали посиделки,
Поиграть и поболтать.
1-й затейник:
Народ посмотреть
И себя показать.
Хороводы водить,
Песни-нескладухи петь,
Веселы потешки-небылицы сказывать,
Загадки хитроумные загадывать.
Хозяин и Хозяйка выходят вперед.
Хозяин:
Наш сундучок старинный
Полон загадок
Коротких и длинных.
Хозяйка: Кто проявит ум, смекалку?
Хозяин : Не томи, читай загадку!
Хозяйка: По сеням ходит, а в избу не идет. (Дверь)
Черненька собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
Хозяин:
На улице столбом, а в избе — скатертью. (Дым)
И комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб)
В воде родится,
А воды боится. (Соль)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал —
Там и пропал. (Сахар)
1-й затейник: Для современных детей считалки — это часть игры. А когда-то считалки не были игрой.
2-й затейник: Люди в древности верили в числа. Например, число «3» было для многих народов символом полноты, счастливым числом. Тройка стала излюбленным числом в сказках: «Три поросенка», «Три богатыря», «Три медведя». Только на третий раз Иван — крестьянский сын — допрыгнул на своем коне до окошка царевны и поцеловал ее!
1-й затейник : Считалка иногда специально искажала счет:
Раз — ази, два — двази, три — тризи,
Пять — пятам, шесть — латам,
Семь — шума, восемь — рума.
Таким счетом в древности игроки как бы хотели скрыть от злых сил приготовления к общему делу: охоте, работе в поле, военному походу.
2-й затейник : С течением времени серьезный смысл у игры-пересчета исчез, а считалки стали веселыми стишками. Все мы с детства помним разные считалки, с помощью которых выбирали, кому водить, когда играли в прятки или жмурки.
1-й затейник : А давайте и мы сейчас воспользуемся этой веселой игрой и выберем с помощью считалок тех, кто будет участвовать в следующем конкурсе!
Раз, два, три, четыре —
Жили мушки на квартире.
И повадился к ним друг -
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь —
Паука мы вон попросим.
К нам обжора не ходи.
Ну-ка... води!
Охотники в пещере
Подсели раз к огню
И вспомнили, как зверя
Загнали в западню.
Хобот — раз, бивень — два,
Оказался он у рва.
Стрелы — три, копье — четыре.
В первобытном трудно мире!
Кто охотник? Назови.
Зверя в ров скорей гони!
Затейники, Хозяин и Хозяйка объявляют конкурс скороговорок и пословиц.
1-й затейник: Скороговорки учат нас четко, быстро и правильно говорить. Правильная, красивая, внятная речь нужна не только дикторам и актерам — она помогает в работе человеку любой профессии.
Я приглашаю желающих ребят поучаствовать в конкурсе скороговорок и пословиц.
Сыворотка из-под простокваши.
У быка губа тупа.
Сидели, свистели семь свиристелей.
В аквариуме у Харитона
Четыре рака да три тритона.
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
Пришел Прокоп,
Кипит укроп;
И при Прокопе кипит укроп,
И ушел Прокоп, кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Затейники определяют победителей и поощряют их.
Хозяин: А теперь я приглашаю нескольких желающих поучаствовать в следующем конкурсе пословиц и поговорок.
Условия конкурса: ведущие просят участников игры продолжить пословицу, поговорку или крылатое выражение, а затем объяснить смысл.
Если участники игры используют при объяснении историческую справку или варианты происхождения этих выражений, им добавляется поощрительный балл.
«Три года скачи — ни до какого государства не доскачешь» . Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Гоголя «Ревизор». Употребляя это выражение, говорят о глухом, заброшенном месте.
«Семь пятниц на неделе». Так говорится о тех, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет своих обещаний. Говорят о людях, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверять.
В старину пятница была у многих народов свободным базарным днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. Получая товар, обещали в следующую пятницу отдать деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе.
Возможно и другое происхождение этой поговорки. Близко по смысловому значению слово «пятиться», отсюда «пятница» значит идти на попятную, т. е. отступать от данного слова или обещания. Существует похожая поговорка «семь раз на неделе пятиться».
«Двуликий Янус». В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло выражение, которое означает «двуличный человек».
«Безума не в пользу и сума» . Коль умом не вышел, никакое богатство не поможет. Все равно уважать не будут.
«Большому кораблю — большое плавание» . Так говорят тому, у кого высокие цели в жизни, и он их пытается достичь своим трудом.
«Борода сивая, да душа красивая». Судят о человеке в целом не по внешности, а по душевным качествам.
Хозяин и Хозяйка вручают символические сувениры победителям.
1-й затейник:
Убедились мы вдвоем:
Мастаки вы, мастерицы!
А теперь давай споем!
Нескладухи-небылицы.
Выходят Молодец и Девица.
Молодец:
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Девица:
Сидит заяц на березе
При калошах, при часах.
Я спросила:
— Сколько время?
— Не женатый, холостой!
Молодец:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду,
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят!
Девица:
У моего миленка
Плохая кобыленка.
Она стояла у горы,
Ее заели комары.
Молодец:
Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка — в тарантас.
Повезу свою хорошую
Всем людишкам напоказ.
Девица:
Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку — из сапог,
Дом поставил из опилок —
Вышел славненький домок.
Молодец:
Вы послухайте, ребята,
Нескладуху вам спою:
У ворот стоит телега
И лягает всех подряд.
Девица:
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху!
Вместе:
Нескладухи вам пропели,
Хорошо иль плохо ли.
А теперь хотим, чтоб вы
Дружно нам похлопали!
Хозяин и Хозяйка приглашают гостей поучаствовать в исполнении плясовых припевок и веселых частушек. Все желающие становятся в круг. Под музыку исполняются известные ребятам частушки. Хозяйка и Хозяин благодарят ребят за участие в посиделках.
1-й затейник:
Подошла пора прощаться,
Делу — время, смеху — час!
Хоть и весело общаться,
Ждут дела, ребята, нас!
2-й затейник:
Мы надеемся, что скоро
Повстречаемся опять.
Было б дело к разговору,
Чтоб порадовать ребят!
Учитель благодарит всех участников развлекательной программы и гостей за веселые шутки и прибаутки.
Напоминает ученикам, что главный вывод сегодняшней встречи: «Делу — время, потехе — час!» Если отдыхать, то весело и дружно, а если заниматься делом, то серьезно, вдумчиво и сообща.
Валентина Крутакова
Досуговое развлекательно-познавательное мероприятие для дошкольников и младших школьников «Знатоки сказок»
Цели :
Привитие интереса и любви к чтению, литературному творчеству авторов разных стран,
Создание у ребят веселого настроения,
Организация досуга ,
-развитие командного и соревновательного духа,
Обогащение словарного запаса.
Оборудование и материалы : Ромашка с лепестками – заданиями, жетоны для участников, сладкие призы, медаль победителя «Знаток сказок » , листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, разрезные картинки с иллюстрациями к сказкам (пазлы, шарф для завязывания глаз, картон или листы бумаги, игрушка колобок, тряпичные колобки
Ход занятия:
Ведущий – воспитатель :
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру, будем соревноваться и узнаем, кто из вас лучше знает сказки и все , что с ними связано. Я буду вам задавать вопросы, предлагать вам выполнить задания, а вы – их выполнять. За каждый ответ вы будете получать жетоны, но ответы надо давать по поднятой руке, а не выкрикивать с места, задания надо выполнять по очереди. Задания постепенно усложняются, младшим ребятам задаются вопросы полегче. За каждый вопрос или задание верно ответивший или верно выполнивший его, получает жетон. По окончании игры жетоны подсчитываются и определяется победитель, который получает медаль, все участники – сладкие призы.
Примечание : если в группе много детей, можно разделиться по командам и выполнять задания по командам. Тогда выбирается, по количеству заработанных жетонов, команда – победительница.
Все ребята по очереди отрывают по лепестку ромашки, на каждом из которых написаны вопросы, на которые надо ответить.
Сколько друзей – гномов было у Белоснежки? (7) .
Как звали деревянного мальчика, который был выстроган из полена, очень хотел учиться в школе ? (Буратино) .
В какой сказке падчерица ходила зимой за подснежниками? («12 месяцев» ).
В этой сказке придворные искали миниатюрную ножку, мерили размер ноги у всех имеющихся в королевстве девушек. («Золушка).
Как звали 3 братьев, которые самостоятельно занимались строительством домов, у одного - был дом из листьев и веток, у другого – из соломы, у третьего – из кирпича? («3 поросенка» , Ниф Ниф, Нуф Нуф, Наф Наф).
В каких русских народных сказках звери жили в поле , в найденных и приспособленных для жизни вещах – домиках? («Рукавичка» , «Теремок» . Животные : мышка - норушка, лягушка - попрыгушка, зайка – побегайка, волчок – серый бочек, лисичка – сестричка, медведь).
В этой сказке у героев уродился корнеплод. Его нужно было убрать. Убирали его дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. («Репка» ).
Молодцы, ребята, верно ответили на вопросы – задания ромашки. А сейчас я предлагаю вам задание посложнее.
Угадай, откуда строчки
Ведущий читает строчки из сказок , детских стихов. Ребята должны отгадать, из какой они сказки , кто автор сказки .
-«…Отвечает золотая рыбка : «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто.» (А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке » ).
-«…По щучьему велению, по моему хотению, езжайте, сани, в лес сами.» (Сказка «По щучьему велению» ).
-«…Ква, ква, ква, не надо плакать! Спи, мышонок, до утра, дам тебе я комара.» (С. Маршак, «Сказка о глупом мышонке » ).
-«…И такая дребедень целый день : динь дилень, динь дилень, динь дилень! То тюлень позвонит, то олень…» (К. Чуковский, «Телефон» ).
- «…Все равно его не брошу, потому что он хороший» (А. Барто, «Зайку бросила хозяйка» ).
-«…В доме восемь, дробь один, у заставы Ильича жил высокий гражданин по прозванью Каланча…» (С. Михалков, «Дядя Степа» ).
-«…Мишка, мишка, лежебока! Спал он долго и глубоко, зиму целую проспал, и на елку не попал» (В. Берестов, «Лежебока» ).
-«…Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел. А с ткачихой, поварихой, сватьей бабой не хотят царя пустить чудный остров навестить…»
(А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане , о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
-«…А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная, зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его…» (Г. Х. Андерсен, «Гадкий утенок» ).
-«…Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку…» (Г. Х. Андерсен, «Дюймовочка» ).
Верно ответили на вопросы, вижу я, что вы знаете сказки и детские стихи , молодцы. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Доберись до Колобка!»
Перед ребятами, на старте, на полу лежат картонки или листы бумаги, а на финише – игрушка Колобок. Задача участников – дойти до Колобка по очереди ступая по листам, шагая след в след, друг за другом. После этого каждому из ребят дается тряпичный колобок и разучивается стишок (игра «Колобок рукой катаю» )
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем тряпичный колобок по левой руке,
Взад, вперёд его гоняю (катаем тряпичный колобок руками между ладонями,
Им поглажу я ладошку (гладим тряпичным колобком ладонь,
Будто я сметаю крошку (гладим тряпичным колобком ладонь, как бы сметаем крошки,
И сожму его немножко (стараемся сжать тряпичный колобок,
Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем тряпичный колобок) .
Колобок я разожму (тряпичный колобок свободно лежит на ладони,
И другой рукой начну (перекладываем тряпичный колобок в другую руку) .
Колобок наш отдохнёт (тряпичный корлобок свободно лежит на ладони,
И опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой) .
Молодцы, весело поиграли, отдохнули. А сейчас вам надо быть внимательными, вспомнить сказки и их содержание , дать быстрые ответы.
Блиц – вопросы
Где баба взяла муку на колобок? (по сусекам помела, по амбарам поскребла) .
Из чего Фея сделала карету Золушке? (из тыквы) .
Кто одолел Тараканище из сказки К . Чуковского? (воробей) .
Где из сказки про семерых козлят прятался седьмой козленок? (под печкой) .
В какой сказке медведь разломал домик зверей? («Теремок» ).
Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубые) .
В какой сказке кот съел людоеда ? («Кот в сапогах» ).
Назовите героев сказки «Бременские музыканты» (кот, петух, осел)
Назовите 3 сказки с главным героем Иваном? («Сивка – Бурка» , «Конек - Горбунок» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. варианты.
Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орел) .
Молодцы, давали быстрые ответы на задаваемые вопросы. А теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам нарисовать сказочно героя .
Нарисуйте сказочного героя
Ребятам по очереди завязываются глаза. Завязанными глазами, по очереди, детям надо нарисовать сказочного героя , какого – они решают сами, заранее обговаривают. Один участник начинает рисовать, остальные продолжают и стараются рисовать дальше. Ведущий не показывает никому из ребят этот рисунок до тех пор, пока он не будет закончен совсем. После завершения рисунок показывается детям и они дают ему свою оценку. А теперь вам нужно опять подумать и дать ответ.
Вспомни и назови
Детям предлагается вспомнить сказки , в которых встречаются вторые названия, продолжения. Например : Финист – Ясный сокол, Мальчик – с – пальчик, Царевна – лягушка, Иванушка – дурачок, Василиса (Премудрая, Змей (Горыныч, Иван (да Марья, Марья (искусница) сестрица (Аленушка, Кощей (Бессмертный) и другие.
Молодцы, ребята, постарались верно выполнить задание. А сейчас давайте немного отдохнем. Вам надо быть внимательными, для выполнения задания вам потребуется хорошее зрение, смекалка и сноровка.
Собери картинку
Ребятам предлагается из предложенных разрезанных картинок (пазлов) с иллюстрациями фрагментов собрать нужную сказку (дети собирают пазлы) .
Хорошо поработали, старались, верно собрали все фрагменты разрезанных сказок . А теперь узнаем, как много вы знаете.
Кто больше?
Ребятам предлагается, по очереди, называть названия сказок и ее героев . Побеждает тот, кто назовет больше сказок и за кем будет последнее слово.
Молодцы, видно, что вы любите сказки , знаете их много сказок и их героев . Давайте посчитаем, сколько у вас жетонов, определим победителя или команду – победительницу (подсчет жетонов.) Награждение победителя (команды - победительницы) медалью «Знаток сказок » или «Знатоки сказок » . Все дети получают сладкие призы.
Символы России
Сценарий исторического экскурса
По государственным символам России
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Ведущий (1). Здравствуйте, ребята!
Меня зовут …. Назовите, пожалуйста, громко и все разом ваши имена… А теперь фамилии... Название города, в котором вы живете… Название страны…
Все вы знаете, что при рождении каждому человеку дается имя. Семья, в которой вы проживаете, имеет свою фамилию, город и страна - название.
А вот скажите, как ничего не говоря, не произнеся ни одного слова, можно сообщить о чем-то очень важном и значимом другим людям, живущим даже где-то очень далеко и не знающим о вас ничего? Например, как можно сообщить о своей стране (о России), причем это «сообщение» обязательно должно иметь смысл. (Предположения ребят.)
С тех пор как на Земле появился человек, у него возникла потребность выражать свое отношение к окружающим его предметам и миру. И, как ни странно, способов «рассказать» о чем-то, не проронив ни слова достаточно. Это пантомима, танец, знаки (у знака много синонимов ).
Посмотрите внимательно на эти слайды и скажите, что обозначают эти знаки (символы, эмблемы, гербы)? (С лайды № 2,3 ).
Если вы обратили внимание: на слайдах изображены простые и сложные знаки. Просматривая одни, можно легко сообразить, что они обозначают, другие же знаки вызывают много вопросов.
Понятными, не требующими особых разъяснений являются эмблемы и символы (нотный, медицинский, спортивный знаки; эмблема правосудия – Фемида с мечом и весами в руках; Год семьи и Год молодежи ).
Сложные знаки , которые нуждаются в особом пояснении - гербы , например, гербы городов, стран (гербы городов Москва и Дубна, герб континента Австралия ).
Скажите, что символизируют (обозначают) изображенные знаки и чему посвящены? (Предоставить возможность ребятам самим поработать со знаками: определить их принадлежность к областям знаний и назвать .)
Сегодняшняя наша встреча связана с календарной датой, которая отмечается в России с 1994 года 12 июня – это День России, или День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.
Суверенитет - souverainete – это верховенство и независимость государственной власти , которая проявляется во внутренней (политическая, экономическая, социальная, духовная функции) и внешнеполитической деятельности государства . Иными словами, можно сказать, что государство берет на себя заботу о том, чтобы никто не посягал на свободу страны, защищает территориальную целостность России; заботится о благоприятных условиях проживания и благосостоянии своих граждан, поддерживает пожилых, инвалидов, детей, студенчество и др.; решает вопросы, связанные с образованием, культурой, наукой…
Наша страна занимает огромную территорию, она граничит с восемнадцатью странами мира, никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. В ее состав входит 83 субъекта . Москва - один из 20 наиболее крупных городов мира. Ребята, а знаете ли вы отличительные государственные знаки России, которые помогают всем, в том числе и жителям других континентов, понять (даже при беглом взгляде на них), о какой стране идет речь?
Кто из вас знает такие российские государственные символы и может их назвать? (Предположения ребят.)
Действительно, Россия, впрочем, как и все государства мира, начиная с XVI века, имеет свои отличительные знаки. Правда, по ходу истории эти государственные символы претерпевали определенные изменения или дополнения.
Официальные государственные символы России - флаг, герб, гимн (слайд № 5 ).
Флаг России (номер в Геральдическом регистре РФ : 2).
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Кстати, официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный флаг России только в 1896 году (накануне коронации последнего российского царя Николая II).
(До этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России.)
Официального толкования значения цветов флага России не существует. Неофициально чаще всего встречаются такие трактовки цветов: | |
белый цвет – цвет свободы и независимости, мира, чистота, непорочности, совершенства; |
|
синий цвет - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, цвет веры и верности, постоянства; |
|
красный цвет – цвет державности, энергии, силы, крови, пролитой за Отечество. |
Ребята, а как вы думаете, существуют ли какие-то правила по использованию флага? И если существуют, то какие?
(Предположения ребят.)
Действительно, существует Федеральный конституционный закон о государственном флаге РФ, в который входит целый свод правил по использованию государственного флага РФ.
Например.
1. Закон четко описывает соотношение длины, ширины, а также цветов флага России.
2. На каких зданиях флаг должен быть поднят постоянно (на зданиях органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ Российской Федерации и др.), на каких только в дни государственных праздников (на мачтах, флагштоках, зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий… на жилых домах).
3. При каких обстоятельствах поднимают или устанавливают флаг (во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления) и порядок его размещения .
4. Где можно изображать флаг РФ (на воздушных гражданских и военно-транспортных судах, летающих за пределы России; на космических аппаратах, кораблях, катерах и судах Пограничной службы РФ; речной судоходной инспекции; используется в качестве элемента или геральдической основы государственных наград Российской Федерации, а также геральдических знаков - эмблем и флагов федеральных органов исполнительной власти).
5. Как нужно обращаться с флагом России (использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением закона, надругательство над флагом РФ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Гимн России . Гимн, также как и другие символы государственности, претерпевал со временем изменения. Так например, с XVIII века по настоящее время, Россия слышала восемь разных гимнов (неофициальный « Гром победы, раздавайся!» (( - ), « » ( - ), « Боже, Царя храни! » и др.). Последний из них был принят 07.03.2001 года (музыка , слова ). (Прослушать музыкальный фрагмент гимна.)
Ребята, кто из вас знает, в каких случаях звучит гимн РФ? (Предположения ребят.)
Гимн, так же как и флаг, имеет по ФЗ правила обращения и использования.
Например, гимн звучит:
1) при открытии памятников и памятных знаков;
2) при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;
3) во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
Самым сложным для понимания из всех российских символов является символика герба (от немецкого слова «эрбе» - наследство).
Герб России (номер в Геральдическом регистре РФ : 3).
Государственный герб России - четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона. |
Ребята, кто из вас знает, что за символы изображены на гербе России, и что каждый из них обозначает? Кто знает историю происхождения российского герба?
(Рассказ ведущего с просмотром слайдов №№ 6-9.)
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века (слайд № 6 ).
Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого:
Центральная символизирует суверенитет (независимость) всей Российской Федерации,
Две (слева и справа) – независимость ее частей (субъектов Федерации).
В лапах орла атрибуты:
Скипетр (посох, жезл) - почетный знак, символизирующий владычество;
Держава (золотой шар), олицетворяющий государственную власть.
В центре герба размещен всадник на белом коне в синем плаще - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества).
Немного истории . Упоминание о первых гербах встречается у народов древнего мира в III тыс. до н.э. (Персия, Египет, Древняя Греция…). Так, например, археологами было найдено изображение двуглавого орла на камне на территории Хеттского царства (между Черным и Средиземным морями). Сама символика, изображающая орла, пришла к нам с Востока (слайд № 7 ), но первые гербы на Руси появились в XVI – нач. XVII веках под влиянием Запада (связано с рыцарством).
В России этот символ впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году .
Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел (слайд №8 ). Появился этот символ после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.
При Василии III (сын Великого князя Ивана III) у двуглавого орла появились высунутые языки, как с имвол того, что из молодого орленка птица превратилась в орла и может постоять за себя (за предшествовавшие годы Русь освободилась от Золотой орды и российские княжества были собраны воедино).
При Иване Грозном (1533-1584) две маленькие короны были заменены на одну большую царскую корону, увенчанную крестом, показывая, что выше царя только Бог. На земле же правит только он - Царь . На груди орла был помещен знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник - это сам Иоанн Грозный, а дракон - это все его враги.
(При Иване Грозном было завоевано столько земель, что Россия стала самой большой страной: были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь.)
При Михаиле Романове (1613-1645) орел распустил крылья , как будто проснулся после тяжелого времени, и вместо одной короны появились три , что означало Святую Троицу.
При Алексее Михайловиче Романове (1645-1676) в лапах орла появились скипетр и держава , как знак абсолютной монархии. Скипетр - знак закона, а держава - символ власти и порядка.
При Петре I (1682-1725) короны стали императорские, их соединила синяя лента; на груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учрежден Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым, по примеру европейских государств.
При Николае I (1825-1855) был возвращен старый вид герба. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель (слайд №9 ).
За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.
Ведущий (2).
Ребята, вы познакомились с государственной символикой России. Узнали, что обозначает и для чего она нужна. Сможете ли вы ответить теперь на вопросы блиц-игры «Российская символика». (Игра № 1 , приложение №1 . и слайд №10 )
Ведущий (1). Итак, вы сегодня совершили исторический экскурс по государственным символам России…
Но на дворе лето, у вас каникулы и мы в библиотеке!!!
Такое стечение сразу трех важных обстоятельств дает нам возможность провести конкурс творческих работ, который будет иметь отношение к символике, но не государственной, а сказочной – это литературно-творческий конкурс по сказкам - «Страна " Читалия " ».
Задание сложное! Вы должны правильно и с точностью исполнить предложенные условия. (Игра-конкурс № 2 , приложение № 2 )
Ведущие (1,2).
Награждение самых активных участников блиц-игры и победителей лучших конкурсных работ.
Итак, многие из вас узнали что-то новое, а кто-то освежил свои знания. Вы проявили активность, интеллектуальные и творческие способности. Еще раз поздравляем вас с наступившими каникулами и желаем хорошо отдохнуть!
Литература:
Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. – Москва, 1996. – 432 с.
Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – Москва, 1993. – 208 с.ил.
Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. – Москва, 1981. – 261 с.
Обществознание: общество, государство и право. Учебное пособие для абитуриентов юридических ВУЗОВ. – Москва. 2004. - 318 с.
Электронные ресурсы:
▪ Геральдика.ру: http://geraldika.ru/symbols/22
▪ Государственные символы Российской Федерации:
http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.htm
▪ История герба – история России: http://web.redline.ru/ivan/
▪ Праздники России: http://www.calend.ru/holidays/russtate/
▪ Googl, картинки, герб России:
http://www.google.ru/images?um=1&hl=ru&newwindow=1&tbs=isch:1&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA&q=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
▪ Россия:
▪ сайт ЦБ №202 им.Гагарина.
Приложение № 1.
«Российская символика» - блиц-игра № 1
1. Что обозначает слово «геральдика»?
Геральдика [от ново-латин. heraldus - герольд] (науч) - описание гербов и их истории.
2. Что является главными отличиями каждого государства, символами его суверенитета?
В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн.
3. Для чего нужны государственные символы?
Государственные символы (флаг, герб, гимн) помогают идентифицировать (узнать) страну среди других стран мира. С появлением опасности или в радостные минуты (например, спортсмены выигрывают на Олимпийских играх медали или занимает певец 1-е место на Евровидении) государственная символика помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое.
4. Какие символы изображены на гербе России?
Двуглавый орел, короны над головами орла, скипетр и держава, всадник, поражающий копьем змея.
5. Что символизирует собой орел?
В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия.
6. Куда на гербе смотрят головы орла?
Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Соответственно и смотрят они на Восток и Запад.
7. Какими знаками наивысшего уважения сопровождается исполнение государственного гимна?
Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому при проведении торжественных мероприятий его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием .
8. Какая история связана с всадником, изображенным в центре герба России?
На груди орла красуется щит с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца.
По преданию, в некотором царстве-государстве жители отдавали на съедение дракону (змею) своих детей. Так они спасали свою землю от разорения. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в той стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.
Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) - символ защиты родной земли от врагов.
Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины - Москвы.
9. Где в повседневной жизни мы встречаем изображение государственных символов?
Государственные символы мы встречаем: на государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, грамотах), правительственных наградах, денежных знаках, печатях и др.
10. Самый сложный вопрос для настоящего эрудита.
Вы сегодня много раз слышали слова «герб», «флаг», «гимн», «символ», «эмблема», «знак». Кто из вас сможет назвать понятие, которое в этом ряду вбирает в себя все остальные понятия? (Знак.)
Какое понятие из этого ряда является самым сложным, требующим особых разъяснений? (Герб.)
Приложение № 2.
«Страна «Читалия» - литературно-творческая игра № 2
Это творческое задание на внимательность, сообразительность, а главное условие – это как можно точнее отобразить услышанное.
Представьте себе и попробуйте изобразить в виде сказочного литературного символа то, что сейчас услышите.
Литературная сказочная страна «Читалия» находится на далеком книгообразном острове . Добраться туда сложно, ведь остров окружен тремя морями (разного цвета) и огромной двузубчатой скалой .
Живут в этой стране только герои известных сказок да волшебные живые и неодушевленные помощники , с помощью которых часто преодолевают разные сказочные трудности. Да вот незадача: героям острова сложно заявить о себе, своей стране другим героям литературного мира – мира поэм, рассказов, стихотворений, басен. Сказочным героям нужна помощь!
Представьте себе, что вы можете помочь жителям «Страны «Читалия». От вас всего-навсего требуется символически изобразить эту страну сказок и приключений.
Задание. Нужно создать такой символ сказочной страны , который поможет любому человеку понять:
1. что он видит именно литературную с трану «Читалию» (надпись «Сказочная» или «Литературная страна «Читалия») ;
2. показать географическое местонахождения (описание положения ) страны;
3. нужно вспомнить и внутри эмблемы изобразить те волшебные предметы или живых существ , которые в следующих сказках помогали героям преодолевать разные трудности :
- «Приключения Буратино» (золотой ключик) ,
- «Волшебная лампа Алладина» (лампа) ,
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркальце) ,
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (золотая рыбка).
От того, насколько вы точно изобразите символ страны, зависит будущее героев острова.
Итак, «поехали»!
(Послушать описание, которое будет сопровождать рассказ об эмблеме .)
Синонимы слова «знак» - значок, мета, клеймо, штемпель; буква, цифра, черточка; девиз, лозунг, символ, эмблема, вензель, герб, кокарда, монограмма, шифра, марка, этикет, ярлык; след, отпечаток, оттиск, рубец, шрам и др.
«Герб» в отличие от «символа», «эмблемы» всегда находится во временных рамках и принадлежит определенной прослойке, социальному образованию...
Верховенство государственной власти выражается в том, что государственная власть универсальна, а ее воля и веления распространяются на всех. Государственная власть проявляется так же в ее прерогативе, т.е. праве отменять, признавать неправомерным любое веление другой общественной власти.
Воспитатель Головко М.М.Развлекательное мероприятие «Пуговичный калейдоскоп».
Цели:
Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
Воспитание нравственных качеств (настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
Развитие стремления быть добрым, доставлять радость себе и окружающим.
Приобщение детей и подростков к творческому поиску, развитие познавательной активности;
Привлечение внимания детей к повседневным, окружающим нас предметам
Создание праздничной обстановки, хорошего настроения воспитанников.
Воспитание эстетической культуры.
Ход мероприятия
Сегодня, мы будем веселиться, шутить, играть, соревноваться. Помогут нам в этом мои друзья. Вот попробуйте отгадать, в толковом словарике о моих друзьях написано, вот как: застёжки, продеваемые в петли одежды.
Дети: пуговицы.
: - Правильно, пуговицы - это застёжки, продеваемые в петли одежды. Как вы думаете, а пуговицы для чего нам нужны в жизни?
Дети: пуговицы нам помогают скреплять одежду, украшают одежду и т.д.
Здорово! А мне бы хотелось вам предложить сегодня пуговицы использовать на протяжении всего праздника «Пуговичный калейдоскоп». У нас две команды» «Ниточка» и «Иголочка». В качестве жетона команде - победительнице нанизывается на веревочку большая бутафорская пуговица. В конце игры подсчитаем количество выигранных пуговиц - жетонов. У кого больше - тот и победитель.
1."Пуговкобанк». - Каждая команда должна сосчитать общее количество пуговиц на одежде своих членов. У какой команды пуговиц больше?
(Пока звучит музыка, дети считают пуговицы. Пуговкин вручает первую пуговицу команде - победительнице).
2. "Кто дальше?». (чертит мелом черту, выдаёт на команду по 8 пуговиц). - От этой отметки поочередно каждый старается как можно дальше от себя положить пуговицу одной рукой (бросать нельзя, показывает). Члены команд могут помогать друг другу (за ноги можно выстроиться в «Гусеницу»). Выигрывает та команда, у которой пуговица окажется дальше других.
3. "Пуговка-невидимка". - У каждой команды - связанная концами нитка, на ней нанизана маленькая пуговица. Все члены команды берутся за нитку 2-мя руками, натягивая ее и образуя круг. В то время, когда члены другой команды отворачиваются, они передают, двигая по нитке, друг другу пуговицу. Вторая команда по сигналу должна угадать: у кого в данный момент в кулаке находится пуговица. Если отгадывают - получают жетон. Затем меняются местами.
4. «Гол» : - Следующий конкурс мой самый любимый! (ставит 2 кегли для одной команды на расстоянии, одна от другой 1 метр, для другой команды точно так же). - Это наши ворота. А это наши «клюшки» (показывает опрыскиватели для цветов), вот и «шайбы» (показывает небольшие пуговички). - Догоняем до черты с помощью нашей «клюшки» шайбу, делаем 1 бросок.) Передаём «клюшку» следующему игроку. Запасные шайбы находятся возле членов команд. По свистку начинаем выполнять.
(Звучит музыка, участники в командах выполняют, помогает детям. После подсчитывается забитое число шайб, команде- победительнице вручается заветная пуговица).
- Следующий конкурс «Сказочный» . Сочините сказку «Приключение Пуговички» (раздаёт листы с ручками). Времени на сказку немного - пока мы будем играть, вы будете сказку сочинять! Всех ребят - зрителей приглашаю в игру, выходите ко мне! (выходят дети, становятся в пары). Игра называется «Друг». Повторяйте за мной слова и движения:
Я - друг (называйте своё имя, пальчиком показываем на себя),
И ты-друг (показываем на своего соседа),
У меня есть пуговичка (показываем на свою пуговицу),
И у тебя есть пуговичка (показываем на пуговицу соседа),
Мы с тобой два друга (обнимаются, хлопают ручками по спинке соседа),
Мы любим друг - друга! (обнимаются, хлопают ручками по спинке соседа)!
Клоун: - Это была репетиция. Поменяйтесь с другими ребятами своими парами. Поиграем ещё раз!
Закончился «Сказочный» конкурс, давайте послушаем сказки, которые сочинили наши команды. (После прочтения членами команд своих сказок, проходит голосование за лучшую сказку «Приключения Пуговички». Вручение пуговицы победителю.)
5. "Пуговичная эстафета". - Эстафетной палочкой, конечно же, является пуговица. Пуговицу, расположенную на внешней стороне руки, передаём, пока звучит музыка. Рукой не помогаем. Эстафета проводится не на
быстроту, главное - не уронить пуговицу! (по сигналу-свистку команды выполняют передачи своих пуговиц).
6. "Где пуговица?". Конкурс капитанов: - Капитану команды завязывают глаза. Он должен на ощупь выбрать из кучки различных предметов, похожих на пуговицы (монеты, пробки, фишки, жетоны и т.п.), пуговицы и отложить их. Игрок, выполнивший правильно и быстро - побеждает. (Конкурс проходит под музыку)
7. «Дизайнерская пуговица» - Пуговицы бывают разные, по форме, цвету, материалу из которого изготовлены. В давние времена, когда вместо клоунов были шуты в королевских дворах, и пуговицы были другие, с дорогими камнями, и драгоценностями. Задание: из мягкой мастики-пластилина слепите каждый свою пуговицу, которая бы нравилась современному подростку. Также вы можете добавить бисер, мелкие украшения в свои пуговицы.
9. "Крепкая пуговица" : - Дорогие ребята, а кто из вас пришивал сам или с помощью взрослых пуговицу? (ответы детей)
Что нужно для пришивания пуговицы? (нитка, игла, ножницы, ткань, пуговица).
Как вы думаете, наши участники справятся с пришиванием пуговицы? Каждая команда быстрее и крепче пришьет пуговицу, делая по 1-му стежку, каждый участник команды. Узелок делает последний участник, отрезает нитку и громко говорит: «Готово!» (Звучит музыка, участники выполняют задание) Подведение итогов.
Награждение команды-победительницы медалями.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю всем «До свидания,
До счастливых новых встреч!»