Родной язык – душа народа. Внеаудиторное воспитательное мероприятие «Язык - живая душа народа», посвященное Международному Дню родного язык Презентация родной язык душа народа
Мария Михайлова
Презентация «Родной язык - душа народа»
Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык , который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У жителей того или иного государства есть свои характерные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нем передается вся самобытность народа , поэтому родной язык - это предмет для настоящей гордости. А день родного языка - очень важный и нужный праздник.
Международный день родного языка , который был провозглашен в ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО. Отмечаться он стал 21 февраля 2000 г.
Мы живем с вами в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Это многонациональный округ, в котором на сегодняшний день проживают представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской группы.
Каждый народ -это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции, и, конечно же, язык . В нашем садике тоже дети разных национальностей. Так как мы с Вами живем в России то общаемся на русском языке . Он понятен каждому человеку, живущему в России, является языком межнационального общения.
Знаете ли вы, что…
1. Большинство слов с буквой «ф» в русском языке - заимствованные . Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» - флот.
2. В русском языке есть 74 слова , начинающихся с буквы «й» , но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город Йошкар-Ола.
3. В русском языке есть слова на «ы» . Это названия российских городов и рек : Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
4. А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд - зоообъединение.
Публикации по теме:
Стихотворение о школе-интернате «Мой дом родной». Презентация «Проект «Мой дом родной» Сергиево Посадский детский дом интернат «Березка» Проект «мой дом родной» составил: Попков Алеша 14 группа 2017г. Обычное здание будничный.
Тематическое занятие в подготовительной группе «Русская песня - душа народа. Песни, которые слушали лапти» «РУССКАЯ ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» «Песни, которые слушали Лапти» Тематическое занятие в подготовительной группе. Цель: Закреплять знания.
Конспект комплексного занятия «Сказка - душа русского народа» Конспект комплексного занятия Тема: «Сказка - душа русского народа» Программное содержание: Учить детей любить и понимать русские народные.
Конспект урока «Русский язык - язык русского народа». 6 класс Тип урока: вводный урок. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных.
Презентация «Культура и традиции украинского народа. Национальная кухня» родителем воспитанницы подготовительной группы Цель: Дать понятия.
Презентация «Поверья русского народа» Презентация интегрированной НОД, старший дошкольный возраст. (Интеграция областей: музыка, познание, художественное творчество.) Тема:.
Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа» ПРОЕКТ «Пять драгоценностей» Цель проекта: кто такие намадные животные, в чем их драгоценность? Задачи: Узнать о пяти драгоценностях бурятского.
С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник является напоминанием о необходимости содействия развитию многонациональной языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию
Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, … язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура
Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё – вундербар, или «о-кей!» – «А наша русская зима?» - «о-кей!» – «А наши девушки?» Всё равно «о-кей!». Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них о-кей, вундербар, а у нас это двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно, и Бог знает ещё сколько! С. Есенин
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку… В. И. Даль
Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим и от плена спасём. Навеки! А. А. Ахматова
В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. К.Ушинский
Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше. Березовая роща, свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Костёр бродяг за лесом, на горе. Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины К. Бальмонт
Родная речь Как я люблю копаться в словарях! Орфографический, толковый – назовите Любой из них и, вправду говоря, С отвагою пичуги-снегиря Нырну, как в снег, в священную обитель, Где испокон напластанных веков Рождается, живёт и нерестится Сумевший к ней однажды причаститься! С. Арзуматов
Класс: 10
Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка, государственного языка и иностранного языка в жизни общества.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с историей возникновения Международного дня родного языка;
- повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе; иностранному языку, родному краю;
Воспитательные:
- сформировать любовь и интерес к родному и иностранному языку;
- научиться уважать язык и культуру других народов;
- работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.
Развивающие:
- Развитие интеллектуальных способностей обучающихся.
Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на разных языках». См. ПРИЛОЖЕНИЕ 11 . Листочки- черновики – командам.
Ход мероприятия
1. Вводное слово ведущего:
«Международный день родного языка отмечается с 2000 года (21 февраля) по инициативе ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. Такую же цель преследует и наша сегодняшняя встреча. В нашем учебном заведении учатся представители разных национальностей и разных регионов. О том, насколько наши учащиеся и студенты хорошо знают свой родной язык и культуру региона, мы сейчас узнаем. Попрошу подняться на сцену представителей команд.
2. Объяснение правил игры:
Ведущий: «Наша интеллектуальная игра проводится в виде викторины. В несколько этапов. Команда, набравшая на каждом этапе наименьшее количество баллов – выбывает. Если создается спорная ситуация- команды получают дополнительное задание и проигравший- выбывает. Если подобная ситуация возникает в финале – обеим командам предлагается пройти блиц-опрос. Просьба к зрителям- сохранять спокойствие, за подсказки с команд будут сниматься баллы. А теперь, пора представить жюри, которое будет сегодня судить работу наших команд: … »
3. Работа с мультимедийной презентацией «Мы говорим на разных языках»
Вопросы викторины
1-я часть Русский язык
Русский язык: Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский; в русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей.
Конкурс “Из слова - слово, но другое”
Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова.
Задание: Cоставить новые слова, переставив буквы и слоги. Каждое правильно найденное слово – 1 балл. Время- 1, 5-2 минуты..
Итого - максимальное количество баллов -6.
Внимание на слайд. Составьте новые слова из представленных:
Бокал, каприз, апельсин, кобура, ромашка, пальто.
Правильный ответ:
Бокал – (колба) , Каприз – (приказ) , Апельсин – (спаниель), Кобура – (уборка), Ромашка – (мошкара), Пальто – (лапоть)
Конкурс “Найди ошибку”
На слайдах вы увидите названия стран, языков и представителей стран, где данный язык распространен. Но тут есть ошибки, погрешности. Какая команда быстрее обнаружит ошибку, поднимает руку, называет и объясняет , что с тем или иным словом не так – получает 1 балл за правильный ответ. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Турка – неправильно, правильно- турчанка
- Корейка – неправильно, правильно – кореянка
- Канада – язык – английский – некорректный ответ, так как в Канаде говорят на 2-х языках: английском и французском
- Китайка – неправильно, правильно – китаянка
- Гречка- неправильно, правильно – гречанка
- Индейка – неправильно, правильно – индианка
Конкурс «Омонимы»
Прежде всего, вспомним, что же такое Омоним.
Это слова, совпадающие в написании и звучании, но имеющие абсолютно разное значение.
Задание: Продолжаем тему национальностей. Перед вами – список слов. Некоторые из них являются омонимами. Среди этой группы слов найдите:
- Отопительный прибор
- Танец
- Головной убор
- Вид обуви
- Инструмент
- Нож (правильный ответ – 1 балл). Время на работу- 2 минуты. Используйте листочки-заготовки. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Всего в этом конкурсе можно получить 6 баллов.
Конкурс №4 «Заимствования»
Ведущий: В нашем языке наряду с исконно русской лексикой существуют заимствованные из других языков слова.
Задание: Команды получат листочки со словами. Каждый листочек содержит 5 заимствованных слов. фрилансер – внештатный сотрудник (пример на слайде)
Каждое правильное слово – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно набрать – 6 баллов. Время на выполнение – 3 минуты!
Ведущий: А пока команды работают, у нас – игра со зрителями. Слушаем вопрос. Поднимаем руку. Даем ответ. Получаем за прав. ответ – сладкий приз.
Конкурс №5 «Грамматический»
Ведущий: Одни из самых распространенных ошибок в русском языке – грамматическая, связанная с образованием формы слова, а также структуры словосочетания или предложения. Такие ошибки допускают многие люди, порой даже дикторы и ведущие телевидения.
Подведение итогов 1-й части – Русский язык. Команда, набравшая наименьшее количество баллов- выбывает.Жюри подсчитывает баллы – Музыкальная пауза. Despacito на удмуртском | Команда КВН "Второе Дыхание" | С душой | Туж Каллен Но
2-я часть (Краеведение)
Ведущий: Мы живем в Удмуртской республике и многие слова, которые мы, не задумываясь, употребляем, не знакомы жителям других регионов. Эти слова называются Регионализмы.
Регионализмы это различные территориальные варианты русского языка (регионализмы используются всеми жителями региона в отличие от диалектных слов, которые чаще употребляет население сельской местности). Могу напомнить несколько: ладом, вехотка, пироженка, фуфырик и т.д.
Итак, внимание, конкурсные задания, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Конкурс №1Числительные «регионального» значения
На слайде вы увидите ряд числительных. Найдите среди этих слов, слово - регионализм, которое очень любят употреблять ижевчане:
Правильный ответ: Мака - это комплимент милому и приятному человеку (вне зависимости от возраста)
Конкурс №3 Местные выражения (2)
Ведущий: некоторые региональные слова напрямую связаны с языками народов, живущих в данной местности. Например, слово айда в значении пошли (употребляется в Поволжье повсеместно) произошло от татарского.
На слайде вы видите слово, которое также довольно часто употребляется в нашем регионе. Назовите, из какого языка оно пришло и что означает. Выберите из представленных вариантов.
Правильный ответ – красивый, яркий - от удмуртского слова – чебер – красивый.
Конкурс №4 «Земляк земляка увидит издалека»
Ведущий: Богат и могуч русский язык. Этому способствуют многие региональные словечки, которые не только обогащают нашу повседневную речь, но иногда даже позволяют нам опознать земляков.
Перед вами слайд с названиями тары, выделите, слово-регионализм:
Правильный ответ : полторашка (и как, ни странно - неважно, 1 литр или 2,5),
Конкурс №5 «Говорят наши бабушки»
Ведущий: И последний конкурс в Разделе Краеведение
Многие слова и выражения, которые мы, в нашей местности употребляем, не задумавшись, могут поставить в тупик жителей соседних регионов. Кстати, часто они пришли к нам из соседних областей, например из Кировской области или Пермского края. На слайде вы видите типично местные выражения. Рядом, естественно, в разрозненном порядке – представлены их литературные эквиваленты. У команд есть 2 минуты. Используйте черновики- заготовки. Подберите пары: типично местное выражение и его литературный эквивалент:
Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 7 баллов. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
А пока команды работают – музыкальная пауза (Видеоряд: Бурановские бабушки. Песня “ Party for everybody dance ”)
Подведение итогов 2-й части – Краеведение. Команда, набравшая наименьшее количество баллов- выбывает.
На время работы жюри – Музыкальная пауза (Видеоряд: Надежда Уткина и ее песня Колыбельная на удмуртском языке с Youtube)
! Если спорная ситуация – доп. конкурс:
Подберите пары: типично местное выражение и его литературный эквивалент: См. ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 4балла. Дается 1 минута.
3-я часть (Английский язык)
Ведущий: Как вы знаете, английский язык является одним из самых распространенных языков в мире, на котором говорят 1, 5 млрд человек в 70 странах и еще 1 млрд человек его изучает, это язык межнационального общения, один из основных рабочих языков ООН. Многие слова, которыми мы, не задумываясь, пользуемся в повседневной жизни, заимствованы в тот или иной период именно из английского языка.
Прежде всего, это – интернациональные слова, которые в обоих языках имеют одно и то же значение и произношение . И наш первый конкурс посвящен именно им.
Конкурс №1 Интернациональные слова
На слайде – ряд слов, найдите и назовите среди них 5 интернациональных слова. 1-н правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов.
Правильный ответ:
комплекс, менеджер, президент, мотор, металл. Эти интернациональные слова и в английском и в русском имеют одно и то же значение и произношение
Конкурс №2 Популярные Заимствования
Ведущий : Проникновениеслов из одного языка в другой – явление обычное. В первую очередь они проникают в молодежную среду и даже составляют определенный сленг, иногда совсем непонятный тем, кто, как говорится «не в теме» И таких слов очень много. И так, следующий конкурс посвящен именно таким выражениям.
Подберите англоязычное выражение и его русский эквивалент. На выполнение задания дается 1 минута. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов. Итак, поднимаем руку.
Правильный ответ:
Конкурс №3 Молодежный сленг
Ведущий: Продолжая тему молодежного сленга, вашему вниманию предлагается следующий конкурс. Перед Вами на слайде будут фразы, наполненные гремучей смесью англоязычных заимствований. Попробуйте «перевести» их на литературный русский. В этом конкурсе ценится быстрая реакция. 1 - правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов.
Правильный ответ: У Ольги Бузовой в Инстаграме на 10 млн подписчиков 2 млн тех, кто ее ненавидит!
Правильный ответ: Идём гулять, хватит злиться!
Правильный ответ: Могу ли я его обогнать? Пффф, легко!
Правильный ответ: Куда катится мир! В США девушка открыла трансляцию в Facebook, как умирает ее парень.
Правильный ответ: Да отложи ты калькулятор! Используй свой мозг!
Конкурс №4 Рифмы
Ведущий: Английский язык самый популярный язык в мире и самый востребованный как иностранный. Хотя изучать его нелегко. Даже английские лингвисты признают, что английский- это тот язык, на котором сложнее всего научиться читать. Большое значение тут имеет языковое чутье. К сожалению, оно либо есть – либо нет. Так или иначе, сейчас проверим, есть ли языковое чутье у команд.
Итак, конкурс:
Подберите из 2-х групп слов – рифмы. Здесь важно умение правильно читать и произносить слова! Пример : Cat- rat, box-fox.
Время не тянем. Читаем, соображаем, поднимаем руку. Задание, фактически, на скорость.Один правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 5.
geese, car, flower, mouse, pen name, bag, cut, day |
hen, star, game, our, house, flag, chute, hat, moose |
Правильный ответ:
Car- star, flower-our, mouse-house, name-game, hen-ten
Конкурс №5 «Взаимовыгодный обмен»
Ведущий: В свою очередь, и английский язык позаимствовал кое-какие слова из других языков. Посмотрите на слайд и определите, из каких стран пришли в английский данные слова. У команд есть 2 минуты. Используйте листочки-заготовки. 1 - правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 8 баллов. См.: ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Ну, а пока команды работают, еще одна возможность зрителям проявить себя и показать свои знания. Слушаем вопрос, поднимаем руку. Получаем приз за правильный ответ. См. Игра со зрителями (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Подведение итогов 3-й части – Английский язык. Определяются команды, занявшие 1, 2, 3 места.
На время работы жюри – Музыкальная пауза (Ролик Twenty one pilots: STRESSED OUT с Youtube).
Дополнительный конкурс (в случае спорной ситуации)
Источники информации
- где-ударение.рф/
- russkiyazyk.ru
- new.gramota.ru/buro/search answer
- doc4web.ru
- www.foi.ru
- englex.ru/English borrowings in Russian
- https://www.youtube.com/watch?v=AGu2vhfbTUE
- https://www.youtube.com/watch?v=BYOMYLu8Vz4
- https://www.youtube.com/watch?v=0l83FFSpua0
- https://www.youtube.com/watch?v=pXRviuL6vMY
- https://www.izh.kp.ru/daily/26342.7/3222103/
- https://www.yaplakal.com/forum7/topic228441.html
- https://www.izh.kp.ru/daily/26761.3/3790678/
- https://life.ru/t/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8/422651/tainyi_iazyk_podrostkov_slovar_dlia_roditieliei
«Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а если хочешь блеснуть, тогда другое дело…»
Л. Толстой
21 февраля во всех странах отмечают Международный день родного языка. Праздник был учрежден Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году в целях содействия признанию и использованию родных языков во всем мире. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия народов. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Проблема родных языков есть и в Дагестане — в самой многонациональной республике России.
О состоянии родных языков в современном Дагестане мы беседуем с доктором филологических наук, профессором ДГПУ Айшат Заирхановной Абдуллаевой.
— Айшат Заирхановна, Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет». Не могли бы вы прокомментировать эти слова? Почему именно язык, а не, к примеру, территория, не людские и материальные ресурсы и даже не достижения искусства?
— Я полностью согласна с этим утверждением. Да, именно родной язык – самая большая ценность народа, потому что именно он является неповторимым выражением человеческого творчества, именно с него все начинается. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления язык описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Молочным языком называют аварцы родной язык, языком матери — кумыки, даргинцы, лакцы… Родные языки накладывают уникальный отпечаток на каждого человека, наделяя его особым видением вещей — оно никогда не исчезнет, несмотря на то, что впоследствии человек овладеет другими языками. В самой Конституции нашей республики указано, что языки народов Дагестана являются национальным достоянием, важнейшим элементом культуры, национального и гражданского самосознания дагестанцев.
— Опишите, пожалуйста, языковую ситуацию, которая сложилась в Дагестане в наши дни.
— Ситуация, сложившаяся сейчас в Дагестане с родными языками, конечно, не радует. Людей, которые говорят на родном языке, становится все меньше и меньше, а тех, кто знает его в совершенстве – то есть умеет читать, писать и мыслить на нем, меньше в разы. Около 70% молодежи вообще не знает родного языка. Основная проблема заключается в том, что многие не хотят понять элементарную истину: в немалой мере родные языки удерживают дагестанцев в рамках их собственных моральных ориентиров и жизненных ценностей, таких как почитание родителей и родственников, уважение к старшим, патриотизм и так далее. Не будет языков, уйдут в прошлое и эти черты характера. Мы, ученые и преподаватели, занимающиеся проблемами сохранения и развития родных языков, обеспокоены этим. Но этот вопрос должен волновать всех дагестанцев!
— Какие тенденции в развитии родных языков и речи кажутся вам наиболее тревожными, а какие наиболее обнадеживающими?
— Мне особенно больно видеть и слышать, как молодые мамы разговаривают со своими детьми на ломаном русском языке с добавлением слов из родного языка, а бедные детки не могут их понять. Я считаю, что мать должна быть всегда примером для своих детей. Ребенок должен с первых дней жизни слышать правильную речь на родном и русском языках, впитывать эту речь с молоком матери. Обнадеживает меня тот факт, что сейчас во всех средних школах республики в обязательном порядке ведется изучение родных языков. Я на личном опыте знаю, что без знания родных языков тяжело жить. Родной язык помогает в изучении русского языка, и наоборот. По этому поводу хорошо сказал выдающийся ученый — гуманист и педагог дореволюционной России И. Я. Яковлев: «Русский язык не вместо родного, а вместе с родным». Я считаю правильным обучение детей двум языкам с ранних лет одновременно. И начинать это делать надо в семье! Не секрет, что во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они даже не желают, чтобы детей обучали в школе родному языку, объясняя это их перегруженностью. Такое «воспитание» — фактически отчуждение молодого поколения от духовных корней — нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициям, славному прошлому народа. А при отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки со стороны семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь хорошего результата в изучении родного языка.
— Каковы перспективы у дагестанских языков?
— Я думаю, что перспективы у дагестанских языков есть. Надо и далее развивать науку о родных языках и литературе. Несмотря на то, что в дагестанском языкознании достигнуты определенные успехи — за сравнительно небольшой период (с 30-х годов ХХ века) монографически описаны все дагестанские языки, на письменных языках создана школьная и вузовская учебная литература, — до сих пор есть еще много проблем, которые требуют глубокого исследования и изучения.
— Каким вы видите решение проблемы родных языков в Дагестане?
— Решить данную проблему можно только сообща. Это задача и чиновников, и ученых, и педагогов, и всех дагестанцев. Необходимо создать приемлемые условия для приобщения подрастающего поколения к родным языкам и тем самым ослабить процесс языковой ассимиляции.
— Что бы вы хотели пожелать читателям журнала «Проджи» и всем дагестанцам?
— В преддверии Международного дня родных языков пожелать я могу только одного – постоянного стремления к познанию нового, в первую очередь, к изучению своего родного языка и культуры. Задача каждого дагестанца – наряду с русским свободно владеть своим родным языком, знать традиции, культуру дагестанских народов. В заключении я бы хотела напомнить дагестанцам фразу Донала О’Ригана: «Если ваш родной язык обречен на умирание, то не потому, что это неизбежно, а потому, что у вас не хватает мудрости и решительности, чтобы сохранить его!» Так давайте будем мудрыми и решительными и сохраним свой язык, свою культуру, свои традиции для будущих поколений! Ведь родной язык – это наше великое духовное наследство, а разве можно прожить без души?
ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ «Язык – живая душа народа»
Цель: показать многообразие языков и культур разных наций и их единство в семье народа Казахстана, воспитание казахстанского патриотизма
Задачи: расширить кругозор учащихся, способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к культурному наследию других народов.
Форма проведения: фестиваль (с элементами устного журнала)
Наглядность: презентация «Язык – живая душа народа!», презентации уч-ся
Предварительная работа: создание национальных команд (учащиеся 5-11 классов), подготовка презентаций о своем родном языке, номеров художественной самодеятельности
Ход мероприятия:
1-й ведущий: (слайд №1) Сәлеметсіздер ме, осы мектеп тұрғындары!
2-й ведущий: Здравствуйте жители нашей школы! Жители необъятного Казахстана!
3-й ведущий: HELLO, INHABITANTS THIS SCHOOL AND THIS FRIENDS
1-й ведущий: (слайд №2) Фестиваль языков народов Казахстана шагает по нашей многонациональной республике!
2-й ведущий: Фестиваль, который символизирует единство и согласие между народами.
3-й ведущий: (слайд №3) Указом Президента Республики Казахстан 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана.
СТИХИ 5 КЛАССОВ (1 часть)
1-й ведущий: Сегодня мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие, перелистав страницы устного журнала «Язык – живая душа народа»
3-й ведущий: (слайд №4) По библейскому воззрению, сначала все люди говорили на одном и том же языке. После Всемирного потопа люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, он смешал их языки, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков.
Приветствие на разных языках.
2-й ведущий: (слайд №5) Республика Казахстан - многонациональное государство. Государственным языком нашей страны является казахский язык .
ПРЕЗЕНТАЦИЯ и стихотворение (слайд-видео №6-8)
1-й ведущий: (слайд №9) В основном законе государства - Конституции РК - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Из истории русской письменности» (слайд №10-22) и песня «Калинка»
3-й ведущий: (слайд №23) Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем в школе, наряду с казахским и русским языками, еще и английский.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд №24-39) и стихотворение
2-й ведущий: (слайд №40) Итак, ребята, каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.
1-й ведущий: Қазақстан Республикасында 130 дан астам ұлттар өмір сүреді. Әр халықтың тілі қайнар судың тұнбасындай мөлдір, сазды дыбыстарға бай, ұлттың тілі, әні, үні болып шалқар дариядай шалқуда.
2-й ведущий: Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. В нашей стране создана уникальная организация - Ассамблея народов Казахстана.
3-й ведущий: В нашей республике работает 26 национальных культурных центров. Выходят газеты и журналы на 11 национальных языках, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.
ПРЕЗЕНТАЦИИ О СВОЕМ ЯЗЫКЕ НАМ ПОКАЖУТ УЧЕНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ
азербайджанский язык (слайд №41-45),
китайский язык (слайд №46-72),
талышский язык (видео),
татарский язык (слайд №73-81),
уйгурский язык (слайд № 82-88)
Ведущий 2: (слайд № 89) Итак, мы сегодня убедились: язык - это оружие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия её никто не придумал.
СТИХИ 5 КЛАССОВ (2 часть)
Слова прощания на разных языках.
Ведущий 3: (слайд № 90) Вот и подошёл к концу наш праздник, посвященный Дню языков! Желаем всем вам всего доброго и прекрасного!
Ведущий 1: Елімізде халықтар достығы жасасын!
Бәріміз достық әнің бірге шырқайық!