Структура и содержание процесса консультирования. Предмет и задачи консультативной психологии
Виды психологического консультирования
Индивидуальное консультирование
Экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)
Индивидуальная психолого-педагогическая помощь
Индивидуальное психологическое консультирование
Катарсическая психотерапия
Библиотерапия
Психоанализ
Семейное консультирование
Тренинг эффективности родителя
Поведенческая терапия
Коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)
Конкурентная терапия
Групповое консультирование
Ролевой и коммуникативный тренинг
Психодрама
Тренинг сензитивности (эмпатии)
Группы встреч
Разъяснительная психотерапия (лекции)
Телесно-ориентированные тренинги
Арт-терапия
Тренинг делового общения
Групп-анализ
Виды психологического консультирования по характеру решаемых задач:
возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.
Консультативная психология в структуре практической психологии
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.
Структура процесса консультирования
Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента.
Общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.
1. Исследование проблем . На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
2. Двумерное определение проблем . На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
3. Идентификация альтернатив . На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
4. Планирование . На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).
5. Деятельность . На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
6. Оценка и обратная связь . На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму.
Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.
1. Исследование проблем . На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
2. Двумерное определение проблем . На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
3. Идентификация альтернатив . На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
4. Планирование . На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).
5. Деятельность . На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
6. Оценка и обратная связь . На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.
Алан Е.Айви, Мэри Б.Айви, Линк Саймэн-Даунинг, описывая процесс консультирования, отмечают, что его основным методом является интервью, в структуре которого выделяют следующие стадии:
Определение стадии | Функции и цели стадии |
1. Взаимопонимание /структурирование. «Привет!» | Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего. |
2. Сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?» | Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задает направление беседе. Необходимо четко уяснить позитивные возможности клиента. |
3. Желаемый результат. К чему хочет прийти клиент? «Чего вы хотите добиться?» | Определите идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информирует психолога о том, что именно хочет клиент.) Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели. |
4. Выработка альтернативных решений. «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» | Поработать с разными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной |
5. Общение результатов. Переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?» | Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях. |
Специалисты, занимающиеся практикой консультирования отмечают, что в процессе рабоыт с клиетом важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.
Р.Кочунас формулирует общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:
1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.
2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.
3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.
6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.
7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.
8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.
9. Некоторые проблемы - это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.
10. Эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.
Главная > ДокументГлава 6. Структура консультативного процесса
Мастеров Борис Михайлович описывает следующие основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса:
Аналитико-интерпретативная ориентация. Психолог, по мере предъявления клиентом проблемы, анализирует и интерпретирует ее содержание, а также происходящее «здесь и теперь» взаимодействие в терминах той теории, адептом которой он является. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его своим. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и составной частью этого изменения обязательно будет являться изменение картины мира клиента. Именно психолог выбирает средства изменений и использует их. Примером такого подхода к работе с клиентом является работа с ним в рамках разных вариантов психоанализа.
Рационально-констатирующая ориентация. По мере предъявления проблемы клиентом, психолог старается помочь ему сформулировать эту проблему наиболее четко, в рациональной форме и в терминах клиента. Это помогает клиенту осознать свои представления о реальности и себе самом, что дает возможность клиенту самостоятельно или совместно с психологом поставить задачу на изменение, но редко позволяет самостоятельно найти средства для осуществления этих изменений. Отсюда возникает обоснованный запрос клиента к психологу-консультанту на овладение техниками изменений.
Процессуальная ориентация. Психолога здесь интересует не само содержание, предъявляемое клиентом, а динамика развертывания этого содержания в ситуации «здесь и теперь». Психолог следует за клиентом и усиливает проявления спонтанности с помощью различных приемов и техник. Клиент получает реальный новый опыт в ситуации «здесь и теперь»: происходит изменение эмоционального состояния, возникают новые поведенческие реакции. Наиболее яркие представители из известных в нашей стране – Милтон Эриксон и Эми Минделл.
Эмпатическая ориентация. Частный случай процессуальной ориентации. Внимание психолога сконцентрировано на чувствах клиента, возникающих в ситуации «здесь и теперь», на характере эмоциональных отношений с клиентом. Основные представители – Карл Роджерс, Ролло Мэй.
Парадоксальная ориентация. Психолог своим поведением стремится разрушить ролевые ожидания и стереотипы отношений клиента. Это ведет к изменению состояний клиента, к разрушению стереотипов общения и отношений, стереотипов в восприятии себя и других людей. Это делает клиентов более «пластичными», эмоционально сензитивными и рефлексивными. Так работали Милтон Эриксон и Карл Витакер. Многие психологи используют техники этой ориентации на этапе дебюта, как вспомогательные.
Реконструктивная ориентация. Направлена на воссоздание «здесь и теперь» контекста проблемы. Психолог воссоздает жизненный контекст, в котором существует проблема клиента, реконструирует в ситуации «здесь и теперь» фрагмент субъективной картины мира (СКМ) клиента, в той ее части, которая имеет отношение к проблеме клиента. Внимание психолога сосредоточено не на содержании проблемы и не на отношениях с клиентом как таковых, а на процессе реконструкции и средствах, которыми она осуществляется. Саму реконструкцию осуществляет клиент, используя предложенные ему средства и процедуры. Клиент начинает видеть, думать, переживать, находясь внутри этой реальности. Психолог обращает внимание клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира, которые клиент ранее не рефлексировал и помогает клиенту получить новый опыт в этой реконструированной реальности. Категории, внесенные психологом из его психологической картины мира, в качестве средства реконструкции (а не в качестве средства интерпретации), переструктурируют и расширяют воссоздаваемый здесь и теперь фрагмент субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме. Клиент начинает использовать эти категории как средства структурирования своего опыта и ориентации в нем, наполняя его своим содержанием. Этот подход разрабатывается Мастеровым Борисом Михайловичем . Он выделил базовые компоненты субъективной картины мира клиента: пространство, время и оценка, образующие систему координат, которая помогает понять восприятие мира и его фрагментов клиентом, закономерности членения их на «проблемные» и «беспроблемные». На этом пути он выделил следующие миры: чувств и эмоциональных состояний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, образов, физический, психологический, символический, эстетический и другие.
Бьюдженталь Дж. выделил и описал тринадцать измерений или, иными словами, параметров беседы между специалистом, оказывающим воздействие и клиентом. Слово «измерения» (от англ. dimensions)употребляется здесь в том смысле, в котором говорят об измерениях многомерного пространства. Рассмотрим эти измерения.
1. Уровень общения.
Когда говорят об уровне общения, говорят об уровне присутствия участников в ситуации. Дж. Бьюдженталь вводит понятие «присутствие» для характеристики того, насколько искренне и полно личность существует в ситуации вместо того, чтобы стоять в стороне от нее как наблюдатель, комментатор, критик или судья. Как аналог понятию «присутствие» Дж. Бьюдженталь упоминает понятие «аутентичность» . В присутствии он выделяет две грани:
Доступность – обозначает степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данный момент имело значение, воздействие на него;
Экспрессивность – степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации.
Выделяются следующие уровни присутствия собеседников во время беседы:
Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей. Например, психолог говорит: «Я – доктор психологии». Клиент же отвечает ему в ответ: «А, я – успешный бизнесмен». На этом уровне, зачастую, люди как бы начинают соревноваться, кто выше, или кто более нуждается в психологической помощи. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо . Общение сосредоточено на имидже .
Уровень поддержания контакта. По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже очень немного. В быту разговор на этом уровне бывает недолгим, импровизированным и сосредоточен на непосредственном деле или обмене приветствиями. Могут встречаться ритуальные шутки, но все это обезличено.
Уровень стандартной беседы. Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. Так беседуют старые добрые друзья и коллеги в офисе. Беседа течет легко, непринужденно, бесконфликтно. На этом уровне психологу легко собирать информацию.
Уровень критических обстоятельств. «Критический» означает «имеющий решающее значение». Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям . Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы произвести впечатление на психолога. Более подробно с основными составляющими этого уровня рекомендуем познакомиться по книге Дж. Бьюдженталя .
Уровень интимности. Отношения на этом уровне характеризуются максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти совсем не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог. Параллельно, психолог в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что считается экстрасенсорным восприятием или телепатией. Результатом выхода на этот уровень является возможность конфронтации с образцами собственного поведения, формировавшимися в течение всей жизни.
Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса.
Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду то, насколько специалист, оказывающий воздействие, своим собственным присутствием способен оказать клиенту помощь в достижении большей глубины субъективности, большего присутствия. От этого зависит качество альянса психолога и клиента. Слово «альянс» (от франц. alliance) означает союз, объединение. В работе по удержанию глубины отношений психологу могут помочь следующие шаги, которые, в свою очередь, могут задавать параметры шкал для оценки качества деятельности специалиста, оказывающего воздействие, в плане его присутствия:
Передача клиенту ответственности за ход интервью. Имеется в виду то, что психолог объясняет клиенту, что и зачем он должен делать. В результате клиент работает осознанно, если он отклоняется от предложенного алгоритма, то сам несет за это ответственность.
Делать явным то, что демонстрируется, но, пока, не осознается. Психолог помогает клиенту осознавать свои чувства, эмоции, желания, которые он не осознает.
Проникновение в субъективное. Проявления истинного субъективного почти всегда имеют следующие характерные черты:
Выражаются от первого лица.
Имеют настоящее время.
В них привносятся чувства.
В них присутствует интенциональность, направленность.
При выражении чувств и ощущений используется меньше вводных слов и определений.
Меньше абстрактного и больше конкретного.
Клиенту указывают на отсутствие в его словах этих характерных моментов.
Поддержание необходимой продолжительности и непрерывности. Имеется в виду то, что в разговоре важно придерживаться обсуждаемой темы или переживаний и не «расползаться». Обсуждаемой темой могут стать:
забота, которую клиент в данный момент осознает наиболее полно;
чувства, которые требуют выражения и проработки;
проблема;
характерный пример сопротивления, который необходимо подвергнуть анализу.
Межличностное давление.
Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду те способы, которыми один человек может влиять на другого так, чтобы тот при этом чувствовал, думал, говорил или действовал по-другому.
Дж. Бьюдженталь полагает, что давление, которое мы используем в общении с кем-то, является показателем значимости для нас этого человека. У нас нет намерения, как-то повлиять на человека лишь тогда, когда мы к нему равнодушны.
Дж. Бьюдженталь создал своеобразную классификацию форм давления от самых слабых и незаметных до наиболее интенсивных, назвав ее клавиатурой межличностного давления. Он выделил в ней четыре основные октавы:
Слушание.
Руководство.
Инструктирование.
Требование.
Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Мне интересно то, что ты хотел бы сказать. Я пытаюсь понять это полностью. Я принимаю сейчас твои слова без того, чтобы обязательно согласиться или не согласиться. Просто скажи все это так, как ты хочешь».
клиента побуждают говорить значительно больше, чем говорит психолог. Последний в основном старается поддержать наиболее полное самовыражение клиента и редко привносит в разговор свои собственные взгляды и размышления.
Ориентация на субъективность. Клиент с подачи психолога сам определяет насколько глубоко ему погружаться в субъективное, хотя и психолог может выборочно подкреплять возникающие моменты погружения.
Избегание психологом открытых убеждений, что демонстрирует признание за клиентом права на свободу продолжать то, что он избрал.
Роль, которую принимает на себя психолог. Сущность этой роли заключается в том, чтобы:
Стимулировать самовыражение клиента, добиваться, чтобы оно было как можно более подробным.
Показывать искреннее принятие права клиента на собственные взгляды.
Показывать искреннее принятие права клиента на получение такой информации и составление о себе такого впечатления, которые могли бы быть полезными на других этапах работы.
Слушание.
Молчание. Консультант не говорит, но всем своим поведением старается передать принятие и понимание, которые должны помочь самовыражению клиента.
Наведение мостов. Это звуки, которые консультант произносит, когда он внимательно слушает и которые дают говорящему понять, что его поддерживают: «Угу», «Мммм», «Я понимаю», «Да» (не как ответ на вопрос).
Перефразирование. Психолог возвращает клиенту некоторые из его последних высказываний, перефразируя их, чтобы помочь клиенту лучше услышать себя.
Подведение итога. Психолог сводит воедино несколько связанных предложений из того, что рассказал клиент, и возвращает клиенту результат, чтобы продемонстрировать понимание.
Побуждение говорить. Психолог произносит общие подбадривающие комментарии, которые побуждают собеседника продолжить процесс. Например: «Я понимаю Вас, Вы выражаетесь отчетливо и ясно».
Отражение очевидного. Консультант понятными словами выражает чувства и отношения клиента, которые были видны в его поведении, но до последнего момента лишь подразумевались, а не выражались явно. Речь идет лишь о тех переживаниях, которые проявляются настолько явственно, что клиент с готовностью признает их, если консультант о них заговорил.
Предложение расширить высказывание. Психолог обращается к тому, что клиент уже затронул в разговоре, и просит клиента больше рассказать по этой теме или об этом чувстве.
Открытые вопросы – вопросы, которые почти не ограничивают ответ клиента. Например: «Скажите, о чем Вы думали с тех пор, как мы с Вами разговаривали в последний раз?».
Руководство. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
: «Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что заботит тебя, о чем ты хочешь, чтобы я знал. Ты будешь вести наш разговор, но я буду время от времени делать предложения относительно того, как это будет происходить».
Чем чаще происходят вмешательства консультанта, тем выше давление независимо от формы вмешательства.
Стимулирование субъективности клиента с помощью самораскрытия психолога-консультанта. Самораскрытие психолога допускается только с этой целью.
Открытое убеждение: усилия психолога повлиять здесь являются относительно мягкими и отчетливо связанными с тем, что уже предоставил клиент.
Искренний интерес к тому, что хочет сказать клиент.
Руководящие высказывания, чтобы углубить и расширить этот отчет.
Открытые вопросы. Та же самая форма работы, что описана в конце октавы «Слушание».
Выбор части. Специалист выбирает из того, что говорит клиент, один из аспектов, требующий дальнейшей проработки.
Фактическое информирование. Психолог дает клиенту, информацию, которая имеет отношение к тому, что он сказал, но прямо не говорит о том, что клиент должен делать с этой информацией.
Непосредственное структурирование. Структурирование – это такие высказывания, в которых психолог предлагает способ использования самого разговора. Непосредственное структурирование относится к тому, что происходит в момент, когда делается предложение.
Равноценные альтернативы. Психолог выделяет открытые для клиента возможности, не выдвигая аргументы в пользу какой-либо из них.
Общее структурирование. Психолог предлагает способ использования всей консультации или даже нескольких.
Предложение тем. Психолог предлагает тему, которую клиент, может быть, хочет обсудить.
Это такие вопросы, в которых на то, что можно считать приемлемым ответом, накладываются некоторые ограничения. Например: «Какими были Ваши сестры, когда Вы были молоды?»
Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие : «Я хочу, чтобы ты усвоил некоторые объективные и важные моменты, которые имеют отношение к тому, о чем мы уже говорили».
Соотношение количества высказываний. Интенсивное вмешательство психолога перемежается с переходами на первую и вторую октавы. Конкретное соотношение зависит от личностного стиля и теоретической ориентации.
Отношение к субъективности. В своем собственном вмешательстве психолог, в основном, полагается на субъективное, но в том, что он стремится получить от клиента, психолог сосредоточен, прежде всего, на субъективном. Субъективное – внутренняя, особая, интимная реальность, в которой мы живем максимально подлинно: образы восприятия, мысли, чувства, эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и сны.
Открытое убеждение. Усилия психолога проявляются в том, что он говорит, и в том, как он говорит. Доказательства и объективная информация используются для того, чтобы «подтолкнуть» клиента к чувствам и мыслям, словам и действиям, которых иначе не добиться.
Роль, которую принимает на себя психолог: учит, указывает и использует авторитет знаний и своей позиции. Эти действия направлены на то, чтобы добиться от клиента понимания и сотрудничества, причем не только такого, которое возникает в обычном общении между людьми, но и такого, которое, по крайней мере, имплицитно, включает профессиональную роль психолога.
Инструктирование. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
Мягко сфокусированные вопросы.
Рациональные советы. Психолог обращается к здравому смыслу, профессиональной информации или специальным знаниям клиента, чтобы усилить некоторые предложения или указания.
Поддержка. Психолог, отказываясь от относительно нейтральной позиции, типичной для октав слушания и руководства, ясно выражает свое суждение по некоторому вопросу. Однако, эта аргументация здесь объективная и рациональная, а не личностная и эмоциональная.
Разубеждение. Более жесткое продолжение предыдущего приема.
Обучение. Психолог старается помочь клиенту освоить информацию, умения, навыки, понять новые перспективы или что-либо подобное.
Неравноценные альтернативы. Хотя у клиента есть разные возможности, при этой форме давления психолог ясно показывает, что в данном случае он отдает предпочтение одной из них.
Указания. Психолог дает клиенту указания, назначения или информацию, которая призывает к некоторым действиям.
Узкие вопросы. Это такие вопросы, в которых психолог четко определяет, что ему подойдет в виде ответа. Например: «У Вас заметно изменилось выражение лица, - что сейчас произошло?».
Требование. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие : «Я намерен убедить тебя – или, если это необходимо и возможно, заставить тебя – некоторым образом изменить то, что я считаю важным. Для этого я применю все силы, которые смогу привлечь».
Соотношение количества высказываний: широко варьирует, включая те случаи, в которых психолог «захватывает» почти всю сессию, и случаи, в которых он делает лишь редкие, (но чрезвычайно веские) интервенции.
Отношение к субъективности: психолог честно, но избирательно говорит о своих чувствах, эмоциях, ценностях и суждениях, Он готов взять на себя ответственность за это и использует этот ресурс осмысленно. Фактически, суть этой октавы состоит в мобилизации субъективности психолога. В крайних случаях при этом возможно и даже несколько упустить из вида чувства и точку зрения клиента.
Открытое убеждение. Это и есть суть данной октавы. Слово «открытое» упоминается здесь к тому, что если психолог использует свои собственные ценности, эмоции и суждения, но претендует на то, что они объективно обоснованы, может возникнуть ситуация предательства клиента. Психолог должен быть готов к принятию на себя ответственности за привнесение в беседу своей субъективности.
Роль, которую принимает на себя психолог:
Использование открытых директив.
Постановка границ.
Настойчивое требование результата.
Проявление своих собственных эмоций.
Узкие вопросы. Это совпадает с высшей ступенью октавы «Руководство».
Настоятельная просьба. Представляет собой эмоциональный личностный призыв, который выражает субъективное побуждение и может быть дополнен объективными и рациональными материалами.
Одобрение. Психолог хвалит высказывание или действие клиента с личностных позиций.
Вызов. Консультант вступает в конфронтацию с клиентом, высказывая взгляды, противоречащие его взглядам или опровергающие их.
Подкрепление или неодобрение. Консультант использует авторитет, ценностные суждения или другие сильные средства поддержки в защиту или против взглядов клиента, его действий, намерений.
Подстановка. Консультант использует авторитет, чтобы в целом или частично принять на себя ответственность, например, обязать клиента обратиться в психиатрическую лечебницу.
Команды. Консультант отдает распоряжения, однозначно воздействующие на клиента, в которых нет ни единого намека, на возможность дискутировать или жаловаться.
Отвержение. Консультант однозначно отказывается от клиента, так, что отрицание распространяется на него как на личность.
В психологических словарях понятие "консультация" объясняется как однократное предоставление специалистом компетентной информации о запросу клиента для оптимального решения тех или иных жизненных, личностных или профессиональных проблем. Соответственно "консультирование" определяется как совокупность процедур, направленных на помощь в решении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, личностного роста, межличностных отношений и тому подобное. Таким образом, консультация - это одноразовая встреча психолога-консультанта с клиентом, а серия встреч будет создавать консультативный процесс в оказании помощи тем, кто в ней нуждается.
Профессиональное предоставление консультативных услуг должно соответствовать некоторым формальным требованиям, в частности, консультант имеет представить себя как специалиста в определенной области психологических проблем, обсудить пределы желаемого гонорара и получить четкую согласие клиента на предоставление указанных консультативных услуг. Любые неформальные разговоры за пределами этих формальных требований не считаются профессиональным консультированием.
Весь процесс психологического консультирования структурируется в соответствии с последовательностью основных консультативных этапов, каждый из которых имеет свою цель, задачи, содержание, процедуру и специфические техники. Вместе с тем, как отмечает Р.Кочюнас, реальный процесс консультирования выходит за пределы определенных структурных компонентов, поскольку для консультативного процесса значимыми являются не столько схемы, сколько профессиональная и личностная компетентность самого консультанта. На основе этого стадии консультативного процесса он считал несколько "условными", поскольку одни стадии могут сочетаться с другими, переходить друг в друга, создавая дополнительные сложные взаимосвязанные образования.
Наиболее распространенной моделью консультативного процесса является та, что предложена Б. Е. Джиландом (BE Gilland) (рис.5.1), в которой определены следующие структурные компоненты:
Рис. 5.1. Структура консультативного процесса по Б. Е. Джиландом
1) исследование проблемы - стадия установления контакта с клиентом и достижения взаимного доверия. Необходимо внимательно выслушать клиента и всячески поддерживать его желание к углубленному анализу проблемы, фиксируя чувства, содержание высказываний и невербальное поведение личности;
2) двухуровневое определение проблемы - на этой стадии, опираясь на эмоциональные и когнитивные сведения предыдущего контакта, консультанту необходимо четко охарактеризовать проблему и вместе с клиентом сделать ее общего понимания;
3) идентификация альтернативы - стадия выяснения и открытого обсуждения альтернативных вариантов решения проблемы. Консультант стимулирует клиента назвать все возможные варианты решения ситуации и в ненавязчивой форме предлагает альтернативные шаги;
4) планирование - стадия создания реального плана решения проблемы путем проведения критического анализа выбранных альтернатив на предыдущей стадии;
5) деятельность - стадия последовательной реализации плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту построить деятельность, учитывая обстоятельства, время, эмоциональную нагрузку, а также возможные неудачи на пути достижения цели;
6) оценка и обратная связь - стадия оценки уровня достижения желаемой цели как с стороны консультанта, так и с точки зрения клиента.
Таким образом, модель консультативного процесса включает следующие структурные компоненты:
1) цель консультативного процесса;
2) задачи консультативного процесса;
3) процедуры, методы и техники;
4) диагностическая и развивающие-коррекционная деятельность консультанта;
5) самостоятельная работа клиента по реализации задач произведенных в ходе консультативного процесса;
6) оценка и обратная связь по поводу результативности применяемых техник и достижения цели.
Цель консультативного процесса имеет специфические отличия и формируется в соответствии с выбранным психологом-консультантом методологического направления или концепции.
В общем варианте цель консультативного процесса выглядит следующим образом:
1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;
2) расширение сознания и повышение психологической компетентности клиента;
3) изменение отношения к проблеме (от анализа ситуации "тупика" до "принятия решения")
4) повышение кризисной и стрессовой толерантности;
5) развитие реалистического и плюралистического восприятия;
6) повышение ответственности клиента и выработка готовности к творческому усвоения окружающей действительности.
Задачами консультативного процесса являются:
Уточнение проблемы клиента;
Информирование клиента о содержании его проблемы и реальность ее угрозы;
Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться со своей проблемой;
Предоставление текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, которые могут сопровождать выполнения им задачи;
Обучение клиента тому, как лучше предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем;
Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, которые он способен усвоить самостоятельно.
Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению и направлены на решение одной из задач консультативного процесса. Каждой процедуре соответствуют определенные техники - специальные приемы, использует консультант для решения задач на каждом этапе психологического консультирования.
Диагностику в консультативном процессе понимают как фиксацию факта сигнала проблемности, установление контакта с личностью, проговаривания проблемы самим клиентом и поиск совместной оценки и понимания содержания проблемы психологом- консультантом и клиентом. Также психодиагностике используют как средство контроля за личностными изменениями клиента и оценки эффективности выбранных консультантом приемов, методов и техник психологического воздействия.
Коррекционно-развивающая деятельность психолога-консультанта предполагает создание соответствующих социально-психологических условий для целостного психологического личностного роста и развития психологических качеств клиента с учетом его собственных задач, актуальных для определенного жизненного периода. Этот вид деятельности консультанта состоит из системы мер, которые позволяют решать задачи своевременной помощи личности в сложный для нее жизненный период.
Следует понимать различия между психокоррекционные влиянием и психологическим развитием личности. Так, в ходе псикорекцийного влияния работа психолога-консультанта направлена на усовершенствование существующих личностных или профессиональных качеств и форм поведения клиента. А развивающий влияние предполагает формирование у личности новых психологических качеств или форм поведения. .
Оценка и обратная связь в психологическом консультировании является универсальным механизмом саморегуляции поведения личности как клиента, так и профессиональной деятельности психолога-консультанта по результативности использованных им приемов и техник для достижения цели консультативного процесса. С помощью обратной связи психолог имеет возможность проверить, насколько правильно им подобраны приемы, способы и техники психологического воздействия на личность. Для клиента обратная связь означает сравнение собственного состояния на начальном этапе консультативного процесса с достижением уровня изменчивости, в частности осознание достижения желаемых личностных изменений и конечной цели на время завершения консультирования. Именно анализ и интеграция содержания собственного обратной связи клиентом в ходе консультации обеспечивает коррекцию его личностных характеристик, способствуя формированию целостного и адекватного образа собственной личности.
Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.
Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.
Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.
Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.
Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.
Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:
Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.
У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.
Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.
У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой.
Достаточно многие исследователи в области ПК стремились представить консультативный процесс в виде упорядоченно сменяющих друг друга этапов.
Модель консультативного процесса (эклектичная) Кочунас.
1.установление контакта;
Достижение взаимного доверия (необходимо выслушать, проявляя искренность, эмпатию). Не прибегать к манипулированию и оценкам, консультант поощряет клиента к глубокой рефлексии, при этом фиксируя его чувства, высказывания, особенности невербального поведения.
2. Двумерное определение проблемы:
Характеристика проблемы (установление когнитивного и эмоционального аспектов проблемы);
Установление проблемы идет до тех пор, пока не будет точного понимания и характеристики проблемы. Вес это дает возможность выяснить что вызвало эту проблему, а иногда указывает и на способ ее решения.
3.Идентификация альтернатив:
Выясняется и открыто обсуждается альтернативное решение проблемы;
Побуждение клиента - творчески и самостоятельно назвать все возможные варианты;
Консультант может предложить свои варианты;
Составление списка альтернатив.
4.Планирование:
Критическая оценка выбранных альтернатив решения;
Клиент разбирается, какие решения являются реалистичными, выполнимыми, с точки зрения предыдущего опыта и возможности изменятся;
Составление плана помогает клиенту понять, что не все проблемы разрешимы;
Психолог должен предусмотреть, какими способами клиент может проверить реалистичность выбранного решения.
5. Деятельность:
Последовательная реализация плана принятого решения;
Конкретизация плана, учитывая обстоятельства, время, эмоциональные затраты;
Формирование у клиента мысли о возможности неудачи, что не является катастрофой;
Преодоление деятельности.
6. Оценка и обратная связь:
Оценивание успешности реализации плана;
Обобщение достигнутых результатов;
Возможно возникновение новых проблем, которые более скрыты.
Е.Ю. Алешина выделяет 4 этапа консультирования.
1. Знакомство с клиентом.
2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
3. Коррекционное воздейстиве.
4. Завершение беседы.
В.В. Макаров предлагает 4-х ступенчатую модель:
1 .Присоединение.
2.Кристализация проблемы.
3. Терапевтическое завершение.
4. Отсоединение.
Немов Р.С. предлагает следующую переодизацию.
1. Подготовительный этап – 20-30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбор литературы по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.
2. Настроечный этап – 5-7 минут. Встреча клиента, установление контакта.
3. Диагностический этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличия у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающих ресурсов. Данный этап включает также исповедь клиента.
4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом – консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40-60 минут.
5.Контрольный этап – 20-30 минут. Психолог – консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.
Т.о., общий временной отрезок встречи займет от 2-3 до 10-12 часов.
Филипп Бурнард предлагает следующую структуру.
1. Начало работы. Встреча консультанта с клиентом. Знакомство. Также на этом этапе они должны обсудить такие вопросы, как частота встреч, время, в которое будут проходит встречи, время завершения отношений, вопрос конфиденциальности.
2. Вводная беседа. Оказание специалистом психологической поддержки клиенту, снятие психологических барьеров, получение личных сведений о клиенте.
3. Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах.
4. Принятие эмоций. Когда клиент, в процессе консультирования, начинает осознавать свои реальные проблемы, он, как правило, оказывается во власти сильных эмоциональных переживаний.
5. определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегии решения проблемы.
6. Согласование плана действий. На данном этапе происходит кристаллизация плана достижения цели. Полезным будет прием записи полученного плана в двух экземплярах, один из которых остаётся у консультанта, другой передаётся клиенту. Главное, чтобы план был реально осуществимым и вписывался в социальный контекст жизни клиента.
7. Реализация плана. Данный этап процесса консультирования выполняется клиентом самостоятельно. В отдельных случаях, если того требует специфика личности, с ним может быть достигнута договорённость о дополнительной встрече с целью предоставления клиентом отчёта о полученных результатах.
Если интегрировать структурные компоненты, то ход ПК возможно представить следующим образом.
Первый этап. Начало работы. Включает в себя следующие процедуры:
1) встреча клиента с консультантом (техники: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психолога своего места, приёмы установления психологического контакта).
2) Установление «+»ного эмоционального настроя клиента (установление раппорта).
3) Снятие психологических барьеров (дать клиенту время побыть немного одному, мягкая музыка, размеренные движения рук, приём кавычек).
Второй этап. Сбор информации.
1) Диагностика личности клиента (беседа, наблюдение, тесты, как специфический вид беседы выделяется интервью: интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.
Четвертый этап. Реализация плана клиентом: выполняется клиентом самостоятельно без участия консультанта.
Методы психологического консультирования.
В психологическом консультировании применяют такие привичные для психологии методы как наблюдение, беседа, опрос, тестрирование, интервью.
Так же существуют специфические методы:
Метод психодиагностического тестирования - метод, позволяющий получить качественную и количественную информацию о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических проблемах консультируемого. Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.
Метод динамического наблюдения - метод, позволяющий получать непосредственную психологическую информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях. Психолог при этом выступает в качестве эксперта и может целенаправленно моделировать проблемные ситуации в ходе беседы. Следует обращать внимание на тон речи, манеру общения и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали внешности, одежды, психомоторные реакции и т.д. Квалифицированное наблюдение должно проходить незаметно для клиента.
Метод эмоционального заражения - метод, предполагающий прямую целенаправленную передачу эмоционального состояния психолога консультируемому. Это необходимо для коррекции психического состояния, формирования наилучшей для успешного взаимодействия психологической атмосферы, повышения самооценки клиента. Для овладения этим методом психологу необходимо развивать эмпатию, умение концентрировать, выражать и контролировать свои эмоции.
Метод внушения - метод, состоящий в малоаргументированном словесном воздействии на клиента с целью изменения его мнений, установок и отношений. Эффективность воздействия основана на авторитете психолога-консультанта. Внушение целесообразно применять для снятия психологических защит и преодоления прямого сопротивления клиента в ходе беседы. Метод является “резервным” и применяется, когда другие возможности воздействия на клиента исчерпаны. Наиболее уместно использование метода в стадии совместной интерпретации.
Метод убеждения - метод, состоящий в развернутой логической аргументации приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне уравновешенного эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для всех фаз и стадий консультирования. Успешное владение этим методом предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента, находить с ним “общий язык”, т.е. обладать определенной коммуникативной компетентностью.
Метод психологического информирования - метод, применяющийся с целью повышения психологической компетентности (грамотности) клиента в области обсуждаемых проблем. Этот метод по сути является мини-лекцией в процессе консультации. Предлагаемые разъяснения должны быть простыми по форме, а по содержанию приближены к конкретным жизненным ситуациям клиента. Метод может применяться на всех стадиях процесса консультирования, кроме фазы “исповеди”.
Метод художественных аналогий - метод, предназначенный для косвенного воздействия на мировоззренческие установки, стереотипы, мнения клиента. Суть этого метода состоит в привлечении конкретных случаев из практики, жизни, анекдотов, примеров из художественной литературы, притч, сказок, пословиц и поговорок. Это дает возможность клиенту взглянуть на похожую проблему как бы со стороны, часто с неожиданной и даже юмористической. В результате снижается субъективная значимость проблемы и ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы. Метод может применяться на всех стадиях консультирования.
Метод мини-тренинга - метод, состоящий в формировании необходимых конкретных навыков у клиента путем кратковременных тренировок, органично включаемых в процесс консультирования. Например, психолог предлагает клиенту “проиграть” сутацию конфликта с какой-либо значимой для него личностью, после этого обсуждаются ошибки и ограничения в поведении клиента. Метод рекомендуется применять на стадии “расширения целей”, когда клиент осознает дефицит определенных психологических умений и навыков и желает немедленно его восполнить. Этому методу может предшествовать или сопутствовать метод информирования.