Составление картинного плана. Методика формирования умения составлять план
Муниципальное общеобразовательное учреждение Расловская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»Директор МОУ
Расловской СОШ
Смирнова Н.В. _____________
от «____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА УВАДЬЕВОЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ
Количество часов в год – 34 (в каждом классе)
Количество часов в неделю – 1/2 (в каждом классе)
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам МКОУ «СОШ №18» г. Дзержинска Нижегородской области. Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.
Цель программы:
Провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 5 - 9-х классов по коррекции недостатков письменной речи
Задачи коррекционного обучения:
Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
Повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;
Развить логическое и образное мышление;
Развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Содержание программы:
Программа рассчитана на весь курс обучения (5 - 9 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.
В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Для усвоения программы используются основные методы обучения : наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: элементы музыкотерапии и литотерапии, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.
Тематическое планирование
для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2015 – 2016 учебный год
Тема коррекционного занятияКол-во часов
Гласные звуки
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звук
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.
Непроизносимые согласные.
Двойные согласные.
Двойные согласные.
Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова.
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
Словоизменение
Имя существительное
Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Имя прилагательное
Род имён прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Согласование прилагательных с существительными в числе.
Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
Глагол
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Обращение.
Прямая и косвенная речь.
Работа над ошибками.
Всего:
34 часа
Тематическое планирование
по логопедической коррекции
для учащихся 6 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2015 – 2016 учебный год
Тема коррекционного занятияКол-во часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-.
Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.
Звонкие и глухие согласные
Правописание согласных в приставках.
Твёрдые и мягкие согласные
Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.
Развитие слогового анализа и синтеза
Правописание сложных слов.
Словообразование
Сложные слова. Сложносокращённые слова.
Словоизменение
Имя существительное
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное
Степени сравнения имени прилагательных.
Имя числительное
Согласование порядковых числительных с существительными.
Местоимение
Согласование местоимений с существительными.
Глагол
Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов
Развитие анализа структуры предложения
Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения.
Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений.
Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками.
Всего:
34 часа
Тематическое планирование
по логопедической коррекции
для учащихся 7 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2015 – 2016 учебный год
Тема коррекционного занятияКол-во часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.
Наречие. Конечные гласные наречий.
Согласные звуки
Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
Развитие анализа структуры предложений
Причастие как особая форма глагола.
Причастный оборот.
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот.
Анализ предложений с деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
Анализ предложений с непроизносимыми предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).
Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.
Распространение предложений.
Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).
Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.
Развитие анализа структуры текста
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов.
Подробное изложение с творческими дополнениями.
Сжатое изложение. Выборочное изложение.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего:
34 часа
Тематическое планирование
по логопедической коррекции
для учащихся 8 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2015 – 2016 учебный год
Тема коррекционного занятияКол-во часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Работа над предложением
Конструирование предложений с однородными членами.
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Работа над текстом
Пересказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ по сюжетной картинке.
Что такое план.
Виды планов.
Пересказ по плану.
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
Изложение текста по коллективно составленному плану.
Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Текст – повествование. Составление рассказа.
Текст – описание. Составление рассказа.
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
Замена в тексте лица рассказчика.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего:
34 часа
Тематическое планирование
по логопедической коррекции
для учащихся 9 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2015 – 2016 учебный год
Тема коррекционного занятияКол-во часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Работа над предложением
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами).
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
1
10
Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.
1
11
Конструирование бессоюзных сложных предложений.
1
12
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
1
13
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
1
14
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
1
15
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
1
16
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.
1
17
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.
1
Работа над текстом
18
Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.
1
19
Типы текстов.
1
20
Структура текста. Понятие о микротеме.
1
21
План. Виды плана.
1
22
Составление планов разных видов.
1
23
Составление плана по данному тексту.
1
24
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.
1
25
Редактирование изложения.
1
26
Типы текста. Сравнительное описание.
1
27
Сочинение – сравнительное описание.
1
28
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
1
29
Типы текста. Повествование.
1
30
Типы текста. Рассуждение.
1
31
Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.
1
32
Редактирование сочинения.
1
33
Проверка результативности коррекционной работы.
1
34
Работа над ошибками.
1
Всего:
34 часа
ЛИТЕРАТУРА:
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005..
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб.: СПбАППО,2004.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.
Рабочая программа логопедических занятий для учащегося 4 класса с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с системным недоразвитием речи вторичного характера (умственно отсталый). В программе представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование и список литературы.
Министерство образования Красноярского края
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71
п. Кедровый Красноярского края»
Рассмотрено
на заседании социально — психологической службы
протокол №______
от «___» ________2014 г.
Руководитель службы: Адамова А.В.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Шитоева Н.Н._______________
«_____»_______________2014г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края»
Лелюх И.А._________________
«____»________________2014г.
Рабочая программа
«Логопедических занятий»
для учащегося с ОВЗ, 4 класс
индивидуальные занятия (надомное обучение)
на 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- «Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому» МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2010.-190 с.
- Рекомендаций РПМПК.
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края п. Кедровый» на 2014-2015 учебный год.
- Логопедического обследования.
После проведенного логопедического обследования у учащегося с ОВЗ – Машкина Ильи были выявлены следующие недостатки:
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- Дефектное произношение звука [р].
- Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости.
- Недостаточно сформированы фонематические процессы.
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у Ильи наблюдается:
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Цели программы:
- развить устную и письменную речь;
- повысить успеваемость по русскому языку;
- сформировать речевую функцию в целом.
Задачи программы:
- развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы;
- предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи;
- предупреждение дисграфии (как фонематической, так оптической и кинетической её форм);
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Программа носит коррекционно-развивающий характер, учитывает индивидуальные особенности развития речевой деятельности Машкина Ильи.
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей.
Развитие речи предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Программа имеет смежные темы с разными предметами: письмом, чтением, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, изобразительным искусством.
В процессе занятия используются различные виды деятельности: беседа, игра, рисование и др., которые способствуют расширению, повторению и закреплению полученных знаний. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, активно используются на других уроках. Занятия строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта Машкина И.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, так как используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается по другим предметам.
Программа опирается на следующие специальные принципы:
- этиопатогенетический;
- системности учета структуры речевого нарушения;
- комплексности;
- дифференцированного подхода;
- поэтапности;
- учета личностных особенностей;
- использования обходного пути.
Основными методами обучения являются беседы, дидактические игры, наблюдения, практические работы. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития Машкина Ильи. При этом создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей учащегося.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
- принцип «от простого к сложному»;
- поэтапное формирование умственных действий;
- опора на сохранные психические функции.
Контрольно-измерительные материалы:
Действует безотметочная система обучения.
Чтобы оценить уровень развития и усвоения программы Машкиным Ильёй проводится диагностика в начале и в конце года.
Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения, беседы.
Логопедом заполняется речевая карта, индивидуальная карта развития. Контроль осуществляется в течение всего учебного года.
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения ребёнком словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности — принятие учебной задачи;
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- применение знаний в новых ситуациях;
- оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду за разъяснением;
- составление устных связных высказываний.
Программа рассчитана на 16,5 часов в год. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития Машкина И. Учитель-логопед вправе исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося. Занятия проводятся в индивидуальной форме на дому в течение 15 минут 1 раз в неделю
Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:
Название, класс |
Год издательства |
Издательство |
||
Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. | Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения | 1997 | Москва Просвещение | |
Бачина О.В.,Вилочева М.П. | Школьный логопункт: Организация и содержание работы | 2009 | Москва ТЦ СФЕРА | |
Бекшиева З.И | Коррекция письменной речи у школьников | 2009 | Ростов н/Д: Феникс | |
Визель Т.Г.. | Логопедические упражнения на каждый день | 2006 | Москва | |
Волина В.В. | Занимательное азбуковедение | 1991 | М.: Просвещение | |
ВолковаЛ.С.,ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. | ЛогопедияКнига 1,2 | 1995 | Москва Просвещение | |
Воронкова В.В. | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы | 2010 | Москва Просвещение | |
Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. | Организация логопедической работы в школе | 2007 | МоскваТЦ Сфера | |
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. | Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте | 1991 | МоскваПросвещение | |
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. | Формирование связной речи у детей – олигофренов | 1970 | Москва Просвещение | |
Кузьмина Е.В. | Бланковые методики в работе логопеда | 2009 | МоскваТЦ Сфера | |
Лалаева Р.И. | Логопедическая работа в коррекционных классах | 1998 | Москва Просвещение | |
Лалаева Р.И. | Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. | 2003 | Дефектология №3 стр. 29 -34. | |
Садовникова И.Н. | Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников | 1997 | Москва Просвещение | |
Уфимцева Л.П., Самодурова А.А., Ефимова О.Л. | Современные подходы к организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида | 2007 | Красноярск | |
Яковлева Н.Н. | Коррекция нарушений письменной речи | 2007 | СПб, Каро |
Тематическое планирование
I ЧЕТВЕРТЬ |
Темы занятий |
Часы |
Словарь |
|
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов | Коррекция дефектов произношения | автобусвдруг | ||
Мягкий знак в конце и середине слова | ||||
Разделительный мягкий знак | ||||
II ЧЕТВЕРТЬ |
Закрепление артикуляции звуков: свистящих: С-З-Ц, шипящих: Ш-Ж-Щ-Ч, соноров: Л-Р, К-Г-Х | Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.Уточнение значения имеющихся у детей слов, дальнейшее обогащение новыми словами. | газетадеревнядневник
квартира |
|
Деление слов на слоги. Слоговой и звуко-буквенный анализ слов | ||||
Перенос слов по слогам | ||||
Сочетание гласных и шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу | ||||
III ЧЕТВЕРТЬ |
Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова | рассказобедкостюм | ||
Предлоги: до, без, под, над, около, перед | ||||
Слова — предметы | ||||
Слова — действия | ||||
Слова — признаки | ||||
Различение слов, обозначающих название предметов, действий, признаков | ||||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
Слова антонимы (слова неприятели) | Отработка навыков связной речи
Овладение детьми словосочетаниями, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Развитие навыков построения связного высказывания |
портфельэкскурсия | |
Слова синонимы (слова приятели) | ||||
Слова омонимы (близнецы) | ||||
Предложение. Связь слов в предложении | ||||
Предложения с однородными членами | ||||
Предложения, различные по интонации | ||||
Составление предложений по его началу | ||||
Составление предложений по серии картинок | ||||
Работа с деформированным текстом |
Машкин Илья должен уметь:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
- понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
Картинный план урока как одна из форм формирования универсальных учебных действий.
Школа должна готовить ребенка к жизни в обществе. Значит, уже на уроке ученики должны учиться организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность, решать сложные проблемы, находить, понимать и принимать решения, сотрудничая для этого.
В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение планировать свою деятельность, контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать результат, находить ошибки, пути их устранения. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т. е. различать «это я уже знаю и умею», «а это я еще совсем не знаю, надо узнать» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения к творческому поиску.
Перед школой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
В стандартах второго поколения разработана концепция развития универсальных учебных действий как «психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания».
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В состав основных видов УУД входит и регулятивный блок УУД.
К регулятивным действиям относятся:
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Контроль;
Коррекция;
Оценивание;
Саморегуляция;
Это все действия ученика, которые направлены на организацию его деятельности на уроке.
В понятие «организация деятельности» входят следующие умения:
Определять и формулировать цель деятельности;
Составлять план действий по решению проблемы;
Осуществлять действия по реализации плана, если надо - корректировать;
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Если в 1 классе дети определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, то во 2 классе они делают это уже самостоятельно. А в 3-4 классе ученики, самостоятельно определяя цель деятельности, обнаруживают и формулируют учебную проблему, работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки, вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы.
В формировании регулятивных учебных действий мне помогает картинный план урока, который я разработала.
Картинный план вводится с 1 класса постепенно. В сентябре я каждый день показываю одну картинку плана и спрашиваю: «Что просит сделать вас эта картинка»? После обсуждения мы договариваемся о том, что дети будут делать при виде данной картинки. Она вывешивается на доске как часть плана урока.
К концу 1 четверти в начале каждого урока учащиеся «читают» картинный план, обсуждают, что им предстоит сделать на уроке. По плану дети оценивают свою работу на уроке поэтапно.
Далее от класса к классу работа с планом усложняется, варьируется. К 4 классу план помогает ребятам не только организовать, оценить и проконтролировать свою деятельность, но и столкнуться с проблемой, которая требует решения, поставить цель урока и определить конкретные задачи. Например, план урока начинается не с традиционной проверки домашнего задания, а с задания на дом. Ученики знакомятся с домашним упражнением и сталкиваются с проблемой, я предлагаю выстроить план деятельности, который поможет нам решить учебную проблему.
Главное, чтобы план не превращался в красивые картинки на доске, а работал над формированием регулятивных универсальных учебных действий.
Сначала план был в виде картонных прямоугольников, которые вывешивались на доске. Сейчас у нас в классе есть интерактивная доска. Работать на ней - одно удовольствие.
Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного.
МО учителей начальных классов.
Пономаренко Л.А.
Почему большое внимание в начальной школе уделяется работе по составлению плана.
Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру - это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить - это значит увидеть и выделить главное, т.е., обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию. В своей работе я использую следующие виды плана:
1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.
2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;
3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.
Начиная работу над литературным произведением, «идеальный учитель» должен ставить перед собой задачу создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. Дети должны сначала понять весь материал, затем запомнить его. То есть работа до начала чтения, работа во время чтения и работа над текстом после чтения должна проводиться обязательно именно на уроке, следовательно, и обучать детей подробному пересказу следует тоже на уроке.
Но в большинстве случаев учителя уделяют внимание такому этапу работы над литературным произведением, как анализ, т.к. считают его наиболее сложным и трудоемким и подготовке работы перед непосредственным прочтением. Так же внимательно следят за совершенствованием навыков чтения. При этом такой этап работы как вторичный синтез отходит на второй план или вовсе не проводится. Учитель практически не учит детей подробному пересказу текста литературного произведения, а просто дает в качестве домашнего задания пересказать рассказ, сказку и т.п.
Дети, в свою очередь, не зная как пересказывать литературное произведение, на что следует обратить внимание, в какой последовательности должна проводиться работа и подготовка, и каковы критерии оценки, стараются, как правило, выучить текст наизусть, слово в слово. А ведь одним из главных критериев оценивания любого пересказа является живая речь ученика.
Поэтому и необходимо сделать так, чтобы ребенок, не затрудняясь, смог самостоятельно подготовиться к изложению содержания произведения своими словами, полно и выразительно. А для этого учителем должны использоваться приемы работы над подробным пересказом.
Одним из таких приемов является составление плана литературного произведения.
Оно приведет к осмысленному пересказу своими словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание – это, прежде всего, перевод текста на «свой» язык.
Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид – установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов.
Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, – выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части. Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.
В младших классах работа над планом рассказа или сказки проходит на основе эмоционального восприятия содержания и сам план часто имеет образное (картинное) выражение. В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план .
Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом . В 1 классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поиску ответа.
На начальных этапах обучения составления плана текста, рассказа или сказки учителя используют часто прием – показ на примере, каким должен быть план. Для этого школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению. Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой план сами.
На примере им показывают и как формулируются заголовки. Они тоже даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них.
Вместе с этим учащимся выдаются памятки составления плана рассказа.
Составление плана рассказа.
Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
Основной приём обучения - это показ на примере, каким должен быть план. (Готовый план) .
На примере учащимся показывают и как формулируются заголовки. Например, задание, предполагающее данный прием, такое:
Прочитай текст, расположи пункты плана по порядку.
Другим распространенным приёмом обучения является методика восстановления текста. При таком обучении школьникам даётся текст, разрезанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны составить рассказ.
Задание: «Напечатанные ниже смысловые части текста расположены не по порядку. «Собери их» – в этом тебе поможет план» (Даны части текста и план, нужно расставить части в соответствии с планом)
С первого класса предлагается детям вопросный план , т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.
Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.
Подведем итог:
План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.
Вместе с тем составление плана помогает запомнить материал. Составление плана влияет на полноту, скорость, точность и прочность запоминания материала.
Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.
Виды плана:
1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.
2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;
3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.
Существует 4 этапа работы над словесным планом:
1. Чтение произведения;
2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;
3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;
4. Озаглавливание.
С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.
Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.
На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.
Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.
При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;
2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;
3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.
Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.
Деформированный план предлагается для проверки осознанности содержания произведения.
Трудности при составлении плана детьми:
В планах дети передают последовательность действий, совершаемых персонажами, а не смысл этих действий;
Языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.
Критериями хорошего плана для учащихся начальных классов могут быть последовательность и точность (возможность по плану представить смысл прочитанного)
Тема. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. Структура уроков внеклассного чтения.
Согласно проведенным статистическим исследованиям получены данные об особенностях чтения и восприятия литературы младшими школьниками. У большинства школьников отмечено устойчиво положительное отношение к книге. Дети любят слушать чтение книг сказочного и фантастического жанра: о путешествиях, о животных, об исторических событиях и т.д. Этот перечень составляет основной круг тем детского чтения. Дети помнят конкретные книги (70%), но слабо связывают тему чтения с названием книги и ее автором. Могут назвать писателя -10-12%; название произведения - 20-24%; связать все вместе – 4%.
Учет особенностей чтения младших школьников, учет восприятия книги и отношения к ней стал стимулом разработки в 70-ые годы 20 века системы обучения внеклассному чтению группой методистов под руководством методиста Натальи Николаевны Светловской.
Метод обучения внеклассному чтению в этой системе был назван «методом чтения-рассматривания». Суть этого метода: действие ребенка должны повторять систему действия взрослого человека, выбирающего нужную ему книгу.
1. Определение внешних характеристик книги.
2. Прогнозирование содержания книги по системе внешних показателей.
3. Решение относительно надобности или ненужности совершаемого выбора.
На разных этапах обучения урок внеклассного чтения предполагает достижение следующих образовательных целей:
Расширение читательского кругозора детей в объеме определенного уроком количества книг (все этапы);
Формирование умения аудирования (подготовительный и начальный этапы);
Формирование умения ориентироваться в книге и среди книг по различным источникам (по внешним показателям, оглавлению, предисловию, аннотации, каталогу и т.д. - в зависимости от этапа обучения);
Формирование умения предугадывать примерное содержание книги до чтения;
Формирование умения выбирать книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;
Формирование умения анализировать и аннотировать самостоятельно прочитанную книгу (основной и заключительный этапы).
Развивающие и воспитательные цели те же, что и на уроках классного чтения.
В системе Н.Н.Светловской выделяется 4 этапа.
1-ый этап - подготовительный , рассчитан на (у семилеток) – 1 полугодие 1 класса; (у шестилеток) – 1 класс.Работа по внеклассному чтению составляет 15-20 мин. от урока еженедельно. Желательно, чтобы они проходили в один день и час. Объем чтения – 2-4 страницы.
Задачи подготовительного этапа:
1. Воспитывать у детей интерес к книге;
2. Уметь размышлять над прочитанным;
3. Учить слушать произведение в чтении учителя;
4. Развивать читательское внимание, расширять кругозор.
Уголок внеклассного чтения на подготовительном этапе:
Рядом с уголком ставятся стол и стулья.
Структура урока:
1. Беседа, предшествующая чтению (2-3 минуты). Может вывешиваться картинка с персонажами.
Она создаёт представление о предмете как явлении, о котором будет идти речь в данном произведении;
2. Выразительное чтение произведения учителем (3-7 минут).
Все повторы наизусть (присказки);
3. Размышление о прочитанном, беседа по содержанию (до 5 минут).
Основной метод – беседа. Она включает в себя обращение к иллюстрациям, мысленное рисование картин, определение темы и главной мысли произведения, заучивание коротких песенок, повторов, пересказ, инсценирование, хоровая декламация, постановка живых картин;(ведущие методы)
4. Молчаливое рассматривание книги (до 4 минут).
На данном этапе дети учатся правильно рассматривать книгу, отыскивают произведение, которое читали на уроке.
Порядок рассматривания детской книги:
1.Внимательно рассмотрите рисунок на обложке. О чём он говорит?
2. Найдите название этой книги. Кто может прочитать его? Кто может назвать отдельные буквы?
4. Переверните книгу, рассмотрите вторую обложку. Что на ней находится? О чём это говорит? Подумайте.
5. Откройте книгу и рассмотрите её постранично. Сколько произведений в книге? Какие иллюстрации вам особенно понравились? Что вы можете рассказать о них? К какому эпизоду подходит иллюстрация?
Дети выполняют задание по желанию: читают вместе с родителями, находят другие книги с теми же персонажами.
Правила знакомства с детской книгой:
2.Прибаутки, потешки, песенки, присказки, повторы знать наизусть;
3.Во время чтения ходить по классу нельзя;
4.Иллюстрации и обложку во время чтения показывать нельзя;
5. Книгу держит учитель на уровне груди.
2-ой этап – начальный , охватывает 2 класс (по программе 1-4) и 2-ое полугодие 1 класса (по программе 1-3). Уроки проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Объем чтения – от 8 до 30 страниц.
Структура урока:
1. Ориентировка в книгах (до 5 минут).
Учитель подбирает выставку сам. Выставляется от 2 до 4 книг, среди которых обязательно находится та книга, которую дети будут читать на уроке. Учитель даёт задание: «Найдите книгу о товарищах (о животных и так далее)».
Виды заданий:
б) вычленение книг из группы книг:
Все ли книги соответствуют теме? Уберите лишние.
Выберите среди выставленных книги определенного писателя, заданного жанра, заданной структуры (например, сборник);
в) дополнение выставки другими книгами;
г) группировка книг по определенному признаку: по теме, жанру, эмоциональной окраске произведений;
д) выбор книги по заданию учителя. По внешним показателям сделать вывод о примерном содержании книги.
2. Чтение учителем вслух произведения (до 7 минут);
3. Беседа - рассуждение (до 5 минут);
4. Самостоятельное знакомство с новым произведением, новой книгой. (до 5 минут);
5. Чтение произведения учащимися про себя (10-12 минут);
6. Выявление и оценка самостоятельного чтения - рассматривания (7-10 минут).
Учитель может вывешивать иллюстрации, давать карточки с индивидуальными заданиями. Проводится сопоставление героев или тем рассказов;
Уголок внеклассного чтения:
Т е м а у р о к а п е ч а т а е т с я.
Приёмы работ на данном этапе:
1. Выборочное чтение;
2. Выразительное чтение;
3. Все виды пересказов;
4. Ориентировка в группе книг;
5. Все приёмы работ, используемые на подготовительном этапе.
3- 4 ый этапы – основной и заключительный охватывают 3-4 классы. В 3 классе уроки проводятся 1 раз в неделю, в 4 классе – 1 раз в 2 недели. Увеличивается объём, тематика, больше самостоятельности при чтении, т.е выбирают и читают книги учащиеся дома, а в классе – рассказывают.
Структура урока:
1. Выставка книг, прочитанных детьми по теме урока. Выставку теперь готовят сами дети (до 5 минут).
Выявление, кому какие книги понравились и чем, краткие рассказы об этих книгах или аннотация к ним.
Составьте библиографическую карточку заданной книги.
Соответствие теме, группировка книг по жанрам, по микротемам и др.
2. Всесторонний анализ прочитанных книг (ставятся сквозные вопросы о всём творчестве писателя (20-25 минут); Чтобы не терять время, учитель дает план рассказывания: краткий или подробный для отрывка из текста.
3. Расширение читательского кругозора (знакомство с новыми жанрами писателя, рассказы о писателе, литературная викторина). Чтение интересного отрывка из произведения к следующему уроку, чтобы заинтересовать ребят (12-15 минут);
Уголок внеклассного чтения на основном этапе:
Ведущие методы и приёмы:
1. Свободные высказывания учащихся;
2. Групповые отчёты по плану;
3. Индивидуальные сообщения;
4. Фронтальная беседа;
5. Все виды чтения;
6. Читательские диктанты (ответы на вопросы);
7. Игра «Алфавит».