Таблица проверки звукопроизношения у дошкольников. Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ффнр
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И. Тургенев
Автоматизируем звук Л.
Распечатай и играй!
Игра
«Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры. Читаем стихотворение, дети внимательно слушают идоговаривают последнее слово.
Раз в глубоком тёмном иле
Рыбку рыбаки ловили,
А к нимв сети угодил
Злой зелёный...(крокодил).
Панцирь крепкий, как гранит,
Отврагов он защитит,
И под ним незнает страха
Медлительная... (черепаха).
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Этоне волшебный сон!
Этоафриканский... (слон).
Игра «Чья, чей, чьи?»
Цели: формировать грамматическийстрой речи (образование притяжательных прилагательных от
существительных).
Ход игры . Предложите детям рассмотреть картинкис изображением животных севера и жарких стран и просит
назвать признаки животных.
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)медвежий.
У тюленя голова (чья? какая?) ... Упесца лапы (чьи? какие?) ... У моржабивни (чьи? какие?) ... У оленя рога
(чьи? какие?) ... У пингвина клюв(чей? какой?) ...
«Мерсибо»
Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.
У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.
Игры детям
Мерсибо специалистам
1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков. 2. Обследование артикуляционного аппарата: а) строения; б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению). 3. Обследование произношения звуков: а) по подражанию изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках; б) в самостоятельной речи в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку), во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку), в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка). 4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал, ... 5. Обследование фонематического слуха а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда и ряда слов, подбор картинок на заданный звук; б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).Свистящие звуки С, С", З, З", Ц
С 1. С-С-С-С-С-С
2. са - со - су - сы
ас - ос - ус - ыс
ска - ско - ску - скы
аск - оск - уск - ыск
3. |
сапоги |
писать |
квас |
маска |
скамейка |
сок |
песок |
нос |
миска |
стадо |
|
суп |
пасут |
фокус |
киска |
спутник |
|
сын |
косынка |
Денис |
каска |
хвост |
4. В саду стоит высокая сосна.
Под сосной стоит собака.
5. Са - са - са — в саду оса, Ест киска суп из миски,
Со - со - со — оса пьет сок, Сыта киска — пуста миска.
Су - су - су — видим мы осу,
Сы - сы - сы —в саду нет осы.
С" 1. С"-С-С"-С"-С"-С"
2. ся - сё - сю - си
ась - ось - усь - ысь
стя - стё - стю - сти
асть - ость - усть - исть
3. |
сети |
гуси |
умываюсь |
Сима |
гусёнок |
боюсь |
|
сядь |
осень |
снег |
|
сюда |
гусята |
свинья |
4. Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.
5. Ты не бойся - это гусь.
Я сама его боюсь.
Непоседа Васенька Есть усы у Васеньки,
Не сидит на месте. На усах сединки.
Непоседа Васенька Хвост дугой у Васеньки
Всюду с нами вместе. И пятно на спинке.
З
1.
З-З-З-З-З-З
2 . за - зо - зу - зы
зда - здо - зду - зды
3
. Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.
4
.
У Зои мимоза.
Зоя ставит мимозу в вазу.
5.
Зоя - зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
За - за - за — у Зои коза, Зайка не спит,
зо - зо - зо — у Зои зонт, Зою зовёт.
зу - зу - зу — Зоя пасёт козу, Зайке коза
зу - зу - зу — зайка с Зоей пасёт козу, Спать не даёт.
за - за - за — от Зои убегает коза, Возьмите козу,
зо - зо - зо — Зоя гонится за козой, Замкните козу —
зы - зы - зы — у Зои лет козы, И заинька мой
зы - зы - зы — у зайки нет
козы. Заснёт в тазу.
З"
1.
З"-З"-З"-З"-З"-З"
2
. зя - зе - зю - зи
зня - зне - зню - зни
азнь - ознь - узнь - изнь
3
. Зина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
4.
Зимой у Зины зябнет нос.
Кузя идёт в музей.
5.
Зе - зе - зе — Кузя едет на козе,
Зя - зя - зя — ездить на козе нельзя!
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок земляники несу,
Зелёная ветка под вязом не спит,
Зелёная музыка где-то звучит,
Зелёный кузнечик в зелёной листве
Поёт он зелёную песенку мне.
Ц
1.
Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц
2.
ац - оц - уц - ыц
ца - цо - цу - цы
цма - цму - цмо - цмы
ацм - оцм - уцм - ыцм
3. певец цепь яйцо
танец цыган акация
отец овца цветок
боец умница цветик-самоцветик
4. Заяц сидит под кустом акации.
В степи цветут цветы.
Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ
Ш 1. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
2. ша - шо - шу - ши
аш - ош - уш - ыш
шка - шко - шку - шкы
ашк - ошк - ушк - ышк
3. |
шапка |
уши |
мышь |
пушка |
шайба |
каша |
душ |
шпагат |
|
шина |
душа |
вишня |
пшено |
|
шуба |
машина |
башня |
шишка |
4. |
Маша, ешь пшённую кашу. Паша шьет шапку. |
5. |
Тише, мыши, не шумите, Нашу кошку не будите. |
Кошка в окошке шапку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Мышонку шепчет мышь:
— Ты всё шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуметь я буду тише.
Кукушка кукушонку
Шьёт новый капюшон
— Надень, кукушонок, капюшон!
Как в капюшоне ты смешон!
Ж
1.
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
2.
жа - жо - жу - жи
жда - ждо - жду - жды
3.
жатва пижама
жить ужин
кожа ждать
ужи одежда
4.
Жук жужжит на ветке жасмина.
Женя живёт на шестом этаже.
5.
Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому,
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
Ч 1. Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
2. ач - оч - уч - ич
ча - че - чу - чи
чня - чне - чню - чни
ачнь - очнь - учнь - ычнь
3. |
ночь |
дочка |
чай |
почта |
дочь |
внучка |
чайка |
птенчик |
|
луч |
колечко |
ученик |
чтение |
|
печь |
бабочка |
печенье |
пончик |
4. Танечка качается на качелях.
Девочка печёт печенье.
5. Идёт бычок качается, Ча-ча-ча — на столе стоит свеча,
Вздыхает на ходу: чо-чо-чо — солнце на небе печёт,
— Ох, доска кончается, чу-чу-чу — я стучу, стучу, стучу,
Сейчас я упаду! чи-чи-чи — мы сидели на печи.
Щ 1. Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ 2. ащ - ощ - ущ - ищ
ща - ще - щу - щи
3. Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи
4. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка. Щенок щиплет щётку.
5. Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Ты нас, мама, не ищи: Щиплем щавель мы на щи.
Соноры Р, Р", Л, Л"
Р
1.
Р-Р-Р-Р-Р-Р
2. ра - ро - ру - ры
ар - ор - ур - ыр
тра - тро - тру - тры
атр - отр - утр - ытр
3. |
рак |
ворона |
пар |
парта |
трава |
рот |
куры |
Двор |
корка |
трубы |
|
руки |
кенгуру |
сыр |
бурка |
виноград |
|
рысь |
барабан |
мир |
дырка |
торт |
4. Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с Тамарой.
К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот.
Р" 1. Р"-Р"-Р"-Р"-Р"-Р
2. ря - ре - рю - ри
арь - орь- урь - ырь
кря - кре - крю - кри
акрь - окрь - укрь - ыкрь
3. |
Рябина |
дерево |
дверь |
пряники |
|||
ремень |
ириска |
букварь |
брюки |
||||
репка |
зарядка |
сухарь |
грядка |
||||
ребёнок |
берёза |
фонарь |
абрикос |
4. Рита варит рис. Боря ремонтирует приёмник.
5. У моей сестры Марины Открываем календарь: Щёки, будто мандарины, Начинается январь. А сама сестра Марина В январе, в январе Чуть побольше мандарина. Много снегу на дворе.
Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.
Л
1.
Л-Л-Л-Л-Л-Л
2.
ал - ол - ул - ыл
ла - ло - лу - лы
кла - кло - клу - клы
акл - окл - укл - ыкл
3. |
мел |
полка |
луна |
балык |
яблоко |
пенал |
палка |
лапа |
холод |
клоун |
|
пол |
вилка |
локоть |
палуба |
клубника |
|
бал |
булка |
пила |
палатка |
свёкла |
4. Мила мыла пол в классе.
Алла ела яблоко.
5. |
— Заяц белый, |
|
Белый мел, |
Заяц белый, |
|
Белый заяц |
Ты куда |
|
Тоже бел |
За лыком бегал? |
|
А вот белка |
Заяц белый |
|
Не бела. |
Отвечал: |
|
Белой белка |
— Я не бегал, |
|
Не была. |
Я скакал. |
Л" 1. Л"-Л"-Л"-Л"-Л"-Л" 2. ля - ле - лю - ли аль - оль - уль - иль для - дле - длю - дли адль - одль - удль - идль
3. Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины лёд метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв
4. У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.
5. В лесу метёт метелица, Белым снегом стелется, " А мы валенки надели - Не боимся мы метели.
Фонематический слух
1 . Различение на слух фраз, слов, слогов (при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т.д.)а) На лугу пасутся козы. У Сони длинные косы. На клумбе расцвели розы. На траву выпали ранние росы.
б) барка — балка балка — палка балка — булка
в) па — ба ба — па ши — жи жи — ши зы — сы сы — ши
2. Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом 3. Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т.д.
Приложение:
Картинный материал (цветная вставка)
Наталья Образцова
Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.
Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой : ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях : в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками .
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения . Обычно нарушаются следующие группы звуков : свистящие (с, с", з, з", ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л", р, р, j, заднеязычные (к, к", г, г", х, х", звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т, д, н,) .
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков , например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков , например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков :
Искаженное произношение звука .
Отсутствие звука в речи ребенка , т. е. неумение произносить его
Замена одного звука другим , имеющимся в фонетической системе данного языка.
Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы :
Фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические - парасигматизмы - от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с ;
Фонетические нарушения звуков л и л" называются ламбдацизмы, а фонематические - параламбдацизмы - от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л ;
Фонетические нарушения звуков р и р" называются ротацизмы, а фонематические - параротацизмы - от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р ;
Фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические - парайотацизмы - от названия греческой буквы йота, обозначающей звук ;
Фонематические - паракаппацизмы - от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.
Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют - их называют :
Дефекты озвончения;
Дефекты смягчения.
Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки :
умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять , как он нарушен;
умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука : видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;
умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке , в отдельных словах, при их изолированном произнесении).
Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения .
Проводя индивидуальное обследование , логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования . В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования . Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения
Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения :
1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков :
Гласные А, О, У, Э, И, Ы;
Свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ) ;
Сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ) ;
Глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В) в твёрдом и мягком звучании (П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ) ;
Мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ) .
При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков , указав характер нарушения (например, С-Ш (замена) ; Ч-ТЬ и т. д.
Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука , так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой .
Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов , предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК) . Сначала предъявляются звуки , резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.
При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой» артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).
2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи . При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков . С этой целью обследуется произношение слов . Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков . Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.
3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях , состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных .
Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.
Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей :
1. "Волшебный колпачок". На игровом поле находятся "лунки", где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук . Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.
2. "Вертолина". Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.
3. "Веселый рыболов". В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук . Ребенок с помощью удочки "вылавливает" картинки и называет их.
4. "Кто самый внимательный". На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.
5. "Волшебная ромашка". На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком . Ребенок, "открывая" лепестки, называет соответствующие картинки.
6. "Загадочный сундучок". В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук . Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.
7. "Украсим нашу елку". На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.
8. Игра "Наоборот". Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком , а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком .
9. "Найди свою пару". На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого - с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.
10. "Собери осенний букет". В группе "растет дерево", на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком . Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит : "Листья падают, летят, наступает листопад". Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, - М., -1999.
2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников . - М. ,1995.
3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец - М.: Издательский центр «Академия» , 2002. - 200 с.
5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
Рис. 37. Пример нарушенного письма у ребенка с ринолалией (На столе стоит чашка; Дятел долбит в стволе дупло)
Постановка коррекционных задач определяется результатами обследования речи детей.
Обследование состояния звукопроизношения у детей
Обследование звукопроизношения должно предусматривать два аспекта. Один аспект - артикуляционный - предполагает выяснение особенностей образования звуков речи и функционирования органов артикуляции в процессе произнесения.
Второй аспект - фонологический - имеет целью выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой.
Обследование звуков начинается с тщательной проверки изолированного произношения звуков. Затем проверяют произношение звуков в слогах, словах и фразовой речи.
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как ребенок произносит звук изолированно, указывая характер нарушения.
Отмечается также степень назальности при произнесении гласных и согласных звуков и наличие компенсаторных «гримасок».
При обследовании используются упражнения, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить особенности двигательной сферы, особенно в случаях сочетания ринолалии со «стертой» формой дизартрии.
Полезным для логопедического анализа является и повторение ребенком вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап-пак). Сначала даются звуки, артикуляционно резко отличающиеся друг от друга, затем более близкие. При этом логопед фиксирует случаи, когда ребенку не удается моторное переключение с одного звука на другой, и он, вместо того чтобы повторить конечный звук первого слога, произносит предыдущий. Отмечается также появление «усредненной» артикуляции (например, вместо т и д произносится полузвонкий звук, вместо т и т" - полумягкий).
Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Ребенку предъявляют наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Нужный звук должен находиться в словах в разных позициях. Например, на свистящие и шипящие звуки могут быть такие слова (картинки): собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса. Особое внимание логопед уделяет тому, как ребенок произносит звуки во фразовой речи.
ВВЕДЕНИЕ
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с", з, з", ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л", р, р, j), заднеязычные (к, к", г, г", х, х"), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т, д, н,).
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
Искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
Отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова);
Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р ил ). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как «лак», рожки - как «ложки».
Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака- «тобака», зайка - «дайка», цапля- «тапля»), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.
Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:
Фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические - парасигматизмы - от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;
Фонетические нарушения звуков л и л" называются ламб-дацизмы, а фонематические - параламбдацизмы - от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;
Фонетические нарушения звуков р и р" называются рота-цизмы, а фонематические - параротацизмы - от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;
Фонематические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические - парайотацизмы - от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;
Фонематические - паракаппацизмы - от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы, а.
Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют - их называют:
Дефекты озвончения;
Дефекты смягчения.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать разновидности сигматизмов и парасигматизмов, ламбдацизмов и параламбдацизмов и др., их отличия от нормы как по артикуляции, так и по звучанию. Но одних теоретических знаний недостаточно - логопед должен выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:
умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;
умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;
умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).
Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения. Для этого логопед заводит тетрадь, в которой фиксирует все ошибки воспитанника.
В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена.
Старшим детям логопед может предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недостаточно для определения нарушений звуков, целесообразно воспользоваться картинкой. Описанные приемы помогут логопеду определить, простое или сложное нарушение у ребенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исходя из этого, решить, какое это нарушение - фонетическое, фонематическое или фонетико-фонематическое, установить его вид (сигматизм, парасигматизм или др.).
Поскольку необходимо определить не только вид, но и разновидность нарушения, логопед, предлагая ребенку называть предметные картинки, вслушивается в его речь, определяет особенности звучания исследуемых звуков, отмечает, какое положение занимают при этом органы артикуляционного аппарата. Например: вместо звука с слышен шепелявый звук, при его произнесении кончик языка просовывается между зубами, вместо того чтобы находиться за нижними резцами. Все это характеризует межзубный сигматизм. Таким образом, логопед выявляет разновидность сигматизма. А точное определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.
Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы и картинки-символы. Затем ребенку даются предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за логопедом фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи. Ниже приводятся образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков.
Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.
У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит - жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики.
Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.
Логопед отмечает в тетради результаты проверки (произнесение изолированного звука, в словах, во фразах), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).
В ряде случаев выявление уровня нарушения звука осложняется тем, что дети не могут правильно повторить за логопедом предложения. У некоторых дошкольников наблюдаются разные замены одного и того же звука, часто зависящие от соседних звуков или слов, перестановки и пропуски слов в предложении (ребенок не может удерживать в памяти фразу), ошибки в окончаниях слов (ребенок не согласовывает слова в роде, числе, падеже), пропуски предлогов или неправильное их употребление. Иногда все эти ошибки могут встречаться у одного ребенка и не только при назывании сюжетных картинок, пересказе, рассказывании, но и при повторении предложений. Такие же ошибки могут наблюдаться в речи ребенка и на занятиях, особенно по родному языку и формированию математических представлений. Наличие ошибок в словаре, фразовой речи указывает на то, что нарушение звукопроизношения является частью другого, более сложного, дефекта речи. Соответственно это будет влиять и на методику работы по его коррекции.
Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением фонематического слуха, логопед должен проверить его состояние. Для этого логопед определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков: свистящие - шипящие (с - ш, з - ж, с" - щ, ц - ч), сонорные (л - р), звонкие - глухие (б - п, д - т, г - к ), твердые - мягкие (т – т , , д - д", н - н" ). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Логопед просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например: са - ша (ши - сы; со - шо; шу - су и др.) - для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для воспроизведения по три слога, например: са - ша - са (сы - сы - ши; шо - со - шо; шу - шу - су). Проговаривая слоги, логопед закрывает рот экраном (можно листом бумаги), который держит на расстоянии 10-15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата (при с губы в улыбке, при ш округленные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух. Сначала логопед произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряет темп.
Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, логопед должен зафиксировать все отклонения в строении органов артикуляционного аппарата - челюстей, зубов, твердого нёба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):
прогения - передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед;
прогнатия - передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед;
открытый прикус - при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это боковой открытый прикус.
Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижними резцами, что необходимо для произношения свистящих звуков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придает звукам хлюпающий оттенок.
Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что может влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях надо направить ребенка к специалисту-ортодонту в стоматологическую поликлинику. Но это не значит, что с таким ребенком не надо заниматься. Если у него хорошо работают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточно развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроизношения.
Обычно у тех детей, у которых недостаточно сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук. Для ее проверки используются следующие упражнения:
одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх-то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);
кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;
положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;
положить кисти обеих рук на стол - ладонь левой руки сжать в кулак, а правой - раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;
поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе;
последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.
Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стула и стола должна быть такой, чтобы локти малыша все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой опоре.
В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). Отмечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппарата в выполнении движений рук, например, если ребенок закусывает губу или язык и т. п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.
Итак, в ходе обследования логопед фиксирует все данные в тетради для индивидуальной работы с ребенком. Анализ результатов обследования даст логопеду, возможность, определить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его коррекции. Далее логопед приглашает родителей, чтобы показать им, какие звуки и как говорит их ребенок, как он различает звуки, как работают его органы артикуляционного аппарата, как развита мелкая моторика рук. Родители должны знать, что, как и зачем надо в дальнейшем делать. Необходимо, чтобы они стали сознательными и заинтересованными помощниками логопеда в работе по устранению недостатков звукопроизношения у ребенка.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,- этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Подготовительный этап
Цель этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, т. е. логопед выделяет, что и как нарушено. Так, при правильном произнесении звука с боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребенка левый (правый) край языка опускается и пропускает воздушную струю вбок, логопед подбирает игровые упражнения для его укрепления.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы логопед мог контролировать его качество, а ребенок - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движении и положений органов артикуляционного аппарата).
Постановка звука
Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.
Различают три основных способа постановки звука.
Первый способ - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых, связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (логопед контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате стадии ставится звук с .
Второй способ - с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка логопед может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) иди туго набитую ваткой, длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с , логопед плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.
Третий способ - смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.
Автоматизация звука
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сна, сны, ско, сфу и т. п. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.
Автоматизация звука в словах - это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, в середине, конце - подбирают по 20-30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60-90 картинок.
Дифференциация звуков
Цель данного этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.
Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться логопед), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам логопеда. При подготовке к занятию логопед продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать, то, или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.
Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от логопеда тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, - М., -1999.
2. Л.Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. - М.,1995.
3. Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998.
1. Введение
2. Обследование звукопроизношения у дошкольников
3. Основные направления коррекционной работы